Натали пушкина гончарова портреты
В пушкинские времена, когда фотографий не было, их роль выполняли, портреты, написанные живописцами. Поэтому мы сегодня посмотрим портреты Натальи Николаевны Гончаровой – жены великого русского поэта Александра Пушкина.
Отметим главное: Наталья Гончарова была красавицей. Известно высказывание Пушкина, что или он женится на ней, или никогда и ни на ком не женится.
Художник А. П. Брюллов. Портрет Н. Н. Пушкиной. Примерно 1831-1832 годы. Здесь Наталье Николаевне 19-20 лет. Источник иллюстрации и подписи: wikipedia.org
Поэт знал толк в женщинах, жене он посвящал стихи. По Натали, кстати, вздыхали многие. Царь Николай I – любивший красоваться бравой фигурой и превосходной посадкой на коне – по два-три раза в день скакал мимо окон Натальи Николаевны: знал, что она не могла его не заметить.
О Дантесе, волоките и виновнике гибели Пушкина на дуэли, мы вообще можем не говорить: он просто прилип к ней.
Тут важно понять: жена поэта Наталья Гончарова притягивала мужчин – как бабочек и мошек притягивает горящая свеча. А в пламени свечи, как известно, летящие на свет сгорают.
Сгорел и Пушкин.
Но вот оказия. Пушкина Наталья Гончарова не любила. Вокруг нее и ее причастности к закату «солнца русской поэзии» (после дуэли с Дантесом на Черной речке) много копий поломано. Но солнцем Пушкин был лишь для целого света.
А она вышла за него замуж, пожалуй, из-за того, что Пушкин был безмерно знаменит. Кто-то из историков видел в архиве визитную карточку Пушкина: там было лишь одно слово: «Пушкин». И ничего никому не нужно было больше объяснять.
Но у Гончаровых к нему отношение было двоякое. Маменька Натальи – тоже Наталья, но Наталья Ивановна, урождённая Загряжская – не хотела долгое время выдавать дочь за «неблагонадежного вольнодумца» и картежника. Пушкин страдал, пытался исправить репутацию. В 1830 году он писал в письме шефу жандармов А. Х. Бенкендорфу: «Г-жа Гончарова боится отдать дочь за человека, который имел бы несчастье быть на дурном счету у государя…»
Потрет матери — Н. И. Гончарова. 1800-е годы. Неизвестный художник. Источник иллюстрации и подписи: wikipedia.org
Тут надо сказать, что и мать Натали Гончаровой — Наталья Ивановна всегда отличалась незаурядной красотой. Думается, что немало мужчин предпочли бы именно ее с безумными, как глубокий омут, глазами и внутренним миром, а не ее дочь (жену поэта), про которую Цветаева потом язвительно напишет (цитирую Википедию): «Было в ней одно: красавица. Только — красавица, просто — красавица, без корректива ума, души, сердца, дара. Голая красота, разящая, как меч».
Сумасшедшинка в глазах будущей тещи А. С. Пушкина, конечно, большая вольность и метафора автора по отношению к ее прекрасному портрету. Но для понятия о семье Гончаровых процитирую фрагмент интервью со знатоком пушкинской биографии проф. Р. Г. Назировым, более развернутые отрывки из которого пойдут ниже:
В конце концов, маман соблагоизволила, смягчилась к Пушкину. Да и будущая невеста Наталья Николаевна Гончарова вдруг стала давать поэту намеки, что его хотят видеть. Он помчался свататься, заложил для женитьбы деревню Кистенёвку, которую подарил отец, поскольку Гончарова была бесприданницей.
А. С. Пушкин. 1836 год – за год до дуэли с Дантесом. Акварель П. Ф. Соколова. Источник иллюстрации и подписи: wikipedia.org
Что подвигло Наталью Гончарову дать согласие на замужество? Наверное, тут много причин – возможно, тщеславие (стать женой первого поэта России), или житейский расчет, или хорошее отношение к Александру Сергеевичу Пушкину – но об этом пусть «пушкинисты» гадают.
Любви вот не было. Тут на автора сих строк – да как вы смеете! – яростной ордой накинутся историки и литературоведы, отстаивающие (в отличие от мазавших дёгтем образ Натальи Гончаровой очернителей ) светлый идеал жены поэта.
Но автор больше доверяет безвременно ушедшему от нас знатоку творчества Пушкина – профессору, заведовавшему кафедрой русской литературы, Р. Г. Назирову, диктофонную запись беседы с которым о Дантесе и Наталье Гончаровой автор сделал в свое время и хранит у себя (это, кстати, публиковалось в одной из газет):
Наталья Николаевна Гончарова и после Пушкина сумела устроить свою судьбу. Как не устроить, когда весь светский Петербург говорил об ее красоте. Процитирую опять пушкиниста-профессора Р. Г. Назирова:
Любила ли она своего следующего мужа – генерала П. П. Ланского, мы не знаем. Но она вышла за него замуж, составила ему партию и карьеру. И в нашей подборке портретов Натальи Николаевны Гончаровой только верхний портрет написан при жизни великого поэта А. С. Пушкина. Потом ее лик писал художник-портретист Владимир Гау, академик Императорской Академии художеств, придворный живописец.
Н. Н. Пушкина. 1843. Портрет работы В. И. Гау. Источник иллюстрации и подписи: wikipedia.org
На портретах Владимира Гау 1843 и 1844 годов Натали еще Н. Н. Пушкина.
Н. Н. Пушкина. 1844. Акварель художника В. И. Гау. Источник иллюстрации и подписи: wikipedia.org
А 1849 году на портретах В. И. Гау и другого художника И. К. Макарова мы видим уже не Пушкину, а красавицу Н. Н. Ланскую. Снявшую с себе фамилию знаменитого поэта Пушкина, как меховую накидку со своих прекрасных плеч.
В. И. Гау. Портрет Н. Н. Ланской. 1849. Фрагмент альбома лейб-гвардии Конного полка. Источник иллюстрации и подписи: wikipedia.org
На всех портретах прижизненных она недурна. Красивая. Ухоженная. Со спокойной красотой замужней дамы, у которой все устоялось и все бури позади. Видимо, от былых страстей уже не осталось следа, душевные раны залечены, мы видим перед собой зрелую и прекрасную в своей зрелости женщину. Вглядитесь в ее черты.
И. К. Макаров (?). Портрет Н. Н. Пушкиной-Ланской. 1849. Ранее приписывался Т. А. Неффу и датировался 1856 годом. Источник иллюстрации и подписи: wikipedia.org
Портреты эти не являются шедеврами живописи, но тоже недурственны.
Только по ним мы можем судить о том, как выглядела Наталья Гончарова (впоследствии Ланская), идеал самого главного русского поэта А. С. Пушкина.
Портрет Н. Н. Ланской работы И. К. Макарова. Не ранее 1851 года. Источник иллюстрации и подписи: wikipedia.org
Портреты и даны нами в хронологическом порядке – как летопись жизни красавицы с равнодушным к поэту сердцем, но, возможно, обыкновенным сердцем женщины.
Друзья, подписывайтесь на мой канал.
Источник
По нынешним меркам Наталья Пушкина стала вдовой в очень юном возрасте — в 24 года. В наследство от брака с поэтом ей досталась лишь дурная слава да четверо погодков — два мальчика и две девочки. Старшей дочери на тот момент было неполных пять лет, младшей — восемь месяцев.
По наказу мужа она с сестрой Александрой уезжает в деревню на два года
С сестрой Екатериной, ставшей женой Дантеса, они навеки прощаются. Сёстры плачут, понимая, что их пути расходятся навсегда.
Два года Наталья Николаевна проводит траур у матери в калужском имении Полотняный завод. За это время она лишь раз выбирается в Михайловское, чтобы поставить памятник на могиле мужа.
Спустя обещанное время Наталья Николаевна возвращается в Петербург, но не спешит появляться в свете
Покупка шляпок и шитьё модных туалетов отходит в прошлое. Опекунский совет вручает жене поэта 50 тысяч рублей за посмертное издание произведений Пушкина, и она не берёт оттуда ни копейки, желая дать на эти деньги образование детям.
Лишь спустя ещё четыре года Наталья Пушкина начнёт появляться на балу. Но теперь цели вдовы поэта не будут иметь ничего общего с прежними развлечениями. Понимая, что её усилий недостаточно, она хочет напомнить о себе и заручиться покровительством сильных мира сего.
Почти все портреты Натальи Николаевны этого времени созданы по инициативе П. А. Вяземского, в то время сильно увлечённого вдовой Пушкина. На этих акварелях, датированных 1841-1849 годами, Наталья Николаевна разная, и хоть она по-прежнему прекрасна, однако строга и холодна.
Владимир Гау, портрет Натальи Николаевны Пушкиной, бумага, акварель, 1842
Когда вдовству Натальи Николаевны исполнилось пять лет (момент запечатлён на портретах выше и ниже этого отрывка текста), ей пристально заинтересовался князь Голицын. Через доверенное лицо он предложил ей руку и сердце на одном лишь условии: её дети должны были расти на отдалении от их супружеского гнезда. Материальные издержки не проблема, но наследники поэта должны были переехать в закрытый пансион.
Владимир Гау, портрет Натальи Николаевны Пушкиной, бумага, акварель, 1842-1843
Наталья Николаевна раздосадована и отвечает, что кому её дети в тягость, тот ей не муж! Тут становится понятно, что жена Пушкина вовсе не холодная пустышка, которую интересуют лишь наряды и балы.
Среди поклонников вдовы был и Николай Аркадьевич Столыпин, и упомянутый выше женатый Пётр Андреевич Вяземский, и неаполитанский дипломат граф Грифео… Но выходит она за небогатого генерала Петра Петровича Ланского, сослуживца своего брата Ивана. Грязные слухи не заставляют себя ожидать. В свете говорят, что этот брак — лишь прикрытие романа вдовы с императором, а для ни разу не женатого генерала — средство продвижения по карьерной лестнице.
Владимир Гау, портрет Натальи Николаевны Пушкиной, бумага, акварель, 1844 г.
В. Гау. Портрет П. П. Ланского. 1847 г. (?)
Райт Томас, Пушкина Наталья Николаевна (Гончарова, Ланская), бумага, акварель, 1844 г. Примерно такой видит Наталью Николаевну убеждённый холостяк Пётр Петрович Ланской
Время расставляет всё по своим местам. Пётр Ланской оказался добр не только к жене, но и официально взял опекунство над её старшими детьми. У Натальи Николаевны и Петра Петровича одна за другой рождаются три дочери. Кроме своих семерых детей Ланские усыновляют Софью, дочь умершего родственника Ланского.
Владимир Гау, портрет Натальи Николаевны Пушкиной, бумага, акварель,
1849г.
Владимир Гау, портрет Натальи Николаевны Пушкиной, картон, акварель, белила,
1849 г.
Под влиянием жены в 1847 году генерал-майор Ланской учреждает в своем полку детский приют для солдатских сирот. Другим детям из бедных семей приют помогает материально.
Дети от двух браков Натальи Николаевны дружны, а в конце 40-х годов дом Ланских часто навещают дети друзей. Наталья Николаевна дорожит семейным счастьем и не даёт ни единого повода для сплетен.
В последние годы жизни Наталью Николаевну Ланскую мучили приступы кашля. Осенью 1863 года, возвращаясь с крестин внука, Наталья Николаевна подхватила очередную простуду, которая быстро переросла в воспаление легких. Измотанная постоянными болезнями, женщина не смогла оправиться и вскоре умерла. Ей был 51 год.
Берегите близких!
Ваша К. С.
Ставьте лайк, чтобы видеть больше таких публикаций! Подписывайтесь на мой канал!
Жизнь Натальи Гончаровой и Александра Сергеевича Пушкина в пяти графических портретах
Источник
- Искусство
- Отменить
Портреты Натальи Николаевны Гончаровой-Пушкиной-Ланской НАТАЛЬЯ ГОНЧАРОВА
По – ангельски кротко,
по – дьявольски томно
Шлёт взор из – под век,
А в грации шеи таится надломно
Тюльпана побег.Изящной головки слегка озадачен
Прелестный бутон.
Кого осчастливил, кому предназначен
Сей дивный поклон?Открытое платье всем кажет несмело
Обрушенность плеч.
Простите ей, люди.
Она не сумела супруга сберечь.Когда довелось, не страшась катафалка,
Под дулом стоять,
Поэт посчитал –
за Такую не жалко
Жизнь богу отдать.Сохранилось довольно много словесных описаний внешности Натальи Николаевны и ее художественных портретов. Естественно, каждый видел и воспринимал ее по-своему и, прежде всего как жену Пушкина. Но было в этой женщине нечто такое, что выделяло ее из всех прославленных красавиц и составляло особенность ее натуры и характера.
Наталья Гончарова. Неизвестный художник.
1810 год. Бумага. АкварельА вот что записал А.С. Сомов со слов Надежды Михайловны Еропкиной: «Натали еще девочкой-подростком отличалась редкой красотой. Вывозить ее стали очень рано, и она всегда окружена была роем поклонников и воздыхателей. Участвовала она и в прелестных живых картинах, поставленных у генерал-губернатора кн. Голицына и вызвала всеобщее восхищение. Место первой красавицы Москвы оставалось за нею. Наташа была действительно прекрасна, и я всегда восхищалась ею. Воспитание в деревне на чистом воздухе оставило ей в наследство цветущее здоровье. Сильная, ловкая, она была необыкновенно сложена, отчего и каждое движение ее было преисполнено грации. Глаза добрые, веселые с подзадоривающим огоньком из-под длинных бархатных ресниц. Но покров стыдливой скромности всегда вовремя останавливал слишком резкие порывы. Но главную прелесть Натали составляли отсутствие всякого жеманства и естественность. Большинство считало ее кокеткой, но обвинение это несправедливо. Необыкновенно выразительные глаза, очаровательная улыбка и притягивающая простота в обращении, помимо ее воли, покоряли ей всех».
«Когда я увидел ее в первый раз, красоту ее только что начали замечать в обществе. Я ее полюбил, голова у меня закружилась; я просил ее руки».
«В белом воздушном платье, с золотым обручем на голове, она в этот знаменательный вечер поражала всех своей классической царственной красотой».
(А.П. Арапова)
А. П. Брюллов. Портрет Н. Н. Пушкиной. 1831-1832 г. Бумага, акварель.“При жизни поэта был написан всего один ее акварельный портрет. Автор его — Александр Брюллов — смог передать лишь молодость и миловидность почти детского лица и нарядный туалет модели. Вряд ли можно требовать большего от художника, писавшего столь юную особу (на портрете Наталье Николаевне не более 18 лет). Все последующие акварельные ее изображения написаны уже в период вдовства и нового замужества. Автор их — Вильгельм Гау — с 1840 года придворный художник. Его многочисленные портреты Натальи Николаевны — более или менее удачные, однако не претендуют на психологическую глубину. На этих акварелях, датированных 1841 — 1849 годами, Наталья Николаевна разная, но мало похожая на словесные описания, воспевающие ее классическую красоту и внутреннее совершенство”. из статьи Римской Корсаковой https://www.nasledie-rus.ru/podshivka/8910.php
Владимир Гау создал пять акварельных портета Натальи Николаевны в 1842, 1843, 1844 и 1849 годах. Этому художнику, как никому другому, удалось запечатлеть на бумаге особенности натуры Натальи Николаевны. Ни тени кокетства или позёрства. Невольно вспоминаются горькие слова П. А. Вяземского, обращённые к вдове Пушкина в 1841 году по поводу её красоты: “Вы власть, Вы могущество в обществе… Я не знаю, почему Вы роковым образом не умели никогда в подобном случае взять выигрышную роль, которая предназначена Вам природою и принадлежит по самому законному праву. Вы не умеете царствовать… Не стоило быть столь прекрасной, как Вы, чтобы достигнуть такой печальной цели”. Характерно, что на двух акварелях Гау 1849 года Наталия Николаевна изображена уже женой генерал-майора П. П. Ланского, за которого она вышла замуж в 1844 году; но облик её, самоощущение не изменились.
А.С.Пушкин.Профиль Натали
В. Н. Гау. Портрет Натальи Николаевны Пушкиной
В. Гау. Портрет Н. Н. Пушкиной. 1841
В. Гау. Портрет Н. Н. Пушкиной. 1842. Акварель
К. П. Мазер Наталья Николаевна Пушкина.
В. Гау. Портрет Н. Н. Пушкиной. 1842-1843. Акварель
В. Гау. Н. Н. Пушкина-Ланская. Акварель. 1849
В. Гау. Н. Н. Пушкина-Ланская. Акварель. 1849.Два сохранившихся портрета масляными красками показывают нам облик Наталии Николаевны в последний период её жизни. Первый из них написан летом 1849 года Иваном Макаровым – молодым художником, который сам попросил Наталию Николаевну “заняться” её портретом, так как “сквозил характер лица”. “Чрезвычайно изящная картина”, написанная Макаровым за три сеанса, заслужила следующий отзыв модели: “…это один из лучших моих портретов… я изображена такой красивой женщиной, что мне даже совестно согласиться, что портрет похож”.
И. К. Макаров Наталия Николаевна Ланская. 1949Интересно, что Макаров, представитель молодого поколения как в общественной жизни, так и в живописи, сумел не только реалистически передать черты модели, но возвести их в идеал, воплотив в нём своё представление не столько о генеральше Ланской, сколько о жене великого поэта, которой было посвящено стихотворение “Мадонна”.
H. Н. Пушкина-Ланская. Конец 1850-начало 1860-х г.г. Фотография
Н. Н. Пушкина-Ланская. Начало 1860-х гг. Фотография
Н. Н. Пушкина-Ланская. Начало 1860-х гг. Фотография
Н. Н. Пушкина-Ланская. Начало 1860-х гг. Фотография.
И. К. Макаров Портрет Н. Н. Пушкиной-Ланской. 1963На последнем портрете Наталии Николаевны, написанном салонным живописцем Т. А. Неффом, вероятно, в 1856 году, мы видим уже немолодую женщину с бледным, осунувшимся лицом, с синими тенями под запавшими глазами, как это бывает с возрастом. Всё ещё правильные черты несут на себе отпечаток перенесённых страданий и усталости. Семь лет, разделяющие портреты работы Макарова и Неффа, были для Наталии Николаевны полны тревог, переживаний, болезней.
T. Нефф(Макаров) Н. Н. Пушкина-Ланская. Масло. 1856 (?)Каждый из этих двух художников ставил перед собой разные задачи и пользовался разными творческими методами. Для Макарова главным было создать возвышенный образ женщины, вдохновившей некогда Пушкина на дивные стихи. Он делает лицо центром картины – это самое яркое пятно, освещённое несколько сверху и с той стороны, куда повёрнута голова. Нежный румянец мягко сияет на золотисто-коричневом фоне портрета. Дополнительным цветовым акцентом, оттеняющим лицо, служит белое прозрачное газовое покрывало, ниспадающее с головы на плечи и грудь. Это воздушное, как бы сотканное из лунного света обрамление лица сообщает образу известную лёгкость и одновременно торжественность. И придаёт портрету отдалённое сходитсво с Сикстинской мадонной Рафаэля. Высокому строю произведения способствуют и другие приёмы: овальная форма холста и вторящие ей линии лба, волос, подбородка, плеч, покрывала; живопись жидкими красками с лессировками, так что местами просвечивает тёплый тонированный грунт; употребление красок, смешанных с белилами, сложных полутонов, неярких, неконтрастных, плавно переходящих из одного в другой.
Нефф видел свою задачу в том, чтобы представить даму высшего света, жену крупного военного чина. Это прежде всего репрезентативный (представительский) портрет. Наталия Николаевна изображена в парадном дорогом наряде и драгоценностях на фоне резной спинки кресла и вьющихся лоз плюща. На ней белое открытое платье, отороченное кружевами, с правого плеча спущена красная мантилья с широкой собольей опушкой, на шее голубая с жёлтым узором лента, скреплённая бриллиантовой брошью, в ушах голубые эмалевые серьги. Желая возвысить модель за счёт антуража и аксессуаров, художник избирает прямоугольный формат портрета, резкое пересечение линий, контрастные сочетания красок. Он употребляет яркие локальные тона, пишет объёмным пастозным выпуклым мазком.
И всё же, быть может, именно на фоне этой кричащей роскоши виднее благородство черт усталого, немного скорбного лица. Вот как выглядела Наталия Николаевна примерно в то время, по словам Л. Спасской, дочери врача в Вятке: “От её некогда знаменитой красоты сохранилось мало следов… В обращении Наталия Николаевна производила самое приятное впечатление сердечной, доброй и ласковой женщины и обнаруживала в полной мере тот простой, милый аристократический тон, который так ценил в ней Пушкин”.
Е. Павлова
История создания портрета К. Лаша широко известна из переписки Натальи Николаевны с мужем и цитируется Рожновыми в их книге. В начале января 1856 года Н.Н.Ланская приехала из Вятки в Москву, где ее ожидали дочери. Она остановилась в доме Гончаровых на Никитской и свиделась с братьями и отцом. В письме к мужу от 13 января 1856 года она писала: «…Я, слава Богу, чувствую себя лучше, кашель прошел и я даже надеюсь вскоре начать мой портрет. Ты взвалил на меня тяжелую обязанность, но, увы, что делать, раз тебе доставляет такое удовольствие видеть мое старое лицо, воспроизведенное на полотне»13. В письме от 17 февраля она жалуется, что портретные сеансы занимают все ее утра. Так, накануне она провела в мастерской у Лаша от часа до трех, и художник сделал пока только рисунок, который ей показался правильным в смысле сходства. По словам Натальи Николаевны, художник выбрал левый профиль и изобразил ее в трехчетвертном повороте. По совету Лаша, никогда не видевшего ее до сеанса, она должна была надеть закрытое платье. Портрет был окончен за месяц, так как в марте Наталья Николаевна с дочерьми возвратилась в Петербург.
К. Лаш. Портрет Пушкиной-Ланской. 1856На портрете К. Лаша Наталье Николаевне неполных 45 лет. На ней черное закрытое платье и черная кружевная косынка на голове. Освежают лицо жемчужные серьги с бусами и белый кружевной воротничок. Несколько странно выглядит темно-зеленый бант, приколотый поверх воротничка, который, возможно, делал бледное лицо более розовым. Некоторую «траурность» портрета скрашивают пурпурные складки спущенной с плеч то ли бархатной накидки, то ли драпировки. Художник изобразил свою модель с легкой полуулыбкой и блеском в глазах. В целом, портрет носит чисто светский характер и ничего нового о модели не говорит. Его художественный уровень не слишком высок, а детали одежды написаны откровенно небрежно. Вряд ли интересовала художника внутренняя сущность модели, да и знал ли он, кого пишет.
оригинал:Великая Княжна Мария Николаевна здесь
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Источник