Лука гаделия биография личная жизнь

Лука гаделия биография личная жизнь thumbnail
Лука гаделия биография личная жизньОрганист Пицундского храма Лука Гаделия

Прославленный органист Пицундского храма Лука Гаделия (Республика Абхазия) отмечает свой двойной юбилей — 10-летие творческой деятельности и 30-летний юбилей со дня рождения.

Феноменальный органист из Абхазии Лука Гаделия

Сегодня Лука Гаделия – культурный бренд Республики Абхазия. Молодой и талантливый музыкант, лауреат и призер международных конкурсов Лука Гаделия является органистом легендарного Пицундского храма X века, возведенного в честь Апостола Андрея Первозванного.

Человек с драматической судьбой: Лука Гаделия родился в 1985 году в Ленинграде (Санкт-Петербурге), но детство и юность провел в Республике Абхазии, где в возрасте 6 лет оказался в эпицентре боевых действий в оккупированном приграничном городе Ткуарчал во время Грузинско-Абхазской войны, вспыхнувшей после крушения Советского Союза. Воспитывался родной бабушкой без родителей.

Высшее музыкальное образование получил в Российской академии музыки имени Гнесиных по классу органа. Принимал участие в мастер-классах ведущих органистов: О.Латри (Франция), Г.Бове, Л.Ломана (Германия), К.Стембриджа (Великобритания), В.Церера, Ю.Эсселя, Х.О.Эриксона (Швеция), Н.Симонян, К.Карпентер, Б. ван Остена и др. В 2008 году стажировался в Летней органной академии в Харлеме (Нидерланды).

С 2006 года солист-органист Государственного концертного зала Пицундского храма. С 2011 года – аспирант прославленной Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, являющейся одним из ведущих музыкальных вузов России и мира. С 2012 Солист абхазской государственной филармонии.

Выступает с концертами в городах России (Москва, Волгоград, Киров, Санкт-Петербург, Сочи, Набережные Челны, Красноярск, Иркутск, Томск), Украины (Днепропетровск, Харьков, Белая церковь), Латвии (Рига), Казахстана (Астана), Италии (Рим), Люксембурга, Великобритании (Лондон, Кембридж, Оксфорд), Бельгии (Брюссель). С 2010 года участник совместного проекта Минкультуры России и Минкультуры Абхазии «Культурный сезон «Россия – Абхазия».

Лука Гаделия, органист Пицундского храма, солист Абхазской государственной филармонии (Республика Абхазия):

СУХУМ, 15 июл – Sputnik, Бадрак Авидзба. Знаменитый абхазский органист Лука Гаделия отмечает двойной юбилей — 30-летие со дня рождения и 10-летие своего творческого пути. https://sputnik-abkhazia.ru/Abkhazia/20150715/1015208919.html СУХУМ, 15 июл – Sputnik, Бадрак Авидзба. Знаменитый абхазский органист Лука Гаделия отмечает двойной юбилей — 30-летие со дня рождения и 10-летие своего творческого пути. https://sputnik-abkhazia.ru/Abkhazia/20150715/1015208919.html

«Десятилетие творческой деятельности для меня не просто первая большая и красивая творческая «круглая» дата, а завершение важного этапа в жизни. В мае прошлого года я закончил полный цикл музыкального образования мирового уровня: вуз – прославленная Гнесинка, аспирантура в легендарных стенах Московской консерватории имени П.И.Чайковского. Ровно десять лет назад я приехал поступать в Российскую академию музыки имени Гнесиных, впервые прикоснулся к самому величественному музыкальному инструменту – органу. Студенческая жизнь в академии мгновенно окунула меня в активную концертную деятельность – органный абонемент в большом зале Гнесинки, ежемесячные концерты, новые программы! Уже через несколько месяцев я впервые играл концерт в родных стенах Пицундского храма, на органе «Александр Шуке», навсегда ставшего для меня самым любимым, самым ценным и самым уникальным инструментом в мире. Кстати в этом году мы празднуем его 40-летие! А еще будучи студентом второго курса начал понемногу гастролировать в городах России, участвовать в концертах в рамках ежегодных поездок органного класса в Германию, Голландию, Францию.
Постепенно количество выступлений увеличивалось, моя жизнь потихоньку превращалась в захватывающий калейдоскоп событий – именно такой она является у активно концертирующего музыканта. Мне посчастливилось играть в самых замечательных залах, прикоснуться к чудным инструментам! Наибольшее впечатления оставили Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга, Большой Концертный зал Казанской консерватории, Малый Зал Московской консерватории. Не меньшее впечатления произвели и роскошные величественные соборы: кафедральные католический и лютеранский соборы в Москве, Базилика Св.Сердца Христова в Риме и одноименная в Брюсселе. За десять лет география концертов расширилась: от центральной России, Сибири, Урала, до стран ближнего и дальнего зарубежья. Я очень рад, что за эти десять лет мне удалось выступить на различных площадках с самыми именитыми музыкантами, но что самое приятное, многие из них стали моими друзьями.
Силу и особый смысл мне предавало всегда то, что на каждом выступлении, где бы оно не проходило, я считал своим долгом и привилегией представлять, в первую очередь, культуру родной Абхазии, дарить каждому новому слушателю частичку своей любви к моей Апсны – Стране Души.
Бесконечно благодарен судьбе за возможность служить Ее Величеству Музыке и «королю» музыкальных инструментов органу, дарить людям радость встречи с поистине прекрасным и вечным – высоким искусством. Слушайте органную музыку – в ней вы найдете и вечную гармонию, и чарующую бесконечность, и эстетическую глубину, и симфонический масштаб, – благодаря ей вы обретете ВЕРУ, НАДЕЖДУ, ЛЮБОВЬ!».

Отзывы и рецензии о Луке Гаделии 

Знаменитый органист Лука Гаделия в свой двойной юбилей - 30-летие со дня рождения и 10-летие творческого пути - рассказал корреспонденту Sputnik о своем становлении как музыканта. https://sputnik-abkhazia.ru/analytics/20150715/1015209035.htmlЗнаменитый органист Лука Гаделия в свой двойной юбилей — 30-летие со дня рождения и 10-летие творческого пути — рассказал корреспонденту Sputnik о своем становлении как музыканта. https://sputnik-abkhazia.ru/analytics/20150715/1015209035.html

«Молодой и блистательный музыкант из Абхазии, Лука Гаделия сразу привлек к себе внимание публики высоким мастерством и эмоциональностью» (Официальный сайт Министерства культуры России)

«Это был потрясающий концерт. Мы были очень рады принимать его у себя со своей фантастически потрясающей программой. Это было очень интересное представление: и программа и концерт. Мне он очень понравился. Он заставил инструмент фантастически звучать, показал превосходную игру. Из всех представлений которые у нас были именно этот концерт один из самых запоминающихся. Мы будем очень счастливы его здесь снова видеть и принимать». (Самуэль Хайес, директор музыки Университетской церкви Св.Девы Марии (Кембриджский университет, Великобритания) о концерте Луки Гаделии (6 ноября 2012 года))

«Лука Гаделия – представитель нового поколения органистов российской органной школы, обладатель собственного уникального исполнительского подхода. Стиль его игры отличается особым психологизмом и эмоциональным накалом, не оставляющими слушателей равнодушными. Он виртуозно владеет органом, раскрывая все красочные возможности «короля музыкальных инструментов» (Официальный сайт «Культурные сезоны Россия – Абхазия»)

«…Мы с восхищением наблюдаем потрясающее владение инструментом Лукой Гаделией. Мало упомянуть пианистическую подвижность его пальцев – грани таланта Луки отличаются выдающимся исполнительским мастерством, музыкальной интересностью, искусством переложения, артистизмом. Полный восторг вызывает его способность сохранять особую фактуру и ритмический рисунок сложнейших произведений. Говоря про некоторую «тяжеловесность» органа, становится ясным, что воплотить на нём тончайшее изящество исполняемых Лукой «воздушных» произведений, требует виртуозности и наличия таланта, да ещё какого! Это высший класс, доступный немногим музыкантам…» (Ксения Зиновьева, пианистка, лауреат молодежной премии «Триумф», дочь русского писателя и мыслителя Александра Зиновьева)

«В интерпретациях Луки Гаделии ощущается и дух новаторских интерпретаций, и следование канонам сложившейся исполнительской школы, подкрепленные высоким техническим мастерством. Словом, есть всё для того, чтобы бесконечный мир органной музыки принял творчество молодого и талантливого исполнителя» (Елена Верещагина, музыкальный критик, «Belcanto.Ru»)

Интернет сайт Луки Гаделии: www.lukagadeliya.net

Источник

Âïåðâûå â Ìåæäóíàðîäíîì îðãàííîì ôåñòèâàëå ó÷àñòâóåò ìóçûêàíò èç Àáõàçèè. Ëóêà Ãàäåëèÿ âûðîñ â Ïèöóíäå, îêîí÷èë Ñóõóìñêîå ìóçûêàëüíîå ó÷èëèùå. Ñåé÷àñ ó÷èòñÿ âî Âñåðîññèéñêîé àêàäåìèè ìóçûêè èì. Ãíåñèíûõ (êëàññ îðãàíà ïðîôåññîðà À.Â.Ôèñåéñêîãî), ó÷àñòâóåò â ìàñòåð – êëàññàõ, âûñòóïàåò â ðàçíûõ ãîðîäàõ Ðîññèè è çàãðàíèöû. Äî àêàäåìèè Ëóêà óñïåë ïîðàáîòàòü àññèñòåíòîì îðãàíèñòà â Ïèöóíäñêîì õðàìå, à ñåé÷àñ èãðàåò äëÿ ìåñòíûõ æèòåëåé è îòäûõàþùèõ â êîíöåðòíîì çàëå Ïèöóíäû.
– Ñî÷èíñêàÿ ïóáëèêà â èþëå, ïðèõîäÿ íà îðãàííûå êîíöåðòû, èìååò âîçìîæíîñòü óñëûøàòü ïðîèçâåäåíèÿ êîìïîçèòîðîâ ðàçíûõ ýïîõ è ñòèëåé. Ó âàñ î÷åíü íåîáû÷íàÿ ïðîãðàììà, ðàññêàæèòå, ïîæàëóéñòà, ïîïîäðîáíåå î íåé.
–  ìîåé ïðîãðàììå ïðåäñòàâëåíà ìóçûêà â îñíîâíîì ñòàðèííàÿ è 20-ãî âåêà. Ïîïûòàëñÿ ïîñòðîèòü ïðîãðàììó íà ñîïîñòàâëåíèè èìåííî ñòàðèííîé ìóçûêè è ìóçûêè ñîâðåìåííîé. Èãðàþ ïðîèçâåäåíèÿ ðàçíûõ ýïîõ, ÷åðåäóÿ ìåæäó ñîáîé. Ýòî ñî÷èíåíèÿ Ä. Áóêñòåõóäå, È.Ñ. Áàõà, ïîòîì êîìïîçèòîðû-ðîìàíòèêè – Ô. Ìåíäåëüñîí, Âèäîð. Èç ÿðêèõ ïðåäñòàâèòåëåé 20-ãî âåêà – Î. Ìåññèàí è Ì. Òàðèâåðäèåâ. Íå óäèâëÿéòåñü: ó Òàðèâåðäèåâà ìíîãî îðãàííûõ ïðîèçâåäåíèé. Îí ðîäîì èç Òáèëèñè. À ïîä âïå÷àòëåíèåì îò çâó÷àíèÿ ïèöóíäñêîãî îðãàíà ñî÷èíèë íåñêîëüêî ïðîèçâåäåíèé. Êñòàòè, îí äðóæèë ñ ìåñòíîé îðãàíèñòêîé. Ñïåöèàëüíî âûáðàë íå ãðîìîçäêèå ïüåñû. Íàçûâàþòñÿ «Õîðàëüíûå ïðåëþäèè â ïîäðàæàíèå ñòàðèííûì ìàñòåðàì». Ñòèëü îñòàåòñÿ ñòàðèííûì, à ìåëîäèêà òàðèâåðäèåâñêàÿ – 20-ãî âåêà, ïîëó÷àåòñÿ î÷åíü èíòåðåñíûé ñèíòåç.
Ìóçûêó Ìåññèàíà ìîæíî ñðàçó óçíàòü: åãî ãàðìîíèè «âûäàþò» 20-é âåê. Èãðàþ åãî ñðàçó ïîñëå Áàõà, ñïåöèàëüíî, ÷òîáû ïîä÷åðêíóòü çâóêîâîé êîíòðàñò.
– Êàê âû ðåøèëè ñòàòü îðãàíèñòîì è â ÷åì ñïåöèôèêà èãðû íà ýòîì èíñòðóìåíòå?
–  Îêîí÷èë Ñóõóìñêîå ìóçûêàëüíîå ó÷èëèùå ïî êëàññó ôîðòåïèàíî, ïîòîì ïîñòóïèë â Ðîññèéñêóþ àêàäåìèþ èì. Ãíåñèíûõ â Ìîñêâå (êëàññ îðãàíà), â ñëåäóþùåì ãîäó çàêàí÷èâàþ. Åñëè ãîâîðèòü îá îñîáåííîñòÿõ èãðû íà îðãàíå, òî îí îòëè÷àåòñÿ ïðåæäå âñåãî ïåäàëüíîé òåõíèêîé. Íî, ïîìèìî ýòîãî, ó íåãî åñòü ìàññà îñîáåííîñòåé çâóêîèçâëå÷åíèÿ. Íà ðîÿëå ìû ìîæåì ìåíÿòü ñèëó çâóêà íàæàòèåì, íà îðãàíå ìû ýòîãî ñäåëàòü íå ìîæåì. Ïî ýòîé ïðè÷èíå ïðèõîäèòñÿ ïîëüçîâàòüñÿ äðóãèìè âûðàçèòåëüíûìè ñðåäñòâàìè, ÷òîáû ñëóøàòåëÿì íå áûëî ñêó÷íî. Àðòèêóëÿöèÿ èìååò áîëüøîå çíà÷åíèå. Âî âðåìÿ èãðû çàòðà÷èâàåòñÿ ôèçè÷åñêàÿ ñèëà, îñîáåííî, åñëè ýòî áîëüøèå ìåõàíè÷åñêèå îðãàíû.
–  êàêèõ ãîðîäàõ èãðàëè? È ñèëüíî ëè îòëè÷àþòñÿ äðóã îò äðóãà îðãàíû â ðàçíûõ çàëàõ?
–  Ìîñêâå ñîîòâåòñòâåííî. Òàê îñîáî ïî Ðîññèè åùå ìàëî, ãäå èãðàë. Íåäàâíî åçäèë â Äíåïðîïåòðîâñê (Óêðàèíà), áûë â Êèðîâå è Íàáåðåæíûõ ×åëíàõ. Çà ãðàíèöó åçäèë âìåñòå ñî ñâîèì ïðåïîäàâàòåëåì. Îí âûâîçèò âåñü îðãàííûé êëàññ â ïîåçäêè, öåëü êîòîðûõ ïîçíàêîìèòü ìóçûêàíòîâ ñ íàèáîëüøèì ÷èñëîì ðàçëè÷íûõ èíñòðóìåíòîâ. Ìû áûëè â Ãåðìàíèè, Ãîëëàíäèè, âî Ôðàíöèè. Ìû õîäèì â öåðêâè, èãðàåì íà ðàçíûõ îðãàíàõ. Åñòåñòâåííî, ýòî áîëüøîé îïûò. Ïîòîì, êîãäà ïðèåçæàåøü êóäà-òî ñ êîíöåðòîì è íóæíî áûñòðî ïðèñïîñîáèòüñÿ ê íîâîìó îðãàíó, ýòîò îïûò î÷åíü ïîìîãàåò.
– Àêóñòèêà â îðãàííûõ çàëàõ îñîáåííàÿ…
– Ïîòîìó ÷òî ïðè ñòðîèòåëüñòâå ÷àùå âñåãî ó÷èòûâàåòñÿ, ÷òî òàì áóäåò íàõîäèòüñÿ îðãàí, èëè æå äëÿ îðãàíà ïîäáèðàþò ïîìåùåíèå ñ ñîîòâåòñòâóþùåé àêóñòèêîé. ×àùå îðãàí «ïîäãîíÿþò» ïîä ïîìåùåíèå â àêóñòè÷åñêîì ïëàíå. Âîò ó íàñ â Ïèöóíäå, íàïðèìåð, îðãàí íàõîäèòñÿ â õðàìå, òàì îòëè÷íàÿ àêóñòèêà.  Ýòî ïðàâîñëàâíûé õðàì, êîòîðûå â ñîâåòñêîå âðåìÿ áûë ïðåâðàùåí â ñêëàä, à ìîíàõîâ ðàçîãíàëè. Ïîòîì â 60-å ãîäû ïðîøëîãî âåêà âëàñòè ðåøèëè, ÷òî âñå-òàêè íóæíî â ýòîì ïîìåùåíèè ðàçìåñòèòü ÷òî-òî êóëüòóðíîå, è ñäåëàëè êîíöåðòíûé çàë. Ïîýòîìó â ýòîì ïðàâîñëàâíîì õðàìå ñåé÷àñ êîíöåðòíûé çàë: ïîñòàâèëè îðãàí, ðîÿëü â àëòàðü. Âî âðåìÿ ãðóçèíî-àáõàçñêîé âîéíû òàì íè÷åãî íå ïîñòðàäàëî, ïîòîìó ÷òî Ïèöóíäà íå íàõîäèëàñü â çîíå áîåâûõ äåéñòâèé. Ëþäè õîäÿò íà êîíöåðòû ñ óäîâîëüñòâèåì, â îñíîâíîì îòäûõàþùèå. Ñåé÷àñ ýòî ñðåäîòî÷èå êóëüòóðíîé æèçíè òåõ ìåñò. Â÷åðà ó ìåíÿ òàì áûë êîíöåðò.
– À áûâàåò èñïîëíåíèå íà îðãàíå â ÷åòûðå ðóêè?
–  ×àñòî îðãàí âûñòóïàåò êàê àêêîìïàíèðóþùèé èíñòðóìåíò ñî ñêðèïêîé, ñ ãîëîñîì, ñ ðîÿëåì.  ÷åòûðå ðóêè ìû èãðàëè ñ Þðèé÷óê Íàäåæäîé â Äíåïðîïåòðîâñêå, îíà áûëà ó âàñ â ïðîøëîì ãîäó íà îðãàííîì ôåñòèâàëå. Ìû èñïîëíÿëè ïåðåëîæåíèÿ ôîðòåïèàííûõ ïðîèçâåäåíèé äëÿ îðãàíà, âåäü ñïåöèàëüíî íàïèñàííûõ ïüåñ äëÿ îðãàíà î÷åíü ìàëî.
– Â íàøå âðåìÿ åñòü êîìïîçèòîðû-îðãàíèñòû?
–  Ìîñêîâñêîé êîíñåðâàòîðèè åñòü êîìïîçèòîð Äèàíîâ. Åùå åñòü Êèêòà, êñòàòè ñóùåñòâóåò îðãàííûé êîíêóðñ åãî èìåíè. Ïèøóò ïîòèõîíüêó, õîòÿ äî Áàõà èì, êîíå÷íî, äàëåêî.
– Ïîðîé ìóçûêàíòû ðàññêàçûâàþò íåâåðîÿòíûå âåùè, êîòîðûå èìåëè ìåñòî âî âðåìÿ êîíöåðòîâ. Ñëó÷àëèñü ëè  ó âàñ âî âðåìÿ èñïîëíåíèÿ êóðüåçû?
– Áûâàåò. Îðãàí çàâèñèò îò ýëåêòðè÷åñòâà (â íåì åñòü ìîòîð, êîòîðûé êà÷àåò âîçäóõ, è ïîäàåò åãî â òðóáû), è îäíàæäû âî âðåìÿ êîíöåðòà â Ïèöóíäå åãî âûêëþ÷èëè. Âäðóã, áàö, âñå, âûêëþ÷èëè ñâåò. Ñëàâà áîãó, êîíöåðò ïîäõîäèë ê êîíöó è ýòîò ìîìåíò áûë íå î÷åíü çàìåòåí. Ñëó÷àþòñÿ è äðóãèå êóðüåçû. Ó íàñ åñòü àññèñòåíò, êîòîðûé âûäâèãàåò ðåãèñòðû. Èíîãäà îí çàñëóøèâàåòñÿ èëè çàáûâàåò âîâðåìÿ ñäåëàòü òî, ÷òî íóæíî. È âî âðåìÿ èãðû íà÷èíàþòñÿ êàêèå-òî ïåðåãîâîðû.
– Êàêóþ ìóçûêó ñëóøàåòå, êðîìå òåõ êîìïîçèòîðîâ, êîòîðûå ÿâëÿþòñÿ ÷àñòüþ âàøåé ïðîôåññèè?
– Íå ïîïñó. Íðàâèòñÿ  äæàçîâàÿ ìóçûêà, ñòàðûå ôðàíöóçñêèå øàíñîíüå – Ïèàô, Àçíàâóð.
– Ãîâîðÿò, âñå îðãàíû îòëè÷àþòñÿ äðóã îò äðóãà. Äàæå òå, ÷òî ñäåëàíû îäíîé è òîé æå ôèðìîé. ×òî ñêàæåòå î ñî÷èíñêîì?
– Íà îðãàíàõ ôèðìû «Ðèãåð-Êëîññ» ìíå óæå ïðèõîäèëîñü èãðàòü. Îíè áîëåå-ìåíåå ïîõîæè. Òàêîé æå, êàê â Ñî÷è, îðãàí åñòü â Íàáåðåæíûõ ×åëíàõ è  â ãîðîäå Áåëàÿ Öåðêîâü, ÷òî íåïîäàëåêó îò Êèåâà. Òàê ÷òî, ìîæíî ñêàçàòü, ìû çíàêîìû.

© Copyright: Àííà Ïåòðîñÿí, 2009
Ñâèäåòåëüñòâî î ïóáëèêàöèè ¹209070800426

Источник

Гаделия Лука — органист

Родился в 1985 г. в Ленинграде. Музыкой стал заниматься в 13 лет в Абхазии под руководством Завилейской С.П (фортепиано). В 2000-2004 гг. получает среднее специальное образование в Сухумском государственном музыкальном училище им. А.Чичба с присвоением квалификации «Преподаватель-концертмейстер по классу фортепиано». С 2004—2010 обучается в Российской Академии музыки им. Гнесиных у профессора, заслуженного артиста РФ А.В.Фисейского с присвоением квалификации «Фортепиано и орган», специализация «Орган»: концертный исполнитель, солист камерного ансамбля, концертмейстер, преподаватель музыки.

В Академии Гнесиных потенциал Луки сразу был замечен педагогами, а усердие и кропотливая работа открыли ему завесы большого музыкального будущего. Однажды руководитель Луки профессор Александр Фисейский не смог выехать на гастроли и отправил вместо себя своего молодого ученика. Лука оправдал надежды заслуженного артиста Советского союза и с достоинством отыграл за него 2 концерта.

Еще до окончания академии у Луки было много учеников, ставших для него финансовой поддержкой. Сам он принимал активное участие в мастер-классах всемирно известных органистов: О.Латри (Франция), Г.Бове, Л. Ломана (Германия), К.Стембриджа (Великобритания), В.Церера, Ю.Эсселя, Х.О.Эриксона (Швеция), Н.Симонян, К.Карпентер, Б. ван Остена и др.

В 2008 году он проходит стажировку в Летней органной академии в Харлеме (Нидерланды). И в этом же году становится лауреатом третьей премии II открытого фестиваля-конкурса Soli Deo Gloria (Римско-католический собор в Москве).

В 2009 году получает специальный приз Веры Таривердиевой «Вера. Надежда. Любовь» на Vl Международном конкурсе органистов имени Микаэла Таривердиева (Калининград).

В июне 2010 года участвовал в международном фестивале «Романтический орган белых ночей» на прославленной сцене Капеллы Санкт-Петербурга. В рамках фестиваля состоялось три сольных органных концерта: Владимира Шляпникова (Россия), Луки Гаделия (Абхазия) и Фансю Шэнь (Китай).

Также Лука Гаделия — ежегодный участник Сочинского органного фестиваля. Дебют 2009 года на сочинской сцене принес ему еще больший успех и приглашение участвовать в дальнейших фестивалях. В 2010 г. Лука подарил публике города Сочи концерт под названием «Музыка четырех столетий». В 2011 году он представит Абхазию на одной сцене с музыкантами из Венгрии, Японии, Голландии, Хорватии, Польши, Норвегии, Финляндии и тд.

Лука Гаделия принимает активное участие в совместном проекте Министерства культуры Республики Абхазия и Министерства культуры России «Культурный сезон «Россия – Абхазия».

В репертуаре органиста произведения западно-европейских, русских и абхазских композиторов: Букстехуде, Баха, Бонне, Генделя, Мендельсона, Ройбке, Мессиана, Мулле, Санкана, Таривердиева, Бутузовой.

Премьера многосерийного киноальманаха, посвященного памяти писателя, философа и социолога Александра Зиновьева, состоялась в Москве.

Сухум. 8 ноября. Апсныпресс. Дмитрий Басария. Органист Пицундского храма Лука Гаделия исполнил органные композиции в качестве саундтреков к киноальманаху «Зиновьев, я люблю тебя!», посвященному знаменитому писателю, философу и социологу Александру Зиновьеву. Об особенностях этой работы Лука Гаделия рассказал Апсныпресс.

Лука Гаделия подчеркнул значимость проекта: «Сопричастность такому научно-культурному проекту и знакомство с семьей великого мыслителя для меня стало важной вехой на творческом пути. Для саундтреков, помимо классических органных произведений, я исполнял те сочинения, которые раньше не звучали на органе. Это, например, песни из репертуара Эдит Пиаф, Стинга и группы Битлз. Создание органной транскрипции этих песен для меня стало большим опытом».

Премьера 20-серийной документальной ленты «Зиновьев, я люблю тебя!», режиссера Алексея Блинова, приурочена к 95-летнему юбилею Александра Зиновьева. Киноальманах погружает в атмосферу высокой интеллектуальной и культурной традиции. Каждая серия уникальна, снята в духе путевых заметок. Альманах передает настроение великого эволюционного перелома – эпохи Александра Зиновьева.

(АП): Александр Зиновьев – русский философ, писатель, социолог, публицист. В 1950-е и 1960-е годы был одним из символов возрождения философской мысли в СССР. После публикации на Западе остросатирической книги «Зияющие высоты», принёсшей Зиновьеву мировую известность, в 1978 году был выслан из страны и лишён советского гражданства. Вернулся в Россию в 1999 году. Творческое наследие Зиновьева включает около 40 книг, охватывает ряд областей социогуманитарного знания: социологию, логику, этику, политическую мысль. Зиновьев подвергал в своих работах острой критике вначале советский строй, затем – российский и западный и в конце жизни – процессы глобализации.

Источник

Пицундский орган, который с 1975 года звучит в Пицундском храме, хорошо известен в профессиональной среде. Его изготовили специально для абхазского собора и собрали мастера всемирно известной немецкой органостроительной фирмы «Александр Шуке». Месяц назад вдруг встал вопрос о выносе уникального инструмента из храма. Было даже подписано распоряжение исполняющего обязанности президента Абхазии Валерия Бганба о его переносе после создания для него специального концертного зала. На выносе органа настаивает глава Сухумо-Пицундской епархии отец Виссарион, который считает, что он вредит храму, в котором необходимо проводить богослужения. Глава другой православной организации – Священной митрополии Абхазии – отец Дорофей предложил совмещать функции храма и концертного зала. Ситуацию вокруг пицундского органа прокомментировал известный абхазский органист Лука Гаделия.

Елена Заводская: Лука, расскажите, пожалуйста, немного о себе нашим слушателям. Где вы учились и получили образование?

Лука Гаделия: Я родился в Санкт-Петербурге, детство и юность провел в Абхазии, в Ткуарчале, потом в Пицунде, где я начал заниматься музыкой в Пицундской музыкальной школе. Затем был этап среднего образования – это Гагрское музучилище и Сухумское музыкальное училище, которое я закончил у Елены Георгиевны Карабулат. Затем я поехал учиться в Москву, в Российскую академию музыки имени Гнесиных по специальности «орган». Здесь я проучился пять лет у заслуженного артиста России Александра Владимировича Фисейского, он солист Московской филармонии и известный органист. Затем были годы обучения в Московской консерватории в аспирантуре, которую я заканчиваю в следующем году. Тема моей научной работы – органные транскрипции, то есть сочинения, которые были написаны изначально для какого-нибудь инструмента, например, для фортепиано или для оркестра, или это хоровые сочинения, которые перекладываются на орган. Я сам делаю транскрипции, и мне это интересно. Сейчас я нахожусь в статусе солиста Абхазской государственной филармонии и играю концерты в Пицундском храме.

Лука Гаделия: «Надо исходить из того, какие у нас приоритеты»

Елена Заводская: Скажите, пожалуйста, что для вас, как для органиста, Пицундский концертный зал?

Лука Гаделия: Пицунда, конечно, это культурная столица Абхазии. Пицундский храм – это знаковая площадка не только внутри Абхазии, она известна в России и за рубежом. Очень много органистов приезжает к нам ежегодно. Уже два года Марина Николаевна Шамба, художественный руководитель Пицундского концертного зала устраивает международные фестивали, на которые собираются лучшие органисты мира. То есть о пицундском органе знают, его помнят и любят, здесь идет насыщенная органная жизнь.

Елена Заводская: Как вы относитесь к требованию священнослужителей Сухумо-Пицундской епархии вынести орган из храма?

Лука Гаделия: Вопрос о переносе инструмента сейчас остро стоит. Строительство современного концертного зала, который будет отвечать всем требованиям, которые ставит перед нами орган, – это наличие хорошей акустики, это масштабы помещения… потому что в таком здании, как, скажем, здание сухумской филармонии, по масштабу наш пицундский орган просто звучать не будет. Такого плана здание не подойдет. Это должно быть здание в два раза большее. И обязательно оно должно быть построено не специалистами, которые занимаются строительством зданий, это должны быть специалисты-акустики, это должны быть специалисты по органной специфике, то есть мастера именно этой фирмы, которая строила орган, то есть фирмы «Шуке» из Германии. Это колоссальные вложения, если этим серьезно заниматься и делать хорошо.

Не знаю, насколько наша республика в состоянии потянуть такие вложения, это действительно колоссальные деньги. Для сравнения: четыре года назад был произведен капитальный ремонт органа, заменили прохудившиеся детали, трубы – вы знаете, что в органе очень много всяких механизмов. И этот ремонт обошелся в 150 000 евро. Это только ремонт. А представляете, если все это будут разбирать, переносить, заново устанавливать, какие будут колоссальные затраты?!

Елена Заводская: Говорят, немецкие мастера считают, что при переносе орган погибнет. Так ли это?

Лука Гаделия: Конечно, это риск. Никто не может на сто процентов гарантировать, даже мастера фирмы. Есть примеры хороших переносов инструментов. Например, в католическом соборе Москвы стоит орган, который раньше стоял в базилике в Швейцарии. Но это удачный пример. А есть масса неудачных примеров. Тут мы, конечно, идем на очень большой риск. Надо заключить какие-то договора с мастерами фирмы и принимать орган после переноса. Это потребует очень много времени. Культурная жизнь остановится. Одним-двумя месяцами тут не обойтись, потребуется, может быть, несколько лет, потому что инструмент весит около 11 тонн, как все это перенести?

Елена Заводская: Есть ли приемлемый вариант решения этой проблемы?

Лука Гаделия: Тут все очень сложно. Я тоже крещеный христианин, я тоже понимаю, что этот собор – знаковый для нашей церкви. И все-таки в нынешней ситуации, когда это – единственная концертная площадка для органа… Если бы у нас было пять таких площадок, тогда мы могли бы говорить, что, да, мы можем каких-то три знаковых собора передать, перенести эти инструменты и что-то оставить. Но у нас одна такая концертная площадка. Даже в России, где очень много залов и инструментов и, вообще, культурная жизнь на высоком уровне, даже там органы, которые установлены в православных церквях, а таких органов очень много, и если это какое-то знаковое культурное место, то государство все-таки остается на стороне деятелей культуры и оставляет этот концертный зал. Здесь надо исходить из того, какие у нас приоритеты.

Елена Заводская: Лука, прокомментируйте, пожалуйста, предложение отца Дорофея.

Лука Гаделия: Предлагается совмещать концертный зал и храм. Если бы это был католический храм, я бы еще что-то понял, потому что орган в католическом храме есть. Храм и концертный зал в католичестве зачастую хорошо сотрудничают. В Москве, например, в главном католическом соборе постоянно идут органные концерты, но музыка, которая исполняется на этих концертах, полностью соответствует уставу католической церкви. Там играют музыку Баха, Букстехуде, которые писали на католические хоралы, на лютеранские, на грегорианику. Если у нас такой вариант будет иметь место, то я не знаю, какой репертуар вообще мы сможем исполнять, потому что с православием орган в храме как-то не вяжется. А если они пойдут на какой-то компромисс, тоже непонятно, каким образом они собираются это осуществить. Потому что это противоречит православным устоям. В этом случае репертуар ограничивается до мизерных масштабов, когда мы сможем играть только духовную русскую хоровую музыку в переложении для органа. Я не знаю, сможем ли мы набрать сочинений на концерт, который будет идти час? Очень узкий репертуар. А для органного репертуара именно духовной русской музыки вообще не существует в природе. Я не знаю, каким образом это будет проходить. Культурная жизнь просто умрет в Пицунде, органная традиция в Абхазии тоже изживет себя. Поэтому нужно нашим государственным деятелям, так как Пицундский храм и концертный зал – это государственная площадка, государственные учреждения, – решить, что у нас в приоритете: возрождение культуры или церковная линия? У нас в Абхазии очень много храмов, много святынь: Бедийский храм, Моквский, можно ими заниматься, их восстанавливать и вести там службы для верующих.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

Источник