Людмила касаткина биография личная жизнь дети фото
Людмила Касаткина — биография
Людмила Касаткина прославилась сразу же, как только зрители увидели картину «Укротительница тигров». После этого было еще много ролей в кино и театре, которые позволяли актрисе оставаться на пике популярности всю жизнь.
Эта актриса обладала удивительным искусством перевоплощения, причем в кардинально противоположные образы. Людмила Касаткина легко справлялась с тиграми, вызывала огонь на себя, пленяла сердца многих мужчин. Она была хрупкой и обворожительной, но в то же время несгибаемо-твердой, ведь только такая женщина могла преодолевать все жизненные трудности, при этом сохраняя улыбку на губах.
Детские и юношеские годы
Родилась Людмила Касаткина 15.05.1925 года в маленькой деревушке Новое Село, расположенной недалеко от Смоленска. Отец девочки Иван Алексеевич (1902-1981) и мама Варвара Николаевна (1903-1983) были простыми крестьянами.
Фото: Людмила Касаткина в юности
Люда была еще совсем маленькой, когда родители приняли решение переехать в Москву. Столица открывала совершенно новые возможности и перспективы, особенно для одаренных детей. Именно такой и была юная Людмила, которая еще в раннем детстве поразила всех своими способностями к танцу. Родители не стали препятствовать увлечению дочери и отдали ее на хореографию при оперной студии им.Шацкого. Училась девочка легко, без особых сложностей постигая все премудрости хореографического искусства. Преподаватели были довольны способной ученицей и предрекали ей большое будущее в балете.
Творческая биография Людмилы началась в качестве балерины. Девочке было всего 11, а она уже выступала на большой сцене. Но в 14 лет Люда по неосторожности сломала ногу и все ее мечты стать балериной рассыпались как пыль.
Девочка снова оказалась перед выбором жизненного пути. Ей всегда нравился театр и кино, да и все знакомые советовали попытать счастья в театральном вузе. Людмила рискнула и по окончанию школы подала документы в самый востребованный вуз страны – ГИТИС. Она очень переживала перед экзаменами из-за своего небольшого роста, боялась, что не пройдет. Но все волнения были напрасными, и в 1943 году Людмила стала студенткой ГИТИСа, который закончила в 1947-м.
Еще будучи студенткой, Касаткина смогла заявить о себе, как о талантливой драматической актрисе, поэтому после окончания вуза ее сразу пригласили в Центральный театр Советской армии, которому она была верна всю свою жизнь. Самыми выдающимися работами на сцене этого театра стали классические постановки – «Орфей спускается в ад», «Шарады Бродвея», «Укрощение строптивой».
Спустя годы Касаткина вернулась в родной ГИТИС, но уже в качестве преподавателя актерского мастерства и в профессорском звании.
Фильмы
Людмила Касаткина впервые снялась в кино в 1954-м, когда уже была популярной театральной актрисой. Первая работа и первая главная роль Лены Воронцовой в картине «Укротительница тигров». Ее партнером по фильму стал уже очень полюбившийся зрителю Павел Кадочников. Героиню Касаткиной называли не иначе, как пигалицей – такое мнение сложилось о ней у зрителей и кинокритиков. Прозвище понравилось и журналистам, но к нему они добавили слово «знаменитая». Такого прозвища актриса удостоилась из-за своей внешности, ведь ее рост был чуть больше 150см, она была худенькая и миниатюрная.
Во время съемок фильма нельзя было допускать прямого контакта актрисы и животных, потому что основные трюки снимались с участием дублерши. Ею стала настоящая укротительница из цирка – М.Назарова, которую впоследствии можно было увидеть в комедии «Полосатый рейс». Но во время монтажа ленты общая картинка как-то не складывалась, и режиссеру стало понятно, что нужно отснять хотя бы пару сцен, где актриса будет контактировать с тиграми. Касаткина шагнула в клетку к хищникам и очень естественно изобразила их укротительницу. После выхода фильма актриса получила очень необычное предложение от дрессировщика Б.Эдера – он предложил ей бросить кино и перейти к ним в цирк.
После этого была мелодрама «Медовый месяц», военная драма «По ту сторону» и много других проектов. Новой значимой работой стали съемки картины «Укрощение строптивой», созданной на основе пьесы Шекспира. Касаткина сыграла Катарину. Это было первое совместное творчество Касаткиной и ее мужа – Сергея Колосова.
Спустя три года Касаткина снова снялась в картине Колосова – «Вызываем огонь на себя», которая стала первой многосерийной лентой в СССР. Она сыграла партизанку Анну Морозову, реальную девушку, сражавшуюся в партизанском отряде против фашистов. Наверняка подвиг Анны так и остался бы незамеченным, если бы не этот фильм. После выхода картины Морозовой присвоили звание Героя Советского Союза(посмертно).
60-70-е годы стали пиковыми в биографии актрисы. Она много снимается, ее героини очень разноплановые и совершенно не похожи одна на одну. Но было и что-то общее – они несомненные лидеры коллектива, с собственным представлением о внутренней чести. В 80-х наступил небольшой спад в работе. В это время вышло всего четыре картины с участием Касаткиной. Особенно яркими были «Принцесса цирка» и «Дороги Анны Фирлинг», которые стали классикой советского кинематографа, пополнив его золотой фонд.
Практически всю свою жизнь актриса не изменяла однажды выбранному пути. Она до последнего снималась в кино, украсив своим присутствием комедии «Яды, или Всемирная история отравлений», «Потерянные в раю», «Ищу невесту без приданого». Во всех этих картинах актриса сыграла главных персонажей.
Озвучивание
Людмила Касаткина не отказывалась и от озвучивания мультфильмов. Именно ее чарующе-томным голосом говорит знаменитая пантера Багира из советского мультфильма «Маугли». Режиссеры давно прислушивались к мурлыкающим ноткам в голосе великой актрисы, и только потом решились предложить ей озвучить эту роль.
Ее голос очень подходил к образу кошки, поэтому в советском мультике Багира говорит женским голосом, несмотря на то, что в оригинальном произведении он самец.
Да, Киплинг сделал Багиру самцом – отважным воином и надежным другом маленького Маугли. Автор и назвал своего персонажа соответствующе, ведь Багирами в Индии называют исключительно мужчин.
Голосом Касаткиной говорили еще два сказочных персонажа – Падчерица из сказки «Двенадцать месяцев» и служанка Горыныча в мультфильме «Последняя невеста Змея Горыныча».
Преподавательская работа
Весь свой опыт, знания и актерское мастерство Людмила Касаткина старалась передать молодым актерам. Совместно с Сергеем Колосовым они стали создателями творческой мастерской, которая целых 12 лет помогала молодым дарованиям освоить азы профессии актера. Из стен этой мастерской вышла целая плеяда талантливых актеров, которым помогла развиться именно Людмила Касаткина.
Личная жизнь
Ни для кого не секрет, что браки актеров и режиссеров явление привычное. Но, к сожалению, очень часто такие семьи быстро распадаются. И как приятно видеть, что все-таки случаются исключения. Союз Касаткина-Колосов просуществовал почти полвека, они расстались только из-за смерти супруга.
Фото: Людмила Касаткина с мужем Сергеем Колосовым
В личной жизни Касаткиной был только один мужчина. Они встретились в послевоенном 46-м и сразу полюбили. Фронтовик Сергей Колосов был сражен молоденькой Людмилой навсегда. Колосов ухаживал за любимой девушкой 4 года, и только в 1950-м они поженились. В 1958 году у них родился сын Алексей. Он не стал продолжателем семейной династии, потому что не очень интересовался кинематографом. Молодого человека больше привлекала музыка, поэтому он создал группу «Аура» и выступал в роли ее джазмена и бессменного руководителя.
Алексей стал автором музыки к фильмам прославленного отца, был ведущим «Русского радио». У Алексея есть две дочери. Старшая родилась в 1984-м и получила имя своей звездной бабушки – Людмила. Младшая родилась в 2001-м, ее назвали Анной.
Смерть
Касаткина долго боролась с недугом – болезнью Альцгеймера, подолгу находилась в клинике на лечении, ведь она нуждалась в специальном уходе. На нее очень повлияло известие о смерти мужа, которое окончательно подкосило здоровье актрисы. Она умерла 22 февраля 2012 года, пережив своего любимого на одиннадцать дней. Касаткиной было 86 лет.
Фото: Могила Людмилы Касаткиной
Местом упокоения актрисы стало Новодевичье кладбище, рядом с любимым.
Избранная фильмография
- 1954 — Укротительница тигров
- 1956 — Медовый месяц
- 1961 — Укрощение строптивой
- 1966 — Душечка
- 1972 — Свеаборг
- 1973 — Большая перемена
- 1975 — Под крышами Монмартра
- 1982 — Принцесса цирка
- 1993 — Раскол
- 2001 — Яды, или Всемирная история отравлений
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.
Источник
Биография Людмилы Касаткиной
Людмила Касаткина – легендарная советская актриса, хорошо известная зрителям по ролям в картинах «Укротительница тигров», «Укрощение строптивой», «Большая перемена» и «Принцесса цирка». Миниатюрной блондинке с игривым взглядом безупречно удавались и глубоко психологические и даже, порой, трагические образы, что свидетельствует о многогранности ее актерского таланта и человеческой натуры.
Детство и семья
Будущая актриса родилась в небольшой деревеньке Новое Село, расположенной в Вяземском районе Смоленской области. Родители, Иван Алексеевич и Варвара Николаевна, были крестьянами-середняками, имели домашний скот и собственный надел земли. В 1928 году Касаткины попали под раскулачивание, в одночасье лишившись всего нажитого имущества и подались в Москву на заработки. В деревне остались бабушка Мария Филатовна и ее отец Спиридон Калинович.
В столице отец пошел работать на завод, а мать устроилась вагоновожатой. Жили Касаткины в крохотной комнатушке в Борисоглебском переулке, которая располагалась в подвале бывшего особняка князей Оболенских.
С раннего детства Люда мечтала стать балериной и в школе записалась в хореографический кружок, которым руководил балетмейстер Большого театра. Он отметил талант Касаткиной и поспособствовал ее переводу в хореографическую студию при Московской консерватории. Но однажды во время одного из выступлений девочке внезапно стало плохо – Людмила потеряла сознание прямо на сцене и оказалась на больничной койке. Врачи поставили диагноз «малокровие» и запретили тяжелые физические нагрузки.
Но расстаться со сценой уже было выше ее сил – Касаткина привыкла к аплодисментам, полным залам и обожанию публики. Она записалась в студию художественного слова при Доме Пионеров, где занятия вела актриса и театральный педагог Анна Гавриловна Бовшек. Она и посоветовала юной Людмиле поступать в ГИТИС, рассмотрев в этой невысокой курносой девушке явный актерский талант.
Военная юность
В планы Касаткиной вмешалась война, которая застала ее в деревне у бабушки. Родители и младший брат находились в Москве, и Людмила приняла решение самостоятельно добираться в столицу. Под обстрелами и бомбежками девушка с колонной беженцев пешком дошла до Можайска и там встретила мать, которая спешила ей навстречу. Сесть на поезд было невозможно, и они еще трое суток пешком добирались до Москвы.
Начались голодные военные времена, отца эвакуировали из Москвы в Сибирь вместе с заводом, и Люсе с матерью и младшим братом Борисом пришлось несладко. Но девушка не собиралась расставаться со своей мечтой стать актрисой, и в 1943 году, как только ГИТИС вернулся из эвакуации, отправилась в приемную комиссию.
На вступительных экзаменах Касаткина читала отрывок из «Итальянских сказок» Горького да так проникновенно, что председатель комиссии Михаил Михайлович Тарханов не смог сдержать слез. Девушка была зачислена на курс Иосифа Раевского и Григория Конского и стала одной из лучших студенток первого послевоенного выпуска. На четвертом курсе она познакомилась со своим будущим мужем режиссером Сергеем Колосовым, который стал не только ее верным спутником жизни, но и преданным помощником и соратником в творческой карьере.
Актерская карьера
Параллельно с учебой в ГИТИСе Колосов работал ассистентом режиссера в Центральном театре Советской Армии и походатайствовал, чтобы Людмилу приняли в труппу. Актриса прослужила в театре практически до последних дней своей жизни и сыграла более сорока ролей. Самые известные среди них – Флорелла в «Учителе танцев», Марья Антоновна в «Ревизоре», Катарина в «Укрощении строптивой», Елена Андреевна в «Дяде Ване», миссис Торренс из «Орфей спускается в ад» и многие другие.
Всесоюзную известность принесла Касаткиной роль Леночки Воронцовой в комедии «Укротительница тигров», вышедшей на экраны в 1954 году. Когда актриса давала согласие на съемки, она не знала, что ей придется входить в клетку с живыми тиграми. Для сцен с хищниками была приглашена дублерша – профессиональная цирковая дрессировщица Маргарита Назарова. Но уже в конце работы над картиной стало ясно, что не хватает нескольких крупных планов, и Людмиле пришлось войти в вольер.
Несмотря на то, что были приняты все меры предосторожности, одна из тигриц все-таки прыгнула на актрису. Касаткину спасли долгие годы занятий хореографией и природная пластика – она успела отскочить в сторону, и животное не причинило ей вреда. Правда, актриса еще долго с ужасом вспоминала этот случай, но усилия того стоили.
После выхода картины на экраны Людмила стала звездой советского кинематографа и любимицей публики, а режиссеры стали наперебой предлагать ей роли в своих фильмах. Но главным авторитетом для Касаткиной всегда оставался ее муж Сергей Колосов, который как никто другой знал творческий потенциал своей любимой женщины и старался в своих картинах раскрыть самые неожиданные грани ее уникального таланта. Завистники судачили за их спинами, мол, легко получить роль, имея мужа-режиссера. Но результат говорил сам за себя – двенадцать картин Колосова, в которых снималась его супруга, стали ярким событием в истории советского кинематографа.
Людмила Касаткина. Укрощение строптивой
Их первой совместной работой стала экранизация пьесы Шекспира «Укрощение строптивой» (1961). До этого Касаткина исполнила роль Катарины на сцене театра Советской Армии и справилась с ней настолько блестяще, что вдохновила Сергея Николаевича на создание фильма. Картина получила главный приз на международном кинофестивале в Монте-Карло, о Касаткиной заговорили за пределами Советского Союза.
Не успели еще утихнуть восторги, как Колосов с Касаткной представили на суд зрителей и критиков картину совсем другого плана – многосерийную военную драму «Вызываем огонь на себя» (1964). В ней Людмила сыграла героическую партизанку-подпольщицу Анну Морозову, которая в годы Великой Отечественной войны руководила диверсионной группой и своей деятельностью нанесла существенный урон фашистским захватчикам.
В фильме Касаткина предстала в образе, кардинально отличающемся от ее предыдущих ролей. От легкомысленной блондинки с кукольным личиком не осталось следа, настолько глубоко актрисе удалось вжиться в образ своей самоотверженной мужественной героини, пожертвовавшей жизнью ради освобождения родины. За эту работу Людмила Ивановна была удостоена премии Ленинского комсомола.
В 1966 году на экраны вышла экранизация пьесы А.П.Чехова «Душечка», в которой актриса предстала в образе мещанки, всю жизнь посвятившей своим мужьям и совершено забывшей о своих собственных интересах.
А в «Операции „Трест“» (1966) Касаткина сыграла роль террористки Марии Захарченко и получила серьезную травму спины, упав с лошади. Два месяца Людмила Ивановна пролежала в больнице в гипсовом корсете, но к назначенному времени сумела вернуться в строй и снялась в недостающих сценах.
Стоит особо отметить военную драму «Помни имя свое» (1974), где Касаткиной досталась пронзительная трагическая роль женщины, разлученной в немецком концентрационном лагере с малолетним сыном. Готовясь к съемкам, актриса вместе с мужем посетила Освенцим и даже осталась на ночь в одном из бараков. Чтобы выглядеть на экране измученной и истощенной, Людмила Ивановна практически ничего не ела, пила только воду с медом и лимоном и похудела на двенадцать килограммов. За эту работу Касаткина была удостоена нескольких престижных международных премий, а журнал «Советский экран» назвал ее лучшей актрисой 1975 года.
За свою актерскую карьеру наша героиня снялась в трех десятках фильмов, многие из которых вошли в Золотой фонд отечественного кинематографа. Но мало кто знает, что она успешно озвучивала мультфильмы – голосом Людмилы Ивановны говорят пантера Багира в «Маугли», падчерица в «Двенадцати месяцах» и служанка Змея Горыныча в «Последней невесте Змея Горыныча». Интересно, что именно под Касаткину Багиру сделали женского пола, в первоисточнике Киплинга наставник Маугли – самец.
Сегодня и каждый день. Людмила Касаткина (1971)
С 1979 по 1991 Касаткина с мужем преподавали на актерском факультете ГИТИСа и открыли для широкой публики немало новых молодых дарований.
Личная жизнь Людмилы Касаткиной
Колосов и Касаткина познакомились в ГИТИСе в 1946 году. Людмила училась на четвертом курсе актерского факультета, а Сергей, демобилизовавшись из армии, восстановился на третьем курсе режиссерского. Он сразу заприметил симпатичную миниатюрную блондинку и стал проявлять к ней знаки внимания.
Как-то раз он набрался смелости напроситься к ней на день рождения, но Людмила устроила ему проверку и дала неверный адрес. Спрятавшись, она тайком наблюдала, как парень выкручивался из неловкой ситуации, да и потом не сразу дала понять, что тоже испытывает к нему симпатию. Их роман длился четыре года, за это время влюбленные окончили ГИТИС, встали на ноги и в 1959 году официально оформили свои отношения.
Сергей Колосов и Людмила Касаткина. Больше, чем любовь
Колосов стал для Касаткиной не только верным спутником и любящим заботливым рыцарем, но и настоящим Пигмалионом, который тщательно ваял из начинающей актрисы свою Галатею, бережно отсекая все ненужное и высвобождая новые грани ее таланта. Он поддерживал ее в самые сложные моменты жизни – мало кто знает, что у Людмилы Ивановны из-за онкологического заболевания были удалены обе молочные железы, и только любовь и трепетная забота мужа помогли ей не утратить веру в свою женскую привлекательность.
Из-за этого заболевания пара долго не могла иметь детей, и когда в 1958 году на свет появился малыш Алексей, радости Сергея и Людмилы не было предела. В подростковом возрасте у мальчика обнаружили опухоль мозга, из-за которой он стал стремительно терять зрение. Вовремя сделанная сложная операция вернула ему здоровье. Алексей стал джазовым музыкантом и подарил родителям двух замечательных внуков.
Последние годы жизни и смерть
В последние годы актриса страдала болезнью Альцгеймера, но, несмотря на провалы в памяти, всё же выходила на театральную сцену. От желающих увидеть мамашу Кураж в ее исполнении не было отбоя, спектакли проходили с неизменными аншлагами, а актриса и в восемьдесят лет лихо отбивала чечетку, крутила колесо и демонстрировала идеальный вертикальный батман.
Людмила Касаткина. Линия жизни
Ее подкосила смерть любимого мужа – Сергей скончался 11 февраля 2012 года от обширного инсульта. Людмила Ивановна в это время находилась в этой же больнице с раком легких и едва нашла силы, чтобы спуститься в ритуальный зал и попрощаться с покойным. После этого ее состояние заметно ухудшилось, актриса стала заговариваться, звать супруга и 22 февраля, через десять дней после его смерти, покинула этот мир.
Людмилу Ивановну с воинскими почестями похоронили на Новодевичьем кладбище рядом с любимым мужем. Подробнее об истории их взаимоотношений и творческом пути можно узнать в биографической книге «Судьба на двоих (Воспоминания в диалогах)», изданной в 2005 году.
Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Лучшие фильмы
- Яды, или Всемирная история отравлений 2001
Источник