Луи де фюнес биография личная жизнь

Биография Луи де Фюнеса
Луи де Фюнес – блистательный французский комик с мировым именем, киноактер, режиссер, автор сценариев. Его искрометный юмор и неподражаемые образы, созданные на экране, по сей день радуют поклонников таланта актера. Тем не менее, он стал знаменитым уже в немолодом возрасте и при жизни не снискал серьезных кинематографических наград, лишь в 1980 году был удостоен премии «Сезар» за выдающиеся заслуги в кинематографе. Являлся кавалером Ордена Почетного легиона с 1973 года.

Сейчас его день рождения французы считают своим национальным праздником. В 2019 году кинематографическое мировое сообщество отметило 105 лет со дня рождения великого комедийного актера ХХ века.
Детство и юность: Курбевуа – Париж
Третьего ребенка, родившегося летом 1914 года в аристократической семье Карлоса Луиса де Фюнеса и Леонор Сото де Галарца, нарекли Луи Жерменом Давидом.
Местечко Курбевуа неподалеку от Парижа родители мальчика избрали местом проживания после побега из Испании, где оба родились.
Их родственники-аристократы считали, что влюбленные не пара друг другу, и, чтобы официально пожениться, Карлос и Леонор сбежали из Севильи во Францию. В 1906 году появился на свет их первенец, дочь Мари, или, по-домашнему, Мина, а в 1910 – старший сын Шарль. После рождения Луи семья переехала и жила в коммуне Бекон-ле-Брюйер.

Здесь Карлос, известный у себя на родине юрист, не имея возможности заниматься адвокатской практикой во Франции, переквалифицировался в изготовителя искусственных изумрудов, чтобы суметь прокормить семью. Темпераментная испанка с примесью португальской крови стала вести хозяйство и воспитывать троих детей.

Младший сын был ее любимцем, хоть не вышел ни ростом, ни лицом, зато умел в любой момент рассмешить мать до слез. Несмотря на все свои детские проказы, Луи умудрялся учиться прекрасно, но избирательно. С ранних лет он разговаривал на двух языках – французском и испанском, а затем к ним прибавился еще и английский. Точные же науки давались ему с трудом.

Обладающий развитым музыкальным слухом мальчик обучился игре на пианино, талантливое исполнение различных произведений он постоянно сопровождал уморительной мимикой. Слушать, как он играет, можно было спокойно, смотреть же и не рассмеяться вслух – нельзя. Артистические способности Луи демонстрировал повсеместно. Он мог сымитировать говор любого человека, скопировать походку и жесты не только родных, но и соседского молочника, рыночного торговца, случайного прохожего, своих одноклассников и преподавателей.

Пародийный талант не раз играл с ним злую шутку в интернате-колледже Куломье, где мальчик учился. Он был частым гостем в директорском кабинете за перманентное передразнивание учителей и воспитателей. Пансион де Фюнес потом вспоминал с содроганием, называя его настоящей тюрьмой. Его отдали туда, когда отец, надеясь преуспеть, отправился в Венесуэлу. Писал он домой сначала регулярно, потом все реже. Через три года Леонор уехала на поиски мужа. Забрав Луи из колледжа, она вверила его доктору Пуше, жившему в долине Шеврез и заведовавшему приютом для новорожденных отказников.
Считалось, что доктор был изобретателем сиропа, который влиял на быстрый рост детей. Мама Луи надеялась, что микстура будет полезна ребенку, на ее взгляд, очень маленькому для одиннадцати лет. У Пуше мальчик наконец почувствовал себя свободно. Он был счастлив жить вдали от Куломье, помогал укачивать младенцев, когда они плакали, давал им соски. Часто катался на велосипеде, много рисовал.

Так продолжалось до той поры, пока мама не привезла домой заболевшего в Венесуэле туберкулезом отца. Боясь заразить мальчика, он не поцеловал сына, а только передал ему крошечное чучело колибри. Эту птичку Луи де Фюнес берег всю последующую жизнь.
Никому на свете Луи не признался бы в детские годы, что больше всего мечтал стать великим актером кино. Как Чарли Чаплин, чьи роли мальчик знал практически наизусть. Он раз за разом пересматривал картины с ним, копируя знаменитую походку или жесты Чаплина. Страх получить родительский отказ на желание заняться карьерой актера и подвигал Луи на постоянные шалости и пародии. Сверстники прозвали его ФюФю из-за комической манеры поведения.
Окончив школу, де Фюнес всеми силами старался зарабатывать самостоятельно. Освоил профессии чертежника, счетовода, скорняка, работал курьером и чистильщиком обуви, художником-оформителем витрин.

Счастливый случай привел его в бар «Горизонт» на площади Мадлен района Пигаль – там понадобился пианист. Разношерстной публике быстро пришелся по нраву неутомимый и забавный тапер, чья мимика во время игры на рояле веселила посетителей даже больше, чем популярные песенки того времени:
Я ишачил там по двенадцать часов без перерыва, – рассказывал Луи де Фюнес. – Перед началом мне давали пять минут, чтобы поесть в гардеробе. Не разрешали даже сходить в туалет. И требовали, чтобы я постоянно улыбался.
Тем не менее, мечта об актерстве прочно занимала мысли юноши, и как только выдалась возможность, он записался на драматические курсы бывшего участника труппы «Комеди Франсез» Рене Симона. Вскоре Луи стали брать на небольшие роли в свои постановки некоторые театральные режиссеры, оценившие талантливого и способного ученика.

В 1939 году де Фюнеса призвали в армию. В этом же году он потерял старшего брата Шарля, которого прошила фашистская пулеметная очередь. Тяжело переживая утрату, Луи выкуривал по две пачки сигарет в день, кашляя и отхаркиваясь. Армейские врачи решили, что у тщедушного (рост 164 см при весе 55 кг) новобранца туберкулез и через месяц его демобилизовали. Сам же актер всегда потом рассказывал, что врачи просто перепутали его медицинскую карту и чью-то еще. Несмотря на это, де Фюнеса еще несколько раз призывали, что подтверждают записи в его военном билете, и лишь в 1947 году окончательно комиссовали.

Творческая карьера
Сразу же после окончания войны Луи получил свою первую маленькую кинороль – портье в кабаре «Парадиз» из комедийной мелодрамы Жана Стелли «Барбизонское искушение». Это потом, благодаря тому, что в картине снимался де Фюнес, ее стали вспоминать. В то время особого успеха фильм не имел, да и самого начинающего актера публика не запомнила.

Чтобы заработать хотя бы случайный киногонорар, Луи вместе с женой прогуливался под ручку по Елисейским Полям возле ресторана «Фуке», где предпочитали столоваться кинематографисты. Разыгрывая удивление, де Фюнес здоровался с тем или другим знакомым, которые приглашали его на студию на одну-две смены в эпизодических ролях.

Однажды, встретив Жан-Пьера Мельвиля, Луи притворился, что он умеет играть на аккордеоне, лишь бы получить очередной эпизод в работу. Мельвиль видел, что актер старательно скрывает в кадре левую руку, предназначенную для игры на кнопках, выпячивая правую, которой кое-как перебирал клавиши. Оценив изворотливость де Фюнеса, режиссер выплатил ему двойной гонорар. Благодарный Луи после этого всю жизнь трепетно относился к Жану-Пьеру и не пропускал ни одной его новой премьеры.

Более семидесяти небольших и малозначительных ролей на протяжении тринадцати лет сыграл де Фюнес, прежде чем его стали приглашать на яркие главные роли. Внутренние переживания выливались в резкие перепады настроения, из-за чего о нем сложилось мнение как о конфликтном и малосговорчивом актере. Про этот период Луи сказал Джеральдине Чаплин следующее:
Я очень долго ждал в приемной его величества Успеха. Ждал, стучал в двери, пока меня наконец-то не впустили.
Длительное ожидание, во время которого актер оттачивал свое комедийное мастерство, увенчалось в конце концов заслуженным триумфом. 1958 год принес ему главную роль в комедии Ива Робера «Не пойман – не вор», где комический талант Луи в образе браконьера Блеро буквально сверкал. Зрители хохотали до слез.
К актеру пришла настоящая слава и признание, он стал работать как заведенный, снимаясь в главных ролях все новых и новых картин, словно наверстывал упущенное. Он стал получать огромные гонорары, но комплекс бедности так и не сумел в себе изжить до конца жизни.

Миллионы поклонников по всему миру ждали его новые роли с нетерпением. Еще ярче разгорелась звезда де Фюнеса после образа комиссара Жюва из трилогии о Фантомасе, полюбила публика и его Станисласа Лефорта, дирижера Гранд-Опера из картины Жерара Ури «Большая прогулка», и Людовика Крюшо из киноэпопеи о жандарме.

«Жандарм из Сен-Тропе» режиссера Жана Жиро стал первым фильмом, где появляется недотепистый, но очень амбициозный комиссар Жюва, над глупостью которого потешались не только во Франции, но и во многих странах мира, в том числе в Советском Союзе.
Смешные моменты из «Жандармов»
Луи де Фюнес становится кинозвездой первой величины и снимается с прославленными актерами: Жаном Марэ, Анни Жирардо, Жаном Габеном, Мишелем Галабрю, Ивом Монтаном. В 1968 году публика признает его как лучшего актера. Еще через пять лет он получил высшую французскую награду – Орден Почетного легиона, а за три года до смерти – престижную национальную премию «Сезар».

Последней ролью великого комика из более чем ста двадцати им сыгранных, снова была роль жандарма Жюва в картине «Жандарм и жандарметки», которая вышла на экраны в 1982 году.

Личная жизнь Луи де Фюнеса
С женщиной всей своей жизни Луи де Фюнес познакомился во время оккупации Парижа в 1942 году. Молодежь того времени повально увлекалась джазом, бывшим для них символом свободы. Когда внучатая племянница классика французской литературы Жанна Августина де Бартелеми де Мопассан увидела объявление об открытии школы джаза по улице Фобур-Пуассоньер, она со всех ног бросилась туда. Первое, что она объявила основателю школы, на обучение у нее денег нет, но
она хорошо владеет пишущей машинкой. Так она стала секретаршей, а взамен бесплатно училась в школе.

Туда же накануне направил свои стопы Луи, пианист бара «Горизонт», понятия не имевший о нотной грамоте и решивший восполнить этот пробел. Жанна вспоминала момент их непосредственного знакомства так, словно это было вчера:
Я стучала на машинке, когда в комнату с криком ворвался Шарль-Анри (руководитель школы, – прим. uznayvse.ru). «Скорее, Жанна! Ты увидишь феноменального человека!» Он был очень возбужден и потащил меня в зал для занятий. Там я и увидела впервые Луи. Он сидел за роялем… «Ты только послушай, это просто невероятно,- прошептал мне Шарль-Анри. – Не понимаю, зачем ему брать уроки! Боюсь, если начну его учить, он начнет размышлять и загубит свой талант.
В тот же вечер Луи пригласил Жанну в «Горизонт» послушать его игру и поужинать. Он велел приставить к роялю небольшой столик, на котором стояло шампанское и были сервированы омары. Только потом девушка узнала, что пианист-феномен потратил на это все свое месячное жалованье.

Она была очарована необычным молодым человеком и стала регулярно приходить в «Горизонт», где пели и танцевали. Пьяные немцы, не очень понимая слова американских куплетов, подхватывали их, когда Луи запевал. А увидев, что оккупанты дошли до кондиции, де Фюнес пел куплеты собственного сочинения, которые были далеко небезопасны, но, не вполне понимая, немцы орали следом на ломаном французском: «И мы их поимеем пинком под зад!»
Однажды Луи застыл от ужаса, увидев, как к Жанне подошел заместитель коменданта города, чтобы поцеловать ей руку. Он подскочил со смиренным видом и тут же представил девушку, как свою невесту. Офицер поздравил его и удалился. А Луи в тот вечер впервые поцеловал свою будущую жену, сказав, чтобы она считала с этого момента, что они обручены. Жанна объявила своей родне, что встречается с пианистом из «Горизонта» и вскоре его представит как будущего мужа. Был лишь один нюанс: на тот момент де Фюнес уже был женат.

Впервые он женился в 1936 году на Жермен Луизе Элоди Карруайе, чтобы их сын Даниэль родился в законном браке. Через месяц они решили расстаться, но так и не развелись. Луи попросил сестру Мину, которая только недавно развелась со своим мужем, чтобы она прощупала почву. Оказалось, что Жермен давно сама хочет развестись, чтобы выйти замуж за человека по имени Анри. Она поставила лишь одно условие: де Фюнес не будет общаться с сыном, поскольку тот уже считает Анри своим отцом. Проблема была решена, и Жанна повезла будущего мужа на смотрины в замок Клермон.

Нервничающий и застенчивый Луи растаял после слов Мари де Мопассан и ее старшей сестры Жюлии о том, что избранник Жанны «не может не обладать всеми необходимыми для мужа достоинствами». Де Фюнес навсегда полюбил семью своей невесты.

Их союз, хоть и отрицаемый церковью, был по сути идеальным. Луи обожал жену, которая родила ему двух прекрасных сыновей – Патрика и Оливье. Жанна в свою очередь боготворила мужа: и когда он только-только пробивался к славе, и когда стал знаменитым на весь мир. Взяв на себя обязанности его импресарио, она повсюду ездила с ним, отстаивая его интересы даже в мелочах. Своим детям гениальный комик говорил:
Я самый обыкновенный человек, такой же, как все. Мне повезло в жизни не больше и не меньше, чем другим. Просто когда мне улыбнулась удача, я сумел поймать ее и удержать.
Сыновья актера вспоминали, что жизнь с папой всегда была полна неожиданностей. Он не превращался дома в мизантропа, как многие комики того времени, и был таким же веселым и смешным, как в кино. Даже скучную математику он превращал в комедию, чтобы мальчикам было веселее учиться.

С младшим сыном, Оливье, он даже снялся вместе в нескольких фильмах и надеялся, что тот пойдет по его стопам. Но юноша избрал для себя профессию летчика, работал в компании «Эйр Франс». Старший, Патрик, стал врачом. Втайне от семьи Луи общался и со своим первенцем, Даниэлем, но когда тому было одиннадцать лет, их связь прервалась, и Даниэлю даже не сообщили о смерти его родного отца.

Последние годы и смерть
Трудоголизм де Фюнеса сказался на его самочувствии. В 1975 году актер с трудом выжил после случившихся один за другим двух инфарктов. Жанна настояла прислушаться к врачам и оставить на время съемки, чтобы иметь возможность отдыхать.

Они перебрались под Нант, в собственный замок Шато-де-Клермон, который в XVII веке принадлежал семье де Мопассан. Луи выкупил его для любимой жены и отреставрировал. Полная стоимость обошлась актеру более чем в восемьсот тысяч франков. Именно там они и поселились вдвоем.

Де Фюнес вознамерился было засесть за мемуары, но его так увлекла работа в собственном саду, что он решил отложить воспоминания. Чета всегда радовалась приезду детей и внуков, комик с удовольствием играл с ними. Но любимым его занятием стало разведение роз и уход зам ними. В угодьях их количество никто уже не брался подсчитывать.

Под конец своих дней актер обзавелся несколькими странными, хоть и милыми привычками. Опасаясь грабителей, он каждый вечер обходил, словно ключник, погреб, гаражи, кладовые и тщательно запирал их на ночь. Открывал все лишь утром, над чем Жанна всегда потешалась, поскольку иногда не могла вынуть из запертого шкафа даже кастрюлю.

В конце января 1983 года де Фюнес пожаловался супруге на жжение в области сердца. Ранним утром 27 января он позвал жену, с признанием, что ему очень одиноко без нее. Это были последние прощальные слова любящего мужа и блистательного актера.

Память и наследие
Луи де Фюнеса похоронили на кладбище Ле Селье. Дети неподражаемого комика, Патрик и Оливье, издали к столетию любимого отца книгу воспоминаний, название которой как нельзя лучше отражает суть великого и простого человека, чей талант, очарование и искрометный юмор остались навсегда в золотом фонде кинематографа: «Луи де Фюнес: Не говорите обо мне слишком много, дети мои!».

Источник
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 июня 2020; проверки требуют 10 правок.
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Фюнес.
Луи́ де Фюне́с (фр. Louis de Funès, полное имя Луи́ Жерме́н Дави́д де Фюне́с де Галарса́, фр. Louis Germain David de Funès de Galarza; 31 июля 1914, Курбевуа — 27 января 1983, Нант) — французский киноактёр, кинорежиссёр и сценарист, один из величайших комиков мирового кино.
Биография[править | править код]
Луи де Фюнес де Галарса появился на свет 31 июля 1914 года в Курбевуа. Родители будущей звезды французского и мирового экрана родились в испанской Севилье. Отец, Карлос Луис де Фунес де Галарса, получил юридическое образование, но после переезда во Францию стал огранщиком алмазов. Мать была испанских и португальских корней. Родители Луи перебрались во Францию в 1904 году, чтобы официально вступить в брак, так как на родине их семьи были против этого брака.
В детстве Луи де Фюнеса друзья звали «Фюфю». Мальчик хорошо знал французский, испанский и английский языки. В молодости увлекался рисованием и игрой на фортепиано. Неудивительно, что в итоге Луи стал пианистом, играл в основном джаз на Пигаль. Посетители заведения искренне веселились, наблюдая как музыкант корчит гримасы во время игры.
В 1936 году Луи де Фюнес женился на Жермен Луизе Элоди Карруайе. У молодой пары родился сын Даниэль (12 июля 1937 — 23 января 2017[1]), но в конце 1942 года они развелись.
Во время оккупации Парижа германскими войсками Луи де Фюнес преподавал сольфеджио в музыкальной школе, где влюбился в секретаршу Жанну Августину де Бартелеми де Мопассан, внучатую племянницу знаменитого писателя Ги де Мопассана. Она ответила взаимностью «маленькому человеку, который играл джаз, как бог». Влюблённые поженились в 1943 году и прожили вместе 40 лет, до самой смерти Луи де Фюнеса в 1983 году. В этом браке родились двое сыновей — Патрик (род. 27 января 1944) и Оливье (род. 11 августа 1949).
После окончания войны де Фюнес пробует себя в кинематографе; ранее Луи учился на драматических курсах Рене Симона. В 1945 году снимается в фильме «Барбизонское искушение» режиссёра Жана Стели. Большой известности начинающему актёру эта картина не принесла.
В фильме «Не пойман — не вор» режиссёра Ива Робера, снятом в 1958 году, де Фюнес получает главную роль — браконьера Блеро́. Этот фильм приносит ему всеобщую известность. После выхода фильма на широкий экран за границей главного персонажа прозвали Дональдом Даком. В России этот фильм более известен, как «Блеро».
1960-е годы приносят де Фюнесу настоящую популярность и зрительское признание; ежегодно актёр снимается в трёх-четырёх картинах. Очередной успех приносит роль комиссара Жюва в трилогии о Фантомасе режиссёра Андре Юнебеля. Изначально планировалось снять десять серий о похождениях знаменитого преступника, но прокат последней части трилогии, фильма «Фантомас против Скотланд-Ярда», показал, что популярность падает, и продолжение режиссёр решил не снимать.
Другие актёрские работы, такие как «Большая прогулка» и «Разиня», были восторженно приняты десятками миллионов зрителей по всему миру, также как и многосерийный фильм о приключениях Жандарма и его подчинённых, снятый в 1960-е годы. Сам Луи де Фюнес говорил о своей актёрской карьере так:
В 1970-е годы де Фюнес по-прежнему оставался популярным и любимым зрителями актёром. Продолжал активно сниматься и 15 марта 1973 года был удостоен высшей награды Франции: ордена Почётного легиона.
В 1975 году де Фюнес пережил сразу два инфаркта. По настоянию врачей актёр ушёл из кино и переехал в загородное имение XVII века Шато-де-Клермон неподалёку от Нанта, где увлечённо занимался выращиванием роз[2]. Одна из разновидностей роз, полученных фирмой «Мейян», названа его именем[3].
Однако де Фюнес не смог отказаться от предложения Клода Зиди сняться в фильме «Крылышко или ножка». После съёмок в этой картине актёр блистательно сыграл ещё в нескольких. Фильм «Жандарм и жандарметки» стал последним в его кинокарьере.
Луи де Фюнес умер от сердечного приступа 27 января 1983 года. Похоронен в коммуне Ле-Селье.
Шато-де-Клермон — загородная усадьба Луи де Фюнеса
(после его смерти была продана)Роза (сорт Луи де Фюнес)
Могила Луи де Фюнеса
Надгробие на могиле
Луи де Фюнеса
У актёра осталось трое сыновей: Даниэль де Фюнес (12 июля 1937 — 23 января 2017[1]), Патрик де Фюнес (род. 27 января 1944) и Оливье де Фюнес (род. 11 августа 1949).
Патрик стал врачом. Оливье в молодости снялся вместе с отцом в шести фильмах («Фантомас разбушевался», «Ресторан господина Септима», «Большие каникулы», «Замороженный», «Человек-оркестр» и «На древо взгромоздясь»). Луи хотел, чтобы Оливье стал профессиональным актёром, однако молодой человек был против. В итоге он поступил в лётное училище и всю жизнь (до выхода на пенсию в 2010 году в возрасте 60 лет) проработал пилотом гражданской авиации на самолётах Airbus A320 в авиакомпании «Эйр-Франс».
Награды[править | править код]
- 1973: Кавалер Ордена Почётного легиона
- 1980: Премия «Сезар» — «за выдающиеся заслуги в кинематографе»
Фильмография[править | править код]
Актёры, дублировавшие и озвучившие Луи де Фюнеса[править | править код]
В советском кинопрокате все фильмы с участием Луи де Фюнеса шли с дублированным переводом. Немалую роль в популярности актёра в Советском Союзе сыграл образ, созданный Владимиром Кенигсоном. Он и по сей день считается лучшим актёром дублирования, когда-либо озвучивавшим Луи де Фюнеса[4][5]. Существует легенда, что когда сам Луи увидел свои фильмы с дублированием Кенигсона, он произнёс искренне: «Не знал, что я такой хороший актёр»[6].
Михаил Черняк[править | править код]
Закадровая озвучка на студии “Пятый канал – Санкт Петербург”
- «Большая прогулка», 1966
- «Ресторан господина Септима», 1966
- «Замороженный», 1969
и другие.
Владимир Кенигсон
Дубляж на киностудии «Союзмультфильм»
- «Фантомас», 1964
- «Разиня», 1965
- «Фантомас разбушевался», 1965
- «Фантомас против Скотланд-Ярда», 1966
- «Большая прогулка», 1966
- «Ресторан господина Септима», 1966
- «Оскар», 1967; дублирован в 1968 году
- «Человек-оркестр», 1970.
Михаил Глузский
Дубляж на киностудии «Мосфильм»
- «Жандарм в Нью-Йорке», 1965
- «Маленький купальщик», 1968
- «Жандарм и инопланетяне», 1979; дублирован в 1981 году
- «Жандарм и жандарметки», 1982.
Лев Лемке
- «Жандарм женится», 1968; дублирован в 1977 году на киностудии «Ленфильм».
Александр Белявский
- «Замороженный», 1969; дублирован на киностудии «Мосфильм».
Евгений Весник
Дубляж на киностудии имени М. Горького
- «Папа, мама, служанка и я», 1954
- «Не пойман — не вор», 1958; дублирован в 1960 году
- «Дьявол и десять заповедей», 1962.
Зиновий Гердт
- «Прекрасная американка», 1961; дублирован на киностудии имени М. Горького.
Артём Карапетян
Дубляж на киностудии имени М. Горького
- «Скупой», 1980; дублирован в 1982 году
- «Джентльмен из Эпсома», 1962; дублирован в 1983 году.
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- Долинский, С. Черток. «Луи де Фюнес» («Комики мирового экрана», Москва, из-во «Искусство», 1966 г.)
- Патрик и Оливье де Фюнес. «Луи де Фюнес. Не говорите обо мне слишком много, дети мои!» (Louis de Funes: Ne parlez pas trop de moi, les enfants!). Издательство: Текст, 2007. ISBN 978-5-7516-0650-3, ISBN 978-985-16-2150-3
- Никита Шевцов. Маэстро смеха (Труд, 29 Марта 2003)
- Валер Новарина. «Луи де Фюнесу» («Новая газета», № 54, от 02 августа 2001 г.)
- Александр Минаев «Смех и розы»
- Юдин К. А. Луи де Фюнес и кинематограф Франции эпохи «славного тридцатилетия»: от Шарля де Голля до Франсуа Миттерана. Опыт историко-философского анализа // На пути к гражданскому обществу. — 2014. — № 3. — Стр. 67-77. Доступно на: https://www.academia.edu/29058017/Юдин_К.А._Луи_де_Фюнес_и_кинематограф_Франции_эпохи_славного_тридцатилетия_от_Шарля_де_Голля_до_Франсуа_Миттерана._Опыт_историко-философского_анализа
- М. Ямпольский. «Маски Луи де Фюнеса» («Советский экран», Москва, № 9, 1978 г.)
- М. Ямпольский. «Луи де Фюнес» (ежегодник «Экран», 1977—1978, Москва, Искусство, 1979 г.)
- М. Черненко. «Луи де Фюнес» (ежегодник «Экран», 1982—1983, Москва, Искусство, 1985 г.)
- А. Иванов. «Портрет за давностью лет. Вчера! Сегодня… Завтра?…» (28 февраля 1994 г. «GoldInform», 1998 г.)
- В. Леонова. «Французы считали, что „Фантомас“ позорит их нацию» (еженедельник «Собеседник», Москва, № 24, 2000 г.)
- Луи де Фюнес: комедиант во дворянстве — статья в 26-м номере еженедельника «Теленеделя» за 24.06.2000. (Уральский регион)
- Н. Рыбинская. «Охота за „Золотым Луидором“» — статья в апрельском номере журнала «КАРАВАН историй» за 2001 год.
- Brigitte Kernel, «Louis de Funes», 1987.
- Jean-Marc Loubier, «Louis de Funes, le berger des roses», 1991.
- Jean-Jacques Jelot-Blanc, «Louis de Funes Une legende», 1993.
Ссылки[править | править код]
- Луи де Фюнес (англ.) на сайте Internet Movie Database
- Первый русский сайт о Луи де Фюнесе (рус.)
- defunes.ru — российский сайт Луи де Фюнеса (рус.)
- Официальный сайт актёра (фр.)
- Сайт с ссылками на видеоматериалы, в том числе и сообщение ТВ о смерти актёра в 1983 году (фр.)
- Сайт, посвящённый Луи де Фюнесу (фр.)
- Инфо на сайте «Русский Париж»
- defunes.org.ua — сайт посвящён Луи де Фюнес
- Louisdefunes.ru — сайт посвящён жизни и творчеству французского комедийного актёра Луи де Фюнеса (рус.)
- д/ф «Луи де Фюнес. Человек — оркестр» (Первый канал, 2015)
- YummyMovie.org — Луи де Фюнес. Путь человека с харизмой (рус.)
Источник