Михаил царев биография и личная жизнь

Михаил царев биография и личная жизнь thumbnail

В Википедии есть статьи о других людях с похожими именами, см. Царёв и Царёв, Михаил.

Михаи́л Ива́нович Царёв (18 ноября [1 декабря] 1903, Тверь — 4 ноября 1987, Москва) — советский российский актёр театра и кино, театральный режиссёр, мастер художественного слова (чтец), общественный деятель. Народный артист СССР (1949). Герой Социалистического Труда (1973)[2]. Лауреат Сталинской премии II степени (1947), Государственной премии СССР (1969)[3] и Государственной премии РСФСР им. К. С. Станиславского (1977).

Биография[править | править код]

Михаил Царёв родился в Твери[2] в семье Ивана Изотовича, железнодорожного фельдшера, и Марии Петровны Царёвых[4]; был младшим ребёнком в семье: родители, кроме Михаила, имели двоих сыновей и дочь.

В 1908 году семья переехала из Твери в Ревель, что было связано с новым служебным назначением отца[4].

Ещё в гимназические годы летом Михаил работал в вагонных ремонтных мастерских. По его воспоминаниям, вопреки тому, что вырос он посреди железной дороги, его никогда не тянуло к технике, — в Ревельской Николаевской гимназии (1912—1917) он предпочитал русский и иностранный языки, историю и географию[4].

В первом классе гимназии русский язык преподавал нелюдимый преподаватель по фамилии Тюленев. Уроки он вёл отстранённо, словно его это не касается. Как-то Тюленев задал выучить наизусть отрывок из поэмы Н. А. Некрасова. Когда настала очередь М. Царёва читать отрывок наизусть, обычно молчавший учитель нарушил молчание и произнёс:

«После того, как ты скажешь „гляжу“, — погляди в окно, и когда ты там как бы увидишь, что поднимается медленно в гору лошадка, вот тогда и скажи».

В тот день за рассказанный отрывок Михаил получил «пять с плюсом» и запомнил совет учителя. Позже осознал, что это был его первый урок по системе Станиславского[4].

В 1917 году с родителями был эвакуирован под Петроград, в Царское Село, где продолжил учёбу в престижной Царскосельской гимназии[5].

Учился в 1919—1921 годах в Школе русской драмы при Александринском театре в Петрограде у Ю. М. Юрьева. Будучи студентом, в 1920 год вступил в труппу Большого драматического театра. В 1923—1924 годах — актёр Василеостровского театра.

В 1924—1926 годах работал в Москве, где играл в театре «Комедия» (бывшем театре Корша). В 1926—1931 годах работал в Махачкалинском городском театре (1926—1927), Казанском театре русской драмы (1927—1928), драматических театрах Симферополя (Крымский драматический театр), Севастополя, Ялты (1928—1931). В 1931—1933 годах — актёр Ленинградского театра драмы им. А. С. Пушкина (ныне Александринский театр).

В 1934—1937 годах работал в ГосТиМе у Вс. Э. Мейерхольда в Москве, запомнился ролями Армана Дюваля в «Даме с камелиями» А. Дюма-сына и Чацкого в «Горе от ума» А. С. Грибоедова. По словам самого актёра, с тех пор он «всю жизнь играл Чацкого»[6].

В 1937 году перешёл в Малый театр. С 1950 по 1963 и с 1970 по 1985 год был его директором[7][8], а с 1985 года — художественным руководителем.

Одновременно выступал и как чтец с концертными программами, читал произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, С. А. Есенина и др.

В своём творчестве следовал традициям героико-романтического направления в русском театре. Воплощал на сцене мужество, силу, искренность, красоту и простоту своих героев[7].

В 1932 году дебютировал в кинематографе, но оставался актёром преимущественно театральным.

В 1935—1937 годах вёл преподавательскую работу в школе при Театре им. Вс. Мейерхольда, с 1941 — в Высшем театральном училище им. М. С. Щепкина (профессор с 1962). Среди его учеников: В. Г. Богин, О. Г. Царёв[9], С. И. Жолобов, А. О. Малов, И. А. Марычев, Л. С. Селютина[10], Е. К. Глушенко[11], Д. В. Харатьян.

В 1964—1986 годах — председатель Правления Всероссийского театрального общества. С 1959 года — Президент советского Национального центра Международного института театра. С 1986 года — почётный член Правления Союза театральных деятелей СССР и Союза театральных деятелей РСФСР.

Член ВКП(б) с 1949 года.

Умер Михаил Иванович Царёв 4 ноября 1987 года в Москве[12] (по другим источникам — 10 ноября[13]). Похоронен на Ваганьковском кладбище (12 уч.)[14].

Семья[править | править код]

  • Жена — Варвара Григорьевна Царёва (1916—2012)
  • Дочь — Екатерина Михайловна Царёва (род. 1936), музыковед, педагог, доктор искусствоведения, профессор. Заслуженный деятель искусств РФ.

Звания и награды[править | править код]

  • Герой Социалистического Труда (1973)[2]
  • Заслуженный артист РСФСР (1942)
  • Народный артист СССР (1949)[2]
  • Сталинская премия второй степени (1947) — за исполнение роли капитан-лейтенанта Боровского в спектакле «За тех, кто в море!» Б. А. Лавренёва
  • Государственная премия СССР (1969) — за исполнение роли Вожака в спектакле «Оптимистическая трагедия» В. В. Вишневского и главной роли в спектакле «Старик» М. Горького
  • Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского (1977) — за исполнение роли Павла Афанасьевича Фамусова в спектакле «Горе от ума» А. С. Грибоедова
  • Три ордена Ленина (в т.ч. 1964, 1973)
  • Два ордена Трудового Красного Знамени (1949, 1953))[7]
  • Орден Октябрьской Революции (1983)
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «В память 800-летия Москвы»

Творчество[править | править код]

Роли в театре[править | править код]

  • 1926 — «Дети Ванюшина» С. А. Найдёнова — Алёша
  • 1932 — «Пожарский» М. В. Крюковского — Фердинанд, князь Пожарский
  • 1934 — «Дама с камелиями» А. Дюма-сына — Арман Дюваль[15]

Малый театр[править | править код]

Постановки в театре[править | править код]

  • 1942 — «Осада мельницы» по Э. Золя (совместно с Е. П. Велиховым)
  • 1964 — «Светит, да не греет» А. Н. Островского и Н. Я. Соловьёва

Фильмография[править | править код]

  • 1932 — Первый взвод — поручик Керенко
  • 1932 — Победители ночи
  • 1933 — Гроза — Борис Григорьевич, племянник Дикого
  • 1934 — Дважды рождённый — Бровко
  • 1936 — Гобсек — старый шарманщик
  • 1937 — Остров сокровищ — доктор Ливси
  • 1942 — Концерт фронту (фильм-концерт) — чтец (стихотворение К. Симонова «Убей его»)
  • 1958 — Поэма о море — Аристархов

Телеспектакли[править | править код]

Озвучивание[править | править код]

  • 1940 — Гибель поэта (документальный) — стихи за кадром
  • 1973 — Детство Ратибора – читает эпиграф в начале мультфильма (не указан в титрах)
  • 1986 — Геракл у Адмета (анимационный) — от автора

Режиссёр телефильмов[править | править код]

  • 1972 — Светит, да не греет (совм. с В. Рыжковым)
  • 1974 — Старик (совм. с А. Шатриным, В. Ивановым)
  • 1977 — Горе от ума (совм. В. Ивановым)
  • 1981 — Доходное место (совм. с В. Рыжковым)
  • 1982 — Дети Ванюшина (совм. с В. Рыжковым)

Участие в фильмах[править | править код]

  • 1973 — Михаил Царев (документальный)

Сочинения[править | править код]

  • Что такое театр. — М.: Молодая гвардия, 1960.
  • Неповторимые мгновенья. — М.: Молодая гвардия, 1975.
  • Мир театра — М.: Просвещение, 1987.
  • Царёв М. И. Малый театр. — М.: Московский рабочий, 1976. — 128, [48] с. — 50 000 экз. (обл.)

Память[править | править код]

Слева от подъезда дома в Спиридоньевском переулке, в котором он жил, установлена мемориальная доска.

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Царёв Михаил Иванович // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохорова — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
  2. 1 2 3 4 Большая советская энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 28. 1978. 616 стр., илл.; 32 л. илл. и карт.
  3. ↑ Царёв Михаил Иванович (1903-1987) — Энциклопедия Царского Села
  4. 1 2 3 4 Михаил Царёв: Жизнь и творчество / Отв. ред. П. А. Марков; Редактор В. Ф. Рыжова; Художник В. В. Максин. — М.: Всерос. театр о-во, 1983. — 640 с, ил. Имен Указа.: 27 с.
  5. ↑ Выпускники Царскосельской гимназии. Михаил Иванович Царёв
  6. ↑ Царёв Михаил. К 105-летию со дня рождения
  7. 1 2 3 4 Большая советская энциклопедия. Гл. ред. Б. А. Введенский, 2-е изд. Т. 46. Фусе — Цуруга. 1957. 672 стр., илл. и карты; 48 л. илл. и карт.
  8. 1 2 Театральная энциклопедия. Гл. ред. П. А. Марков. Т. 5 — М.: Советская энциклопедия, Табакова — Ягушин, 1967, 1136 стб. с илл., 8 л. илл.
  9. ↑ Персоны: на Афиша@Mail.Ru (недоступная ссылка)
  10. ↑ Театр на Таганке: Испытание на прочность
  11. ↑ Евгения Глушенко о Михаиле Царёве: «Человек девятнадцатого века» (недоступная ссылка). Дата обращения 30 ноября 2008. Архивировано 27 апреля 2014 года.
  12. ↑ Царев Михаил Иванович – Киносозвездие – авторский проект Сергея Николаева
  13. ↑ Официальный сайт Малого театра
  14. ↑ Могила М. Царёва
  15. ↑ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ЦАРЁВ Архивная копия от 26 ноября 2010 на Wayback Machine на сайте Малого театра
  16. ↑ МИХАИЛ ЦАРЁВ — ЧАЦКИЙ В КОМЕДИИ А. С.ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА» (недоступная ссылка). Дата обращения 18 марта 2009. Архивировано 5 июня 2013 года.
  17. Филиппов В. А. «М. И. Царев в роли Феди Протасова» в книге «Н. М. Радин». М., 1965.
  18. ↑ ЕВГЕНИЯ ГЛУЩЕНКО — КОРДЕЛИЯ В ТРАГЕДИИ У. ШЕКСПИРА «КОРОЛЬ ЛИР» (недоступная ссылка). Дата обращения 18 марта 2009. Архивировано 24 сентября 2008 года.

Литература[править | править код]

  • Зубков Ю. Михаил Царёв в Малом театре. — М., 1978.
  • Коржевич Л. Путь актёра. — М., 1981.
  • Царев. Сборник. — М., 1983.

См. также[править | править код]

  • Герои Социалистического Труда Тверской области

Ссылки[править | править код]

Михаил Иванович Царёв. Сайт «Герои страны».

  • Михаил Царёв (англ.) на сайте Internet Movie Database
  • Страница памяти на сайте Малого театра

Источник

Биография

Коллеги актера уважительно называли его Царь. Причиной тому служили не только занимаемые посты, звания и награды артиста, которых у Михаила Царева было не счесть, и не намек на «царскую» фамилию, а талант, мастерство и неподдельный аристократизм.

Детство и юность

В декабре 1903 года до провинциальной и спокойной Твери доносились раскаты революционных бурь, сотрясавших Москву и Петербург. Со старой и новой столицами город соединяла Николаевская железная дорога и станция. Рядом с ней, в казенном двухэтажном доме, появился на свет будущий актер. Глава семейства — станционный фельдшер Иван Царев — круглосуточно пропадал на службе, оставив на попечение супруги четверых отпрысков: девочку и троих мальчиков.

Актер Михаил Царев (кадр из фильма-спектакля "Пигмалион")Актер Михаил Царев (кадр из фильма-спектакля “Пигмалион”)

Царевы-старшие, страстные театралы, пользовались правом на бесплатный проезд по ЖД, и когда выпадало свободное время, садились на поезд и ехали в Москву, в знаменитый МХТ. Восторженных впечатлений хватало надолго. Возможно, они и возбудили интерес к театральным подмосткам у маленького Миши.

В 1908 году глава семьи получил назначение в Таллин (тогда Ревель). Михаилу на тот момент не было и 5 лет. В новом городе мальчик отправился в гимназию. Старшая сестра, работавшая учительницей, научила его читать. Царев-младший проявил склонность к гуманитарным наукам, любил уроки истории, русского и английского языков, географии.

Михаил Царев в молодости (кадр из фильма "Первый взвод")Михаил Царев в молодости (кадр из фильма “Первый взвод”)

Позже артист признался, что первый урок по системе Станиславского получил в начальных классах от учителя русского языка Тюленева. Тот посоветовал мальчику, декламируя известный стих Н. Некрасова, после слова «гляжу» бросать взгляд в окно, а затем продолжать читать о поднимающейся в гору лошадке.

В 10 лет на вопрос о будущей профессии Михаил Царев уверенно отвечал: «Хочу стать актером». Он блестяще декламировал Пушкина и Лермонтова. Александр Сергеевич вызывал в юном артисте священный трепет. Вскоре 14-летний подросток получил возможность прикоснуться к наследию великого поэта: в 1917-м семья перебралась в Царское Село. Каждый день по дороге в Царскосельскую гимназию Миша проходил мимо мест, неразрывно связанных с Пушкиным.

Театр

В Царском Селе юношеское увлечение окрепло: в гимназии Михаил стал артистом самодеятельного театра. В 1919-м, после окончания гимназии, талантливого юношу приняли в Школу русской драмы, образованную при Александринском театре Петрограда. Спустя год наставник и знаменитый актер Юрий Юрьев дал ученику рекомендацию, благодаря которой того приняли в труппу Большого драмтеатра.

Михаил Царев в роли племянника Дикого (кадр из фильма-спектакля "Гроза")Михаил Царев в роли племянника Дикого (кадр из фильма-спектакля “Гроза”)

Но в длинной творческой биографии артиста это лишь первая страница: Михаил Царев долго искал свою сцену. Он выходил на подмостки театров Москвы и Махачкалы, Казани и Симферополя. В 1931-м актер вернулся в Ленинград, откуда начиналась его карьера, и поступил на службу в Академический театр драмы.

А через 3 года перешел под крыло знаменитого режиссера-новатора Мейерхольда, ставившего «Горе от ума» и доверившего Цареву роль Чацкого. Актер запомнился тонким ценителям театрального мастерства и работой в «Даме с камелиями», где Михаила узнали в образе Дюваля.

Михаил Царев в роли Чацкого (кадр из фильма-спектакля "Горе от ума")Михаил Царев в роли Чацкого (кадр из фильма-спектакля “Горе от ума”)

После ареста Мейерхольда и расформирования труппы в 1937-м артист вместе с коллегами влился в московский Малый театр, найдя свою сцену на 4 десятилетия. Царев сыграл десятки главных ролей в спектаклях, в основу которых легли пьесы российских и мировых классиков. В его репертуаре появились образы Дона Сезара де Базана, Андрея Болконского, доктора Хиггинса, Макбета и Арбенина.

Во время Великой Отечественной войны, с 1941 по 1942 годы, труппу Малого театра эвакуировали в Челябинск. Артисты давали спектакли и концерты на фабриках и заводах, в воинских частях и даже в колхозах. В сентябре 1942-го МТ возвратился в столицу, а в ноябре состоялась премьера спектакля.

Михаил Царев в роли король Лира (кадр из фильма-спектакля "Король Лир")Михаил Царев в роли король Лира (кадр из фильма-спектакля “Король Лир”)

В 1950 году Михаила Царева назначили директором Малого театра. 13 лет он руководил труппой, удерживая традиции и уровень мастерства на высочайшем уровне. В середине 1980-х Царев становится художественным руководителем. Среди актеров, работавших под началом мэтра, была Ирина Печерникова.

Сменивший Михаила Ивановича Юрий Соломин восхищался талантом предшественника и бескорыстием. После кончины Царев не оставил семье ни роскошного дома, ни дачи под Москвой, ни сберкнижек. Он жил искусством, остальное считал суетой.

Фильмы

Михаил Царев был театральным актером, но немногочисленные роли в кино и сила кинематографа принесли ему всесоюзную славу. Фильмография артиста — немногим больше 10 картин, причем треть из них — фильмы-спектакли.

Впервые Царев появился на экране в 1932 году, сыграв поручика в ленте «Первый взвод». Затем вышли картины «Победители ночи» и «Гроза». Наибольшим успехом увенчался приключенческий фильм режиссера Владимира Вайнштока «Остров сокровищ», вышедший в 1937-м. Михаилу досталась главная роль — доктора Ливси.

Михаил Царев в роли доктора Ливси (кадр из фильма "Остров сокровищ")Михаил Царев в роли доктора Ливси (кадр из фильма “Остров сокровищ”)

Благодаря телевидению и экранизации спектаклей зрители и сегодня могут увидеть великого артиста на экранах телевизоров. Царев снялся в фильмах-постановках «Горе от ума», «Доходное место», «Дети Ванюшина» и «Оптимистическая трагедия».

В кинодраме Юлия Солнцева «Поэма о море» Михаил Иванович появился в роли директора стройки Аристархова. А ключевые образы в ленте, премьера которой состоялась в 1958 году, представили Борис Ливанов, Борис Андреев и Зинаида Кириенко.

Последняя роль на экране — король Лир в одноименном фильме-спектакле, вышедшем в 1982 году.

Личная жизнь

О личной жизни артиста известно немного. Жена Царева в юности была актрисой, но после замужества посвятила себя семье, родив мужу в 1936 году дочь Екатерину. Фото, где бы супруги были запечатлены вместе, в Сети не отыскать.

Михаил Царев (кадр из фильма "Поэма о море")Михаил Царев (кадр из фильма “Поэма о море”)

Дочь, как и родители, выбрала искусство, но не театр и кино, а музыку. Екатерина Царева окончила музыкальное училище при столичной консерватории и стала преподавательницей. На этой почве достигла многого: Царева — доктор искусствоведения и заслуженный деятель искусств, профессор.

После себя Михаил Царев оставил мемуары о театре, наиболее известная из книг — «Неповторимые мгновенья». В ней автор в непринужденной форме рассказывает читателю о сценическом искусстве, развитии театра, о шедеврах драматургии и постановках последних лет.

Смерть

Скончался великий артист и режиссер в ноябре 1987-го, на 84-м году жизни. Причина смерти неизвестна.

Михаил Царев читает стихи русских поэтов

Мэтра похоронили на Ваганьковском кладбище, а на доме в Спиридоньевском переулке появилась мемориальная доска.

Фильмография

  • 1932 — «Победители ночи»
  • 1934 — «Гроза»
  • 1936 — «Гобсек»
  • 1937 — «Остров сокровищ»
  • 1942 — «Концерт фронту»
  • 1952 — «Горе от ума»
  • 1952 — «На всякого мудреца довольно простоты»
  • 1956 — «Крылья»
  • 1957 — «Пигмалион»
  • 1958 — «Поэма о море»
  • 1974 — «Перед заходом солнца»
  • 1981 — «Доходное место»
  • 1982 — «Дети Ванюшина»

Источник

ЦАРЁВ Михаил Иванович (18.11 (1.12).1903, Тверь — 10.11.1987, Москва), актёр, народный артист СССР (1949), Герой Социалистического Труда (1973). В 1919 — 1921 учился в Петроградской школе русской драмы. Уже во время учёбы наметились две линии актёрских интересов Царёва: роли героико-романтические и роли характерные (как драматические, так и комические). В 1924—26 в Москве; играл в бывшем театре Корша, затем в других театрах страны; с 1931 в Ленинграде, во время работы над восстановлением спектакля «Дон Жуан» Мольера произошла встреча актёра с В.Э. Мейерхольдом, пригласившим Царёва в свой театр в Москву. Именно в Театре имени В.Э. Мейерхольда в ролях Армана Дюваля («Дама с камелиями» А. Дюма-сына, 1934) и Чацкого («Горе уму» по А.С. Грибоедову, 1935) Царёв заявил о себе как о зрелом мастере. С 1937 в Малом театре (в 1950—67 и 1970—85 директор, с 1985 художественный руководитель). Играл Чацкого (1938), затем Фамусова («Горе от ума», 1963, 1975), Глумова («На всякого мудреца довольно простоты», 1939), Незнамова («Без вины виноватые», 1940, обе пьесы — А.Н. Островского), Хиггинса («Пигмалион» Б. Шоу, 1945), Протасова («Живой труп» Л.Н. Толстого, 1951), Иванова («Иванов» А.П. Чехова, 1960), Арбенина («Маскарад» М.Ю. Лермонтова, 1962). Среди лучших работ: Ростанев («Село Степанчиково и его обитатели» по Ф.М. Достоевскому, 1957), Маттиас Клаузен («Перед заходом солнца» Г. Гауптмана, 1972), Веррина («Заговор Фиеско в Генуе» Ф. Шиллера, 1977), Урс («Человек, который смеётся» по В. Гюго, 1986). В 1935—37 преподавал в школе при Театре имени В.Э. Мейерхольда, с 1941 — в Театральном училище имени М.С. Щепкина (с 1962 профессор). В 1964—86 председатель правления Всероссийского театрального общества. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Сочинения:

Неповторимые мгновенья, М., 1975;

Малый театр, М., 1976.

Литература:

Зубков Ю., Михаил Царев в Малом театре, М., 1978.

Коржевич Л., Путь актера, М., 1981;

Царев. Сборник, М., 1983.

РОЛИ НА СЦЕНЕ МАЛОГО ТЕАТРА:

Сезон 1938/39 г.

Чацкий «Горе от ума» А С. Грибоедова

Сезон 1939/40 г.

Незнамов — «Без вины виноватые» А. Н. Островского,

Шарль Гранде — «Евгения Гранде» О Бальзака,

Глумов — «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского,

Алексей — «Дети Ванюшина» С. А Найденова.

Сезон 1940/41 г.

Уриэль Акоста — «Уриэль Акоста» К.Гуцкова.

Сезон 1941/42 г.

Андрей Волконский — «Отечественная война» И. Я Судакова по роману Л. И. Толстого «Война и мир».

Сезон 1942/43 г.

Огнев «Фронт» А. Е Корнейчука.

Сезон 1944/45 г.

Генри Хиггинс — «Пигмалион» Б. Шоу.

Сезон 1946/47 г.

Боровский — «За тех, кто в море!» Б. А. Лавренева,

Гарри Смит — «Русский вопрос» К. М. Симонова.

Сезон 1947/48 г.

Черемисов — «Минувшие годы» Н. Ф. Погодина,

Жадов — «Доходное место» А. Н. Островского.

Сезон 1948/49 г.

Дон Цезарь де Базан — «Рюи Блаз» В. Гюго,

Макс Вента — «Заговор обреченных» Н Е. Вирты.

Сезон 1949/50 г.

Пушкин — «Наш современник» («А.С. Пушкин») К Г. Паустовского,

Батура — «Калиновая роща» А. Е. Корнейчука.

Сезон 1951/52 г.

Федя Протасов — «Живой труп» Л. Н. Толстого.

Сезон 1953/54 г.

Аллан — «Шакалы» А. М. Якобсона,

Гонзага — «Эмилия Галотти» Г.Лессинга.

Сезон 1954/55 г.

Ромодан — «Крылья» А. Е. Корнейчука.

Сезон 1955/56 г.

Макбет — «Макбет» В. Шекспира.

Сезон 1956/57 г.

Ростанев — «Село Степанчиково и его обитатели» Ф. М. Достоевского, инсц. Н. Р. Эрдмана.

Сезон 1959/60 г.

Иванов — «Иванов» А. П. Чехова.

Сезон 1961/62 г.

Арбенин «Маскарад» М. Ю. Лермонтова.

Сезон 1963/64 г.

Мэр Оурден «Луна зашла» Д.Стейнбека

Сезон 1962/63 г.

Фамусов — «Горе от ума» А. С. Грибоедова,

Юлий Константинович — «Нас где-то ждут» А. Н. Арбузова.

Сезон 1966/67 г.

Вожак — «Оптимистическая трагедия» В. В. Вишневского.

Сезон 1967/68 г.

Мастаков — «Старик» М. Горького.

Сезон 1968/69 г.

Старик — «Старик» М. Горького

Сезон 1969/70 г.

Илья Репнин — «Признание» С. А. Дангулова.

Сезон 1971/72 г.

Маттиас Клаузен — «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана.

1975 г.

Фамусов – «Горе от ума» А.С. Грибоедова

1977 г.

Веррина – «Заговор Фиеско в Генуе» Ф.Шиллера

1979 г.

Король Лир – «Король Лир» У.Шекспира

1983 г.

Ванюшин – «Дети Ванюшина» С.Найденова

1986 г.

Урс – «Человек, который смеется» В.Гюго

РЕЖИССЕРСКИЕ РАБОТЫ В МАЛОМ ТЕАТРЕ:

1942 г. «Осада мельницы, по Э. Золя (cовместно с Е. И Велиховым)

1964 г. «Светит, да не греет» А. Н. Островского и Н. Я. Соловьева

ФИЛЬМОГРАФИЯ

1932 «Победители ночи»

1933 «Гроза» – Борис Григорьевич

1936 «Гобсек»

1937 «Остров сокровищ» – доктор Ливси

1942 «Концерт фронту»« (фильм-концерт)

1952 «Горе от ума» (фильм-спектакль) – Чацкий Александр Андреевич

1952 «На всякого мудреца довольно простоты» (фильм-спектакль) – Егор Дмитриевич Глумов

1956 «Крылья» (фильм-спектакль)

1957 «Пигмалион» (фильм-спектакль) – Генри Хиггинс

1958 «Поэма о море» – Аристархов

1974 «Дом Островского» (фильм-спектакль)

1974 «Перед заходом солнца» (фильм-спектакль) – Маттиас Клаузен

1974 «Старик» (фильм-спектакль)

1976 «Признание» (фильм-спектакль) – Илья Репнин

1977 «Горе от ума» (фильм-спектакль) – Павел Афанасьевич Фамусов

1977 «Оптимистическая трагедия» (фильм-спектакль) – Вожак

1980 «Заговор Фиеско в Генуе» (фильм-спектакль) – Верина

1981 «Доходное место» (фильм-спектакль)

1982 «Дети Ванюшина» (фильм-спектакль) – Александр Егорович Ванюшин

1982 «Король Лир» (фильм-спектакль) – король Лир

1988 «Продление рода»

Источник