Мария каллас биография личная жизнь
Биография Марии Каллас
Мария Каллас — выдающаяся оперная певица греческого происхождения. Славу ей принесли главные партии в опере Винченцо Беллини «Норма» и «Тристан и Изольда» Рихарда Вагнера. При жизни получила титул La Divina — Божественная. Прошло более 40 лет со смерти звезды оперы, но ее имя все еще является нарицательным.
Женщина, навсегда изменившая мировую оперу, прожила яркую жизнь, но ее трудно было назвать счастливой – триумфы сменялись поражениями. Под конец жизни ей, идолу миллионов, пришлось столкнуться с предательством, творческим кризисом и одиночеством. В конце концов она ушла из жизни, абсолютно одна. «После Каллас опера никогда не будет такой же, как раньше», – такую эпитафию выдал оперный критик Пьер-Жан Реми.
Детство: нелюбимая дочь
Мария Каллас родилась 4 декабря 1923 года в Нью-Йорке. При рождении ей дали имя Мария София Сеселия Калогеропулос. Ее отец Георгий, грек по происхождению, владел аптекой на Манхэттене.
За несколько месяцев до появления Марии, когда супруги еще жили в Греции, единственный сын ее родителей, Василий, скончался от тифа. После этого Георгий, чтобы ничего вокруг не напоминало об умершем сыне, решил перебраться в Новый свет. Во время беременности ее мать Евангелия ходила в трауре и молила бога дать ей мальчика. Но родилась девочка. Убитая горем мать четыре дня отказывалась взять новорожденную на руки.
В 1928 году Марию сбил автомобиль. Пятилетняя девочка пролежала в коме три недели. Но даже этот инцидент не заставил родителей изменить отношение к младшей дочери. Любимицей семьи оставалась старшая дочь Джеки.
Джеки, старше Марии на 6 лет, росла красавицей, тогда как пухлая и неказистая Мария, носившая очки, была ее полной противоположностью. Но даже родители не могли не отметить, что девочка одарена музыкально.
В 4 года Мария заинтересовалась стоящим в гостиной механическим пианино. Когда Джеки стала учиться игре на фортепиано, Мария слушала ее занятия за закрытыми дверьми и быстро схватывала все, что проходила сестра. У нее прорезался голос, и мать решила сделать из младшей дочери звезду сцены. На едва ли не последние деньги (аптекарский бизнес Георгия переживал не самые лучшие дни) она оплачивала Марии уроки вокала, которых та ждала с нетерпением – на них можно было заниматься любимым делом, не выслушивая постоянные упрёки.
В 1937 году отец разорился, Евангелия бросила мужа и вернулась в Грецию. Мария вскоре сбежала обратно к отцу, но решение оказалось неудачным. Отец уже женился во второй раз, и мачеха отказалась принять девочку. Это был огромный удар для Марии, полагавшей, что по крайней мере отец по-настоящему любит ее.
Первые шаги к славе
Каллас пришлось вернуться под крыло к холодной и равнодушной матери. Та же, тряхнув связями, устроила Марии прослушивание с оперной дивой Марией Тривеллой, преподававшей в те годы в Национальной афинской консерватории. Беседа двух певицы, состоявшейся и начинающей, закончилась тем, что последнюю приняли в консерваторию. Тривелла прониклась симпатией к подопечной и выхлопотала ей неплохую стипендию.
Девочка росла полной, отчасти находя отдушину в калорийной пище. Мать, придерживаясь стереотипа о том, что хорошая певица непременно должна иметь лишний вес, не препятствовала, когда Мария заедала стресс аппетитными блюдами греческой кухни. Рядом с 11-летней Марией красота ее 17-летней сестры Джеки проявлялась еще ярче. Но в музыкальном плане старшая дочь оказалась куда менее одаренной.
В 1939 году Мария появилась в роли Сантуццы в студенческой постановке оперы Пьетро Масканьи «Сельская честь». После этого она ушла в другую консерваторию, «Одеон Афион», в класс великой певицы Эльвиры де Идальго, в свое время певшей дуэтом с самим Фёдором Шаляпиным.
В 1941 году Каллас дебютировала на сцене Афинской оперы, исполнив партию Тоски в произведении Джакомо Пуччини. В Афинской опере Мария проработала до 1945 года. Зрителей приводила в восторг уникальная манера певицы. В среднем диапазоне у нее появлялся особый «неправильный» тембр, который очаровывал публику.
Легендарный оперный певец Марио Дель Монако отзывался о ней так: «С годами Каллас сумела превратить свой изъян в преимущество. Ей удалось утвердить собственный стиль».
50 лучших арий Марии Каллас
В середине 40-х Мария закончила обучение и подписала первый контракт с итальянской оперой. 2 августа 1947 года она дебютировала на сцене театра «Арена ди Верона» в опере Амилькаре Понкьелли «Джоконда».
Следом по рекомендации дирижера Туллио Серафина Каллас пригласили в Венецию, где она блистала в операх «Турандот» Джакомо Пуччини и «Тристан и Изольда» Рихарда Вагнера.
Мировая слава
В Венеции Каллас увидел на сцене великий итальянский режиссер Лукино Висконти. В начале 50-х он доверил ей исполнение главной партии в «Аиде» на сцене знаменитого на весь мир миланского театра оперы «Ла Скала». Затем к репертуару добавились партии в «Весталке» Спонтини и «Травиате». Висконти научил Марию быть более естественной на сцене: больше вокальной выразительности, минимум движений. Она же мечтала, чтобы их отношения вышли за рамки творческих, но ее коллега не разделял этих желаний.
После дебюта в «Ла Скала» Каллас стала звездой мировой оперы. Последовали выступления на всех континентах. В 1952 году ее голос раздавался в лондонском «Ковен-Гардене», в середине 50-х такой чести удостоились посетители оперного театра Чикаго, затем – «Метрополитен-Оперы» в Нью-Йорке. С Нормой, сыгранной ею на этой сцене в 1956 году в одноименной опере Беллини, Мария отождествляла себя всю следующую жизнь из-за мучительной любви к единственному мужчине. Всего певица исполнила кавантину Нормы «Casta diva» 89 раз.
Мария Каллас – Casta diva
Люди, работавшие с Марией, как один отмечали ее профессионализм и дисциплинированность. Ее ни капли не портила полнота, напротив, сочетаясь с лебединой шеей, грациозными жестами и фигурой «песочные часы», придавала импозантность, особый шик. Однако по требованию Висконти Мария сбросила за год 48 килограммов и стала похожа на Одри Хепберн. Из-за строгой диеты у артистки начались проблемы с нервной системой и обменом веществ, она стала раздражительной.
К началу 50-х отношения Марии с Евангелией окончательно испортились. По словам близких, мать рассматривала оперную диву исключительно как инструмент для зарабатывания денег. При этом Евангелия никогда не скрывала, что любит старшую дочь больше. Например, когда Мария вернулась с гастролей по Мексике с ворохом дорогих подарков для Евангелии, та возмущенно спросила, почему Мария не купила ничего сестре. Последние 25 лет жизни Каллас не общалась с матерью.
За свою жизнь Каллас выходила на сцену 600 раз, исполнив 40 партий. Кроме того, она пела на радио и телевидении, записывала пластинки.
По свидетельствам современников, Каллас обладала сильным характером и умела держать себя с достоинством. Несмотря на сильную близорукость, во время спусков по лестнице так естественно нащупывала ногой ступеньки, что никто не догадывался о ее недостатке.
Даже на пике славы тщательно готовилась к каждому выступлению, работала упорно, не жалея сил. Ее требовательность провоцировала постоянные конфликты с администраторами театров, антрепренерами и партнерами по сцене.
Личная жизнь Марии Каллас
С 1949 по 1959 Каллас была замужем за Джованни Баптистой Менегини, итальянским промышленником и большим поклонником оперы. Его семья выступала против брака с певицей. Менегини был на 28 лет старше, и близкие считали, что Марии нужны только его деньги. Чтобы успокоить родных, Менегини отказался от своих 27 фабрик в пользу семьи.
Молодожены обвенчались в католическом соборе, несмотря на то, что Каллас принадлежала к греческой православной церкви. Супруги так и не завели детей, сказывался возраст Джованни. Но муж стал для Марии всем, не только заботливым исполнителем всех ее прихотей, но и менеджером и продюсером. Тем больнее была горечь предательства.
В сентябре 1957 года на балу в Венеции Мария познакомилась с Аристотелем Онассисом. Два года спустя они встретились вновь, и миллиардер пригласил ее вместе с мужем погостить на яхте «Кристина». Другими гостями были Уинстон Черчилль и Гэри Купер. От такого предложения было трудно отказаться. Прямо на борту Онассис и Каллас начали оказывать друг другу недвусмысленные знаки внимания, прямо на глазах у именитых гостей и Менеджини.
Любовь захватила Марию как болезнь. Влюбленные переехали в Париж. Она перестала интересоваться карьерой, упускала выгодные контракты, запустила давно мучившую ее болезнь горла.
Онассис был искренне влюблен, дарил роскошные подарки. Ради Каллас он развелся с женой Тиной. Но пожениться они все равно не могли: уязвленный Менеджини использовал свои связи в католической церкви, чтобы Каллас отказали в разводе.
В середине 60-х голос начал подводить Марию. Например, после выступления в мае 1965 года она отпела три акта и не вышла в четвертом. После Каллас недоумевала: «Мне казалось, вместо меня поет другая женщина…». Онассис терял к ней интерес. Очевидцы утверждали, что он обращается с ней грубо: «Всего хорошего в тебе – свисток, да и тот уже не свистит».
В 1966 году она забеременела. Реакция Онассиса была резкой и неожиданной. Он потребовал, что певица сделала аборт, или между ними все кончено. Потрясенная Мария долго не могла решить, что же ей делать. Ей уже 43 года, судьба дала ей последний шанс иметь ребенка. В конце концов она прервала беременность.
Растроганный миллиардер отблагодарил Каллас двумя вещами. Во-первых, подарил роскошную шубу. Во-вторых, бросил и в 1968 году женился на Жаклин Кеннеди. Мария в сердцах бросила: «Да будь же проклят до конца жизни!».
Ее слова оказались пророческими. 21 января 1973 года в авиакатастрофе погиб сын Онассиса, Александр. Сам миллиардер умер 15 марта 1975 года от дыхательной недостаточности. А в 1988 году в Буэнос-Айресе от передозировки наркотиков умерла его дочь Кристина.
После этой трагической истории Мария поставила крест на отношениях. Она стала затворницей: почти не выходила на улицу, читала книги и общалась только с прислугой.
Документальный фильм о Марии Каллас
Последние годы жизни
Неудачный брак с греческим миллиардером Аристотелем Онассисом вкупе с потерей голоса сломал карьеру Марии. После неудачного выступления в роли Тоски в «Ковент-Гардене» в 1965 году Каллас ушла со сцены. Журналистам она говорила, что устала повторять одни и те же наработанные приемы.
В последующие годы она преподавала в музыкальной школе, поставила в Турине оперу Джузеппе Верди «Сицилийская вечерня». В 1970 снялась в фильме Паоло Пазолини «Медея». Режиссер назвал ее «магической женщиной, полной ужасных противоречий».
В сентябре 1973 года Каллас вернулась на сцену, с концертами в Европе и Америке. Публика по-прежнему неистово аплодировала диве, но критики писали, что люди чествуют легенду Каллас, а не ее ослабевший голос.
Смерть
Великая певица умерла от сердечного приступа 16 сентября 1977 года в своих парижских апартаментах. Тело кремировали, а прах развеяли над морем.
В 2002 году итальянский режиссер Франко Дзефирелли начал съемки документального фильма о Марии Каллас. В ходе подготовки фильма он обнаружил новые факты, которые ставили под сомнение естественную причину смерти.
Во-первых, выяснилось, что сердце у певицы было абсолютно здоровое. Во-вторых, режиссер нашел завещание, которое считалось утерянным. В нем Мария просила похоронить ее по христианскому обряду. Она даже купила участок на кладбище для будущей могилы. Кремация нарушала волю покойной, а ее поспешность указывала, что кто-то хотел скрыть истинную причину смерти.
В завещании Каллас разделила состояние в 10 млн. долларов между шофером, служанкой и несколькими музыкантами. Эти люди скрашивали одиночество Марии в последние годы ее жизни. Но после смерти певицы эти деньги по решению суда отошли ее матери и Менеджини.
В последние годы Мария дружила с пианисткой Вассой Деветци, которая ухаживала за ней, утешала, отвечала на письма. Дзефирелли предположил, что Деветци скрывала за маской доброй самаритянки черную зависть. Она регулярно поила Каллас сильнодействующими транквилизаторами, которые могли вызвать сердечный приступ. Дзефирелли остался при мнении, что Каллас была убита. Но полиция отказалась проводить повторное расследование.
Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Мария Каллас – слушать онлайн
Источник
Биография
Мария Каллас — женщина, голос которой называют феноменом. Оперная певица, исполнение которой заставляло и заставляет слушателя затаить дыхание, а «Каста Диво», «Бахиана» и «Аве Мария» до сих пор любимы поклонниками классической оперы. После смерти Марии Каллас известный музыкальный критик того времени Пьер-Жан Реми напишет:
«После Каллас опера никогда не будет такой же, как раньше».
Однако мало кто знает, что помимо аплодисментов и всеобщего обожания биография Марии Каллас была наполнена болью разочарований и потерь.
Детство и юность
Мария Сесилия Каллас, крещеная как Мария Анна София Кекилия Калогеропулу, родилась 2 декабря 1923 года в Нью-Йорке. Рождению девочки предшествовала трагедия в семье: родители потеряли единственного сына Базиля. Страшное потрясение толкнуло Георгеса, отца Марии, принять решение о переезде из Греции в Соединенные Штаты. Мать Марии, Евангелия, на тот момент носила третьего ребенка (в семье уже была старшая дочь Синтия). Женщина мечтала родить мальчика, который заменил бы умершего сына.
Певица Мария Каллас
Рождение второй дочери стало для Евангелии ударом: мать отказывалась даже смотреть в сторону новорожденной в течение нескольких дней после родов. Достаточно быстро стало понятно, что девочка родилась одаренной. Мария с трех лет слушала классическую музыку, игрушки девочке заменяли пластинки с оперными ариями. Мария Каллас часами вслушивалась в музыкальные произведения, не чувствуя скуки. В пять лет девочка стала осваивать фортепиано, а в восемь — брать уроки пения. Уже в десять лет Мария производила впечатление на слушателей необыкновенным голосом.
Мария Каллас в молодости
Мать Марии как будто старалась исправить разочарование от рождения девочки, постоянно настаивая на том, чтобы та добивалась совершенства, заслуживая хорошее отношение со стороны родительницы. В 13 лет девочка участвовала в популярном радио-шоу, а также в детском вокальном конкурсе в Чикаго.
Постоянная требовательность матери оставила неизгладимый след в характере Марии: до последнего часа певица будет стремиться к совершенству, превозмогая саму себя и внешние обстоятельства. Позже сестра Каллас будет вспоминать, что красивая и талантливая Мария считала себя толстой, бесталанной и неуклюжей.
Мария Каллас за фортепиано
Нелюбовь матери заставляла девочку искать изъяны в себе и стремиться доказать собственную значимость. Эта детская травма останется с Каллас на всю жизнь. Уже будучи знаменитой, женщина признается журналистам:
«Я никогда не уверена в самой себе, меня постоянно гложут разнообразные сомнения и опасения».
Когда Марии исполнилось 13 лет, мать девочки, поссорившись с мужем, забрала дочерей и вернулась в родные Афины. Там женщина приложила максимум усилий, чтобы устроить дочь учиться в Королевскую консерваторию. Загвоздка оказалась в том, что прием был разрешен только с 16 лет, поэтому Мария солгала о возрасте. Так начался серьезный творческий путь Марии Каллас.
Музыка
Училась Мария с удовольствием, делая успехи. В 16 лет девушка окончила консерваторию, завоевав главный приз в традиционном выпускном консерваторском конкурсе. С тех пор юная дива начала зарабатывать деньги необыкновенным голосом. В военные годы это пришлось как нельзя более кстати: у семьи не было денег. Когда девушке было 19, она спела свою первую партию в опере «Тоска». Гонорар по тем временам оказался царским — 65 долларов.
Мария Каллас
В 1945-м Мария Каллас отправилась в Нью-Йорк. Встреча с любимым отцом омрачилась присутствием новой жены мужчины: той не понравилось пение Марии. Следующие два года отмечены для Каллас постоянными кастингами и пробами в Нью-Йорке, Чикаго и Сан-Франциско.
Наконец, в 1947-м Марии предложили контракт на выступления в итальянской Вероне. Там певицу ждал триумф: партии в «Джоконде» и «Пуританах» потрясли музыкальную общественность. Каллас постоянно приглашали на новые роли, благодаря чему Мария побывала в Венеции, Турине, Флоренции.
Италия стала для женщины новым домом, подарившим Каллас признание, восхищение и любящего мужа. Карьера певицы шла в гору, от приглашений не было отбоя, а фото Марии Каллас украшали многочисленные афиши и плакаты.
В 1949-м Мария выступает в Аргентине, в 1950-м — в Мехико. Постоянные разъезды стали не лучшим образом сказываться на здоровье дивы: женщина набирала вес, который грозил стать препятствием для дальнейших выступлений. Однако тоска по близким людям и ставшей родной Италии заставляли Марию «заедать» переживания.
Располневшая Мария Каллас
Наконец, вернувшись в Италию, Мария дебютировала в культовом оперном театре «Ла Скала». Женщине досталась «Аида». Успех оказался колоссальным — Каллас признали гениальной певицей. Однако строжайшим критиком для Марии по-прежнему была она сама. Детский страх быть отверженной матерью постоянно жил внутри Каллас, заставляя стремиться к совершенству. Лучшей наградой стало приглашение в официальную труппу «Ла Скала» в 1951-м.
В 1952-м Каллас исполняет «Норму» в лондонской Королевской опере. 1953-й отмечен «Медеей» в «Ла Скала». Непопулярная до той поры, «Медея» становится, как сейчас сказали бы, хитом: чувственное исполнение Марии Каллас подарило музыкальному произведению новую жизнь.
Мария Каллас в спектакле “Норма”
Несмотря на потрясающий успех, Каллас страдала из-за постоянных депрессий. Женщина пыталась похудеть, стресс из-за недоедания дополнялся утомительными переездами из города в город и длительными репетициями. Начало сказываться нервное истощение, Каллас стала отменять выступления.
Это не могло не отразиться на мнении общественности: за певицей закрепилась слава взбалмошной и капризной женщины. Отмены представлений влекли за собой судебные разбирательства, а разгромные статьи в прессе только усугубляли стресс Марии.
Мария Каллас и Грейс Келли
Последовавшие за этим события в личной жизни еще больше подорвали репутацию Марии Каллас. В 1960-м и 1961-м певица выступила лишь несколько раз. Последнюю партию дива исполнила в опере «Норма» в 1965-м в Париже.
В 1970 году певица согласится на съемки в фильме: Марию Каллас пригласили на роль Медеи. Режиссером был гениальный Пазолини. Позже мастер скажет о Марии:
«Вот женщина, в каком-то смысле самая современная из женщин, но в ней живет древняя женщина – странная, мистическая, волшебная, с ужасными внутренними конфликтами».
Личная жизнь
Первым мужем Марии Каллас стал мужчина по имени Джованни Баттиста Менегини. Каллас познакомилась с ним в Италии. Джованни страстно любил оперу, и не менее страстно полюбил Марию. Будучи состоятельным человеком, Менегини отказался от успешного бизнеса, чтобы посвятить жизнь возлюбленной. Менегини был вдвое старше Каллас, и возможно, благодаря разнице в возрасте, мужчине удалось стать для супруги любовником и другом, чутким отцом и внимательным менеджером.
Мария Каллас и Джованни Баттиста Менегини
В 1949 году влюбленные венчались в католической церкви. Спустя 11 лет этот факт станет препятствием для союза Марии с новым возлюбленным: ортодоксальная греческая церковь откажет женщине в разводе. Первые годы брака с Менегини оказались счастливыми, Мария даже подумывала оставить сцену, родить ребенка и посвятить жизнь семье. Однако этому не суждено было сбыться.
В 1957-м Мария познакомилась с Аристотелем Онассисом, состоятельным судовладельцем и бизнесменом из Греции. Спустя два года медики рекомендовали певице проводить больше времени на море: морской воздух должен был помочь женщине справиться с усталостью и нервным истощением. Так Мария снова встречается с Онассисом, приняв приглашение совершить круиз на яхте миллиардера.
Мария Каллас с Аристотелем Онассисом
Эта поездка стала последней точкой в браке Каллас. Между Марией и Аристотелем завязались страстные отношения. Привлекательный мужчина вскружил голову оперной диве, которая позже признавалась, что порой не могла дышать от переполнявшего чувства к Аристотелю.
После круиза Мария перебирается в Париж, чтобы быть ближе к возлюбленному. Онассис развелся с женой, готовый жениться на Марии, однако венчание в католической церкви не позволило женщине разорвать предыдущий брак, тем более, что Менегини приложил массу усилий для отсрочки развода.
Мария Каллас и Аристотель Онассис
Несмотря на бурю чувств, личная жизнь Марии Каллас оказалась вовсе не безоблачной. В 1966-м женщина забеременела от Аристотеля, однако тот оказался категоричен: аборт. Мария была сломлена. Женщина избавилась от ребенка из-за страха потерять возлюбленного, однако до последнего жалела об этом решении.
Аристотель Онассис и Жаклин Кеннеди
В отношениях начал назревать разлад, пара постоянно ссорилась. Мария Каллас пыталась сохранить любовь, отказываясь от концертов и отменяя выступления, только чтобы быть рядом с Аристотелем. К сожалению, как часто случается, жертвы оказались напрасными. Пара распалась, а в 1968-м Аристотель женился на Жаклин Кеннеди. После разрыва с Онассисом Мария Каллас так и не смогла найти свое счастье.
Смерть
Уход возлюбленного, окончание карьеры и предыдущие нервные потрясения подкосили жизненную волю и здоровье Марии. Последние годы жизни бывшая звезда провела в одиночестве, не желая ни с кем общаться.
Мария Каллас
Мария Каллас умерла в 1977 году, женщине было 53 года. Причиной смерти медики назовут остановку сердца, к которой привел дерматомиозит (серьезное заболевание соединительной ткани и гладкой мускулатуры), диагностированный певице незадолго до смерти.
Существует также версия, что смерть Марии Каллас не случайна. Якобы певицу отравила Вассо Деветци, подруга Марии. Однако эта история не нашла подтверждения. Прах дивы, согласно завещанию Марии, развеян над Эгейским морем.
Мария Каллас в последний год жизни
В 2002 году Франко Дзеффирелли, бывший другом Марии, снял фильм «Каллас навсегда». Певицу сыграла неподражаемая Фанни Ардан.
Партии Марии Каллас
- 1938 – Сантуцца
- 1941 – Тоска
- 1947 – Джоконда
- 1947 – Изольда
- 1948 – Турандот
- 1948 – Аида
- 1948 – Норма
- 1949 – Брунгильда
- 1949 – Эльвира
- 1951 – Елена
Источник