Мустафа чечели биография личная жизнь

Мустафа чечели биография личная жизнь thumbnail

Мустафа-челеби также Дюзме Мустафа или Дюзмедже Мустафа (тур. Mustafa Çelebi, тур. Düzme Mustafa / Düzmece Mustafa; 1380[1]/?[2]—1402[1]/1422[1]) — сын султана Баязида І. В 1402 году Мустафа участвовал с отцом и братьями в битве при Анкаре и пропал после неё. Как утверждал человек, появившийся в 1415/16 году под его именем, он некоторое время находился в плену у Тамерлана, но после его смерти был освобождён. Во время правления Мехмеда І и Мурада II при поддержке Византии и Венеции Мустафа поднимал восстания, пытаясь захватить османский престол, был предан союзниками, схвачен и повешен. В официальной османской историографии представлялся как самозванец.

Биография[править | править код]

Проихождение и ранние годы[править | править код]

Х.Иналджик писал, что дата рождения Мустафы неизвестна[2], но Д.Алдерсон называл 1380 год[1]. Османский историк Шукруллах называл его последним из шести сыновей османского султана Баязида І. Матерью Мустафы была, по-видимому, рабыня[2].

Нет информации о ранних годах его жизни[2]. Согласно Шараф ад-дину Язди, в 1400 году Мустафа был помолвлен с дочерью Ахмеда Джалаира[1][3]. Согласно османскому историку Нешри[en] он был назначен отцом санджакбеем бывших бейликов Хамид и Теке[4]. Во главе войск этих санджаков он участвовал в битве при Анкаре 28 июля 1402 года[2][3]. Баязид, отец Мустафы, потерпел в этой битве поражение и попал в плен[5].

Судьба Мустафы после битвы при Анкаре[править | править код]

Судьба Мустафы точно неизвестна. Историографы Тимуридов не упоминали, что Мустафа был в плену у Тамерлана[6]. Шараф ад-Дин Язди в Зафарнаме писал, что после пленения Баязида, султан сказал Тамерлану, что с ним во время битвы было двое сыновей – Муса и Мустафа – и просил узнать, что с ними стало. Мусу вскоре нашли, но о Мустафе никаких сведений не было[3][6]. По словам Ибн Арабшаха «Мустафа исчез бесследно, из-за него около 30 (из людей по имени) Мустафы были казнены»[7], то есть люди Тамерлана не нашли Мустафу и не взяли его в плен[2].

Османские историки XV века по-разному описывали судьбу этого сына Баязида, в основном указывая, что он бесследно пропал. Ашик-паша-заде и Нешри писали, что Мустафа упал с коня и бесследно исчез[5][8]. Согласно Шукруллаху его захватили в плен вместе с отцом, Мустафа пропал, и больше его никто никогда не видел[5]. Энвери писал, что его захватили в плен вместе с отцом, но затем Мустафа вернулся в Анатолию через несколько лет, возможно, после смерти Тамерлана в феврале 1405 года[2][5].

Византийские историки считали претендента сыном Баязида, при этом указывая, что Мехмед называл его самозванцем. Халкокондил писал, «поскольку у них нет информации о том, что Мустафа жив, Мехмед говорит, что Мустафа не настоящий сын Баязида»[9]. Согласно Дуке самозванцем назвал претендента великий визирь и бейлербей Румелии Баязид-паша[9][10]. Лишь Сфрандзи называл его обманщиком[9].

Д. Алдерсон писал, что Мустафа исчез после битвы, его не нашли среди пленников, его тела не было среди убитых, его не было ни в одном их отрядов, бежавших с поля боя[11]. И.Узунчаршилы[tr] полагал, что данные Энвери о пребывании Мустафы в плену, а затем проживании в Нигде достоверны[6]. Сегодня все исследователи сходятся во мнении, что Мустафа не является «фальшивым»[9].

Прозвище Дюзме (тур. Düzme — лже), которое указывает, что Мустафа не был сыном Баязида, в отношении претендента начали упоминать историки XV века Ашик-паша-заде и Нешри, однако они указывали, что прозвище было дано ему его соперниками во время борьбы за трон. От них прозвище пошло и широко распространилось у более поздних османских историков[5].

Первое восстание[править | править код]

В османских источниках события двух восстаний спутаны, первое восстание не упоминается[6]. После битвы при Анкаре Тамерлан восстановил все бейлики, вернув их членам свергнутых в бейликах династий. Оставшуюся азиатскую часть Османской империи он разделил на две части и поставил в них править сыновей Баязида Ису-челеби и Мехмеда. В Румелии провозгласил себя султаном Сулейман-челеби. Начался период Османского междуцарствия, когда Иса, Сулейман, Мехмед и Муса делили отцовское наследство. В 1413 году Мехмед I победил в борьбе за власть[2].

В 1415 году в Румелии появился человек, называвший себя Мустафой. Он утверждал, что в то время, когда его братья воевали за власть, он находился в плену в Самарканде. Он внезапно появился в Салониках после своего исчезновения в битве при Анкаре и не рассказывал о том, что с ним было[5]. Возможно, что Мустафа нашёл убежище в одном из бейликов[5][6]: согласно Энвери в Нигде у Караманидов или согласно Халкокондилу у Исфендияра-бея[en] Джандарида в Кастамону или Синопе, как и его брат Муса Челеби[2][5][6]. Согласно венецианским источникам, Мустафа находился «в Азии» в поисках судна для отправки в Европу, где, как он утверждал, было много его сторонников. Рагузанские источники сообщали, что в середине июня 1415 года Мустафа находился в Трабзоне. Венецианские источники сообщают о прибытии в город в январе 1415 года галеры из Трабзона, с «турецким» агентом, который вёл переговоры с византийским императором от имени Мустафы[6][2]. К августу 1415 года он уже находился в Валахии[2], где получил поддержку от Мирчи I[5]. Междоусобицы у османов были выгодны всем их соседям. Мануил II Палеолог и правитель Валахии Мирча І оказывали ему поддержку, не особо вникая в достоверность его истории[2].

В Валахии к Мустафе присоединился Джунейд Измироглу, бывший санджакбеем Никопола. Учитывая близость Никопола к Валахии, Мехмед послал двух доверенных слуг, чтобы убить его, но Джунейд успел пересечь Дунай за два дня до их прибытия[2][12][13]. Он стал самым активным сторонником претендента[14], и Мустафа назначил Джунейда своим визирем[15]. С солдатами, предоставленными првителем Валахии Мирчей I , Мустафа вторгся во Фракию и попытался уговорить на восстание местные османские войска. Потерпев в этом неудачу, он нашёл убежище в Константинополе. Весной 1416 года Мустафа отправился в византийский город Салоники и попытался заручиться поддержкой удж-беев Македонии. Хотя ему удалось захватить Серрес, но ему все ещё не хватало сторонников, и осенью Мехмед победил его в бою. Мустафа с Джунейдом бежали обратно в Салоники, где местный губернатор, Димитрий Ласкарис Леонтарис, взял их под свою защиту. Мехмед осаждал город, пока император Мануил II Палеолог не согласился держать их в качестве заложников в заключении до тех пор, пока жив Мехмед, в обмен на ежегодную выплату в размере 300 000 акче. Согласно Дуке, Мустафа был отправлен на остров Лемнос, а Джунейд был помещён в монастыре Паммакаристос в Константинополе[2][12].

Второе восстание (1421—1422)[править | править код]

В 1421 году Мехмед I умер, и его сменил 17-летний сын Мурад II. По завещанию Мехмеда двух его младших сыновей Юсуфа и Махмуда надо было отправить византийскому императору в качестве заложников, но визирь Мехмеда Амасьялы Баязид-паша отказался передать их. В результате византийцы решили использовать Мустафу и Джунейда и освободили их из плена, увидев в этом возможность вернуть утраченные территории в северной Греции, на побережье Чёрного моря и в Галлиполи. 15 августа 1421 года, после того, как Мустафа принёс торжественные клятвы, что будет повиноваться императору, византийский флот под руководством Димитрия Леонтариса привёз их в Галлиполи. Войска Мустафы и Леонтариса высадились перед городом, где собрались гарнизон и местное ополчение. Люди Мурада «не смогли противостоять Джунейду, потому что этот человек был мужественным и более опытным в войне, чем любой тюрк своего времени», они были побеждены и вынуждены укрыться за городскими стенами. Мустафа обратился к гарнизону, убедил многих из них сдаться, и на следующее утро занял Галлиполи. Оттуда он начал свой поход на Эдирне, а Леонтарис осадил цитадель Галлиполи, в которой продолжал сопротивляться отряд под командованием Шах Мелика-бея[2][16][17][18].

В отличие от предыдущего восстания Мустафы, теперь к нему присоединились многие из удж-беев Румелии, включая Турахана-бея, сыновей Эвреноса и семья Гюмлюоглу, поскольку они видели в Мустафе более надёжного правителя, чем неопытный Мурад. Претендент быстро распространил свой контроль над большей частью Македонии, включая города Янницу, Серрес, Вардар. К этому времени относятся первые отчеканенные Мустафой монеты. Мурад отправил Баязида-пашу с армией из Анатолии, чтобы противостоять Мустафе. Две армии встретились в Сазлыдере, недалеко от Эдирне, но войска Баязида массово стали переходить на сторону Мустафы, когда претендент показал им шрамы, полученные, якобы, в битве при Анкаре. Баязид-паша сдался и, как писал Дука, был казнён по настоянию Джунейда. Брата Баязида-паши, Хамзу-бея, Джунейд «пожалел его из-за его юности»[2][16][19].

Мустафа вошёл в Эдирне с триумфом. Когда защитники цитадели Галлиполи узнали об этом, они тоже решили сдаться. Леонтарес хотел занять город как союзник Мустафы, но, по словам Дуки, когда Леонтарис готовился войти в Галлиполи, прибыли Джунейд и Мустафа. Они сообщили ему, что их соглашение было недействительным, поскольку они не могут дать своему народу капитулировать перед неверными. Леонтарис протестовал, но у него не было выбора, кроме как собрать своих людей и отправиться в Константинополь, в то время как Мустафа укрепился в цитадели, организовал свой флот и укрепил оборону гавани[2][18][20].

Тогда император решил поддержать уже Мурада и отправил к нему посланников с предложением помощи на некоторых условиях: византийские суда перевезут османскую армии в Европу в обмен на Галлиполи, двух младших братьев султана он передаст в качестве заложников императору (подобно тому, как это делали Мехмед I и Сулейман Челеби). Мурад отказался принять условия Мануила, но молодому султану помог генуэзский подеста Новой Фокеи, Джованни Адорно, который предложил суда для переправки османской армии в ответ на списание долга за аренду квасцовых копей[21]. Также Фокея предоставляла султану 2000 солдат. Письмо к Мураду от Адорно было написало личным секретарём Адорно, историком Дукой, который оставил подробное описание этих событий[22]. Мустафа был обеспокоен новостью о том, что Мурад получил флот для переправки в Румелию, и Джунейд убедил претендента, что им нужно опередить Мурада и самим переправиться в Анатолию раньше. По словам Дуки, к этому времени Мустафа стал проводить время в пиршествах и разврате, и Джунейд торопил его, потому что боялся, что Мустафа с каждым днём все больше опускается и теряет шанс победить Мурада[23]. Если бы это произошло, когда Джунейд был в Европе, он рисковал быть захваченным византийцами — после предательства в Галлиполи не очень привлекательная перспектива. Поэтому Джунейд стремился как можно скорее вернуться в Анатолию и в своё собственное княжество[15][24].

26 Мухаррема 825 года Хиджры[25] (20 января 1422 года[25]) армия Лже-Мустафы (около 12 000 кавалеристов и 5 000 пехотинцев[25]) переправилась в Анатолию. На встречу с армией претендента из Бурсы прибыл со своими войсками Мурад; блокируя продвижение Мустафы, его люди сломали мост через реку Нилюфер[26]. Обе армии встретились в Лопадионе (Улубад). По словам Ашик-паша-заде, перед сражением Мурад подослал своих людей ко всем беям, поддерживавшим Мустафу. Каждому из них была пообещана щедрая награда за отступничество[27], например, Джунейду Мурад II пообещал вернуть Айдын[28]. Дука дал подробное описание того, как советники Мурада использовали для переговоров брата Джунейда, Хамзу, который был другом Мурада: Хамзу уговорили встретиться с Джунейдом и убедить его покинуть союзника. Через Хамзу Джунейду было обещано «отдать в наследственное владение Айдын при условии службы одного из его сыновей султану»[29]. Визири (Ибрагим-паша, Хаджи Иваз-паша, Тимурташоглу Умур, Орудж и Али-бей) посоветовали Мураду освободить Мехмеда Михалоглу бывшего бейлербеем Румелии у Мусы Челеби и находившегося в заключении в Токате с 1416 года за связи с шейхом Бедреддином. Михалоглу привезли из Токата, пообещали звание бейлербея и освободили, после чего он написал письма, в которых призывал предводителей акынджи признать Мурада и гарантировал, что они будут прощены[30][31]. В итоге Мустафа был оставлен и румелийскими уджбеями, и Джунейдом, и был вынужден бежать обратно в Румелию[27].

Мурад обратился к Адорно, который сдержал обещание, прибыл с 7 галерами и 15 января 1422 года переправил султана с его армией на другую сторону Дарданелл. По словам Дуки претендент пытался скрыться и убежать в Валахию, но был узнан и схвачен[27]. Мустафа пытался скрыться и убежать в Валахию, но был узнан агентами Мурада и схвачен[2][16][32]. Османский историк Рухи Челеби сообщал, что Михалоглу Мехмед-бей арестовал Мустафу в Чамурлу[33] и вскоре претендент был публично повешен по приказу Мурада на стенах Эдирне или на городской площади, как обычный преступник. Перед казнью Мустафа просил Мурада о встрече, обещая что-то рассказать, но Мурад не отреагировал[34]. Дука отметил, что такая казнь была выбрана, чтобы представить Мустафу самозванцем, а не членом династии[35]. По словам османского историка Бехишти тело висело, пока не свалилось[34]. Неизвестно, что случилось с ним, за исключением того, что его точно не захоронили с почестями. Малое количество сохранившихся монет чеканки Мустафы почти наверняка указывает на то, что они были уничтожены сразу после казни[2]. После казни голову Мустафы (по словам Рухи Челеби) отправили Мураду[2][16][32][33].

Существует версия, что ему удалось бежать в Валахию, оттуда в Каффу, а затем в Салоники, где он находился до захвата города Мурадом в 1430 году[2]. По крайней мере, в 1425 году человек, называвший себя Мустафой начал проводить из города рейды против отрядов Мурада, но после того, как он и венецианский капитан были почти захвачены в плен во время одного из этих действий, 3 сентября Большой совет издал инструкции, чтобы остановить эти рейды и держать ворота города закрытыми[25][36]. А 11 мая этот Мустафа предстал перед Большим Советом и получил 150 дукатов за свои услуги[37].

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 3 4 5 Alderson, 1956, table XXIV.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 İnalcık, 1991.
  3. 1 2 3 Шараф ад-Дин Али Йазди, 2008, с. 301.
  4. ↑ Нешри, 1984, с. 136.
  5. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Başar, 2006.
  6. 1 2 3 4 5 6 7 Uzunçarşılı, 1988, Cild1,pp. 318-325.
  7. ↑ Ибн Арабшах, 2007, с. 188.
  8. ↑ Нешри, 1984, с. 137.
  9. 1 2 3 4 Mollaoğlu, 2009, p. 177.
  10. ↑ Doukas, 1975, p. 139.
  11. ↑ Alderson, 1956, p. 50.
  12. 1 2 Mélikoff, 1965, p. 599–600.
  13. ↑ Doukas, 1975, p. 123–125.
  14. ↑ Тютюнджиев, Павлов, 1992, с. 34.
  15. 1 2 Жуков, 1984, p. 136.
  16. 1 2 3 4 Heywood, 1993, p. 711.
  17. ↑ Doukas, 1975, p. 133, 136–137.
  18. 1 2 Uzunçarşılı, 1969, p. 116.
  19. ↑ Doukas, 1975, p. 137–143.
  20. ↑ Doukas, 1975, p. 143–146.
  21. ↑ Doukas, 1975, p. 146–151; Черноусов, 1914, с. 205.
  22. ↑ Черноусов, 1914, с. 203.
  23. ↑ Doukas, 1975, p. 151–152; Жуков, 1984, с. 136.
  24. ↑ Doukas, 1975, p. 151–152.
  25. 1 2 3 4 İnalcık, 2006.
  26. ↑ Heywood, 1993, p. 711; Doukas, 1975, p. 152.
  27. 1 2 3 Heywood, 1993, p. 711; Uzunçarşılı, 1969, p. 117.
  28. ↑ Жуков, 1984, с. 136; Merçil, 1991.
  29. ↑ Жуков, 1984, с. 136; Merçil, 1991; Черноусов, 1914, с. 195; Doukas, 1975, p. 152–156.
  30. ↑ İnalcık, 2006; Nilgün, 2015.
  31. ↑ Uzunçarşılı, 1988.
  32. 1 2 Uzunçarşılı, 1969, p. 117.
  33. 1 2 Nilgün, 2015, p. 37.
  34. 1 2 Uzunçarşılı, 1988, Cild1,pp. 336.
  35. ↑ Imber, 2009; Nilgün, 2015, p. 37.
  36. ↑ Mertzios, 2007, pp. 63–64.
  37. ↑ Mertzios, 2007, p. 64.

Литература[править | править код]

  • Ибн Арабшах. История амира Темура / пер. Х. Н. Бабабекова. — Ташкент: Институт истории народов Средней Азии имени Махпират, 2007.
  • Мехмед Нешри. Огледало на света: История на османския двор / Ред. Мария Калицин. — София: Отечествения фронт, 1984. — 420 с.
  • Шараф ад-Дин Али Йазди. Зафар-наме. — Ташкент: SAN’AT, 2008. — 519 с. — ISBN 978-9943-322-16-5.
  • Жуков К.А. К истории образования Османского государства. Княжество Айдын // Тюркологический сборник 1978. — М., 1984. — С. 126—139.
  • Тютюнджиев И., Павлов П. Българската държава и османската експанзия 1369 – 1422. — В. Търново: Слово, 1992. — С. 34—35. — 91 с. (болг.)
  • Черноусов Е. Дука, один из историков конца Византии // Византийский временник / Под ред. В.Э. Регеля. — СПб.: К.Л. Риккер, 1914. — Т. 21. — С. 171—221.
  • Alderson An. D. The Structure of the Ottoman Dynasty. — Oxford: Clarendon Press, 1956. — 186 p. (англ.)
  • Başar, Fahamettin. Mustafa Çelebi, Düzme // Islam Ansiklopedisi. — İslâm Araştırmaları Merkezi, 2006. — Vol. 31. — P. 292—293. (тур.)
  • Doukas. Decline and Fall of Byzantium to the Ottoman Turks / Magoulias, Harry, ed.. — Wayne State University Press, 1975. — 360 с. — ISBN 9780814315408. (англ.)
  • Emecen F. Cüneyd Bey (тур.) // Islam Ansiklopedisi. — 1993. — Vol. 8. — P. 122. (тур.)
  • Heywood, C. J. Muṣṭafā Čelebi, Düzme” // The Encyclopaedia of Islam, New Edition / Bosworth, C. E.; van Donzel, E.; Pellat, Ch.. — Leiden: E. J. Brill, 1993. — Vol. VII: Mif–Naz. — P. 710–712.. — ISBN 90-04-09419-9. (англ.)
  • Imber C. The Ottoman Empire, 1300-1650: The Structure of Power. — Macmillan Education UK, 2009. — 448 p. — ISBN 9780230574502. (англ.)
  • İnalcık H. Meḥemmed I // The Encyclopaedia of Islam, New Edition / Bosworth, C. E.; van Donzel, E.; Pellat, Ch.. — Leiden: E. J. Brill, 1991. — Vol. VI: Mahk–Mid. — P. 973–978. — ISBN 90-04-08112-7. (англ.)
  • İnalcık H. Murad II // Islam Ansiklopedisi. — 2006. — Vol. 31. — P. 164—172. (тур.)
  • Kastritsis Dimitris J. The Sons of Bayezid: Empire Building and Representation in the Ottoman Civil War of 1402-1413. — BRILL, 2007. — 275 с. — ISBN 9004158367. (англ.)
  • Mélikoff I. D̲j̲unayd // The Encyclopaedia of Islam, New Edition / Lewis, B.; Pellat, Ch.; Schacht, J.. — Leiden: E. J. Brill, 1965. — Vol. II: C–G. — P. 599–600. — ISBN 90-04-07026-5. (англ.)
  • Merçil E. Aydınoğulları (тур.) // Islam Ansiklopedisi. — 1991. — Vol. 4. — P. 239—241. (тур.)
  • Mertzios Konstantinos. Μνημεία Μακεδονικής Ιστορίας (Monuments of Macedonian History). — Thessaloniki, 2007. — ISBN 978-960-7265-78-4.
  • Mollaoğlu F. K. “Düzmece” olarak anılan Mustafa Çelebi Ve Bizans (1415–1416/17) // Ankara Üniversitesi Dil ve Tarih-Coğrafya Fakültesi Tarih Araştırmaları Dergisi. — 2009. — Vol. XLIX, № 2. — S. 173—185. (тур.)
  • Nilgün E. Byzantine eye-witnesses of Anatolian power- breakers during the years of 1421-1423 // International Journal of Arts and Commerce. — 2015. — Vol. 4, № 3. — P. 30—49. (англ.)
  • Sakaoğlu N. Bu mülkün kadın sultanları. — İstanbul: Oğlak Yayıncılık, 2015. — 574 p. (тур.)
  • Uzunçarşılı İsmail Hakkı[tr]. Osmanlı Tarihi. — Ankara: Türk Tarih Kurumu, 1988. — 3114 p. (тур.)
  • Uzunçarşılı İ. H. Aydın oğullari // Anadolu beylikleri ve Akkoyunlu, Karakoyunlu devletleri. — Türk Tarih Kurumu Basımevi, 1969. — P. 104—120. — 372 p. (тур.)

Источник

Биография

На родине турецкий певец Мустафа Сандал – поп-звезда, один из наиболее ярких и популярных вокалистов. Количество проданных альбомов Сандала превысило отметку 17 млн, но это не предел: Мустафа продолжает радовать фанатов, выпуская новые сборники с хитами. На телеэкранах появляются яркие клипы на песни, добравшиеся до верхних строчек чартов.

Мустафа СандалМустафа Сандал

Знают турецкого вокалиста и в Европе: в репертуаре поп-звезды десятки англоязычных композиций. Песни «All My Life» и «Moonlight», наполненные восточным темпераментом и европейским качеством звучания, нашли путь к сердцам британских и французских меломанов.

В России Мустафа Сандал – второй по узнаваемости после земляка Таркана с его хитом «Шыкыдым».

Детство и юность

Певец родился в январе 1970 года в старинном стамбульском районе Бешикташ, когда-то служившем административным центром для последних османских султанов. Позднее, когда Сандал уже стал знаменитым артистом, ему приписывали родство с турецким комиком Кемалем Суналом. Якобы актер в молодости бросил мать Мустафы, когда та была уже беременна сыном. Однажды услышав это предположение от репортеров, певец расценил его как шутку.

Комика Кемаля Сунала называют отцом Мустафы СандалаКомика Кемаля Сунала считали отцом Мустафы Сандала

Склонность мальчика к музыке родители обнаружили в раннем детстве. Мустафа оживлялся при первых звуках песен и пытался повторить ритм ударников подручными средствами. Наибольший интерес у него вызывало инструментальное сопровождение, в особенности гитарное. А вот к вокалу Мустафа в те годы не проявлял интереса.

Родители мальчика посчитали увлечение сына несерьезным и временным: его видели солидным бизнесменом или авторитетным банкиром.

Мустафа Сандал в молодостиМустафа Сандал в молодости

Мустафа Сандал не посмел перечить взрослым. Окончив школу-пансион в Женеве, поступил в американский, а потом и британский лицеи, где получил азы экономического образования. После завершения учебы вернулся домой, в Стамбул. Противостоять детской мечте он больше не мог и погрузился в мир музыки, связав биографию с искусством навсегда.

Мустафа писал музыку и песни, предлагая турецким исполнителям. Выступать с авторскими композициями молодой поэт и композитор не решался.

Кто знает, как бы сложилась карьера Мустафы Сандала, если бы не спор с друзьями Хаканом Пекером и Сердаром Ортачем. Молодые люди поспорили, кто первым доберется до вершины музыкального Олимпа.

Мустафа Сандал на сценеМустафа Сандал на сцене

Выиграл и первым достиг популярности на родине Хакан Пекер. Сегодня это известный в Турции исполнитель. Сердару Ортачу досталась «бронза». Ну а запевший Сандал оказался посередине: спор подстегнул его выйти на сцену и занять свою нишу в эстрадном шоу-бизнесе.

Музыка

Первые шаги в музыке Мустафа Сандал сделал, сотрудничая как автор-песенник с известными турецкими исполнителями. Его композиции пользовались успехом у слушателей, выходили на вершины чартов и становились хитами. Вскоре Сандал стал одним из самых востребованных авторов, чьи песни попали в репертуар поп-звезд.

Мустафа Сандал – Suç Bende

В начале 1990-х Мустафа Сандал «созрел» до выхода на сцену в качестве исполнителя и записал дебютный альбом. Он вышел в 1994 году под названием «Suc Bende» («Моя Вина»). В первые месяцы было продано 1,5 млн кассет и 200 тыс. дисков, что стало рекордом года. Сандала узнали и приняли как самостоятельного исполнителя. У него появилась армия поклонников и фан-клубы по всему миру.

Спустя 3 месяца после старта музыкальной биографии Мустафа Сандал отправился в гастрольный тур по стране. За год певец дал 140 концертов в крупных городах Турции и 30 – в городах Европы, став рекордсменом среди коллег-земляков.

Автор и исполнитель Мустафа СандалАвтор и исполнитель Мустафа Сандал

На достигнутом Сандал не остановился: в следующем году сосредоточил силы на аранжировке песен и обустроил дома собственную студию звукозаписи. В 1995-м стал аранжировщиком альбома «Адам» певицы Сибель Алаш, написав для него все песни.

В следующем году Мустафа Сандал порадовал поклонников, представив второй альбом, который назвал «Gölgede Aynı» («То же, что и тень»). И снова оглушительный успех: меломаны раскупили 2 млн кассет и 600 тыс. дисков. В поддержку сборника исполнитель отправился в гастрольный тур, дав 140 концертов.

Мустафа Сандал на телевиденииМустафа Сандал

Второй сборник Сандал записал на собственной студии. А еще певец и аранжировщик попробовал силы как режиссер, сняв клипы на лучшие песни. Видеоролики стали лидерами чартов. Вскоре он заявил о себе как о талантливом продюсере. Мустафа Сандал зажег на эстраде две новые звездочки – Izel и Reyahan Karaca.

Красивую черту под 1990-ми певец подвел третьим альбомом «Detay» («Деталь»). В том же 1999 году Мустафа поставил подпись под контрактом с европейской студией «Сони Мьюзик Франсе», на которой записал альбом хитов для меломанов Европы «Araba» («Машина»).

Мустафа Сандал – Araba

Альбом «Akışına Bırak» («Позволь этому случиться»), презентованный в 2000-м, оказался провальным и раскуплен был скромным тиражом. Зато единственный хит сборника «Hatırla Beni», записанный в дуэте с певицей из Греции Наталией, взят в постоянный репертуар Сандала.

Вернуться на вершину популярности исполнителю помогли альбомы «Kop» («Сломался»), «Seven» («Семь») и «İste» («Hеобходимость»). В последний англо-турецкий сборник вошли хиты «All My Life» и «Story», умножившие популярность турецкой звезды в Европе.

Альбом «İsyankar», что переводится с турецкого как «Склонный к побегу», вышел в 2004-м и получил статус золотого в Германии.

Мустафа Сандал – Dön Dünya

Объявив о том, что завершает карьеру певца, Мустафа Сандал неприятно удивил поклонников, ждавших от звезды новых хитов. Поэтому меломаны обрадовались, когда фаворит в 2007 и 2009 годах подарил альбомы «Devamı Var» («Продолжая») и «Karizma» («Харизма»).

Через год поклонников ждала встреча со своим любимцем, на этот раз с телеэкранов. Мустафа сыграл главную роль турецкого полицейского Акара в полнометражном боевике «Пять минаретов в Нью-Йорке». Вместе с напарником Фиратом (Махсун Кирмизигюль) герой Сандала участвует в совместной турецко-американской антитеррористической операции. Уже в 2012 году артист заявил о себе новой работой – альбомом «Organik» («Органик»).

Мустафа Сандал – Ben Olsaydım

В России турецкий певец стал известен с легкой руки Филиппа Киркорова, который, познакомившись с Мустафой в Лондоне, пригласил коллегу на гастроли в Москву и снялся в клипе на одну из песен Сандала.

В 2015 и 2016 годах поп-звезда порадовала фанатов, подарив альбомы «Ben Olsaydım» («Если бы я был») и «Dön Dünya» («Возвращение в мир»).

Личная жизнь

В личной жизни Мустафы Сандала, как и в творчестве, нашлось место взлетам и падениям. Первый роман вокалиста с красавицей-моделью, итальянкой по национальности, закончился печально. Манекенщица, чья карьера набирала обороты, не захотела бросать подиум и переезжать к любимому в Стамбул.

Мустафа Сандал и его жена Эмина ЯховичМустафа Сандал и его жена Эмина Яхович

После грустного расставания Сандал встретил настоящую любовь – сербскую модель, актрису и певицу Эмину Яхович. Вторая половинка Мустафы сыграла роль в турецкой мелодраме «Пора тюльпанов», а в 2013 году была судьей в сербском телешоу «X Factor», неоднократно участвовала в национальном отборе международного конкурса «Евровидение». Эмина оказалась на 12 лет моложе возлюбленного, что не помешало чувствам влюбленных.

Мустафа Сандал с женой и детьмиМустафа Сандал с женой и детьми

Две звезды стали жить вместе в 2004 году, а поженились в начале 2008-го. В том же году Эмина подарила супругу первенца, которого назвали Яман. В феврале 2012-го певец стал отцом второго ребенка – мальчика Явуза.

На протяжении 10 лет семья Мустафы и Эмины была для поклонников примером идеального брака, но в начале 2018 года супруги решили поставить точку в отношениях. Первой о разводе известила своих поклонников жена певца. На персональной страничке в «Инстаграме» она изменила фамилию на девичью.

Мустафа Сандал с сыновьямиМустафа Сандал с сыновьями

Впоследствии новость подтвердил Сандал. Оба артиста выступили на пресс-конференции, где официально объявили о разрыве отношений. Музыканты не комментировали причины расставания, но судя по фото Мустафы на личной страничке в «Инстаграме», он по-прежнему активно участвует в воспитании сыновей.

Мустафа Сандал сейчас

В ноябре 2017 года в московском «Крокус Сити Холле» турецкий певец дал концерт российским поклонникам. Ведущей мероприятия стала экс-участница телешоу «Дом-2» Евгения Феофилактова. .

Мустафа Сандал и Евгения ФеофилактоваМустафа Сандал и Евгения Феофилактова

Мустафа радует поклонниц не только отточенным вокалом, но и спортивной фигурой. При росте 173 см вес Сандала составляет 66 кг

По неподтвержденной информации, вскоре исполнитель собирается пополнить свою дискографию новой работой. Сейчас, помимо творчества, Мустафа участвует в проведении двух судебных процессов. Один касается развода с женой Эминой Яхович, второй – с нефтяной компанией BP (British Petroleum), которая на протяжении года незаконно использовала образ певца в рекламной кампании. Первоначально иск Мустафы составлял 65 тыс. турецких лир (около $10 тыс), затем певец увеличил сумму до 3 млн (почти $500 тыс).

Eypio и Мустафа Сандал – Reset (премьера 2018 года)

В июле 2018 Мустафа представил публике новый клип на сингл «Reset», который создал вместе с турецким рэпером Eypio. В песне речь пошла о современных технологиях и возможностях виртуальной реальности. Видео, которое за два месяца посмотрели 20 млн пользователей, подверглось критике со стороны Министерства здравоохранения Турции. Чиновников возмутил представленный в клипе образ легкомысленной медсестры, который не соответствует общепринятому представлению о медицинских работниках. Музыканту пришлось урезать сцены с актрисой, одетой в пикантный костюм. Для съемок в клипе Сандал привлек старшего сына Ямана.

Дискография

  • 1994 – Suç Bende («Моя Вина»)
  • 1996 – Gölgede Aynı («То же, что и тень»)
  • 1998 – Detay («Деталь»)
  • 2000 – Araba («Машина»)
  • 2000 – Akışına Bırak («Позволь этому случиться»)
  • 2002 – Kop («Сломался»)
  • 2003 – Seven («Семь»)
  • 2004 – İste («Hеобходимость»)
  • 2004 – «İsyankar» («Склонный к побегу»)
  • 2005 – Yamalı («Пятнистый»)
  • 2007 – Devamı Var («Продолжая»)
  • 2009 – Karizma («Харизма»)
  • 2012 – Organik («Органик»)
  • 2015 – Ben Olsaydım («Если бы я был»)
  • 2016 – Dön Dünya («Возвращение в мир»)

Источник