Михаил левитин младший биография личная жизнь дети

Михаил левитин младший биография личная жизнь дети thumbnail

Биография

Михаил Левитин – российский режиссер, драматург, писатель и телеведущий. Глядя на его кипучую энергию, сложно поверить, что он перешагнул 70-летний рубеж. Михаил Захарович, как и 20, 30 лет назад, полон сил и энергии. Для Левитина, человека творческого и яркого, не существует границ и запретов, он презирает условности и возрастные ограничения. Худрук театра «Эрмитаж» каждый год радует поклонников новыми спектаклями и пишет замечательные книги, за которые неоднократно становился номинантом премии «Букер».

Детство и юность

Родился Михаил Левитин в декабре послевоенного 1945 года в Одессе в интеллигентной семье. По национальности он еврей. Мама Михаила родом из украинского городка Козельца, позже переехала в Чернигов. Отец родился в белорусском Могилеве. Родители встретились во время войны в Оренбургской области, в Бугуруслане, где 23-летняя девушка работала в единственном в стране пункте по розыску людей, пропавших во время войны. Молодые люди поженились и после войны перебрались в Одессу.

Мама Михаила трудилась в институте связи, где преподавала марксизм-ленинизм. Артистам цирка она читала предмет на общественных началах. Там-то и произошло знакомство Михаила Левитина с миром искусства в его ярчайших проявлениях. Левитин утверждает:

«С тех пор для меня что артист, что клоун – одно и то же, я их не различаю».

В цирке на берегу «жемчужины у моря» маленький Миша встретился с удивительными людьми, легендами. Цирковые программки продавал отец Ефима Березина, знаменитого на весь Союз артиста, известного как Штепсель. Позже Левитин познакомился с Виктором Ильченко, Романом Карцевым и Михаилом Жванецким.

Михаил Левитин в молодости

Михаил Левитин не пропускал ни одного циркового представления. Уже в 5 лет, наряжаясь в пиджаки отца, он давал домашние концерты, повторяя весь репертуар Аркадия Райкина. Мальчик мечтал стать клоуном, но в подростковом возрасте «заболел» театром.

Режиссерский талант «прорезался» у Михаила Левитина в школе. Парень записался в драмкружок, но вскоре понял, что справится лучше, чем его руководительница. И хотя он стал лучшим актером, но покинул коллектив и создал свой, альтернативный драмкружок. Он оказался успешнее, чем «официальный»: на городском смотре детище юного режиссера Левитина представило зрителям спектакль «Моцарт и Сальери» и получило первый приз, оставив позади уважаемые художественные коллективы Одессы.

В школе победу Михаила Левитина восприняли в штыки, обвинив в разрушении работы официального драмкружка, и намекнули, что неплохо бы попрощаться с бунтарем. Михаил услышал и, перескочив через класс (сдал экзамены экстерном), отправился поступать в ГИТИС.

Маме, не желавшей, чтобы сын связывал жизнь с актерством, сын привез справку из деканата, подтверждающую поступление в театральный вуз. Женщина мечтала видеть ребенка инженером, «серьезным» человеком, но Михаил выбрал мир искусства.

Театр

В 1969 году Михаилу Левитину, учившемуся на курсе Юрия Завадского, вручили диплом режиссера. Дипломный спектакль Левитин поставил по пьесе Петера Вайса на подмостках Театра на Таганке. Он назывался «О том, как господин Мокинпотт от своих злосчастий избавился».

За 10 лет Михаил Левитин поставил более десятка спектаклей, которые увидели театралы Москвы, Ленинграда, Риги. С легкой руки Левитина при Курчатовском институте появилась Студия буффонады. Вскоре режиссер создал еще одну студию без постоянной «прописки», в которую вошли начинающие актеры Всеволод Абдулов, Лия Ахеджакова, Ольга Остроумова, Иван Дыховичный, Альберт Филозов.

Переломным в творческой биографии Михаила Левитина стало сотрудничество с Театром миниатюр в 1978 году: талантливого режиссера пригласили на постоянную работу. После появления в этом храме Мельпомены Левитина на сцене появились спектакли по произведениям Юрия Олеши, Исаака Бабеля, Курта Воннегута и Михаила Жванецкого. Зрители стоя аплодировали новаторским постановкам Михаила Левитина «Чехонте в Эрмитаже» и «Хармс! Чармс! Шардам!, или Школа клоунов».

Режиссер перенес на театральную сцену прозу и поэзию обэриутов, изображавших действительность посредством гротеска и алогизма. Так, на подмостках Театра миниатюр появились спектакли по произведениям Даниила Хармса, Александра Введенского и Николая Олейникова. В 1987 году Михаила Левитина назначили главным режиссером Театра миниатюр. Вскоре театр переименовали в «Эрмитаж», он стал невероятно популярен у театралов столицы.

Режиссер Михаил Левитин

После всплеска славы режиссер пережил сложный период, когда у него едва не забрали любимое детище. В 1993 году коммерсанты попытались отнять здание театра, режиссеру угрожали, Михаил Левитин передвигался по городу с охраной. Когда угроза потери «Эрмитажа» казалась неизбежной, Михаил Захарович объявил голодовку. Его поддержали Фазиль Искандер, Сергей Юрский, Сергей Соловьев и ведущая актриса театра Любовь Полищук. Рейдеры отступили.

Сегодня на подмостках «Эрмитажа» ставятся пьесы российских и зарубежных авторов. Но завсегдатаи театра с особенным удовольствием посещают спектакли, поставленные на пьесы Михаила Левитина. Это такие, как «Я снимаю “Крысолова“», «Псих и Мелочевка», «Азеф», «С.С.С.Р.».

Михаил Левитин – еще и талантливый телеведущий. С 2011 по 2013 года на канале «Культура» зрители увидели циклы его авторских передач о жизни и творчестве знаменитых актеров, режиссеров и драматургов.

Во второй половине 1970-х годов Михаил Левитин дебютировал как писатель. Рассказ «Итальянское счастье» появился в газете «Неделя».

Сегодня в копилке автора (Левитин – член Союза писателей России и ПЕН-клуба) более десятка книг. Его прозу охотно печатают «толстые» журналы «Знамя», «Октябрь», «Нева». Четыре романа Михаила Левитина номинировали на российскую премию «Букер». В 2001 году Михаилу Левитину присвоили звание народного артиста России.

Режиссер продолжает ставить на подмостках «Эрмитажа» спектакли. В 2016 году театралы увидели постановку «Свадьба Кречинского» на Новом Арбате, 11 по пьесе драматурга Александра Сухово-Кобылина. В 2017 году в «Эрмитаже» состоялась премьера постановки «Дон Кихот».

Михаил Левитин и его внучки

Следующий год был не слишком насыщенным на театральные постановки. Режиссер поставил спектакль «Цари» по поэмам «Борис Годунов» Александра Пушкина и «Пугачев» Сергея Есенина.

В 2019 году Михаил Захарович выпустил книгу «Отрицание книги о Викторе Шкловском». Это не просто биография, а попытка автора осмыслить темперамент и поведение своего героя. Затем Левитин собрал свои повести, написанные в разное время и опубликованные в журнале «Октябрь», в сборник «Припрятанные повести», который увидел свет в этом же году. Последней работой на литературном поприще стала книга о театре и людях, работающих в нем, которая получила название «После любви. Роман о профессии».

В этом же году он поставил несколько спектаклей: «Вне закона. Вне закона. Вне закона» по Льву Лунцу и «Меня нет дома» по Даниилу Хармсу.

На телеканале «Культура» вышла авторская передача Михаила Захаровича «Валькирия Сергея Эйзенштейна». Режиссер обращается к одному из самых масштабных и знаковых событий в биографии великого Сергея Эйзенштейна – постановке на сцене Большого театра «Валькирии» Рихарда Вагнера накануне Великой Отечественной войны.

Личная жизнь

Первый раз Левитин женился еще в молодости, когда был на втором курсе ГИТИСа. Избранницей Михаила стала очаровательная девушка Маша – сестра Алексея Бородина, худрука Российского академического молодежного театра. Маша была студенткой МГУ. Юные супруги, которым едва исполнилось 18, снимали квартиру в Пушкино.

После окончания вузов Михаил и Маша окунулись в работу. Жена Мария устроилась в Библиотеке иностранной литературы, Михаил Левитин ставил спектакли и все реже бывал в Пушкино. Любовь померкла и отошла на второй план, на первом оказалась работа в театре.

В 1969 году Левитин встретил вторую любовь – Ольгу Остроумову. Они познакомились на репетиции в ТЮЗе. Несколько лет Михаил и Ольга были любовниками: оба боялись огорчить Машу, доброй души человека. Но правду пришлось открыть.

Читайте также:  Быстрицкая биография личная жизнь дети фото биография

В браке с Ольгой Остроумовой родились двое детей. Дочь Ольга стала актрисой отцовского театра «Эрмитаж». Ольга Левитина – заслуженная актриса России. Сын Михаил Левитин – театральный и кинорежиссер.

Михаил Левитин с женой и детьми

Брак Левитина и Остроумовой длился 23 года. Его разрушила любвеобильность Михаила. Как творческий человек, он непрерывно увлекался, при этом любил жену. По словам Левитина, подруги «раскрыли» глаза Ольге, поведав о его многочисленных увлечениях. Последовал развод.

Сейчас режиссер состоит в браке с третьей женой – Марией Кондрашовой. Познакомился с ней Михаил Левитин в театре: Маша проходила учебную практику. По словам режиссера, увидев Машу, он внутренне воскликнул: «Эта девушка меня спасет!» В третьем браке родилась дочь Мария. Она, как и двое старших детей режиссера, человек творческий.

Михаил Захарович радуется успехам своим, но еще больше – детей. В 2016 году состоялся творческий дебют Михаила Левитина-младшего. Молодой режиссер представил зрителям мелодраму-трагифарс «Подлец», в которой снялись его мама, сестра Ольга, отчим Валентин Гафт, Владимир Вдовиченков и Лев Дуров. Фильм вышел на экраны после смерти Льва Константиновича.

Режиссер не выкладывает фото в социальных сетях. Поэтому все новости из личной жизни Михаила Захаровича поклонники узнают из официальных источников.

Михаил Левитин сейчас

Осенью 2020 года Михаил Левитин представил спектакль «Стерва», который был поставлен по его роману. Смысл постановки сводится к тому, что женщина становится стервой не от хорошей жизни.

Спектакль переносит зрителей в послевоенную Одессу. В центре сюжета – девочка по имени Люси. У нее есть самый лучший папа и подруга. Однако идиллия рушится в один момент. Однажды Люси узнает о том, что отец изменяет матери. Это приводит к разводу супругов. Девочка мучается чувством вины, но не может простить отца. Затем судьба наносит ей еще один удар – погибает подруга Франческа. После себя она оставляет дневник с фантастическими заметками, которые заканчиваются фразой «Я верну тебе отца». Люси с головой уходит в чтение. Таким образом, она становится на долгий путь прощения дорогого сердцу человека.

Спектакль получился искренним и добрым. На сцене блистало новое поколение актеров – ученики Михаила Захаровича. Люси исполнила Диана Шульмина, а Франческу – Анна Богдан. Роль отца досталась Станиславу Сухареву.

Михаил Левитин определил жанр спектакля как мелодрама. Его основная цель заключалась показать зрителям, что нужно прощать друг друга, несмотря на обиды и предательства.

Фильмография

  • 2004 – «Чудеса в Решетове»
  • 2006 – «Девочки»

Источник

21 сентября народной артистке России Ольге Остроумовой исполняется 70 лет. Трогательные факты о ней рассказали «Антенне» мужья – нынешний и бывший, дочь, сын, а также впервые – внуки, сестры и брат.

Текст:
Елена Мильчановска·21 сентября 2017·

Валентин Гафт, 82 года, народный артист РСФСР, третий супруг (в браке с 1996 года по настоящее время)

— Это очень дорогой человек для меня. Отношусь к Ольге не только как к жене, прекрасно понимаю, что она – великолепная актриса. Каждый раз удивляюсь, когда вижу ее в доме и когда иду в театр. Я люблю ее за все, а за талант особенно. Все больше восхищаюсь ею, когда замечаю, как она живет на сцене тем, что накапливает дома.

Обращаюсь с ней бережно, как к существу очень нежному и тонкому. Она потрясающая мать и бабушка, замечательная жена. Мне жаль, что она на меня тратит столько сил, потому что я неважно себя чувствую. Она великолепно относится ко мне, помогает и понимает. Она святая. Хотя человек она довольно непростой, она индивидуальность. Работа у нее тяжелая. Быть актрисой в таком возрасте… Но я не вижу в ней старость, в ней полно энергии, голова прекрасно работает, она красивая. Я рад, что к ней так относятся люди и будут праздновать ее юбилей.

Первый раз я увидел ее в кино «Доживем до понедельника». До сих пор ее роль абсолютно живая в моем воображении. Помню интонации, в ней столько женского, обаятельного, светлого. Есть заряд на будущее. Этот человек еще принесет некоторым радость, некоторым – счастье.

— Влюбился сразу. Когда увидел ее в жизни, меня поразило абсолютно все – как она разговаривала, как смотрела, как была хороша. Я снимался в «Гараже» и представлял себе, как подкачу к ней. Но она уже была замужем, у нее были дети. А потом я увидел ее выступление по телевизору и понял, что она одинока, в смысле, что разошлась со своим мужем. И мы с ней встретились через два дня на выступлении в одной организации. Все.

Она очень скрытый человек. Но ничего не пропускает, у нее в памяти остается любое твое хорошее и плохое движение. Меньше говорит, а больше делает. Я могу наболтать и не сделать, а она если скажет, то это будет так, как она сказала. Как хозяйка она готовит то, что нравится всем. Мне нужно что-то попроще и повкуснее. Я не жалуюсь. Все нормально. Есть что-то, что выше этого.

Желаю, чтобы ее юбилей прошел симпатично, без лжи, по-человечески и не очень громко и пусто. Она ненавидит все эти юбилеи, потому что это лишняя трата времени, переживаний и денег, и там врут бессовестно. Но здесь нельзя соврать, потому что она хороша. Да и отмечать надо: жизнь быстро проходит. Она настоящая народная артистка, одна из лучших в стране, ее все любят. И, по сути, она – человек, который переживает все вместе со временем. Она понимает, где живет. Она чистая, а это редкое качество.

Михаил Левитин-старший, 71 год, народный артист России, худрук театра «Эрмитаж», второй супруг (в браке с 1973 по 1993 год)

– Первый раз я увидел Ольгу на спектакле «Мещане» в московском ТЮЗе, где она считалась ведущей актрисой и играла главные роли. Абсолютно никакого впечатления не произвела. Напоминала что-то такое заброшенное – жена моряка, который в далеком плавании. А через несколько дней я случайно проходил по балкону, посмотрел вниз и заметил, как они с Юрием Ереминым репетируют внеплановый спектакль «Как дела, молодой человек?». И я увидел красавицу, которую раньше не замечал. Вот такие были два разных впечатления в одном театре за одну неделю.

Что касается ролей, то я мало с ней работал, хотя она и тяготела к тому, что я делал. Сыграла у меня только в «Господине Мопассане» и еще репетировала Маргариту для «Мастера и Маргариты», но спектакль не вышел. Вот все говорят про нехорошую карму этого романа Булгакова, и во время его постановки со мной тоже случилась беда – клиническая смерть. Оля меня спасла. Благодаря ее известности ей разрешали быть в реанимации, и она была со мной… Без ее поддержки я бы не выкарабкался. Только она вытянула меня с того света.

– У нас был красивый, счастливый брак. Она родилась с очень стройным, цельным и правильным мировоззрением и за время нашего семейного союза менялась только к лучшему. Я до сих пор дружен с ней. Дружбу мы сохранили не сразу. Но поскольку дети у нас прекрасные и относились хорошо и ко мне, и к ней, то они нас держали вместе. Бывало, она в своих интервью пыталась меня поругать, но это все позади. Сейчас мы часто разговариваем, встречаемся. Гафт меня не ревнует. Он мой любимый артист, и я очень доволен, что он есть в семье. У меня никаких нет претензий. Все на свете проходит.

Читайте также:  Владимир кузьмин биография личная жизнь

Ольга Левитина, 41 год, актриса, дочь

— Когда я вспоминаю детство, то самая яркая картина: мама с папой собираются куда-то на выход. Она стоит перед зеркалом потрясающе красивая. С изумительными волосами, глазами, и папа вокруг нее такой гордый ходит, что он обладатель такой идеальной красоты.

Еще помню, когда мне было лет шесть, меня водили на творческие вечера, а там непременно показывали сцену, где ее убивали. Все переживали, плакали. Конечно, ребенку это было смотреть тяжело. Но потом меня выводила на сцену живая мама в блеске своей красоты, и эта красота меня успокаивала.

В детстве она была крайне доброй, понятливой мамой-другом. Никогда не навязывала, а только объясняла. Она обращалась с детьми как со взрослыми людьми.

Я окончила семилетку в музыкальной школе и, как все дети, не любила заниматься. Могла часами вредничать, не ту ноту нажимать. Тут она могла вспыхнуть, прикрикнуть, но это минутные вещи. Она готова понять человека, но не любит глупого упрямства. Она справедлива. Чем взрослее я становлюсь, тем меньше боюсь маму.

— Она любит красивую одежду, достаточно строгий стиль. Ее раздражает современная небрежность. Я когда тороплюсь, говорю ей, что потом наряжусь и накрашусь, а она: «И в жизни надо быть красивой». Иногда она мне дарит свои вещи. У нее глаз-алмаз. Увидев человека, она может потом безошибочно купить ему точно по размеру вещь в магазине. Очень точно определяет параметры, ни разу не ошиблась. Поэтому никогда не спрашивает у нас размеры.

Михаил Левитин-младший, 34 года, режиссер, сын

— Все мое детство связано с мамой, которая была бесконечно с нами. Сейчас я понимаю, что она, наверное, отказывалась из-за этого от кучи ролей. Если ей приходилось выбирать между семьей и работой, то на первом месте, конечно, была семья. Мамой она была исключительной, ею и остается. А бабушка она выдающаяся. Она совершенно не была к нам строга, а, наоборот, очень демократична. Я никогда не помню, чтобы она разговаривала с нами снисходительно или сверху вниз, всегда на равных. Может, и надо было иногда построже.

Она человек чрезвычайной доброты и огромной жертвенности. Все время всем помогает, и, будучи человеком такого склада, она, конечно, очень устала. Иногда помогает через раздражение. Она раздражена, ей тяжело, но она это делает. Она все делает за всех, такой у нее характер.

Она сама любит рассказывать историю о том, как я сидел и уплетал макароны, а было мне лет пять, и вдруг выдал сентенцию: «Самое главное в жизни – это еда». И она искренне испугалась и спросила пятилетнего ребенка, неужели я в самом деле так думаю. Ей показалось, что растет ужасный циник и скептик. «А как же для души?» – переспросила она. Я с набитым ртом ответил: «А для души – любовь». И тут она успокоилась. В этом вся мама.

— Как внучка священника, она верующий человек, но при этом давала нам в плане веры свободу. В церковь нас не водили, папа ведь еврей. Зато она «крестит», в смысле обращает в православие, всех евреев, с которыми живет. Она привела в Церковь и папу, и Гафта.

Самое главное ее качество – наивность, которая идет от веры в людей. Она не может человеку не поверить. Она из тех людей, которые всех по себе меряют. Она требовательна к себе и поэтому требовательна к окружающим.

Когда родители развелись, я взял с них обещание, чтобы они до моего семнадцатилетия ни на ком не женились и не выходили замуж. И я узнал, что они поженились с Гафтом, когда мне исполнилось 17, а произошло это, наверное, когда мне было 13. Четыре года она хранила верность слову, данному девятилетнему ребенку. Это очень показательно для нее. Это проявление уважения к личности, особенно к своим детям.

Раньше она говорила, что для нее главное – дети, а сейчас так говорит о внуках. Мы стали сложнее, в чем-то оправдали надежды, в чем-то нет, а вот о внуках она говорит исключительно восторженно и с любовью.

— В ней есть внутренняя мудрость, которая проявляется в том, что она совершенно не стала противопоставлять Гафта моему папе. Она всячески поощряла мое общение с отцом, мама никогда не делала из Валентина Иосифовича замену папе.

В школе я был способный ученик, но в переходном возрасте перестал уделять внимание учебе в какой-то момент. А мама настолько уважала меня и мою сестру Олю, что никогда не проверяла наши дневники. И вдруг один раз за полгода решила проверить… и увидела там огромное количество воззваний от учителей, что я качусь по наклонной плоскости. И она стала колошматить меня этим дневником. Но это было не больно, а смешно. И она отходчивая.

Зато она очень напрягается от наших успехов и неуспехов в театре. Когда пришла на мою первую работу в театре «Эрмитаж» – спектакль по Зощенко, то боялась, что ей не понравится. И когда ей понравилось по-настоящему, она об этом сказала с огромной гордостью и стала относиться ко мне как к режиссеру.

После этого я в соавторстве написал сценарий к фильму «Подлец», который сняли в 2016 году, он скоро выходит в прокат. Я думал, что такой великолепной актрисой, кроме меня, ее никто не покажет. Она играет там превосходно. Это одна из лучших ее ролей. Обычно ее красота застилала ее талант в глазах режиссеров, а в моем фильме она играет замечательную трагикомическую роль. Во время съемок она все оценивала критично, но с чувством долга. В первый съемочный день, когда я сделал что-то не так, она разрыдалась.

Сейчас я собираюсь с ней делать спектакль в Театре имени Моссовета. Я понял, какое произведение ей подходит. Это один роман Грэма Грина. Мы уже написали инсценировку, репетиции начинаются в конце сентября. Я прочитал маме черновик, и она ко всему хорошо отнеслась, но была напряжена, потому что я где-то путался.

Юбилейный вечер в ее честь готовлю тоже я. Он пройдет 9 октября в Театре имени Маяковского, потому что в Моссовете нет традиции делать юбилеи своим артистам, хотя 21 сентября она там играет, и после тоже будет чествование. Приходите, «Антенна», и туда, и туда, приглашаем! Думаю, когда мама прочтет то, что вы для нее подготовили, ей будет приятно.

Захар Левитин, 10 лет, внук, сын Ольги

— Бабушка добрая и хорошая, помогает мне во всем, о чем ее просят. Например, я хотел поставить палатку, но не знал как. Она мне все показала и объяснила, больше никто из взрослых не смог. Мы ее смастерили из старых качелей, какого-то покрытия. Она у нас стоит во дворе, потому что в лес ее не донесешь. Мы там играли с бабушкой и моим другом Серафимом, как будто мы там живем. Бабушка легко это делала.

Читайте также:  Дмитрий дюжев биография личная жизнь фото

Когда я прихожу в гости, она готовит борщ со сметаной или пельмени. Все очень вкусно. На сладкое блины иногда.

Мы часто играем в карты (в подкидного дурака), шашки, шахматы. В шашках больше я выигрываю, в шахматах – она. В карты – как получится, мы играем на просто так.

В школе хорошо относятся к тому, что бабушка – известная актриса. Не завидуют. Мы писали сочинение про свою семью, и я написал, что она хорошая и снималась во многих фильмах. И что она очень умная, помогает мне уроки делать, проверяет. Легче всего ей помогать по русскому и по чтению. За сочинение получил пятерку.

– Бабушка дарит подарки, обычно лего, за соревнования. Я хожу в спортивную школу по плаванию. Пока самое высокое было четвертое место. Если займу призовое место, то тоже лего подарит, но больше.

Однажды мама бабушки искала очки и не могла их найти, а я увидел их у нее на лбу и сказал ей.

Я видел «А зори здесь тихие…», плакал. Это мой самый любимый фильм с ней.

Полина Левитина, 9 лет, внучка, дочь Михаила

– Бабушка добрая, меня не наказывает. Она помогает нам делать домики. Подарки мне бабушка дарит не как Захару за плавание, а просто так, мы ни о чем не договариваемся – это было бы нечестно.

Очень люблю суп из плавленого сырка. Это и папин любимый суп.

— Бабуля боится, когда начинается обычный детский крик, она бросается вмешаться, выдыхается и каменеет от усталости. Она называет меня самым мудрым человеком в семье.

Я занимаюсь балетом у Илзе Лиепы, и в этом году бабуля танцевала со мной в Большом театре танец-сражение. Она была злодейкой, но я ее не боялась.

Фаина Левитина, 5 лет, внучка, дочь Михаила

– Бабуля очень хорошая. Когда мы в сентябре в Болгарии, она купила нам много продуктов и все подмела в доме. Она говорит со мной, приезжает попить кофе. Она остается с нами на ночь, если папа и мама уходят. Играет в Рапунцель.

– Я дома делаю театр, хочу стать актрисой для бабули.

Раиса Остроумова, 85 лет, инженер-гидротехник (проектировала Саратовскую ГЭС), живет в Саратове

– Последний раз с Олей мы виделись с ней в декабре прошлого года. Она приезжала в Саратов на гастроли на один день. Мы с сыном и снохой ходили на ее постановку.

Совсем маленькую я ее не очень помню, потому что училась в Ленинграде в институте тогда, и она росла без меня. Хотя я в детстве ее почти не видела, но она всегда представлялась мне наряженной и играющей в актрису. Помню, что с ранних лет она участвовала в работе народного театра при Дворце железнодорожников. Играла там в спектаклях и всегда хотела быть актрисой. Никто не возражал.

Ее отпустили в Москву, где у нас никогда никого не было – ни родни, ни знакомых. Она сама поехала, как говорится, с пирожками. Поступила и пробивала дорогу без всякой помощи.

Верхний ряд: мама Наталья, папа Михаил, сестра Раиса. Внизу: Ольга, брат Георгий, сестра Людмила

– Мы с ней довольно часто виделись в прежние времена, она с детьми приезжала ко мне на дачу. Сейчас, конечно, гостим друг у друга реже. Я уже никуда не выезжаю, и у нее внуков много, да и возраст такой, что она очень устает от спектаклей, работы. Но перезваниваемся. Мы в курсе всех дел друг друга.

Людмила Остроумова, 78 лет, инженер-лаборант по испытанию ракетного топлива, живет в Самаре

– Мы дружны, никто не спорил за наследство. Всегда заботимся друг о друге и беспокоимся. Созваниваемся, узнаем о здоровье. В прошлом году мы месяц жили у Оли на даче, когда она уезжала на фестиваль. Она всегда придет на помощь. За это я ей очень благодарна.

Когда у нас в доме был новогодний праздник, папа брал скрипку (он это делал очень редко, потому что у него пальцы сгибаться перестали), а мы обязательно наряжались. После войны в школах были карнавалы-маскарады, и костюмы шили за месяц. Их делал папа, а Оля получала призы. Она была Шахматная королева – юбка-солнце с нашитыми квадратиками в виде шахматной доски и кофточка с пуговками из жатой материи долго хранились у нас в семье.

Ольга Остроумова с сестрами Раисой, Людмилой и их мамой

– Способности ко всему у нее мамины. Любовь к литературе и искусству, наверное, папины. Наш самый большой багаж от него были 50 ящиков книг. Папа собирал библиотеку, а тогда записывались и стояли ночью за собраниями сочинений. А мама была очень трудолюбивой. Все это от родителей передалось нашей Оленьке.

Георгий Остроумов, 72 года, главный специалист по сооружению канатных дорог, брат, живет в Самаре

– Пуск-наладка, монтаж – в Белоруссии, на Урале, Кавказе, со своими канатными дорогами я объездил весь Союз, было много командировок, и я мог себе позволить остановиться на пару дней у Ольги, сходить в театр на ее спектакли. Сейчас мы общаемся только по телефону. Ехать для меня дорого. Но отношения нормальные, и мы все время на связи. Видимся, когда она иногда приезжает в город со спектаклем.

В детстве, с одной стороны, мы, конечно, любили друг друга, но и дрались. По возрасту мы ближе друг к другу – у нас разница всего два года. Но, с другой стороны, я же ее и защищал от всех, кто ее обижал. Она была достаточно своенравная. Может, из-за этого драки были. Может, я ее таким образом учил.

– Она была красавица и в школьные годы нравилась многим. Это было, с одной стороны, приятно, а с другой – немного тревожило меня как брата.

Она довольно жесткий человек – ей пришлось такой стать, потому что вся семья – мужья, дети, внуки – всегда были и есть на ней. Но, с другой стороны, она любящая мать, бабушка, жена. И за всеми следит, и всем все делает.

Родилась: 21 сентября 1947 года в г. Бугуруслан Чкаловской обл. РСФСР (ныне – Оренбургская обл.) в семье учителя физики и домохозяйки.

Образование: ГИТИС.

Карьера: с 1970 по 1973 год – актриса Московского ТЮЗа, с 1973 по 1983 год – Театра на Малой Бронной, с 1977 по 1983 год – театра «Эрмитаж», с 1983 года по настоящее время – Театра имени Моссовета. Снялась более чем в 60 фильмах и сериалах, среди них – «Доживем до понедельника», «А зори здесь тихие…», «Гараж», «Бедная Настя», «Не родись красивой».

Семейное положение: замужем в третий раз, за Валентином Гафтом (с 1996 года). Дети: дочь Ольга (41 год), сын Михаил (34 года). Внуки: Захар (10 лет), Полина (9 лет), Фаина (5 лет), Леонид (6 месяцев).

Источник