Милюкова нина николаевна биография личная жизнь

Наше расследование: кто довел до смерти знаменитого скульптора

Следствие уже полгода бьется над уравнением, в котором, казалось бы, нет неизвестных. Типичный лю­бовный треугольник. Мужчина фа­натично любил свою первую жену, но потом развелся и женился на молодой. И почти сразу же умер. И решение вроде бы полицейски­ми найдено: в ближайшее время дело может быть передано в суд. Обвиняемая — 33-летняя Татьяна, она же вдова, которая, по версии следствия, давала несовместимые с алкоголем лекарства 67-летнему мужу — миллионеру-реставратору Виктору Белоусову.

Зелье для любимого

Весной прошлого года в Турции скончал­ся реставратор Виктор Белоусов. Его завод и прочее наследство, которое оценивается в несколько сотен миллионов долларов, отош­ли к вдове, Татьяне Белоусовой. Но вскоре щелковский городской прокурор Сергей Ма­мочев обратился в суд с иском о признании недействительным брака между Татьяной и Виктором. Прокурор уверял, что брак был фиктивным, поскольку разница в возрасте между супругами составляла 35 лет, отноше­ния между ними были сугубо деловые, а не близкие. Однако суд в удовлетворении иска отказал. А еще спустя пару месяцев след­ственный отдел по г. Щелково СК возбудил против Татьяны уголовное дело по статье 109 УК «Причинение смерти по неосторожности». 33-летняя Татьяна подозревалась — внима­ние! — в том, что регулярно заставляла своего мужа употреблять спиртное.

Но спаивать — одно, а вот давать при этом несовместимые со спиртным препара­ты — со-о-овсем другое. А именно эту версию выдвигают теперь следственные органы.

Передо мной результаты двух экспертиз (труп вскрывали дважды — в Турции сразу после смерти и в России уже после эксгу­мации). И, кстати, сама «безутешная» вдова мне говорила, что она рассчитывает именно на турецкую экспертизу: «Турок подкупить не­возможно, а наших — сами знаете».

Итак, заключение турецких экспертов:

смерть наступила от мультиорганной недостаточности на фоне хронической бо­лезни печени (цирроза), в крови алкоголя не обнаружено, есть мидазолам.

А вот результаты российских медиков:

смерть наступила от нарастающего отека головного мозга, найден мидазо­лам, диазепам, аминазин.

Вопросов возникает много. Почему ту­рецкие судэксперты не нашли алкоголя, когда доподлинно известно, что в турецкую больни­цу он был госпитализирован после того, как его сняли с самолета в пьяном виде? Более того, по запросу СК из кемерской больницы прислали ответ, что в крови у него обнаружи­ли 2,24 промилле алкоголя, что соответствует средней степени опьянения. Почему во вто­рой экспертизе появились два препарата, ко­торые не указаны в первой? Если у миллионе­ра был цирроз, то почему он об этом не знал, а если знал, то почему не лечился? И почему вторая экспертиза об этой болезни ничего не говорит?

— Никакого цирроза печени у Виктора не было, — уверена врач, к.м.н. и давний друг семьи Наталья Ивановна (имя изменено). — А такая болезнь просто не может развиться внезапно или за пару месяцев. У Белоусо­ва была кипа всяких анализов, которые ему делали в лучших клиниках Германии, он там предпочитал лечиться после того, как сломал себе ноги. Ничего патологического.

Не думаю, что он мог бы спиться и «за­работать» цирроз буквально за несколько месяцев. Если только ему не давали какие-то препараты… А вот на фоне систематического употребления лекарств, которые не совме­стимы с алкоголем, мог случиться тот самый отек головного мозга, который показала вто­рая экспертиза.

Роковая женщина №1. Все дело в шляпе

Итак, если это все-таки убийство, то только ли наследнице Татьяне оно было вы­годно?

Начнем с первой большой любви Белоу­сова — Нины Милюковой. В молодости Нина работала в гостинице «Космос», но помимо этого небезвозмездно (так сказать, за взятки) помогала людям получать квартиры в Бело­каменной. Задержали ее в ноябре 1984 года. Приговор советского суда был суров: 13 лет лишения свободы в исправительно-трудовой колонии общего режима с конфискацией имущества, с взысканием в доход государ­ства 2000 рублей. К тому времени Виктор был влюблен в нее по уши (познакомились, когда Нина еще была замужем за другим). В общем, он предложил ей руку и сердце. Свадьба со­стоялась в августе 1986-го прямо за решет­кой. Любо-овь! Виктор приложил максимум усилий и средств для того, чтобы его «муза» вышла на свободу как можно раньше (срок ей скостили до 6 лет, а потом еще попала под амнистию).

Супруги создали фирму художественного литья «Вель». Запомните это название.

Но вернемся к сюжетной линии. В 1994 году в Москве стартовала государ­ственная программа жилищного строитель­ства с привлечением средств граждан. По­скольку Милюкова имела «богатый опыт» работы с жильем, а Белоусов — друзей в пре­фектуре СВАО, чета к программе подключи­лась.

— Меня познакомил с ними помощник префекта Сергей Киржаков, который дружил с супругами, — рассказывает муниципаль­ный депутат Марина Овчинникова. — Я хо­тела купить квартиру в будущем доме ЖСК «Гама» и входила в инициативную группу. По настоянию Киржакова инвестором выступа­ла компания «Вель» — предполагалось, что она заберет себе 45% квартир в новом доме. А дальше стали происходить чудеса рас­чудесные. «Вель» «кинула» турецких строите­лей больше чем на миллион долларов — все подтверждающие документы у меня были на руках, — а потом еще заявила, что ЖСК дол­жен ей миллион. «Вель» добилась признания «Гамы» банкротом и квартиры забрала себе. С этих денег, похоже, у Милюковых-Белоусовых появились первые их замки, дачи и т.д. Я за­валила правоохранительные органы жалоба­ми и… сама оказалась в тюрьме! Уголовное дело на меня возбудили в 1999-м по заявле­нию Виктора Белоусова, но он перед самой смертью сказал, что заявления на меня не писал, все это проделки Нинки.

Марина Львовна освободилась в 2005-м и снова ринулась в бой. И добилась-таки сво­его.

Одновременно было (наконец-то!) при­нято заявление от турецкой компании «Огул Иншаат». Над Милюковой нависла угроза сразу двух уголовных дел. Но тут случилось очередное чудо. Материалы первого дела из УВД СВАО изъял начальник ГСУ ГУВД Москвы генерал Иван Глухов. Знаете, с каким обосно­ванием? Дескать, в этом подразделении по­лиции и без того много дел, так что мы сами этим займемся. Занялись…

■ ■ ■

Что касается заявления турецкой компа­нии, тут спас Милюкову ОБЭП (будущий ГУЭ­БиПК). Сам факт преступления полицейские признали, но… в возбуждении уголовного дела отказали тоже в связи с истечением сро­ка данности. И снова дело в шляпе!

Мы так увлеклись рассказом, что забы­ли про Белоусова. Официально Милюкова развелась с ним в 2010 году и уже через ме­сяц (!) объявила себя банкротом. И у «Вель» задолженность составила около 7 миллиар­дов рублей. Но Нину Николаевну, видимо, это не особенно тревожит. Они живет себе припеваючи в Москве и все у нее на самом высшем уровне.

Роковая женщина-2. Ложь во благо лгущего

Новая женщина, Татьяна из Днепропе­тровска, появилась в жизни Виктора неожи­данно, примерно лет за шесть до его смерти. Сначала она исполняла роль секретаря, затем еще и водителя, переводчика, сопровождала его в командировках и на всех встречах и на­конец получила статус любимой женщины.

У Татьяны, кстати, была собственная се­мья — муж Сергей и дочь Ксения. С Сергеем она рассталась, причем настаивала, чтобы он отказался от дочери. Мечтала, чтобы девочку (тогда ей было 13 лет) усыновил миллионер Белоусов. Но Сергей отказываться от своей кровинушки Ксении не стал. А потом загремел за решетку по обвинению в изнасиловании до­чери! Сокамерники рассказывают, что у него был сильнейший шок, даже слегка заикаться стал… Суд приговорил его к 15 годам.

— Когда я проводил адвокатское рассле­дование, то понял, что Татьяна заставила дочь оговорить отца, — рассказывает бывший за­щитник Татьяны Белоусовой, Вадим Лялин. — И потом девочка призналась во всем на каме­ру журналистам одного из телеканалов.

Цитата из программы «Человек и закон»

«Я сказала маме, что я не хочу оговари­вать отца, но она стала кричать. Она уме­ет мною управлять. Я сама даже не знаю, как… Приходилось говорить на суде… Я не хочу об этом вспоминать… Ничего этого не было из того, что я говорила про папу. Пришлось. Я до сих пор пытаюсь понять, как я это сказала, как все это вы­шло…»

Дочь Татьяны.

На видео Ксения рассказывает, что мама всегда могла надавить на нужные «кнопки». Говорит, что ей дали шпаргалки с фразами, которые она заучивала и произносила следо­вателю и судье… Сожалеет о случившемся и хочет, чтобы папу освободили.

Кому верить? Матери или дочери? Татья­на никого к ней не подпускает. Сама она, еще недавно такая разговорчивая и откровенная в интервью со мной, сменила номера теле­фонов, на электронные письма не отвечает. Стена. Кто ее пробьет? Может, пора этим заняться полиции? В правоохранительных органах, по моим данным, проверяют инфор­мацию о непричастности отца девочки к пре­ступлению, в котором его обвинили. И если все подтвердится, мужчину освободят.

— Я ей вначале верил, но потом заметил странности: некоторые несостыковки в рас­сказах, резкие перемены настроения, прова­лы в памяти, — рассказывает Лялин. — Она совершенно по-разному описывала события той ночи, когда Белоусов умер. Оказалось, они оба накануне попали в больницу пьяные. Мне это подтвердили и бортпроводники, ко­торые высадили их из самолета, и медики кемерской больницы. Причем она была даже сильнее пьяна. Просто организм у нее моло­дой и здоровый, и ее вывели из этого состоя­ния быстрее. Где правда? А в естественной смерти Виктора я лично очень сомневаюсь.

«Я же не больной» — это Виктор говорит про то, что не женится на Татьяне, за несколь­ко месяцев до свадьбы. Слушаю диктофонные записи, сделанные его друзьями, — они опа­сались за его жизнь, потому решили подстра­ховаться, — и не верю своим ушам.

Человек, которого богатым сделал… рак

Вернемся к самому началу задачки. Итак, был мужчина и его две женщины.

— С Татьяной познакомила его сама Нина, — уверяют друзья. — То есть бывшая привела к нему жену будущую. Сложно по­верить в то, что Милюкова просто так отдала бы Витю. А ведь это могла быть продуманная комбинация. Милюкова была уверена в том, что с Татьяной он и его деньги под присмо­тром. Возможно, между женщинами была какая-то договоренность.

Боюсь даже предположить какая. Но вы­яснилась удивительная вещь: еще до того, как турецкие врачи констатировали смерть Белоусова, выходит, что об этом знала Ми­люкова. Я нашла свидетеля, который уверя­ет, что звонил Милюковой 5 апреля 2013 года в 11.40 (распечатка телефонных разговоров имеется). Но та заявила: «Встреча отменяет­ся. Только что узнала — умер бывший муж».

В Кемере в это время было 10.40. Так вот цитирую документ, подписанный турецким прокурором: «Около 10.25 его сердце оста­новилось, была проведена реанимация, но, несмотря на усилия врачей, спасти не уда­лось, и в 10.55 была констатирована смерть». В больнице с Виктором была только Татьяна. Выходит, она сразу же бросилась звонить Нине Милюковой? Даже не дожидаясь окон­чания реанимации? Так была уверена, что его не спасут?

Ну а что произошло после, мы можем лишь предполагать. Две женщины могли рассориться. Сейчас Белоусова буквально прячется от Милюковой, просит спецслужбы, чтоб ее защитили…

Обе дамы и впрямь с сомнительным прошлым и настоящим. Неужели сам мил­лионер не мог разобраться в сути каждой? Мог, конечно, мог. Слушаю его откровения, записанные на диктофон незадолго до смер­ти. Он искренне говорит, что ему так надоели все проделки Нины. И, кстати, однажды (дело было в конце 2011 года) он даже обратился в суд, требуя признать фальшивыми подписи, сделанные якобы им на кредитных договорах (кредиты брала Милюкова).

Но был ли сам реставратор бедной обма­нутой овечкой?

То ли с возрастом, то ли по какой другой причине у Белоусова появилось желание все рассказать. И про дружбу с «великими», и про покупку генералов, и про заказные дела… Слушать это еще и страшно… Потому что жертвой таких, как он, может стать каждый из нас, понимаете?!

Ева МЕРКАЧЕВА.

Источник

Как стало известно “Ъ”, СКР прекратил уголовное дело в отношении президента некоммерческого партнерства “Центральное агентство антикризисных менеджеров” Сергея Резника. Он обвинялся в мошенническом вымогательстве $5 млн у предпринимательницы за решение ее проблем с кредиторами, главным из которых являлся Росбанк. Собрав “комплекс противоречивых доказательств”, следствие пришло к выводу, что нет достаточных оснований утверждать, что в действиях господина Резника присутствуют признаки мошенничества.

В основу возбужденного в сентябре 2013 года по ч. 3 ст. 30 и ч. 4 ст. 159 УК РФ (покушение на мошенничество) в отношении Сергея Резника уголовного дела легло заявление в ГУЭБиПК МВД председателя совета директоров экспериментального художественно-производственного объединения (ЭХПО) “Вель” Нины Милюковой. В нем ранее судимая владелица крупного бизнес-центра в доме 5 на улице Бутырский Вал утверждала, что антикризисный менеджер за смену конкурсного управляющего ее компании требовал $5 млн. Задержали господина Резника при получении $1 млн, из которых $900 тыс. оказались “куклой”. Более полугода он провел под домашним арестом. Сначала расследованием этого дела занималось ГСУ СКР по Москве. Однако спустя месяц материалы передали в следственное управление по ЦАО СКР по Москве. Еще через полгода оно вновь вернулось в столичное ГСУ, которое в итоге не нашло оснований для привлечения Сергея Резника к уголовной ответственности.

В этом деле весьма много странной и противоречивой информации. И в первую очередь она содержится в показаниях самого господина Резника. Например, сначала он утверждал, что именно Нина Милюкова предложила ему от $3 млн до $5 млн за то, чтобы он помог ей с “реструктуризацией долгов, во взаимоотношениях с кредиторами”, с заменой “арбитражного управляющего на ее человека”. Затем господин Резник неожиданно признается, что сам объявил ей, “как он подумал, нереальную сумму $5 млн”.

Не менее странной оказалась и встреча антикризисного менеджера с Ниной Милюковой в отеле “Ритц Карлтон”, после которой он и был задержан сотрудниками ГУЭБиПК. В своих показаниях Сергей Резник утверждает, что никак не ожидал, что в этот день госпожа Милюкова привезет ему деньги. При этом отказаться от них он не мог, поскольку “боялся резко испортить с Милюковой отношения”. Далее, видя, что женщина нервничает, Сергей Резник брать сумку с деньгами не стал, предложив Нине Милюковой отнести в ее Audi. Затем сказал, что поедет за ней на своей машине. На Неглинной улице господин Резник позвонил госпоже Милюковой на мобильный и попросил остановиться. После этого отправил за сумкой с деньгами своего водителя. Когда сумка оказались в его машине, в дело вмешались оперативники.

В ходе следствия господин Резник не отрицал получение миллиона. Впрочем, по его словам, эти деньги заявительница передала ему не за отстранение конкурсного управляющего, а за ранее оказанные услуги. Среди них он назвал помощь в уменьшении долга ЭХПО “Вель” перед Росбанком на 1,1 млрд руб., а также содействие в обратном выкупе имущества фирмы. Ранее, как говорится в материалах дела, господин Резник не получил за это ни копейки. Тем не менее ссориться с Ниной Милюковой он не хотел, “рассчитывая заработать куда больше в дальнейшем при банкротстве ее предприятия”. Из имеющихся в деле свидетельских показаний следует, что вознаграждение конкурсного управляющего составило бы примерно $13 млн.

Впрочем, есть в деле и показания против госпожи Милюковой. Так, конкурсный управляющий Алексей Калюжный, смещения которого добивалась глава ЭХПО “Вель”, назвал задержание господина Резника “провокацией, организованной Милюковой благодаря своим связям в полиции”. По его словам, таким образом, она хотела скомпрометировать как Сергея Резника, так и его самого как “не желающего участвовать в ее аферах”.

Проанализировав все имеющиеся в деле доказательства, следствие установило, что господин Резник действительно получил от Нины Милюковой $90 тыс. и муляж $910 тыс. При этом, как говорится в материалах дела, “единственным доказательством, свидетельствующим о совершении Резником уголовно-наказуемых действий в отношении Милюковой” являются лишь ее собственные показания, “отражающие исключительно ее субъективную оценку расследуемых обстоятельств”. Также следствие пришло к выводу, что Сергей Резник никакого отношения к смене конкурсного управляющего не имел — это была инициатива самой Нины Милюковой. К тому же такие решения принимает арбитражный суд, на который обвиняемый повлиять не мог. Сам господин Резник в процедуре банкротства ЭХПО “Вель” оказывал юридическую помощь по просьбе крупнейшего кредитора — АКБ “Росбанк”. Имеющиеся в деле показания госпожи Милюковой о том, что он был в сговоре с бывшим председателем правления этой финансовой структуры Владимиром Голубковым (обвиняется в коммерческом подкупе по другому делу), которому якобы предназначался откат в размере 60-70% от полученного вознаграждения, своего подтверждения также не нашли.

Олег Рубникович

Источник

Этот тандем, пожалуй, классический пример партнерского брака. Муж придумывает проекты, жена их реализует. В этой семье трудно определить, кто вторая половина, а кто — первая.%???%Autor??????

Маргарита Озерова: Как же у вас распределены обязанности?

Нина Милюкова: Виктор — стратег, я тактик. Он голова, а я руки. Он генерирует идеи, а мне приходится воплощать их в жизнь. Иногда его проекты кажутся безумными, я спорю. Но чаще он оказывается прав.

Витя очень мудрый с житейской точки зрения, он реалист, хорошо разбирается в людях. О камнях и металлах знает практически все.

И потом, за любое дело он берется с душой. Он даже мясо готовит лучше меня — со всевозможными приправами. И еще приговаривает, что самое главное — подать блюдо в нужное время, когда кушать хочется.

М.О.: Виктор Борисович, а какая определяющая черта в характере вашей супруги?

Виктор Белоусов: Она невероятно энергична, настойчива и в то же время бывает по-детски беспомощна. Как и все женщины, Нина — максималистка. На ней держатся все наши дела. Моя задача — «родить» идею и забыть про нее.

По своему первому образованию Нина — специалист по статистике. Когда в 1989 году мы создали фирму «Вель», Нина стала заниматься бухгалтерией, окончила финансово-экономический институт. У нее поразительное чутье в бизнесе. Она безошибочно чувствует, какие производства принесут прибыль, и никогда не влезает в авантюрные сделки. Мы с ней ни разу не сыграли ни в одну ГКО, не вложили деньги ни в одну пирамиду. На бирже заключали сделки, но там другое дело — анализ, расчет. Нина придерживается мнения Маргарет Тэтчер: «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке».

М.О.: А как появилась ваша фирма?

Н.М.: Когда началась перестройка, мы долго не верили, что это всерьез, и выжидали. Потом не раз жалели об упущенном времени. Начинали мы с художественного литья. Для Виктора организовать это производство было несложно, так как он все умеет делать своими руками.

Виктор родом из-под Архангельска (Вель — это речка на его родине). В Москву попал в начале 60-х. После армии, где за два года он стал первоклассным специалистом по радиоэлектронике, его послали в один из московских «ящиков». Работа была денежная, но скучная.

И тут недалеко от дома открыли ювелирную мастерскую. Витя стал ходить к мастеру учиться. Без портвейна мастер его не принимал. Через три месяца ювелир ушел в запой, и Витя сам стал экспериментировать.

Потом, когда открыли ювелирную мастерскую на Кузнецком мосту, мастер перешел туда (он был один из лучших ювелиров в Москве). Потянулся за ним и Виктор. Ювелирка была его хобби. И тут грянула выставка молодых талантов, на которой работы мужа получили приз. За ночь Виктора официально оформили в мастерскую художником-ювелиром.

В.Б.: Эпоха «застоя» была для меня интереснейшим временем. Работал я по шестнадцать часов в сутки, часто даже ночевал в мастерской. Читал очень много книг по ювелирке — и дореволюционных, и заграничных, какие мог достать. Львиную долю заработанных денег тратил на дорогие швейцарские инструменты — на меня как на безумного смотрели.

В Москве я одним из первых начал делать многокаменку, научился «лечить» бриллианты. Среди заказчиков были внук графа Орлова, дочь маршала Жукова, Екатерина Фурцева, жены членов Политбюро, примы Большого театра; посещала мастерскую и Галина Брежнева.

Никогда бы я не бросил эту работу, но ухудшилось зрение — и пришлось себя искать в новом деле.

М.О.: Чем же вы занялись?

В.Б.: Работал начальником цеха по металлоремонту, потом открыл первую реставрационную мастерскую по бронзе. Устроился в художественный комбинат, вступил в члены Союза художников. В конце концов получил мастерскую в подвале на Беговой улице. Отливал скульптуру из бронзы, собирал люстры.

В мастерской я тайно установил плавильную печь. В жилом доме это, естественно, было запрещено. Вытяжную трубу я провел под землей, к ипподрому. Когда шли бега, люди удивлялись: «Что это ладаном пахнет?» А это у меня воск вытапливался. Только в 1989 году я из этого подвала вылез.

Н.М.: Мы зарегистрировали свою фирму и решили возродить традиции русской бронзы. У нас есть мечта сделать бронзу доступной каждому. Так было в старину — в любом доме имелась уникальная вещичка, которая передавалась по наследству из поколения в поколение.

Но художественное литье — производство достаточно дорогое и в нашей стране себя не окупает. Поэтому параллельно мы занялись литьем промышленным: придумали, запатентовали и наладили выпуск батарей отопления для жилых помещений. Эти батареи конверторного типа по дизайну не уступают итальянским, а к нашим суровым климатическим условиям они приспособлены не в пример лучше.

Очень скоро из экспериментально-художественного объединения мы превратились в промышленное. Стали поступать заказы от автомобильной промышленности и самолетостроения. В 1995 году вошли в строительный бизнес: купили недострой в Мытищах и возвели там завод. Построили гараж, 26-этажный дом на «Бабушкинской».

В.Б.: Планов у нас громадье. Я, например, разрабатываю новую технологию, чтобы делать красивую посуду и скульптуры из олова. Немцы хорошо освоили это производство, но у них одна вещь стоит сорок долларов, а я хочу продавать за десять. Собираемся возродить выпуск оловянных солдатиков и шире — детских игрушек из металла, чтобы мальчишки играли не пластмассовыми танками, которые быстро ломаются, а прочными, металлическими.

М.О.: Все понятно: в делах у вас подъем. А вы не расскажете, каким образом и когда встретили и поженились?

В.Б.: Когда мы познакомились, Нина была замужем, я женат. Десять лет мы проверяли свои чувства, а пожениться смогли только в 1984 году.

Наша дочь Алена заканчивает юридическую академию. У нее своя семья, надежный, самостоятельный муж. Молодые у нас ничего не просят, всего хотят добиться сами — и меня это радует. Только внук Никита любит у нас гостить: обязательно забывает игрушку или книжку, чтобы опять пригласили.

М.О.: Вы строите для города. А где живете сами?

Н.М.: Жили на проспекте Мира в сталинском доме. Но там такая загазованность! В конце концов переехали в дом на «Бабушкинской», на самый последний, двадцать шестой этаж. Внизу река, парк, воздух, как на даче. Сейчас потихоньку новое жилье обустраиваем — заканчиваем малахитовый камин.

В.Б.: Если судить со стороны, мы капиталисты. И, казалось бы, должны жить в раю. Но наша жизнь — это наш бизнес. Чуть свет бежим на работу, а вечером поздно — домой. Единственное отдохновение — шестой раз подряд справляем Новый год в Таиланде.

М.О.: В советское время вашими заказчиками была партноменклатура. А сейчас кто?

Н.М.: Мы работаем со многими известными художниками — Церетели, Глазуновым, талантливейшим скульптором Димой Тугариновым. Мы отливали приз «Овация», «Медведя на шаре» — премию циркового искусства, «Шляпу» для Клуба детективов, несколько вещей для «Что? Где? Когда?».

Как-то нам заказали приз балетного конкурса — скульптурку балерины. Мы не знали, что приз предназначался совсем маленьким, начинающим танцовщицам. И когда нашу десятикилограммовую балерину вручали этим девчушкам, они, бедные, прямо-таки приседали от тяжести.

У Ельцина в кабинете стоит наш подсвечник «Мышь», у Черномырдина — наши часы. В Париже установлен памятник Дягилеву — мы его отливали. Сейчас для Германии делаем памятник Екатерине II.

М.О.: Наверное, на вашей памяти случалось немало забавных историй, связанных с сильными мира сего?

В.Б.: Когда второй раз Клинтона выбирали в президенты США, Зураб Церетели преподнес ему в день инаугурации небольшую скульптуру Христофора Колумба — уменьшенную копию памятника, который он намеревался установить в Америке. Предварительно скульптура была запущена на российском корабле в космос вместе с другими памятными подарками. По требованию руководства космических полетов ее вес не должен был превышать 170 граммов. Пришлось подбирать специальный сплав.

После приводнения космического контейнера с сувенирами в Атлантическом океане груз доставили в Белый дом в Вашингтоне. Вот вам и беспошлинный способ торговли.

Или случай с уникальной скульптурой «Пьяный рыцарь». Это был заказ администрации президента: Борис Николаевич хотел преподнести скульптуру в подарок. Причем отлить рыцаря надо было за одну ночь.

Президент выбирал скульптуру по каталогу, и ему показалось, что она напечатана на обложке. На самом же деле рыцарь был воспроизведен где-то в середине на маленькой фотографии. Но разве «хозяин» бывает не прав?!

Мы работали всю ночь и утром доставили рыцаря в Кремль. Но и ребята из администрации не спали: за ночь отпечатали наш каталог, только на сей раз рыцарь красовался на обложке. Да еще и сказали нам: «Надо помнить, кто в доме хозяин». И мы четко следуем этим словам. Для нас «хозяин» — любой заказчик. И мы готовы выполнить работу любой сложности.

Или вот еще история. У Ельцина в Овальном кабинете итальянцы два раза переделывали камин — Борису Николаевичу все равно не нравилось. Не поймешь, то ли камин, то ли пианино. И меня пригласили посмотреть, что с этим камином можно сделать.

Я, зная, что Борис Николаевич любит малахит, предложил сделать камин из этого камня, причем в классическом стиле — чтобы выигрышно смотрелись стоящие на камине старинные часы.

Мой помощник быстренько набросал на ватмане проект, раскрасил в зеленый цвет и на передней панели оставил белый блик, чтобы показать, как должен играть камень. Эскиз я передал в Кремль. И тут недавно вижу по телевизору — наш камин в Овальном зале! Заказ администрация президента и в третий раз отдала итальянцам, но они воспроизвели наш эскиз буквально, даже с белым пятном — умудрились найти малахит такого оттенка!

М.О.: А откуда в вашем офисе портрет Лужкова с дарственной надписью?

Н.М.: Мэр был на нашей выставке, мы подарили ему скульптуру «Лужков в кепке» (отворачиваешь подставку, а там печать). Он долго смеялся. Потом нам в торжественной обстановке вручили этот портрет, а чуть позже — дипломы за вклад в развитие Москвы.

МАРГАРИТА ОЗЕРОВА

Источник