Маршал судец биография личная жизнь

В 2014 г. исполняется 110 лет Герою Советского Союза маршалу авиации Владимиру Александровичу Судецу.
Владимир Судец родился 10(23) октября 1904 г. в посёлке Нижнеднепровск Екатеринославского уезда Екатеринославской губернии (в настоящее время в черте г. Днепропетровска, Украина) в семье рабочего-литейщика. С 1917 г. Владимир вместе с родными жил в Запорожье. Окончил в 1919 г. 5 классов реального училища, затем 2 класса механико-технической профшколы.
Работал слесарем на заводе «Коммунар». Целеустремленный, честный и волевой, он быстро завоевал доверие и уважение в коллективе, его избрали руководителем комсомольской организации завода. В 1924 г. Судец вступил в ряды ВКП(б), стал членом бюро партячейки, затем парторгом цеха.
Через год Владимир Александрович поступил в Ленинградскую военно-техническую школу ВВС РККА. После её окончания служил в Киеве младшим механиком 31-й авиаэскадрильи, затем младшим авиатехником и учеником-лётчиком 83-го авиаотряда. Конечно, как и многие молодые люди тех лет, Владимир Судец мечтал летать. Поступил на курсы лётного обучения в 1929 г., и после их окончания был оставлен в Киеве в должности младшего лётчика 3-й авиаэскадрильи.
Страсть к небу захватила Владимира целиком. Он упорно совершенствовал навыки пилотирования, осваивал новые типы самолётов. Через полгода его назначили исполняющим должность командира звена, ещё через полгода – временно исполняющим должность командира отряда 3-й авиаэскадрильи. В октябре 1931 г. его отправили на курсы усовершенствования командиров частей в г. Севастополь, окончив которые, он вернулся в эскадрилью. В июле 1932 г. его назначили исполняющим должность командира 73-го отдельного истребительного отряда в Киеве, а после обучения на курсах усовершенствования командного состава при Военно-воздушной академии РККА утвердили в должности командира.
Высокий уровень теоретической и практической подготовки 29-летнего лётчика, его целеустремлённость, умение пилотировать лёгкомоторные самолёты, истребители и бомбардировщики пригодились ему во время специальной командировки в Монголию. С 1933 по 1937 г. Владимир Судец был инструктором-советником авиабригады Монгольской народной армии.
В 30-х годов прошлого столетия монгольская авиация вступала в новый этап своего развития. Начала формироваться авиационная бригада с истребительной, штурмовой, бомбардировочной эскадрильями. Постоянным местом базирования истребительной и штурмовой эскадрилий был г. Баин-Тумень (Чойбалсан). Бомбардировочная эскадрилья базировались в районе Улан-Батора. Часть была смешанной, в ней служили советские и монгольские лётчики, прошедшие обучение в Оренбургской военной школе. Тогда же в Монголии начала действовать первая авиашкола, в которой преподавали советские инструкторы. Изучали технику, учились летать. Устаревшие самолеты Р-1 вскоре заменили на новые Р-5. По инициативе В. Судца в программу школы была включена парашютная подготовка.
Таким образом, республика к 1937 г. имела боеспособную авиабригаду, которая спустя 2 года успешно действовала в боях на реке Халхин-Гол. Монгольские военачальники и лично маршал Х. Чойбалсан ценили Судца, командира специальной авиагруппы, состоявшей из советских летчиков, не только как военспеца, но и как отважного пилота, и не раз совершавшего вылеты к границе прояпонского Маньчжоу-Го, где все эти годы практически не прекращались провокации и военные инциденты. В 1971 г. В. А. Судец был удостоен звания Героя Монгольской Народной Республики с вручением медали «Золотая Звезда» и ордена Сухэ-Батора.
В 1937 г. В. А. Судец поступил в Военную академию им. М.В.Фрунзе. В аттестации командования академии он характеризуется как отличный лётчик, в совершенстве освоивший пилотаж, умеющий организовать лётный состав на выполнение учебно-боевых задач. В его личном деле отмечалось, что он энергичен, инициативен, настойчив, дисциплинирован, свой опыт умело передает подчиненным. В январе 1938 г. летчик был назначен командиром эскадрильи, а спустя год – помощником командира 27-й тяжёлой бомбардировочной авиабригады 1-й авиационной армии резерва Главного командования.
Лучшие боевые качества 34-летнего полковника в полной мере проявились в период Советско-финляндской войны 1939 – 1940 гг. В декабре 1939 г. авиабригада вступила в войну в составе ВВС Северо-Западного фронта. Судец искусно руководил смелыми и решительными действиями экипажей бомбардировщиков, неоднократно сам вылетал на боевые задания. За летное мастерство и мужество он был награждён орденом Ленина.
В августе 1940 г. на базе 27-й авиабригады была создана 1-я смешанная авиационная дивизия ВВС Ленинградского военного округа. Её командиром назначили В. А. Судеца. Но уже в ноябре Владимир Александрович вступил в должность командира нового 4-го дальнебомбардировочного корпуса РГК, размещавшегося на территории Одесского военного округа.
С первых часов фашистского нападения большинство экипажей было нацелено на поддержку сухопутных войск. Бомбили танковые колонны врага, прикрывали оборонявшуюся пехоту, помогали войскам Юго-Западного фронта, попавшим в окружение, соединиться со своими частями. Авиакорпус участвовал и в налётах на объекты противника, расположенные в его глубоком тылу. Лётчики бомбили румынские нефтяные промыслы Плоешти, порт Констанцу.
Судец вспоминал: «Когда командуешь эскадрильей или даже полком… летишь вместе с подчиненными, должен проявлять все те качества, которых требуешь от них. Равенство во всем! Сбивают их, могут и тебя сбить… У командира корпуса не так: подчинённые летят с боевым заданием, а ты, как правило, остаёшься на своем наблюдательном пункте. А с него далеко не все видно. И слышно не все. Изображаешь полнейшее спокойствие и уравновешенность – чем натуральней получается, тем лучше, – но самого-то себя не обманешь. Душу бы отдал, чтоб только задача была выполнена успешно и все вернулись!..»
В августе 1941 г. из-за больших потерь авиатехники дальнебомбардировочные корпуса были расформированы, а их управления обращены на доукомплектование ВВС фронтов и округов. Полковник Судец возглавил ВВС 51-й отдельной армии, создававшейся для обороны Крымского полуострова. Командующий ВВС собрал в единый кулак армейскую и флотскую авиацию. Бомбардировки аэродромов немецкой авиации и штурмовки наземных войск создали у противника впечатление, что господство в воздухе на этом направлении принадлежит советской авиации. Только в конце октября немцы смогли ворваться в Крым.
Новой страницей военной биографии В.А. Судеца стало командование ВВС Приволжского военного округа. Бывший раньше в глубоком тылу округ осенью 1941 г. приобрёл важнейшее стратегическое значение. Это было связано не только со значением важнейшей водной артерии – реки Волги, но и с тем, что в г. Куйбышеве (Самара) из Москвы переехали советское правительство и иностранный дипкорпус. 7 ноября Судец руководил авиационной частью военного парада, посвящённого 24-й годовщине Октябрьской революции. Более 600 самолётов в небе над Куйбышевым продемонстрировали, что немецкие слухи о гибели советской авиации не соответствуют действительности.
Территория округа стала центром оборонного производства, в т.ч. самолётостроения – наркомат авиационной промышленности СССР эвакуировал сюда более 20 предприятий. Активно шла подготовка лётных кадров для фронта. За 8 месяцев специалисты ВВС округа сформировали, обучили и отправили в действующую армию более 100 авиаполков. В июне В. А. Судецу присвоили звание «генерал-майор авиации».
Летом 1942 г. Владимиру Александровичу поручили формирование 1-й бомбардировочной авиационной армии резерва Верховного Главнокомандования, непосредственно подчинявшейся командующему ВВС и предназначенной для усиления авиационной группировки на наиболее ответственных участках советско-германского фронта. Соединения этой армии участвовали в налётах на железнодорожные узлы и скопления резервов немецко-фашистских войск на западном направлении. После того как армейская структура резервов авиации была признана громоздкой, Судец в сентябре возглавил созданный на базе армии 1-й бомбардировочный авиакорпус. До весны 1943 г. корпус воевал в составе воздушных армий Калининского, Волховского и Северо-Западного фронтов. 17 марта 1943 г.
В. А. Судец был удостоен звания «генерал-лейтенант авиации».
Тогда же, в марте 1943 г., В. Судец получил новое назначение – командующим 17-й воздушной армии, входившей в состав Юго-Западного фронта. С этой армией Владимир Александрович прошел дорогами войны до победного мая 1945г.
Лётчики 17-й воздушной армии отличились в ходе Курской битвы. Только за 2 недели оборонительных боёв на белгородском направлении они сбили и подбили в воздушных боях около 100 самолётов противника. Ещё столько же было сожжено или повреждено на земле во время штурмовок вражеских аэродромов.
В это время у командарма Судца сложился свой стиль повседневной работы. Меньше всего он находился в штабе армии. Рабочим местом его были прифронтовые аэродромы, станции авианаведения на передовой, НП командиров наземных войск, выполняющих задачи на главных, решающих направлениях.
Вместе со своим главным инженером генералом А. Л. Шепелевым
В. А. Судец по-новому поставил дело полевого ремонта техники, организовав специальные команды по эвакуации самолётов, подбитых в бою и совершивших вынужденную посадку за пределами аэродрома. Эти и другие мероприятия позволяли своевременно вводить в строй неисправную технику, постоянно поддерживать высокую боевую готовность частей и соединений.
Воздушная армия генерала Судца в составе Юго-Западного (3-го Украинского) фронта участвовала в освобождении от немецко-фашистских захватчиков Украины, Молдавии и Румынии. В Болгарии командарм Судец выполнил особое поручение. Он руководил операцией по поиску немецких дипломатических работников, пытавшихся выехать из страны. В результате в районе болгаро-греческой границы были задержаны германский посол А.-Х. Бекерле и сотрудники его посольства.
Осенью 1944 г. войска 3-го Украинского фронта Маршала Советского Союза Ф. И. Толбухина вместе с болгарскими и югославскими воинами, поддерживаемые с воздуха лётчиками генерал-полковника авиации В. А. Судеца, освободили г. Белград. Благодаря мужеству и мастерству пилотов 17-й воздушной армии была ликвидирована угроза захвата врагом штаба Народно-освободительной армии Югославии во главе с её главнокомандующим Иосипом Броз Тито. В критической ситуации его вывезли на советском самолёте. Этой сложной операцией руководил Судец.
Через 20 лет, в октябре 1964 г., за вклад в освобождение Балканского полуострова от фашизма и участие в создании ВВС Югославской народной армии маршал авиации Судец был удостоен звания Народного героя Югославии.
Фёдор Иванович Толбухин так отзывался о В. А. Судеце: «…Вполне подготовленный, опытный, культурный командующий воздушной армией. Заботливо и хорошо умеет готовить авиационные силы к бою. В проведённых операциях на Днестре и Дунае показал умение сосредоточить большую массу авиации на главных направлениях. Добился постоянной связи с наземными войсками, благодаря чему улучшилась оперативность воздействия военно-воздушных сил на противника».
Зимой 1944/45 гг. соединения 17-й воздушной армии вели тяжёлые бои на территории Венгрии. В этот период инженеры и авиатехники постоянно оказывали помощь экипажам американских самолётов, вынужденных после бомбардировок немецких объектов из-за неисправностей или нехватки горючего садиться на аэродромы, занятые советскими войсками. Генерал Судец организовал для командования фронтом, своей и соседних воздушных армий выставку авиационной техники США, на которой были представлены новейшие по тому времени бомбардировщики Б-17 «Летающая крепость» и Б-24 «Либерейтор».
Победную весну 1945 г. соединения 17-й воздушной армии встретили в освобождённой Вене. 9 мая маршал Толбухин разыскал по телефону генерала Судца на одном из полевых аэродромов в районе австрийской столицы и поздравил всех авиаторов с Великой Победой, а командарма ещё и с присвоением звания Героя Советского Союза. Всего же в годы войны более 200 авиаторов 17-й воздушной армии за совершенные подвиги стали Героями Советского Союза, 5 удостоились этого звания дважды, тысячи были отмечены правительственными наградами.
Парад Победы 24 июня 1945 г. Парадный расчет 3-го Украинского фронта. Строй ведет командующий войсками фронта Маршал Советского Союза Ф. И. Толбухин. Второй слева — генерал-полковник С. С. Бирюзов, третий — генерал-полковник авиации В. А. Судец
Маршал В .А. Судец с дочерью.
1945 г. 2 апреля 1946 г. В. А. Судец стал начальником Главного штаба и заместителем Главнокомандующего Военно-воздушными силами. Вместе с Главкомом ВВС маршалом авиации К. А. Вершининым Судец проделал большую работу по переходу ВВС на условия мирного времени, развитию авиационных соединений групп советских войск в странах Восточной Европы и освоению советской военной авиацией реактивной техники. Через 3 года В. А. Судец был направлен на учёбу в Высшую военную академию им. К. Е. Ворошилова. После её окончания он возглавил Высшие офицерские лётно-тактические курсы в Липецке.
Летом 1953 г. В. А. Судец стал командующим 26-й воздушной армией. В марте 1955 г. он вернулся в главкомат ВВС командующим дальней авиацией, заместителем Главнокомандующего ВВС. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 марта 1955 г. В. А. Судецу было присвоено звание «маршал авиации». Возглавляя дальнюю авиацию, Владимир Александрович много внимания уделял её перевооружению реактивными самолётами и ракетным оружием. В 1961 г. в ходе воздушной части военного парада над Красной площадью в Москве был продемонстрирован полёт новейшего стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-95К и 10 сверхзвуковых бомбардировщиков Ту-22. Лётчики, подчинённые Судецу, участвовали в испытаниях ядерного оружия. 30 октября 1961 г. экипаж самолёта Ту-95В, сопровождаемый самолётом Ту-16, сбросил на полигоне острова Новая Земля сверхмощную (50-мегатонную) водородную бомбу. Взрывная волна несколько раз обогнула земной шар.
В 1962 г. Владимир Александрович Судец стал Главнокомандующим Войсками ПВО страны – заместителем Министра обороны СССР. На этом посту он сумел добиться значительного расширения боевых возможностей вооружения и военной техники противовоздушной обороны, особенно для борьбы с воздушными целями на малых высотах. В. А. Судец принимал активное участие в подготовке и проведении операции «Анадырь» по переброске группировки советских войск на Кубу для предотвращения вторжения на остров американских войск.
Большое внимание Главком придавал использованию на практике опыта Великой Отечественной войны, последующих локальных войн, в ходе которых проходили проверку боем и доказывали свою необходимость различные элементы ПВО.
С 1966 г. маршал авиации В. А. Судец – в группе генеральных инспекторов Министерства обороны. Он продолжал активно участвовать в общественно-политической жизни страны, вёл большую военно-патриотическую работу. В течение ряда лет был членом редакционной коллегии «Военно-исторического журнала». Активно выступал в печати, в журналах «Вестник Воздушного флота», «Вестник ПВО», написал книгу воспоминаний «Историческая победа». Оказывал помощь авторскому коллективу труда о боевом пути 17-й воздушной армии.
За заслуги перед Отечеством маршал авиации Судец был награждён 4 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 5 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 1-й и 2-й ст., Кутузова 1-й ст., Красной Звезды и «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3 ст., и медалями, а также иностранными орденами и медалями. Он в числе немногих советских военачальников был удостоен в мае 1944 г. ордена Британской империи.
Умер Владимир Александрович 6 мая 1981 г. и был похоронен на Аллее Героев Новодевичьего кладбища в Москве. Память о прославленном лётчике сохраняется в названиях улиц родных ему городов Запорожья и Днепропетровска, в освобождении которых от немецко-фашистских захватчиков участвовали лётчики 17-й воздушной армии. Имя В. А. Судеца носило Ставропольское высшее военное авиационное училище лётчиков и штурманов. В славной плеяде именных самолётов ВВС Российской Федерации есть и стратегический бомбардировщик Ту-160 «Владимир Судец».
Источник
Первый супруг убедил будущую телезвезду, что заниматься сексом можно только раз в неделю
Для миллионов телезрителей она просто тетя Таня. Диктор советского телевидения Татьяна СУДЕЦ почти четверть века вела «спокушки» в компании с Хрюшей и Степашкой. Многие полюбили ее и как ведущую «Голубых огоньков» и «Песен года». Накануне 65-летия Татьяна Александровна пригласила наших репортеров к себе на подмосковную дачу.
– Когда у вас появились эти «шесть соток»?
– Вы меня обижаете – не шесть, а целых восемь! А если серьезно, то участок я приобрела 15 лет назад. Тогда на нем ничего не было. По соседству обзавелся землей мой приятель – писатель Влад Дорофеев. Денег не хватало, постоянно думала, как построить дом. В то время умер мой третий муж – полковник КГБ Михаил Мирошников. Чтобы отвлечься, с головой ушла в возведение коттеджа. Причем моя мама (ей сейчас 87 лет) об этом ничего не знала. Когда все было готово, привезла ее сюда, под Звенигород, и говорю: «Тут дачу продают – посмотри. Нравится?» – «Ничего». И тогда я ее ошарашила новостью, что это все уже наше! Мама от неожиданности слегла в предынфарктном состоянии.
– Где вы сейчас работаете?
– Сейчас ведущих, как собак нерезаных, и все на одно лицо – лохматые блондинки. Я же теперь преподаю – руковожу курсом в Университете культуры. Раньше готовила студентов в Школе телевидения. Приятно, что многие ученики нашли себя в жизни – работают редакторами, корреспондентами и ведущими на ТВ.
Татьяна СУДЕЦ |
Неиспорченная дурочка
– За вами наверняка ухаживали сильные мира сего?
– Многие ухаживали, но я – наивная девочка – расценивала эти поползновения за попытки построить со мной приятельские отношения. Я и с будущими мужьями, а их у меня было три, поначалу просто дружила.
– В первый раз рано вышли замуж?
– В 18 лет. До сих пор не знаю, зачем это сделала. С Анатолием Грушиным я познакомилась в НИИ, где проходила практику на четвертом курсе техникума. Если честно, тогда я любила совсем другого парня, но с ним не получилось, вот и согласилась выйти за Толю. Он стал моим первым мужчиной. К слову, в плане интимных отношений у нас получился странный брак. Муж вдолбил мне в голову мысль, что можно заниматься сексом только раз в неделю. А я – маленькая неиспорченная дурочка – принимала его слова за чистую монету.
– Из-за этого и развелись?
– Я его не любила, хотя прожила с Толей семь лет и родила от него сына Андрея. Муж не хотел давать развод, у нас было три суда. После расторжения брака пять лет была одна, а потом познакомилась с Владимиром Судцом, сыном маршала авиации. У нас родилась дочка Дарья.
Замуж за Анатолия ГРУШИНА Татьяна вышла назло своему бывшему возлюбленному из техникума (1965 г.) |
– Правда, что расстались с Владимиром, потому что он начал вам изменять?
– Да. Когда я на несколько месяцев уехала в командировку в Японию, у Володи появилась другая женщина, и мы разошлись. Та девушка оказалась иногородней, ей нужно было за Москву зацепиться, вот она и терпела моего бывшего мужа.
– И все-таки под его фамилией вы стали знаменитой.
– В девичестве я – Буранцева. Потом стала Грушиной, затем – Судец, а когда вышла замуж в третий раз – за полковника Мирошникова – уже не стала менять фамилию. Подумала: я могу сколько угодно менять свою личную жизнь, а зритель тут при чем?! Надо было с самого начала оставаться Буранцевой, но тогда все вокруг брали фамилии мужей.
Со вторым супругом – военным переводчиком Владимиром, сыном маршала авиации Владимира СУДЦА – на пороге роддома. У пары появилась на свет дочка Даша. Слева – сын телеведущей от первого брака Андрюша (1980 г.) |
– Как познакомились с третьим супругом?
– На отдыхе в горах. Он меня сразу очаровал. Такой мужественный, да и работа очень романтичная – разведчик! Но это только внешне так кажется, а на самом деле ему приходилось испытывать большие стрессы. Из-за этого супруг сильно запил… Тем не менее, я его очень любила, потому и терпела. Что мы только не перепробовали: и общество анонимных алкоголиков, и кодировались – бесполезно. Миши уже несколько лет нет в живых.
– В вашей жизни было несколько тяжелых потерь. Но самая страшная, наверное, когда в возрасте 24 лет погиб сын (Андрея убили грабители. – Я. Г.)?
– Сына уже 20 лет нет с нами. Ужасная трагедия… Тех парней, что на него напали и ограбили, милиция нашла. Один из этих подонков даже на суде был одет в костюм моего мальчика! Мы все приходим в этот мир с определенной программой. Не зря говорят, от судьбы не уйдешь. Подруга-экстрасенс сказала мне однажды, что потеряю мужчину, о котором буду плакать всю жизнь. Я и подумать не могла, что это о сыне.
С офицером КГБ Михаилом МИРОШНИКОВЫМ тетя Таня отправилась в загс в 1988 году |
– Доверяете экстрасенсам?
– У каждого из нас есть эти способности, просто кто-то их развивает, а кто-то – нет. Я хожу к гадалкам, чтобы узнать, как обойти острые углы в некоторых ситуациях. Сама с отличием окончила школу гипноза. В юности увлекалась хиромантией, могла все что угодно рассказать по руке. Но однажды прочитала, что, если ты гадаешь, ничем другим уже нельзя заниматься, иначе сама к себе будешь притягивать несчастья от тех, кому ворожишь.
Двухлетней внучке Анюте нравится проводить время на бабушкиной подмосковной даче. Родители малышки и её старшего брата Кирилла – в разводе |
Стыдливые гаишники
– Вы хорошая бабушка?
– Внуков, а их у меня от дочки двое, обожаю. Кирюше – пять лет, Анечке – два годика. Они называют меня не бабушкой, а просто Таней.
– Сейчас ваше сердце свободно?
– Все хорошие мужчины уже разобраны, а плохих – мне и самой не надо. Но я не зарекаюсь. Никто не знает, что будет дальше. Я самодостаточна и комфортно чувствую себя в одиночестве. Бывая на даче, особенно люблю утренние часы, когда все спят. Выхожу на улицу, пью кофе, читаю книжки, и, кажется, что ничего другого для счастья не надо. Птички поют, солнце светит, напиток дымится в чашке. Красота!
На восьми сотках нашлось место для домика, цветника и грядок |
– Выглядите замечательно! Даже не верится, что уже бабушка!
– Худею с помощью иголки, которую вставляют в ухо. Моя подруга, Ирина Грибулина, очень хорошо с помощью этого метода вес сбросила, даже больше, чем ожидала. Вот и я уже скинула 10 кг за полтора месяца.
– Собираетесь отмечать юбилей?
– Нет. Кто помнит, приедет ко мне на дачу, посидим. Закатывать грандиозные банкеты денег нет. Да и желания, кстати, тоже.
– Какой ждете подарок?
– Моя детская мечта – вишневый «мерседес». Я заядлая автомобилистка, за рулем уже 30 лет. Попадала и в аварии, и с инспекторами иногда конфликтовала. Но чаще, когда гаишники останавливают и начинают придираться, говорю: «Что ж ты делаешь? Я ж тебе сказки рассказывала, ты ж на мне вырос!» Они краснеют: «Ой, да, вы же тетя Таня» – и отпускают.
С дочкой Дарьей, сотрудницей страховой фирмы |
Татьяна СУДЕЦ с внучкой |
Татьяна СУДЕЦ |
Татьяна СУДЕЦ |
Татьяна СУДЕЦ с дочкой |
Татьяна СУДЕЦ с сыном |
Источник