Мария биешу биография личная жизнь

Мария биешу биография личная жизнь thumbnail

Мария Биешу

Мария Биешу

Мария Лукьяновна Биешу (молд. Maria Bieşu). Родилась 3 августа 1935 года в селе Волинтирь (ныне – Штефан-Водский район Молдовы) – умерла 16 мая 2012 года в Кишинёве. Советская и молдавская оперная певица (сопрано), актриса, педагог. Народная артистка СССР (1970). Герой Социалистического Труда (1990). Лауреат Ленинской премии (1982), Государственной премии СССР (1974).

Мария Биешу родилась 3 августа 1935 года в селе Волинтирь Аккерманского уезда, тогда это было Королевство Румыния, а ныне в Штефан-Водском районе Молдовы.

Отец – Лука Савельевич Биешу.

Мать – Татьяна Степановна Биешу (1913-2010).

С ранних лет Мария была приучена к сельскому труду, с подросткового возраста работала в поле. Имея отличный голос и абсолютный музыкальный слух, активно участвовала в сельской самодеятельности. Еще в детстве начала мечтать о карьере певицы, хотя до поры до времени об этом приходилось думать в тайне, поскольку семья жила небогато и Марии приходилось много трудиться.

После школы по настоянию родителей она в 1951 году поступила на факультет агролесомелиорации сельскохозяйственного техникума в городе Леова. Во время учебы в техникуме она продолжала выступать в самодеятельности и, наконец, решилась стать певицей. И в 1955 году без экзаменов она была принята в Кишинёвскую государственную консерваторию (ныне Академия музыки, театра и изобразительных искусств). Когда Мария сообщила об этом родителям, те были шокированы.

В одном из интервью Биешу вспоминала: «Самые яркие эмоции у меня связаны с тем, когда я получила диплом агронома после окончания техникума и поступила в консерваторию. Родители, увидев мой диплом, были очень счастливы. Папа очень хотел, чтобы я была агрономом, да и мама тоже. Но когда я им сообщила, что собираюсь учиться в консерватории, они были очень разочарованы. Мама так расстроилась и стала спрашивать: – Как это так, ты выучилась на агронома, а собираешься делать консервы? Она схватила веник и побежала за мной по двору.- Мама, я не думаю делать консервы, я собираюсь петь! – пыталась объяснить я».

В Кишинёвской консерватории училась у педагога С.Л. Зарифьян.

Параллельно в 1958-1960 годах выступала с оркестром народных инструментов Ансамбля песни и танца «Флуераш».

Мария Биешу в молодости

Мария Биешу в молодости

В 1961 году окончила консерваторию по классу П.А. Ботезат. После государственных экзаменов получила приглашение в Молдавский театр оперы и балета (ныне Национальный театр оперы и балета Республики Молдова имени Марии Биешу) в Кишинёве.

Дебют на оперной сцене состоялся весной 1962 года, когда она спела партию Тоски в одноимённой опере Дж. Пуччини.

Мария Биешу – Тоска

Мария Биешу Тоска

В 1965-1967 годах стажировалась в театре «Ла Скала» (Милан, Италия), где под руководством педагога Э. Пьяццы подготовила на итальянском языке партии Тоски, Аиды, Чио-Чио-сан и Леоноры в операх Дж. Пуччини и Дж. Верди.

В тот же период она успешно выступает на международных конкурсах: становится лауреатом первого состязания вокалистов в рамках III Международного конкурса имени П. И. Чайковского (третья премия, 1966) и побеждает на 1-м Международном конкурсе памяти Миуры Тамаки в Японии, где завоёвывает первую премию, «Золотой кубок» и титул «Лучшая Чио-Чио-сан мира».

Мария Биешу – Чио-Чио-сан

Мария Биешу Чио-Чио-сан

Далее у Марии Биешу началась карьера оперной певицы мирового уровня. Она гастролировала на всех континентах. Пела на сцене Большого театра, на оперных сценах ведущих театров СССР, в «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке, в театрах Чехословакии, Германии, Болгарии, Югославии, Румынии, Венгрии, Польши, Финляндии, Австрии.

С блеском прошли ее концертные турне по городам Японии, Австралии, Кубы, Израиля. Выступала с сольными концертами в Рио-де-Жанейро. Пела в зале «Олимпия» в Париже.

Мария Биешу 3

Всего в творческом репертуаре певицы было около трёх десятков сопрановых партий в мировой оперной классике и операх современных композиторов. Широким был и камерный репертуар певицы, насчитывавший свыше двадцати концертных программ и включавший известнейшие арии из опер, произведения старинной, классической, духовной и современной музыки.

Камерный репертуар включал старинную западноевропейскую музыку (И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, К. В. Глюк, Г. Пёрселл, Д. Чимароза, А. Страделла, Дж. Каччини, Дж. Кариссими, К. Монтеверди); романтическую немецкую музыку (Р. Шуман, Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон-Бартольди); русскую классику (М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, Н. А. Римский-Корсаков, А. Г. Рубинштейн, М. М. Ипполитов-Иванов, С. С. Прокофьев, Ю. А. Шапорин, Р. М. Глиэр, Г. В. Свиридов, Д. Д. Шостакович, С. Н. Василенко, Т. Н. Хренников); романсы композиторов СССР; молдавскую вокальную музыку (В. Г. Загорский, Е. Д. Дога, Б. С. Дубоссарский, С. В. Лунгу, В. Ротару, К. Руснак, З. М. Ткач, С. Бузилэ, Д. Георгицэ), вокально-симфонические концерты (Месса си минор И. С. Баха, «Реквием» Дж. Верди, «Немецкий реквием» И. Брамса, Stabat Mater Дж. Россини).

Мария Биешу 2

О Марии Биешу высоко отзывались ее коллеги. Певец Муслим Магомаев говорил: «Когда услышал её голос – замер от восторга! Удивительное сопрано! У её великой тёзки Марии Каллас не было такого объёмного, полнозвучного голоса. У Биешу – истинно итальянский голос, дарованный самим Господом. Если уж и сравнивать природу её вокальных данных, то Биешу ближе к великой итальянке Ренате Тебальди. Та же редкая красота ровного по всему диапазону и беспредельного по возможностям голоса, мягкость, сочность звучания и необыкновенная пластичность».

Мария Биешу – Bellini: Norma

Член КПСС с 1979 года. Депутат Совета Национальностей Верховного Совета СССР 7-11-го созывов (1966-1989) от Молдавской ССР.

С 1987 года – председатель Союза музыкальных деятелей Молдавии. С 1992 года – вице-президент Международного союза музыкальных деятелей (Москва).

Мария Биешу вела вокальный класс в Академии музыки имени Г. Музическу в Кишинёве (ныне Академия музыки, театра и изобразительных искусств) (профессор).

Проводила мастер-классы для студентов-вокалистов в Университете искусств города Нагоя (Япония, 1999), Пекинской и Венской консерваториях (ныне Венский университет музыки и исполнительского искусства), в оперных театрах Турции (Анкара, Мерсин), Кубы (Гавана).

Участвовала в культурной и фестивальной жизни Молдовы. С 1990 года в Кишинёве проходил Международный фестиваль звёзд оперного и балетного искусства «Приглашает Мария Биешу» («Vă invită Maria Bieşu»).

Мария Биешу

В 1995 году приняла участие в первом Рождественском Фестивале искусств в Новосибирске в качестве специально приглашённой звезды, где выступила с партией Аиды в концертной версии оперы «Аида».

В 2001 году выступила в шести столицах Европы – Париже, Риме, Бухаресте, Берлине, Софии, Брюсселе – с программой романсов румынских и молдавских композиторов на стихи поэта М. Эминеску, посвященной году М. Эминеску, объявленному ЮНЕСКО.

Читайте также:  Шевчук биография личная жизнь

Продолжая активную гастрольную деятельность, в последние годы творческой жизни выступала в оперных спектаклях и камерных концертах в Австрии, Германии, Франции, Италии, Венгрии, Японии, Белоруссии, Украине, России.

Длительное время участвовала в жюри многочисленных международных вокальных конкурсов – Токио, Барселона, Марсель, Будапешт, Батуми (конкурс теноров им. Д. Андгуладзе, 1996), Баку (конкурс вокалистов, посвящённый 100-летию Бюль-Бюля, 1997) и др. Она была постоянным членом жюри Международных конкурсов имени П. И. Чайковского, М. И. Глинки, Г. В. Свиридова.

Мария Биешу очень тепло относилась к СССР и России, в одном из своих последних интервью певица говорила: «Вообще Советский Союз – это моя ностальгия. Я его объехала весь вдоль и поперек. В месяц пела по семнадцать спектаклей. И никогда не хотела уехать. Предлагали головокружительные контракты. Сейчас модно говорить, что власти не пускали. Меня пускали. Сама не хотела. Я без своей Молдавии жить не могла. При советской власти мне жилось хорошо. На то время пришлось моё детство, молодость, становление и расцвет как артистки. Меня везде поддерживали и помогали. То время поддерживало искусство. Я очень сомневаюсь, что сегодня поддержат пусть даже расталантливейшую девочку из молдавского села. Впрочем, и не только из молдавского. Я очень люблю Россию. И переживаю за неё сильно, постоянно смотрю российское телевидение. Москва же всё для меня сделала, все звания, и все премии – всё Москва дала. Как я могу это забыть и не быть благодарной? Несколько лет назад я тяжело заболела. Лейкоз. Опять меня Москва спасла, позвонили из Российского посольства, справились о моих бедах. Из Москвы прилетел врач из института гематологии, и меня туда забрали. Там врачи сутками не отходили от меня. И, что немаловажно для артистки с нищенской пенсией, не взяли ни копейки за лечение. Хотя я иностранка теперь. “Мы помним добро и ваш талант”, – сказал мне главный врач той клиники, а это эффективнее лекарств… Передайте России, что половина моего сердца осталась там. Что сцена Большого театра лучшая в мире. Лучшая!».

Мария Биешу в старости

Мария Биешу в старости

В 2009 году Мария Биешу выпустила автобиографическую книгу «Моя жизнь – мои гастроли», в которой рассказала о своей жизни и творческой судьбе, о встречах с интересными людьми.

Личная жизнь Марии Биешу:

Замужем не была. Детей не имела.

Смерть Марии Биешу:

Последние несколько лет жизни оперная дива страдала тяжелым онкологическим заболеванием – раком крови (у нее была редкая форма лейкемии). Но, несмотря на проблемы со здоровьем, она каждый раз открывала в Кишиневе традиционный музыкальный фестиваль «Приглашает Мария Биешу». За год до смерти, сидя на сцене в кресле, она пообещала своим поклонникам выздороветь: «Надеюсь увидеться с вами, но в другом состоянии. Очень хочу для вас, дорогие зрители, спеть…». Тогда же она исполнила несколько строк из песни «Де че ну-мь вий» («Почему ко мне не приходишь»). Зал аплодировал ей стоя. Это было последнее выступление Марии Биешу на сцене.

Скончалась 16 мая 2012 года в кишинёвской больнице «Лечсанупр» Государственной канцелярии Республики Молдова.

похороны Марии Биешу

похороны Марии Биешу

Похоронена на Центральном (Армянском) кладбище в Кишинёве рядом с мамой.

могила Марии Биешу

могила Марии Биешу

С 2012 года Национальный театр оперы и балета Республики Молдова носит имя Марии Биешу.

Фильмография Марии Биешу:

1969 – Мария
1971 – Где б ни был я (документальный)
1971 – Мой голос для тебя
1971 – По страницам любимых опер – Тоска (“Тоска”), Баттерфляй (“Мадам Баттерфляй”)
1975 – Мария Биешу (документальный)
1978 – С любовью к вам
1979 – Песнь любви (документальный)
1980 – Чио-чио-сан (фильм-спектакль) – Чио-чио-сан
1981 – Флория Тоска – Тоска
1984 – О, Мария
2000 – Ave Maria
2005 – Жизнь на сцене

Репертуар Марии Биешу:

1962 – «Тоска» Дж. Пуччини – Флория Тоска
1963, 1973 – «Евгений Онегин» П. И. Чайковского – Татьяна
1963 – «Аурелия» Д. Г. Гершфельда – Аурелия
1963 – «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини – Чио-Чио-сан
1965 – «Пиковая дама» П. И. Чайковского – Лиза
1966 – «Аида» Дж. Верди – Аида
1967 – «Отелло» Дж. Верди – Дездемона
1969 – «Трубадур» Дж. Верди – Леонора
1970 – «Героическая баллада» А. Г. Стырчи – Домника
1971 – «Паяцы» Р. Леонкавалло – Недда
1973 – «Алеко» С. В. Рахманинова – Земфира
1974 – «Глира» Г. С. Няги – Глира
1974 – «Чародейка» П. И. Чайковского – Настасья
1975 – «Норма» В. Беллини – Норма
1977 – «Богема» Дж. Пуччини – Мими
1979 – «Турандот» Дж. Пуччини – Турандот
1979 – «Иоланта» П. И. Чайковского – Иоланта
1980 – «Сергей Лазо» Д. Г. Гершфельда – Ольга
1980 – «Сельская честь» П. Масканьи – Сантуцца
1980 – «В бурю» Т. Н. Хренникова – Наталья
1981 – «Сила судьбы» Дж. Верди – Леонора
1981 – «Виват, маэстро!» («Колокольчик») Г. Доницетти – Серафина
1984 – «Адриана Лекуврёр» Ф. Чилеа – Адриенна
1984 – «Дидона и Эней» Г. Пёрселла (в концертном исполнении) – Дидона
1985 – «Зори здесь тихие» К. В. Молчанова – Рита
1985 – «Дон Карлос» Дж. Верди – Елизавета
1987 – «Александру Лэпушняну» Г. Мусти – Руксанда
1989 – «Бал-маскарад» Дж. Верди – Амелия
1995 – «Набукко» Дж. Верди – Абигайль

Награды и звания Марии Биешу:

Лауреат III Международного конкурса имени П. И. Чайковского (третья премия, 1966);
Лауреат I Международного конкурса памяти Миуры Тамаки в Японии (первая премия, «Золотой кубок» и титул «Лучшая Чио-Чио-сан мира») (1967);
Заслуженная артистка Молдавской ССР (1964);
Народная артистка Молдавской ССР (1967);
Народная артистка СССР (1970);
Народная артистка Республики Башкортостан (1994);
Герой Социалистического Труда (1990);
Ленинская премия (1982);
Государственная премия СССР (1974);
Государственная премия Молдавской ССР (1968);
Два ордена Ленина (4.05.1984; 3.08.1990);
Орден Трудового Красного Знамени (23.03.1976);
Орден «Знак Почёта» (8.06.1960);
Орден Республики (Молдавия) (1992);
Командорский Крест ордена Звезды Румынии (2000);
Медаль «Михай Эминеску» (Молдова);
Медаль «150 лет со дня рождения Михая Эминеску» (Румыния, 2001);
Орден святой равноапостольной княгини Ольги III степени (Русская православная церковь);
Премия и золотая медаль Фонда И. Архиповой (2002);
Примадонна Национальной оперы Республики Молдова;
Почётный член Академии наук Молдавии (1999);
«Почётный доктор» («Doctor honoris causa») (Академия наук Молдавии);
Почётный гражданин Кишинёва (1987).

Источник

Мари́я Лукья́новна Бие́шу (молд. Maria Bieşu; 3 августа 1935, с. Волинтирь, жудец Четатя-Албэ, Королевство Румыния — 16 мая 2012, Кишинёв) — советская, молдавская оперная певица (сопрано), педагог. Герой Социалистического Труда (1990). Народная артистка СССР (1970). Лауреат Ленинской премии (1982) и Государственной премии СССР (1974).

Читайте также:  Валичон азизов биография личная жизнь

Биография[править | править код]

Родилась 3 августа 1935 года (по другим источникам — 5 мая 1934[3]) в селе Волинтирь (ныне в Штефан-Водском районе Молдавии).

В родном селе окончила школу и в 1951 году поступила на факультет агролесомелиорации сельскохозяйственного техникума в Леова. Пела в самодеятельности. В 1955 году была принята без экзаменов в Кишинёвскую государственную консерваторию (ныне Академия музыки, театра и изобразительных искусств) в класс педагога С. Л. Зарифьян, у которой проучилась четыре года.

Во время учёбы в 1958—1960 годах выступала с оркестром народных инструментов Ансамбля песни и танца «Флуераш».

Окончила консерваторию в 1961 году по классу П. А. Ботезат и сразу после государственных экзаменов получила приглашение в Молдавский театр оперы и балета (ныне Национальный театр оперы и балета Республики Молдова им. М. Биешу) в Кишинёве. Дебют на оперной сцене состоялся весной 1962 года, когда она спела партию Тоски в одноимённой опере Дж. Пуччини.

В 1965—1967 годах стажировалась в театре «Ла Скала» (Милан, Италия), где под руководством педагога Э. Пьяццы подготовила на итальянском языке партии Тоски, Аиды, Чио-Чио-сан и Леоноры в операх Дж. Пуччини и Дж. Верди. В этот же период успешно выступала на международных конкурсах: стала лауреатом первого состязания вокалистов в рамках III Международного конкурса имени П. И. Чайковского (третья премия, 1966) и победила на 1-м Международном конкурсе памяти Миуры Тамаки в Японии, где завоевала первую премию, «Золотой кубок» и титул «Лучшая Чио-Чио-сан мира».

После этого для неё началась напряжённая жизнь оперной певицы мирового уровня: новые роли, премьеры, гастроли на всех континентах, грамзаписи, съёмки в фильмах. Она ппела на сцене Большого театра, на оперных сценах ведущих театров СССР, в «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке, в театрах Чехословакии, Германии, Болгарии, Югославии, Румынии, Венгрии, Польши, Финляндии, Австрии. Совершала концертные турне по городам Японии, Австралии, Кубы, Израиля. Выступала с сольными концертами в Рио-де-Жанейро, пела в зале «Олимпия» (Париж).

Всего в творческом репертуаре певицы было около трёх десятков сопрановых партий в мировой оперной классике и операх современных композиторов. Широким был и камерный репертуар певицы, насчитывавший свыше двадцати концертных программ и включавший известнейшие арии из опер, произведения старинной, классической, духовной и современной музыки.

Вела вокальный класс в Академии музыки имени Г. Музическу (ныне Академия музыки, театра и изобразительных искусств) в Кишинёве (профессор). Проводила мастер-классы для студентов-вокалистов в Университете искусств города Нагоя (Япония, 1999), Пекинской и Венской консерваториях (ныне Венский университет музыки и исполнительского искусства), в оперных театрах Турции (Анкара, Мерсин), Кубы (Гавана).

Участвовала в культурной и фестивальной жизни Молдовы, с 1990 года в Кишинёве проходит Международный фестиваль звёзд оперного и балетного искусства «Приглашает Мария Биешу» («Vă invită Maria Bieşu»).

В 1995 году приняла участие в первом Рождественском Фестивале искусств в Новосибирске в качестве специально приглашённой звезды, где выступила с партией Аиды в концертной версии оперы «Аида»[4].

В 2001 году выступила в шести столицах Европы (Париже, Риме, Бухаресте, Берлине, Софии, Брюсселе) с программой романсов румынских и молдавских композиторов на стихи поэта М. Эминеску, посвящённой году М. Эминеску, объявленному ЮНЕСКО.

Продолжая активную гастрольную деятельность, в последние годы творческой жизни выступила в оперных спектаклях и камерных концертах в Австрии, Германии, Франции, Италии, Венгрии, Японии, Белоруссии, Украине, России.

В творческом активе певицы и кино- и телефильмы с её участием, а также многочисленные грамзаписи арий, песен и романсов в её исполнении и оперных спектаклей, где она поёт главные партии.

Длительное время участвовала в жюри многочисленных международных вокальных конкурсов (Токио, Барселона, Марсель, Будапешт, Батуми (конкурс теноров им. Д. Андгуладзе, 1996), Баку (конкурс вокалистов, посвящённый 100-летию Бюль-Бюля, 1997) и др.). Постоянный член жюри Международных конкурсов имени П. И. Чайковского, М. И. Глинки, Г. В. Свиридова.

С 1987 года — председатель Союза музыкальных деятелей Молдавии. С 1992 года — вице-президент Международного союза музыкальных деятелей (Москва).

Член КПСС с 1979 года. Депутат Совета Национальностей Верховного Совета СССР 7—11-го созывов (1966—1989) от Молдавской ССР[5].

Жизнь после распада СССР[править | править код]

В одном из последних интервью Мария Биешу говорила российским журналистам:

«Вообще Советский Союз — это моя ностальгия. Я его объехала весь вдоль и поперек. В месяц пела по семнадцать спектаклей. И никогда не хотела уехать. Предлагали головокружительные контракты. Сейчас модно говорить, что власти не пускали. Меня пускали. Сама не хотела. Я без своей Молдавии жить не могла. При советской власти мне жилось хорошо. На то время пришлось моё детство, молодость, становление и расцвет как артистки. Меня везде поддерживали и помогали. То время поддерживало искусство. Я очень сомневаюсь, что сегодня поддержат пусть даже расталантливейшую девочку из молдавского села. Впрочем, и не только из молдавского. Я очень люблю Россию. И переживаю за неё сильно, постоянно смотрю российское телевидение. Москва же всё для меня сделала, все звания, и все премии — всё Москва дала. Как я могу это забыть и не быть благодарной? Несколько лет назад я тяжело заболела. Лейкоз. Опять меня Москва спасла, позвонили из Российского посольства, справились о моих бедах. Из Москвы прилетел врач из института гематологии, и меня туда забрали. Там врачи сутками не отходили от меня. И, что немаловажно для артистки с нищенской пенсией, не взяли ни копейки за лечение. Хотя я иностранка теперь. „Мы помним добро и ваш талант“, — сказал мне главный врач той клиники, а это эффективнее лекарств. Ко мне лет десять на каждый фестиваль прилетала Ирина Архипова, мы с ней были очень дружны. Она меня так и называла: „Моя сестрёнка“. Передайте России, что половина моего сердца осталась там. Что сцена Большого театра лучшая в мире. Лучшая!»[6]

При всех заслугах певицы назначенная ей пенсия составляла менее двухсот долларов США в месяц (1843 лея со слов самой певицы на 26 августа 2011 года, а также дотация по болезни). Обо всём этом она сама говорила российским журналистам в интервью:

«Диски с моим голосом разошлись по миру миллионными тиражами, каких только званий и лауреатств не имею — а пенсия меньше двухсот долларов в месяц… Знаю, что в России Герои Соцтруда получают пенсию, эквивалентную тысяче американских долларов. Я же за свою звезду не получаю ни копейки — у нас об этом и говорить вроде как стыдно. Только мне-то чего стыдиться? Всё заработала трудом, голосом своим». «Ещё в России осталась половина моих денег. Я свою Государственную и Ленинскую премии положила, как тогда было принято говорить, „на книжку“. В одну из сберкасс в центре Москвы. Так они там и лежат. Это несколько „Волг“ по тем, советским, ценам… Союз распался, я растерялась и не знаю, куда обратиться. У кого спросить эти деньги? Так и сижу, растерянная до сих пор…»[6]

Читайте также:  Актриса виктория маслова биография личная жизнь

Смерть[править | править код]

Мария Биешу скончалась 16 мая 2012 года в кишинёвской больнице «Лечсанупр» Государственной канцелярии Республики Молдова[7][8]. На протяжении нескольких лет она страдала от редкой формы лейкемии[9]. Похоронена на Центральном (Армянском) кладбище в Кишинёве.

Семья[править | править код]

  • Отец — Биешу Лука Савельевич (1909—?)
  • Мать — Биешу Татьяна Степановна (1913—2010).

Звания и награды[править | править код]

Почтовая марка с изображением М. Биешу

  • Лауреат III Международного конкурса имени П. И. Чайковского (третья премия, 1966)
  • Лауреат I Международного конкурса памяти Миуры Тамаки в Японии (первая премия, «Золотой кубок» и титул «Лучшая Чио-Чио-сан мира») (1967)
  • Герой Социалистического Труда — Указом № 477 Президента СССР Михаила Сергеевич Горбачёва «О присвоении звания Героя Социалистического Труда тов. Биешу М. Л.» от 3 августа 1990 года «за выдающиеся заслуги в развитии и пропаганде советского музыкального искусства, плодотворную общественную деятельность»[10].
  • Заслуженная артистка Молдавской ССР (1964)[11]
  • Народная артистка Молдавской ССР (1967)
  • Народная артистка СССР (1970)
  • Народная артистка Республики Башкортостан (1994)[12]
  • Ленинская премия (1982)
  • Государственная премия СССР (1974)
  • Государственная премия Молдавской ССР (1968)
  • Два ордена Ленина (1984, 1990)
  • Орден Трудового Красного Знамени (1976)
  • Орден «Знак Почёта» (1960)
  • Орден Республики (Молдавия) (1992)
  • Командорский Крест ордена Звезды Румынии (2000)[13]
  • Медаль «Михай Эминеску» (Молдова)
  • Медаль «150 лет со дня рождения Михая Эминеску» (Румыния, 2001)
  • Орден святой равноапостольной княгини Ольги III степени (Русская православная церковь)
  • Премия и золотая медаль Фонда И. Архиповой (2002)
  • Примадонна Национальной оперы Республики Молдова
  • Почётный член Академии наук Молдавии (1999)
  • «Почётный доктор» («Doctor honoris causa») (Академия наук Молдавии)
  • Почётный гражданин Кишинёва (1987).

О М. Л. Биешу[править | править код]

«Когда услышал её голос — замер от восторга! Удивительное сопрано! У её великой тёзки Марии Каллас не было такого объёмного, полнозвучного голоса. У Биешу — истинно итальянский голос, дарованный самим Господом. Если уж и сравнивать природу её вокальных данных, то Биешу ближе к великой итальянке Ренате Тебальди. Та же редкая красота ровного по всему диапазону и беспредельного по возможностям голоса, мягкость, сочность звучания и необыкновенная пластичность».

«Превосходные вокальные данные, высокая культура пения — такое сочетание само по себе представляет значительную редкость. Свободно льющийся звук, округлый, мягкий и всепроникающий, одинаково богат обертонами во всём громадном диапазоне. В мастерстве певицы неразделимы безукоризненное владение опорой, и, следовательно, хорошая интонация и широкое дыхание, пассажно-колоратурная техника, гибкость, беспредельность тончайших динамических градаций от pianissimo до fortissimo. М.Биешу увлечённо следует течению музыкальной мысли, настроений и образов. Она тяготеет, быть может, во многом ещё интуитивно и эмоционально, к открытой передаче человеческих страстей. Поэтому-то сильнейшие впечатления от её концертов связаны с драматическими произведениями».

«Встречу с Марией Биешу можно назвать встречей с настоящим бельканто. Её голос подобен драгоценному камню в прекрасной оправе».

— «Музыкальная жизнь», 1969[16]

«Её Тоска великолепна. Голос, во всех регистрах ровный и красивый, завершённость образа, изящная певческая линия и высокая музыкальность ставят Биешу в ряд мировых современных певиц».

— «Отечествен глас», Пловдив, 1970 [17]

«Мария Биешу — обаятельная и милая актриса, о которой можно писать с удовольствием. У неё очень красивый, плавно идущий наверх голос. Поведение и действие её на сцене просто отличные».

— «Нью-Йорк таймс», Нью-Йорк, 1971 [17]

«Певица из Молдавии принадлежит к таким мастерам, которым смело можно доверить любую партию итальянского и русского репертуара. Она — певица экстракласса».

— «Ди Вельт», Западный Берлин, 1973 [17]

«Певица внесла в трактовку образа маленькой мадам Баттерфляй исключительную лиричность и вместе с тем сильнейший драматизм. Всё это наряду с высочайшим вокальным мастерством позволяет назвать Марию Биешу великим сопрано».

— «Политика», Белград, 1977[17]

«Голос мисс Биешу — инструмент, льющий красоту».

— «Аустралиан манди», 1979 [17]

Репертуар[править | править код]

Камерный репертуар включает старинную западноевропейскую музыку (И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, К. В. Глюк, Г. Пёрселл, Д. Чимароза, А. Страделла, Дж. Каччини, Дж. Кариссими, К. Монтеверди); романтическую немецкую музыку (Р. Шуман, Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон-Бартольди); русскую классику (М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, Н. А. Римский-Корсаков, А. Г. Рубинштейн, М. М. Ипполитов-Иванов, С. С. Прокофьев, Ю. А. Шапорин, Р. М. Глиэр, Г. В. Свиридов, Д. Д. Шостакович, С. Н. Василенко, Т. Н. Хренников); романсы композиторов СССР; молдавскую вокальную музыку (В. Г. Загорский, Е. Д. Дога, Б. С. Дубоссарский, С. В. Лунгу, В. Ротару, К. Руснак, З. М. Ткач, С. Бузилэ, Д. Георгицэ), вокально-симфонические концерты (Месса си минор И. С. Баха, «Реквием» Дж. Верди, «Немецкий реквием» И. Брамса, Stabat Mater Дж. Россини).

Фильмография[править | править код]

  • 1969 — Мария (телефильм)
  • 1971 — Где б ни был я (документальный)
  • 1971 — Мой голос для тебя (телефильм)
  • 1971 — По страницам любимых опер (фильм-концерт, Ленинградское телевидение)
  • 1975 — Поёт Мария Биешу (телефильм)
  • 1978 — С любовью к вам (телефильм)
  • 1979 — Песнь любви (документальный)
  • 1980 — Чио-Чио-сан (фильм-спектакль) — главная роль
  • 1981 — Флория Тоска — главная роль
  • 1984 — О, Мария (телефильм)
  • 2000 — Ave Maria (телефильм, Молдова)
  • 2005 — Жизнь на сцене (телефильм, Молдова)

Увековечивание памяти[править | править код]

  • С 2012 года Национальный театр оперы и балета Республики Молдова носит имя Марии Биешу.

Библиография[править | править код]

  • Вдовина Е. В. Мария Биешу. — Кишинёв, 1977. — 122 с.
  • Биешу М. Я крестьянская дочь // Крестьянка : журнал. — М., 1983. — № 3. — С. 2—3, 14-15.
  • Вдовина Е. В. Мария Биешу. [Страницы биографии]. — Кишинёв: Литература артистикэ, 1984. — 207; илл. с. — 5000 экз.
  • Кириллова Ю. В. Мария Биешу. Творческий портрет. — М.: Музыка, 1985. — 32; фото с. — (Мастера исполнительского искусства). — 50 000 экз.
  • Вдовина Е. В. Мария Биешу (на молдавском, русском и английском языках). — Кишинёв: Тимпул, 1986. — 228; илл. с. — 20 000 экз.
  • Maria Bieşu. Vă invită Maria Bieşu. Viziuni actuale asupra operisticii şi… (на молдавском языке). — Кишинёв, 2000. — 400; илл. с.
  • Maria Bieşu: scena, opera – dragostea mea (на румынском языке). — 2005. — 240; илл. с. — ISBN 9975-60-194-4.

Источники[править | править код]

  • Биография на сайте Национального оперного театра Молдавии
  • Страница Марии Биешу на Last.fm

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Мария Лукьяновна Биешу. Сайт «Герои страны».
  • Мария Биешу на Music.md
  • Фотогалерея и аудио Марии Биешу на сайте «Мастера музыкального театра»
  • Мария Биешу // на сайте Bach Cantatas Website
  • Полёт в вечность. (Ион Друцэ и Мария Биешу)

Источник