Медея и ее бывший муж
Медея – одна из самых медийных греческих героинь, ее образ был интересен античным авторам: Еврипиду, в частности, Аполлонию Родосскому, Аполлодору. Она привлекала к себе внимание и в другие эпохи, современность не обходит ее стороной. Любит ее и театр, и кино, такие режиссеры, как Паоло Пазолини или Ларс фон Триер, тому примеры. Не говоря уже о живописных работах, скульптурах, графике – Медея всегда вдохновляла художников.
Ф. Сэндис «Медея»
В чем ее секрет? Возможно в том, что она особа, раздираемая неуемными страстями, настоящая femme fatale – роковая женщина, не умеющая прощать и смиряться, для которой либо все, либо ничего. Ее поступки ужасают, ее участь вызывает сочувствие.
Главный герой в легенде, как водится, мужчина – Ясон, переживший многочисленные приключения, совершивший не меньшее количество подвигов. Медея, как и многие другие женщины древних мифов – приз, красотка, достающаяся герою. Но в какой-то момент она вдруг выходит в этой истории в центр, прямо под лучи софитов, отодвигая Ясона в тень. В конце концов, только благодаря ее советам и помощи герой оказался в дамках.
Моро Густав «Ясон и Медея»
Рассказ начинается в греческом городе Иолхосе. Его царь Эсон, был свергнут с престола своим братом Пелиасом, маленького царевича Ясона отдали на воспитание знаменитому учителю, кентавру Хирону, подальше от ревнивого ока дядюшки. Время быстротечно, и вот уже Ясон готов предъявить права на царский престол. Пелиас, сообразуясь со сказочным сюжетом, отсылает его принести то, не знаю, что: очень ценную, всеми желанную, священную и недостижимую реликвию – золотое руно – драгоценную шкуру барана. Артефакт этот находился в далекой Колхиде (сейчас побережье Кавказа вдоль Черного моря), в священной роще под охраной бессмертного дракона.
Ясон снаряжает корабль – легендарный Арго. Собирает команду сплошь из именитых героев (Геракл, Орфей, например, ее участники). Есть у путешественников и небесные покровительницы: богини Гера и Афина не ровно дышат к молодому капитану Арго – с ними вояж обречен на успех.
Долгий путь, многие тяготы и препятствия. Экипаж наконец достигает далеких берегов Колхиды. Там их встречает царь Ээт с семьей. Отдаст ли он руно овна – главное сокровище своей родины, добровольно? – безусловно, нет. И он, в свою очередь, предлагает пройти смертельно опасные испытания дерзкому чужестранцу: победить огнедышащих быков, засеять поле зубами дракона и сразиться с неукротимыми воинами, выросшими из этих волшебных семян, ну и, конечно, победить самого дракона. Ясон, без особой надежды на успех, рвется в бой.
Жан-Франсуа де Труа «Ясон укрощает быков Ээта»
Погибнуть бы ему уже при первом препятствии, но в дело вступает Медея. Она дочь царя и у нее непростая родословная: она внучка солнечного божества Гелиоса, племянница колдуньи Цирцеи, родственница богини лунного света и магии Гекаты. С такой наследственностью Медее прямая дорога в ведуньи. В момент встречи с Ясоном царевна уже известная волшебница, по некоторым слухам, умеющая летать, оживлять мертвых, понимающая язык животных.
Как же случилось, что Медея пошла против воли отца, помогла незнакомцу, приехавшему из далекой Фессалии? На все воля богов – любовь. Патронессы Ясона, Гера и Афина, обращаются к Эроту, тому самому богу-младенцу с луком и стрелами, прося зажечь пламя страсти в сердце Медеи. За это они предлагают ему забаву: огненный шар – с ним так весело играть. Эрот соглашается, пускает стрелу – дело сделано: Медея на стороне Ясона. И она предлагает ему помощь, но оговаривает условия: последующую женитьбу и вечную супружескую верность. Медея красива, молода, умна – Ясон соглашается.
С подсказками и чудесными средствами колдуньи он достигает желаемого. Целебная мазь позволяет справиться с быками, хитрость – с полчищами разъяренных воинов, сонное зелье – усыпить дракона. Вожделенное руно, одинаково сверкающее и при солнечном свете, и при лунном, в руках у Ясона. Теперь главная задача – спастись от гнева Ээта.
Джованни Баттиста Крозато «Усыпление дракона Золотого руна»
Покидая Колхиду, Медея берет в заложники своего брата Апсирта. Отец отправляется в погоню за дочерью, забывшей свой долг. Вот-вот он настигнет Арго и тогда нечего ждать пощады. Медея решается на отчаянный поступок: она убивает Апсирта разрубает его тело и бросает за борт. Можно вообразить горе Ээта, который увидел голову сына, плывущую по волнам. Собрав фрагменты тела, он думал только о достойных похоронах наследника.
Команда Арго может радоваться: преследователи отстали, добыча с ними, но испытывают ли они облегчение? Не слишком ли дорогую цену они заплатили за свою победу? И кто эта женщина рядом с Ясоном: страстная возлюбленная или демон? – поздно рассуждать, дело сделано.
Ясон и Медея при первой возможности сходят на сушу и заключают брак: теперь Ээт не имеет над дочерью власти и не может ее преследовать: отныне она принадлежит мужу. Вернувшись в Иолхос, Ясон отдает Пелиасу руно, но алчный правитель, не желает отказываться от власти. Медея снова помогает супругу: она колдовскими чарами заставляет дочерей Пелиаса убить отца. Легкими шагами она идет по головам, бросая на алтарь любви все новые жертвы.
Джироламо Маккьетти «Медея и Ясон»
Смерть царя не сходит с рук: народ восстал против Ясона, он не хочет человека, замешенного в убийстве на своем престоле. Супруги вынуждены покинуть Фессалию и отправиться в Коринф. Некоторое время жизнь молодой четы гладкая и счастливая, у них рождаются дети: сыновья Мермер и Ферет. Но Ясон царского рода, он не оставляет надежды править, а царь Коринфа Креонт не имеет сыновей только дочь – прекрасную Креусу.
«Зачем тебе эта чужестранка? Ты же герой, тебе уготовано быть царем. Креуса – это твой шанс», – говорит Ясону Креонт и шепчет гордыня. Медея не из Греции, по эллинским обычаям она варварка, их брак при желании можно признать недействительным. Человеческая природа слаба: как легко можно сделать шаг навстречу предательству, Ясон изменяет своим клятвам, на Медею обрушивается горе предательства любимого. В первый момент она как будто каменеет. Ясону кажется, что его покинутая жена смирилась, можно не оглядываться, можно окунуться в счастье нового чувства. Но разве Ясон не знает, на что способна Медея? Разве он не видел жертв ее ярости и расчета?
Джон Уильям Уотерхаус «Ясон и Медея»
Гнев Медеи страшен: как он посмел! Месть – все, о чем она думает, месть любыми доступными способами, ударить так, чтобы изменник больше не поднялся.
Сначала Креуса – глупенькая девочка, решившая стать на пути. Медея хитрит: как будто смирившись со своим положением, она посылает юной сопернице подарок – роскошный вышитый пеплос (верхняя искусно драпированная одежда у гречанок). Как и любая девушка, Креуса хочет побыстрее примерить новый наряд, не зная, что притаилось в складках богатой ткани. Но, как только платье оказалось на невесте, и она с восторгом принялась прилаживать его на своей статной фигуре, оно вдруг вспыхивает всепожирающим пламенем. Креуса кричит, пытается сорвать с себя заколдованный пеплос, окружающие в панике пытаются ей помочь, но у царевны нет шансов на спасение.
Смерть Креусы
Удовлетворена ли Медея? – нет. Это – присказка, не сказка. Ясон – ее цель, но не смерть его, а долгие муки и ее изощренный ум находит средство. Надо лишить его того, чем он наиболее дорожит: надо отнять у него детей. Ясон дорожит ими, сыновья его гордость, продолжение его рода, его надежда на будущее благоденствие в загробном мире. Медея лишает его и любви, и надежды. Ничего не меняется в этом мире, многие женщины и сейчас отплачивают неверным возлюбленным, пользуясь детьми как оружием, запрещая видеться с ними, настраивая их против отца. Но Медея жестче и кровожадней, в своем желании уничтожить Ясона она забывает, что она мать, что ее месть разрушит и ее саму. Она закрывается в храме с Мермером и Феретом, обнимает их, ласкает в последний раз. Но потом вынимает кинжал и без колебаний пронзает их сердца. Сначала младшего, потом старшего.
Эжен Делакруа «Медея, убивающая детей»
Дело сделано, жизнь кончена не только для маленьких мальчиков, но и для Ясона, и для Медеи. Есть поступки, которые изменяют все безвозвратно и ничего нельзя исправить, никогда. Дальнейшая судьба прославленного греческого героя плачевна, как и его смерть: по легенде, Ясон, напившись вина и затосковав по былым подвигам, пришел к стоящему на берегу Арго. Он уснул прямо под носом ветшающего корабля и ночью его передняя часть обрушилась на несчастного, закончив его земные дни.
Есть рассказы о дальнейшем пребывании Медеи в Афинах, или о том, что ее увез на своей колеснице ее дед бог Гелиос. Но это не так важно, потому что символическая точка истории – это смерть детей, после – только титры и ощущении безысходности.
Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( ???? – палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.
Источник
Петр Ильич Чайковский и супруги Фигнер
Ее имя знала вся Европа, сам русский царь преклонялся перед ее талантом, а она будучи итальянкой, полюбила Россию всем сердцем и даже в вынужденном изгнании с теплотой помнила уютные сцены русских театров, звали эту выдающуюся женщину Медея Ивановна Фигнер. Родилась будущая звезда русской оперы Дзораиде Амедео Мей в Италии, там же началась ее карьера, она с большим успехом гастролировала по Испании и странам Южной Америки.
Медея Фигнер
Медея Фигнер
В те годы русская опера считалась самой лучшей в мире, поэтому 28-летняя итальянка долго не раздумывала, когда весной 1887-го года ее вместе с русским певцом Николаем Николаевичем Фигнером пригласили выступить на сцене театра Императорской Санкт-Петербургской Русской оперы. Выступление этой пары получило оглушительный успех, в результате им предложили остаться в России, влюбленные согласились, а еще через два года они заключили официальный брак, так горячая итальянская певица Дзораиде стала Медеей Ивановной Фигнер.
Портрет Николая Николаевича Фигнера, художник Константин Егорович Маковский, 1889 год
Портрет Николая Николаевича Фигнера, художник Константин Егорович Маковский, 1889 год
В России Медея Ивановна и Николай Николаевич стали всеобщими любимцами, вместе они гастролировали по десяткам городов Российской Империи и зарубежья, выступали в московском Большом театре, Лондоне, Берлине, Японии и вновь в странах Южной Америки.
Медея Ивановна была в дружеских отношениях с самим Чайковским, она первой исполнила партию Лизы в его опере «Пиковая дама» и партию Иоланты в его же одноименной опере, также одной из ее лучших работ считается исполнение в опере «Евгений Онегин». За выдающийся вклад в русскую оперу они были награждены званием Солистов Его Величества.
Оперные певцы Петербургского Мариинского театра Николай Иванович Фигнер и Медея Ивановна Фигнер на сцене. Фотограф Карл Иванович Бергамаско
К сожалению, после 15 лет совместной жизни их брак распался в 1904-м году, после чего Медея Ивановна до 1912-го года служила в Мариинском театре, а ее уже бывший супруг в том же 1912-м году стал Действительным Статским Советником, что в переводе на военный табель о рангах означает чин генерал-майора или контр-адмирала. Скончался Николай Николаевич в 1918-м году от обострений язвенной болезни, которые вероятно были вызваны тяготами послереволюционной жизни.
Журнал “Нива”, 1912 год
Медея Ивановна оставалась теперь уже в бывшем Петербурге до 1931-го года, после чего смогла выехать в Париж. Она навсегда попрощалась со своей второй Родиной, которую успела горячо полюбить. В Париже она продолжала долго и плодотворно работать, скончалась Медея Ивановна Фигнер в 1952-м году, в возрасте 93-х лет. В 2018-м году банк России выпустил памятную монету номиналом в 3 рубля, называлась монета «Магия театра» и на ней была изображена сама Медея Ивановна Фигнер.
Могила Николая Николаевича на Байковом кладбище
Подлинное русское – в историях, местах и людях, на странице “Русский контур”. Подписывайтесь ❤
❤ Так же подписывайтесь на наш канал на YouTube❤
Читайте так же:
Как отдыхали Высочайшие особы на дачах
Русский поэт Александр Черный
Особняк Миндовского в Москве
Владелец крупного книжного магазина Александр Смирдин
Усадьба Всеволожского в Троицком – Шереметьеве
“Юбка-вдохновительница” Дениса Давыдова
Барон Унгерн, русский бог войны. Часть первая
Тмутараканский камень
Лев Голицын – легенда российского виноделия
Курильские острова
Выдающийся ученый Владимир Ипатьев
Самая высокая девушка XIX века
Русский живописец и передвижник Ефим Волков
Эльдорадо беглого каторжника
Источник
Время прочтения:
3 минуты
Дата публикации:
16 января 2021
В этом году юбилей замечательной румыно-советской музыкальной сказки о приключениях двух сестренок. Как сложились судьбы исполнительниц главных ролей?
Заглавная песня из сказки «Мария, Мирабела» стала хитом. Видео взято с YouTube
«Добрая, милая сказка моего детства. Пересматриваю, когда тоскливо и нужен заряд позитива», «Мне 45, дети взрослые. Смотрю «Марию, Мирабелу» и плачу. Столько теплоты, нежности, доброты и красоты в этом фильме». Любое упоминание в Интернете о фильме из прошлого века сопровождается трогательными комментариями. Помните сюжет? Сестры-близняшки Мария и Мирабела отправляются к лесной Фее, чтобы помочь лягушонку Кваки, светлячку Скипиричу и гусенице-бабочке Омиде побороть свои страхи. В 1981-м фильм произвел фурор. Во-первых, в кадре взаимодействовали реальные актеры и мультяшные персонажи — такого мы еще не видели. По ненастоящему лесу идут настоящие девочки, несут в руках мультяшных друзей, а вокруг летают такие же мультяшные совы — загляденье! Всемогущая компьютерная графика подобное сотворила бы сегодня в два счета, а сорок лет назад над каждым кадром корпели сразу три киностудии.
Сказка «Мария, Мирабела» (1981). Фото: кадр из фильма
Актеров снимали в Румынии местная «Casa de Filme 5» и «Молдова-фильм», а всю анимацию рисовали и вписывали на кинопленку в Москве, на знаменитом «Союзмультфильме». Во-вторых, в фильме звучало много чудесных песен, музыку к которым написал маститый Евгений Дога. Самые запоминающиеся — лирическая «Мария, Мирабела» и задорная «Чудесно-расчудесно», которую поет Кваки. И, наконец, зрителей очаровали милые и непосредственные девочки с красивыми именами. Мария — белокурый ангел, которая всех жалела и всем помогала, Мирабела — капризный сорванец. Родные сестры, а как будто слеплены из разного теста. Судьбы юных актрис тоже сложились по-разному.
Чертик Мирабела — Медея Маринеску
Медея Маринеску в сказке «Мария, Мирабела». Фото: кадр из фильма
Медее Маринеску уже 46. Она — профессиональная актриса: играет в театре, снимается в кино, сериалах, рекламе. Меди из актерской семьи, и впервые в кино попала, когда ей едва исполнилось три года. А в шесть лет девочка с легкостью обошла четыреста конкуренток на кастинге в фильм «Мария, Мирабела».
Медея с сыновьями Лукой и Филиппом. Фото: личная страничка Instagram актрисы
— С режиссером Ионом Попеску-Гопо у нас сложилась любовь с первого взгляда, и с Марией мы подружились. В фильме она была ангел, а я — чертик. Помню, как после премьеры со мной все дети хотели дружить и играть, — рассказывала Медея, когда приезжала в Москву в 2018-м для участия в передаче «Звезды сошлись».
С мужем Георгием Даскалеску. Фото: личная страничка Instagram актрисы
В ее взрослой фильмографии самая яркая — главная роль во французской мелодраме Изабель Мерго «Вы так прекрасны» (2006 год). Маринеску и сейчас продолжает сниматься в кино, хотя старается больше времени уделять семье, ведь ее младшему сыну Филиппу всего четыре. Медея замужем за кинооператором Георгием Даскалеску, который младше нее на восемь лет и родился спустя год после выхода на экраны «Марии, Мирабелы». Семья живет в двухэтажном особняке в Бухаресте. Меди часто музицирует на стареньком пианино, которое купила на гонорар за роль Мирабелы. А на стене среди семейных фотографий красуется афиша фильма-сказки. Правда, малыш Филипп маму на ней не узнает — говорит, что в красной шапочке не его мама, а какой-то мальчик.
Ангел Мария — Гильда Манолеску
Гильда Манолеску в сказке «Мария, Мирабела». Фото: кадр из фильма
Гильда тоже из творческой семьи. Ее мама Дана Манолеску в молодости была востребованной румынской балериной, а сейчас хореограф театра оперы и балета в Бухаресте. Именно она привела шестилетнюю дочку на пробы на роль Марии. А сразу после премьеры «Марии, Мирабелы» семья уехала в Германию, в небольшой городок. Дана открыла свою балетную школу, где Гильда проучилась два года. А диплом артистки балета девушка получила в Берлине, там же начала танцевальную карьеру.
Гильда с мамой Даной. Фото: личная страничка Facebook Даны Манолеску
На свою беду влюбилась в парня, который оказался наркоманом. Мама узнала нелицеприятные подробности личной жизни Гильды слишком поздно, когда случилось страшное. Дочь с бойфрендом попали в ДТП: оба, как потом выяснилось, были под кайфом, прямо в машине ссорились, парень со всей дури жал на газ, не следя за дорогой, и врезался в стену. Новости о той аварии дошли и до российских зрителей, и многие были уверены, что Гильда Манолеску тогда и погибла. Что случилось на самом деле, лишь недавно рассказала Дана Манолеску на уже упомянутой передаче «Звезды сошлись».
22-летняя Гильда с 14-летним братом. Фото: личная страничка Facebook Даны Манолеску
После аварии ее дочь чудом выжила, но из-за тяжелейших переломов больше не могла танцевать. Был долгий период реабилитации, обезболивающее горстями, глубокая депрессия. Гильда, умница, выстояла. Выучилась на флориста, нашла работу. Впереди, казалось, — целая жизнь. И тут новая беда. На улице возле нее остановилась машина, Гильде брызнули чем-то в лицо, затолкали в авто и увезли. Три дня бедняжку жестоко насиловал только что освободившийся уголовник. Это окончательно подорвало ее здоровье и уничтожило морально. Гильда умерла в больнице от почечной недостаточности. В 35 лет.
15 июля 2008 года Гильда отметила свой последний день рождения. Это фото также стало последним в ее жизни. Фото: личная страничка Facebook Даны Манолеску
В фейсбуке Даны Манолеску памятной записью отмечено каждое 15 июля — день рождения дочери. Есть и целый альбом фотографий Гильды. «С тех пор, как я потеряла ее, живу только благодаря сыну и моим ученикам. Жизнь продолжается неумолимо. Наслаждайтесь каждым моментом, проведенным с детьми». К этим словам стоит прислушаться.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
«Мария, Мирабела» в исполнении Александра Градского. Видео взято с YouTube
- Короля Часов и папу сестричек сыграл режиссер и автор сценария фильма — известный румынский художник-мультипликатор Ион Попеску-Гопо. Гопо — псевдоним, образованный из первых слогов девичьей фамилии русской матери Горенко и фамилии отца-румына Попеску. Задолго до «Марии, Мирабелы» — в 1957 году — короткометражный мультик Гопо «Краткая история» выиграл Золотую пальмовую ветвь на Каннском кинофестивале. А в 2007-м, через восемнадцать лет после смерти режиссера, в Румынии основали национальную кинопремию «Гопо» — как «Оскар» в Америке или «Сезар» во Франции. В числе лауреатов 2018 года был и муж Меди Маринеску.
- Роль лесной Феи и мамы девочек — единственная в фильмографии красавицы Ингрид Челии. Что с ней сейчас, узнать не удалось.
- Короля Часов на русский дублировал неподражаемый Рогволд Суховерко, обладатель королевского баса-профундо. Позже он озвучил многих киногероев, включая Гэндальфа из «Властелина колец» и Хагрида из фильмов о Гарри Поттере. Мирабела говорит голосом Наталии Гурзо (Гайка в «Чип и Дейл»), Мария — голосом Людмилы Гниловой (агент Скалли из «Секретных материалов»). Кваки озвучила Мария Виноградова (Ежик из «Ежик в тумане»), Омиде — Клара Румянова (Заяц в «Ну, погоди!»), короля гусениц — Георгий Вицин (да-да, знаменитый Трус также был мастером дубляжа), а Скиперича — Александр Воеводин (Кролик из «Винни-Пуха»).
- Исполнить заглавную песню «Мария, Мирабела» сначала пригласили лирического тенора Александра Градского. Он спел замечательно — в Интернете гуляет отрывок чудом сохранившейся записи. Но кому-то из создателей фильма его пение показалось чересчур «недетским», и тогда позвали другого певца — Леонида Серебренникова. Его голос вы наверняка помните и по фильму «Обыкновенное чудо»: Серебренников поет песню Волшебника («Нелепо, смешно, безрассудно, безумно, волшебно») и дуэт Эмилии и Трактирщика «Ах, сударыня».
- В 1988 году авторы «Марии, Мирабелы» выпустили продолжение под названием «Мария, Мирабела в Транзистории». В главных ролях снялись другие девочки, а их приключения разворачиваются в волшебном мире внутри телевизора. Фильм получился красивым и музыкальным, но и близко не повторил успех предшественника. Сказка стала последней работой Иона Попеску-Гопо: через полгода после премьеры режиссера не стало.
Источник