Марина попович биография личная жизнь

Без вести пропал на фронте любимый отец, двоюродные браться 9 и 12 лет ушли в партизаны, и Марина решила тоже бить фашистов.
Но не успела — к моменту ее взросления война закончилась, однако желание летать осталось. Семья эвакуировалась в Новосибирск, Марина там окончила школу и поступила на сварочное отделение в Новосибирский авиационный техникум, а потом перевелась на самолетное отделение.
Но в аэроклубе заниматься Марине не дали — она была слишком маленького роста, всего 145 см., ноги не доставали до педалей в самолете.
И девушка решила «удлинить» себя — подолгу висела вниз головой на турнике, бегала и в конце концов вытянулась до 160 см.
Начала с прыжков с парашютом, потом, в 1948 г., совершила первый полет на УТ-2, который запомнила на всю жизнь.
102 рекорда в небе
По окончании техникума она работает инженером-конструктором на заводе, затем Марина становится летчицей-спортсменкой, но мечтает о карьере военного летчика. И тут загвоздка — после войны главной обязанностью женщин стало деторождение, слабый пол в небо не пускали. Марина Васильева с трудом добилась аудиенции Климента Ворошилова, и тот дал согласие.
Попович в кабине истребителя
Новый поворот в биографии — с 1960-х годов Попович осваивает реактивные самолеты, в 1964 г. становится единственной в СССР женщиной — военным летчиком-испытателем 1-го класса. В течение нескольких лет она установила более сотни мировых рекордов в авиации, причем несколько — на самолете Ан-22 «Антей», на котором не летала ни одна женщина.
Могла бы стать и космонавтом
В 1962 г. Марина Попович проходит медкомиссию для зачисления во II отряд космонавтов, но ее кандидатуру не согласовывают — вроде как обнаруживается повышенный кислородный обмен, что странно для летчицы, преодолевавшей 18 км. высоты и сверхзвуковые скорости. Она продолжает испытывать самолеты, причем ее не отвращают от неба даже внештатные ситуации: в время одного из полетов у самолета загорелся двигатель, машина упала, замок кабины заклинило, и только чудом ей удалось выбраться из горящего самолета. В другой раз отказала система кислородного обеспечения на ЯК-25РВ, Марина Попович подключила аварийную и потеряла сознание, падая с 17 тысяч метров. На высоте 8000 м. Марина очнулась и выровняла машину, практически благополучно приземлившись. Попович представили к званию Героя Советского Союза, но главком ВВС Кутахов был против:
«Еще чего не хватало – уже и бабы у нас летают!»
В 1969 г. Попович защитила кандидатскую диссертацию «Увеличение дальности полета за счет ламинаризации и методика летных испытаний самолетов с управлением ламинированным обтеканием».
Марина Попович — преподаватель
У нее был 2-х летний перерыв в летной карьере, вернуться в небо помог Олег Антонов, генеральный конструктор ОКБ, и она незамедлительно согласилась.
Попович и Антонов
У Антонова Попович работала в 1979—1984 гг., подбирала девушек-авиаторов специально для полетов на рекорды, и женский экипаж под руководством Попович установил 71 мировой рекорд в небе. В 53 года Марина Попович завершила лётную карьеру.
Награды, общественная деятельность
За свою жизнь Марина Попович написала 14 книг, из которых наиболее значимы «НЛО над планетой Земля» (удостоена премии М.В.Ломоносова) и «Я — лётчик. Воспоминания и размышления», она член Союза писателей России, а также является автором сценариев к фильмам «Букет фиалок» и «Небо со мной».
Книга Марины Попович с автографом
Попович награждена орденом Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почёта», Золотой авиационной медалью ФАИ, является Заслуженным мастером спорта СССР, лауреатом Национальной премии общественного признания достижений женщин «Олимпия».
Марина Попович — обладатель множества наград
Попович являлась участницей женского движения « Надежда России» и была активисткой КПРФ. В интервью «Советской России» в 2010 г. Попова объяснила свою деятельность такой причиной:
«Сейчас быть в КПРФ — это как в партизанском отряде. Моя цель — отстоять отечественную авиацию. Эти же цели у коммунистов. Нынешнее время — бесплодно, его символ — уничтоженный Буран».
Также Марина Лаврентьевна была вице-президентом Международного Центра Рерихов, занимала пост проректора НОУ ВПО «Институт управления», являлась действительным членом нескольких академий наук.
Кстати, Попович увлекалась уфологией, утверждала, что трижды сама встречалась с НЛО, всерьез изучала эту тему.
Личная жизнь Марины Поповой
Во время учебы в Новосибирске Марина знакомится с курсантом Павлом Поповичем, будущим космонавтом и своим мужем.
«На первое свидание Павел не догадался купить цветы. А может, просто не подумал или некогда было. А я накануне летала, у нас на аэродроме росло много ромашек – собрала букет и ему подарила. Он был крайне смущен, взял цветы, покрутил, потом прижал к груди. Прошло много лет, и оказалось, что эти ромашки он засушил и, когда летел в космос, взял их с собой».
Поженились они только в 1955 году, через год родилась дочь Наташа, в 1967 г. — Оксана.
Семья Поповичей
Интересно, что Попович вплоть до четвертого месяца беременности не прекращала полетов. С первым мужем Марина прожила 30 с лишним лет и развелась. Он ревновал ее к успеху, хотя сам был Героем Советского Союза, конечно, это не могло не сказаться отрицательно на личной жизни. Две эти сильные и амбициозные личности, хотя договорились не мешать друг другу, все же расстались.
Марина с дочкой
Их дочери Наталья и Оксана обе окончили МГИМО, Попович бабушка двух внучек и внука. Марина охарактеризовала себя как мать так:
«Я дочерей практически не воспитывала. Была у меня одна женщина в нянях, которая жила у нас два года, потом дети ходили в ясли, садик. Нельзя было объять необъятное. Я не успевала. Когда они стали подрастать, я сказала: дети, делайте, как я, и прочтите десять заповедей. Просто выписала им десять заповедей, они ещё со времен Моисея известны. Но Иисус Христос их поддержал. И больше ничего».
Второй муж, Борис Александрович Жихорев, тоже летчик, генерал авиации в отставке, начальник разведки армии, вдовец, добивался брака с Мариной довольно долго, он был моложе Попович на 17 лет.
Попович и Жихорев
В предисловии к книге Марины «Я-летчик» Б. Жихорев написал:
«Пройдет время, люди забудут имена тех, кто сегодня не сходит с экранов и страниц средств массовой информации. И потомки свяжут наше время с именами Ю. А. Гагарина, С. П. Королева и других настоящих Героев. Среди этих имен навсегда сохранится и имя великой женщины XX века – Марины Попович. Я глубоко убежден в этом».
Они поженились, когда Попович было 55, это был счастливый брак.
Причина смерти Марины Попович
Марина Лаврентьевна в последнее время жила в пос. Мостовском Краснодарского края, в собственном доме.
Марина Попович на кухне
Умерла Марина Попович 30 ноября 2017 года, в 86 лет, похороны состоялись на Федеральном военном мемориальном кладбище в Мытищах Московской области, на могиле ее была установлена мраморная табличка с именем, отчеством, фамилией и датами жизни. Похороны прошли с отданием всех армейских почестей.
Причины смерти Попович не были названы, как сообщили СМИ, но они носили естественный характер. Именем этой великой женщины названы улица в Мостовском, звезда в созвездии Рака, открыт памятник на аэродроме «Чкаловский». Марина Попович — легенда авиации, вписавшая золотом свое имя в историю России.
Источник
Так разнообразны бывают женские судьбы и так радостно, когда в череде карьерных взлетов и увлечений, находится место, чтобы быть мамой.
Марина Попович – единственная в мире женщина – военный летчик-испытатель (реактивных самолетов), да еще и 1 класса. Профессия, с которой и не всякий мужчина справится. А на счету советской летчицы не только вылеты, но и 102 рекорда.
Марина всегда оставалась женщиной, несмотря на свою мужскую работу
Мечта стать летчиком появилась у Марины не случайно. Деревню, где она родилась, постоянно бомбили в войну, и поэтому в ее голове зародилась мысль – «Отомстить!».
В авиацию попала через обман
В 14 лет девочка отправилась в аэроклуб. Таких маленьких не брали, но она обманула, сказав, что ей уже 17. Не хватало и роста – но постоянное висение на альпинистском снаряжении помогло увеличиться с 1,45 м до нужных 1,6 м.
В своем желании летать и защищать родину, девушка обладала необычайной пробивной силой. Она даже попала на прием к Ворошилову, убедив его отдать приказ на ее зачисление в профессиональное летное училище. Правда, опять обманула, прибавила себе 6 лет возраста.
Женщина, летчик, жена космонавта
Марина была родом из совсем простой крестьянской семьи. Ее отец перегонял плоты, а вечером – музицировал на скрипке. В семье думали, что Марина тоже станет скрипачкой, но война перевернула ее мир.
Марина не только летала на самолетах, но и дважды стала мамой и дважды – женой. Но даже в вопросе замужества проявлялось ее увлечение полетами. Первым супругом Марины стал летчик-космонавт Павел Попович.
Марина с мужем-космонавтом и дочкой
Через год после свадьбы появилась первая дочка Наталья, а через 12 лет вторая – Оксана. Обе закончили МГИМО. А вот родить третьего ребенка, мальчика, у Марины уже не получилось.
Фотоархив РИА Новости
После свадьбы с космонавтом карьера Марины пошла еще больше в гору: она стала готовиться в космонавты, но не сложилось. Зато женщина испытывала военные МиГ-21, которые летали быстрее звука, и даже получила прозвище «Мадам МиГ». На ее счету сотни рекордов и даже звание профессора, Марина Лавреньевна также утверждала, что много раз видела в своей жизни неопознанные летающие объекты и встречалась со Снежным человеком.
Развела зависть
Брак с космонавтом продлился 33 года, и супругов развела не любовница, а зависть. По словам Марины, муж постоянно говорил, что заслуги жены преувеличены и не мог пережить ее успех в СССР.
Вторым супругом летчицы стал снова человек, связанный с полетами, – военный летчик Борис Жихорев. Однако, пара долго не расписывалась, Марина подозревала мужа в меркантильности. До ЗАГСа они дошли только через 12 лет знакомства.
Пенсия
Выйдя на пенсию, Попович занялась писательством и общественной деятельность. Особенно она радела за будущее российской авиации: “Моя цель – отстоять отечественную авиацию: “Нынешнее время — бесплодно, его символ — уничтоженный “Буран” (космический корабль многоразового использования)”.
Марина Попович на пенсии увлеклась партийной работой
Всю жизнь Попович считала себя счастливым человеком. Она часто говорила: «Все, о чем мечтала, сбылось!». К сожалению, в ноябре 2017 года героической женщины не стало. Светлая память Марине Лаврентьевне!
Также можно почитать:
Судьба актрисы Галины Беляевой: 4 ребенка от разных мужей
Тайна рождения Гоголя
Успеть все: Любовница Ленина и многодетная мать Инесса Арманд
Подписывайтесь на мой канал, а также ставьте “палец вверх”, если понравилось, чтобы получать больше интересных материалов. Спасибо!
Источник
/Проекты Сибмамы/Знаменитые мамы
На счету лётчицы Марины Попович – 102 мировых авиарекорда. 10 из них были поставлены на огромном АН-22 («Антей»). Ни одна женщина в мире не летала на самолете такого класса, тем более в качестве командира экипажа. Марина первой в мире из женщин преодолела звуковой барьер на реактивном истребителе МиГ-21. За свои достижения она награждена многочисленными орденами и медалями.
Заслуженный мастер спорта СССР, доктор технических наук, профессор, член Союза писателей РФ – это всё она, Марина Попович. А ещё – жена и мама двух дочерей.
20 июля 1931 года на хуторе в Смоленской области в семье Лаврентия и Ксении Васильевых родилась вторая дочь, которую назвали Мариной. Отец Марины не чурался никакой работы, вплоть до сплавления плотов по реке Двина, но главным в его жизни была музыка. Он в совершенстве владел скрипкой. Марина ему аккомпанировала на цимбалах, причем довольно умело.
” Двое братьев матери Марины были лётчиками, и, возможно, это стало причиной того, что девочка начала мечтать о небе.
Мирную жизнь прервала война. Семью эвакуировали в Новосибирск. Именно во время войны девушка точно решила, что будет летать. В 1947 году для поступления в авиационное училище у неё было множество препятствий, одно из них – малый рост (1,5 метра).
Она вспоминала:
«Конечно, это было по-детски наивно, но мечта стать летчиком меня не оставляла. Правда, все оказалось не так просто. После школы поступила в Новосибирский авиационный техникум. Экзамены сдала хорошо, но меня зачислили на сварочное отделение. Однако позже все равно перевели на самолетное. Была такая проблема: я невысокого роста, не доставала в самолёте до педалей. Пришлось заниматься специальной гимнастикой, для вытягивания ног подолгу висела вниз головой на турнике. Я нашла альпинистские цапли и просила, чтобы меня подвешивали вниз головой. То ли действительно упражнения помогли, то ли я просто сама по себе выросла, но рост увеличился до 160 см, и путь в аэроклуб открылся.
Сначала я прыгала с парашютом, а потом стала летать. На всю жизнь запомнила свой первый полёт. Когда чувствуешь, как самолёт подчиняется твоей воле, – это ни с чем не сравнимо. После аэроклуба я стала летчицей-спортсменкой ДОСААФ. Но хотелось стать профессионалом, военным летчиком. А все говорили: это не женское дело. Куда бы ни обращалась – отказы».
Летать на спортивных самолётах Марина Васильева начала в 1948 году. В 1951 году она окончила авиационный техникум в Новосибирске, после чего работала инженером-конструктором на заводе имени Коминтерна (1951-1953).
Но мечта о небе, о серьёзных, больших самолётах, не оставляла. Тогда Марина добилась приёма у заместителя Председателя Совета министров СССР К. Е. Ворошилова и получила разрешение на зачисление в авиационное училище – так она обрела возможность стать профессиональным лётчиком. С этой драгоценной рекомендацией в руках и отправилась будущая легенда русской авиации в Саранское авиационное училище.
Марина закончила обучение с красным дипломом. После окончания училища её оставили работать там летчиком-инструктором. Три года спустя, с 1958 г, она уже летала в Центральном аэроклубе им. В. П. Чкалова в парадном расчете.
” В Новосибирске же Марина познакомилась со своим первым мужем, знаменитым космонавтом первого, «гагаринского» набора Павлом Поповичем, когда оба они были курсантами.
«На первое свидание Павел не догадался купить цветы. А может, просто не подумал, или некогда было, – рассказывала Марина Попович. – А я накануне летала, у нас на аэродроме росло много ромашек – собрала букет и ему подарила. Он был крайне смущен, взял цветы, покрутил, потом прижал к груди. Прошло много лет, и оказалось, что эти ромашки он засушил и, когда летел в космос, взял их с собой».
После училища жизнь развела влюбленных по разным городам, но они долго переписывались. Наконец, в 1955 году, встретились и поженились. Их брак стал ареной для столкновения нешуточных страстей и амбиций.
” Оба страстно любили летать, и ни один не смог пожертвовать небом ради семьи. Ещё до свадьбы оба поклялись никогда «не подрезать крылья» друг другу.
Два года молодожёны вообще жили за тысячу километров друг от друга: он в Заполярье, она в Саранске, встречаясь изредка, когда позволяла служба. В апреле 1956 года у них родилась дочь, Наташа. Лишь после её рождения семья смогла воссоединиться в Подмосковье.
С 1960 года Марина Попович овладевала техникой пилотирования на реактивных самолётах, а вскоре стала единственной в стране военной лётчицей-испытателем 1-го класса.
В 1963 году Марина Попович решила стать летчиком-испытателем. К тому времени она налетала 530 часов как инструктор, освоила пять типов самолетов, имела звание старшего лейтенанта запаса. Тем не менее, чтобы добиться разрешения, ей пришлось в самых высоких инстанциях доказывать свою состоятельность. Одной из преград на пути к освоению самолетов-истребителей стали отношения с командиром, полковником Виктором Ивановым. Мастер высшего класса, Герой Советского Союза, лётчик-испытатель, он был строгим порой до жесткости, но одновременно честным и справедливым человеком. Полковник делал всё, чтобы отбить у Марины Попович желание летать, заставить разлюбить авиацию и обратиться к обязанностям жены и матери. В то время у летчицы уже была маленькая дочка, Наташа. Она втайне от мамы каждый день прибегала на аэродром, садилась на забор и часами наблюдала за полетами.
” Однажды Виктор Алексеевич ее заметил и спросил, чья же это девочка. На что та грустно ответила: «Я Наташа Попович, маму жду. Вон она летит» – и показала пальчиком на летящий самолет. Души не чаявший в детях, полковник с тех пор изо всех сил старался вернуть девочке маму.
Но попытки разуверить летчицу в ее стремлении наталкивались на стойкое сопротивление. Марина Попович без полетов и аэродрома уже не могла представить своей жизни. В конце концов Виктор Алексеевич сдался и даже написал блестящую характеристику, с которой Марину Лаврентьевну легко зачислили на лётно-испытательную работу.
Чуть раньше, в 1962 году, Попович была приглашена в качестве кандидата в космонавты и проходила медицинское обследование в составе второй группы космонавтов, но в отряд взята не была. После успешного прохождения всех испытаний врачи огласили свой приговор: «Не годна. Повышенный кислородный обмен». Марина, конечно, не поверила: откуда у неё, летчицы, летавшей на высоте в 18 тысяч метров, такой диагноз?
” Но дорога к звездам была закрыта навсегда, и мечта о космосе так и осталась мечтой.
В 1964 году Попович установила свой первый мировой рекорд скорости и получила звание мастера спорта. Но главное, был открыт путь к самой заветной мечте: стать лётчиком-испытателем. Для этого старшему лейтенанту Попович опять пришлось пройти множество инстанций, вплоть до главнокомандующего ВВС. Но своего она добилась. В 1964 году М. Л. Попович стала лётчиком-испытателем, командиром корабля Ан-12 в ГНИКИ ВВС. Именно она первой из женщин преодолела звуковой барьер (за что в западной прессе получила прозвище «мадам МиГ») В течение следующих нескольких лет она установила 102 мировых рекорда, в частности, на самолёте «РВ» (Як-25РВ). При этом она оставалась женой и матерью.
” В октябре 1968 года семья Поповичей пополнилась дочерью Оксаной. Марина до восьми месяцев беременности летала, и никто не догадывался о её положении, только замечали, что летная форма была надета не совсем по уставу.
Конечно, совмещать профессию летчика и материнство было очень непросто. Марина Лаврентьевна рассказывала: «У меня был составлен четкий распорядок дел. В пятницу, например, я убирала квартиру, стирала. Конечно, каждый вечер готовила еду. Моя первая девочка, Наташа, с 6 лет до 11 находилась в интернате. Я четыре раза в неделю приезжала к ней. Но тогда у меня было забот, что называется, полон рот: помимо летной работы училась в вечернем институте. Поэтому её одну дома нельзя было оставлять. А вот когда вторая дочка родилась, помогали все – и подруги, и лифтерша. Виделись редко, прихожу с работы – няня девочек уже уложила, только пяточки поцелую тихонько, чтоб не разбудить. Утром ухожу – они ещё спят».
Марина Лаврентьевна честно признавалась, что уделяла воспитанию детей немного времени: «Я дочерей практически не воспитывала. Была у меня одна женщина в нянях, которая жила у нас два года, потом дети ходили в ясли, садик.
” Нельзя было объять необъятное. Я не успевала. Когда они стали подрастать, я сказала: дети, делайте, как я, и прочтите десять заповедей.
Просто выписала им десять заповедей, они ещё со времен Моисея известны. Но Иисус Христос их поддержал. И больше ничего».
Но, несмотря на это, по словам Попович, «дети неплохие выросли. Конечно, хотелось бы, чтобы послушание было. Но они самостоятельные выросли, ведут совершенно независимый образ жизни, консультируются, только если что-то происходит. Советуются, но не всегда. “Мама, ты ничего не понимаешь!” А мама прожила жизнь! И теперь значит, что в семейных отношениях я ничего не понимаю?!».
По стопам матери, великой лётчицы, дочери не пошли. Дело в том, что полёты мамы были «наказанием» для них. Попович рассказывала: «Вот сейчас я книгу писала. Я попросила, чтобы они высказались: как они нашу жизнь воспринимали. Дочка вспомнила: “Когда мама приходила с полетов, где у неё всё получалось, у нас был великий праздник. Она нас угощала, всё рассказывала, какие-то задавала нам загадки. Как только у неё что-то на полётах не получалось, мы все прятались”».
” Обе дочери Марины Попович закончили МГИМО, Наталия работает в крупном банке, Оксана – домохозяйка.
Но дочери Марины Попович очень на неё похожи внешне. Возможно, от матери и отца младшей досталась и стремление к покорению высоты. В свои пять или шесть лет Оксана собрала таких же ребятишек. Она забралась на крышу пятиэтажного дома и объясняла, как будет прыгать на козырёк подъезда. Марина Лаврентьевна, когда увидела эту картину, чуть не умерла от страха. «Доченька, что ты хочешь делать?» – осторожно спросила она. Дочь ей смело сообщила, что именно. Тогда мать, взяв себя в руки, пошла на хитрость: «Доченька, ты не так прыгаешь, ты собираешься оттолкнуться правой ногой, а надо левой». В общем, прыжок решили отложить до лучших времён.
Семья и воспитание детей были у Марины Леонтьевны на втором месте после полётов. Десять мировых рекордов на счету Марины Попович, командира воздушного корабля-гиганта «Антей» (Ан-22; она стала единственной в мире женщиной-лётчицей, пилотировавшей самолёт такого класса). В последнем рекордном полёте экипаж, возглавляемый Попович, преодолел расстояние в 1000 км со скоростью, превышающей 600 км/ч, с грузом 50 тонн.
В 1979-1984 годах М. Л. Попович работала ведущим лётчиком-испытателем в ОКБ Антонова в Киеве.
” В возрасте 53 лет Попович завершила лётную карьеру, за время которой она налетала 5600 часов, освоила более 40 типов самолётов и вертолётов, испытывала авиационную технику, в том числе по пяти видам самолётов – в качестве ведущего лётчика-испытателя.
Ещё будучи летчицей, она начала в перерывах между полётами и тренировками писать книги. А позже это стало её главным делом. Всего перу лётчицы принадлежит 15 книг, вышедших общим тиражом в 1,5 миллиона экземпляров. По её сценариям были поставлены художественные фильмы «Небо со мной» и «Букет фиалок».
Марина и Павел Поповичи прожили вместе 30 лет. Когда же Павел все-таки ушёл из семьи, Марина не отчаялась и смогла найти в себе силы жить дальше. И судьба отблагодарила её за это, подарив новую жизнь.
«С Борисом Александровичем Жихоревым мы вместе работали в Тушино. Он был заместителем начальника штаба авиации сухопутных войск. Я ему очень сильно симпатизировала. После смерти жены он уехал куда-то далеко к родным, долго его не было, а я перешла на другую работу. Потом он вернулся в Москву, и мы поженились. Мне было пятьдесят пять лет», – с теплой улыбкой вспоминала Марина Лаврентьевна.
” В последние годы Марина Лаврентьевна большую часть года проводила на Кубани – в поселке Мостовском. Здесь они со вторым мужем, Борисом Жихоревым, в живописном месте построили дом.
О легендарном прошлом новой жительницы в крае знали и постоянно приглашали летчицу на лекции и уроки мужества. Она с удовольствием их посещала и отвечала на расспросы школьников. Умерла Марина Попович 30 ноября 2017 года, в 86 лет.
Мария Карташова,
16.08.19
Почему-то вообще о ней мало рассказывают в СМИ. Это же гордость наша!!!
Марина Лаврентьевна родилась 7 июля 1937 года, а не 20 июля 1931 года, 6 лет она себе приписала, чтобы поступить в лётное училище. Умерла на 81-м году жизни.
С завидным упорством эта славная женщина достигла таких профессиональных высот. Вот пример всем женщинам, как надо добиваться поставленной перед собой цели ! Спасибо за её мастерство, доброту и красоту души ! Светлая память Марине Попович !
Источник