Матильда кшесинская фото биография личная жизнь
Матильда Кшесинская — биография
Матильда Кшесинская – прославленная балерина, педагог, прима-балерина Мариинского театра. Удостоилась звания Заслуженной артистки Императорских театров.
Вокруг имени Матильды Кшесинской образовался такой плотный кокон сплетен, легенд и слухов, что за ним почти не видно, какая она была на самом деле. Современники говорили о ней, как о страстной, увлекающейся натуре, полной невероятного очарования. Она была первой из русских балерин, которым позволено самостоятельно выбирать себе репертуар. Она была виртуозной, блестящей танцовщицей, которая смогла составить достойную конкуренцию иностранным балеринам, а впоследствии и вытеснить их из русской сцены. Ради нее царственные особы рисковали своим добрым именем и честью, готовы были участвовать в дуэлях. Это о ней Александр III сказал «украшение русского балета», а Николай II преклонял колени перед ее талантом.
Детство
Родилась Матильда Кшесинская 31 августа 1872 года в Лигово, недалеко от Петербурга, в семье, имеющей непосредственное отношение к искусству балета. Ее отец – российский поляк Феликс Кшесинский, танцевал в балете Мариинского театра. Мама – Юлия Доминская, была вдовой танцора балета Леде, от которого родила пятерых детей.
Кроме Матильды, балетом занималась ее старшая сестра – Юлия, которую все называли «Кшесинская 1», и брат Иосиф Кшесинский, умерший в 1942 году в блокадном Ленинграде.
Матильда Кшесинская в детстве
Семейная легенда гласит, что прадед по отцовской линии в юности лишился графского титула, состояния и благородной фамилии Красинский. Он сбежал во Францию, скрываясь от убийц, которых нанял родной дядя, мечтавший о титуле и богатствах. Вернувшись, прадед не смог доказать свое происхождение, потому что все документы были утеряны, имелся только перстень с фамильным гербом Красинских. Ему ничего не оставалось делать, как пойти в артисты, и прославиться в качестве звезды польской оперы.
Дома Матильду ласково звали Малей. С восьми лет девочка начала заниматься в балетном училище в качестве приходящей ученицы. В 1890-м стала выпускницей Императорского театрального училища, где училась у Христиана Иогансона, Льва Иванова и Екатерины Вазем. Выпускной вечер посетили все члены царской семьи, во время торжественного ужина Матильду усадили рядом с цесаревичем Николаем. Именно тогда Александр III и сказал, что она станет настоящим украшением и славой российского балета.
Матильда Кшесинская в юности
Творческая биография балерины началась в Мариинском театре, куда ее приняли в балетную труппу. Она прослужила в этом театре 27 лет, до 1917-го. Выходила на сцену под именем Кшесинская 2, потому что первой была ее родная сестра Юлия.
Мариинский театр
Молодой балерине доверяли партии режиссеры Мариус Петип и Лев Иванов, знавший ее по училищу. Дебютировала Кшесинская в балете «Щелкунчик», где танцевала фею Драже, потом была партия Одетты-Одиллии в постановке «Лебединое озеро», затем Никия в балете «Баядерка».
После того, как балерина Карлотта Брианца уехала в Италию, Матильда танцевала ее партию – принцессу Аврору в «Спящей красавице».
В 1896 году Кшесинскую возвели в статус примы-балерины императорских театров, несмотря на то, что главный балетмейстер Петип был категорически против этого. Есть версия, что такой рывок в карьере танцовщицы случился благодаря связям при дворе.
Под нее были поставлены балеты, которые, впрочем, не числятся в балетном наследии Кшесинской. В 1894-м, когда сочетались браком великий князь Александр Михайлович и великая княгиня Ксения Александровна, поставили балет под названием «Пробуждение флоры», в котором Матильда танцевала главную партию.
Кшесинская добилась невероятных высот, она находилась на пике славы, однако не переставала совершенствовать технику своего танца. В 1898 году она начала заниматься в частном порядке с педагогом Энрико Чеккетти, и стала первой из русских балерин, кому удалось сделать 32 фуэте подряд.
В 1904-м Матильда ушла из Мариинского театра по собственному желанию. После прощального вечера в ее честь, балерина подписала контракт с этим же театром, и теперь за каждое из своих вступлений получала по пятьсот рублей. Начиная с 1909 года, ей платили за каждый выход 750 рублей.
Матильда придерживалась мнения, что артистам с академической выучкой можно без опаски доверять любые партии. Она засветилась в балете Михаила Фокина «Эвника» 1907 года, потом танцевала в спектаклях «Бабочки» в 1912 году и «Эрос» в 1915-м.
Интриги
Кшесинская всегда возмущалась, когда в труппу приглашали зарубежных танцовщиц, и всеми силами пыталась этому противостоять. Она не переставала доказывать, что отечественным балеринам под силу главные роли, в то время как режиссеры стремились задействовать иностранных артистов.
Зачастую в интриги была втянута балерина из Италии Пьерина Леньяни, которая, несмотря на противодействие Матильды, все же продержалась в труппе Мариинки на протяжении восьми лет. Кшесинская приобрела к тому времени такую власть, что могла противоречить даже директору Императорских театров князю Волконскому, которому пришлось уходить из театра из-за того, что он отказался восстанавливать старинную постановку «Катарина, дочь разбойника», где Матильда собиралась исполнить главную партию. Хотя Кшесинская говорила, что основной причиной раздора между ней и директором театра стали фижмы костюма, в котором исполнялся русский танец в балете «Камарго».
В 1899-м Матильда осуществила свою давнюю мечту – получила партию Эсмеральды, которую нехотя отдал ей Мариус Петипа. С того времени эту партию танцевала только Кшесинская, несмотря на проявление недовольства со стороны коллег. До нее исполнение этой партии было прерогативой итальянок.
Не только зарубежные балерины считали Кшесинскую самым злейшим из врагов, точно так же к ней относился и Сергей Дягилев, который организовывал «Русские сезоны». Он предложил блистательной балерине выступить в Лондоне, который ей самой нравился больше, чем Париж. Но взамен Матильда должна была задействовать свои связи при дворе и добиться возможности выступления Дягилева и его антрепризы в Петербурге. Кроме этого Сергей просил ее получить разрешение на отсрочку отбывания воинской повинности Нижинскому. Кшесинской предложили станцевать «Лебединое озеро», Дягилев таким образом решил вопрос с декорациями, владельцем которых была балерина.
Однако эта попытка успеха не имела. Дягилев очень разозлился на заносчивую балерину. Так, что его чувства передались даже слугам, а один из них – Василий, даже предложил ему подсыпать ей яд.
Личная жизнь
Интриги сопровождали Матильду Кшесинскую не только в профессиональной деятельности, но и в личной жизни. Ее биография очень тесно связана с царским двором, среди ее любовников было несколько представителей династии Романовых.
Матильда Кшесинская с Николаем II
В 1892 году Матильда знакомится с цесаревичем Николаем II, и буквально с первого знакомства их отношения начинают развиваться очень бурно. Он постоянно посещает все постановки, где балерина участвовала, покупает ей красивый дом на Английской набережной, куда может приходить втайне от посторонних глаз. Они прекрасно понимали, что у их отношений нет будущего, но продолжали встречаться.
Матильда искренне любила цесаревича, об этом она откровенно писала в своем дневнике. Она говорила, что это была любовь с первого взгляда.
После того, как они провели сезон в Красном селе, когда встречались беспрепятственно, ее чувство было беспредельным, она больше не могла ни о ком думать, только о нем.
В 1894 году Николай II был помолвлен. Его избранницей стала Алиса Гессен-Дармштадская, внучка королевы Виктории. И после этого отношения с Матильдой прекратились.
Однако царственные особы продолжали добиваться ее расположения, и вскоре балерина уже была близка с великим князем Сергеем Михайловичем, а потом ее возлюбленным стал великий князь Андрей Владимирович. 18 июня 1902 года Матильда родила сына Владимира, которому, согласно Высочайшего указа от 15 октября 1911 года, дали отчество «Сергеевич». Фамилия мальчика была Красинский, в родные звали его просто Вовой.
Матильда Кшесинская с князем Андреем Владимировичем
30 января 1921 года Матильда стала женой великого князя Андрея Владимировича. Местом заключения этого морганатического брака стала Архангело-Михайловская церковь в Каннах. Великий князь усыновил Владимира и дал ему свое отчество. Сама Кшесинская крестилась в православной церкви в 1925 году под именем Мария.
В ноябре 1926 года по указу Кирилла Владимировича, двоюродного брата Николая II, Кшесинская и ее потомки получили княжеский титул и фамилию Красинские. В июле 1935-го они стали светлейшими князьями Романовскими-Красинскими.
Эмиграция
В феврале 1917-го Кшесинская потеряла свое роскошное жилье – особняк на Английской улице, в котором теперь расположился «центральный штаб ленинцев», и дачу. Балерина вынуждена скитаться вместе с Вовой по чужим домам. Она принимает решение о переезде в Кисловодск, где живет князь Андрей Владимирович, хотя надеется, что очень скоро вернется домой.
В дневнике балерина писала, что ее душа находилась в смятении. С одной стороны, она была рада увидеться с Андреем, а с другой, мучилась угрызениями совести, так как оставляла Сергея в столице, где он каждый миг подвергался опасности. Помимо этого, она увозила от него ребенка, которого тот очень любил.
Матильда Кшесинская уехала из Петербурга 13 июля 1917 года, чтобы больше никогда туда не вернуться.
В 1918-м большевики «добрались» и до Кисловодска. Матильда забирает сына, и бежит с ним в Анапу, где проживает мать Андрея, великая княжна Мария Павловна. 1919 год они прожили относительно спокойно, но потом были вынуждены уехать в Новороссийск. В поезде было всего два вагона. Мария Павловна и ее окружение ехали в вагоне первого класса, а Кшесинская и Вова добирались третьим классом.
Жизнь становилась все сложней. Представителям высшего общества пришлось на протяжении шести недель жить непосредственно в вагонах, кругом бушевал сыпной тиф, косил людей ежедневно. После этого им удалось отплыть из Новороссийска с французскими визами. 25 марта 1920-го они прибыли на виллу балерины в Кап-д”Ай.
Спустя девять лет Кшесинская уже преподавала в собственной балетной студии в Париже. Она была очень уравновешенным педагогом, никогда не позволяла себе повысить голос на своих учениц.
Память
Биография Матильды Кшесинской настолько яркая и богатая событиями, что ее не раз вспоминали в книгах и снимали кино. Борис Акунин в своей книге «Коронация, или Последний из романов» из серии об Эрасте Фандорине, описал сцену подготовки к коронации Николая II. В одной из героинь – Изабелле Снежневской явно прослеживается образ Матильды Кшесинской.
В октябре 2017 года на экраны вышла лента «Матильда», в которой Кшесинская – главная героиня. Режиссером фильма стал Алексей Учитель, который показал любовную связь балерины и цесаревича.
После того, как появился первый официальный трейлер этой ленты, разразился скандал. Оказывается, в картине демонстрировались эротические сцены, с участием главных героев, которых исполнили Михалина Ольшанская и Ларс Айдингер.
По инициативе общественного движения «Царский крест» начался общественный резонанс, перешедший в скандал. Члены этого движения обвинили создателей проекта в том, что они исказили исторические события и спровоцировали антироссийскую и антирелигиозную пропаганду в сфере культуры. На этот выпад отреагировала Наталья Поклонская, которая обратилась в Генеральную прокуратуру с просьбой проверить отснятый материал.
Проведенная проверка нарушений не обнаружила, но все равно, обвинения между общественными деятелями, политиками и кинематографистами продолжались еще долго.
Смерть
Когда Матильде исполнилось 86, она однажды увидела во сне Александра III, услышала колокольный звон и пение в церкви. Кшесинская подумала, что смертный час ее близок, и решилась на написание мемуаров, в которых рассказала о неизвестных фактах своей бурной биографии и подробностях личной жизни.
Книга воспоминаний Кшесинской вышла из печати в Париже в 1960-м, на французском языке. В 1992 году издание перевели на русский, и издали в России.
Могила Матильды Кшесинской
После того вещего сна Матильда прожила еще 13 лет. Она умерла в 99, 5 декабря 1971-го. До столетнего юбилея оставалось совсем немного.
Последним приютом великой балерины стало кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, недалеко от Парижа. Ее похоронили в могиле, где покоились муж и сын.
Ссылки
- Страница в Википедии
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.
Источник
5.7
Имя: Матильда Кшесинская (Matilda Kshesinskaya)
Отчество: Феликсовна
День рождения: 31 августа 1872
Место рождения: Санкт-Петербург, Российская империя
Дата смерти: 6 декабря 1971 (99 лет)
Причина смерти: узнатьестественная смерть
Место погребения: узнатьФранция, Сент-Женевьев-де-Буа, кладбище Сент-Женевьев-де-Буа
Рост:
153 см
Знак Зодиака: Дева (характеристика)
Карьера:
Исторические личности,
Деятели искусства 14 место
Ссылки:
Фото: Матильда Кшесинская
Вам нравится Матильда Кшесинская?
Биография Матильды Кшесинской
Матильда Феликсовна Кшесинская – российская балерина с польскими корнями, выступавшая на сцене Мариинского театра с 1890 по 1917 годы, любовница последнего русского императора – Николая II. История их любви легла в основу художественного фильма Алексея Учителя «Матильда».
Ранние годы. Семья
Матильда Кшесинская появилась на свет 31 августа (по старому стилю – 19) 1872 года в Санкт-Петербурге. Изначально фамилия рода звучала как «Кржезинские». Позже она трансформировалась в «Кшесинские» для благозвучности.
Её родители – артисты балета Мариинского театра: отец Феликс Кшесинский был балеруном, которого в 1851 году из Польши в Российскую империю пригласил сам Николай I, а мать Юлия Деминская, на момент их знакомства воспитывавшая пятерых детей от погибшего первого мужа, танцора Леде, являлась солисткой кордебалета. Дедушка Матильды Ян был знаменитым скрипачом и оперным певцом, певшим со сцены Варшавской оперы.
В 8 лет Матильда стала ученицей Императорского театрального училища в Петербурге, где уже занимались ее брат Иосиф и сестра Юлия. День выпускного экзамена – 23 марта 1890 года – талантливая девушка, закончившая учебу экстерном, запомнила на всю жизнь.
В экзаменационной комиссии по традиции сидел император Александр III, которого в тот день сопровождал сын и наследник престола – Николай II. 17-летняя балерина прекрасно проявила себя, и на прощание император дал ей напутствие: «Будь украшением и славой нашего балета!». Позже в своих мемуарах Матильда писала: «Тогда я сказала себе, что обязана оправдать возложенные на меня надежды».
Карьера балерины
Сразу же после окончания училища Матильду пригласили в основную труппу Мариинского театра. Уже в первом сезоне ей поручили небольшие роли в 22- балетах и 21-й опере.
Коллеги вспоминали о Матильде как о невероятно работоспособной танцовщице, унаследовавшей от отца талант к драматической выразительности. Она могла часами стоять у балетного станка, превозмогая боль.
В 1898 году прима начала брать уроки у Энрико Чеккетти – выдающегося итальянского танцора. С его помощью она стала первой русской балериной, виртуозно исполнившей 32 фуэте подряд. Ранее это удавалось лишь итальянке Пьерине Леньяни, соперничество которой с Матильдой продолжалось долгие годы.
После шести лет работы в театре балерина была удостоена звания примы. Среди ее репертуара были Фея Драже («Щелкунчик»), Одетта («Лебединое озеро»), Пахита, Эсмеральда, Аврора («Спящая красавица») и принцесса Аспиччия («Дочь фараона»). Ее уникальный стиль сочетал безупречность итальянской и лиричность русской балетных школ. С ее именем и по сей день ассоциируется целая эпоха, великое время для русского балета.
Матильда Кшесинская и Николай II
Отношения Матильды Кшесинской и Николая II начались на званом ужине после выпускного экзамена. Наследник престола не на шутку увлекся воздушной и хрупкой балериной, причем с полного одобрения матери.
Императрицу Марию Федоровну не на шутку волновал тот факт, что сын (до встречи с Кшесинской) не проявлял никакого интереса к девушкам, поэтому всячески поощряла его роман с Матильдой. К примеру, деньги на подарки для возлюбленной Николай Александрович брал из специально созданного для этой цели фонда. Среди них был и дом на Английской набережной, ранее принадлежавший композитору Римскому-Корсакову.
Долгое время они довольствовались случайными встречами. Перед каждым спектаклем Матильда подолгу смотрела в окошко в надежде увидеть поднимающегося по ступеням возлюбленного, и когда он приходил, танцевала с двойным воодушевлением. Весной 1891 года, после долгой разлуки (Николай ездил в Японию), наследник первым делом тайком покинул дворец и направился к Матильде.
Трейлер фильма «Матильда»
Их роман продолжался до 1894 года и закончился по причине помолвки Николая с британской принцессой Алисой Дармштадской, внучкой королевы Виктории, укравшей сердце преемника императора. Матильда очень тяжело переживала разрыв, но всей душой поддерживала Николая II, понимая, что венценосная особа не может жениться на балерине. Она была на стороне бывшего любовника, когда император и его супруга воспротивились его союзу с Алисой.
Перед женитьбой Николай II поручил заботу о Матильде своему кузену, князю Сергею Михайловичу, президенту Русского театрального общества. Несколько следующих лет он был верным другом и патроном балерины.
Впрочем, у Николая, на тот момент уже императора, все-таки остались чувства к бывшей возлюбленной. Он продолжал следить за ее карьерой. Поговаривали, что не без его протекции Кшесинская получила место примы Мариинского в 1886 году. В 1890 году он преподнес Матильде в честь ее бенефиса изящную бриллиантовую брошь с сапфиром, которую долго выбирал вместе с женой.
Документальный фильм о Матильде Кшесинской с видеохроникой
После того самого бенефиса Матильду представили другому кузену Николая II – Великому князю Андрею Владимировичу. Как гласит легенда, он засмотрелся на красавицу и случайно опрокинул на ее дорогое, присланное из Франции платье бокал вина. Но балерина увидела в этом счастливый знак. Так начался их роман, впоследствии завершившийся женитьбой.
В 1902 году Матильда родила от князя Андрея сына Владимира. Роды были очень тяжелыми, роженицу с новорожденным чудом вытащили с того света.
Жизнь в начале XX века
В 1903 году балерину пригласили в Америку, но она отказалась от предложения, предпочтя остаться на родине. На рубеже веков прима уже добилась на сцене всех мыслимых вершин, и в 1904 году решила уволиться из основной труппы Мариинского театра. Она не перестала танцевать, но теперь она работала по контракту и получала огромный гонорар за каждое выступление.
В 1908 году, Матильда отправилась в тур в Париж, где познакомилась с молодым аристократом Петром Владимировичем, который был младше ее на 21 год. У них завязался страстный роман, из-за чего князь Андрей вызвал соперника на дуэль и прострелил ему нос.
После революции 1917 года придворная балерина была вынуждена эмигрировать сначала в Константинополь, затем во Францию, где провела всю оставшуюся жизнь на вилле в городке Кап-д’Ай вместе с мужем и сыном. Почти все имущество осталось в России, семья была вынуждена продать все драгоценности, но этого оказалось недостаточно, и Матильда открыла балетную школу, пользовавшуюся успехом благодаря ее громкому имени.
Во время войны Кшесинская заболела артритом – с тех пор каждое движение давалось ей с огромным трудом, однако школа по-прежнему процветала. Когда она всецело отдалась новой страсти, азартным играм, студия стала ее единственным источником изрядно оскудевшего дохода.
Смерть
Матильда Кшесинская, любовница последнего российского императора, прожила яркую, удивительную жизнь. Она не дожила считанных месяцев до 100-летия. 6 декабря 1971 года она умерла и была похоронена на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа в одной могиле с мужем.
В 1969 году, за 2 года до смерти Матильды, ее поместье навестили звезды советского балета Екатерина Максимова и Владимир Васильев. Как позже они писали в своих мемуарах, на пороге их встретила полностью седая, высохшая старушка с удивительно молодыми, полными блеска глазами. Когда они поведали Матильде, что ее имя на родине помнят до сих пор, она ответила: «И будут помнить всегда».
Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Еще новости Матильда Кшесинская
Источник