Мусоргский биография личная жизнь
Ученик Милия Балакирева, член «Могучей кучки», Модест Мусоргский всегда интересовался фольклором и народной музыкой. Первая же опера композитора «Борис Годунов» шла в театре с аншлагами, билеты на нее раскупали заранее, а отрывки люди пели даже на улицах. Пьесы, романсы и музыкальные драмы Мусоргского с народными мотивами критики называли «самобытными русскими произведениями».
«Сын старинной русской семьи»: детство и учеба будущего композитора
Пианист Антон Герке. Изображение: mussorgsky.ru
Усадьба Мусоргских в Псковской губернии. Фотография: mussorgsky.ru
Модест Мусоргский (справа) с братом Филаретом Мусоргским. 1858. Фотография: mussorgsky.ru
Модест Мусоргский родился 21 марта 1839 года в родовом имении в селе Карево Псковской губернии. Его отец Петр Мусоргский был потомком древнего княжеского рода, который происходил от Рюрика, мать Юлия Чирикова – дворянкой, дочерью губернского секретаря. Она давала будущему композитору первые уроки музыки, учила его играть на фортепиано. Мусоргский был активным ребенком и часто сбегал с занятий к няне – слушать русские сказки.
Сын старинной русской семьи. Под непосредственным влиянием няни близко ознакомился с русскими сказками. Это ознакомление с духом русской народной жизни было главным импульсом музыкальных импровизаций до начала ознакомления еще с самыми элементарными правилами игры на фортепиано.
Уже в семь лет Мусоргский мог сыграть некоторые произведения Ференца Листа, выступал на домашних концертах. Теперь с ним занималась профессиональная пианистка.
В 1849 году, когда Мусоргскому исполнилось 10 лет, отец повез будущего композитора и его старшего брата Филарета в Петербург – он хотел, чтобы дети получили образование в столице. Мусоргский поступил в старейшую петербургскую школу Петришуле, где основными предметами были иностранные языки. Он не оставил занятий музыкой и брал уроки у пианиста Антона Герке, выступал с номерами на домашних концертах петербургской знати.
В 1852 году будущий композитор поступил в юнкерскую школу, где готовили кадровых военных. Учился он прилежно, интересовался искусством и философией, переводил на русский произведения швейцарского писателя Иоганна Лафатера. Филарет Мусоргский вспоминал: «Учился он в школе очень хорошо, был постоянно в первом десятке учеников; с товарищами был очень близок, был ими вообще любим».
В это время Модест Мусоргский впервые сочинил собственное музыкальное произведение – пьесу для фортепиано «Porte-enseigne polka». Работу он посвятил своим одноклассникам по юнкерской школе. Антон Герке одобрил произведение и напечатал его отдельным изданием под названием «Подпрапорщик».
«Соединить военную службу с искусством – дело мудреное»
Модест Мусоргский. 1865. Фотография: mussorgsky.ru
Александр Михайлов. Могучая кучка. Балакиревский кружок (фрагмент). 1950. Частное собрание
Модест Мусоргский – офицер лейб-гвардии Преображенского полка. 1856. Фотография: mussorgsky.ru
В 1856 году Мусоргский закончил юнкерскую школу и поступил на службу в Преображенском полку. Здесь он организовал кружок любителей музыки, в который входили Николай Оболенский и Григорий Демидов. Они вместе посещали театры, слушали оперы и обсуждали теорию музыки. Для Оболенского Мусоргский написал фортепианную пьесу.
В конце 1850-х композитор познакомился с музыкантами Александром Бородиным и Александром Даргомыжским, с которыми потом дружил много лет. Они пригласили Мусоргского в кружок Милия Балакирева, а тот стал учителем и наставником начинающих музыкантов. Вскоре к ним присоединились Николай Римский-Корсаков и Цезарь Кюи. Вместе с художественным критиком Владимиром Стасовым они организовали музыкальное содружество, которое получило название «Могучая кучка».
В это же время Мусоргский покинул армию. Он писал: «Соединить военную службу с искусством – дело мудреное». Композитор много учился под руководством Балакирева, однако почти не сочинял крупных произведений. Цезарь Кюи по этому поводу писал: «Вероятно, Модест по-прежнему полдня думает об том, что он будет делать завтра, а остальную половину об том, что он делал вчера».
С 1858 года Мусоргский работал над своей первой оперой «Эдип в Афинах», но так и не закончил ее. Он пытался найти свой собственный стиль, много экспериментировал, брался за разные жанры. Композитор создал несколько романсов, пьес, переложений Бетховена. Они не стали популярными. Милий Балакирев полагал, что композитор ленится, а его произведения не оригинальны. Мусоргский не обижался на критику и писал в письме к наставнику: «Вы меня славно умели толкать во время дремоты».
В 1861 году Мусоргский создал небольшое инструментальное произведение под названием «Интермеццо». Его вдохновило наблюдение за крестьянами в деревне Псковской губернии: «Вдали показалась толпа молодых баб, шедших с песнями, с хохотом по ровной тропинке. У меня мелькнула в голове эта картина в музыкальной форме, и сама собою неожиданно сложилась первая «шагающая вверх и вниз» мелодия а-ля Бах: веселые, смеющиеся бабенки представились мне в виде мелодии, из которой я потом сделал среднюю часть».
«Самобытные русские произведения»: песни, пьесы и «Детский цикл»
Обложка вокального цикла «Детская» Модеста Мусоргского в издании Василия Бесселя, с иллюстрациями Ильи Репина. 1872. Изображение: mussorgsky.ru
Матвей Шишков. Площадь перед соборами в Москве (эскиз к опере Модеста Мусоргского «Борис Годунов»). 1870. Изображение: mussorgsky.ru
Титульный лист клавира оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов» с дарственной надписью А.Я. и О.А. Петровым. 1874. Изображение: mussorgsky.ru
В 1863 году Мусоргский вернулся в Петербург. Он начал работать над оперой «Саламбо» по одноименному роману французского писателя Гюстава Флобера, написал «народные картинки» – песни «Светик Савишна» и «Калистрат» – и сочинение для оркестра «Иванова ночь на Лысой горе». Его композитор создал под впечатлением от повести Николая Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала» и драмы Георгия Менгдена «Ведьма».
Я вижу в моей греховной шалости самобытное русское произведение, не навеянное германским глубокомыслием и рутиной, а как «Савишна» вылившееся на родных полях и вскормленное русским хлебом.
Параллельно Мусоргский работал над вокальным циклом «Детская», в который вошли семь пьес. После публикации он стал популярен в России и за рубежом. Произведения одобрил Ференц Лист и даже прислал Мусоргскому подарок. Композитор вспоминал: «Я никогда не думал, чтобы Лист, за небольшими исключениями, избирающий колоссальные сюжеты, мог серьезно понять и оценить «Детскую», а главное, восторгнуться ею».
Отрывки из неоконченной «Саламбо» композитор использовал в «Борисе Годунове». Эта опера стала его первым крупным завершенным произведением. Либретто для нее он создал на основе одноименной трагедии Александра Пушкина и «Истории государства Российского» Николая Карамзина. Первую редакцию Мусоргский закончил в 1869 году. Он передал оперу в Дирекцию Императорских театров, однако в постановке композитору отказали: «Был у директора театров; он сказал, что в этом году они ничего не могут ставить нового, а впрочем, меня могут позвать в половине августа или в начале сентября попугать их «Борисом». Однако поставить оперу удалось только в 1874 году. Вскоре билеты на «Бориса Годунова» раскупали заранее, песни из него распевали на улицах, но при этом пресса публиковала отрицательные рецензии.
Это было великое торжество Мусоргского. Старики, индиференты, рутинисты и поклонники пошлой оперной музыки дулись и сердились (это тоже торжество!); педанты консерватории и критики протестовали с пеной у рта.
<…> Но зато молодое поколение ликовало и сразу подняло Мусоргского на щитах.</…>
Раскритиковали «Бориса Годунова» и друзья Мусоргского, члены «Могучей кучки». Отрицательный отзыв на оперу в газете «Санкт-Петербургские ведомости» написал композитор Цезарь Кюи: «В нем [либретто «Бориса Годунова»] нет сюжета, нет развития характеров, обусловленного ходом событий, нет цельного драматического интереса. Это ряд сцен, имеющих, правда, некоторое прикосновение к известному факту, но ряд сцен расшитых, разрозненных, ничем органически не связанных».
Однако Мусоргский не оставил творчества. В том же 1874 году композитор закончил цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки», в который среди прочих вошли «Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках (Баба-яга)» и другие. Произведение Мусоргский посвятил своему умершему другу – архитектору Виктору Гартману. Под впечатлением от сочинения Ференца Листа «Пляска смерти» композитор написал вокальный цикл «Песни и пляски смерти» на стихи поэта Арсения Голенищева-Кутузова. В него вошли четыре пьесы, каждую из которых Мусоргский посвятил своим друзьям.
«Народная музыкальная драма» Модеста Мусоргского
Музыкальный и художественный критик Владимир Стасов. Фотография: mussorgsky.ru
Автограф Модеста Мусоргского. Записи народных мелодий для оперы «Сорочинская ярмарка». 1876. Изображение: mussorgsky.ru
Модест Мусоргский. 1876. Фотография: mussorgsky.ru
Идея создать еще одно масштабное произведение, посвященное российской истории XVII века, появилась у Модеста Мусоргского во время работы над оперой «Борис Годунов». Однако к написанию «Хованщины» композитор приступил только в середине 1870-х. В работе над новой оперой ему помогал Владимир Стасов. Он изучал исторические летописи в библиотеках, собирал факты для либретто. Композитор писал Стасову: «Я посвящаю Вам весь тот период моей жизни, когда будет создаваться «Хованщина»; не будет смешно, если я скажу: «посвящаю Вам себя самого и жизнь свою за этот период».
Опера отнимала у Мусоргского много времени. В эти годы у него начались проблемы с деньгами и здоровьем, ухудшились отношения с членами «Могучей кучки». В 1875 году он писал в письме Стасову: «Могучая кучка выродилась в бездушных изменников». Регулярные встречи композиторов объединения прекратились. Мусоргский в это время подружился с певцом Осипом Петровым. Тот предложил композитору написать оперу по повести Николая Гоголя «Сорочинская ярмарка». Мусоргский согласился, а роль крестьянина Солопия Черевика пообещал отдать Петрову. Над «Сорочинской ярмаркой» и «Хованщиной» он работал до конца жизни. В письмах друзьям он сообщал, что хочет изобразить в них подлинный русский характер, изучить его неизвестные черты.
В человеческих массах, как в отдельном человеке, есть тончайшие черты, ускользающие от хватки, черты никем не тронутые: подмечать и изучать их в чтении, в наблюдении, по догадкам, всем нутром изучать и кормить ими человечество, как здоровым блюдом, которого еще не пробовали. Вот задача-то! Восторг и присно восторг!
Работа над операми шла очень медленно. Мусоргский по несколько раз переписывал уже готовые сцены: «До такой степени я становлюсь строгим к себе – уморительно». Он переделывал и вступление к «Хованщине» под названием «Рассвет на Москве-реке». В нем считывается прием композитора: он часто использовал и перерабатывал народные песни и мотивы, а иногда вставлял их части в свои произведения. Из-за этого сочинения Мусоргского стали называть «народными музыкальными драмами».
Последние годы жизни и болезнь композитора
Афиша концерта Дарьи Леоновой и Модеста Мусоргского. Тамбов. 14 октября 1879. Изображение: mussorgsky.ru
Модест Мусоргский (справа) и морской офицер Павел Наумов. 1880. Мемориальный музей-усадьба М.П. Мусоргского, Наумово, Куньинский район, Псковская область
Афиша постановки оперы Модеста Мусоргского «Хованщина» в Русской частной опере. Москва. 12 ноября 1897. Изображение: mussorgsky.ru
С 1876 года оперу Модеста Мусоргского «Борис Годунов» в Мариинском театре начали исполнять в урезанном виде. Цензура вырезала финальную сцену, в которой народ исполнял хор «Слава тебе, царевичу!» для Лжедмитрия I. Композитор по этому поводу писал: «Наши оперы нечто вроде беззащитных цыплят перед всемогущим поваром. Какой-нибудь Терентий или Пахом имеет все права, в любой день или час, словить талантливейшую русскую оперу за крыло, отхватить ей лапы или хвост, перерезать горло и потом стряпать из нее какое только ему взбредет на ум фрикассе».
Из-за нехватки денег Мусоргский подрабатывал аккомпаниатором на концертах. В феврале 1878 года умер его близкий друг – певец Осип Петров. Композитор писал: «Я утратил опору моей горькой жизни». Из-за этого он остановил работу над операми, почти не писал других произведений, а вскоре серьезно заболел. Чтобы поправить здоровье, в следующем, 1879 году он отправился в концертное турне по югу России вместе с оперной певицей Дарьей Леоновой. Природа Крыма и Украины вдохновила композитора, он начал писать новые произведения – пьесы «Гурзуф у Аю-Дага» и «Близ Южного берега Крыма». Здесь же Мусоргский вернулся к работе над «Сорочинской ярмаркой», а на концерте в Полтаве впервые выступил с отрывками из этой оперы перед публикой.
«Сорочинская» вызывала там [в Полтаве] и везде вызывала в Украине полнейшую симпатию; украинцы и украинки признали характер музыки «Сорочинской» вполне народным, да и сам я убедился в этом, проверив себя в украинских землях.
В 1880 году Мусоргский вернулся в Петербург, где вскоре его уволили с официального места работы – ревизионной комиссии Государственного контроля. Из-за этого композитору пришлось существовать на пожертвования друзей, которые ежемесячно собирали ему небольшую сумму, и давать частные уроки. Однако денег Мусоргскому все равно не хватало, и в феврале 1881 года его выселили из квартиры за неуплату. В это же время ухудшилось здоровье композитора. На одном из концертов он упал в обморок. Владимир Стасов, Александр Бородин и Николай Римский-Корсаков поместили композитора в Николаевский военный госпиталь. Здесь Мусоргский вернулся к написанию «Хованщины» и «Сорочинской ярмарки», но закончить оперы не успел. Он умер 28 марта 1881 года. Похоронили композитора на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
Интересные факты:
Илья Репин. Эскиз портрета Модеста Мусоргского. 1881. Изображение: mussorgsky.ru
Илья Репин. Портрет Модеста Мусоргского (фрагмент). 1881. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Федор Шаляпин в главной роли в опере Модеста Мусоргского «Борис Годунов». 1912. Государственный академический Большой театр России, Москва. Фотография: mussorgsky.ru
1. У Мусоргского было редкое издание «Бориса Годунова» с автографом Александра Пушкина. Книгу ему подарила сестра Михаила Глинки Людмила Шестакова, когда узнала, что он собирается писать оперу по этому произведению.
2. Модест Мусоргский был близким другом художника Ильи Репина. Еще в начале 1870-х их познакомил Владимир Стасов. О том, что в 1881 году композитор попал в больницу, Репин узнал из газет. Он приехал в Петербург из Москвы в начале марта и за четыре дня создал портрет Мусоргского. Стасов позднее писал: «Какое счастье, что есть теперь этот портрет на свете. Ведь Мусоргский – один из самых крупных русских музыкантов».
3. Оперный певец Федор Шаляпин любил музыку Мусоргского. Он изучил биографию композитора и все его произведения, исполнял главные роли в операх «Борис Годунов» и «Хованщина». Шаляпин вспоминал: «Сильно поражен был я, когда познакомился с биографией Мусоргского. Мне даже, помню, жутко стало. Обладать столь прекрасным, таким оригинальным талантом, жить в бедности и умереть в какой-то грязной больнице от алкоголизма!»
4. Модест Мусоргский никогда не был женат, однако многие свои произведения посвящал Надежде Опочининой, сестре певцов Владимира и Александра Опочининых. Для нее композитор написал романсы «Но если бы с тобою я встретиться могла…» и «Ночь», пьесы «Страстный экспромт» и «Шалунья».
5. Мусоргский хорошо пел и часто выступал на домашних концертах своих друзей. Филолог Сергей Федякин так описывал один из таких вечеров: «У Кюи аккомпанировать сели Балакирев и сам хозяин дома. <…> Вокальные партии – все до единой – Мусоргский взял на себя. Его мягкий баритон преображался, то и дело меняя свою окраску. Потом Мусоргский, переодеваясь и жестикулируя, переходил на фальцет»</…>.
6. В кругу друзей Модеста Мусоргского называли Мусорянином или Модинькой. Некоторые письма композитор подписывал прозвищем Мусорга. Оно произошло от слова «мусургос», которое с греческого переводится как «певец, музыкант».
Источник
Модест Мусоргский – биография
Модест Мусоргский – самый популярный из русских композиторов, входил в состав «Могучей кучки». Настоящую славу принесла ему опера «Борис Годунов».
Модеста Мусоргского не зря называют исконно русским композитором. Он творил под впечатлением отечественных фольклорных и исторических традиций, при этом наотрез отказывался следовать канонам западной музыки. Его произведения – это уникальный национальный колорит, в котором ярко выражена вся уникальность и самобытность русского человека, мощь его характера и сила души. Хотя именно эту самобытность и не оценили современники великого композитора, настоящую популярность его произведения получили только в 20-м веке. Если бы Мусоргский написал всего лишь одну оперу – «Борис Годунов», он бы и так остался в истории отечественной музыки, как создатель «самобытного русского произведения». Но за свою короткую жизнь он успел поработать в самых разных жанрах, написать несколько оркестровых пьес, романсов, множество песен, вокальную и фортепианную музыку.
Детство
Место рождения Модеста Мусоргского – родовое имение отца – Карево Псковской губернии. Именно там он и родился 9 марта 1839 года, в состоятельной семье землевладельцев, потомков смоленских князей. Их предками были древние князья Рюриковичи. Отца будущего композитора звали Петр Мусоргский, он служащил петербургском сенате. Дед по отцовской линии – Алексей Мусоргский, в свое время служил в Архангелогородском пехотном полку, вышел в отставку в чине секунд-майора. Владел большой усадьбой Карево Торопецкого уезда, которую оставил в наследство сыну Петру. После того, как Петр унаследовал это имение, он оставил свою службу, взял в жены Юлию Чирикову из соседней деревни Наумово. Ее отец тоже в прошлом военный.
Модест Мусоргский в юности
На момент рождения Модеста в семье уже подрастал старший сын Филарет. Семья Мусоргских была довольно обеспеченной, поэтому детские годы Модеста прошли как в сказке. У него была няня, которая с ранних лет читала ему русские сказки и пела народные песни, что и повлияло на формирование любви к народным обычаям и традициям. Мама занималась с ним классической музыкой, учила его играть на пианино. В семилетнем возрасте Модест уже на слух играл довольно сложные пьесы для фортепиано, много импровизировал, добавляя к ним собственные мелодии.
Когда Мусоргскому исполнилось десять лет, он начал обучение в немецком училище Петришуле в Санкт-Петербурге, куда его отправили вместе с братом. Модест и там продолжал заниматься музыкой, его первым педагогом стал известный пианист Антон Герке. В 1852-м Мусоргский уже мог похвастаться первой пьесой для фортепиано, написанной собственноручно. Родителям очень льстил успех сына, но они даже думать не хотели о том, что он свяжет свою биографию с музыкой. Они сами принадлежали к семье военных, поэтому верили, что сын продолжит семейную традицию, и пойдет по стопам своих дедов. На семейном совете было принято решение о продолжении обучения Модеста в школе гвардейских офицеров, где дисциплине и строгости отводилось главное место.
Мусоргский подчинился режиму, царящему в этом заведении, но музыку не бросил. Напротив, врожденный талант и приобретенные навыки сочинять музыку, быстро помогли ему освоиться в новых реалиях, найти друзей, выступать на всех праздничных мероприятиях, которые организовывали в школе. Именно в те годы будущий великий композитор пристрастился к спиртному, которое лилось рекой и сопровождало разгульную студенческую жизнь того времени.
В 1856-м гвардейская школа осталась позади, впереди маячила военная служба. Карьера военного началась для Мусоргского в санкт-петербургском Преображенском полку. Благодаря проживанию в столице, у музыканта появилось множество знакомых среди военных и творческой элиты.
Прошло немного времени, и Мусоргский уже на постоянной основе посещал вечеринки, которые проводил в своем доме композитор Александр Даргомыжский. В это же время у него появляются и новые друзья – Александр Бородин, Владимир Стасов, Милий Балакирев, Цезарь Кюи – известные российские культурные деятели. Именно Балакирев взял на себя роль воспитателя Мусоргского, он занялся его музыкальным образованием, тем более, что Модест объявил о своем намерении уйти с военной службы ради того, чтобы полностью отдаться любимому занятию – музыке.
Музыка
Творческий путь великого композитора начался с того, что он перекладывал симфонические произведения, и таким образом оттачивал мастерство и навыки сочинительства и аранжировки. По мере работы Мусоргский понимает, что ему не хватает размаха, что его фантазиям тесно в малых жанрах, и достаточно скоро он приходит к выводу, что нужно писать оперу. До этого вышла его соната для фортепиано, пьеса «Марш Шамиля» и два скерцо для оркестра.
Модест Мусоргский
На протяжении трех лет композитор писал произведение, руководствуясь мотивами трагедии «Царь Эдип» Софокла, потом пытался положить на музыку «Саламбо» Флобера, затем переключился на творчество Гоголя, работал над сюжетом «Ночи накануне Ивана Купала». По мере написания фрагментов, композитор разочаровывался в своих трудах, а потом и вовсе потерял к ним всяческий интерес, поэтому ни одно из этих произведений так и не было доведено до логического завершения.
В 60-е годы Мусоргский начал экспериментировать с жанрами, принялся за написание песен на стихотворения русских поэтов. Самыми популярными произведениями этой серии получились «Царь Саул», «Песнь старца», «Калистрат». Именно с этих песен и начали прослеживаться в его творчестве народные традиции на злободневную социальную тематику, они были наделены своеобразным драматизмом.
После этого Мусоргский принялся за жанровые романсы – «Песнь Яремы», «Светик-Савишна», «Семинарист», которые стали необычайно популярны у слушателей, хотя и были восприняты далеко не однозначно. В 1867-м композитор представил свое новое детище – симфонию «Иванова ночь на Лысой горе», которая по идее задумывалась как хоровая.
Кружок «Могучая кучка»
В это время Мусоргский вступает в кружок под названием «Могучая кучка», у него появляются новые друзья среди коллег-композиторов, разделяющих с ним увлечение национальными традициями. Менялась политическая обстановка в стране, поэтому в воздухе «запахло» новыми веяниями, которые нашли отражение в тонкой душе музыканта. У него появилось желание воплотить в музыке драматические события прошлого и настоящего, показать развитие исторических моментов на Руси.
Участники кружка «Могучая кучка» старались как можно сильнее связать творчество и действительность, прибегали к использованию нетрадиционных форм. И в результате поисков у Мусоргского получилось написать «Женитьбу», произведение, которое сам автор назвал «разговорная опера». Это была как будто разминка великого композитора перед тем, как приступить к монументальному произведению, а именно опере «Борис Годунов».
Модест начал писать ее в 1868 году, и пушкинский сюжет так легко ложился на музыку, что буквально за год он написал клавир и закончил работу над основной партитурой. Интересно и то, что Мусоргский очень долго обдумывал свои будущие произведения, поэтому, когда садился за написание музыки, то черновики никогда не использовал.
В соответствии с историко-поэтической идеей, композитор взял за основу две темы – судьбу отдельного человека и судьбу всего народа, не стал использовать сольные номера, заменив их масштабными хоровыми сценами. Именно поэтому опера «Борис Годунов» не понравилась руководству Мариинского театра, и премьера в 1870-м так и не состоялась.
Вместе с соратниками композитор приступает за переработку своего произведения. За короткий промежуток времени он внес изменения в сюжет и ввел в действие несколько новых образов. Мусоргский сумел поставить жирную точку в финале оперы, в виде массовой народной сцены. Натуралистические образы, колоритность персонажей, множество фольклорных песен – это основные характеристики оперы «Борис Годунов», благодаря которым ее считают непревзойденной. Модест Мусоргский получил заслуженную славу и почет. В феврале 1874-го в Санкт-Петербурге состоялась премьера оперы.
Успех после премьеры был омрачен неоправданной критикой, которая раздавалась в адрес композитора, но Мусоргский не обращал на нее внимания. Окрыленный реакцией публики на его работу, он принялся за написание нового произведения. На этот раз его заинтересовали кровавые стрелецкие бунты. Свое новое детище Модест назвал «Хованщина». В отличие от предыдущего произведения, работа двигалась намного медленнее, чем хотелось ее создателю. Мусоргский хотел многое успеть, поэтому параллельно с «Хованщиной» занимался другими проектами, отвлекался на написание романсов и песен, которые впоследствии вошли в сборник под названием «Детская». Были среди его работ и пьесы для фортепиано, объединенные в сборнике «Картинки с выставки».
К середине 70-х композитор приостановил работу над «Хованщиной», и занялся созданием вокального цикла «Песни и пляски смерти». Тогда же познакомил коллег с набросками к другой опере, которой дал название «Сорочинская ярмарка».
Несколько последующих лет Модест метался между написанием двух начатых опер. Его финансовое положение стало критическим, композитор находился на грани нищеты. Это очень замедляло работу, угнетало его не только физически, но и психически. В 1879-м при помощи друзей Мусоргский гастролировал по России, кроме того появился фонд в его поддержку. Благодаря этому, композитор продержался еще два года, однако закончить «Хованщину» и «Сорочинскую ярмарку» так и не смог.
Личная жизнь
Практически всю свою сознательную жизнь композитор прожил в Санкт-Петербурге, среди его знакомых была творческая и культурная элита страны. Коллеги из кружка «Могучая кучка» заменили ему семью, с ними он делился своими невзгодами и достижениями, поражениями и победами.
Несмотря на обширный круг влиятельных знакомств, он так и не сумел устроить свою личную жизнь. Композитор никогда не был женат, детей у него тоже нет. Ходили слухи, что в двадцатилетнем возрасте Модеста увлекла кабацкая певица, и что он даже снял для них квартиру. Но она бросила его ради другого мужчины, и это доставило композитору много мучений.
Была еще одна дама, которая вызывала у Модеста прилив нежных чувств. Ее звали Людмила Шестакова, она приходилась сестрой композитору Михаилу Глинке. Но женщина не любила Модеста, это была скорее материнская сердечная привязанность. Об этом говорит и их переписка, письма хранятся в творческом архиве Мусоргского.
Особые отношения связывали композитора и Надежду Опочинину, которая приходилась ему дальней родственницей, и была старше его на 18 лет. Они проводили за беседами много времени, именно ей посвящено несколько романсов Модеста и «Надгробное письмо», которое он написал к ее смерти.
Надежда Опочинина
Еще одна дама будоражила сердце композитора – Мария Шиловская, красивая одаренная певица-сопрано. Она тоже была намного старше, и ей тоже музыкант посвятил романс.
Близкие отношения связывали композитора и Дарью Леонову, которая опекала его за несколько лет о смерти. Модест жил у нее на даче, они вместе гастролировали по югу России, Дарья пела его «Блоху». Их разница в возрасте тоже была достаточно приличной, к тому же у Леоновой имелся муж.
Смерть
В начале 70-х композитор впервые осознал, что у него начались проблемы со здоровьем. Причиной тому стала бурная юность, беспробудные пьянки и бесконечные кутежи. Именно они привели к тому, что к 40-летию Мусоргский начал страдать от приступов безумия, спровоцированных злоупотреблением спиртным.
Модест Петрович серьезно опасался помутнения рассудка, поэтому решил, что ему нужен личный доктор. Он решил воспользоваться услугами Джорджа Каррика, который в те годы возглавлял петербургское общество врачей, и попробовал бросить пагубную привычку.
Памятники Модесту Мусоргскому
Возможно, у него все и получилось бы, если бы в один «прекрасный» день композитора не выгнали со службы. Мусоргский переживал не лучшие времена, подступала нищета, а с ней и приступы белой горячки, которых за это время случилось четыре. В результате, композитор оказался в больнице. Друзья собрали необходимую сумму, чтобы оплатить его пребывание в лечебнице, но это не спасло положение, просто ненадолго отстрочило финал. Среди тех, кто пожертвовал деньги на лечение, был и Илья Репин, автор предсмертного портрета Мусоргского.
Металкогольный синдром вновь напомнил о себе 16 марта 1881 года, в виде очередного приступа, который и спровоцировал смерть Модеста Мусоргского. Местом вечного упокоения величайшего из русских композиторов стал Александро-Невский монастырь, на территории которого его и похоронили коллеги.
В 1972-м музей памяти Модеста Мусоргского открылся в селе Наумово, под него выделили фамильный особняк его матери – Юлии Чириковой. А вот усадьба отца, где родился композитор, не сохранилась.
Ссылки
- Страница в Википедии
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.
Источник