Марина цветаева биография личная жизнь интересные факты
Поддалась на уловки порочной женщины, колола чужих детей булавками и рассталась с жизнью, оставив Борису Пастернаку чувство вины по поводу верёвки
Годы жизни великой поэтессы Серебряного века Марины Цветаевой пришлись на страшное для нашей страны время, а потому были полны драматичных событий, служивших приметами той эпохи. Она пережила революцию 1917 года, эмигрировала, но потом вернулась на родину, похоронила нескольких родных и сама умерла трагичной смертью в эвакуации во время Великой Отечественной войны. Мы собрали для вас 9 необычных фактов биографии этой невероятно талантливой женщины.
1. Семейные трагедии преследовали её с детства
Будущая поэтесса родилась в семье известного искусствоведа и филолога Ивана Владимировича Цветаева и его жены, Марии Александровны Мейн. Её мама была прекрасной пианисткой и мечтала, чтобы Марина тоже стала музыкантом. Девочка научилась неплохо играть на фортепиано, но тяга к стихосложению, впервые проявившаяся ещё в шестилетнем возрасте, оказалась сильнее. Детство Цветаевой прошло в разъездах. Она много путешествовала вместе с родителями, успела поучиться в пансионатах Италии, Швейцарии и Германии, отлично выучила несколько иностранных языков. Однако делалось всё это вовсе не ради увеселения или блага детей, а лишь для пользы матери. Мария Александровна болела туберкулёзом, и семья колесила по Европе в поисках лучших врачей и подходящего климата. Марине было 13 лет, когда её мать умерла, и девочка сильно переживала по этому поводу.
Родители Марины Цветаевой – Иван Владимирович и Мария Александровна
2. Она вышла замуж из-за веры в судьбу
В 1910 году 18-летняя Цветаева познакомилась с поэтом Максимилианом Волошиным, который в следующем году позвал её отдохнуть в Крыму, где у него был дом, служивший местом паломничества творческой интеллигенции. То ли предчувствуя грядущие события, то ли выдав такую мысль экспромтом, Цветаева в какой-то момент заявила Волошину, что выйдет замуж за того, кто угадает её любимый камень. По случайности, в то же время у Волошина гостил и Сергей Эфрон, в то время студент историко-филологического факультета Московского университета. В первый день знакомства он нашёл на пляже сердоликовую бусину и подарил её понравившейся девушке. Так пророчество Цветаевой сбылось.
Она была на год его старше, а он, по её воспоминаниям, выглядел «очень болезненным юношей». Впоследствии она жалела, что решилась на ранний брак, но тогда верила, что воплощает в жизнь свою судьбу. Уже через год, едва Эфрон достиг совершеннолетия, они поженились. Их брак не был похож на обычный. В Цветаевой, по её словам, было «слишком много тоски и протеста», и она при нём чувствовала себя «совершенно свободной». Это отражалось в её постоянных изменах, в итоге породивших слухи, что их третий совместный ребёнок, Георгий, родившийся в 1925 году в эмиграции, был от другого мужчины – Константина Родзевича.
Сергей Эфрон и Марина Цветаева
3. Она поддалась на уловки порочной женщины
Рождение первого ребёнка не слишком повлияло на Цветаеву, и она продолжала много времени проводить в литературных салонах – как вместе с мужем, так и без него. Именно на одной из таких встреч в 1914 году Марина познакомилась с Софией Парнок – женщиной, о чьих скандальных похождениях с другими представительницами слабого пола в их кругу ходили легенды. Парнок была на 7 лет старше Цветаевой, опытнее в амурных делах и сразу раскусила её слабости. С одной стороны, поэтессе хотелось новых сильных впечатлений, с другой, она, рано утратившая мать, мечтала о материнской заботе. Парнок сумела разыграть и ту, и другую карту.
Цветаева совершенно потеряла голову и наставляла мужу рога примерно два года. Не помогали ни семейные скандалы, ни угрозы вызвать разлучницу на дуэль (от последней мысли Эфрон, впрочем, отказался сам, поскольку дуэль с женщиной всё же не вписывалась в его понимание дворянской чести). Только после революции 1917 года, когда муж, частично с горя, а частично по зову сердца, отправился воевать на стороне «белых», у Цветаевой открылись глаза. Поэтесса наконец поняла, какую законченную эгоистку и ревнивицу пустила в своё сердце и в негодовании прервала эти отношения.
София Парнок в юности
4. Она сдала дочерей в приют, и одна из них там умерла
Двух дочерей Цветаевой звали Ариадной и Ириной. Когда Эфрон ушёл на фронт Гражданской войны, а Марина осталась одна с двумя маленькими девочками на руках, на неё свалилась необходимость как-то выживать в изменившемся сложном мире, чего она совершенно не умела. В 1919 году она сдала дочерей в приют, выдав их за сирот. Надеялась, что там им будет лучше, но уже через несколько месяцев младшая Ирина умерла от голода. Старшую матери удалось спасти – она вовремя забрала её обратно.
Дальнейшие события походили на расплату за случившееся. В 1921 году Цветаева получила первую за очень долгое время весточку от мужа – тот вместе с остатками своей армии сбежал в Европу. Там супруги встретились и несколько лет скитались в нищете. Цветаева за копейки занималась переводами и почти перестала писать стихи, а Эфрон докатился до того, что в 1930-е годы стал осведомителем советской разведки и в итоге принял решение вернуться на родину.
Ариадна Сергеевна Эфрон, дочь Марины Цветаевой
5. Она предпочитала быть слепой, как крот, и не любила красить губы
У поэтессы было очень плохое зрение, но она отказывалась носить очки. Только в детстве она ещё как-то мирилась с этой необходимостью, но в 16 лет взбунтовалась, выкрасила волосы в золотистый цвет и заодно избавилась от ненавистных толстых стёкол. Реальность превратилась для неё в скопище размытых линий и силуэтов, но Цветаеву это не расстраивало – творческое воображение позволяло достраивать картину мира, как ей было угодно.
С макияжем была совсем другая история. Цветаева не любила помаду, ибо считала, что с ней на лице «всякий дурак подумает, что это для него накрасила». Нравиться чужим и ей не интересным мужчинам, по-видимому, совсем не хотелось.
6. У неё был сложный характер с яркими проблесками доброты
Современники отмечали её естественность в поведении, которая, впрочем, иногда выходила за рамки приличий. Жена Осипа Мандельштама Надежда написала о ней следующее: «Марина Цветаева произвела на меня впечатление абсолютной естественности и сногсшибательного своенравия. … Она была с норовом, но это не только свойство характера, а ещё жизненная установка». Дочь Ариадна называла мать «действенно доброй и щедрой», говорила, что она всегда «спешила помочь, выручить, спасти – хотя бы подставить плечо; делилась последним, наинасущнейшим, ибо лишним не обладала». Поэтесса была очень требовательной не только к другим, но и к себе самой, беспощадно критиковала близких друзей за несущественные мелочи, могла даже злобно высмеять, ничуть в этом потом не раскаиваясь. А главным её грехом все знакомые не сговариваясь называли гордыню.
7. Своенравной до жестокости она была с детства – губила пальму знакомых весьма неприличным способом и колола чужих детей булавками
В своих воспоминаниях поэтесса и переводчица Майя Павловна Кудашева-Роллан сообщила дословно следующее: «Она мне рассказывала, что в детстве, в Германии, в одном очень приличном доме она делала пи-пи в пальму, чтобы пальма умерла. Так она выражала свой протест против хозяйки этого дома и ее благоустроенного мещанского быта».
Позднее Цветаева порой поступала не менее жестоко. Доктор медицины Григорий Исаакович Альтшуллер рассказал о совместном ужине с группой молодых людей, во время которого поэтесса, как и другие сидящие за столом женщины, сняла туфли. Под столом в какой-то момент начала ползать маленькая девочка, дочь кого-то из присутствующих, которая в шутку стала менять местами туфли. Но обувь Цветаевой она не тронула. Когда её спросили, почему она была единственной, кого миновала эта шутница, Цветаева призналась: «Когда она подползла ко мне в первый раз, я уколола её булавкой в ногу. Она не сказала ни слова и только посмотрела на меня, а я – на неё, и она поняла, что я могу уколоть ещё раз. Больше она не трогала моих туфель».
8. Она достала жену Пастернака
Далеко не всегда Цветаева бросалась в омут нового любовного увлечения физически, порой она обходилась лишь чувственными письмами. Одним из адресатов, получавшим самые яркие её послания, стал Борис Пастернак. Поэтесса видела его вживую довольно редко, зато письма строчила многими страницами и очень интимного свойства. Жена Пастернака, узнав об этом, была в ярости – никак не могла поверить, что малознакомая женщина может позволить себе слать её супругу настолько откровенные тексты.
Борис Пастернак
9. А в конце жизни, возможно, повесилась на его верёвке
В 1939 году, через 2 года после возвращения на родину её мужа и дочери, в советскую Россию приехала и сама Цветаева. Однако семья пробыла вместе совсем недолго – уже через несколько месяцев сначала Ариадну, а потом и Сергея Эфрона арестовали по политической статье. Вскоре началась война, и поэтесса решилась на эвакуацию. В августе 1941 года она вместе с несколькими другими писателями приплыла в город Елабуга, где в последний день того же месяца её нашли повесившейся знакомые, жившие по соседству. В трёх предсмертных записках, адресованных разным людям, Цветаева просила не хоронить её живой, а хорошенько всё сначала проверить, позаботиться о её сыне и понять, что она «попала в тупик». Она так и не узнала, что её мужа расстреляют через полтора месяца, дочь многие годы промается в лагерях и будет реабилитирована только в 1950-е годы, и никто из её детей не оставит потомства, отчего эта ветвь рода Цветаевых навсегда прервётся.
У некоторых биографов есть мнение, что злосчастная верёвка, при помощи которой ушла из жизни Цветаева, досталась ей от Бориса Пастернака. Известно, что именно он помогал ей упаковывать вещи, когда она собиралась в Елабугу, и принёс верёвку, которой перевязал один из чемоданов. Существует даже версия, что он тогда в шутку сказал, что верёвка настолько крепкая, что на ней хоть вешайся, и потом сильно переживал из-за сказанного. Воспользовалась ли поэтесса этими словами или это просто совпадение, мы уже никогда не узнаем.
Если вам понравилась статья, читайте наши похожие материалы:
– 9 порочных фактов о Михаиле Булгакове, которые вам не расскажут в школе
– 9 порочных фактов об Антоне Чехове, которые вам не расскажут в школе
– 9 порочных фактов о Сергее Есенине, которые вам не расскажут в школе
– 9 порочных фактов об Анне Ахматовой, которые вам не расскажут в школе
Также не стесняйтесь нажать «палец вверх», если хотите, чтобы мы продолжили собирать для вас интересные факты о русских классиках
До новых книг!
Ваш Book24
Источник
???? 26 сентября (8 октября новый стиль) 1892 года в семье профессора Московского университета и талантливой пианистки родилась Марина Ивановна Цветаева. Отец будущей поэтессы, Иван Владимирович, преподавал филологию и искусствоведение, возглавив вскоре после рождения Марины Румянцевский музей и основав Музей изящных искусств. Мать Мария Александровна имела несомненный талант пианистки, к сожалению, раскрыть его в полной мере не удалось, так как она рано, в 1906 году, умерла.
Для Ивана Владимировича Цветаева брак на Марии Александровне был вторым, от первого брака у него было двое детей, вторая жена родила ему двух дочерей – старшую Марину и младшую Настю.
Детство
???? Детство Марины Цветаевой прошло между семейной дачей в Тарусе и Москвой. Летом большая часть времени проводилась на даче, в остальное время года семья жила в Москве. Цветаеву можно отнести к молодым да ранним – читать будущая поэтесса начала в 4 года, первые стихи вышли из-под пера в 7 лет. Заметны были и музыкальные способности, но заниматься музыкой не нравилось Цветаевой, поэтому развития они не получили.
В детстве
Финальной точкой детства будем считать 1902 год, когда Марину отправляют на учёбу в Европу, где она изучает науки и языки в пансионах Италии, Швейцарии и Германии до 1905 года. Это важный этап жизни, ведь биография Марины Цветаевой чётко показывает – в это время менялось мировоззрение поэтессы, что сделало её одиночкой по жизни со своим бескомпромиссным мнением и собственным взглядом на людей и события.
Начало творческого пути
???? В 18 лет Цветаева издаёт первый сборник «Вечерний альбом», в который включены первые 111 стихов поэтессы. Сборник издавался на личные средства и нашёл больше положительных отзывов в литературной среде России. В него включены ранние, по большей части, сырые и наивные стихотворения. Валерий Брюсов назвал сборник «личным дневником», зато Максимилиан Волошин стихи похвалил, отметив, что Цветаева «умеет передавать оттенки». Похвалил сборник и Гумилёв.
Сама Цветаева позже писала, что
«Первый сборник помог очертить ориентиры творчества, найти взаимосвязь конфликтов земли и неба, быта и бытия».
Второй сборник, изданный в 1912 году под названием «Волшебный фонарь» набрал больше критики. Гумилёв сказал, что это подделка на стихи, потому что тематически и духовно он дублировал «Вечерний альбом». Сама же поэтесса считала, что первые два сборника вообще не стоит разделять – «по сути это одна книга» (автобиография).
Этим двум сборникам стоит уделить особое внимание поклонникам поэтессы, так как в них сформировался стиль Цветаевой, в них она научилась передавать мысли читателям в удобной для них и доступной для себя форме.
1913-1914 годы закрепляют формирование стиля Цветаевой, в эти годы раннего творчества пишется много знаковых и пророческих стихотворений, например, «Реквием» и «Мне нравится, что вы больны не мной»:
Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами. (читать полностью)
Личная жизнь
???? Замуж Цветаева выходит в 1912 году за офицера Сергея Эфрона, который на всю жизнь стал единственным мужем и лучшим другом. В браке родилась дочь Ариадна, судьба которой также оказалась не из лёгких.
С мужем Эфроном
Сергей после революции выступил на стороне Деникина, который был разбит и Эфрон вынужденно бежал в Европу. Марина не пела оды Октябрьской революции, считая её «бунтом сатанинских сил», поэтому её в первые годы после революции не публиковали. Не было у Марины и плотных контактов с другими поэтами СССР, она всегда была в сторонке, стояла особняком и имела своё мнение на происходящие в России события.
Марина добивалась возможности уехать к мужу за границу и получила разрешение от советской власти в 1922 году. Марина и Ариадна недолго прожили в Берлине и переехали в Прагу, так как муж учился в это время в Пражском университете. В Праге соединившаяся семья жила до 1925 года, до рождения сына Георгия, после чего переехала в Париж. К личной жизни Цветаевой мы вернёмся в последней трагической главе, сейчас же посмотрим, на этап европейского творчества поэтессы.
???? Цветаева была очень влюбчивым человеком – без любви она также не могла существовать, как и без стихов. Романы Марины исчислялись десятками, причём не всегда это были мужчины, стоит вспомнить только Соню Парнок (её Эфрон даже хотел вызвать на дуэль). Отношения с ней продолжались параллельно с замужеством, даже сразу после венчания. Мимо внимания не прошёл даже Пастернак, но там у них далеко не зашло. Самый серьёзный роман на стороне случился в Праге с Константином Родзевичем – Марина даже ушла из только восстановившейся семьи, хотя вскоре вернулась к Эфрону.
Странно играла с Цветаевой судьба – именно Родзевич завербовал в ГПУ мужа Сергея Эфрона, именно между ними она выбирала полтора года, но ушла к мужу. Отчасти потому что жалела Сергея, отчасти потому что Родзевич её бросил.
Жизнь в Европе
⏭ Европейская «прописка» длилась до 1939 года, года семья возвращается в Россию. За время европейской «ссылки» Марина написала поэмы «Поэма Конца», «Поэма Горы», «С моря», «Крысолов» и ещё ряд знаковых произведений. Большинство из написанного в этот период не было опубликовано, так как характер Цветаевой не позволил ей найти поддержку в эмигрантской среде. Марина не желала участвовать ни в каких политических союзах, было против интриг и не стала сторонницей заговоров против СССР, хотя и негативно относилась к советской власти.
Достаток был минимален, жить часто приходилось впроголодь и снимать недорогие комнаты в деревне или пригороде Парижа. Ещё одна причина частой смены места жительства была в том, что Марина плохо уживалась с соседями и хозяевами жилья. Если бы не редкая, но меткая материальная помощь небольшого круга почитателей Цветаевой, то возможно семье пришлось бы раньше вернуться на Родину.
Марина пишет в Европе не только стихи, но и в 1926 году издаёт статью «Поэт о критике», после чего её часто зовут на творческие вечера, но и круг недругов расширяется. В статье поэтесса подвергает критике критиков, что пришлось последним не по душе. Бунин «получает по шее» в статье за критику Есенина, а Зинаида Гиппиус за Пастернака. Бунин отыгрался на литературно-публицистическом журнале «Весть», который начал выпускать Эфрон, муж Марины. Он назвал журнал «скучным и дурным», что было больно слышать Сергею.
???? Постепенно интерес в Европе к Цветаевой снижался, за глаза её называли «большевичкой», хотя никакой лести в сторону советской власти Марина не писала. Эфрон чаще становился на поддержку новой власти, но насколько это было искренне из уст русского офицера большой вопрос. Позже стало известно, что Эфрон с 1931 года был сотрудником НКВД, которое после и поставит точку в его биографии.
С дочерью Аделаидой
Цветаева, находясь в Европе, отлично знала о судьбе царской семьи и в 1930 году решила передать свой взгляд на трагические события в «Поэме о Царской семье», хотя и понимала, что произведение не найдёт отклика по ряду причин. Писала ради долга сказать. Сегодня из поэмы сохранился лишь фрагмент «Сибирь»:
От Ходынского Поля красного
До веселого и красивогоАлексея Кровоточивого
На последнюю каплю — щедрого!
Половина — давно ли первого? —
Осиянного и весеннего —Часа — царствованья я— последнего
На Руси…
Не страшитесь: жив…
Обессилев — устав — изныв
Ждать, отчаявшись — на часы!
Спит Наследник всея Руси.
Интересные факты из жизни
???? Цветаева с детства была неординарной личностью, поэтому её жизнь наполнена интересными событиями. В 16 лет Марина сделала попытку самоубийства на фоне безответной любви – пистолет дал осечку. Со смертью поэтесса играла не раз и после этого . Так, после возвращения в СССР она вполне серьёзно заявляла, что повесится, если за ней придут из НКВД. Хватит о грустном.
В юности кто-то сказал Цветаевой, что для того чтобы волосы завивались надо побрить голову. Марина делала это раз десять. Другой поделился, что шампиньоны помогают похудеть и Марина несколько недель питалась только ими. В 16 лет Цветаева послала дворника за настойкой – пила и бросала бутылки в окно. По тем временам – это кошмар.
Чуть позже Марина разместила брачное объявление и потом долго смеялась, когда в дом повадились, не первой свежести, женихи. Однажды ей так понравилась работа художника, к которому она пришла, чтобы он написал портрет, что уходя, она под платьем унесла с собой эскизы.
Всю жизнь, с раннего детства и до смерти Цветаева вставала с первыми петухами, обливалась ледяной водой и пила крепкий кофе. Никогда не была привередлива в одежде – предпочитала модным нарядам мешковатое платье и обязательные бусы.
Икона, перед которой венчались Сергей Эфрон и Марина Цветаева, сейчас находится в Москве, в церкви Воскресенья Словущего, что в Брюсовом переулке. Венчались молодые в Палашах, в церкви Рождества Христова, но после революции храм разрушили, а церковную утварь выкинули. Местная бабушка нашла икону, привела её в порядок и вернула в патриархию.
Возвращение на плаху
Возвращение семьи Цветаевой на Родину начинается в 1937 году. Весной в СССР уезжает Ариадна, осенью муж Сергей, вслед за ними в 1939 году едет и Марина с сыном. Поэтесса знала, что отъезд не принесёт ничего хорошего, ещё в 1932 году она писала Тресковой, что
«В СССР ей просто заткнут рот.»
Так и случилось. В 1932 году пишется стихотворение “Родина”, которое позже оценивали строгие экзаменаторы посольства и НКВД, оценили и дали добро. К чему привело “добро” скоро станет ясно.
???? Поселили Марину на даче НКВД, к этому времени муж уже был арестован, что вынудило Цветаеву в конце 1939 года писать Берии «покаянное письмо». В нём говорится, что она своим возвращением хочет избавиться от одиночества, воссоздать семью и дать сыну будущность. Ничего не получилось, в конце лета 1939 арестована дочь, через пару месяцев муж, а Берия на письмо не ответил. Одиночество снова окружило Цветаеву, причём это было ещё более плотное кольцо, чем в Европе, ведь в СССР не было семьи и нельзя писать, точнее, нельзя публиковаться.
Муж вскоре был расстрелян (вот и вернулся), дочь Ариадна долгие годы провела в лагерях и была реабилитирована только после смерти Сталина.
Марина берётся за переводы и с трудом зарабатывает на жизнь. Надежда на выход сборника стихов рухнула, так как в рецензии Зеленского (герой-рецензиант) указано на «искажение души продуктами капитализма».
???? В начале войны Цветаева решатся на эвакуацию, сначала она с сыном оказывается в Елабуге, затем в Чистополе, где Марине пришлось просить, чтобы её оставили в этом города и разрешили работать посудомойкой. Собрание писателей на это согласилось, но мыть посуду не пришлось. Она едет к сынку в Елабугу, где 31 августа 1941 года покончила жизнь самоубийством (повесилась). Потеряв большую часть семьи, находясь в нищете и не имея возможность писать, Марина не вынесла страданий, её загнали в угол.В последние недели жизни в Елабуге Цветаевой пришлось стирать бельё местному милиционеру, чтобы свести концы с концами. Можно представить атмосферу, поэтому судить не будем.
☠ В самоубийстве есть и странности. Так Цветаева в доме Бродельщиковых начала жарить рыбу, потом, даже не сняв синего фартука, полезла в петлю. Возможно, боль копилась и в какой-то момент чаша переполнилась.
Много позже, в 1990 году церковь дала согласие на отпевание Цветаевой. Для получения разрешения на отпевание к патриарху Алексию II обратилась сестра поэтессы и диакон Андрей Кураев. Просьбы была удовлетворена, на этом в биографии Цветаевой можно ставить точку, хотя стихи поэтессы переживут ещё ни одно поколение.
Могилы Цветаевой нет, есть лишь табличка, на которой указано, что в этой стороне кладбища она захоронена.
Фильм “Роман её души”
Предлагаю документальный фильм о Марине Цветаевой “Роман её души”, в котором открываются тайны её взаимоотношений с мужем Эфроном и жизни в эмиграции (пражский период).
Источник