Михаил барышников биография личная жизнь

Биография Михаила Барышникова должна быть хорошо знакома всем знатокам отечественного балета. Он считается величайшим артистом этого направления искусства в XX веке, повлиявшим на судьбу и развитие всего мирового балета. Его карьера началась в Советском Союзе, но в 1974 году во время гастролей в Канаде он превратился в “невозвращенца”, решив остаться за океаном. Годом ранее ему было присвоено звание Заслуженный артист РСФСР, а 1978 году он стал номинантом на премию “Золотой глобус” и “Оскар” за главную роль в мелодраме Герберта Росса “Поворотный пункт”.
Детство и юность
Рассказывать биографию Михаила Барышникова начнем с 1948 года, когда он родился в Риге. Его отец был советским офицером с крутым и жестким нравом. Отношения с сыном и женой у него складывались непросто.
Мать героя нашей статьи была его полной противоположностью. Она обожала искусство, постоянно ходила с Мишей в филармонию и театр. Юный Барышников был к ней очень привязан. Поворотный момент в биографии Михаила Барышникова произошел в 10-летнем возрасте, когда он заявил родителям, что записался на экзамен в балетную школу. Отец к этой перспективе отнесся скептически, а вот мать была в восторге.
После школы Михаил поступил в хореографическое училище в Риге. С детства он мечтал солировать на сцене, серьезной проблемой для него стал невысокий рост. Однажды его педагог Хелена Тангиева прямо сказала мальчику, что ему необходимо подрасти, чтобы рассчитывать на серьезные успехи в балете. Михаил Барышников, фото которого есть в этой статье, проявил небывалую целеустремленность и упорство. Ежедневно он выполнял тяжелейшие упражнения, превозмогая сильную боль в суставах. Результатом стали четыре сантиметра, так, рост будущей звезды мирового балета составил 1,68 м.
Когда Мише было 12 лет, мать отвезла его к бабушке на Волгу, а сама вернулась в Латвию. Ребенок тогда не понял, зачем она это сделала. Приехав обратно в Ригу, мать Михаила покончила жизнь самоубийством. Причина этого поступка остается загадкой до сих пор. Сын какое-то время жил вдвоем с отцом, но тот вскоре женился во второй раз. В новой семье мальчику не нашлось места.
Спустя несколько непростых лет он уехал в Ленинград, с тех пор с отцом больше не виделся и не общался.
Счастливый случай сыграл определенную роль в биографии Михаила Барышникова. В 1964 году Латвийская национальная опера находилась с гастролями в Северной столице. Барышников уже тогда был задействован в нескольких постановках как молодой и подающий надежды танцор. Один из артистов посоветовал ему продолжить творческое образование и отвел в хореографическое училище. Его приняли в школу русского балета, откуда для Барышникова открылась дорога в знаменитый Мариинский театр.
Карьера танцора
В 1967 году, сразу после окончания хореографического училища, Барышников оказывается в Мариинском театре. За последующие семь лет он становится главной звездой русского балета. Зрители и специалисты отмечают его уникальное мастерство и талант, идеальную координацию движений, безупречное выполнение всех элементов.
При этом нужно отметить, что внутри самого театра в то время царил застой. Его развитие откровенно тормозили советские чиновники, которые стремились курировать и цензурировать культуру. Поэтому новаторы хореографии на сцену Мариинки попасть просто не могли.
Необычных постановок, в которых артист мог развиваться и расти над собой, в то время было только две, вспоминал позже сам Барышников. Это “Сотворение мира” и “Вестрис”. Михаил стремился в них играть, но этого было мало для его таланта.
Эмиграция
В 1973 году на творческом вечере артисту позволили в качестве исключения самому выбрать репертуар, который он будет представлять. Пригласив современных хореографов, он приступил к изнурительным репетициям. На том вечере Барышников исполнил “Дивертисмент”, “Блудного сына”, “Дафнию и Хлою”. До сих пор считается, что это было вершиной его творчества.
Однако он понимал, что не сможет развиваться в СССР. Решающий момент в биографии Михаила Барышникова, фото которого представлено в этой статье, наступил в 1974 году. Он не вернулся с гастролей из Канады, став для Советского Союза осуждаемым “невозвращенцем”.
За океаном он попросил политического убежища. Сам он признается, что решение навсегда уехать из страны далось ему сложно.
В Америке его пригласили присоединиться к местной труппе в театре балета. Он сразу стал примой коллектива, а вскоре и его руководителем. Уже в июле того же года он впервые выступил в Нью-Йорке, исполнив партию в балете “Жизель” на сцене “Метрополитен-оперы”. Зрители были в восторге.
Выступления за океаном
Достаточно быстро Барышников превратился в одного из самых популярных танцоров Америки. Он принимал участие в классических и современных постановках, представил на суд публике собственную версию “Щелкунчика”, работал во всевозможных хореографических направлениях.
В Америке ему удалось создать сильную балетную труппу, поставить оригинальные версии таких знаменитых произведений, как “Золушка” и “Лебединое озеро”. Работу он начал в “Американском театре балета”. В 1989 году дебютировал на Бродвее в драматическом спектакле “Превращение”, поставленном по мотивам одноименной повести Франца Кафки.
“Белый дуб”
В результате из “Американского театра балета” он был вынужден уйти, так как не захотел постоянно согласовывать свои творческие планы с руководством и дирекцией.
В 1990 году он создает совместно с хореографом Марком Моррисом проект “Белый дуб” во Флориде. Он начинает специализироваться на постановках и изысканиях в области современного танца, окончательно распрощавшись с классическим балетом.
Он начинает проповедовать в своем творчестве модерн, который вскоре находит отклик у публики, в Америке его начинают ценить не меньше классического балета. В этой сфере Барышников превосходит себя, наполняя мужской танец невероятной красотой и эстетикой.
Он ставит на сцене сольные балеты, которые превращаются в настоящие монологи-исповеди, языком танца он говорит о неизбежности смерти, скоротечности жизни, размышляет о творчестве.
Фильмография
Его карьера в кино началась еще в Советском Союзе. Это были фильм-концерт “Город и песня”, телеспектакль “Фиеста” по роману Хемингуэя. В Америке Барышников раскрывается с новой и необычной для себя стороны. Он становится еще и драматическим актером.
Михаил играет в нескольких полнометражных художественных фильмах. Например, “Динозавры”, “Танцоры”, “Кабинет доктора Рамиреса”. В драме Тэйлора Хэкфорда “Белые ночи” он появляется на экране в образе советского танцовщика Николая Родченко, который бежит на Запад в поисках свободы. Особенно зрителям запомнился его танец под песню Владимира Высоцкого “Кони привередливые”.
“Поворотный пункт”
Его самой успешной работой в кино стала драма “Поворотный пункт”. Это история про двух подруг, которые вместе когда-то начинали заниматься балетом. Сегодня одна из них стала звездой, а вторая – учительница и домохозяйка. Но теперь ее дочь собирается начать балетную карьеру, достигнув высот, которые не покорились ее матери.
Барышников исполнил роль хореографа Юрия Копейкина. За эту работу он был номинирован на премию “Оскар” за лучшую мужскую роль второго плана, но уступил Джейсону Робардсу.
“Секс в большом городе”
В 2000-е Барышников стал востребован еще и в телепроектах. В 2004 году он сыграл в сериале “Секс в большом городе” в роли Александра Петровского.
Также снимался в картинах “Мой папа Барышников” и “Джек Райан: Теория хаоса”.
Личная жизнь
В биографии Михаила Барышникова личная жизнь всегда была важной частью. Об этом он сам неоднократно заявлял. Но поначалу он был настолько увлечен учебой и балетом, что времени на то, чтобы завести семью просто не оставалось.
Известно, что незадолго до того, как остаться в Канаде, в жизни Михаила Барышникова появилась балерина Татьяна Кольцова. Их отношения не были зарегистрированы, некоторое время они состояли в гражданском браке. В Канаде Кольцова остаться не решилась, поэтому несколько первых месяцев в эмиграции сложились для Михаила очень непросто. К тому же, он практически не знал английского языка, что значительно осложняло его пребывание за океаном. Однако скоро все наладилось.
В 1976 году в биографии, личной жизни Михаила Барышникова происходит важное событие. Он знакомится с актрисой Джессикой Лэнг. Она была американской знаменитостью, которая в том году как раз дебютировала в приключенческом фантастическом фильме Джона Гиллермина “Кинг-Конг”. В начале 80-х она стала одной из самых популярных актрис Америки, выиграв сразу две премии “Оскар”. Статуэтки она получила за лучшую женскую роль второго плана в комедии Сидни Поллака “Тутси”. В 1995 году она еще раз выиграла “Оскара” за лучшую женскую роль в мелодраме Тони Ричардсона “Голубое небо”. Еще четыре раза она была номинантом это престижной кинопремии.
Лэнг и Барышников официально отношения не оформляли, но жили, как семья. В биографии Михаила Барышникова важное событие произошло в 1981 году, когда Джессика родила ему дочь Александру. Стоит отметить, что страсти бушевали в этом союзе с самого начала, поэтому он был обречен рано или поздно распасться. Журналисты постоянно писали об изменах и интрижках Джессики на съемках очередного фильма, а американка жаловалась, что Михаил постоянно требует от нее готовить классические русские блюда и принимать по ночам гостей. В результате их брак распался.
Официальная свадьба
В биографии Михаила Барышникова семья, фото которой вы найдете в этой статье, официально появилась, когда он встретил балерину Лизу Райнхарт. Вместе они зажили счастливо, родили троих детей. В 1989 году появился сын Питер, в 1992 и 1994 году дочери Анна и София.
После этого, как часто признавался Михаил Барышников, личная жизнь для него удалась. Он и сейчас остается вместе с Райнхарт.
Вдали от Родины дела хореографа вскоре наладились, он нашел свое место в Америке, его ценили, публика обожала. Известно, что Барышников дружил с Иосифом Бродским, был лично знаком с принцессой Дианой и Жаклин Кеннеди. Сейчас ему принадлежит популярный ресторан русской кухни под названием “Самовар”, который находится в самом центре Нью-Йорка. Также ему принадлежит завод по производству одежды для балета и пуантов, продаются его именные духи.
Интересно, что балет не единственное творческое занятие, которым он увлекается. Барышников – страстный фотограф. Его работы даже выставлялись в Москве в музее изобразительных искусств имени Пушкина.
Отношения с Россией
Сегодня он по-прежнему остается жить в США. В 2016 году в средствах массовой информации даже появилась скандальная новость о том, что хореограф с ненавистью относится к России. Позже выяснилось, что журналисты неверно интерпретировали его слова.
В последние годы он все больше времени уделяет занятиям фотографией. А недавно он и сам стал главным персонажем выставки фотографа Роберта Уитмена, которая называлась “Метафизика тела”, ее открытие состоялась в Центре фотографии братьев Люмьер.
В 2017 году Барышникова включили в сотню самых влиятельных русских в XX столетии. Также он получил латвийское гражданство.
Источник
Михаил Барышников — биография
Михаил Барышников – известный танцовщик балета, актер, балетмейстер, фотограф, коллекционер. В 1974 году не вернулся в СССР после гастролей в Канаде, и стал одним из «невозвращенцев». В 1973 году получил звание Заслуженного артиста РСФСР, в 1978-м номинирован на премии «Золотой глобус» и «Оскар».
«Бог танца», «Самый успешный невозвращенец» — это лишь немногие характеристики величайшего артиста балета Михаила Барышникова. Он стал одним из тех, кто оказал большое влияние на судьбу и развитие мирового балета. О выдающихся людях часто говорят, что они сделали себя сами, так вот в случае с Барышниковым это аксиома, не требующая доказательств. Шансы стать мировой знаменитостью у мальчика из самой обычной семьи были призрачными, но он сумел воспользоваться теми крохами, которые подарила ему судьба и оказаться на вершине славы.
Детство
Родина Михаила Барышникова – Латвия. Именно в ее столице – Риге, 27 января 1948 года и родился будущий прославленный танцовщик балета. Его отца звали Николай Барышников, он был кадровым офицером Красной Армии. Мама – Александра Григорьева (в первом браке Киселева), не работала. В Ригу они переехали из-за нового назначения отца по службе. Отец был достаточно жестким человеком со сложным характером, поэтому отношения в семье не складывались, воспитанием сына он практически инее занимался. Мама была прямой противоположностью отца, любила искусство и эту любовь прививала маленькому Мише. Они вместе бывали в филармонии, посещали театр.
Миша очень любил маму. В десятилетнем возрасте он заявил родителям, что поступает в балетную школу, и что скоро у него экзамен. Мальчик видел себя на сцене в качестве солиста, но тут внезапно образовалась проблема – маленький рост.
Михаил Барышников в детстве
Учитель танца Хелена Тангиева сказала, что он должен хоть немного подрасти, и Миша приложил массу усилий, чтобы стать чуточку выше. Ежедневно он мучил себя сложнейшими упражнениями, от которых сильно болели суставы, но занятия не бросал. В итоге ему удалось стать выше на 4 сантиметра. В настоящее время рост Барышникова 168 см, вес – 65 кг.
Когда Мише исполнилось 12, мама отвезла его на Волгу, к бабушке. Если бы он знал, чем это закончится, может быть попытался что-то исправить, но Миша радовался теплу, лету, речке, а мама в это время наложила на себя руки в их рижской квартире. Причину такого поступка выяснить не удалось. Прошло немного времени, отец привел в дом мачеху. Им не было никакого дела до мальчика, и Миша переехал жить к своему однокласснику Андрису Витиньшу. На протяжении двух лет он жил практически в чужой семье, учился в школе № 22.
Михаил Барышников в молодости
Балетом он занимался с ранних лет. Вначале поступил в Рижское хореографическое училище, где его педагогами стали Юрий Капралис и Валентин Блинов. В 16 лет переехал в город на Неве и поступил в Ленинградское хореографическое училище. С этого времени прекратил общаться с отцом. Это училище считалось школой настоящего русского балета, в свое время там учился «неистовый татарин» Рудольф Нуреев, прославившийся на весь мир. Наставником Барышникова, как и когда-то Нуреева стал Александр Пушкин, известный педагог. Такое стечение обстоятельств привело к отличному результату – свою творческую биографию Барышников начал в прославленной «Мариинке».
Балет
В Мариинском театре Михаил оказался в 1967-м, сразу после выпуска из училища. Этим подмосткам он отдал семь лет своей жизни, причем популярность пришла к артисту с первых выступлений. В 1973-м Михаил получил разрешение на проведение творческого вечера, причем репертуар можно было выбрать по своему усмотрению. По его приглашению современные хореографы поставили одноактные балетные танцы. В рамках этого мероприятия Барышников исполнил партии «Дивертисмент», «Блудный сын», «Дафнис и Хлоя», ставшие вершиной его профессионализма в СССР.
Летом 1974-го танцовщик отправился на гастроли в Канаду, и не вернулся обратно в СССР. Таких тогда называли «невозвращенцами». Барышников попросил политическое убежище, хотя этот выбор дался ему с трудом. Михаила тут же пригласили в Американский театр балета, где он стал солистом, а вскоре занял место руководителя.
Балет Михаила Барышникова
Барышников танцевал классику и современные постановки, был автором собственной версии балета «Щелкунчик», сотрудничал с различными хореографами, причем во многих направлениях. Под его руководством собралась сильная труппа, которая участвовала в постановке оригинальной версии балетов «Лебединое озеро» и «Золушка». В 1990 году Барышников и хореограф Марк Моррис создали совместный проект, получивший название «Белый дуб». После этого Михаил оставил классический балет.
Следующим этапом в его творческой биографии стал модерн, который в Штатах приравнен к классическому балету. И в этом направлении Барышникову удалось покорить все вершины, он открыл всю красоту мужского танца, его непревзойденность и эстетичность. Сольные балеты Барышникова – это не просто танец, это исповедь, монолог, с помощью которого он хочет подчеркнуть быстротечность жизни и неизбежность смерти.
Фильмы
С 1974-го по 2002-й годы Михаил сотрудничал с кинематографом. С его участием вышло шесть художественных лент, среди которых «Это танец!», «Танцовщики», «Динозавры», «Кабинет доктора Рамиреса», «Поворотный момент». За последнюю картину, которая вышла на экраны в 1977-м, артиста номинировали на престижную премию «Оскар», как лучшего исполнителя роли второго плана.
Михаил Барышников в фильме «Белые ночи»
Зрители тепло приняли фильм «Белые ночи», где Барышникову довелось танцевать под композицию «Кони привередливые» Владимира Высоцкого.
В новом веке Михаила позвали на съемочную площадку сериала «Секс в большом городе». Он появился в конце шестого сезона и перевоплотился в художника Александра Петровского, в которого влюблена Кэрри Брэдшоу (ее сыграла Сара Джессика Паркер). После этого фильмография танцовщика пополнилась ролью в картине «Джек Райан. Теория хаоса».
Личная жизнь
Темпераментный и страстный на сцене, Барышников был таким же и в личной жизни. Ходили слухи о его многочисленных романах с партнершами, например с Гелси Киркланд. Поговаривали, что его любовницами были Изабелла Росселлини и Шэрон Стоун. Сам Барышников старался меньше распространяться с журналистами на эту тему, за что ему дали прозвище «человек в футляре».
Михаил Барышников и его первая жена Джессика Лэнг
Свою первую жену – актрису Джессику Лэнг, Михаил встретил весной 1976-го, на светской вечеринке. Ее называли «девушкой Кинг-Конга», за участие в фильме о гигантской обезьяне. Молодые люди влюбились друг в друга с первого взгляда, несмотря на то, говорили на разных языках. Михаил знал французский, и первое время они изъяснялись только на нем. В 80-е годы супруга подарила Михаилу дочь Александру.
Семейная жизнь проходила бурно, страсти не утихали, и поэтому такой брак долго не продержался. Михаил не был образцовым семьянином, у него и дальше случались романы. Вначале любовные отношения связывали танцовщика и Лайзу Миннелли, потом в его жизни появилась Ума Турман.
Михаил Барышников и Лиза Райнхарт
Второй женой Барышникова стала его коллега – балерина Лиза Райнхарт. Михаилу всегда казалось, что с американкой он не сможет найти общий язык, слишком разные менталитеты, однако он ошибся. Отношения получились длительными, Лиза бросила сцену и посвятила себя семье. Она родила Барышникову трех детей – Петра, Анну и Софию.
Жизнь Барышникова в Штатах сложилась более чем успешно, не так как у многих эмигрантов. Среди его знакомых были принцесса Диана, Жаклин Кеннеди, Иосиф Бродский. Михаил владеет популярным рестораном «Самовар», в котором подают русскую кухню. Заведение располагается на главной улице Нью-Йорка, в доме, где когда-то жил прославленный Фрэнк Синатра. В этом ресторане часто пел друг Михаила – Иосиф Бродский, а сам танцовщик ему аккомпанировал. В их исполнении часто звучали русские романсы.
Михаил Барышников с Иосифом Бродским
Еще Барышников владеет заводом, который выпускает пуанты и одежду для балета. Производит именные духи, которые пользуются не меньшим спросом, чем билеты на его постановки.
В августе 2017-го издание Форбс составило список «ТОП-100 влиятельных русских столетия», и Михаил тоже оказался в этом списке. В Америке его знают в лицо и зовут просто Миша. В 2017-м на голосовании латвийского сейма стоял вопрос о предоставлении Барышникову латвийского гражданства, и все проголосовали единогласно.
Михаил Барышников сегодня
В настоящее время Михаил Барышников – успешный руководитель центра искусств под названием Baryshnikov Arts Center. Кроме этого, он куратор многочисленных бизнес-проектов. При этом находит время для регулярных репетиций у балетного станка, мэтр старается сохранить отличную физическую форму. В планах на ближайшее время расставания со сценой нет.
Михаил Барышников сейчас
Михаил Барышников и Алвис Херманис, режиссер нового Рижского театра, работают над балетом «Белый вертолет». Это уже не первая совместная работа двух творческих людей, до этого они представили зрителям совместную постановку «Бродский/Барышников», которую тепло приняли во всем мире.
Ссылки
- Страница в Википедии
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.
Источник