Наталья гончарова жена пушкина интересные факты

Наталья гончарова жена пушкина интересные факты thumbnail

8 сентября 1812 года в поместье Кариан Тамбовской губернии родилась Наталия Николаевна Гончарова, супруга Александра Сергеевича Пушкина.

Подпишись на Знай в Google News! Только самые яркие новости!

Подписаться

В посёлке Знаменка родилась девочка, которой суждено было своей красотой покорять окружающих её людей и стать роковой женщиной для её супруга – величайшего поэта.

Наталья гончарова жена пушкина интересные факты

По слухам, сам император Николай I был в нее влюблен. До сих пор вокруг ее личности не утихают дискуссии и споры.

Мы сделали подборку интересных фактов о Наталье Гончаровой.

Популярные статьи сейчас

Показать еще

1.Наталия Николаевна родилась на следующий день после Бородинской битвы. Её семья находилась в эвакуации в Тамбовской губернии.

2. Родные звали НН Таша. До 6 лет НН жила отдельно от родителей в имении дедушки в Полотняном заводе в Калужской губернии. Именно дедушке НН напишет о помолвке с Пушкиным “согласно с моими чувствами и желаниями”.

Наталья гончарова жена пушкина интересные факты

3. Хорошее образование дало свои плоды. Недавно пушкинисты нашли школьные тетрадки Натали, и к полному своему изумлению обнаружили, что эта девочка была гораздо умнее своих сверстников. Было найдено поразительно сочинение на тему государственного устройства Китая. А ведь Наталье было всего 10 лет! Сочинение было написано с такими подробностями, которые свидетельствуют о ее невероятной начитанности. Также была найдена тетрадка с французскими изречениями и афоризмами.

Наталья гончарова жена пушкина интересные факты

4. Впервые Пушкин повстречал Наташу около 1826 года, когда ей было 14 лет. Обычно биографы ссылаются на свидетельства сына Вяземского или дочери НН Араповой, что Пушкин встретил Гончарову зимой 1828-29 гг., когда ей было 16. Из воспоминаний подруги НН Екатерины Малиновской-Долгорукой: “Увидел он её в первый раз у Йогеля на бале около 1826”.
И сам Пушкин писал матери Наталии: “Когда я увидел её в первый раз, красоту её едва начинали замечать в свете”.

Наталья гончарова жена пушкина интересные факты

5. Согласие Натальи Гончаровой на свадьбу дочери с Пушкиным было очень неожиданным. Мама была против женитьбы. Она несколько раз отказывала Пушкину и даже выпроваживала его из дома. Он так томился любовью к ней, что через несколько месяцев приехал в дом Гончаровых свататься. Он попросил у Натальи Ивановны руки младшей дочери.

Наталья гончарова жена пушкина интересные факты

В ответ – ни да, ни нет. Это было в мае. Уже осенью Пушкин снова приехал к Гончаровым. Искал встреч на прогулках, ждал возле ее дома. Он влюблен, он очарован – словом, он “огончарован”. Через год, в 1830, он снова решается на предложение. Он получает неожиданное согласие. Но будущая теща продолжает изводить Пушкина бесконечной волокитой.

Наталья гончарова жена пушкина интересные факты

6. Гончарова имела небольшое косоглазие и была близорука. “Я женюсь на косой Мадонне”, – писал Пушкин к Хитрово. Близорукость помешала НН заметить мужа, когда их сани случайно встретились в день дуэли.

Наталья гончарова жена пушкина интересные факты

7. Современники отмечают молчаливость НН, застенчивость, которую принимают даже за холодность. Об этом пишут О.С. Павлищева, В.А. Соллогуб, Д.Ф. Фикельмон. Сама НН писала впоследствии: “У сердца своя стыдливость, позволить читать свои чувства мне кажется профанацией. Только Бог и немногие избранные имеют ключ от моего сердца”.

Наталья гончарова жена пушкина интересные факты

8. Нарядами для балов НН обеспечивала её тётя фрейлина Екатерина Ивановна Загряжская. Семейный бюджет Пушкина от траты на платья не страдал. Внучка НН Е. Н. Бибикова пишет: “Наталья Николаевна тратила очень мало на свои туалеты. Ее снабжала тетка Загряжская, а домашняя портниха их дома перешивала”.

Наталья гончарова жена пушкина интересные факты

9. НН родила семерых детей, ещё одна беременность окончилась выкидышем. Она воспитывала племянников – Павла Ланского и Льва Павлищева, опекала Александра Нащокина, сына пушкинского друга. НН писала о себе: “Положительно, моё призвание – быть директрисой детского приюта. Бог посылает мне детей со всех сторон”, также она писала, что шум и шалости детей не могут надоедать.

Наталья гончарова жена пушкина интересные факты

10. После кончины Пушкина в пятницу Наташа всю жизнь отмечала пятницу как день траура, всегда в этот день предавалась уединённой молитве, никуда не выезжала и постилась.

Наталья гончарова жена пушкина интересные факты

Напомним, длинный список тех, кто отказался выходить замуж за Маяковского.

Как сообщал портал “Знай.ua”, Мэри Шелли увековечила себя написав роман “Франкенштейн, или современный Прометей”, но мало кто знает историю написания этого шедевра.

Также “Знай.ua” писал, малоизвестные факты о Бетховене, которые вас удивят.

Подпишись на Знай в Google News! Только самые яркие новости!

Подписаться

Источник

Она была первой красавицей Москвы, главной жемчужиной любого бала, невольной покорительницей сердец. Но для нас она всегда остается прежде всего женой Пушкина.

Трагическая гибель поэта поставила незаслуженное клеймо на имени Натальи Гончаровой: до сих пор многие именно ее обвиняют в том, что произошла та роковая дуэль с Дантесом.

К этому добавилось еще множество мифов, основанных исключительно на слухах и сплетнях завистников любви и счастью этой гармоничной пары – и в итоге Наталья Гончарова была представлена людской молвой как легкомысленная красавица, из-за бесконечных флиртов которой так рано ушел из жизни великий русский поэт.

Читайте также:  Жена евгения петросяна

Какой же она была на самом деле? Эти пять фактов из ее биографии навсегда изменят наше представление о ней.

1. Брак Натальи Гончаровой и Александра Пушкина состоялся вовсе не из-за корыстных мотивов.

Многие считают, что юная Наталья была настолько тщеславна, что согласилась выйти замуж за прославленного поэта, дабы получить его известнейшую фамилию. Пушкину же приписывают жажду обогащения за счет приданого Натальи – будто бы он решил жениться прежде всего на деньгах Гончаровой.

Однако следует учесть, что, во-первых, по тем временам Пушкин вовсе не казался таким уж завидным женихом. За ним прочно закрепилась слава вольнодумца, задиры, он не рез попадал под негласный надзор полиции.

А во-вторых, его финансовое его положение оставляло желать намного лучшего – ремесло поэта приносило нестабильные доходы, и он частенько залезал в долги. Словом, мать Натальи Гончаровой, Наталья Ивановна, была далеко не в восторге от сватовства Пушкина к ее младшей дочери.

Она была женщиной строгой и властной, и последнее слово в семье всегда оставалось за ней. После первого предложения Пушкина последовал неопределенный ответ о том, что Наталья еще слишком юна для замужества и надо бы подождать, т.е. ни однозначного отказа, ни согласия.

Пушкин настолько был разочарован таким ответом, что, не медля, отправился на Кавказ, в действующую армию. Юная Наталья искреннее влюбилась в Пушкина – об этом красноречиво говорят ее письма поэту.

Она даже осмелилась пойти наперекор матери и написать своему деду, Афанасию Николаевичу, о дозволении выйти замуж за поэта, умоляя его не слушать клеветы и домыслов.

Дед имел большой авторитет в семье Гончаровых, он обожал свою младшую внучку и не смог ей отказать. Матери пришлось отступить, и 2 марта 1831 года Наталья и Александр обвенчались.

Но следует сказать, что отношения Пушкина с тещей всегда были очень напряженными – его не миновала общая судьба всех зятьев. Богатого приданого у Гончаровой тоже не было.

Более того, Пушкин сам дал денег семье Гончаровых в долг – для приданого своей невесты. И все же брак для поэта стал очень счастливым: в его письмах к друзьям он выражал свою безграничную любовь и нежность к супруге.

2. Наталья Гончарова была далеко не легкомысленной кокеткой.

Современники описывают Наталью Николаевну как девушку изящного благородства и скромности. Она не только не кичилась своей красотой, но скорее стеснялась ее, и отличалась удивительной тактичностью на фоне остальных своей сестер и матери.

Жизнь с поэтом была нелегка: Наталье приходилось брать на себя решение всех бытовых вопросов, но она никогда не роптала. Наталья всегда выражала глубокую заботу о Пушкине, стремясь всячески отгородить его от лишней суеты и проблем, чтобы он мог со свободной головой полностью погрузиться в творчество.

Нередко Наталья вступалась за мужа перед издателями, требуя от них повышения гонораров, о чем, конечно же, не мог попросить сам поэт.

3. У Натальи Гончаровой не было никакого романа с Дантесом, однако вызывающее поведение его стало причиной роковой дуэли.

Пушкин дважды вызывал Дантеса на дуэль. Первый раз это было в 1836 году, когда в дом поэта была подброшена грязная анонимка.

Но Наталье Николаевне тогда удалось с помощью друзей Пушкина замять это дело, и Дантес даже в знак примирения женился на старшей сестре Натальи, породнившись с Пушкиными.

Но даже после свадьбы Дантес продолжал прилюдно оказывать знаки внимания Наталье, что не мог выдержать Пушкин и отправил второй, последний вызов. Друзья Пушкина в своих воспоминаниях писали, что поэт ни на минуту не сомневался в преданности своей жены, но он вынужден был призвать наглеца к ответу, дабы положить конец грязным сплетням, распространявшимся о его жене.

Наталья ничего не знала о дуэли, иначе бы могла предотвратить ее снова, но она гостила с детьми у подруги, когда Пушкин ушел на свой последний поединок.

4. Гончарова не сотрудничала с полицейской охранкой, как многие полагают, и разумеется, никоим образом не могла участвовать в вымышленном заговоре Бенкендорфа против поэта.

Поводом для таких слухов послужило то, что после смерти Пушкина Николай I лично оплатил все долги поэта и назначил пожизненные пособия его детям.

Смерть Пушкина не нужна была правительству – напротив, власть всегда лояльно относилась к поэту, пытаясь сделать его рупором империи.

Бенкендорф в донесениях императору неоднократно отмечал, что Пушкину необходимо оставаться на государственной службе – так он будет полностью под контролем и принесет большую пользу империи.

5. Наталья Гончарова не предавала Пушкина, выйдя замуж повторно после его смерти.

На смертном одре Пушкин завещал ей носить траур по нему два года, а затем выйти замуж за достойного человека. Он прекрасно понимал, что прожить одинокой женщине с четырьмя детьми будет ох как нелегко.

На момент смерти Пушкина Наталье было всего 24 года, но она похоронила свою юность и полностью отдалилась от светской жизни. К ней сватались знатные и богатые мужчины, но она оставалась непреклонна.

Читайте также:  Татьяна голикова мать любовь голикова

И лишь спустя семь лет после смерти поэта Наталья обрела свое счастье – им стал генерал Петр Ланской. Он не был осыпан богатством и почестями, но он искренне полюбил Наталью и принял ее детей как своих.

Ланской обожал свою супругу, называл ее самой большой своей драгоценностью. В браке она родила ему еще троих детей и счастливо прожила до конца своих дней. В 51 год Натальи Николаевны не стало.

Муж пережил ее на 14 лет, не переставая вспоминать и оплакивать свою драгоценную Наташу.

© Biografia.Ru, 2018 г.

Источник

Погружение Натальи Гончаровой в традиционное искусство было столь глубоким, что ее работы смотрятся как произведения народных ремесленников. Яркие образы, которые очаровывали художницу в молодости, позже, были, увы, практически вытеснены тотальным партийным соцреализмом. Но та безудержная, смелая и новаторская для искусства живопись Гончаровой, к счастью, сохранилась. Сегодня ей отдает должное лондонская галерея Tate Modern, впервые в Великобритании представив крупнейшую ретроспективу работ. Мы подготовили факты о художнице, повлиявшей на главные течения в искусстве ХХ века.

Наталья Гончарова, фрагмент работы.

Предваряя подробности, напомним, что художница Наталья Гончарова — двоюродная правнучка супруги Пушкина, Натали Гончаровой.

Автопортрет с желтыми лилиями. Наталья Сергеевна Гончарова, 1907

1. От скульптуры к живописи: когда три дня решают все

Первым, кто разглядел в Наталье Гончаровой художественный гений, стал Михаил Ларионов. У них было много общего: родились в один год, в один год их семьи переехали в Москву, в один год будущие художники поступили в училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь и познакомились. Гончарова училась на скульптора, Ларионов — на живописца. И Ларионов стал первым, кто сказал Гончаровой: вы живописец, «у вас глаза на цвет, а вы заняты формой. Раскройте глаза на собственные глаза!» — так описывает историю перехода художницы от скульптурных к живописным образам Марина Цветаева.

Наталья Гончарова. «Феникс» (полиптих «Жатва»), 1911

Гончарова услышала, почувствовала, и действительно «раскрыла глаза» на цвет — устроив, впрочем, Ларионову небольшой скандал. Но в те три дня после размолвки, пока художники не виделись, из скульптора родился живописец. Заполнив свою комнату огромным количеством рисунков, Гончарова не могла остановиться — она рисовала, наслаждаясь цветом, формой, возможностью немедленного выражения мысли и чувств. Всего три дня решили судьбу всей ее дальнейшей жизни, ее — и его. Придя к Гончаровой, увидев множество рисунков и картин, восхищенный Ларионов спросил Гончарову: «Кто же все это сделал?» И услышал в ответ: «Я!»

Михаил Ларионов и Наталья Гончарова. Фото 1910 года (фрагмент)

Наталья Гончрова. «Садоводство». 1908

2. Всёчество как творческое мировоззрение

«Все, что до меня — мое», — утверждала Гончарова, которая не ограничивала себя в источниках вдохновения, стилях работы и направлениях. Импрессионизм, примитивизм, кубизм, футуризм, лучизм, картины на религиозные темы, порицаемые церковью многочисленные неканонические изображения святых — «всёчество»! Отвергая эклектику, Гончарова заявляла: «Эклектизм — одеяло из лоскутов, сплошные швы. Раз шва нет — мое. Влияние иконы? Персидской миниатюры? Ассирии? Я не слепая. Не для того я смотрела, чтобы забыть».

Наталья Гончарова. Полиптих «Жатва» (фрагмент). 1911

3. Скандальное авангардное ню

Можно считать, что Наталья Гончарова была первой российской женщиной-авангардисткой — неслыханное сочетание понятий в дореволюционной России. Ее первая персональная выставка закончилась скандалом: художницу арестовали, равно как и несколько ее картин, которые были объявлены… «порнографическими»!

Наталья Гончарова. «Божество плодородия». 1909−1910 Государственная Третьяковская галерея

Не то, чтобы обнаженных женщин раньше не изображали, но чтобы женщина-художница отважилась открыто представить «срамоту»?! Невиданное доселе здесь дело. Заключение продлилось недолго: Гончарову оправдали на следующий же день под предлогом того, что «выставка закрытая» — формальность, за которую «зацепился» адвокат. Заметим, что выставка не позиционировалась как открытое для широкой публики мероприятие, но при этом проходила в Обществе свободной эстетики — одной из самых популярных культурных площадок, куда попасть было проще простого.

Велосипедист. Наталья Сергеевна Гончарова, 1913

4. Все ради успеха

В 1913 году Наталья Гончарова готовила свою крупную выставку в «Художественном салоне» на Большой Дмитровке. Художница и ее близкие друзья, в том числе Михаил Ларионов и Давид Бурлюк, всячески «разогревали» публику в преддверии открытия экспозиции. Эпатажный Ларионов, разрисовывающий дамам обнаженную грудь, прогуливающиеся по улицам города раскрашенные футуристы… Впрочем, не только в антураже дело. Сергей Дягилев отлично сформулировал, в чем особенность, свежесть и неповторимость того, что делала тогда Гончарова: «Если бы Гончарова просто красила себе щеки, мне стало бы скучно. Гончарова не морщины закрашивала, она розы рисовала».

Наталья Гончарова в футуристическом гриме. Фото 1912 года

5. Биография-мистификация

Естественно, что каждую эскападу радостно подхватывала пресса — то, что и требовалось. Но художнице и этого было мало: после открытия выставки в «Художественном салоне» посетителям преподносилась воистину завораживающая биография художницы. И что была в Париже, и работала под персональным руководством Моне, Ренуара, Ван Гога. На Таити была, потом училась у Гогена. Возвращение в Россию и написание религиозных картин в одном из монастырей. А потом — Мадагаскар, раскопки, скульптуры! Публика ахала, верила… Но все было мистификацией чистой воды — Гончарова на тот момент из России не выезжала. На выставке было представлено беспрецедентно большое количество картин — 761 произведение Гончаровой за 13 лет работы. И все «PR усилия» были не зря — они усилили эффект от экспозиции и ее популярность, и в целом выставка изменила отношение не только к Наталье Гончаровой, но и к авангарду в целом. Несколько картин художницы приобрела Третьяковская галерея — успех несомненный.

Сбор яблок. Наталья Сергеевна Гончарова, 1909

Читайте также:  Дети галкина возраст детей

6. “Золотой петушок” и 51 телеграмма

Познакомиться с искусством Гончаровой и Ларионова в Москву приехали Михаил Фокин, Сергей Дягилев и Александр Бенуа. Именно Бенуа предложил Дягилеву рассмотреть Наталью Гончарову в качестве оформителя для его балета «Золотой петушок». И эта встреча стала поворотным событием в судьбе семьи художников. В 1915 году Сергей Дягилев отправил Наталье Гончаровой 50 телеграмм с предложениями о сотрудничестве, и на все получил отказ. Наконец в 51-й он додумался написать, что приглашает их с Ларионовым вдвоем. И они поехали — уже навсегда, хотя и не подозревали об этом.

Наталья Гончарова. Дизайн костюма крестьянки для оперы-балета «Золотой петушок», 1937

Дягилев не прогадал: художники сообща трудились над декорациями, лично их расписывая. Костюмы вызывали восторг, а узоры повторяли в своих нарядах парижские модницы. «Русские сезоны» снова ждал большой успех. Яркость, искренность, не имитация, не стиль «а ля рюс» — но подлинность, тонкое чувство деталей. «Золотой петушок» стал событием, а гончаровские декорации открыли новую главу в декоративном искусстве.

Эскиз декорации к спектаклю «Золотой петушок». Наталья Сергеевна Гончарова, 1914

7. Законодательница моды

Двоюродная правнучка пленительной Натали Гончаровой, художница на балах не блистала, однако проявила себя на поприще моды. Именно с ее легкой руки дамы в России облачились в платья-рубашки, а брюки и кепи Гончарова начала носить одной из первых, бросая серьезный вызов обществу. В Москве Наталья Гончарова делала эскизы для российского Дома моды Надежды Ламановой. После отъезда в Европу, в 1924 году Наталья Сергеевна сотрудничала со знаменитым в то время доме моды «Мырбор», который возглавляла жена французского сенатора Мария Куттоли. Художница создала для «Мырбора» ряд эскизов, вместе с ней над коллекциями работали такие знаменитости, как Пабло Пикассо и Фернан Леже.

Наталья Гончарова. Эскиз текстильного дизайна для Дома мод «Мырбор», 1925−1928

Сотрудничала Гончарова и с Домом моды Шанель, а эскизы созданных ею нарядов публиковали журналы Vanity Fair и Vogue.

Эскиз платья La Phenicienne. Наталья Сергеевна Гончарова, 1922

8. Стихи, о которых не знала Марина Цветаева

Марина Цветаева и Наталья Гончарова познакомились летом 1928 года в Париже. Первая встреча была назначена в кафе «У маленького Сен-Бенуа», где часто собирались поэты, художники, журналисты. Итогами встречи и последующего общения стало эссе «Наталья Гончарова», написанное восхищенной Цветаевой, в котором переплетались две судьбы двух Наталий Гончаровых — художницы и ее двоюродной прабабушки, жены Александра Пушкина. Эссе впервые было напечатано в пражском журнале «Воля России» в 1929 году. Однако Цветаева и представить себе не могла, что Наталья Гончарова пишет… стихи. «Вот Гончарова, никогда стихов не писавшая, в стихах не жившая, поймет, потому что глядела и видела…» — считала Цветаева. А стихи — были. Наталья Сергеевна писала и на русском, и на французском. Четыре тетради с поэзией были обнаружены в архивах Третьяковки искусствоведом Ольгой Фурман и впервые опубликованы в журнале «Наше наследие» в 2014 году. Вот один из них:

Я несу то, что дал
мне Господь.
Я стучала у всех дверей,
Я под окнами всеми молила
И взывала на всех площадях:
Я несу в себе Господа дар,
Я несу с собой ветер весны,
Я несу с собой летние грозы,
Я несу с собой осени поздней
Златую листву,
И метели и иней зимы.
Но закрыты и ставни и двери,
Ваши уши не слышат,
Не видят глаза.
В волосах моих иней блестит.
И столетья вам скажут:
Вы нищи, презренны —
Вы Господень презрели дар.

Цветы. Наталья Сергеевна Гончарова, 1912

9. Гончарова и рекордный “лучизм”

«Лучистые» картины Натальи Гончаровой рождались из горнила творческого и любовного союза с Михаилом Ларионовым, который и придумал новое направление — «лучизм», ставший предвестником русского абстракционизма. Формальный век лучизма был недолгим: после промелькнувшей в 1909 году картины Ларионова «Стекло» лишь в 1913 году на организованной обществом «Ослиный хвост» выставке «Мишень» были представлены и лучистые картины. Свои работы показали Наталья Гончарова и Михаил Ларионов, Михаил Ле-Дантю и Каземир Малевич, Марк Шагал и Александр Шевченко. Много лет спустя, в 2008 году лучи с натюрморта «Цветы» Натальи Гончаровой превратились в лучи славы. На лондонских торгах аукциона Christie’s картина ушла за 10,9 миллионов долларов, сделав Гончарову самой дорогой русской художницей — рекорд не побит и по сей день.

А в феврале 2010 года на торгах аукциона Christie’s в Лондоне картина Натальи Гончаровой «Испанка» (1916) была продана за 10 млн 216 тысяч 148 долларов США

10. Картины и высокие отношения

«Мы с Ларионовым как встретились, так и не расставались», — говорила Наталья Гончарова. Ларионов очень гордился ее успехами и куда серьезнее к ним относился, чем к собственным. Их жизни объединило нечто большее, чем любовь. Что это было — призвание, искусство, душевная близость? Как это ни назови, фактом останется одно: даже когда у Ларионова появилась его Шурочка (Александра Томилина, любовница Ларионова на протяжении 30 лет, а после смерти Натальи Гончаровой — его вторая жена), а у Натальи Гончаровой — Орест Розенфельд (эмигрант из России, французский социалист) — это не нарушило согласия, которое царило между ними. Лишь в 1955 году Наталья Гончарова вышла замуж за Ларионова — ради того, чтобы картины, в случае кончины одного из них, оставались в семье.

Наталья Гончарова. Полиптих «Жатва» (фрагмент). 1911. © ADAGP, Paris and DACS

В заключение — о масштабе нынешнего показа в Тейт. Более 160 работ Натальи Гончаровой предоставлены Третьяковской галереей и Русским музеем, а также рядом других собраний и частных коллекций.

Экспозиция, которая будет работать до 8 сентября 2019 года, затрагивает практически все новаторские направления, в которых работала художница — футуристический боди-арт и монументальную религиозную живопись, авангардный кинематограф и книжную графику, оформление спектаклей и работы для модных домов Москвы и Парижа.

Автор: Рита Лозинская, artchive.ru

Источник