Марис лиепа биография личная жизнь

Марис лиепа биография личная жизнь thumbnail

Биография

Марис-Рудольф Лиепа – советский артист балета латвийского происхождения. В 1976 году за заслуги перед культурой был удостоен звания Народного артиста Советского Союза. Кроме того, Лиепа в качестве киноактера знаком многим любителям отечественного кино по таким фильмам, как «Детство Бэмби» и «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона».

Детство и юность

Марис родился в Риге, в семье мастера сцены местного театра оперы и балета Эдуарда Лиепы и его супруги Лилии. Он стал вторым ребенком у своих родителей. При этом – ребенком довольно болезненным. Мальчик рос очень худеньким, часто простужался и оказывался в больнице.

Звезда балета Марис ЛиепаЗвезда балета Марис Лиепа

Врачи посоветовали чете Лиепа отдать мальчишку в какую-либо спортивную секцию. Марис хотел играть в футбол или плавать в бассейне, но отец настоял на специализированном балетном классе при рижском хореографическом училище.

Будущая звезда советского балета с первых дней невзлюбил занятия и даже начал прогуливать уроки. Но мама, которая изначально планировала, что сын станет медиком, нашла подходящие слова для сына. Она объяснила, что никогда нельзя бросать дело на полдороге, а нужно доказывать себе и другим свою состоятельность.

Марис Лиепа в детствеМарис Лиепа в детстве

Такие речи настолько впечатлили юного Лиепу, что до конца своих дней он будет отличаться упорством и целеустремленностью. Когда же кроме работы у станка началось освоение характерного танца, Марис буквально проникся искусством классической хореографии.

К 13-ти годам подросток уже выступал не только в детских спектаклях, но и исполнял мазурку и краковяк в «Бахчисарайском фонтане», играл шута в «Ромео и Джульетте», танцевал сегидилью в «Дон Кихоте» и изображал половецкого мальчика в опере «Князь Игорь».

Марис Лиепа в детствеЮный танцовщик Марис Лиепа

Но нужно заметить, что помимо учебы в балетной школе юноша все же посещал и спортивные секции. Он имел неплохие результаты в такой дисциплине, как спортивная гимнастика, а в плавании вольным стилем даже становился чемпионом Латвии.

Когда Марису было 14 лет, его в числе других учеников отправили на Всесоюзный смотр хореографических училищ, и там Рижская балетная студия вместе с московскими, ленинградскими и алма-атинскими «коллегами» была признана самой перспективной. Три года спустя Лиепе предлагают продолжить обучение в Москве, и он с радостью соглашается.

Марис ЛиепаМарис Лиепа

Правда, столичное училище не выделило для него стипендии, поэтому, чтобы сын мог заниматься в престижном вузе, родители продали свой дачный домик на Взморье. Марис отблагодарил их тем, что за два года не только не пропустил ни одного занятия, но и приходил к каждому уроку раньше преподавателя и отдавался работе полностью и с воодушевлением.

В качестве выпускного экзамена Лиепа станцевал на сцене филиала Большого театра главную партию в спектакле «Щелкунчик». Новоиспечённый танцовщик мечтал остаться на главной сцене страны в качестве члена труппы, но в СССР принято было распределять кадры по национальным республикам, поэтому Марис возвращается в Ригу.

Балет

Впрочем, в Латвии он задержался лишь на полгода. Затем в столице состоялась декада прибалтийского искусства, и Лиепа танцевал русского воина Никиту в балете «Лайма», а также деревенского музыканта Тотса в постановке «Сакта свободы». В последнем из них на Мариса обратила внимание прима Майа Михайловна Плисецкая, которая дала выступлению похвальный отзыв и пригласила юношу быть партнером во время турне по Венгрии.

Марис Лиепа в спектакле "Лебединое озеро"Марис Лиепа в спектакле “Лебединое озеро”

В Будапеште Лиепа станцевал партию Зигфрида в «Лебедином озере», о которой мечтал долгие годы. Его не остановило даже то обстоятельство, что на генеральной репетиции он получил серьёзную травму ноги. После ряда выступлений танцовщик отправился в Сочи для восстановления поврежденной голени, и прямо в санатории его нашел главный балетмейстер Московского академического музыкального театра Владимир Бурмейстер и предложил работу с очень высоким окладом.

Именно в этом театре Марис-Рудольф превратился в звезду советского балета. Московские любители балета шли «на Лиепу», заваливали его цветами и подарками, по нескольку часов ждали у служебного входа ради автографа. В то же время артист завоевал золотую медаль на Всемирном фестивале молодёжи и студентов. Его талант отметила лично председатель жюри Галина Уланова.

Танцовщик Марис ЛиепаТанцовщик Марис Лиепа

Летом 1960 года, после грандиозных гастролей в Польше, Лиепа наконец-то получает приглашение перейти в труппу Большого театра. Далеко не сразу Марис узнал, что одобрение руководства он удостоился на том основании, что при собеседовании даже не заикнулся о зарплате и материальных благах, а задал только один вопрос балетмейстеру:

«Какие партии я буду танцевать?».

В итоге он был занят во всех самых прославленных постановках – от «Дона Кихота» до «Спартака». Через четыре года в Большом театре меняется главный хореограф. Балетмейстером становится Юрий Григорович, которые пытается привнести свое видение в спектакли.

Марис Лиепа в спектакле "Спартак"Марис Лиепа в спектакле “Спартак”

Например, в «Спартаке» Лиепа всегда танцевал главную роль, но Григорович дал ему другого персонажа, Красса. Успех превзошёл все ожидания, труппа даже удостоилась высочайшей в стране Ленинской премии, а на зарубежных гастролях артистов носили буквально на руках. Кстати, в Англии советскую звезду назвали «Лоуренсом Оливье в балете».

Но такое благополучное начало неожиданно оканчивается крахом. Лиепа дал интервью газете «Правда», в которой позволил себе покритиковать уровень хореографического мастерства Юрия Григоровича, и балетмейстер не простил обиды. Танцовщику дают роли только в старых постановках, а в новинках места ему не находится. За последующие 14 лет Марис лишь четыре раза участвовал в новых партиях.

Марис ЛиепаМарис Лиепа

28 марта 1982 года он в последний раз танцует Красса из балета «Спартак». Публика аплодирует стоя, но триумф оканчивается решением художественного совета о профнепригодности танцора. С тех пор на сцену Лиепа выходит только на творческих вечерах и в антрепризных спектаклях. И те, и другие по-прежнему собирают огромную аудиторию, но Марис, попытавшись найти себя в новом деле, уходит в кинематограф.

Фильмы

На самом деле работать на съемочной площадке Лиепа начал довольно давно. Еще в 1959 году он дебютировал как актер в мелодраме рижской киностудии «Илзе». А через 10 лет его исполнение Гамлета в одноименном фильме-спектакле произвело фурор не только в СССР, но и во всем мире.

Марис Лиепа в фильме «Детство Бемби»Марис Лиепа в фильме «Детство Бемби»

Затем Марис преображался в князя Всеслава из исторической картины «Могила льва» и Джека Уиллера в шпионской ленте «Четвёртый». В этом проекте, где блистал также Владимир Высоцкий, танцовщик поставил оригинальный хореографический номер, который в шутку назвал «Икар на три минуты».

Особо яркими получились главные роли актера в романтической комедии «Галатея», сказках «Детство Бемби» и «Юность Бемби», где он сыграл отца олененка, и в криминальной драме «Дорога в ад».

Марис Лиепа в фильме «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»Марис Лиепа в фильме «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»

Также зрители запомнили Мариса по роли полковника Валентайна Уолтера в детективе «Двадцатый век начинается» из цикла фильмов о приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона, а также по образу императора Николая I в историко-биографической драме «Лермонтов».

В 2006 году на экраны вышла картина «Воспоминания о Шерлоке Холмсе», в которой с помощью монтажа вновь появился актер Лиепа. В тот же период увидели свет два документальных фильма о танцовщике – «Поединок с судьбой» и «MARIS».

Личная жизнь

Первой супругой знаменитого танцовщика стала другая легенда сцены – Майя Плисецкая. Они поженились в 1956 году, когда ему было 20, а ей – 31 год. Но прожили вместе Майя и Марис всего три месяца.

Марис Лиепа и Майя ПлисецкаяМарис Лиепа и Майя Плисецкая

Позднее, на съемках фильма «Илзе», он познакомился с актрисой Маргаритой Жигуновой. В этом браке родилось двое детей – сын Андрис и дочь Илзе. Имена детям супруги дали в честь персонажей вышеупомянутой картины. И сын, и дочь пошли по стопам отца и стали артистами балета.

Марис Лиепа и Маргарита ЖигуноваМарис Лиепа и Маргарита Жигунова

В конце 70-х годов Лиепа едет на гастроли с молодой балериной Ниной Семизоровой, с которой у него начинается роман. Вскоре Марис оставляет семью и женится на девушке, которая младше его почти на 20 лет. Впрочем, этот союз оказался непрочным. По инициативе балерины в 1985 году супруги разводятся, хотя уже давно не живут вместе.

Евгения Шульц и ее дочь Мария ЛиепаЕвгения Шульц и ее дочь Мария Лиепа

Четвертой женой Лиепы, хотя и фактической, была художник по костюмам Евгения Шульц. У них родилась дочь Мария, но так как в те времена признание знаменитости о незаконнорожденном ребенке было равносильно краху карьеры, Марис скрывал существование младшей дочери очень долгое время.

Марис Лиепа и Галина БрежневаМарис Лиепа и Галина Брежнева

Помимо официальных и неофициальных браков, у Мариса были довольно длительные и весьма бурные отношения с Галиной Брежневой, дочерью Леонида Ильича Брежнева, которая была старше танцовщика на 11 лет.

Смерть

Когда в Рижском оперном театре освобождается место балетмейстера, Лиепа подает заявление на замещение вакансии, но ему отказывают. Более того, «сверху» приходит приказ запретить Марису создавать свой собственный театр в Риге, как он планировал. Даже хорошо знакомый танцовщику Раймонд Паулс, занимавший тогда пост министра культуры Латвийской республики, никак не смог повлиять на ситуацию.

Памятник танцовщику Марису Лиепе в РигеПамятник танцовщику Марису Лиепе в Риге

На мужчину накатывает депрессия, но в тот момент спасительной нитью стало решение из столицы СССР: было разрешено создать театр «Балет Мариса Лиепы» в Москве. После долгих проволочек был назначен отбор в труппу, но 26 марта 1989 года, в возрасте 52-х лет, Марис-Рудольф Эдуардович скончался. Официальный вердикт врачей – инфаркт.

Известно, что легендарный артист балета умер в машине «Скорой помощи». Но поговаривают, что накануне он заходил в любимый Большой театр, а там охранник отобрал у него пропуск и не впустил в служебное помещение. И именно в тот момент у мужчины не выдержало сердце.

Могила Мариса ЛиепыМогила Мариса Лиепы

Но и после кончины Лиепы не успокоилась суета вокруг его имени. Почти неделю шла борьба за место прощания со звездой. Только спустя пять дней гроб с телом установили в фойе Большого театра, рядом со сценой, на которой он демонстрировал величайшее искусство на протяжении 20 лет. Захоронили Мариса Эдуардовича на Ваганьковском кладбище в Москве, а в Риге рядом с могилами отца и матери установили камень, на котором написано:

«Марис Лиепа, который вдали».

Фильмография

  • 1969 — «Гамлет»
  • 1972 — «Четвёртый»
  • 1974 — «Имя твоё»
  • 1977 — «Галатея»
  • 1978 — «Бенефис Людмилы Гурченко»
  • 1985 — «Детство Бемби»
  • 1986 — «Лермонтов»
  • 1986 — «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Двадцатый век начинается»
  • 1988 — «Дорога в ад»
  • 1988 — «Корабль»

Источник

Марис Лиепа талантливейший артист балета, для которого танец был смыслом жизни. Более двадцати лет Марис отдал Большому театру, но из-за разразившихся скандалов вынужден был его покинуть. В то же непростое время разладилась семейная жизнь Лиепы. Последние годы он жил на крохотную пенсию, страдал от одиночества и невостребованности. Такую цену пришлось заплатить артисту за годы славы, всеобщего обожания, роскошной жизни и безумной популярности у представительниц прекрасного пола.

Марис Лиепа появился на свет 27 июля 1936 года в Риге. Мальчик рос слабым и болезненным, знакомые посоветовали отдать его в хореографическое училище. Сначала Марис несерьезно относился к балету, но первый успех так его окрылил, что вскоре он уже только и мечтал, что о сцене Большого театра. Лиепа был целеустремленным, настойчивым и очень талантливым, но мечта его осуществилась не сразу. В Большом отметили его способности, но порекомендовали работать по месту жительства в Латвии. Удача улыбнулась молодому человеку, когда на него обратила свое внимание знаменитая балерина Майя Плисецкая.

Плисецкая не только поспособствовала тому, чтобы Марис остался в Большом, но и стала его первой женой. Брак продержался всего пару месяцев, вероятно их характеры были слишком разными. Успех Лиепы в театре был невероятным, зрители приходили посмотреть именно на него. Марис отличался не только великолепной техникой исполнения, он сам по себе был очень притягательной личностью. Вокруг него образовался круг из поклонников, многочисленных друзей и симпатизировавших ему женщин. Красивый мужчина, общительный, с изысканными манерами, одетый по последней моде – он привлекал к себе много внимания.

Маргарита Жигунова

В 1959 году Марис принимал участие в кинофильме под названием “Илзе”. Заглавную роль в фильме играла молодая актриса Маргарита Жигунова. Молодые люди полюбили друг друга и поженились. В 1962 году родился их первенец Андрис, а через год дочка Илзе. Лиепа мечтал создать балетную династию, поэтому его дети с малых лет занимались танцами. Семейная жизнь Мариса и Маргариты никогда не была спокойной, уж слишком много у знаменитого артиста было очаровательных поклонниц.

с детьми Андрисом и Илзе

Самой известной из поклонниц Мариса была Галина Брежнева. Их роман длился пять лет, Галина очень хотела стать женой артиста, но тот ясно дал понять, что выбирает жену и детей. Хотя отношения с женой становились все более напряженными. Ссоры в их семье случались нередко. В конце 70-х у Лиепы началась тайная связь с Евгенией Шульц, занимавшейся в Большом костюмами. Долгое время они просто общались, а потом их отношения переросли в романтические. В 1979 году у Евгении родилась дочь Мария. Марис Лиепа развелся с женой Маргаритой, но не из-за Евгении, он влюбился в юную балерину.

Нина Семизорова

Нина Семизорова была на двадцать лет младше Мариса и только начинала свою карьеру в Большом. Она сама попросила Лиепу потренироваться с ней. Постепенно совместные тренировки переросли в прогулки, а потом и в отношения. В театре вскоре стало известно о новом романе женатого танцовщика. Маргарита даже приходила в Большой выяснять отношения. Перед Лиепой поставили условие или он определяется, или уходит из театра. Он выбрал Нину. Новые скандалы в театре ему были ни к чему, его положение к тому времени уже было непрочным.

С балетмейстером Григоровичем у Лиепы поначалу складывались прекрасные отношения, но постепенно они стали спорить из-за любого пустяка. Из-за этого балетмейстер давал Марису всё меньше ролей. В конце 70-х артист написал в газету письмо, в котором раскритиковал работу Григоровича и репертуар театра. Он надеялся, что к нему прислушаются, но этого не случилось. 28 марта 1982 года 45-летний Марис Лиепа в последний раз танцевал на сцене Большого, а затем был вынужден уйти на пенсию. Семейная жизнь с молодой женой тоже трещала по швам.

Уходя от Маргариты Марис оставил ей и детям шикарную квартиру, сам он пришел к Нине с одним чемоданом. Но с молодой женой они оказываются слишком разными людьми. Уйдя из Большого театра Марис уехал работать в Болгарию, где у него случился роман с балериной. Нине всё стало известно. Лиепа вернулся в Москву, некоторое время он ещё продолжал жить с женой, но начал выпивать от невостребованности.

Мария Лиепа и Евгения Шульц

Семизоровой всё это надоело и она развелась с мужем. Марис остался не только без работы, но и без крыши над головой. Пожив у друзей он нашел приют у Евгении Шульц. Она, мать его внебрачной дочери Марии, стала последней фактической женой танцовщика. Они хотели официально оформить свои отношения, но не успели. Сердце 52-х летнего Мариса Лиепы остановилось 26 марта 1989 года.

Было интересно? Ставьте лайк (палец вверх) и подписывайтесь на канал

Источник

Марис Лиепа

Марис Лиепа

Марис-Рудольф Эдуардович Лиепа (латыш. Māris Rūdolfs Liepa). Родился 27 июля 1936 года в Риге – умер 26 марта 1989 года в Москве. Советский и латышский артист балета, балетный педагог, актёр. Народный артист СССР (1976). Лауреат Ленинской премии (1970).

Марис Лиепа родился 27 июля 1936 года в Риге.

Отец – Эдуард Лиепа, пел в либавском хоре, потеряв голос, работал мастером сцены в Театре оперы и балета в Риге.

Марис имел хороший голос. Друг тца – директор театра Р. Берзиньш – предложил Марису петь в хоре мальчиков в постановке оперы «Кармен». Так состоялся его сценический дебют.

Рос болезненным ребенком и по совету еще одного друга отца, директора балетной студии Б. Милевича, в целях укрепления здоровья, родители отдали сына в балетную студию при Латвийской опере, впоследствии преобразованную в Рижское хореографическое училище. В ней бывший танцовщик Б. Милевич состоял завучем. И хотя мать мечтала, что сын станет преуспевающим врачом, отец настоял на своём, желая, чтобы хилый мальчик окреп и развился физически.

В училище преподавали артисты балета. Солист В. Блинов первым обратил внимание на маленького Мариса как на будущего характерного танцовщика. В 13 лет Марис уже танцевал не только роли в детских балетах, но и выступал во взрослых партиях, исполняя краковяк и мазурку в «Бахчисарайском фонтане», сегидилью в «Дон Кихоте», китайского кули в «Красном маке», половецкого мальчика в опере «Князь Игорь», страшилище в «Аленьком цветочке». А в «Ромео и Джульетте» исполнил роли Шута, друга Тибальда, слугу Монтекки и юношу из толпы. Всего таких ролей в его биографии было около сотни. Наряду с работой занимался спортивной гимнастикой и плаванием, завоевал титул чемпиона Латвии по плаванию вольным стилем на средние дистанции.

Весной 1950 года несколько учеников и в их числе Марис были направлены на Всесоюзный смотр хореографических училищ в Москве. Вместе со Г. Ждановой и И. Карулис танцевал па-де-труа из «Щелкунчика» и «Мазурку» в постановке своего учителя В. Блинова. Рижское хореографическое училище заняло на смотре первое место вместе с училищами Москвы, Ленинграда и Алма-Аты.

В 1953 году, набирая мужской класс, Н. Тарасов пригласил в Москву Мариса. И 2 сентября 1953 года 17-летнего рижанина приняли в Московское хореографическое училище (ныне Московская академия хореографии). Театр не дал ему стипендии, и родители продали дачу на Взморье, чтобы сын мог учиться.

1 мая 1955 года на выпускном вечере Марис станцевал спектакль «Щелкунчик» целиком. Спектакль прошёл на сцене филиала Большого театра (ныне Театр оперетты). Хотя он был отличником, его не приняли в Большой театр, разъяснив, что национальные кадры должны закрепляться на местах. И Марис вернулся в Ригу.

Марис Лиепа 2

Участие в конкурсе во время VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов принесло Лиепе золотую медаль. Председателем жюри была Галина Уланова.

Летом 1960 года Марис вместе с коллективом Большого театра побывал на гастролях в Польской Народной Республике, где танцевал с Ольгой Лепешинской.

После гастролей последовало приглашение в легендарную труппу Большого театра. Позже Лиепа узнал, что решил свою судьбу, задав главному балетмейстеру Л. Лавровскому вопрос: «Что я буду танцевать», не спросив ни о зарплате, ни о квартире. Официальный дебют состоялся в начале сезона 1960/1961 годов в партии Базиля в балете «Дон Кихот». Вскоре Лиепа перетанцевал почти весь тогдашний репертуар: «Тропою грома», «Жизель», «Раймонду», «Лебединое озеро», «Золушку», «Шопениану», «Ночной город», «Ромео и Джульетту» и «Спартака» в своеобразной постановке Л. Якобсона.

В роли Ромео впервые выступил в Лондоне на сцене Ковент-Гардена в 1963 году.

В том же 1963 году его пригласили преподавателем в Московское хореографическое училище, где он преподавал до 1980 года.

В первой половине 1960-х годов Марис Лиепа танцует Вакха в балетной сцене «Вальпургиева ночь» оперы «Фауст», Армена в «Гаянэ», Георгия в «Страницах жизни», встречается с изысканной хореографией М. Фокина в «Шопениане», танцует принца Дезире в «Спящей красавице» и Принца в «Золушке». А к гастролям 1963 года в Англии Лиепа готовит роль Ромео. «Ромео с головы до ног», «абсолютный Ромео» оценит его английская критика. А сам Лиепа скромно заметит, что самой сложной задачей было обучение тела шекспировскому языку. Техническая сторона партии была отработана без малейших скидок.

В 1964 году в Большой театр пришёл новый главный балетмейстер Юрий Григорович. Поначалу сотрудничество складывалось удачно. В балете «Легенда о любви» Марис станцевал Ферхада. В балете «Спартак» он получил партию заглавного героя, но вскоре Юрий Григорович перепоручил ему роль Красса и работал над ней, ориентируясь на индивидуальность актёра. Успех превзошёл все ожидания, в 1970 году творческая группа балета удостоилась Ленинской премии.

Марис Лиепа в балете Спартак

В 1966 году Лиепа восстановил балет М. Фокина «Видение розы» на музыку К. Вебера и получил возможность показать его на сцене Большого театра. Триумфальные гастроли были по всему миру. Английская критика нарекала Мариса Лиепу «Лоуренсом Оливье» в балете.

В 1971 году за исполнение роли Альберта в «Жизели» Серж Лифарь вручил Лиепе премию имени Вацлава Нижинского.

Но благополучная биография неожиданно обрывается. Нелицеприятные высказывания Лиепы об уровне хореографии в новых балетах не понравились Юрию Григоровичу, а статью, опубликованную в «Правде» в декабре 1978 года, балетмейстер не простил никогда. Григорович не находит Лиепе места в новых версиях «Лебединого озера», «Ромео и Джульетты», в «Иване Грозном», в «Ангаре». За 14 последних лет в Большом театре Лиепа танцует лишь четыре новые партии: Вронский и Каренин в «Анне Карениной», Принц Лимон в «Чиполлино» и Солист в балете «Эти чарующие звуки».

Марис Лиепа 4

Марис пытался найти себя в кино. В 1972 году играет князя Всеслава в историческом фильме «Могила льва», в 1973 году – Джека Уиллера в фильме «Четвёртый». Для фильма «Четвёртый» ставит оригинальный хореографический номер, который сам называет «Икаром на три минуты». Далее следует бесцветный фильм-балет «Имя твоё», сериал «В одном микрорайоне», несомненная удача – роль Хиггинса в фильме-балете «Галатея» по пьесе Б. Шоу «Пигмалион» и целый букет забавных образов в «Бенефисе Людмилы Гурченко».

Своё 40-летие Лиепа отмечает в Афинах, впервые исполняя партию Хозе в балете «Кармен-сюита» на сцене античного театра.

В 1977 году в Дании Лиепа танцует Гирея в «Бахчисарайском фонтане», а в Исландии Клавдио в балете «Любовью за любовь». В Австралии Лиепа выходит на сцену Гансом в «Жизели». Творческие вечера в Москве по-прежнему собирают огромную аудиторию. Год Лиепа работает с балетмейстером Б. Эйфманом, танцуя Рогожина в балете «Идиот» и Солиста в «Автографах». Первое исполнение Рогожина состоялось на сцене Дворца Съездов в июне 1981 года. В этот же день Андрис Лиепа удостаивается золотой медали на IV Международном конкурсе артистов балета.

Окончив ГИТИС, Марис Лиепа ставит в Днепропетровске «Дон Кихота».

Марис Лиепа последний раз выходит на сцену Большого 28 марта 1982 года – он танцует Красса. Его последний партнёр-Спартак – техничный, молодой и мощный Ирек Мухамедов. Последний триумф завершается решением художественного совета о профнепригодности танцора.

30-летие творческой деятельности Лиепа празднует в Болгарии. В Софийской народной опере, где в 1983-1985 годах он был художественным руководителем балетной труппы, ставит «Дон Кихота» и «Спящую красавицу» и танцует там злую фею Карабос и величественного короля Флорестана.

В 1980-е годы активно снимался в кино. Сыграл главные роли в фильмах «Детство Бемби» (отец Бемби) и «Дорога в ад» (Отто Штиммер).

Марис Лиепа в фильме “Детство Бемби”

Марис Лиепа Детство Бемби

Марис Лиепа в фильме “Дорога в ад”

Марис Лиепа Дорога в ад

Сфера его деятельности не ограничивалась драматическим и танцевальным искусством – в конце 70-х годов он записал пластинку с песнями Давида Тухманова.

В течение всей своей творческой биографии Лиепа активно сотрудничал с прессой, писал статьи в газетах, журналах, сборниках, выпустил книги «Я хочу танцевать 100 лет» (1980) и «Вчера и сегодня в балете. Марис Лиепа» (1986).

Взлеты и падения Мариса Лиепы

Осенью 1986 года Лиепе не доверяют вакантный пост балетмейстера в Рижском театре оперы и балета и не позволяют создать в Риге новый театр балета на Тихой улице. Министр культуры Латвии Раймонд Паулс вмешаться не хочет, зато Моссовет принимает решение: создать Театр Мариса Лиепы в столице. В «Советской культуре» 4 марта 1989 года появляется объявление о конкурсе в театре «Балет Мариса Лиепы». Он должен был состояться 15 марта. Но не вышло.

Марис Лиепа 5

Скончался в Москве 26 марта 1989 года в машине «Скорой помощи» от инфаркта. В Москве ходили слухи, что охранник не впустил его в Большой театр и отобрал пропуск, отчего сердце не выдержало.

Почти неделю шла борьба за место прощания с Лиепой. Лишь после вмешательства Союза Театральных деятелей 31 марта 1989 года гроб устанавливают в фойе Большого театра неподалеку от сцены, на которую он выходил больше 20 лет.

Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. На Большом кладбище в Риге, рядом с могилами родителей Лиепы, есть кенотаф с надписью «Марис Лиепа, который вдали».

В 1996 году основан Благотворительный фонд содействия развитию хореографического искусства имени Мариса Лиепы, которым руководят его дети: народный артист России Андрис Лиепа и народная артистка России Илзе Лиепа.

Марис Лиепа. Прощание

Личная жизнь Мариса Лиепы:

Первая жена – Майя Михайловна Плисецкая (1925-2015), артистка балета, прима-балерина Большого театра СССР в 1948-1990 годах, народная артистка СССР. Они прожили в браке всего три месяца. После развода оба о совместной жизни не распространялись.

Марис Лиепа и Майя Плисецкая

Марис Лиепа и Майя Плисецкая

Вторая жена – Маргарита Ивановна Жигунова (1937 г.р.), актриса Московского драматического театра им. А. Пушкина. Они познакомились в самолете, который летел из Риги. Маргарита снималась на рижской киностудии в фильме «Илзе». Эта пара считалась одной из красивейших в СССР. А на западе их называли «Русский Лоуренс Оливье и Мэрилин Монро».

В браке родилось двое детей, ставших звездами балета: сын Андрис Лиепа (род. 1962) и дочь Илзе Лиепа (род. 1963).

Марис Лиепа и Маргарита Жигунова

Марис Лиепа и Маргарита Жигунова

Марис Лиепа с сыном Андрисом и дочерью Илзе

Марис Лиепа сын Андрис дочь Илзе

Брак с Маргаритой Жигуновой стал для Мариса самым долгим. Они прожили вместе больше 20 лет, но в конечном итоге Маргарита устала – как от необходимости жертвовать собой ради мужа, так и от его непростого характера и эмоциональных всплесков, наконец, от его частых романов на стороне.

Сам Марис Лиепа писал в дневнике: «А вообще я «выгнан из дома, который строил 10 лет. Да, я один уже 18 дней. Смешно, но факт. Опять холостяцкая жизнь, к которой трудно привыкнуть. Маргарита раскрыла себя до предела. Обнажила свою сущность».

У Маргариты были все основания ревновать супруга: его роман с Галиной Брежневой развивался у нее на глазах.

Марис Лиепа и Галина Брежнева

Марис Лиепа и Галина Брежнева

Третья жена – Нина Львовна Семизорова (род. 1956), балерина Большого театра, балетный педагог, народная артистка РСФСР. Поженились сразу после его развода с Жигуновой. Вместе прожили 5 лет.

Марис Лиепа и Нина Семизорова

Марис Лиепа и Нина Семизорова

Нина Семизорова – третья жена Мариса Лиепы

Нина Семизорова третья жена Мариса Лиепы

У Мариса Лиепы были отношения с Евгенией Николаевной Шульц, работавшей в Большом театре художником по костюмам. Она шила костюмы для всех его спектаклей.

От этих отношений в 1979 году родилась дочь Мария Лиепа.

Именно с Евгенией Шульц он провел последние годы жизни. Незадолго до смерти даже сделал ей предложение, но пожениться они так и не успели. Он умер внезапно, от инфаркта. Дочь Мария рассказывала, что хорошо помнит вечер, когда отцу стало плохо с сердцем. Когда приехала «скорая» Маша обняла папу и сказала: «А привези мне куклу в костюме медсестры». Он рассмеялся, но из больницы уже не вернулся.

Евгения Шульц и дочь Мария Лиепа

Евгения Шульц и дочь Мария Лиепа

Партии Мариса Лиепы:

Латвийский театр оперы и балета:

1955 – «Сакта свободы» А. П. Скулте (хореография Е. Я. Чанги) – Тотс;
1955 – «Лайма» А. Я. Лепина (хореография Е. А. Тангиевой-Берзниек) – Никита;
1955 – «Раймонда» А. К. Глазунова (хореография М. И. Петипы) – солист в гран-па;
1956 – «Корсар» А. Адана, Л. Делиба, Р. Дриго, Ц. Пуни (хореография М. И. Петипы и Ж. Перро) – солист в Па-д’экслав;
1956 – «Лебединое озеро» П. И. Чайковского (хореография М. И. Петипы, Л. И. Иванова) – Принц Зигфрид;
1979 – «Кармен-сюита» А. Алонсо в оркестрокве Р. К. Щедрина (хореография А. Я. Лемберга) – Хозе (гастроли театра в Москве)

Московский музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко:

1956 – «Лебединое озеро» П. И. Чайковского (хореография А. А. Горского, А. М. Мессерера) – Принц Зигфрид;
1956 – «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева (хореография Р. В. Захарова) – Вацлав;
1956 – «Эсмеральда» Ц. Пуни – Феб;
1957 – «Жанна д’Арк» Н. И. Пейко (хореография В. П. Бурмейстера) – Лионель;
1957 – «Корсар» А. Адана, Л. Делиба, Р. Дриго, Ц. Пуни (хореография Н. Г. Гришиной) – Конрад;
1958 – «Лесная фея» П. Герлеля (хореография А. В. Чичинадзе) – Чабан;
1958 – «Шехеразада» на музыку Н. А. Римского-Корсакова (хореография В. П. Бурмейстера) – Синдбад;
1958 – «Штраусиана» на музыку И. Штрауса (хореография В. П. Бурмейстера) – Поэт

Большой театр:

1960 – «Дон Кихот» Л. Ф. Минкуса (хореография А. А. Горского) – Базиль;
1960 – «Тропою грома» К. А. Караева (хореография К. М. Сергеев) – Ленни;
1961 – «Вальпургиева ночь» в опере «Фауст» Ш. Гуно (хореография Л. М. Лавровского) – Вакх;
1961 – «Жизель» А. Адана (хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. И. Петипы) – Граф Альберт;
1961 – «Ночной город» Б. Бартока (хореография Л. М. Лавровского) – Юноша;
1961 – «Лебединое озеро» П. И. Чайковского (хореография А. А. Горского, А. М. Мессерера) – Принц Зигфрид;
1962 – «Гаянэ» А. И. Хачатуряна (хореография В. Вайнонена) – Армен;
1962 – «Класс-концерт» (хореография А. М. Мессерера) – солист;
1962 – «Шопениана» на музыку Ф. Шопена (хореография М. М. Фокин) – Юноша;
1962 – «Страницы жизни» А. М. Баланчивадзе (хореография Л. М. Лавровского) – Георгий;
1962 – «Спартак» А. И. Хачатуряна (хореография Л. В. Якобсона) – Спартак;
1963 – «Золушка» С. С. Прокофьева (хореография Р. В. Захарова) – Принц;
1963 – «Раймонда» А. К. Глазунова (хореография Л. М. Лавровского по М. И. Петипу и А. А. Горскому) – Жан де Бриен;
1963 – «Спящая красавица» П. И. Чайковского (хореография Ю. Н. Григорович по М. И. Петипу) – Принц Дезире;
1963 – «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева (хореография Л. М. Лавровского) – Ромео;
1964 – «Сказке о Солдате и Чёрте» И. Стравинского (хореография Э. В. Суве) – Чёрт;
1965 – «Легенда о любви» А. Меликова (хореография Ю. Н. Григорович) – Ферхад;
1967 – «Видение розы» на музыку К. Вебера (хореография М. М. Фокина) – Дух розы;
1967 – «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева (хореография Р. В. Захарова) – Вацлав;
1968 – «Спартак» А. И. Хачатуряна (хореография Ю. Н. Григорович) – Красс;
1970 – «Лебединое озеро» П. И. Чайковского (хореография Ю. Н. Григорович) – Принц Зигфрид;
1972 – «Анна Каренина» Р. К. Щедрина (хореография Н. И. Рыженко, В. В. Смирнова-Голованова и М. М. Плисецкой) – Вронский;
1974 – «Спящая красавица» П. И. Чайковского (хореография Ю. Н. Григоровича по М. И. Петипу) – Принц Дезире;
1976 – «Анна Каренина» Р. К. Щедрина (хореография Н. И. Рыженко, В. В. Смирнова-Голованова, М. М. Плисецкой) – Каренин;
1976 – «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева (хореография Р. В. Захарова) – Хан Гирей;
1976 – «Любовью за любовь» Т. Н. Хренникова (хореография В. Боккадоро) – Клавдио;
1977 – «Чипполино» К. С. Хачатуряна (хореография Г. А. Майорова) – Принц Лимон;
1978 – «Эти чарующие звуки…» на музыку А. Корелли, Дж. Торелли, В. А. Моцарта, Ж. Ф. Рамо (хореография В. В. Васильев) – солист;
1979 – «Жизель» А. Адана (хореография Ж. Перро, Ж. Коралли, М. И. Петипы) – Ганс

Ленинградский «Новый балет» (Театр балета под руководством Б. Эйфмана):

1981 – «Идиот» на музыку П. И. Чайковского (хореография Б. Я. Эйфм