Молодая ольга остроумова
У талантливой советской актрисы Ольги Остроумовой достаточно много интересных ролей. Но любимицей миллионов она стала в конце 60-х, после премьеры картины «Доживем до понедельника».
Покорила же своей красотой актриса в военной драме «А зори здесь тихие». Далее невероятный успех ждал Остроумову после выхода на экраны художественного фильма «Любовь земная», где её партнером был замечательный актер и режиссер Евгений Матвеев.
Ольга Остроумова (фотореставрация – vkuspo.info)
21 сентября Ольге Михайловне исполнилось 73 года. Она по-прежнему прекрасно выглядит, служит в родном театре имени Моссовета. А также снимается в детективе «Глаза в глаза», который пока находится в производстве.
Остроумова любима поклонниками, и конечно своим блистательным мужем Валентином Гафтом. Совсем недавно, 2 сентября, он отметил юбилей – 85 лет. Супруги вместе почти четверть века. Но к своему счастью шли долго. И их путь был достаточно тернистым.
Покорение столицы и любовь
Покорять столицу Остроумова приехала из Оренбургской области в 1966-м году. Родители, узнав, что их дочь хочет стать артисткой, не были в восторге. Никто из близких не принадлежал к миру искусства. Да и сама Ольга даже не принимала участия в художественной самодеятельности.
Несмотря на это, поступила в ГИТИС с первого раза. А вскоре выскочила замуж за веселого и задиристого сокурсника Бориса Аннабердыева. Так что, когда Остроумова играла роль школьницы в мелодраме «Доживем до понедельника», в её паспорте стоял штамп о браке.
Кадр из фильма “Доживем до понедельника”, 1968 год
Правда, после распределения Борис уехал в Ашхабад, и это сыграло определенную роль в их отношениях. Вскоре Ольга заметила, что совершенно не скучает по своему избраннику.
Судьбоносная встреча
А потом была судьбоносная встреча с Михаилом Левитиным. Остроумову пригласили в Московский ТЮЗ, где и начался их роман.
На тот момент режиссер тоже был не свободен. По воспоминаниям Остроумовой: “Он был очень магнетическим человеком. И имел какую-то сверхъестественную власть надо мной. Как-то мы уехали в Ленинград, и провели там прекрасное время. Когда же вернулись в Москву, поклялись, что все расскажем своим половинкам”.
Олга Остроумова с Михаилом Левитиным и детьми. Источник: stuki-druki.com
Ольга буквально «с порога» призналась Борису, что у неё есть другой мужчина. Смелости же Левитину на такой же шаг не хватило. Прошло достаточно много времени, прежде чем он рассказал все жене.
В 1973-м году Михаил и Ольга расписались, а через пару лет у них родилась дочь. В 1983-м году актриса подарила супругу наследника. По её словам, родить двоих детей решила совершенно осознанно. Думала, что сумеет со всем справиться, совместить работу и семейные заботы. Была уверена – она семижильная.
Предательство и развод
И все же, когда на свет появился меленький Миша, Остроумова поняла – надо чем-то жертвовать. И это «чем-то», стало любимое дело. Хотя по-другому и быть не могло. На первое место актриса всегда ставила семью.
Михаил же ничем не хотел жертвовать. Ко всему прочему заводил романы на стороне. Об этом Ольге тут-же докладывали «доброжелатели». С каждым годом боль накапливалась. А вот любовь не прошла, а вдребезги разбилась об измены.
Ольга Остроумова в фильме “Варвары”, 1979 год
Не выдержав предательства, Остроумова предложила мужу уйти из дома. А он в ответ: «Давай подадим в суд и все разрушим…». И они разрушили. После всех неприятных событий актриса была в депрессии. Вспоминала: “Моя любовь – разбилась. Было такое отчаяние, что жизнь потеряла смысл… дети остановили”.
Но в какой-то момент Ольга Михайловна по-настоящему испугалась и запаниковала. Она переживала, что не справится сама, не сможет поставить их на ноги. Зарплата была небольшая, а оставлять маленьких детей одних и идти на подработку не могла.
Ольга Остроумова и Евгений Матвеев в фильме “Варвары”, 1974 год
На поклон к мужу Остроумова не пошла. Решила, что во лжи больше жить не будет. Иначе просто умрет. Вот как сама говорила актриса: «Я поняла: либо останусь человеком и личностью, либо буду растоптана». (источник информации: https://www.eg.ru/culture/34639/).
Счастливый третий брак
Третьим супругом Ольги Михайловны стал Валентин Гафт. Визуально актеры знали друг друга. Но поближе познакомились на съемках комедии Эльдара Рязанова «Гараж». Гафт сразу оценил по достоинству Остроумову, но зная, что она замужем, не стал предпринимать решительных действий.
Ольга Остроумова и Валентин Гафт в фильме “Гараж”, 1979 год
В середине 90-х Ольгу Михайловну пригласили на вечер в честь праздника 8 Марта. Уточнив у организаторов, кто там будет, и услышав: «Гафт», согласилась. Практически такой же диалог был и у Валентина Иосифовича.
Приятным сюрпризом для Гафта было то, что праздничный концерт состоялся в Сокольниках. Именно там прошли детство и юность актера. Когда все закончилось Валентин Иосифович предложил Остроумовой прогуляться по его родному району. Тогда же актриса узнала, что Гафт недавно развелся с женой Аллой, и его семейная жизнь, как, впрочем, и её, лежит “в руинах”.
Их встречи начались чаще. А потом Гафт пропал на целых четыре месяца. Ольга недоумевала, почему это произошло. Звонок в её доме раздался также неожиданно, как и исчезновение актера. Она подняла трубку и услышала взволнованный голос Валентина: «В общем… Я не могу без Вас».
Ольга Остроумова и Валентин Гафт. Источник: kino-teatr.ru
Вот так закончился четырехмесячный антракт, и начался второй акт, который привел к свадьбе и счастливой семейной жизни. Конечно, их жизнь нельзя назвать безоблачной и спокойной. Но уважение, доверие и любовь помогают этим прекрасным людям преодолевать любые препятствия. Спасибо, что дочитали статью, пишите комментарии. Мы благодарны за лайк. Подписаться просто – жмите желтую кнопку.
Источник
Источник фото: uznayvse.ru
Как вы вышли замуж первый раз?
Это было типично студенческое замужество. С Борисом Аннабердыевым мы познакомились еще на втором курсе ГИТИСа, а на четвертом решили расписаться. Но я уже тогда понимала, что его не люблю. Думала, стерпится-слюбится. Мне просто было его жалко.
Но он-то вас любил?
Мне кажется, да. Окончив ГИТИС, я распределилась в московский ТЮЗ. И тут в театре мне встретился режиссер Михаил Левитин — подозреваю, что в молодости я многим нравилась. Я говорю об этом с сомнением, потому что я никогда не замечала знаков внимания. Просто никогда не была собой увлечена. Наверно, это тоже идет из юности.
В 16 лет я заинтересовалась Эдит Пиаф. И в какой-то книге — кажется, Жан Кокто ее написал — прочитала, что от Пиаф совершенно не ждешь того чуда, какое она производит на сцене. Когда Кокто пришел к ней, она встретила его нечесаной, в халате — словом, полной замухрышкой. У него был шок. Но когда он увидел ее на сцене в черном платье, услышал ее голос, он был покорен. За одно мгновение Золушка превратилась в королеву. Наверное, эта история произвела на меня столь сильное впечатление, что я раз и навсегда решила: вот главное! Все остальное второстепенно. Может, еще и характер мой сказался.
Помню, еще в ТЮЗе одна актриса меня все время упрекала: «Ну как ты можешь так ужасно ходить? Я ненакрашенная и мусор не вынесу…» А меня ее подход смешил. Но, конечно, я понимала, если нужно быть королевой на сцене, я буду ею. А в личной жизни, вне сцены, вне экрана, я буду естественной. Самое главное в человеке – естественность.
Это как раз понятно — и говорит о силе вашей натуры…
Это вам понятно, а кому-то не очень. Потому что когда «Зори» вышли, были такие моменты… смешные. Еду в троллейбусе, вдруг слышу спор — я это или не я? И такие оскорбления начались: мол, и волосы у этой не те, и глаза… Никто не мог предположить, что я появлюсь в троллейбусе с какой-то там заплетенной косичкой, веревочкой завязанной. Обычной, в общем, тетей-мотей, каких миллион…
Вернемся к Левитину. Что, сначала вы не были влюблены?
Нет. Он просто пригласил меня куда-то. И даже записку в приказном тоне написал: «Жду на Пушкинской под елкой». Дело было под Новый год. Конечно, я пришла. Я не могла не прийти, он же мой начальник. Мне было двадцать с хвостиком. Встретились, погуляли, а потом Левитин домой меня решил проводить. И я абсолютно простодушно предложила ему чайку у нас выпить. У меня ведь даже мысли не возникло, что сам Левитин, такой талантливый и прочее, режиссер, глаз на меня положил. Он так дико на меня взглянул — очень, видимо, удивился моей наивности. Никуда, разумеется, не пошел. А через некоторое время мы уехали с ним в Ленинград. От мужа я уезжала, прекрасно отдавая себе отчет о последствиях своего поступка.
А что было по возвращении?
Возвращаясь из Питера, где были два дня, мы с Левитиным поклялись, что во всем сразу признаемся своим половинам. Он же тоже женат был. И я-то мужу сказала, за что и получила затрещину. А Левитин еще четыре года молчал.
А вы все это время его ждали?
Я развелась. Боря, конечно, очень страдал, он был хороший парень. Красивый такой мальчик. Он почти сразу уехал к себе в Ашхабад. У него, слава богу, все в жизни сложилось. Дети за границей учатся, сам неплохо поднялся. Он учился на одном курсе с Мишей Швыдким. И Миша мне иногда припоминает — мол, помнишь того парнишку?..
И через четыре года Левитин все-таки ушел от жены?
Ой, ну не хочется мне, честно говоря, рассказывать про все эти интимные вещи. Через четыре года я так устала, что сказала: хватит. Понимаете, я вообще не создана быть любовницей. Ну, бывает такой тип женщин. Меня это все ужасно тяготило… Думаю, Левитин развелся, потому что любил меня.
И дальше вы жили счастливо?
Мы жили счастливо по крайней мере с моей стороны… А счастлив ли был он, не знаю. Это надо у него спрашивать. Но я была абсолютно ему отдана, ну, растворилась в нем, а этого нельзя делать. Я сейчас это понимаю. Но когда случился наш разрыв, у меня как бы ничего своего внутри не осталось.
Это так не похоже на вас…
Как раз очень похоже. Мне же казалось, что наша любовь — единственная в мире. Мы прожили вместе 22 года, и я ничего не видела. Просто я настолько была уверена в нем, что ничего не хотела замечать. Мы даже долгое время ходили взявшись за руки. Я верила в него как в бога. А вера не допускает подозрений.
С Михаилом Левитиным и детьми. Источник фото: kto-zhena.ru
Что же стало последней каплей?
Он мне все время подавал знаки, к которым я относилась очень легкомысленно. Намекал, что ни к чему не привязан, что ему не нужен быт, что он, как Хлебников, хочет умереть в степи. Я думала, вот ни к чему не привязан, а меня любит. Когда я поняла, что, помимо меня, у него двадцать пять других жизней, удар был как гром среди ясного неба, чудовищный. У меня, как говорится, разбилась жизнь. Это не моя заслуга, скорее моих родителей, но я очень ответственна перед теми, кого приручила. И я понимала, что должна жить ради детей, и не имела права показывать им черноту, которая была в моей душе. Дома все должно оставаться как прежде: покойно, уютно, ласково. Дети же тут ни при чем. Мишке было восемь лет, а Оле пятнадцать. Когда все развалилось, в тот год она была в Америке. Жила там.
И вы остались с сыном?
Нет, она приехала. Я ей все рассказала. Оля особого значения моим словам не придала, у нее как бы первые влюбленности начинались, и она сказала: «Мам, я хочу, чтобы ты была счастлива». А Мишка переживал очень сложно и долго. Какое-то время он не понимал, почему нет папы. Но я ему сказала, что бы там ни было, он твой папа навсегда и другого у тебя не будет. Когда появился Валентин Осипович Гафт, Мишка сказал: «Я хочу жить у папы». Я его отпустила. Зная прекрасно, что он не сможет жить с новой папиной семьей. Вернулся…
У Левитина были попытки вернуться?
Были. Он вообще долгое время не верил, что у меня с Валей это серьезно. Он решил, что я его наказываю. На что я ему сказала: «Что ж ты прожил со мной целую жизнь — и так меня и не узнал?» Потом понял, что я не шучу. Одна моя подруга, ей 90 лет, совершенно изумительная женщина, сказала: «Да, такое бывает, и тем не менее все терпят…» Но я поняла одно: наверное, я продолжала бы терпеть и дальше, если б так не верила этому человеку и не придавала такого значения нашей любви. Один его друг даже советовал мне завести любовника. Но я не понимаю, как это — завести любовника? Если я влюбляюсь, от нелюбимого человека я ухожу. Двойная жизнь мне абсолютно несвойственна. Обман разрушает меня. Внутри себя мне важна гармония. Без нее я не могу. Может быть, я максималистка. Но такой уж характер, что делать.
Говорят, что в творческой среде измены – обычное дело…
Ой, не говорите пошлостей! (Резко) Это все из области легенд, расхожее обывательское мнение. И вы, и я знаем много актерских семей, которые прожили вместе и 25, и 50 лет. Наверное, никто не живет без ссор. Но что-то главное, что держит вместе, должно остаться. В одном из последних интервью Нонна Мордюкова призналась, что у нее любовь к мужчине длится ровно семь лет, а потом заканчивается. Я могла бы любить и дальше, и оставаться верной. Мужчины должны помнить главное: ни при каких обстоятельствах женское достоинство унижать нельзя! Вот и все! Конечно, можно было все оставить без изменений. Но я тогда выбрала одиночество.
Когда я расходилась с Левитиным, стихи Ахматовой меня здорово поддержали — читайте стихи, советую всем. В жизни мне помогает знание, что ни я первая, ни я последняя, кто переживает какую-то драму. Жизнь была и до меня, и миллионы женщин пережили то же самое, и тем не менее жизнь не кончилась. А раз на мне жизнь не заканчивается, то, значит, можно и потерпеть.
Ольга Остроумова о жизни с Гафтом ЗДЕСЬ
Вера Илюхина, Москва, специально для «Лилит» (с)
Источник
Ольга Остроумова — биография
У этой актрисы очень непростая судьба, поэтому она стала знаменитой только благодаря исключительной силе воли и мужественному характеру. Ольга Остроумова всегда воплощала на экране колоритных персонажей, несгибаемых и сильных духом. Именно за это она получила любовь миллионов зрителей, которые ждут от актрисы новых интересных работ.
Прославилась Ольга Остроумова после премьеры фильма «Доживем до понедельника», а потом закрепила свой успех в картине «А зори здесь тихие».
Детство
Родилась Ольга Остроумова 21.09.1947 года в маленьком городишке Бугуруслан недалеко от Оренбурга. Семья девочки была большая и очень дружная. У Ольги было две сестры – Рая и Люда и брат Георгий. Их дом располагался недалеко от церкви, в нем было тепло и по-домашнему уютно. Отца звали Михаил Алексеевич, он был учителем физики и занимал должность регента при церковном хоре. Несколько поколений мужчин этой семьи были священниками, дедушка Ольги тоже имел духовный сан. Мама была домохозяйкой. Ольга любила свой дом и семью, и вынесла из детства только самые светлые воспоминания о том времени.
Фото: Ольга Остроумова в детстве
Остроумова всю жизнь помнила совместные чаепития на небольшой, уютной веранде, игру духового оркестра по воскресеньям, семейные застолья – эти воспоминания поддерживали девушку в трудных жизненных ситуациях.
Ольга хорошо училась в школе, была прилежным и послушным ребенком. Первый контакт с миром искусства произошел в десятилетнем возрасте. Мама повела девочек в театр, на постановку с участием своей подруги. Девочка была по-настоящему счастлива, и это ощущение праздника в душе осталось у нее на долгие годы.
У Ольги появилась мечта – стать актрисой, которая очень удивила родителей, но они не стали отговаривать дочь. Окончив школу в 1966-м, девушка уехала в столицу, чтобы поступить театральный институт.
Она выбрала ГИТИС, и была твердо уверена, что у нее все получится. В дорогу мама дала дочери свежеиспеченные пирожки и свое благословение. Никто даже и не предполагал, настолько важным оно будет для девушки, ведь ей предстояло преодолеть очень трудный путь к своей мечте.
Ольга впервые оказалась в большом городе, чужом и незнакомом, где не было ни одного родного человека. Она еле нашла институт, в который попала лишь под вечер, и чуть не опоздала на прослушивание. Остроумова успешно сдала все экзамены, хоть это было очень не просто. Ее приняли с первой попытки и зачислили на курс к В.А.Вронской.
Театральная карьера
Первым театром в биографии начинающей актрисы стал московский ТЮЗ, куда ее приняли в 1970-м, после получения диплома ГИТИСа. Эта сцена стала началом успешной карьеры. Ольга отдала этому театру три года, в совершенстве освоив за это время актерское мастерство. Через 3 года из театра ушел режиссер П.Хомский, который был ее первым наставником. Ольга тоже сменила сцену, выбрав на этот раз театр на Малой Бронной. Она попала туда с легкой руки своего сокурсника Андрея Мартынова.
Фото: Ольга Остроумова в театре
Обстановка в этом театре была очень теплая и дружеская. Режиссер Дунаев помог актрисе освоиться с репертуаром, и вскоре она была задействована во многих постановках. Затем руководителем театра стал А.Эфрос, с которым у актрисы сложились отличные отношения.
Кроме Остроумовой в основной труппе театра была целая плеяда известных артистов – Олег Даль, Алексей Петренко, О.Яковлева. В этот период Ольга много играет, она задействована в спектаклях «Враги», «Веранда в лесу», «Лето и дым». В 1984-м Эфрос ушел из театра, вслед за ним покинула эту сцену и Остроумова. Новым местом ее работы стал Театр миниатюр, под руководством М.Левитина.
Остроумовой достался репертуар ушедшей в декретный отпуск актрисы Любови Полищук. Первой работой Ольги в новом театре стала постановка «Здравствуйте, господин де Мопассан». Ей дали роль Маргариты в «Мастере и Маргарите», но спектакль так и не вышел по причине болезни режиссера.
И снова Ольга Остроумова меняет место работы. На этот раз выбор пал на Театр им.Моссовета. Первую роль она получила в спектакле «Вдовий пароход», режиссера Г.Янковской. Она сыграла Анфису. В этом театре актриса узнала, что такое скандалы и зависть коллег по сцене. Труппа была не в восторге от новой актрисы, и начала строить всевозможные козни. Но Остроумову не так легко выбить из седла – она была очень сильной и волевой, поэтому не стала опускаться до уровня выяснения отношений с коллегами и мстить им за нелюбовь к себе.
В этом же театре Ольга была задействована в постановке «Мадам Бовари», сыграв главную роль. Эта работа принесла заслуженную награду – премию им.Станиславского. У актрисы было много ролей, но самыми любимыми в этом театре она считает постановки «Белая гвардия», «Учитель танцев», «Вишневый сад», «Серебряный век».
Фильмы
Биография в кино актрисы Остроумовой началась с картины «Доживем до понедельника», которая стала настоящей классикой отечественного кинематографа. Ей досталась роль первой красавицы класса – Черкасовой. Этот образ пришелся по душе многочисленным поклонникам актрисы, особенно мужчинам. А вот настоящую всесоюзную любовь Ольга познала после выхода фильма «А зори здесь тихие», в котором сыграла Женю Камелькову.
Эту ленту смотрели не только в Союзе, но и далеко за его пределами. После этой картины Остроумова получила массу предложений от разных режиссеров, но всем отказала. Дело в том, что все персонажи были похожи на ее Камелькову, а актрисе не хотелось зацикливаться в одном амплуа.
Сама Остроумова любит картину «Василий и Василиса», и свою героиню Василису считает лучшей своей работой в кино. В 1975-м вышла картина «Любовь земная», где Ольга сыграла Маню Поливанову, ставшую впоследствии одной из самых любимых ролей. Вскоре после этой работы, Остроумовой предложили сняться в фильме «Судьба», режиссера Евгения Матвеева. Эти две картины были награждены Золотыми медалями им.Довженко и Государственной премией Советского Союза.
Сотрудничала Остроумова и с режиссером Эльдаром Рязановым. Он пригласил ее на съемки картины «Гараж», где ей предстояло стать профессорской дочерью. Актрисе не очень нравился ее персонаж, потому что она никогда не относила себя к золотой молодежи. Ей хотелось стать незаметной, потому что на фоне тех звезд кинематографа, которые снимались в этом фильме, она чувствовала себя малоопытой и неуверенной начинающей актрисой. В картине можно было увидеть В.Гафта, Ию Савину, Вячеслава Невинного, Лию Ахеджакову.
После выхода картины «Гараж», Ольга два года не снимается, отдавая все время и силы театру. Затем зрители снова увидели любимую актрису в лентах «Не было печали» и «Безумный день инженера Баркасова». В 90-х фильмографию актрисы пополнили семь замечательных работ, среди которых выделяется картина «Змеиный источник». Примечательна она тем, что в этой ленте у Остроумовой отрицательный персонаж – директор школы.
Очень удачными получились последние работы актрисы. Это роль в триллере с элементами мистики «По ту сторону волков», где Ольга стала супругой главного героя, сыгранного блестящим Валентином Гафтом. И еще одной работой гордится актриса Ольга Остроумова – ролью княгини Марии Долгоруковой в сериале «Бедная Настя». Актриса долго думала, браться ей за эту роль или нет, но вскоре ее любовь ко всему новому победила, и эксперимент оказался очень удачным.
Личная жизнь
Первый раз Ольга Остроумова вышла замуж за однокурсника из ГИТИСа Бориса Аннабердыева. Но они были слишком молоды и легкомысленны и вскоре разошлись. Впоследствии Борис сделал себе карьеру на киностудии «Туркменфильм», где работал в качестве режиссера-кинодокументалиста.
Фото: Ольга Остроумова с мужем
В 1973-м Ольга вышла замуж во второй раз. Она влюбилась в Михаила Левитина, писателя и режиссера. В 1975-м у них родилась дочка Ольга, в 1983-м сын Михаил. Супруги назвали детей своими именами. Дочка пошла по маминым стопам и стала актрисой, сын – режиссером, как папа. Их брак длился 20 лет, но все равно дал трещину и в 1993-м супруги развелись. Дети были не в восторге от решения мамы, особенно когда в их жизни появился третий супруг Остроумовой – Гафт.
В 1996-м Остроумова стала официальной женой Валентина Гафта, с которым счастлива по сегодняшний день. Дети подросли и приняли мамин выбор. С Гафтом их связывает уважение и взаимопонимание.
Ольга Остроумова считает свою личную жизнь трудной, но счастливой, ведь у нее есть все, что нужно женщине – любимый муж, дети и внуки.
Избранная фильмография
- 1968 Доживём до понедельника
- 1972 А зори здесь тихие…
- 1977 Судьба
- 1979 Гараж
- 1982 Не было печали
- 1989 Женщины, которым повезло
- 1990 Очарованный странник
- 1994 Уснувший пассажир2002 По ту сторону волков
- 2003 Бедная Настя
- 2008 Адмиралъ
- 2019 Ван Гоги
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.
Источник