Мамонтов биография личная жизнь

Мамонтов биография личная жизнь thumbnail

Современники прозвали Мамонтова Саввой Великолепным и московским Медичи. С флорентийским правителем Лоренцо Медичи Великолепным его сближали любовь к искусству и государственный ум. Как импресарио Мамонтов явил миру талант Федора Шаляпина, а как человек, действующий во благо страны, построил Донецкую и Архангельскую железные дороги.

Наследник состояния

Савва Мамонтов родился 14 октября (по другим данным – 15 или 16 октября) 1841 года в сибирском городе Ялуторовске. Его отец Иван Мамонтов занимался винным откупом: откупщики платили государству налог на алкоголь и получали право продавать его по своим ценам. В 1847 году Иван Мамонтов начал торговать вином в Московской губернии. Перебравшись в Москву, он основал Закаспийское торговое товарищество, приобрел акции Московско-Курской железной дороги, участвовал в строительстве Московско-Ярославской железной дороги.

Купцы того времени считали достаточным давать детям домашнее образование. Но шестеро детей Мамонтовых учились в гимназиях и университетах. Непоседливый Савва, третий по старшинству, был в числе отстающих учеников. В 1859 году, сдав через подставное лицо вступительный экзамен в Петербургский университет, он перевелся в Москву. Учеба на юридическом факультете не сделала из Мамонтова юриста, зато он стал завсегдатаем театральной студии и политических кружков. Летом 1862 года, после студенческих беспорядков в Казани, Петербурге и Москве, отец отправил сына в Баку – подальше от полиции, которая подозревала Савву в революционной деятельности. Он хотел, чтобы сын наконец прекратил «музыкантить, петь и кувыркаться в драматическом обществе».

Савва Мамонтов. Фотография: peoples.ru

Савва Мамонтов. Фотография: rulit.me

Савва Мамонтов. Фотография: dobrohot.org

В конторе Закаспийского торгового товарищества 20-летний Савва наконец занялся делом. Почти год он провел в Баку и городах Персии, а в конце 1863 года вернулся в Москву и вскоре отправился в Милан поправить здоровье после длительного каспийского вояжа. Здесь Мамонтов начал брать уроки оперного вокала, репетировал басовые партии в миланском театре – правда, на профессиональной сцене так ни разу и не выступил. Но ясно понял, что искусство для него было бóльшим, чем просто увлечением. Савва чувствовал и понимал прекрасное как истинный художник. Позже живописец Илья Репин признавался коллеге по цеху Валентину Серову: «Я люблю с ним [Мамонтовым] советоваться, он ведь очень чуткий человек – артист и умница!».

Вторая жизнь усадьбы Абрамцево

Валентин Серов. Прудик. Абрамцево. 1886. Государственная Третьяковская галерея

Исаак Левитан. Абрамцево. 1880-ые. Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево», Москва

Константин Коровин. Речка Воря. Абрамцево. 1880-ые. Государственная Третьяковская галерея

В Италии Савва Мамонтов познакомился с 17-летней Елизаветой Сапожниковой, дочерью богатого московского шелкоторговца. Весной 1865 года молодые сыграли свадьбу и спустя пять лет купили Абрамцево – подмосковное имение писателя-славянофила Сергея Аксакова. При прежнем хозяине здесь бывали Николай Гоголь и Иван Тургенев, публицист Михаил Погодин, актер Михаил Щепкин. При Мамонтовых же Абрамцево стало местом паломничества художников. В имении регулярно гостили Илья Репин, Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Василий Поленов, Василий Суриков, Михаил Нестеров, Константин Коровин, Михаил Врубель. Здесь прошло отрочество Валентина Серова, мать которого была дружна с Мамонтовыми. В дружеских и родственных отношениях с хозяевами Абрамцева состоял и Константин Станиславский.

Мамонтовы много путешествовали по Европе, где заводили все новые знакомства. Скульптор Марк Антокольский, живший тогда в Риме, писал: «Вчера уехал один из новых друзей моих, некто Мамонтов. Приехавши в Рим, он вдруг начал лепить, – успех оказался необыкновенный… Лепка у него оказалась широкой и свободной… Надо сказать, что если он будет продолжать и займется искусством серьезно хоть годик, то надежды на него очень большие». А Илья Репин как-то сказал Савве: «Тебе бы в артисты – громче Щепкина бы гремел, громче Мартынова».

Но Савва Великолепный был слишком увлечен всеми искусствами, чтобы хранить верность одному. Он издавал альбомы с рисунками «абрамцевских» художников. Позже финансировал художественный журнал «Мир искусства». Несколько раз в год силами «абрамцевского кружка» Мамонтов-режиссер ставил любительские спектакли, которые по качеству костюмов во много раз превосходили постановки Императорских театров.

Мамонтовская опера

Савва Мамонтов, Валентин Серов, Константин Коровин, Илья Репин, Василий Суриков. 1889. Фотография: pravda.ru

Валентин Серов. Портрет Саввы Мамонтова. 1879. Государственный Русский музей

Пасхальный стол в семье Мамонтовых. 1888. Фотография: peoples.ru

Увлечение театром переросло в идею собрать свою труппу. В 1882 году была упразднена действовавшая со времен Николая I государственная монополия на зрелищные предприятия. В январе 1885 года премьерой «Русалки» Александра Даргомыжского в Москве открылся Театр Кроткова. Назван он был по имени директора, но вошел в историю как «Мамонтовская опера».

В труппу Мамонтова набирали молодежь; самым старшим артистам – меццо-сопрано Татьяне Любатович и басу Антону Бедлевичу – было 25 лет. Главную партию в премьере доверили 19-летней Надежде Салиной. Из-за неопытности артистов спектакль не имел особого успеха: зрителей восхитили лишь декорации, написанные Виктором Васнецовым. Мамонтов понял: чтобы взрастить собственных певцов, их нужно учить у мастеров. В сезоне-1885/86 вместе со штатными певцами на сцене театра выступали европейские звезды Либия Дрог, Мария Дюран, Мария ван Зандт, братья Антонио и Франческо д’Андраде. И все-таки слишком многое в театре делалось на скорую руку, по-любительски, и в 1888 году он закрылся.

В 1896 году мамонтовская труппа возобновила работу под вывеской Частной оперы Винтер. Директором стала Клавдия Винтер, сестра фаворитки Мамонтова Татьяны Любатович. На нижегородских гастролях Частной оперы в роли Ивана Сусанина дебютировал солист Мариинского театра Федор Шаляпин. Мамонтов переманил никому не известного 23-летнего певца в Москву, где Шаляпин прославился, исполнив партии Бориса Годунова в одноименной опере Модеста Мусоргского, Ивана Грозного в «Псковитянке» Николая Римского-Корсакова, Мельника в «Русалке» Александра Даргомыжского, Мефистофеля в «Фаусте» Шарля Гуно и другие.

Служивший в театре дирижером Сергей Рахманинов прививал певцам отношение к спектаклю как к единому музыкальному полотну. Позже Шаляпин вспоминал, как Рахманинов учил отталкиваться от музыки в понимании роли, запоминать не отдельные партии, а оперу целиком. Над декорациями и костюмами для театра работали лучшие художники: Врубель, Поленов, Васнецов, Коровин.

Мамонтов едва ли не первый в России задумался о синтетической природе оперного театра.

Мамонтов биография личная жизнь

Банкротство империи Мамонтова

Илья Репин. Портрет Елизаветы Мамонтовой. 1874. Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево», Москва

Илья Репин. Портрет Саввы Морозова. 1880. Государственный театральный музей им. Бахрушина

Константин Коровин. Портрет артистки Татьяны Любатович. 1880-ые. Государственный Русский музей

В это же время расширялась промышленная империя Мамонтова. После смерти отца в 1869 году Савва продлил железную дорогу от Ярославля до Костромы. Это решение вызвало всеобщее недовольство: торговый оборот с Русским Севером в то время не окупал затраты на строительство дороги. В 1878 году была открыта Донецкая железная дорога, тоже признанная «нерентабельной». В 1882 году ее довели до Мариуполя, и донецкий уголь стал поступать к морю. В 1897 году Мамонтов продлил костромскую дорогу до Архангельска. В его планах было начать строительство дороги Петербург – Вятка, а также железнодорожной ветки от Томска до Ташкента. При этом Мамонтов хотел создать конгломерат из заводов, которые производили бы металл и оборудование для железных дорог. Чтобы получить деньги на реализацию проекта, ему пришлось взять их из кассы Ярославской железной дороги.

В сентябре 1899 года Савва Мамонтов был арестован. Одни историки полагают, что он стал жертвой соперничества министра финансов Сергея Витте и министра юстиции Николая Муравьева. Другие считают, что разорение было срежиссировано исключительно Сергеем Витте. С его молчаливого согласия Мамонтов приступил к воплощению своего плана, и именно Витте отдал приказ об аресте. Пока промышленника держали в заключении, его предприятия и недвижимость распродали за бесценок. Сумму залога подняли с 763 тысяч до заоблачных 5 миллионов, чтобы не выпустить промышленника на свободу, ведь он успел бы спасти капитал. Бывшая любовница Саввы Любатович и директриса Частной оперы Винтер спешно вывезли из театра имущество, часть которого распродали, а часть стали сдавать в аренду «родной» труппе за немалые деньги.

Но общество встало на защиту московского Медичи. Начальник мастерских Ярославской дороги дал такие показания: «Савва Иванович – отец второй, добрая душа, другого такого не будет. Плакали мы горько, когда его взяли под арест. Все служащие сложиться хотели, внести кто сколько может, чтобы только вызволить его». Адвокат Федор Плевако произнес на процессе речь, вошедшую в историю отечественной юриспруденции: «Ведь хищение и присвоение оставляют следы: или прошлое Саввы Ивановича полно безумной роскоши, или настоящее – неправедной корысти. А мы знаем, что никто не указал на это. Когда же, отыскивая присвоенное, судебная власть… вошла в его дом и стала искать незаконно награбленное богатство, она нашла 50 рублей в кармане, вышедший из употребления железнодорожный билет, стомарковую немецкую ассигнацию… что же тут было? Преступление хищника или ошибка расчета? Грабеж или промах? Намерение вредить Ярославской дороге или страстное желание спасти ее интересы? Судите, но отнесите часть беды на дух времени, дух наживы, заставляющий ненавидеть удачливых соперников, заставляющий вырывать друг у друга добро. В наше время мало работать – надо псом сидеть над своею работой».

В июле 1900 года суд признал Мамонтова невиновным. Бывший миллионер поселился у дочери Александры и жил на скромные доходы от гончарной мастерской, перенесенной в Москву из Абрамцева.

Спустя 15 лет, в разгар Первой мировой войны, журналист Влас Дорошевич писал:

«Два колодца, в которые очень много плевали, пригодились. Интересно, что и Донецкой, и Архангельской дорогой мы обязаны одному и тому же человеку. “Мечтателю” и “Затейнику”, которому очень много в свое время доставалось за ту и за другую “бесполезные” дороги, – С. И. Мамонтову. И вот теперь мы живем благодаря двум мамонтовским “затеям”. “Бесполезное” оказалось необходимым».

Саввы Мамонтова не стало 6 апреля 1918 года, похоронили его в Абрамцево.

Источник

Савва Мамонтов – биография

Савва Мамонтов – известный российский предприниматель, меценат. Выходец из купеческой династии Мамонтовых. Наибольшую известность получил в последнее десятилетие 19-го века, когда приступил к осуществлению Северного железнодорожного проекта.

Листая биографии выдающихся личностей конца 19-го века поражаешься, как часто их судьбы переплетались с Саввой Мамонтовым, самым известным русским предпринимателем того времени. Это не удивительно, ведь сфера интересов этого неординарного человека распространялась на многие виды деятельности, начиная от железной дороги и русской оперы, скульптуры, развития технических училищ, новейших технологий и заканчивая развитием крайнего Севера. До сих пор не утихают споры о том, кто такой Савва Морозов – типичное явление для России на рубеже веков или все-таки он являлся «исключительным типом», единственным и неповторимым в своем роде.

Детство

Родился Савва Мамонтов 14 октября (поданным других источников 4 октября) 1841 года в сибирском городке Ялуторовске. Раннее детство мальчика прошло там же. Когда ему исполнилось восемь лет, Мамонтовы перебрались в Москву. Они приобрели дом на Мещанской улице, жили богато, ни в чем не отказывали ни себе, ни детям, которых в семье родилось семеро (две дочери трагически погибли). Отец – Иван Мамонтов, его основным занятием был винный откуп. С 1847 года торговал вином в Московской губернии. После переезда в Москву, инициировал основание Закаспийского торгового товарищества, стал владельцем пакета акций Московско-Курской железной дороги, принимал самое активное участие в строительстве Московско-Ярославской ж/д. Мама – Мария Мамонтова (в девичестве Лахтина), занималась домом и детьми. Она умерла осенью 1852 года, Савве только исполнилось 11 лет. После ее похорон Иван Мамонтов продал дом, где они раньше жили, и переехал с детьми в новый, расположенный на Новой Басманной улице. На лето семья переезжала в подмосковную усадьбу Киреево. Отца не стало в 1869 году. Киреево унаследовал старший сын Федор, акции железной дороги достались Савве.

Савва Мамонтов в детстве

Большинство купцов того времени придерживались мнения, что детям достаточно домашнего обучения. Иван Мамонтов наоборот, стремился расширить кругозор своих наследников, всячески поощрял их интерес к литературе и искусству, привил любовь к музыке и театру. Все взрослые члены семьи вели себя как настоящие аристократы, и это сильно отразилось на мировоззрении Саввы Мамонтова. Он учился под руководством гувернера, изучал этикет, особое внимание уделял иностранным языкам.

Вначале Савва отправился за знаниями в городскую гимназию, потом стал студентом Института корпуса гражданских инженеров в Санкт-Петербурге. В те времена особое внимание в России уделяли железнодорожному строительству, и Мамонтов-старший именно в Савве видел своего преемника в этом деле.

В Москву Савва вернулся через два года. По настоянию отца молодой человек поступил в московский университет, на юридический факультет. Он плохо знал латынь, поэтому на вступительный экзамен вместо него отправился подставной человек.

В 1862-м отец отправил сына в Баку, где собственно, и началась его трудовая биография. Мамонтов-младший вел все торговые процессы Закаспийского товарищества.

Через два месяца Савва возглавил центральный московский филиал компании отца, в 1864-м уехал стажироваться в Италию. Отец хотел заняться поставками шелка, и с этой целью отправил сына в Ломбардию.

Савва Мамонтов в молодости

В Милане молодой человек побывал в «Ла Скала», посетил оперный театр. Впечатленный увиденным, Савва начал сам учиться искусству вокала, ведь еще задолго до этого он серьезно увлекался театром. Мамонтов не пропускал ни одной премьеры, среди его знакомых появились представители интеллигенции и искусства.

Как позже выяснилось, у Саввы были неплохие вокальные данные. Он даже спел партию баса в спектаклях «Лукреция Борджиа» и «Норма». После того, как до отца дошли известия о пристрастии сына к театральному миру, он приказа ему немедленно возвращаться домой. Никого из наследников Мамонтова-старшего не интересовала предпринимательская деятельность, поэтому он надеялся только на своего четвертого ребенка – сына Савву.

Предпринимательство

После смерти отца в 1869 году, управление всеми делами семьи перешло к Савве. Он сумел не просто сохранить отцовское состояние, но и значительно увеличить его. В 1872-м он занял кресло директора Общества Московско-Ярославской железной дороги, контрольный пакет акций которого принадлежал его отцу. Также Мамонтов-сын владел торговой конторой, занимающейся поставкой строительных материалов.

Поезда «Донецкой дороги» Саввы Мамонтова

Савва прекрасно понимал, что отвечает за семейное дело, поэтому трудился с особым усердием. В 1875-м он стал инициатором проекта строительства Донецкой железной дороги. Стоимость работ оказалась несколько завышенной, но именно Мамонтов стал победителем конкурса. Вскоре он инициировал создание общества акционеров «Донецкая дорога».

Работа спорилась. Возводили новые вокзалы, появлялись узлы и развязки, возрождались заброшенные до этого времени станции. Если на пути строительства попадались непонятливые крестьяне, то Мамонтов никогда не вступал с ними в конфликт, просто менял трассы. Общая длина железнодорожного пути составила 479 верст. Это была самая разветвленная железнодорожная сетка, аналогов в мире у нее не имелось. Окрыленный успешным проведением дела, Мамонтов решил строить морской порт в Мариуполе.

Строительство такого крупного предприятия не могло быть легким. Мамонтов заключил договор с министром финансов Сергеем Витте. В итоге, государство купило у Мамонтова Донецкую железную дорогу, и Витте предложил Савве новую сделку, а именно – вложиться в Невский механический завод, хотя и знал, что он убыточный. Чтобы начать процесс модернизации, нужны были большие деньги, и Мамонтов взял займ в банке, превышающий пределы допустимого по закону.

Строительство Северной железной дороги

Савва решил, что он сможет рассчитаться с долгом, так как надеялся получить прибыль на строительстве Петербургско-Вятской железной дороги. Ему обещали концессию по этому проекту, все проголосовали «за», однако министру юстиции Николаю Муравьеву показалось, что Витте имеет свои корыстные мотивы. Мамонтов лишился концессии, а потом ему устроили аудиторскую проверку.

В 1899-м его обвинили в присвоении десяти миллионов рублей, и отправили за решетку. Акции Мамонтова резко упали в цене. На суде его защищал самый лучший адвокат того времени – Плевако, Савву оправдали, но он лишился своего состояния, репутации и уважения в обществе.

Его невероятные заслуги очень быстро забыли. Разбитый предприниматель не стал снова возрождать былую славу. Он редко появлялся на людях, стал замкнутым и нелюдимым. Много времени проводил в собственной мастерской, где изготавливал майолику.

Благотворительность

Мамонтов вдохновлялся от своей коммерческой деятельности. В перспективе, он хотел проложить железную дорогу в тундре, мечтал, как начнет осваивать новые земли. Для того, чтобы проектом заинтересовались император Николай II и Сергей Витте, Савва специально открыл павильон на Нижегородской выставке 1894 года, в котором демонстрировали богатства русского Севера. Для организации экспозиции предприниматель привлек известных художников Константина Коровина и Михаила Врубеля. Мамонтов привык свои идеи реализовывать с особым шиком и размахом.

Савва Мамонтов

Савва очень любил драматический театр, оперу и живопись, он мечтал, что когда-то объединит в одно целое эти направления в искусстве. Мамонтов собрал свою оперную труппу, в которую вошли талантливые актеры, вокалисты, художники. Он стал создателем уникального проекта, несмотря на то, что критики и общественность постоянно высказывали ему свои нелицеприятные замечания.

На деньги Мамонтова ставились спектакли, которым отказали в постановке государственные театры. Музыка Мусоргского, Рахманинова, Римского-Корсакова постоянно звучала в его театре. Оперные партии появились в репертуаре Федора Шаляпина, Татьяны Любатович и еще многих талантливых молодых солистов. Сцену театра украшали декорации кисти Виктора Васнецова, Исаака Левитана, Василия Сурикова.

Оперу Саввы Мамонтова «приютил» театр купца Солодовникова. В скором времени она должна была переселиться в гостиницу «Метрополь», где готовилась специальная сцена. Но банкротство Мамонтова помешало завершить проект, и в 1904-м оперу просто закрыли.

Теплые дружеские отношения связывали Савву с членами творческого кружка под названием «Мир искусства». Он даже выделял деньги на выпуск журнала под таким же названием. Привыкший к широким жестам, Мамонтов размещал в издании работы своих друзей и приятелей, что, по мнению его основателей, говорило о неразборчивости мецената. Спустя некоторое время он перестал выделять деньги на этот проект. В 1899-м два Саввы – Мамонтов и Морозов приступили к выпуску газеты «Народ». Но публика не оценила их инициативу, и проект провалился. При содействии Мамонтова выходила также газета «Россия».

Не в меньшей степени меценат интересовался и архитектурой. Ему хотелось сделать комплексную застройку, поэтому он взял в долгосрочную аренду один из московских кварталов, и собирался приступить к возведению целого комплекса с собственной инфраструктурой. Одним из спонсоров этого проекта оказалось Петербургское страховое общество, но из-за разорения Мамонтова план так и не был реализован. Зато на средства Саввы была построена гостиница «Метрополь» и проведена реконструкция Ярославского вокзала.

Гостиница «Метрополь» Савваы Мамонтова

В сове время Мамонтов купил поместье Абрамцево у его законного владельца Сергея Аксакова. Савва приложил массу усилий и средств, чтобы обогатить его и значительно расширить. Он построил школу, больницу, церковь, сад с оранжереей и даже мост с плотиной. Предприниматель любил принимать в этом имении многочисленных друзей – литераторов, художников, архитекторов, скульпторов, музыкантов.

Именно там Валентин Серов написал свой шедевр – картину «Девочка с персиками», на которой изображена дочка Мамонтова – Вера. Это полотно стало настоящим символом Абрамцево.

Картина «Девочка с персиками» написанная в Абрамцево

После банкротства Мамонтова все, что ему принадлежало, было конфисковано и распродано. Все дома, акции, предприятия и коллекции ушли с молотка. Осталась только усадьба Абрамцево, она находилась в собственности жены предпринимателя.

Личная жизнь

Савва Мамонтов взял в жены Елизавету Сапожникову, с которой познакомился в Италии. Девушка была из обеспеченной семьи, ее отец успешно торговал шелком. Из них получилась идеальная пара, Елизавета понравилась не только Савве, но и его родным. Вскоре влюбленные поженились. В этом браке родилось пятеро детей. Их специально называли так, чтобы из первых букв их имен получалось имя Савва – Сергей, Андрей, Всеволод, Вера, Александра.

Савва Мамонтов с женой Елизаветой Сапожниковой

Жена очень любила Савву, но многие из его проектов она просто не одобряла. Женщина уставала от бесконечных праздничных гуляний и застолий, каких-то немыслимых постановок и костюмированных катаний по реке. Они больно ударяли по материальному состоянию семьи, хотя Елизавета и не была слишком прижимистой. С удовольствием занималась благотворительностью. С каждым годом женщина становилась все более набожной, и забавы мужа стали вызывать в ней негодование. Супруги начали ссориться.

Разговоры о личной жизни Саввы выходили далеко за пределы Абрамцево. Пошли слухи, что у Мамонтова появилась любовница – актриса Татьяна Люботович. Сплетни дошли и до семьи, и просто шокировали всех родных мецената. Елизавета больше никуда не выезжала из Абрамцево, Савва тоже как-то притих и лишился хорошего расположения духа.

Мамонтов начал конфликтовать с близкими и друзьями, и это плохо сказалось на его дальнейшей биографии. У него появилась какая-то рассеянность, он больше не видел рискованных моментов в сделках, и возможно по этой причине обанкротился.

Смерть

Несколько последних лет своей жизни Савва жил у дочери. Жена с ним так и не помирилась, а дети продолжали общаться. Саввы Мамонтова не стало 6 апреля 1918 года. Он скончался от пневмонии. Забытого всеми благотворителя похоронили на территории Абрамцево. Смерть его так и осталась незаметной, возможно из-за грянувшей накануне революции. На могиле Саввы Мамонтова памятник так и не поставили.

Памятники Савве Мамонтову

Память о Савве Мамонтове живет в документальных проектах и художественном кино. Жизнь известного мецената подробно описана в книге писателя Владислава Бахревского, которая носит одноименное название.

Ссылки

  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Источник