Наталья горбаневская биография личная жизнь

Наталья горбаневская биография личная жизнь thumbnail

Горбаневская Наталья ушла из жизни внезапно – 30 ноября 2013 года. Ее похороны в Париже собрали огромное количество народа, в том числе и представителей ряда европейских стран. Только российская власть не была представлена никем.

Наталья Горбаневская: биография народной героини

В декабре 1969 года был произведен арест Натальи Горбаневской, родившейся в 1936 году. Талантливый поэт Наталья Горбаневская в 1963 г. окончила филологический факультет ЛГУ. Она участница сидячей демонстрации на Красной площади 25 августа 1968 года против ввода войск в Чехословакию, автор книги «Полдень», где рассказана правда об этой акции. Наталья – член инициативной группы по защите гражданских прав в СССР. Она одна из инициаторов создания и первый редактор «Хроник текущих событий», мать двоих детей.

горбаневская наталья стихи

Выброшенная поэзия

Ей было 17 лет, когда в марте 1956 года умер Сталин. Уже после XX съезда КПРФ, на котором был развенчан культ Иосифа Виссарионовича, Наталья ожидала изменений. Но их не последовало, только было выпущено на свободу большое количество заключенных. А дальше было подавление венгерской революции в 1956 году и стало понятно, что уже ничего не поменяется. Некоторые строки, которые написала Наталья Горбаневская, стихи, посвященные Венгрии, были нигде не опубликованы:

Чижи поют рассвет.

Но почему же совы летают, как впотьмах,

Раскинув серость крыл?

Ах, этот жалкий свет от ламп дневного освещения!

А солнце кто-то скрыл.

Все начиналось с самиздата

В 1955 году компания Натальи Горбаневской состояла из поэтов Леонида Чертнова, Станислава Красовицкого и Валентина Хромова. С ними можно было вести открытые и свободные диалоги. А попала Наталья в поэтическую среду, когда начала писать сама и размножать самиздат. Печатные машинки тогда были у единиц, поэтому все переписывалось от руки. Наталья получила свои печатную машинку от мамы, чтобы могла написать диплом.

Придя однажды в гости к Анне Андреевне Ахматовой, Горбаневская Наталья от руки переписала поэму «Реквием» (в архиве общества «Мемориал» хранится подлинник издания поэмы в самиздате, напечатанный Н. Горбаневской), затем у кого-то перепечатала ее в нескольких экземплярах и раздавала людям. Раздавала с просьбой вернуть не только ее экземпляр. Но и приложить еще один. А раздала более ста экземпляров….

поэт наталья горбаневская

«Полдень»

В августе 1968 года прозвучала просьба от Чехословацкой республики о неотложной помощи, включая помощь армии, ввиду возникновения угрозы существующему социалистическому строю внутри страны.

Самыми решительными действиями, направленными против агрессии Чехословакии, было выступление Наталья Горбаневской. Это была сидячая демонстрация с транспарантами и флажками. В тот день на демонстрации Наталья была со своим 3-месячным сыном Иосифом.

Дома у Горбаневской Натальи под кроватью лежал самиздат. Первый обыск в ее квартире провели сразу после демонстрации, изъяв весь запас самиздата. А второй обыск был проведен в день ее отъезда к Павлу Литвинову в Усугли и Ларисе Богораз в Чуны. Люди, проводившие обыск у Натальи, справедливо полагали, что она повезет друзьям накопленный за это время самиздат. Из воспоминаний самой Натальи: «У меня был большой рюкзак и сумка. И почти весь самиздат я сложила в сумку, а в рюкзак поместилось немного. И когда пришли меня обыскивать, то сначала обыскали рюкзак, а потом решили осмотреть диван. Сумку поставили на пол. В диване ничего не нашли, поэтому переместились в большую комнату, где жила мама с детьми. Люба Алексеева, которая была у меня на обыске, поставила сумку обратно на диван и набросила на нее какое-то платье. И благодаря ей вся эта сумка с самиздатом уцелела».

горбаневская наталья

25 декабря 1969 г. был произведен арест Натальи Горбаневской. Основными пунктами обвинения стала «написанная книга «Полдень» и «систематическое внесение изменений в выпуски «Хроник текущих событий». Получила статус «невменяемой» и была отправлена на принудительное лечение.

В 1972 году эмиграция в СССР в полном разгаре, но вышедшая Горбаневская Наталья решает никуда не уезжать из СССР. «Я никуда ехать не собиралась. Я собиралась жить тихо, спокойно и совершенно тайно делать что-то, что смогу».

В 1974 году случился арест, а потом высылка А. Солженицына. Наталья Горбаневская: «После ареста я была в квартире Солженицына, как и Андрей Дмитриевич Сахаров. В квартире было большое количество народа. Потом Андрей Дмитриевич позвонил по телефону и сказал какой-то текст, и мы все, кто там был по кругу, как бы этот текст подписали. Так я первый раз выступила публично. Потом позже подписала письмо в защиту Леонида Плюща, находившегося на спецлечении в Днепропетровске. Я не могла не подписать такое письмо, ведь его лечили намного тяжелее, чем меня в Казани. Тогда и пришло осознание, что, если я еще подпишу что-то третье, мне уже не выпутаться».

«Чтобы не было стыдно перед своими детьми…»

наталья горбаневская биография

В конце 1975 г. Горбаневская Наталья вместе с двумя сыновьями покинула пределы СССР и эмигрировала во Францию.

Читайте также:  Глафира тарханова биография личная жизнь дети 2015 фото

Во время допросов следователь однажды спросил у Натальи, почему она участвовала в демонстрации, и получил в ответ: «Чтобы перед детьми не было стыдно. Я не говорю, что каждый должен был так поступить, но с этим стыдом я могла справится только так».

Источник

29 ноября исполняется год со дня смерти поэтессы Натальи Горбаневской. Беседа с нею была записана в апреле в Москве 2012 года для проекта, над которым работают Александр Архангельский, Татьяна Сорокина и Ксения Лученко. Полная видеозапись передана в Международное общество «Мемориал».

— Наталья Евгеньевна, к тому моменту, когда вы в числе семерых смельчаков вышли на Красную площадь «За вашу и нашу свободу», у вас было уже двое детей. Как они тогда пережили повороты вашей судьбы и как сейчас относятся к своему своеобразному детству?

— Старшему сыну Ясику я после демонстрации все рассказала. Он у меня был такой, с ним можно было говорить. Я ему, помню, как-то сказала: «Ясик, только, ты знаешь, в школе ты об этом ничего не говори». А он ответил: «В школе я обо всем этом забываю».

Ося у нас был другой. Когда я вышла из психушки, ему уже было четыре года. Я ему что-то такое неосторожное сказала, он сразу передал бабушке. Ну, правильно, он и вырос-то с бабушкой. И мама мне говорит: «Знаешь, что? Когда ты была маленькая, я тебя ни в пионеры, ни в комсомол не гнала, ты сама всюду рвалась. И дети пусть вырастут, сами разберутся». Больше я с Осей ни о чем не говорила, и он ничего не знал вплоть до города Вены, куда мы приехали на нашем пути в эмиграцию. Там у меня взяли огромное интервью для радио «Свобода». И когда это интервью передавали, мы все его вместе слушали. Вдруг Ося раскрыл глаза: «Мама! Это я тот ребенок? Который был в коляске с тобой на площади?» И с тех пор по сей день необычайно этим гордится.

А совсем недавно произошла история, которую я никому не успела рассказать. Ясика у меня дома долго ждал один приятель, а он опоздал и говорит: «Я должен был сначала Петю покормить». А его сыну Пете скоро 15 лет, то есть здоровый парень, они должны были поужинать. «Ну, да. Ты то, небось, не потащил бы ребенка за собой на Красную площадь?» — говорю я иронически. Ясик так обиделся! «Ты понимаешь, что ты говоришь? Я вырос на этом, на том, что ты пошла на Красную площадь, я на этом взращен, а ты мне такое говоришь!» Так что для детей это… я думаю, оказалось очень важным.

Наталья Горбаневская с сыновьями. Фото:radashkevich.info

Наталья Горбаневская с сыновьями. Фото:radashkevich.info

— Вы сами себя тогда ощущали гражданскими активистами, политиками?

— Нет, политиками вообще никто никогда себя не ощущал.

— А кем ощущали?

— Собой. Людьми, личностями, гражданами. Вы можете посмотреть выступление тех пятерых из нас, которых вывели на открытый суд и которым дали сказать. Они говорят как граждане, они это подчеркивают. Мы себя ощущали гражданами Советского Союза, страны, которая, может быть, нам не нравится, но мы считали, что мы не нарушаем ее законов, что грубое групповое нарушение общественного порядка на Красной площади совершили не мы, а те, кто бил демонстрантов. Кто потом не остался в отделении милиции, куда нас привезли, чтобы быть свидетелями. Но зато они появились на суде как свидетели.

— А к тем, кто входил в ваш круг, но колебался, ничего не подписывал, нормально относились?

— Да, совершенно нормально. Я никого никогда ни от чего не отговаривала. Я никого никогда ни на что не уговаривала. В начале 1968 года я снимала комнату, и у меня там лежал текст письма. Кто приходил — мог подписать. Кто не хотел подписать — не подписывал. Никогда не было: «На тебе, подпиши».

Ко мне перед демонстрацией приехал Алик Есенин-Вольпин и долго мне объяснял, почему он не пойдет на площадь. Я сейчас даже уже не вспомню почему. Я ему сказала: «Алик, это твое право».

Когда я пишу «смеешь выйти на площадь», еще иногда напоминаю: «смеешь» — это не значит «должен», это не значит «обязан». И это не значит — «посмей во что бы то ни стало». У меня тут из окошка было видно, как люди идут на митинг, а я не пошла. Если мы хотим свободных выборов, то мы должны дать каждому человеку свободный выбор. Никого ни к чему не принуждать.

— Были ли у вас внутри диссидентского круга авторитеты?

— Для меня всегда самым большим авторитетом была — я это всегда всем объясняла — Татьяна Великанова. Это совершенно исключительный, замечательный, очень тихий человек, очень негромкий. Она первый раз попала на допрос, когда 26 августа пришла на Петровку искать своего мужа, Константина Бабицкого, арестованного на демонстрации. Она пришла на Петровку, не зная, что их увезли в Лефортово. А меня как раз вызвали на Петровку на допрос. И ей сделали со мной очную ставку. Оказалось, я ее накануне видела, она стояла перед моей коляской, и она, когда меня увозили с Красной площади, вынула Оську из коляски и передала мне на руки. И я понимала, что это кто-то должен быть знакомый. Такое лицо, такое прекрасное лицо — это явно кто-то из нашего круга, но лично я ее не знала. Вот тут мы познакомились.

А в приговоре суда было написано: «Вина Бабицкого доказывается показаниями свидетелей таких-то, таких-то, таких-то и Великановой», хотя она только подтверждала его там присутствие, на площади. И с тех пор она ни на одном допросе никогда никаких показаний не давала. Она сразу говорила, что она вообще ни о чем разговаривать не станет. Причем вот я говорю об этом интенсивно, у меня такой темперамент. Таня, я думаю, говорила об этом очень спокойно.

Наталья Горбаневская. Фото: Пражский телеграф

Наталья Горбаневская. Фото: Пражский телеграф

Когда началось при Горбачеве освобождение политзаключенных в 1987 году путем помилования, сначала помиловали только тех, у кого выжали прошение о помиловании. И уже потом — тех, кто отказался писать прошение, в том числе Таню, которая уже была после лагеря в ссылке. Она отбыла свою ссылку до конца, не уехала, пока не кончилась ее ссылка, она не приняла помилование.

Читайте также:  Владимир высоцкий биография личная жизнь дети фото

Таниной сестре, которая была тяжело больна, все говорили, что ей надо эмигрировать. Она мне как-то сказала: «Мне все говорят, что… что я должна эмигрировать». Я говорю: «Ася, ну как тебе могут говорить? Если не хочешь?» — «Нет» — «Что, и Таня говорит?» — «Нет, Таня, конечно, нет. Таня говорит — решай сама».

Когда начались свободные времена, Таня пошла преподавать математику в младших классах 57-й школы. Ее ученики, которые за это время выросли, ее до сих пор вспоминают. Мы как-то поехали на юбилей «Хроники текущих событий» в Литву. Таня сидела в поезде с ученическими тетрадками, проверяла их, и это ей было интереснее всего в жизни. Вот такого человека, как Таня, больше у нас не будет.

Я хочу сказать, что я не рассматриваю людей в категориях героев — не героев, мучеников — не мучеников. Вот Таня — такой двухсотпроцентно свободный человек, понимаете? В сравнении с ней нам всем чего-то не хватает. Я бы очень хотела, чтобы хотя бы часть моего рассказа о Тане осталась, потому что это мне важней, чем о себе.

— Долгие годы ваша жизнь проходила в постоянном присутствии КГБ. От этого паранойя не развивалась? Как вообще это «сосуществование» происходило?

— Слежку вообще не видно, кроме тех случаев, когда уже специально ходят, чтобы ты видела. У меня так было после демонстрации. Если что-то надо сделать, чтобы они не знали, так я этого не буду рассказывать под всеми потолками — и все. А все время думать о них — нет, так жить нельзя, конечно.

После демонстрации они ездили за мной и повороты делали на пространстве от школы, куда я отводила Ясика, до молочной кухни, куда я заходила за прикормом для Оськи. Я-то с коляской, я могу переехать переулок, а они по этому Чапаевскому переулку туда-сюда разворачиваются. Но это было даже смешно, я еще как-то специально так делала, чтобы им развернуться было потрудней.

А вот когда я поехала Оську крестить, тут они, видимо, за нами приехали и, в общем, не дали нам в церкви крестить. «Должно быть разрешение от отца» — я говорю: «Вы видите в метрике прочерк?» — «Ну да, а потом он придет…» — это говорил как бы церковный староста, с которым перед тем, видимо, поговорили. В общем, прогнали меня. Но Вера Лашкова, к тому времени уже бывшая политзэчка, договорилась со священником на вечер. И тут мы уже поехали так, что никакого хвоста за нами не было.

— Что же это за смелый священник-то был?

— Священник был на тогдашний период смелый — отец Димитрий Дудко. И мы крестили в доме у какой-то бабуси.

— Как возникла ваша религиозность?

— В детстве я еще читала старые, 20-х годов, номера журнала «Безбожник». И росла совершеннейшей, конечно, безбожницей. Ну, а потом, во взрослом-то возрасте, начинаешь понимать, что-то чувствовать. У меня в прошлом году в издательстве «Русский Гулливер» вышла книга, в которой собраны мои стихи, условно говоря, с религиозными мотивами. Я крестилась в 1967 году, а стихи-то эти начинаются с 1956 года.

Может быть, меня стихи к этому вели постепенно. А когда я постепенно созрела, произошла встреча с моей будущей крестной матерью. А крестной матерью моей была никто иная, как Наташа Трауберг. Мы с ней очень много говорили, говорили. И у меня прояснело все это в мозгах. То есть вера, которая уже подспудно жила, начала искать выхода. И потом, осенью того же года, я приехала в Вильнюс, и в вильнюсском Заречье в православной церкви у старенького священника, отца Антония, который стал моим крестным отцом, меня крестили. Я была уже беременна Оськой, Наташа все объяснила священнику.

Как я узнала, все грехи, которые были на мне до крещения, все снимаются. А один грех я сама с себя не сняла. Весной 1957-го года моих друзей с филологического факультета МГУ посадили, а меня взяли на три дня на Лубянку и я дала на них показания. Причем если б я просто дала показания, а то я полтора дня посидела, притворялась перед самой собой, а потом во мне взыграло вдруг комсомольское сознание и я начала давать показания. Вот это самый мрачный момент в моей истории жизни, мною мне не прощенный.

— То есть на Красную площадь вы пошли уже христианкой?

— Да, на площадь я пошла уже христианкой.

— Как ваша вера сочеталась с левыми убеждениями? Или они все-таки не совсем левые?

— У меня не было никаких левых убеждений. Левые они были в том смысле, как тогда в Москве называли «левые». Это, вы знаете, Владимир Максимов приехал в Париж и говорит: «Да что ж это! Меня в Москве все считали левым, а здесь все считают правым». То есть если мы сравнительно иронически относились к так называемой либеральной московской публике, то мы в Москве считались левее их. На самом деле эта либеральная публика и была леволиберальной, а мы были, скорее, право-радикало-либералами. Но это очень условно, я не хочу на себя клеить никаких этикеток.

Вот Юра Галансков покойный искал все время какую-то идеологию. То он нашел пацифизм не просто, как расплывчатое желание мира, а как идеологию. Потом он вдруг нашел НТС-овцев с их солидаризмом. Мы в принципе, да вот как я погляжу, почти никто не были людьми определенной идеологии. То есть в это движение с разных сторон входили какие-то идеологические группы. Особенно когда людей сажали, мы их защищали. Были еще, хотя уже к концу 60-х, к началу 70-х начавшие исчезать, группы вот этих чистых марксистов-ленинцев. Появлялись, наоборот, группы националистического толка. Мы во взглядах не смыкались, но когда надо было давать информацию о преследованиях — информации шло столько, сколько удавалось добыть. Гонимые — это гонимые. За взгляды, гонимые за убеждения, гонимые за слово.

Читайте также:  Кто такая елена васильева биография личная жизнь

Это как сегодня 282-я статья, которую, как говорят, предложили правозащитники, чтобы преследовать фашистов. Ну, а преследуют не только фашистов, как мы знаем. За взгляды, за мнения, как бы они нам ни были отвратительны, преследовать нельзя.

В свой последний приезд в Россию в сентябре 2013-го года Наталья Горбаневская впервые побывала в Пскове и Пушкиногорье, где познакомилась с матушкой Верой, вдовой недавно убитого протоиерея Павла Адельгейма

В свой последний приезд в Россию в сентябре 2013-го года Наталья Горбаневская впервые побывала в Пскове и Пушкиногорье, где познакомилась с матушкой Верой, вдовой недавно убитого протоиерея Павла Адельгейма

Поэт Наталья Горбаневская умерла 29 ноября в Париже. Она была одним из лидеров диссидентского движения, вышла в числе семерых советских граждан 25 августа 1968 года на Красную площадь с лозунгом «За вашу и нашу свободу» против ввода советских войск в Чехословакию. За свою смелость больше двух лет провела в тюремной психиатрической больнице на принудительном лечении. В Париже, где Наталья Горбаневская жила с 1975 года, она работала в главных изданиях русской эмиграции — журнале «Континент» и газете «Русская мысль». Филолог по образованию, занималась переводами с французского, польского, чешского. Выпустила полтора десятка поэтических книг. В 2011-м году получила «Русскую премию» в номинации «поэзия» за сборник религиозной лирики «Прильпе земли душа моя».

Источник

Наталья Евгеньевна Горбаневская

Писатель

Gorbanevskaya 1967.jpg

Наталья Евгеньевна Горбаневская — русская поэтесса, переводчица, правозащитница, участница диссидентского движения в Советском Союзе, одна из 8 участников демонстрации 25 августа 1968 года против ввода в Чехословакию войск СССР и других стран Варшавского договора.[1].

[править] Карьера

Наталья Горбаневская родилась 26 мая 1936 года в Москве. Её родители в браке не состояли. Мать — Евгения Семёновна Горбаневская, библиотекарь, русская. Отец — еврей, погиб во время Великой Отечественной войны на фронте.

В 1953 года поступила на филологический факультет МГУ; занималась в литературной студии. Первые публикации её стихов появились в факультетской стенгазете.

В декабре 1956 года была задержана КГБ в связи со знакомством с Андреем Терехиным и Владимиром Кузнецовым, арестованными за распространение листовок с протестом против советской интервенции в Венгрии. Выпущена в обмен на показания против Терехина и Кузнецова.

Осенью 1957 года была исключена из МГУ.

В 1958 году поступила на заочное отделение филологического факультета ЛГУ, в 1964 году окончила его по специальности «филолог, преподаватель русского языка и литературы средней школы».

Затем работала в Москве библиотекарем, библиографом, техническим и научным переводчиком. Была знакома с Александром Гинзбургом и Юрием Галансковым, перепечатывала самиздатские материалы.

С 1959 года её стихи распространялись в Самиздате. В советской печати стихи почти не публиковались.

В 1961 году родила первого сына, в 1968 году — второго.

С 1969 года на Западе издавались поэтические сборники Горбаневской.

С 1967 года по начало 1968 года принимала участие в петиционной кампании вокруг «процесса четырёх», выступала в защиту других лиц, подвергавшихся преследованиям советским режимом по идеологическим мотивам.

Стала инициатором, автором, редактором и машинисткой первого выпуска самиздатовского бюллетеня «Хроника текущих событий» в 1968 года. Под её редакцией вышли первые 10 выпусков.

Участвовала в создании Инициативной группы по защите прав человека в СССР, стала её членом.

Принимала участие в демонстрации 25 августа 1968 года против советской агрессии в Чехословакии. На демонстрацию пришла вместе с коляской с грудным ребёнком. В демонстрации участвовали, кроме неё, К. Бабицкий, Т. Баева, Л. Богораз, В. Делоне, В. Дремлюга, П. Литвинов и В. Файнберг. Горбаневская принесла с собой самодельный чехословацкий флаг и два рукописных плаката: «Да здравствует свободная и независимая Чехословакия!» (на чешском языке) и «За вашу и нашу свободу!» (на русском языке). Была задержана вместе с другими демонстрантами, но в тот же день освобождена; ей предъявили обвинение в «групповых действиях, грубо нарушающих общественный порядок». Не была осуждена вместе с остальными демонстрантами, так как кормила грудного ребёнка.

По заключению психиатрической экспертизы о том, что у неё «не исключена возможность вялотекущей шизофрении», была признана невменяемой.

В конце 1969 года добилась заключения главного психиатра Москвы И. К. Янушевского о том, что она не больна шизофренией и не нуждается в помещении в психиатрическую больницу.

Арестована 24 декабря 1969 года по обвинению в «распространении заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй». Находилась в Бутырской тюрьме.

В апреле 1970 года в Институте судебной психиатрии имени В. П. Сербского правозащитнице был поставлен диагноз «вялотекущая шизофрения».

С января 1971 года по февраль 1972 года находилась на принудительном  лечении «»в Казанской спецпсихбольнице и в институте им. Сербского.

В 1971 году опубликовала свой очерк «Бесплатная медицинская помощь», написанный в марте 1968 года и посвящённый злоупотреблению психиатрией в СССР, в книге «Казнимые сумасшествием». Продолжала правозащитную деятельность, сотрудничала в «Хронике текущих событий».

17 декабря 1975 года эмигрировала. Жила в Париже.

Умерла 29 ноября 2013 года в Париже.

[править] Источники

Источник