Любовь орлова молодая

Любовь орлова молодая thumbnail

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Орлова; Орлова, Любовь.

Любо́вь Петро́вна Орло́ва (29 января [11 февраля] 1902, Звенигород – 26 января 1975, Москва) – советская актриса театра и кино, певица, танцовщица; народная артистка СССР (1950)[2]. Кавалер ордена Ленина (1939), лауреат двух Сталинских премий I степени (1941, 1950).

Биография[править | править код]

Любовь Орлова родилась 29 января [11 февраля] 1902 года (по некоторым данным 16 [29] января 1902 года) в Звенигороде в Московской губернии (ныне Московская область). Её отец Пётр Фёдорович Орлов (1867-1938) служил в военном ведомстве. Мать Евгения Николаевна Сухотина (1878-1945) происходила из старинного дворянского рода[3].

Родители хотели, чтобы дочь стала профессиональной пианисткой, и, когда ей исполнилось семь лет, отдали её в музыкальную школу.

Любовь Орлова в юности. Уроки фортепиано

В 1919 году окончила Московскую среднюю школу. В 1919−22 годах училась в Московской консерватории по классу фортепиано у К. А. Киппа[4]. Из-за трудного материального положения и, возможно, также проявившейся формы болезни Меньера с поражением слуха, учёба в консерватории не была окончена. С 1922 по 1925 год училась на хореографическом отделении Московского театрального техникума им. А. В. Луначарского (ныне ГИТИС), параллельно брала уроки актёрского мастерства у педагога Е. С. Телешовой, режиссёра Художественного театра. В 1920−26 годах работала преподавателем музыки и тапёром (музыкальное сопровождение немых кинофильмов) в кинотеатрах Москвы: «Унион» (позднее – кинотеатр Повторного фильма), «Арс», «Великий Немой», «Орфеум» и выступала с концертными номерами перед киносеансами в кинотеатре «Арс».

В 1926 году вышла замуж за А. Г. Берзина, заместителя начальника административно-финансового управления Народного комиссариата земледелия (Наркомзема). Будучи крайне занятыми, супруги проводили мало времени вместе, хотя А. Г. Берзин содержал её и всех родственников.

После окончания Московского театрального техникума, с 1926 по 1933 год – хористка, затем актриса Музыкального театра им. народного артиста Республики В. И. Немировича-Данченко (ныне – Московский академический музыкальный театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко).

В 1930 году муж был арестован по делу Трудовой крестьянской партии. В 1931 году был сослан в Казахстан.

Как артистка хора и кордебалета, была занята, в основном, в эпизодических ролях. Однако даже в этих ролях её музыкальный и драматический талант многим бросался в глаза. Но она, будучи вполне обеспеченной, не мешала другим делать карьеру. Только после того, как материальное положение её катастрофически ухудшилось из-за ареста мужа, она стала искать возможность строить свою карьеру. В 1932 году роль Периколы в одноимённой оперетте Ж. Оффенбаха вывела её из состава хора и сделала солисткой.

В 1933 году состоялась встреча актрисы с молодым начинающим режиссёром Г. В. Александровым, которая сыграла решающую роль в её дальнейшей судьбе. Она стала его женой, он снимал её в своих фильмах.

В 1933 году художник П. Вильямс посоветовал Г. Александрову сходить в Музыкальный театр В. И. Немировича-Данченко, где в спектакле «Перикола» играла 31-летняя Любовь Орлова. Режиссёр последовал этому совету, пришёл на спектакль и сразу же был пленён не только талантом актрисы, но и её внешностью. В тот же день они познакомились. Сомнений в том, кто будет играть роль Анюты в его новом фильме, у режиссёра после этого не осталось.

Типаж актрисы – человек нового времени, энергичный, оптимистичный, обаятельный, весело и настойчиво шагающий в светлое настоящее и будущее.

Любовь Орлова в фильме «Весёлые ребята», 1934 год

Театровед и критик В. Вульф писал:

… Александров слепил её именно по образцу Марлен Дитрих. Скажем, в «Веселых ребятах» у неё был знаменитый цилиндр – и только в конце 1960-х годов стало ясно, что это тот самый цилиндр, в каком выступала Марлен Дитрих в «Голубом ангеле». В «Цирке» Орлова снимает свой чёрный парик и остается блондинкой – у неё половина головы чёрная, а половина платиновая, – это тоже кадр из фильма Марлен. Но советский зритель не знал, кто такая Марлен Дитрих. Очень узкий круг людей, в том числе людей искусства, видели западные фильмы, когда их для избранных показывали в Управлении кинематографии в Гнездниковском переулке.

Любовь Орлова в роли Марион Диксон в фильме «Цирк» (1936)

Актриса профессионально пела (лирико-колоратурное сопрано), играла на фортепиано, танцевала, исполняла акробатические трюки. Она выступила в главных ролях фильмов «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Весна», где продемонстрировала многогранность своего таланта.

В 1940 году вышел на экраны фильм «Светлый путь», отражающий стахановское движение в стране, где Орлова исполняет знаменитый «Марш энтузиастов» (Д. Актиль – И. Дунаевский) и играет роль ткачихи-многостаночницы.

В кино в основном Любовь Петровна предпочитала сниматься у своего мужа. Однако несколько раз актриса снялась у других режиссёров. Так, например, Орлова снялась в трёх кинокартинах Григория Рошаля («Петербургская ночь», «Дело Артамоновых» и «Мусоргский»), снятых в 1934, 1941 и 1950 годах соответственно, а также в кинокомедии Бориса Юрцева «Любовь Алёны» (1934, фильм не сохранился) и в детективе Александра Мачерета «Ошибка инженера Кочина» (1939)[6].

Читайте также:  Дети уилла смита 2017

Любовь Орлова выступает перед солдатами на фронте, 1944 год

В 1934−45 годах – актриса киностудии «Мосфильм», в 1945−49 – Театр-студия киноактёра (ныне Государственный театр киноактёра), параллельно певица «Гастрольбюро». Во время войны выступала с концертами перед советскими солдатами практически на всех фронтах: под Минском и Киевом, Орлом и Белгородом, Харьковом и Курском[7]. В 1949−55 годах работала по договорам[8].

С 1955 года – актриса Театра имени Моссовета.

В 1974 году снят последний фильм с участием актрисы «Скворец и Лира».

Член Союза кинематографистов СССР.

Скончалась 26 января 1975 года от рака поджелудочной железы. Похоронена на Новодевичьем кладбище (участок № 3)[9].

В 2014 году адвокат А. Добровинский купил дачу во Внуково, ранее принадлежавшую Орловой и Александрову, а также личный архив актрисы и режиссёра[10].

Личная жизнь[править | править код]

  • Первый муж (1926−30) – Андрей Гаспарович Берзин (1893-1951), заместитель начальника административно-финансового управления Наркомата земледелия. В 1930 году был арестован по делу Трудовой крестьянской партии и в 1931 году был сослан в Казахстан, где работал экономистом-плановиком в «Союзпромкорме». В 1938 году повторно арестован и заключён в ГУЛАГ. В ссылке пробыл до окончания войны, после чего вернулся в Москву. Умер в 1951 году от рака, в Латвии, где жил у родственников[11]. О судьбе мужа после его ареста актриса ничего не знала, и, уже будучи женой Г. Александрова, просила И. Сталина узнать о его судьбе и помочь ему.
  • Гражданский муж (1932−33) – Франц, австрийский импресарио.
  • Второй муж (1933−75) – Григорий Александров (1903−83), кинорежиссёр, сценарист, педагог. Герой Социалистического Труда (1973), народный артист СССР (1948), лауреат двух Сталинских премий I степени (1941, 1950).

Детей не было.

Награды и звания[править | править код]

Заслуженная артистка РСФСР Любовь Орлова и Заслуженный деятель искусств РСФСР Григорий Александров на Красной площади, 7 ноября 1935 года

Почётные звания:

  • Заслуженная артистка РСФСР (1935)
  • Народная артистка РСФСР (5.11.1947)
  • Народная артистка СССР (6.03.1950)

Государственные премии:

  • Сталинская премия первой степени (1941) – за исполнение роли Марион Диксон в фильме «Цирк» (1936) и роли Стрелки в фильме «Волга-Волга» (1938)
  • Сталинская премия первой степени (1950) – за исполнение роли американской журналистки Джаннетт Шервуд в фильме «Встреча на Эльбе» (1949)

Ордена и медали:

  • Орден Ленина (1.02.1939)
  • Два ордена Трудового Красного Знамени (1.04.1938, 4.11.1967)
  • Медаль «За оборону Кавказа» (1944)
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945)
  • Медаль «В память 800-летия Москвы» (1947)
  • Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970)
  • Медаль «За освоение целинных земель» ([источник не указан 35 дней])

Другие награды и общественное признание:

  • Юбилейный значок «XX лет советской кинематографии» (1940)
  • VIII Венецианский кинофестиваль (1947, специальный приз фестиваля за лучшую женскую роль (в фильме «Весна») (разделила с И. Бергман).
  • IV Международный кинофестиваль в Марианске-Лазне (1949, премия Мира за фильм «Встреча на Эльбе»)
  • Почётная грамота Советского комитета защиты мира (1960)[12].

Творчество[править | править код]

Роли в кино[править | править код]

Роли в театре[править | править код]

Музыкальный театр им. Немировича-Данченко[править | править код]

  • «Перикола» Ж. Оффенбаха – Перикола
  • «Дочь мадам Анго» Ш. Лекока – Герсилья
  • «Корневильские колокола» Р. Планкета – Серполетта
  • 1927 – «Соломенная шляпка» Э. Лабиша и Марк-Мишеля, режиссёр: Л. В. Баратов – Жоржета[13]

Театр имени Моссовета[править | править код]

  • 1947 – «Русский вопрос» К. М. Симонова – Джесси
  • 1953 – «Сомов и другие» М. Горького – Лидия
  • 1955 – «Лиззи Мак-Кей» по пьесе Ж.-П. Сартра «Добродетельная шлюха», режиссёр: И. Анисимова-Вульф – Лиззи
  • 1958 – «Нора» Г. Ибсена – Нора
  • 1963 – «Милый лжец» Дж. Килти – Патрик Кэмпбэлл
  • 1972 – «Странная миссис Сэвидж» Дж. Патрика, режиссёр: Л. В. Варпаховский – Этель Сэвидж (ввод)

Память[править | править код]

Памятник Любови Орловой в Звенигороде. Архитектор А. Рожников

  • В Звенигороде, на родине артистки, открыт Культурный центр имени Любови Орловой, около которого установлен памятник.
  • В Москве, на доме, где в 1966-1975 годы жила актриса (Большая Бронная улица, дом 29), установлена мемориальная доска.
  • В 1972 году именем актрисы был назван астероид, открытый в обсерватории в Бахчисарайском районе Крыма.
  • В 1976 году на верфи в Югославии было спущено на воду круизное судно, названное «Любовь Орлова».
  • В её честь в 1985 году назван кратер «Орлова» на Венере.
  • В 1989 году композитор и певец И. Николаев написал и исполнил песню «Бенгальские огни» (другое название – «Любовь Орлова»). Эту песню он посвятил памяти актрисы. Авторы слов – Игорь Николаев и Игорь Кохановский.
  • В 1997 году в честь Любови Орловой были названы разновидности фиалки и флокса.
  • В 2001 году в честь актрисы была выпущена почтовая марка России.
  • Памятная монета Банка России, посвящённая 100-летию со дня рождения Л. П. Орловой. 2 рубля, серебро, 2002 год

  • Почтовая марка России, 2001 год

  • Памятник на Новодевичьем кладбище

Читайте также:  Волочкова и астахов личная жизнь

Фильмы и телепередачи об Орловой[править | править код]

  • 1969 – Любовь Орлова. Передача о творчестве
  • 1983 – Любовь Орлова (документальный)
  • 1996 – В поисках утраченного. Любовь Орлова
  • 2002 – Воплощённое счастье. Любовь Орлова
  • 2003 – Больше, чем любовь. Григорий Александров и Любовь Орлова (документальный фильм)
  • 2005 – Три любви Любови Орловой
  • 2006 – Любовь Орлова, Григорий Александров (из цикла передач телеканала ДТВ «Как уходили кумиры») (документальный)
  • 2006 – Утёсов. Песня длиною в жизнь (телесериал), Украина. В роли Любови Орловой – Людмила Смородина
  • 2006 – Сталин. Live (телесериал). В роли Орловой – Екатерина Галахова
  • 2007 – Сказка о Золушке или Фемина Совьетика (документальный)
  • 2007 – Три персонажа в поисках роли
  • 2009 – Великие комбинаторы (документальный)
  • 2015 – Орлова и Александров (телесериал). В роли Любови Орловой – Олеся Судзиловская
  • 2015 – Любовь Орлова. Шипы и розы (документальный фильм)
  • 2016 – Любовь Орлова. Двуликая и великая (документальный фильм)
  • 2020 – Больше, чем любовь. Любовь Орлова и Григорий Александров (документальный фильм)[14]

Литература[править | править код]

  • Иван Фролов. «Любовь Орлова». – М.: Панорама, 1997. – 272 с. – ISBN 5-85220-535-4.
  • Дмитрий Щеглов. «Любовь и маска». – М.: Олимп, Русич, 1998. – ISBN 5-7390-0512-4.
  • Юрий Сааков. «Любовь Орлова». – М.: Алгоритм, 2002. – 56 с. – ISBN 5-9265-0053-2.
  • Александр Xoрт. «Любовь Орлова». – М.: Молодая гвардия, 2007. – 400 с. – ISBN 978-5-235-03020-6.
  • Юрий Сааков. «Неизвестная Орлова». – М.: Майор, 2011. – 288 с. – ISBN 978-5-699-53554-5.
  • Николай Надеждин. «Григорий Александров и Любовь Орлова:«Любовь на двоих». – М.: Алгоритм; Эксмо, 2010. – ISBN 978-5-98551-101-7.
  • Нонна Голикова. «Любовь Орлова». – М.: Молодая гвардия, 2014. – 240 с. – ISBN 978-5-235-03745-8.
  • Марк Кушниров. «Любовь Орловой и Александрова. Жизнь как кино». – М.: Эксмо, 2015. – 384 с. – ISBN 978-5-699-79331-0.

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

Любовь Орлова – “С любовью о Сталине” (мемуары)

  • Любовь Орлова на сайте «Наш Фильм».
  • В. А. Разумный Воспоминания современника о Л. П. Орловой
  • Грамзаписи Л. П. Орловой на сайте Энциклопедия российской грамзаписи Russian-Records.com
  • «Про Любовь. Знакомство и общение с Любовью Орловой и Григорием Александровым» – на сайте «Генерал Цвигун. Частные хроники».

Источник

Вокруг имени Любови Орловой есть много легенд. Вероятно, она сама их сочиняла, стремясь переписать свою биографию, словно сценарий. Многие женщины в Советской России стремились походить на самую красивую кинодиву страны. Но, вероятно, они изменили бы своё мнение, если бы узнали, что скрывается за пленительной улыбкой красавицы.

Любовь Орлова – секс-символ Советского Союза

Происхождение блондинки

Дальним предком Орловой со стороны матери был граф Лев Толстой. Отец был военным, из рода Григория Орлова, который возвёл Екатерину на престол. Но Люба указывала в графе «происхождение» – из служащих.

Девочка получила прекрасное образование, училась в музыкальной школе, мечтала стать известной пианисткой. Но октябрьский переворот разрушил все её планы. Любови пришлось давать уроки музыки, работать тапером в кинотеатре, играть на праздниках рабочих и матросов. Она смотрела чёрно-белое кино и однажды решила, что сама смогла быть стать актрисой. Красивая с тонкой талией, с прекрасными каштановыми волосами. Лишь пальцы её от тяжёлой работы покрылись язвами. Будущая знаменитость решила ходить в нитяных перчатках, да и потом не разрешала операторам снимать её руки крупным планом.

Начало биографии

Люба окончила театральное училище, но у неё не было протекции, и её не приняли даже в кордебалет, не то что в актрисы на эпизоотические роли. Орлова поняла, что помочь ей стать богатой и известной поможет удачный брак. Она вышла замуж за агронома: у него была своя квартира, и он получал приличную зарплату. Он был старше Любы на 10 лет, но мог содержать не только жену, но и её родственников. Став женой богатого человека, Люба ела досыта, много спала и не утруждала себя работой. Заметив, что она пополнела, она стала посещать хореографическую школу.

На пуантах у балетного станка. С педагогом в танцклассе.

С этого времени она всегда носила с собой тонкую верёвочку длиной в 42 см, чтобы измерять свою талию. Когда концы верёвочки не сходились, будущая звезда кино усиленно занималась у балетного станка.

Но в 1930 году мужа Орловой арестовали – они никогда больше не виделись. Любови Орловой снова пришлось самой заботиться о себе, но её не брали даже во второсортные театры. Недолго она жила с австрийским импресарио Францем, но и он не помог ей.

Встреча с Александровым

Любе исполнилось 30 лет, когда она познакомилась с режиссёром Григорием Александровым. Он искал способную девушку на главную роль в музыкальной комедии. Знакомство состоялось у подруги Лиды, там она понравилась симпатичному сероглазому режиссёру. Да и Григорий Александрович увлёкся красивой блондинкой и дал ей роль в «Весёлых ребятах». Люба без стеснения имела интимные отношения с режиссёром, хотя за стенкой спали его законная жена и маленький сын. Когда фильм сняли, Александров развёлся с женой, чтобы жениться на Орловой.

Читайте также:  На сколько лет нонна гришаева старше своего мужа

Любовь Орлова и Григорий Александров

Многие тогда считали их брак фиктивным, потому что Григория подозревали в нетрадиционной ориентации. А Орлова часто встречалась с режиссёром Сергеем Эйзенштейном. В то время в России гомосексуализм строго осуждали, могли даже посадить за решётку, поэтому муж решил замять слухи и вести примерную жизнь семьянина. Их брак держался на общей любви к творчеству и на родстве душ, которое встречается редко.

Любимая актриса вождя

Фильм «Весёлые ребята» понравился зрителям и руководству страны. К Орловой пришла слава: её сравнивали с Марлен Дитрих, многие считали ей любовницей Сталина.

«Веселые ребята» (1934)

Но Орлова видела его только один раз, когда была приглашена на приватный ужин. Вероятно, Сталину она действительно понравилась, что он сказал ей: «Проси, чего хочешь!» Актриса вместо квартиры и машины попросила назвать ей местонахождение её первого мужа. Это охладило пыл вождя, он ничего не сказал, а просто вышел из-за стола. Утром Орловой сообщили, что Берзина сослали в ссылку в Казахстан. Но актриса его так и не навестила.

Триумф Любови Орловой

Следующие фильмы: «Волга, Волга», «Цирк», «Светлый путь» и другие – тоже сопровождались бурным успехом.

Марион Диксон (Орлова) с сыном Джимом (Джеймс Паттерсон) и Сергеем Столяровым (Мартынов) в фильме «Цирк» (1936)

Орлова стала королевой экрана. Александров создавал из жены звезду, как Пигмалион Галатею. Он заставил её вставить фарфоровые зубы, перекрасить волосы в белый цвет, сделать подтяжку лица. Он учил Любу правильно ходить, улыбаться, стрелять глазами из-под накладных ресниц. И всё для того, чтобы Орлова походила на Марлен Дитрих, с которой Александров был лично знаком. На съёмках свет ставили так, чтобы не видны были морщинки актрисы, а красота её подчёркивалась.

Актриса Любовь Орлова – законодательница стиля в СССР

Любови Орловой власти разрешили выезжать за границу. Она могла слетать в Милан, чтобы купить перчатки, а в Париже приобрести духи. Орлова и Александров были не только самой красивой парой в Советской России, но и самой богатой семьёй.

Роскошная вилла

Сталин подарил супругам огромный участок земли в окрестностях Москвы. Там Орлова построила роскошный коттедж, как у голливудских актёров. Она видела такую виллу у Чарли Чаплина, и мечтала о чём-то нечто подобном. Для этого пригласили шведского архитектора.

В доме был отдельный котёл для нагрева воды. Для них выделили отдельную телефонную линию, как у Сталина, в доме была оборудована бильярдная, построены камины, домашний кинотеатр. В роскошном будуаре Любы была вделана в пол ванна. Апартаменты украшали живописные полотна, гобелены, антикварная мебель и, конечно, рояль.

Жизнь супругов

У самых богатых супругов в СССР были свои причуды в семейных отношениях. Они даже наедине с собой разговаривали друг с другом на Вы.

Любовь Орлова и Григорий Александров

Муж никогда не видел актрису без макияжа, без красивой причёски. Они прожили вместе 42 года, но ни одной ночи не спали вместе. Хотя сексуальные отношения у супругов всё же были, так как Орлова сделала несколько абортов. Рожать она категорически не хотела.

Скворец и лира” (1974)

В 1974 году Григорий, желая порадовать свою стареющую жену, снял фильм «Скворец и Лира». Там 70-ти летняя Орлова играла молодую девушку. Посмотрев картину, актриса заметила свои глубокие морщины, с которыми уже не справлялись крема и омолаживающие процедуры. Актриса почувствовала себя плохо – её положили в больницу.

Страшный диагноз

У Орловой обнаружили онкологию поджелудочной железы. По совету мужа от больной скрыли этот страшный диагноз. Муж даже показал жене камни, которые будто бы достали из её почек. Актриса верила в своё выздоровление. Новый 1975 год Орловой предстояло встретить в больнице, но по просьбе мужа её отпустили домой. Там актриса снова воспрянула духом. Она хотела опять сниматься, поэтому потребовала, чтобы в её палату поставили балетный станок. Ежедневно она занималась за станком, пока в изнеможении не падала на пол. Александров проводил у жены весь день. Он лишь днём ненадолго приезжал домой, чтобы хоть немного отдохнуть.

Последняя фотография Любови Петровны Орловой. Источник: https://httpwww.lubov-orlova.ru/library/golikova-lubov-orlova12.html

Утром 22 января она позвонила мужу и попросила его быстро приехать. Он добрался до больницы за 40 минут, но Орлова уже была без сознания. На несколько минут она вышла из комы и снова впала в беспамятство. На другой день режиссёру сообщили о смерти жены.

29 января, когда Любови Орловой исполнилось 73 года, её провожали в последний путь. Гримёры выбрали для актрисы лучший парик, сделали макияж, чтобы она выглядела в гробу как при жизни – непревзойдённо. Кинозвезду похоронили на Новодевичьем кладбище в закрытом гробу, его открывать режиссёр так и не разрешил.

Источник