Марина лошак биография личная жизнь
Марина Лошак – директор ГМИИ имени Пушкина, искусствовед, арт-директор, коллекционер. Была одной из основателей двух популярнейших галерей, побывала арт-директором музейно-выставочного объединения. Счастливая жена, мать и бабушка.
Биография Марины Лошак
Родилась 22.11.1955 года в городе-герое Одессе. Обучалась в Одесском государственном университете на факультете филологии. После того, как университет был окончен, поступила на работу в Одесский литературный музей, где проработала до самого переезда.
В 1986 году Марина Лошак переехала на постоянное проживание в Москву, где поступила на работу в Государственный музей имени Владимира Маяковского. Через пять лет стала одной из основательниц галереи «Роза Азора», которая до сих пор проводит сотни интересных выставочных проектов, оказывающих огромное влияние на культурную жизнь столицы.
В 1991 году ее пригласили на работу в банк «СБС-Агро», сначала возглавляла PR-службу, затем была четыре года директором Московского центра искусств. В 2004 году стала работать арт-директором галереи Гари Татинцяна. В 2007 году стала одним из основателей и одновременно арт-директором галереи «Проун».
Марина быстро добивалась успехов на всех местах работы. Она быстро стала очень заметной персоной. В 2012 году специально для Марины Лошак Сергей Капков договорился о создании новой должности в музейно-выставочном объединении «Столица». И Марина Девовна стала там арт-директором. Должность была ответственной, назначение для Марины Лошак – неожиданным. Но она справилась на “ура”.
Стремительное развитие и множество успешных проектов привели к тому, что Марина Лошак сменила Ирину Антонову на посту директора Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина (сокращенно – ГМИИ). Помимо обязанностей директора, Марина Девовна также ведет лекции по менеджменту в культуре и является членом экспертного совета премии Кандинского.
Директор музея
Марина Лошак говорит, что назначение для нее было более, чем неожиданным. Когда ей позвонила Ирина Александровна Антонова, Марина Девовна была в самолете. Директор одного из самых известных музеев России пригласила Марину на встречу и предложила стать ее преемницей.
Сама Ирина Антонова говорила, что хотела, чтобы на этом посту был кто-нибудь из ученых людей из МГУ или РГГУ. Но министерство отклонило всех, кто был предложен Антоновой, и ей пришлось выбирать человека из министерского списка. По ее словам, Марина Лошак в этом списке была единственным подходящим кандидатом.
Назначение ее многие сотрудники музея встретили без энтузиазма, ведь музей квалифицировался на традиционном, классическом искусстве – как раз на том, чем новый директор не занималась. К тому же она никогда не руководила объектом федерального значения.
Под руководством Лошак музей становится с каждым годом все удобнее и современнее, отреставрированы выставочные залы, появилась онлайн-продажа билетов, абонементы. К критике в свой адрес Марина Девовна относится спокойно. Она считает, что критика лучше, чем равнодушие.
При Лошак в музей стало приходить до 1,3 млн человек в год. К сожалению, больше он вместить в себя не в состоянии. Поэтому Мариной было задумано строительство музейного городка, на которое было выделено 22 млрд долларов. Как только он будет построен, музей сможет принимать по 5 млн человек в год.
Марина Девовна в одном из интервью высказалась, что если бы не строительство музейного городка, то она бы не согласилась стать директором музея.
Марина не хочет долго быть директором, она считает, что десять лет – это прекрасный срок. А дальше должен прийти другой директор, более молодой, креативный, с новыми идеями и мыслями. Но пока она еще не видит рядом никого, кто стал бы достойным кандидатом. Впрочем, Марина точно не знает, будет ли выбор преемника зависеть от нее.
Семья
Муж Марины, Виктор Григорьевич Лошак, является журналистом, редактором. Ранее был на посту главного редактора «Московских новостей» и журнала «Огонек». Сейчас является директором по инновационной деятельности газеты «Коммерсантъ».
Анна Монгайт, дочь Марины и Виктора, родившаяся в 1978 году, тоже является журналисткой и телеведущей. Она с 16 лет начала работать на телевидении, в данный момент является ведущей нескольких телепрограмм. Вышла замуж за креативного директора Just Design, бизнесмена Сергея Монгайта.
У пары двое детей – Матвей, родившийся в 2008 году, и Демьян, появившийся на свет в 2016.
Отзывы о Марине Лошак
После назначения Марины Девовны на должность директора музея про нее стали очень много говорить – как негативного, так и позитивного. Некоторые считают, что Марина Лошак относится к работе безответственно. У нее нет искусствоведческого образования, и она никак не может работать на такой должности. По слухам, она, не проведя достаточной оценки, вывесила в музее картину стоимостью 8 млн долларов, которая оказалась фальшивкой.
Однако есть люди, которые считают, что Марина Лошак подходит для этой должности идеально. Одним словом, каждый имеет свое мнение. Но то, что Марина Лошак сделала неоценимый вклад в развитие ГМИИ имени Пушкина – это факт.
Источник
Марина Лошак родилась 22 ноября 1955 года в городе Одесса, Украина. После окончания школы, получила диплом Одесского государственного университета имени Ильи Мечникова по специальности «Классическая филология». Затем работала в Одесском государственном литературном музее. В 1986 году переехала в Москву, где на протяжении года работала в Государственном музее Владимира Маяковского.
В 1991 году стала сооснователем, вместе с Еленой Языковой и Любовью Шакс, галереи «Роза Азора». В 1998 году возглавила PR-службу банка «СБС-Агро», позднее перешла на должность «атташе по культуре». С 1999 года в течении четырех лет занимала пост директора «Московского центра искусств» на Неглинной, в то время принадлежавшего банку «СБС-Агро». В МЦИ организовала несколько выставок русского авангарда. В тот же период являлась совладельцем бутика винтажной одежды Brocade на Патриарших прудах.
С 2005 по 2006 год Лошак Марина работала директором Tatintsian Gallery, основанной нью-йоркским галеристом Гари Татинцяном. В следующем году вместе с Марией Салиной открыла на «Винзаводе» собственную галерею «Проун», в которой стала арт-директором.
После консультаций с министром Правительства Москвы, руководителем Департамента культуры Москвы Сергеем Капковым 3 июля 2012 года специально для Марины Лошак создана новая должность арт-директора музейно-выставочного объединения «Столица», в состав которого входят ЦВЗ «Манеж», МГВЗ «Новый Манеж», МВЦ «Рабочий и колхозница», ВЗ «Домик Чехова», Музей-мастерская Народного художника СССР Дмитрия Налбандяна и музей Вадима Сидура.
Указом министра культуры России Владимира Мединского 1 июля 2013 года Лошак Марина назначена директором Государственного музея изобразительных искусств имени Александра Пушкина с согласия предыдущего директора Ирины Антоновой, ставшей президентом музея.
Марина Девовна является членом организационного комитета жюри международной премии имени Василия Кандинского. Коллекционер наивного искусства и головных уборов. Одна из ведущих кураторов русского авангарда.
За заслуги в развитии культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность 23 июня 2016 года Лошак удостоена Почетной грамоты Президента Российской Федерации.
Культурный деятель Марина Лошак 21 мая 2019 года награждена японским орденом Восходящего солнца III степени на шейной ленте.
Директор Государственного музея изобразительных искусств имени Александра Сергеевича Пушкина Марина Лошак 23 октября 2019 года удостоена высшей награды Французской Республики Ордена Почетного легиона степени командора. Торжественная церемония прошла в резиденции французского посла в России Сильви Берманн.
2012 – Даешь! Советский плакат 1920-х гг. из фондов Государственного музея В. В. Маяковского (Галерея «Проун»)
2011 – День печати (Галерея «Проун»)
2011 – Коричневая пуговка, или Шпиономания (Галерея «Проун»)
2010 – Павел Кузнецов: путешествие в Азию (Галерея «Проун»)
2010 – Индпошив. Французские и русские ткани 1920-1950-х гг. Делоне, Дюфи, Вальмье, Зданевич, Гончарова, Степанова, Родченко, Суетин, Розанова, Малевич (Галерея «Проун»)
2010 – Сидеть! Деревянные стулья конца XIX – начала XX вв. (Галерея «Проун»)
2009 – Похвала плахте. Ермилов, Меллер, Косарев, Синякова, Примаченко, Нарбут, Бурлюк, Бойчук, Кричевский, Собачко-Шостак, Маценко (Галерея «Проун»)
2009 – Потерянный рай. Пиросмани, Волкова, Пурыгин, Зазнобин, Леонов, Кабаков, Новиков, Топольский (Галерея «Проун»)
2009 – Рукоделие. Вышивка в истории русского искусства XX века (Галерея «Проун»)
2009 – Панас Ярмоленко. Сельский портрет 1920-1940-х (Галерея «Проун»)
2009 – Салазки (Галерея «Проун»)
2008 – Нико Пиросмани. Семейный кутеж (Галерея «Проун»)
2008 – Рядом. Украинское рядно, графика авангарда и работы Александра Константинова (Галерея «Проун»)
2008 – Интим предлагать! Графика Жюля Паскина 1900-1920 и французская эротическая фотография 1850-1870-х (Галерея «Проун»)
2007 – Киносеанс. Киноплакаты 1920-1930-х (Галерея «Проун»)
2007 – Вход-выход. Крестьянские двери из северных регионов России (Галерея «Проун»)
2007 – Крестьяне. Постсупрематический эпос (Галерея «Проун»)
2005 – Северный изобразительный стиль (Tatintsian Gallery).
Источник
Музею изобразительных искусств им. Пушкина, постепенно обновляющемуся под руководством Марины Лошак, становится тесно в столице. Его арт-притязания распространяются теперь и на Венецию
Марина Лошак, директор ГМИИ им. А. С. Пушкина
Фото: Борис Захаров
Когда я шел на встречу с директором ГМИИ им. А. С. Пушкина Мариной Лошак, то рассчитывал увидеть ее новый кабинет. О нем много писали в СМИ. И сама Марина рассказывала, как ей хотелось распахнуть двери святая святых, куда раньше могли войти только избранные. И даже специально был приглашен художник Александр Бродский, превративший директорский кабинет в затейливую инсталляцию на двух уровнях, имитирующую «лавку древностей и кабинет философа одновременно». Так, по крайней мере, сообщал канал «Культура» и живописал Elle Decoration.
Но когда я туда вошел, выяснилось, что меня ожидали все те же старинные марины в золотых рамах и солидная, неподъемная мебель, которая стояла еще у ее предшественницы Ирины Александровны Антоновой. Оказалось, что инсталляцию уже демонтировали.
— Что так? — расстроился я.
— Но это же был выставочный проект, — устало улыбается Марина.
«В конце пребывает начало», визуализация видеоинсталляции, Ирина Нахова, 2018
Фото: Архив
Вечность и миг
Вообще, музейная жизнь располагает к некоему хмурому постоянству и академической основательности: все должно быть на своих местах, как зафиксировано в многочисленных описях и музейных каталогах. А иначе это уже не музей, а временная экспозиция, которая сегодня есть, а завтра нет. Но, может быть, это и есть главный тренд наших дней? Очаровательная мимолетность, очевидная временность и всяческое непостоянство. «В четверг и больше никогда». Название давней повести Андрея Битова дает ключ к пониманию сегодняшнего музейного бытия. «Не навсегда прошу, а лишь на миг, на миг…» А это уже Белла Ахмадулина, кстати, исправная посетительница и почитательница Пушкинского музея.
Сейчас главное, чтобы этот миг был отражен в инстаграме и других соцсетях, чтобы модные девочки и мальчики в худи и сникерах успели сделать селфи, ну и лайки поставили где надо. Кому помешают лайки? Уж точно не ГМИИ им. А. С. Пушкина, последней цитадели классического искусства, где все взывает к вечности и напоминает о былом величии, включая бронзовую дощечку на двери соседнего кабинета — «Президент И. А. Антонова».
Сосуществование двух музейных директрис за одной перегородкой — это, конечно, отдельный сюжет, который еще ждет своих историков и мемуаристов. Но пока сохраняется дипломатический паритет. Старые кадры постепенно уходят. Идет ротация и смена поколений. Молодых лиц стало существенно больше. Редкий день проходит, чтобы в музее не произошло очередное событие: лекции, квесты, концерты, презентации. Большая музейная машина работает в режиме нон-стоп, не замирая даже в выходные. Собственно, наша встреча с Мариной Лошак была назначена именно на этот день — на понедельник, когда музей закрыт.
Ее имя я впервые услышал в середине 1990-х годов. Долгое время Марина ассоциировалась у меня с ее мужем, известным журналистом и многолетним главным редактором газеты «Московские новости» Виктором Лошаком. Я знал, что оба они из Одессы. Что у Марины в прошлом был Литературный музей, созданный при ее непосредственном участии с нуля, а потом уже в Москве, тоже литературный, Музей им. В. Маяковского. Впрочем, там она проработала недолго, уйдя с головой в перестроечную галерейную жизнь. Названия разных знаковых и модных институций — от галереи «Роза Азора» до Gary Tatintsian Gallery — могли бы украсить портфолио любого пиарщика, претендующего на престижное место в столичной арт-тусовке. Наверное, самым весомым аргументом в пользу несомненных деловых качеств Марины и ее способности адаптироваться к новой экономической ситуации стала работа в «СБС-Агро». Официально ее должность называлась «атташе по культуре», но неофициально было известно, что она отвечает за первую банковскую коллекцию по искусству, которую ей поручил собирать владелец СБС банкир Александр Смоленский. Недавно я разбирал старые бумаги и наткнулся на стертую пластиковую кредитку «СБС-Агро». Именно с ней я носился как угорелый по Москве в августе 1998 года в последней надежде снять хоть какие-то деньги, вначале зависшие, а потом безнадежно сгинувшие в бездне разорившегося СБС. Где этот банк? Где Смоленский? Где его коллекция? Who knows? Поехали дальше.
Впрочем, Марина тогда не потерялась. Она принадлежит к тому типу людей, которые сохраняют улыбчивую невозмутимость в любых обстоятельствах. Под нее в 2012 году была создана даже новая должность арт-директора музейно-выставочного объединения «Столица» (позже переименованного в «Манеж»), куда вошли и Центральный выставочный зал «Манеж», и Малый Манеж, и Домик Чехова, и еще множество других пространств, где, как предполагалось, в скором будущем развернется какая-то невиданная доселе выставочная жизнь. Но и эта история продлилась недолго. Потому что спустя всего год последовала ошеломительная новость: Марина Лошак стала директором ГМИИ им. А. С. Пушкина.
В это невозможно было поверить, тем не менее 1 июня 2013 года эпохальное правление Ирины Александровны Антоновой, продлившееся без малого рекордные пятьдесят лет, закончилось. Дальше речь шла о разного рода формальностях и дипломатических жестах, на которые начальство, к счастью, не стало скупиться, полагая, что притеснять директора-легенду себе дороже. Понятно, что жизнь Марины в ситуации постоянного присутствия великой предшественницы не обещала быть безмятежной. Это как если бы две королевы, вдовствующая и царствующая, оказались заперты в стенах одного дворца и вынуждены были постоянно делить одни и те же драгоценности короны.
Вся власть и полномочия, разумеется, были у Марины, но авторитет, верность принципам высокого искусства, элегантные жемчуга и тщательно уложенные седины — все это продолжала успешно демонстрировать Ирина Александровна, которая и в свои девяносто семь лет, похоже, не собирается сдавать позиции. Раз или два мне приходилось наблюдать обеих дам в ситуации официальных музейных торжеств. Марина держалась подчеркнуто скромно и, я бы даже сказал, застенчиво, будто изо всех сил пыталась слиться с резным порталом «Златые врата» в Итальянском дворике. Отчасти этому способствовал и избранный ею неприметный, неброский стиль — дорогая простота от бельгийца Dries Van Noten. Кто знает, тот оценит, кто не знает, тот пусть идет лесом. Помпезная величавость уступила место практичности и многофункциональности. Не без внутреннего сопротивления, не без усилия, но дело сдвинулось в том направлении, которое наметила Марина, упорно проводя линию на модернизацию музея, на его омоложение, на привлечение новых лиц и внедрение новых идей.
Мы встретились накануне открытия сразу трех больших международных проектов, которые грядут нынешним летом. Один готовится для Венеции в рамках Биеннале, два других — для Москвы. В первом случае — это кураторский проект, объединивший сразу нескольких ярких российских и западных художников. В двух других — выставки из собраний нашего соотечественника Сергея Ивановича Щукина и француза, президента LVMH г-на Бернара Арно. Как все это собрать и одновременно развести в нужных направлениях? Как отследить детали и не упустить главного? Как постоянно держать руку на пульсе и одновременно дать волю инициативе молодых сотрудников ГМИИ, для которых все три проекта тоже своего рода вызов, попытка показать и утвердить свой взгляд на музейное дело?
«Маленькая балерина», Аннет Мессаже, 2011
Фото: Foundation Louis Vuitton/Marc Domage
В двух шагах от La Fenice
Марина сразу дала мне понять, что она против любых объединительных трафаретов и обязательных этикеток. Ей не нравятся такие термины, как «молодые художники», или «женщины-художники», или еще какие-то там художники. Она против непременного упоминания национальной принадлежности. Как будто пресловутый «пятый пункт» что-то решает в искусстве!
«Никаких гетто!» — с неожиданной страстью восклицает она. Для Марины в венецианском проекте имеется один безусловно великий художник — это Якопо Робусти, более известный под прозвищем Тинторетто («маленький красильщик»), главная звезда Венеции, чей пятисотлетний юбилей отмечается в этом году всем миром. Вокруг него и будет закручена вся кураторская история ГМИИ. По иронии судьбы в качестве венецианского адреса им достался храм Сан-Фантин, располагающийся в двух шагах от многократно горевшего оперного театра La Fenice и своим соседством лишний раз напоминающий о бренности и ненадежности всего рукотворного.
«Тинторетто принадлежал к тому особому типу художников, кто с самого начала ощущает себя своего рода мессией, — убеждена Марина. — У него были высшие цели и задачи. И хотя он, конечно, не порывал с окружающим социумом и продолжал писать портреты на заказ, свое истинное предназначение он видел в том, чтобы работать именно с бедными братствами, со скуолами — профессиональными сообществами или группами людей, объединенными гуманитарными идеями, далекими от меркантильных расчетов. Все грандиозные работы Тинторетто, которые мы знаем, — росписи в Санта-Мария-дель-Орто или необъятные полотна в венецианской Скуоле Сан-Рокко, — были созданы фактически бесплатно. Его произведения — это не просто живописный фон для церковных служб. Ведь отцы церкви рассматривали литургию как единый акт, где на человека должны воздействовать и слова молитвы, и музыка, и пение, и изображение на стенах. Состояние аффекта очень важно для понимания сущности искусства позднего Возрождения и самого Тинторетто».
Собственно, в задачу современных художников, приглашенных музеем, входила попытка достичь именно этого состояния современными средствами, транскрибировать на свой лад идею бедного братства.
Марина делает акцент на слове «бедный». У меня оно вызывает сомнение.
— Хорошо, пусть братство, — уступаю я, — но почему бедное-то?
— Любое собрание людей, которое создано, чтобы осуществить какую-то гуманитарную миссию, является бедным. Мы ведь не коммерческая институция. Если вдуматься, то любое собрание на коммунальной кухне в нашем недавнем советском прошлом тоже было бедным братством. Но эту нашу общность отличает потребность думать о важных перспективах, попытка объяснить и сформулировать собственный мир, непременное желание улучшить существующий миропорядок. Речь идет не только о нашем музейном сообществе, но обо всех благотворительных фондах, общественных организациях, помогающих бедным и страждущим, всем, кто реально нуждается в помощи. Сегодня они являются продолжением тех самых скуол, где учили деятельному милосердию.
Среди художников, которые задействованы в проекте, значится известный театральный режиссер Дмитрий Крымов. Все знают его спектакли и талантливых учеников, но, кажется, успели забыть, что Дмитрий сам по себе прекрасный художник. В его биографии был период, когда он резко порвал с театром и стал заниматься исключительно графикой и станковой живописью. В Венеции он дебютирует в новой для себя сфере, как художник видео-арта, использующий элементы живого театрального перформанса. Кроме этого, предполагается участие американца Гэри Хилла, виртуоза психоделических экзерсисов и «молчаливых» видеоинсталляций. Его специализация — чистый звук. И это тоже неслучайно. Ведь Тинторетто любил устраивать музыкальные вечера для своих друзей и заказчиков. Да и сам, когда появлялась возможность, предпочитал рисовать под музыку, становившуюся для него частью творческого процесса. Хилл предложил затейливый синтетический проект, где свет и музыка будут существовать на равных.
Ирина Нахова представит несколько новых видеоработ. Все они связаны или напрямую соотносятся с пространственными поисками Тинторетто, так же как и произведения классика абстракционизма, итальянца Эмилио Ведовы, которые тоже займут свое место на стенах храма Сан-Фантин.
Наверное, самое сложное — все это совместить в нечто законченное и цельное, чтобы голоса художников не старались заглушить друг друга.
Но Марина заверила меня, что все под контролем.
— Мы придумали технологически сложный, но по сути единственно возможный вариант: у каждого художника по секундам прописана своя партия, или, как мы называем, «месса». Человек приобретает билет на определенный сеанс. Входит в церковь, когда она погружена во тьму. В какой-то момент он видит проект Дмитрия Крымова и идет к нему. Действо рассчитано на двадцать пять минут. Гаснет один экран, а после вступает со своим соло Гэри Хилл, и все пространство храма заполняется звуком и светом. Потом настает очередь Иры Наховой, потом — картин Ведовы… По сути, это разыгранный как по нотам спектакль, где за каждым закреплена своя роль, у каждого есть своя тема. И каждый голос звучит отдельно, не сливаясь в единый хор.
Всем, кому надо, имеют шанс приобщиться к гастролерскому «спектаклю» ГМИИ им. А. С. Пушкина начиная с середины мая до октября. А что же в это время будет происходить в родных стенах на Волхонке?
«Портрет С. И. Щукина», Христиан Крон, 1915
Фото: Государственный Эрмитаж
Единственный выбор
Прежде всего грядет эпохальная выставка из собрания Сергея Ивановича Щукина, московского богача и коллекционера, запавшего в свое время на французских импрессионистов и скупившего их в таком количестве и такого качества, что сами французы потеряли дар речи, когда увидели все это великолепие в Фонде Louis Vuitton два года назад. Собственно, в Париже произошло то, к чему призывала Ирина Антонова и что в конечном счете ускорило ее отставку.
Напомню, что именно она на прямой линии с президентом РФ В. В. Путиным рискнула первой поднять вопрос о воссоединении двух знаменитых коллекций западного искусства С. Щукина и И. Морозова в один музей. Собственно, музей этот уже был в Москве и просуществовал больше двадцати лет, пока в пылу борьбы с космополитизмом и тлетворным влиянием Запада его не закрыли по указанию Сталина в 1947 году, разделив собрание между ГМИИ им. Пушкина и Государственным Эрмитажем.
По версии Антоновой, никто ничего не делил. Из-за огромной выставки подарков к сталинскому юбилею всем картинам просто не хватило места в запасниках ГМИИ и их передали на временное хранение в Эрмитаж. Углубляться в пыльные дебри этого спора нет никакого желания, тем более что общественность Антонову тогда не поддержала и даже, наоборот, недвусмысленно осудила за ее демарш. Мол, не дело обирать один музей в пользу другого, пусть даже невинно репрессированного.
Тем не менее резонанс у скандала получился огромный, так что его эхо докатилось до самого месье Бернара Арно, одного из самых богатых людей мира, владельца могущественной корпорации люкса LVMH. С его деньгами и возможностями удалось то, что не удалось бы никому: воссоединить наконец обе коллекции, Морозова и Щукина. Таких очередей Фонд Louis Vuitton не знал никогда. Билеты были раскуплены на месяц вперед. Париж охватила лихорадка: только и разговоров было о гениальной выставке из России, которую нельзя пропустить. За два месяца на наших импрессионистах побывало 1,25 миллиона человек — рекордная цифра для любого музея.
Нашим музейным боссам тоже пришлось сделать выводы. В конце концов договорились на «обменные» гастроли: в Москве нынешним летом будут выставлены картины из коллекции Щукина, а в Эрмитаже — собрание Морозова. То есть во избежание опасных иллюзий и новых спекуляций решили не рисковать и не делать одной большой экспозиции. Но на высшем уровне постановили, что по отдельности выставлять обе коллекции можно. Чем мы хуже французов?
В разгар эпохальных торжеств по случаю заключения музейного мира должен появиться, как deus ex machina (Бог из машины), сам месье Бернар Арно. Миротворец, коллекционер и филантроп, только что отдавший двести миллионов евро на восстановление недавно горевшего Нотр-Дама.
Надо особо отметить, что прибудет он не один, а вместе с выставкой из собственной коллекции современного искусства, которая разместится на месте импрессионистов, отбывающих на временное жительство в Генеральный штаб в Санкт-Петербург.
Уже понятно, что в залах Галереи западного искусства и Америки XIX—XX веков масштабным полотнам Рихтера или Баскии будет тесновато, но речь идет скорее о некоем концептуальном жесте, о сигнале, обращенном ко всем богатым и знаменитым в России. Вот посмотрите, перед вами живой пример расчетливой щедрости и умной благотворительности. Этот сухощавый господин с кустистыми седыми бровями в неизменных темно-синих двойках имел все шансы войти в историю только как свекор русской модели Натальи Водяновой. Зато теперь о нем знают как о создателе гениальной коллекции, где собраны лучшие художники XX—XXI веков, и еще как о владельце грандиозного Фонда Louis Vuitton, не побывав в котором сегодня уже нельзя считать, что ты видел Париж.
Тут работает безошибочная логика, в совершенстве освоенная еще римскими императорами: хочешь, чтобы твое имя осталось в веках, придется раскошелиться на какое-нибудь бедное братство. История учит, что даже среди выдающихся художников обязательно находились какие-нибудь рвачи, норовящие кинуть и развести. Но гениальный коллекционер отличается от обычного любителя прекрасного не только количеством денег на банковском счете, но и умением делать единственно правильный выбор. Бернар Арно рискнул и, похоже, не прогадал.
А вот С. Щукин с И. Морозовым сделали свои ставки, но формально остались ни с чем. Советская власть разорила обоих коллекционеров, отняв у них главные сокровища, но не смогла уничтожить память, не смогла стереть из истории искусства их имена. Они все равно продолжали проступать как симпатические чернила в тайных рукописях или секретных текстах. А потом они вернулись, Сергей Щукин и Иван Морозов. Вернулись, пусть даже не в виде бронзовых или золотых букв на мраморном фасаде, как заслужили, но в виде крупного шрифта на глянцевом каталоге и памятного знака на музейной стене. Уже немало!
Значит, все было не напрасно, значит, им обоим удалось сотворить нечто такое, что пережило их самих, и тех великих художников, чьи картины они собирали с такой страстью, и маршанов, с которыми они отчаянно торговались. Они победили время, предрассудки, несправедливость и равнодушие потомков, доказав своей судьбой, что подлинно великое искусство на миг не бывает. Оно надолго, если не навсегда.
…Нам пора заканчивать. Марина спешит. В выходной день у нее уйма дел. После «Сноба» запланирована другая встреча, а ей еще надо сняться для журнала. Добежала до мраморной лестницы, где фотограф предусмотрительно выставил свет. Присела на краешек банкетки, спрятав ноги под длинный подол юбки с розовой каймой. Попыталась ласково улыбнуться в объектив. Услышала, как щелкнул затвор камеры — один раз, второй, третий. И тут же пулей понеслась дальше.
— Если надо, можем потом договорить по телефону, — бросает она мне на бегу вместо прощания.
Мгновение, и ее уже нет. Под диктовку помощницы вбиваю директорский номер себе в айфон. Всегда надо иметь под рукой контакты «бедного братства».
Источник