Людмила целиковская биография личная жизнь дети фото биография
Людмила Целиковская – биография
Звезда актрисы Людмилы Целиковской вспыхнула в сороковых годах прошлого века. Своих поклонников она поражала искренностью и естественностью, ее любили и старались подражать во всем. Мужчины сходили по ней с ума, женщины откровенно завидовали ее таланту и красоте. Актриса снялась в картинах, которые еще при ее жизни стали классикой отечественного кинематографа, их любят до сих пор.
Всесоюзная популярность и любовь зрителей большой страны Людмила Целиковская узнала после выхода на экраны картин «Воздушный извозчик».
Детство и юность
Родилась Людмила Целиковская 8 сентября 1919 года в Астрахани, в очень обеспеченной и культурной семье. Отец Василий Целиковский был известным дирижером, Народным артистом СССР. Мама Екатерина Целиковская известная оперная певица. Людочке абсолютно не подходил местный климат, девочка часто болела, и доктора порекомендовали им сменить место жительства. В 1925-м Целиковские перебрались в Москву.
На фото Людмила Целиковская в детстве
Родители мечтали, что дочь пойдет по их стопам и выберет делом своей жизни музыку. Они отдали дочь в музыкальную школу им. Гнесиных, однако у девочки были маленькие ручки, и карьера пианистки ей не светила.
Больше всего Люде нравилось ставить небольшие сценки, она представляла себя актрисой. Чтобы убедиться, что у нее получается изображать разных персонажей, Люда придумала себе развлечение. Она выходила на Тверскую и просила милостыню, переодеваясь нищенкой. И ей подавали!
Первой на ее способности обратила внимание мама, и отвела ее к Рубену Симонову, актеру театра им.Вахтангова. После прослушивания он подтвердил, что девочка очень талантлива, и ей стоит учиться в театральном вузе.
После окончания школы в 1937-м Целиковская отправилась в училище им.Щукина, и сумела преодолеть просто невероятный конкурс. На тринадцать мест претендовали девятьсот абитуриентов. На экзаменах ей удалось рассмешить и покорить строгую комиссию своей непосредственностью, и девушку зачислили в число студентов.
Фильмы
Театральная биография Людмилы Целиковской началась еще в годы студенчества. Примерно в то же время она дебютировала и в кино. В 1939 году ее пригласил режиссер Юдин, который приступил к съемкам картины «Сердца четырех». Актриса всегда говорила, что из всех ее работ эта картина для нее самая важная и любимая. Но вскоре началась война, и зрители смогли увидеть ленту только в 1944 году.
Людмила Целиковская в фильме «Воздушный извозчик»
Параллельно с этой картиной, Людмила работала на съемках ленты «Антон Иванович сердится», которую снимал режиссер Александр Ивановский. Актриса всегда сама исполняла все музыкальные композиции в картинах, но эта стала исключением. Вместо нее в этом фильме звучал голос певицы Деборы Пантофель-Нечецкой.
Начало войны застало актрису в Ленинграде, но она сумела вернуться в столицу, а потом попала в эвакуацию в Омск. Там и нашла ее телеграмма из Алма-Аты, в которой ее приглашали на съемочную площадку ленты «Воздушный извозчик». Оказывается, одну из ролей – Наташу Куликову, писали специально для Целиковской.
Затем судьба свела Людмилу с легендарным режиссером Сергеем Эйзенштейном, который и позвал ее сниматься в картине «Иван Грозный». Актриса перевоплотилась в царицу Анастасию. Фильм вышел на экраны в победном 45-м, и все актеры, сыгравшие ключевые роли, были удостоены Сталинской премии. Исключением стала только Целиковская, ее фамилию вычеркнул из списка сам Сталин, сказав, что таких цариц не существует.
С театром дела обстояли еще хуже. Ее уволили из театра, в связи с постоянными отлучками на съемки в кино. Восстановиться помог Эйзенштейн, который лично отправил письмо ее театральному руководству.
Людмила Целиковская в фильме «Беспокойное хозяйство»
В 1946-м актриса засветилась в музыкальной комедии «Беспокойное хозяйство». Режиссером картины был Михаил Жаров, он же в то время был и мужем Целиковской. Он постарался, чтобы жена ни в чем не чувствовала дискомфорт, ее даже гримировали импортной косметикой. Зрители высоко оценили ленту, а вот по мнению критиков это была вершина безвкусия.
Режиссеры никак не хотели видеть в Людмиле драматическую актрису, поэтому единственной работой в этом жанре долго оставался фильм «Иван Грозный». Но когда ее позвали на съемочную площадку «Повести о настоящем человеке», актриса очень обрадовалась. Это была еще одна серьезная характерная роль.
В 1955-м актриса порадовала своих поклонников картиной «Попрыгунья». Чиновники Страны Советов никак не отреагировали на появление этой ленты, а вот Венецианский фестиваль наградил ее «Серебряным львом» и званием лучшего фильма на иностранном языке. Затем в карьере актрисы наступил долгий перерыв. Режиссеры приглашали ее сыграть наивную простушку, но актриса упорно отказывалась, не желая остаться в памяти зрителей в этом амплуа. До 1970-го она не сыграла ни одной роли в кино, выходила только на театральные подмостки.
Людмила Целиковская в фильме «Репетитор»
Свою последнюю роль известная актриса сыграла в фильме «Репетитор», который зрители увидели в 1987-м. После этого она больше ни разу не была на съемочной площадке.
Личная жизнь
Многочисленная армия поклонников актрисы следила не только за ее творческой карьерой, не меньший интерес они проявляли и ее личной жизни. Целиковская отдавалась любви так же страстно и без остатка, как и своей работе.
Первый раз Людмила вышла замуж за однокурсника по Щукинскому училищу Юрия Алексеева-Месхиева. Они были второкурсниками, то есть очень молодыми и горячими, и смогли прожить вместе меньше года.
Людмила Целиковская с Михаилом Жаровым
Следующий раз актриса связала себя узами брака с литератором Борисом Войтеховым. Он был ее горячим поклонником, оказывал такие знаки внимания, что это не могло не вызвать взаимности. Они поженились в 1939 году и были супругами на протяжении двух лет. В 1941 году супруги развелись, и Целиковская некоторое время даже побаивалась заводить новые отношения.
Однако в 1942 году она познакомилась с Михаилом Жаровым, с которым снималась вместе в картине «Воздушный извозчик». Роман был страстным, они бросили свои семьи, поселились в гостинице «Москва». Вместе участвовали во фронтовых концертах для советских солдат, посетили много воинских частей в том числе и Третью воздушную армию. Расписались в том же году. Их семейная жизнь продолжалась пять лет, и расставание с любимой Жаров переносил очень тяжело. Спустя много лет, когда актриса достигла почтенного возраста, она говорила, что так, как любил ее Михаил, не любил никто.
В 1948 году актриса вышла замуж за архитектора Каро Алабяна. Потом она призналась, что именно Каро она любила больше всех остальных своих супругов. В 1949-м у них родился сын Александр, и это было настоящим чудом, потому что актриса уже не надеялась стать мамой никогда. Именно воспоминания ее сына легли в основу книги о жизни актрисы «Долгий свет звезды», автором которой стал писатель Вострышев.
Людмила Целиковская с ребенком и Каро Алабяном
В 1950 году на Каро Алабяна завели уголовное дело, и он чуть не угодил в тюрьму, как японский шпион. Но это не омрачило семейного счастья актрисы. Людмила была счастлива по-настоящему, пока в 1959-м ее муж не скончался от онкологии.
Людмила Целиковская с последним мужем Юрием Любимовым
В 1959 году она встретила Юрия Любимова, который и стал ее последним мужем. У них был гражданский брак длиной в шестнадцать лет. Супруги расстались из-за измены Любимова. Его новой пассией стала переводчица из Венгрии Каталина Конц. В 1975-м Людмила и Юрий расстались, причем абсолютно нормально, без публичных скандалов и битья посуды. Несмотря на это Любимов даже не пришел проводить свою жену в последний путь в 1992-м.
Смерть
Болезнь настигла Людмилу Целиковскую в 1989-м. Доктора диагностировали у нее рак, который и привел к летальному исходу. Однако сама актриса до последнего не знала о своем диагнозе.
Могила Людмилы Целиковской
Великой актрисы не стало 4 июля 1992 года. Местом ее упокоения стало Новодевичье кладбище, где она навечно соединилась мужчиной, который был любовью всей ее жизни – Алабяном.
Избранная фильмография
- 1939 Молодые капитаны
- 1941 Антон Иванович сердится
- 1941 Сердца четырёх
- 1943 Воздушный извозчик
- 1945 Близнецы
- 1946 Беспокойное хозяйство
- 1954 Мы с вами где-то встречались
- 1955 Попрыгунья
- 1970 Семья, как семья
- 1980 Лес
- 1987 Репетитор
Ссылки
- Страница в Википедии
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.
Источник
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 8 августа 2020; проверки требуют 40 правок.
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Целиковская.
Людмила Васильевна Целико́вская (1919 – 1992) – советская актриса театра и кино, народная артистка РСФСР (1963)[3].
Наибольшую популярность получила в 1940-е годы, снявшись в музыкальных комедиях военного времени «Антон Иванович сердится», «Близнецы», «Сердца четырёх», «Воздушный извозчик» и «Беспокойное хозяйство».
Биография[править | править код]
Маленькая Люся. Астрахань, 1920-е годы
Людмила Васильевна Целиковская родилась 8 сентября 1919 года в Астрахани в семье заслуженного деятеля искусств Василия Васильевича Целиковского. Мать – Екатерина Лукинична, оперная певица.
До 1925 года семья Целиковской проживала в Астрахани. Людмила была болезненным ребёнком и тяжело переносила астраханский климат. По совету врачей Целиковские переехали в Москву.
В Москве девочка чувствовала себя хорошо. У Людмилы был прекрасный слух, и родители определили её в Гнесинскую школу учиться игре на фортепиано. Всё шло к тому, что Людмила, как и мечтали её родители, станет профессиональным музыкантом, но Людмила увлеклась театром.
По окончании общеобразовательной школы в 1937 году Людмила подала документы в Театральное училище имени Щукина. Конкурс в том году был около 900 человек на 13 мест. На экзамене она прочла «Сон Татьяны» из «Евгения Онегина» и спела романс.
В фильме «Сердца четырёх», 1941 год
Студенткой дебютировала в спектакле «Слуга двух господ» Московского театра имени Вахтангова. В 1938 году Целиковская дебютировала в кино в роли пионерки Вали в фильме «Молодые капитаны». В том же году влюбляется в своего однокурсника Юрия Алексеева-Месхиева, за которого выходит замуж. Молодую талантливую актрису заметил режиссёр Константин Юдин и пригласил сниматься в фильме «Сердца четырёх», где она сыграла Шуру Мурашову. После начала Великой Отечественной войны премьера фильма была отложена и он вышел на экраны только в 1945 году. Фильм имел большой успех у зрителей. По словам актрисы, это была её любимая картина, так как она играла саму себя. Например, актриса так же, как и её героиня, любила сладкое и музыку и ненавидела математику.
В 1943 году выходит фильм «Воздушный извозчик», в котором актриса сыграла роль Наташи Куликовой. Сценарий был написан Петровым Евгением Петровичем специально для неё. После этого фильма к ней пришла всесоюзная популярность – Людмилу Целиковскую узнала и полюбила вся страна. Во время съёмок фильма Целиковская влюбилась в партнёра по фильму Михаила Жарова. Ей на тот момент было 24 года, ему – 44. Вскоре они регистрируют брак. Оба уходят из семей и довольно долго живут в номере гостиницы «Москва». Вместе выступают перед советскими солдатами на фронтах Великой Отечественной. Три месяца показывают фильм и выступают перед лётчиками 3-й воздушной армии.
Режиссёр Сергей Эйзенштейн приглашает Людмилу Целиковскую на роль царицы Анастасии в фильме «Иван Грозный». После выхода фильма на советские экраны все ведущие актёры, за исключением Целиковской, были удостоены Сталинской премии. Сталин лично вычеркнул её фамилию из списка со словами: «Такими царицы не бывают». После этого фильма она фактически потеряла работу в театре Вахтангова, где не хотели больше терпеть её постоянное отсутствие из-за участия в съёмках. В 1945 году после письма Эйзенштейна её вновь восстановили в театре.
Людмила Целиковская
и Михаил Жаров
После войны Целиковская снялась в фильмах Константина Юдина «Близнецы» и Михаила Жарова «Беспокойное хозяйство». Сценарий фильма был написан специально для жены Михаила Жарова. Романтическая комедия военного времени «Беспокойное хозяйство» получила холодный приём со стороны критиков, которые обвинили создателей в плохом вкусе, сводничестве и отсутствии прогрессивных идей. Но картина имела успех у зрителей.
В конце 1940-х годов в жизни Людмилы Целиковской началась череда серьёзных проблем – её четвёртый муж, успешный советский архитектор Каро Алабян, за которого она вышла замуж в 1948 году после развода с Михаилом Жаровым, попал в немилость к всесильному Берии. Алабян потерял работу и квартиру в Москве. Только заступничество А. И. Микояна спасло Алабяна от ареста. Он был отправлен на некоторое время работать в Армению. До 1953 года пара жила у друзей и родственников, не имея собственной квартиры. Только после письма в правительство им дали жильё, а Алабяну – работу.
Самый известный фильм 1950-х годов с участием Целиковской – фильм «Попрыгунья», в котором она сыграла роль Ольги Ивановны Дымовой. Партнёром по фильму выступил Сергей Бондарчук. В 1955 году на Венецианском кинофестивале фильм получил Серебряного льва, как лучший иностранный фильм. Однако актриса не получила никаких наград, а звание Народной артистки РСФСР было присвоено ей только в 1963 году.
В 1959 году умирает её муж Каро Алабян. В 1960-е годы она становится фактической женой театрального режиссёра Юрия Любимова. Она играет большую роль в становлении Театра на Таганке – придумывала постановки для многих спектаклей, используя свои связи, помогала мужу в борьбе с бюрократизмом чиновников. В квартире Любимова и Целиковской собираются Борис Пастернак, Григорий Бакланов, Борис Можаев, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Фёдор Абрамов, Борис Васильев, Пётр Капица, исполняет свои песни Владимир Высоцкий[4]. Любимов называл жену «Циолковская» и «Генерал»[5]. Любимов находился в немилости у руководства страны. Из-за этого его жена не получила звания Народная артистка СССР, хотя театр несколько раз выходил с предложением о присвоении ей этого звания. То обстоятельство, что она была фактической женой неблагонадёжного Любимова, послужило причиной отказа со стороны руководства.
Надгробный памятник
на Новодевичьем кладбище
В 1975 году Людмила Целиковская и Юрий Любимов тихо и мирно расстаются. Причина развода – измены Любимова. «Жить с гением трудно», – вспоминала Целиковская[6].
Одна из её последних заметных ролей в кино – Раиса Павловна Гурмыжская в фильме режиссёра Владимира Мотыля «Лес», положенном на полку до Перестройки.
Людмила Васильевна играла в теннис, любила лес, походы за грибами и ягодами. Любила вязать. Переводила с английского. Любила и умела готовить, домработниц у неё никогда не было, все домашние дела она делала сама. Играла в карты, пела романсы. Обожала музыку, живопись и книги.[7][5].
В 1989 году у Целиковской обнаружили рак, но диагноз от неё скрывали. В последние годы жизни тяжело болела. Людмила Васильевна Целиковская умерла 4 июля 1992 года в Москве на 73-м году жизни. Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище (5 участок, 31 ряд, 1 могила)[8] рядом с Каро Алабяном.
Семья[править | править код]
Впервые Целиковская вышла замуж на втором курсе театрального училища (1938) за своего однокурсника Юрия Алексеева-Месхиева (1917-1946),
Вторым мужем актрисы (1939-1941) стал писатель Борис Войтехов (1911-1975).
Третьим мужем (1942-1947) был актёр Михаил Жаров (1899-1981).
Последним официальным мужем актрисы (1948-1959) был архитектор Каро Алабян (1897-1959). У них родился сын Александр (1949).[9]
Около 16 лет (1959-1975) Целиковская прожила в фактическом браке с Юрием Любимовым (1917-2014)[10].
В конце жизни Людмила Целиковская назовёт первые два замужества ошибками молодости, а о Михаиле Жарове всегда отзывалась тепло: «Он любил меня больше всех… А я больше всех любила Алабяна»[11].
Творчество[править | править код]
Театр имени Е. Б. Вахтангова[править | править код]
- «Мадемуазель Нитуш» Ф. Эрве – Дениза
- «Великий государь» В. А. Соловьёва – царица Мария Нагая
- «Глубокие корни» Дж. Гоу и А. Д’Юссо – Дженевра
- «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана – Инкен Петерс
- «Ромео и Джульетта» Шекспира – Джульетта Капулетти
- «Каменный гость» А. С. Пушкина – Лаура
- «Идиот» Ф. М. Достоевского – Аглая Ивановна Епанчина
- «Фома Гордеев» М. Горького – Медынская
- «Слуга двух господ» К. Гольдони – Клариче
- «Соломенная шляпка» Э. Лабиша и Марк-Мишеля – Элиза
- «Много шума из ничего (спектакль театра имени Е. Вахтангова)» Шекспира – Беатриче (сохранилась телеверсия)
- 1955 – «Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка» (радиоспектакль), режиссёр Р. Н. Симонов – Лиза Синичкина.
Фильмография[править | править код]
Жирным выделены фильмы, в которых Людмила Целиковская сыграла главную роль.
Признание и награды[править | править код]
- Медаль «За трудовую доблесть» (16 декабря 1946)
- Заслуженная артистка РСФСР (1954)
- Приз «Серебряный лев святого Марка» I степени Венецианского кинофестиваля (1955) за роль в фильме «Попрыгунья»
- Народная артистка РСФСР (1963)
- Орден Трудового Красного Знамени (31 июля 1990).
Библиография[править | править код]
- Симанович Г. С. «Людмила Целиковская». Людмила Целиковская. «Воспоминания». М., Союз кинематографистов СССР, 1989.
- Михаил Вострышев. Людмила Целиковская. Жизнь замечательных людей. Выпуск 1007 (807). М. Молодая гвардия. 2001
Документалистика[править | править код]
- Людмила Целиковская. Документальный фильм из цикла «Больше, чем любовь». ООО «Студия “Фишка-фильм”» по заказу ГТРК «Культура». 2006 г. Россия-Культура. 07.09.2019. 39 минут.
Память[править | править код]
- На доме № 18 на Новинском бульваре в Москве, где жила актриса с 1954 по 1992 год, открыта мемориальная доска (скульптор Андрей Балашов, архитектор Вячеслав Бухаев)[12].
- В честь Людмилы Целиковской назван сорт гладиолусов 547-С-04 Мирошниченко ярко-розового цвета[13].
- Имя актрисы использовано в песне А. Галича «Городской романс (Тонечка)», в которой описана жизнь советской элиты: «А что у папы у её пайки цековские, И по праздникам кино с Целиковскою!».
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Рассказ о биографии Людмилы Целиковской на сайте «Чтобы помнили»
- Людмила Целиковская. Биография в изложении Ф. Раззакова (недоступная ссылка)
- Документальный фильм «Людмила Целиковская. Одиночество в любви». 2007 г.
Источник
Об актрисе Людмиле Целиковской советский народ узнал в сороковых годах прошлого века. Она привлекала своей искренностью и естественностью, ее любили и старались подражать во всем. Мужчины сходили по ней с ума, а женщины откровенно завидовали ее таланту и красоте. Актриса снялась в картинах, которые еще при ее жизни стали классикой отечественного кинематографа, их любят до сих пор.
Родилась Людмила Целиковская 8 сентября 1919 года в Астрахани, в очень обеспеченной и культурной семье. Её отец Василий Целиковский был известным дирижером, Народным артистом СССР, а мама Екатерина Целиковская – известной оперной певицей.
Родители мечтали, что дочь пойдет по их стопам и выберет делом своей жизни музыку. Но Люде нравилось ставить небольшие сценки, она представляла себя актрисой. Чтобы убедиться, что у нее получается изображать разных персонажей, Люда придумала себе развлечение. Она выходила на Тверскую и просила милостыню, переодеваясь нищенкой. И ей подавали!
После окончания школы в 1937-м Целиковская отправилась в училище им.Щукина, и сумела преодолеть просто невероятный конкурс. На тринадцать мест претендовали девятьсот абитуриентов. На экзаменах ей удалось рассмешить и покорить строгую комиссию своей непосредственностью, и девушку зачислили в число студентов.
На втором курсе Людмила первый раз вышла замуж за однокурсника по Щукинскому училищу Юрия Алексеева-Месхиева. Они были очень молодыми и горячими, и смогли прожить вместе меньше года.
Юрий Алексеев-Месхиев
Театральная биография Людмилы Целиковской началась еще в годы студенчества. Примерно в то же время она дебютировала и в кино. В 1939 году ее пригласил режиссер Юдин, который приступил к съемкам картины «Сердца четырех». Актриса всегда говорила, что из всех ее работ эта картина для нее самая важная и любимая.
Следующий раз актриса связала себя узами брака с литератором Борисом Войтеховым. Он был ее горячим поклонником, оказывал знаки внимания, и это не могло не вызвать взаимности. Они поженились в 1939 году и были супругами на протяжении двух лет.
Параллельно картиной «Сердца четырех» , Людмила работала на съемках ленты «Антон Иванович сердится», которую снимал режиссер Александр Ивановский. Актриса всегда сама исполняла все музыкальные композиции в картинах, но эта стала исключением. Вместо нее в этом фильме звучал голос певицы Деборы Пантофель-Нечецкой.
Начало войны застало актрису в Ленинграде, но она сумела вернуться в столицу, а потом попала в эвакуацию в Омск. Там и нашла ее телеграмма, в которой ее приглашали на роль в «Воздушном извозчике». Оказывается, одну из ролей – Наташу Куликову, писали специально для Целиковской.
Там же на съемках Людмила знакомится с Михаилом Жаровым. Роман был страстным, несмотря на 20-летнюю разницу в возрасте. Они бросили свои семьи, поселились в гостинице «Москва».
с Жаровым с Жаровым с Жаровым
Для Жарова развод с женой, Людмилой Полянской, обернулся сердечным приступом и больницей. Она скандалила, угрожала, писала и в партком, и в местком, с требованием – повлиять на известного всей стране советского актёра, вернуть в семью. Муж Людмилы тоже не отставал – начал писать и рассказывать о ней гадости, добиваясь того, чтобы и друзья, и знакомые отвернулись от неё.
Но Людмила и Михаил оставались вместе не смотря ни на что. Вместе участвовали во фронтовых концертах для советских солдат, посетили много воинских частей в том числе и Третью воздушную армию. Расписались в том же году. Их семейная жизнь продолжалась пять лет, и расставание с любимой Жаров переносил очень тяжело. Спустя много лет, когда актриса достигла почтенного возраста, она говорила, что так, как любил ее Михаил, не любил никто.
Затем Людмила знакомится с легендарным режиссером Сергеем Эйзенштейном, который и позвал ее сниматься в картине «Иван Грозный». Актриса перевоплотилась в царицу Анастасию. Но судьба решила сыграть злую шутку – фильм вышел на экраны в победном 45-м, и все актеры, сыгравшие ключевые роли, были удостоены Сталинской премии. Однако, Сталин лично вычеркнул ее имя из списка претендентов на сталинскую премию с формулировкой : «Царицы такими не бывают».
Кадр из картины «Иван Грозный»
С театром дела обстояли еще хуже. Ее уволили из театра, в связи с постоянными отлучками на съемки в кино. Восстановиться помог Эйзенштейн, который лично отправил письмо ее театральному руководству.
В 1946-м актриса засветилась в музыкальной комедии “Беспокойное хозяйство”. Режиссером картины был Михаил Жаров, он в то время еще был мужем Целиковской. Он постарался, чтобы жена ни в чем не чувствовала дискомфорт, ее даже гримировали импортной косметикой. Зрители высоко оценили ленту, а вот по мнению критиков это была вершина безвкусия.
Кадр из картины “Беспокойное хозяйство”
Жаров боготворил свою красавицу-жену, всячески баловал и заваливал подарками. Но вдруг Людмила, неожиданно для себя, влюбилась.
В 1948 году актриса вышла замуж за архитектора Каро Алабяна. Потом она призналась, что именно Каро она любила больше всех остальных своих супругов. В 1949-м у них родился сын Александр, и это было настоящим чудом, потому что актриса уже не надеялась стать мамой никогда. Но беспечное счастье продлилось недолго. Когда заболел ее сын, у которого обнаружили полиомелит, Целиковская ушла из театра и кино, и посвятила себя борьбе с недугом. К счастью, это была редкая форма болезни поддающаяся лечению и она выстояла.
С Каро и сыном Александром
Режиссеры никак не хотели видеть в Людмиле драматическую актрису, поэтому единственной работой в этом жанре долго оставался фильм «Иван Грозный». Но когда ее позвали на съемочную площадку «Повести о настоящем человеке», актриса очень обрадовалась. Это была еще одна серьезная характерная роль.
В 1950 году счастью актрисы наносится еще один удар – на Каро Алабяна завели уголовное дело, и он чуть не угодил в тюрьму, как японский шпион, за его дерзость в отношении Берии. Спас его Анастас Микоян, посоветовав Каро на время уехать из Москвы в Армению. Людмилу с ребёнком и мамой, жившей с ними, выселили на улицу из роскошной квартиры. Несколько лет ей пришлось скитаться по углам у друзей, жить на дачах. Семья жила на ее крошечную зарплату.
В 1955-м актриса порадовала своих поклонников картиной «Попрыгунья». Чиновники Страны Советов никак не отреагировали на появление этой ленты, а вот Венецианский фестиваль наградил ее «Серебряным львом» и званием лучшего фильма на иностранном языке. Это была одна из
громких ее ролей, принесшая ей всесоюзную славу, но и окончательно утвердившая за ней образ весёлой простушки-хохотушки.
Кадр из картины «Попрыгунья»
Затем в карьере актрисы наступил долгий перерыв.
Когда вернулся Каро, вернули квартиру и, казалось, жизнь опять начала налаживаться – судьба наносит очередной удар – в 1959-м Каро Алабян умирает от онкологии.
В те тяжёлые времена её поддерживал хороший друг Алабяна – Анастас Микоян, и режиссёр Юрий Любимов, с которым актриса была знакома со студенческих лет. Он же и стал ее последним мужем. У них был гражданский брак длиной в шестнадцать лет.
Целиковская и Любимов
Хотя Людмила Васильевна была истинно народной артисткой, но звание народной артисткой РСФСР получила очень поздно, только в 1963 году, из-за плохого отношения к ней Сталина. Её обожал простой народ, но не любили власти, называя её роли наивными и безыдейными.
Режиссеры приглашали ее сыграть наивную простушку, но актриса упорно отказывалась, не желая остаться в памяти зрителей в этом амплуа. До 1970-го она не сыграла ни одной роли в кино, выходила только на театральные подмостки.
В 1975-м Людмила и Юрий расстались. Супруги расстались из-за измены Любимова. Юрий сам признался об этом. Его новой пассией стала переводчица из Венгрии Каталина Конц. Людмила приняла это как сильная женщина, не став выяснять отношений, без публичных скандалов и битья посуды.
Свою последнюю роль известная актриса сыграла в фильме «Репетитор», который зрители увидели в 1987-м. После этого она больше ни разу не была на съемочной площадке.
кадр из фильма “Репетитор”
Болезнь настигла Целиковскую в 1989-м. У нее диагностировали рак, который и привел к летальному исходу. Но сама актриса до последнего не знала о своем диагнозе. Ее не стало 4 июля 1992 года. Актрисе было 72 года. Местом ее упокоения стало Новодевичье кладбище, где она навечно соединилась с мужчиной, который был любовью всей ее жизни – Алабяном. А вот мужчина, с кем она прожила дольше всего – Любимов даже не пришел проводить свою жену в последний путь.
Надгробия Целиковской и Каро
Парадокс, но звание народной артистки СССР ей так и не дали, хотя театр имени Вахтангова неоднократно подавал ее в списках на соискание почетного звания. Она умерла оставаясь народной артисткой РСФСР.
А вы помните эту актрису?
Присылайте Ваши истории на paytinasydeb@yandex.ru или пишите в комментариях.
Подписывайтесь! Будет много интересных историй.
Источник