Наталья сац биография личная жизнь

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 июля 2020; проверки требуют 2 правки.
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Сац.
Ната́лия Ильи́нична Сац (14 [27] августа 1903, Иркутск — 18 декабря 1993, Москва) — советский российский театральный режиссёр, первая в мире женщина — оперный режиссёр, театральный деятель, публицист, драматург, педагог. Народная артистка СССР (1975). Герой Социалистического Труда (1983). Лауреат Государственной премии СССР (1972), Ленинской премии (1982), премии Ленинского комсомола (1985), премии Совета Министров СССР (1979).
Основатель и руководитель шести детских театров, среди которых первый в мире драматический театр для детей и первый в мире музыкальный театр для детей, активный пропагандист музыкального искусства для детей. Внесла большой вклад в развитие детского театра и художественного воспитания детей, создатель целого направления театрального творчества для детей.
Биография[править | править код]
Наталия Сац родилась в семье музыкантов в Иркутске 27 августа 1903 года.
В 1904 году семья переехала из Иркутска в Москву. Отец тесно сотрудничал с Художественным театром, в 1906 году стал заведующим музыкальной частью. Друзьями дома были К. С. Станиславский, Е. Б. Вахтангов, В. И. Качалов и другие артисты МХТ, а также С. В. Рахманинов.
Училась в частной гимназии Е. А. Репман[1]. Играла в Драматической студии имени А. С. Грибоедова. Получила музыкальное образование — в 1917 году окончила музыкальный техникум имени А. Н. Скрябина. Позже, в 1953 году, окончила театроведческий факультет ГИТИСа.
С 1918 года, с пятнадцатилетнего возраста, заведовала детским сектором теамузсекции Моссовета. По её инициативе был создан первый театр с репертуаром для детей — Детский театр Моссовета (начал работу в ноябре 1918). С 1921 года и до ареста в 1937 году была директором и художественным руководителем Московского театра для детей (с 1936 — Центральный детский театр, с 1992 — Российский академический молодёжный театр).
Стремясь расширить сферу художественного воспитания юного зрителя, вводила в репертуар симфонические концерты и музыкальные спектакли для детей (детская опера «Сказка о рыбаке и рыбке» Л. А. Половинкина (1935), симфоническая сказка «Петя и волк» С. Прокофьева (1936)).
В 1930-х годах приглашали ставить спектакли за рубежом. Большой успех имели её постановки опер «Фальстаф» Дж. Верди в берлинском театре «Кролль-опера» (1931, дирижёр О. Клемперер), «Кольцо нибелунга» Р. Вагнера и «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта в Театре Колонн (1931, Буэнос-Айрес, Аргентина).
Осенью 1937 года была арестована как «член семьи изменника Родины»: её муж, Израиль Яковлевич Вейцер, народный комиссар внутренней торговли СССР, был арестован 3 ноября по обвинению в контрреволюционной деятельности[2]. В лагерях ГУЛАГ провела пять лет (Волголаг, Рыбинск), освобождена в конце 1942 года. Однако разрешения находиться в Москве не имела, поэтому отправилась в Алма-Ату, где в то время в эвакуации находились многие ведущие артисты того времени. В столице Казахской ССР вновь принялась за своё любимое дело, и её усилиями в 1945 году открылся первый в Казахстане Алма-Атинский театр юного зрителя (ныне Государственный академический русский театр для детей и юношества имени Н. Сац), который она возглавляла в течение 13 лет.
В 1958 году вернулась в Москву, руководила Всероссийским гастрольным театром, а затем — детским отделением Мосэстрады. В 1964 году организовала и возглавила первый в мире Московский детский музыкальный театр (ныне Московский государственный академический детский музыкальный театр им. Н. И. Сац).
Инициатор и, совместно с С. С. Прокофьевым, создатель музыкальной сказки для симфонического оркестра «Петя и волк».
Гастролировала за рубежом (Германия, Канада, США).
С 1981 года преподавала в ГИТИСе, с 1984 — профессор. Защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата искусствоведения.
Автор пьес, либретто детских опер и балетов, книг и статей по вопросам музыкального воспитания.
Член Союза писателей СССР (1962).
Наталия Сац умерла 18 декабря 1993 года в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище (участок № 2).
Семья[править | править код]
- Отец — Илья Александрович Сац (1875—1912), композитор, дирижёр, виолончелист.
- Мать — Анна Михайловна Щастная (?—1941), оперная певица.
- Тётя — Наталья Александровна Розенель (1902—1962), актриса.
- Дядя — Алексей Михайлович Щастный (1881—1918), российский военно-морской деятель. Капитан 1-го ранга.
- Сестра — Нина Ильинична Сац (1904—1924), поэтесса.
- Первый муж — Сергей Григорьевич Розанов (1894—1957), детский писатель.
- Сын — Адриан Сергеевич Розанов (1923—1996), журналист, поэт.
- Второй муж — Николай Васильевич Попов (1889—1938), торгпред СССР в Германии, председатель Торгбанка СССР.
- Дочь — Роксана Николаевна Сац (урождённая Ксения Николаевна Попова, род. 1927), педагог, либреттист, с 1969 — заведующая литературно-педагогической частью театра имени Н. И. Сац. Её муж — актёр Центрального детского театра Юрий Михайлович Карпов (1927—1989).
- Внук — Михаил Юрьевич Карпов (род. 1954), пианист.
- Дочь — Роксана Николаевна Сац (урождённая Ксения Николаевна Попова, род. 1927), педагог, либреттист, с 1969 — заведующая литературно-педагогической частью театра имени Н. И. Сац. Её муж — актёр Центрального детского театра Юрий Михайлович Карпов (1927—1989).
- Третий муж — Израиль Яковлевич Вейцер (1889—1938), народный комиссар внутренней торговли СССР.
- Четвёртый муж — Дмитрий Водопьянов, скрипач.
- Сын — Илья Дмитриевич Сац (род. 1946), артист цирка.
Награды и звания[править | править код]
- Герой Социалистического Труда (1983)
- Заслуженная артистка РСФСР (1933)[3]
- Народная артистка РСФСР (1967)[4]
- Народная артистка СССР (1975)
- Государственная премия СССР (1972) — за постановку музыкальных спектаклей «Три толстяка» (по Ю. К. Олеше, композитор В. И. Рубин), «Мальчик-великан» (музыка Т. Н. Хренникова), «Сёстры» (музыка Д. Б. Кабалевского) — за произведения для детей
- Ленинская премия (1982) — за постановку спектаклей и концертных программ последних лет в МГАДМТ. (Премия за произведения литературы и искусства для детей)
- Премия Ленинского комсомола (1985) — за выдающиеся заслуги в эстетическом воспитании детей и юношества
- Премия Совета Министров СССР (1979)
- Орден Ленина (1983)
- Орден Октябрьской Революции (1989)
- Орден Трудового Красного Знамени (1973)
- Орден Дружбы народов (1978)
- Медали
- Кандидат искусствоведения (1962).
Постановки[править | править код]
Московский театр для детей[править | править код]
- 1921 — «Жемчужина Адальмины» И. Новиков по сказке З. Топелиуса (совм. с Н. Волконским)
- 1925 — «Японские сказки» С. Шервинского
- 1927 — «Мистер Бьюбль и червяк» С. Заяицкого
- 1927 — «Негритёнок и обезьяна» (пантомима) Н. Сац и С. Розанова
- 1928 — «Алтайские робинзоны» Н. Шестакова
- 1928 — «Фриц Бауэр» В. Селиховой и Н. Сац (совм. Б. Райхом)
- 1928 — «Детская эстрада» А. Барто и Н. Агнивцева
- 1929 — «Про Дзюбу» Н. Сац
- 1929 — «Аул Гидже» Н. Шестакова
- 1930 — «Ребячий фронт» А. Барто, Г. Владычиной, В. Любимовой, Н. Павлович (совм. с Э. Мэй, Т. Томис, К. Сварожич)
- 1930 — «Как Колька Ппнкин ездил в Бразилию» Д. Хармса
- 1931 — «Бузонада» Л. Бочина
- 1931 — «Я — мало, мы — сила» (танцевальный спектакль) (совм. с Э. Мэй)
- 1932 — «Крекинг» Н. Шестакова
- 1933 — «Брат» Н. Шестакова
- 1934 — «Мик» Н. Шестакова
- 1935 — «Эмиль и его товарищи» Э. Кестнера
- 1935 — «Серёжа Стрельцов» В. Любимовой (совм. с В. Д. Королёвым)
- 1936 — «Золотой ключик» А. Н. Толстого (совм. с В. Королёвым)[5]
Алма-Атинский театр юного зрителя[править | править код]
- 1945 — «Красная шапочка» Е. Шварца
- 1947 — «Двенадцатая ночь» У. Шекспира
- 1948 — «Два капитана» по В. Каверину
- 1948 — «Молодая гвардия» по А. Фадееву
- 1949 — «Два веронца» У. Шекспира
Московский детский музыкальный театр[править | править код]
- 1967 — «Три толстяка» по сказке Ю. К. Олеши
- 1970 — «Мальчик-великан»[6] по пьесе «Мик» Н. Шестакова
- 1981 — «Ма́стер Ро́кле»
- 1986 — «Волк и семеро козлят» по одноимённой сказке братья Гримм
- 1989 — «Волшебная флейта» (опера-зингшпиль) Моцарта
- 1991 — «Король Лир» У. Шекспира
- 1993 — «Золотой остров» (опера) М. Броннера
Саратовский театр оперы и балета[править | править код]
- 1954 — «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова
- 1977 — «Петя и волк» (симфоническая сказка) С. Прокофьева
Казахский театр оперы и балета[править | править код]
- 1944 — «Чио-Чио-Сан» Дж. Пуччини
Фильмография[править | править код]
- 1976 — Петя и волк (фильм-спектакль) —ведущая
- 1983 — Синяя птица (фильм-спектакль) — вступительное слово (режиссёр)
Участие в фильмах[править | править код]
- 1982 — История деревянного человечка (документальный)
- 1991 — Сергей Прокофьев. Сюита жизни (документальный)
Автор книг[править | править код]
- «Театр для детей» (1925, совместно. с С. Розановым)
- «Наш путь» (1932)
- «Дети приходят в театр» (1961) — о рождении театра для детей, о театре как разумном развлечении и средстве этического и эстетического воспитания
- «Всегда с тобой» (1965) — о роли музыки в детском театре, о встречах с деятелями искусства
- «Илья Сац» (1968).
- «Новеллы моей жизни» (1984—1985)
- «Жизнь — явление полосатое» (1991, изд. «Новости»), автобиография
Написала ряд пьес и инсценировок: «Фриц Бауэр» (пост. 1928, совм. с В. Селиховой), «Негритенок и обезьяна» (пост. 1927, совместно с С. Розановым), «Про Дзюбу» («Шиворот-навыворот», пост. 1934) и др.
Память[править | править код]
- «Мать детских театров мира» — звание, единогласно присуждённое Н. И. Сац на первом заседании международного центра Международной Ассоциации театров для детей и молодёжи (АССИТЕЖ).
- После смерти Н. И. Сац её имя получили созданные ей Московский государственный академический детский музыкальный театр и Государственный академический русский театр для детей и юношества в Алма-Ате.
- В 2003 году перед зданием Московского государственного академического детского музыкального театра в Москве установлен памятник Н. И. Сац. На памятнике фигура она изображена с двумя детьми в образах Красной Шапочки и Волка[7].
- В честь неё названа московская школа № 626; в этой школе располагается посвящённый ей музей «За Синей Птицей…»
- В Московском музыкальном театре имени Н. И. Сац есть мемориальный кабинет Н. И. Сац, в фойе театра развернута экспозиция, посвященная её жизни и творчеству.
Литература[править | править код]
- Викторов В. Наталия Сац и детский музыкальный театр. — СПб.: Композитор, 1993. — 240 с.
- Сац Н.И. Дети приходят в театр. — М., 1961.
- Сац Н.И. Новеллы моей жизни Т.1. — М.: Искусство, 1984.
- Сац Н.И. Новеллы моей жизни Т.2. — М.: Искусство, 1985.
- Сац Н.И. Жизнь — явление полосатое. — М., 1991.
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
Наталия Ильинична Сац. Сайт «Герои страны».
- Виктор Розов. Я писал так, как хотел и о чём хотел
- Наталия Сац
- САЦ, НАТАЛЬЯ ИЛЬИНИЧНА
- Театральная энциклопедия (страница 383)
- Театральная энциклопедия (страница 299)
- Детский музыкальный театр. Наталья Сац
Источник
Как невозможно представить МХАТ без Станиславского и Немировича-Данченко, театр им. Вахтангова без Рубена Симонова, а Театр Кукол без Сергея Образцова, так и Московский детский музыкальный театр – без его основательницы, режиссера, народной артистки СССР Наталии Ильиничны Сац. А её жизненный путь мог послужить бы сценарием для драмы – ведь ей довелось пережить немыслимые повороты судьбы: от тюремного заключения до высочайших наград и премий.
В счастливой семье
Наталия Сац подросток./ Фото: pugachev-studio.ru
Только союз двух творческих, одаренных и любящих друг друга людей мог дать жизнь такому светлому и талантливому ребенку, каким была Наташа. Она появилась на свет в семье известного композитора Ильи Саца и оперной дивы Анны Щастной и росла в окружении талантливой интеллигенции. В их квартире часто бывали Рахманинов, Станиславский, Качалов, Вахтангов.
>> КУЛЬТУРОЛОГИЯ: Интересное о культуре, искусстве и жизни <<
Тетей девочки была актриса Малого театра Наталья Александровна Розенель, жена наркома просвещения Луначарского. Наташа училась в частной гимназии Репман и посещала Драматическую студию, где успешно справлялась со сложными ролями. А в 1917 году с отличием закончила Музыкальный техникум им. Скрябина, а после – ГИТИС.
Наталья Сац в юношеские годы./ Фото: rewizor.ru
Уже в возрасте 16 лет Сац стала руководителем детского отдела Театрально-музыкального кружка Московского Совета рабочих и крестьянских депутатов. В 1918 году под ее началом был основан первый детско-юношеский театр в Москве. Наталья Сац нашла место для театра, подключила все связи для восстановления здания, лично следила за его ремонтом и оснащением и, как символ, поместила над входом скульптуру синей птицы.
Детский театр
Прокофьев исполняет детям сказку «Петя и Волк». Справа у рояля – Н. Сац. ЦДТ 1936 г./ Фото: lusana.ru
Почти семнадцать лет Наталья Ильинична была главой и художественным руководителем Московского театра для детей, и постановки этого театра пользовались грандиозным успехом. Его репертуар был таким разнообразным (“Жемчужина Адальмины”, “Пиноккио”, “Японские сказки”, “Негритенок и обезьяна”), что труппу даже приглашали на гастроли за границу. Кроме того, при театре был основан музей театрально-художественных и научно-педагогических материалов.
Первые пробы Сац как режиссера и введение в постановки элементов мультипликации стали настоящим фурором. В 1931 году женщина руководила постановкой “Фальстаф” в Кролль‐опере в Берлине и “Свадьбой Фигаро” в оперном театре Буэнос-Айреса. А в 1933 году она была удостоена звания заслуженной артистки РСФСР.
Архипелег ГУЛАГ
Наталия Сац на фоне афиши своего спектакля./ Фото: yamoskva.com
С наступлением жестоких времен сталинских репрессий горе коснулось практически всех друзей и соратников Натальи Сац. Ее супруг, нарком и комиссар Вейцер, был арестован и расстрелян по ложному доносу. Наталья Ильинична тоже была репрессирована как жена “врага народа”. За одну ночь в камере на Лубянке она полностью поседела.
Во время репетиции./ Фото: yamoskva.com
Женщина была сослана в Рыблаг в Ярославскую область. Там она начала руководить лагерной художественной самодеятельностью. В августе 1942 года ее выпустили из лагеря, но обязали жить под Рыбинском. Через год Наталия Ильинична режиссировала в театре оперы и балета в столице Казахстана.
>> КУЛЬТУРОЛОГИЯ: Интересное о культуре, искусстве и жизни <<
Наталия Сац в кругу юных зрителей./ Фото: bolshoyvopros.ru
Даже будучи репрессированной, она энергично продолжала заниматься близким душе ремеслом и в 1944 году основала уникальный детско-юношеский театр в Алма-Ате. В наши дни театр для детей и юношества в Казахстане носит ее имя. С момента его основания до 1950 года там были рождены спектакли “Красная шапочка”, “Двенадцатая ночь”, “Два капитана”, “Молодая гвардия”, “Два веронца”.
Наталия Сац на сцене./ Фото: 7days.ru
Сац была его бессменным руководителем на протяжении тринадцати лет. В конце пятидесятых годов Наталия Ильинична была реабилитирована. Тяжелые испытания, выпавшие на долю этой женщины за годы тюрьмы и ссылки не сломили железную волю Сац. Она выдержала все невзгоды и вернулась на волю целеустремленная, полная новых творческих планов. Вернувшись в Москву, она с энтузиазмом начала воплощать в жизнь свои идеи.
С чистого листа
Наталия Сац – бессменный худрук Детского музыкального театра./ Фото: vm.ru
Сначала Наталия Сац была руководителем Всероссийского гастрольного театра, позже – детского отдела эстрады. В 1961 году была опубликована ее первая книга о театральном творчестве. В 1965 году она создала детский музыкальный театр и до 1993 года была его бессменным художественным руководителем. Теперь это Московский Государственный Академический детский музыкальный театр им. Наталии Сац.
Наталия Сац на сцене./ Фото: tuz-sats.kz
Несколько поколений выросло на ее работах, таких, как “Три толстяка”, “Мальчик‐великан”, “Мастер Рокле”, “Волк и семеро козлят”, “Волшебная флейта”, “Король Лир”, “Золотой остров”. С этим багажом театр побывал во многих странах мира и везде имел грандиозный успех.
Наталия Сац в рабочем кабинете./ Фото: moscvichka.ru
С 1981 года Наталия Ильинична занималась преподавательской деятельностью в ГИТИСе, а в 1984-ом получила звание профессора, защитив диссертацию на получение ученой степени кандидата искусствоведения. Кроме того, она была принята в члены Союза писателей СССР. Ее книги, как и все, что создавала эта талантливая женщина, наполнены душой, искрометным юмором и поистине человеческой добротой.
Разговор по телефону./ Фото: politmikser.mirtesen.ru
Наталия Сац сделала огромный вклад в художественную и эстетическую культуру детей. Она “мать” и художественный руководитель нескольких детских театров, автор множества пьес, либретто опер и балетов, а также статей о музыкальном воспитании подрастающего поколения. Премий и почетных званий Наталии Ильиничны не перечесть.
Памятник Наталии Сац у музыкального театра./ Фото: fileclub.ws
>> КУЛЬТУРОЛОГИЯ: Интересное о культуре, искусстве и жизни <<
В последний год своей жизни она создала благотворительный общественный фонд содействия развитию искусства для детей. Наталия Сац однажды сказала: “Жизнь – явление полосатое”. Действительно, ее судьба была полна взлетов и падений, но творческих падений она никогда не допускала. Какие бы тернии ни встречались на ее пути, она всю себя отдавала служению театру. И лучшее доказательство тому – счастливый детский смех в стенах ее храма с символом синей птицы.
Московский детский музыкальный театр им. Натальи Сац./ Фото: photokonkursy.ru
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/210617/34912/
Источник
https://ria.ru/20130827/958258100.html
Биография Наталии Сац
Биография Наталии Сац
27 августа исполняется 110 лет со дня рождения режиссера Наталии Сац.
2013-08-27T09:26
2013-08-27T09:26
2020-03-01T13:07
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdn25.img.ria.ru/images/sharing/article/958258100.jpg?9585690671583057258
россия
весь мир
европа
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2013
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdn25.img.ria.ru/images/_0:0:0:0_1400x0_80_0_0_3d955aed62481739923d4cc46316dff0.
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
россия, музыкальный театр имени наталии сац, наталия сац, весь мир, европа, справки
09:26 27.08.2013 (обновлено: 13:07 01.03.2020)
27 августа исполняется 110 лет со дня рождения режиссера Наталии Сац.
Режиссер, театральный деятель, народная артистка СССР Наталия Ильинична Сац родилась 27 (14) августа 1903 года в Иркутске в семье композитора Ильи Саца и камерной певицы Анны Щастной. В 1904 году вместе с родителями переехала в Москву. Окончила шесть классов частной гимназии Е.А. Репман.
Играла в Драматической студии имени А.С. Грибоедова. В 1917 году завершила обучение в Музыкальном техникуме имени А.Н. Скрябина.
В 1953 году окончила театроведческий факультет ГИТИС (ныне ‑ Российский университет театрального искусства — ГИТИС).
В 1918 году стала заведующей детским сектором в Театрально‑музыкальной секции Московского Совета рабочих депутатов (Темусек). В том же году по инициативе Наталии Сац был создан первый театр с репертуаром для детей — Детский театр Моссовета.
В 1920 году стала руководителем Государственного театра для детей. В 1921 году Сац покинула театр из‑за разногласий с художественным руководителем Генриеттой Паскар.
В 1921 году основала Московский театр для детей (с 1936 года ‑ Центральный детский театр, с 1992 года — Российский академический молодежный театр, РАМТ). До 1937 года являлась его директором и художественным руководителем. Среди наиболее известных постановок этого периода ‑ “Негритенок и обезьяна” (1927), “Сережа Стрельцов” (1935),”Золотой ключик, или Приключения Буратино” (1936).
В 1931 году Наталия Сац поставила оперные спектакли “Фальстаф” в берлинской “Кролль‑опере” и “Свадьба Фигаро” в аргентинском оперном театре “Колон” (Буэнос‑Айрес).
В 1933 году молодому режиссеру было присвоено звание заслуженной артистки РСФСР.
В августе 1937 года Наталия Сац была арестована как “член семьи изменника Родины” (ее муж, Израиль Яковлевич Вейцер, крупный советский деятель, нарком внутренней торговли СССР и торгпред в Германии, был арестован и расстрелян, затем реабилитирован в 1956 году).
Сац была отправлена в ссылку в Рыбинский лагерь в Ярославской области, где стала руководителем лагерной самодеятельности. В августе 1942 года была освобождена, но оставлена на поселении близ города Рыбинска.
В 1943 году стала режиссером Алма‑Атинского театра оперы и балета (Казахстан).
В 1944 году Сац создала в Алма‑Ате первый Театр для детей и юношества Казахстана (ныне ‑ Государственный академический русский театр для детей и юношества имени Н. Сац). С 1944 года по 1950 год здесь были поставлены спектакли “Красная шапочка” по произведению Евгения Шварца (1945), “Двенадцатая ночь” (1947), “Два капитана” и “Молодая гвардия” (1948), “Два веронца” Уильяма Шекспира (1949).
В конце 1950‑х годов Наталия Сац была полностью реабилитирована.
В 1958 году она вернулась в Москву, возглавила Всероссийский гастрольный театр, затем ‑ детский отдел Московского государственного театра эстрады (Мосэстрады).
В 1965 году создала первый Музыкальный театр для детей (ныне ‑ Московский Государственный Академический детский музыкальный театр имени Н. Сац). До 1993 года являлась его художественным руководителем. Среди постановок Сац: “Три толстяка” (1967), “Мальчик‑великан” (1970), “Мастер Рокле” (1981), “Волк и семеро козлят” (1986), “Волшебная флейта” (1989), “Король Лир” (1991), “Золотой остров” (1993).
В 1977 году поставила в Саратовском оперном театре оперу Дмитрия Кабалевского “Петя и волк”.
В 1962 году была принята в члены Союза писателей СССР. Автор книг “Дети приходят в театр” (1961), “Новеллы моей жизни” (1984‑1985), “Жизнь — явление полосатое” (1991).
Сац внесла большой вклад в развитие детского театра и художественного воспитания детей. Она — автор пьес, либретто детских опер и балетов, книг и статей по вопросам музыкального воспитания.
С 1981 года преподавала в ГИТИСе, с 1984 года являлась профессором этого вуза.
В 1993 году основала благотворительный общественный фонд содействия развитию искусства для детей имени Н. Сац (Фонд Наталии Сац).
В 1975 году Наталии Сац было присвоено звание народной артистки СССР.
Деятельность Сац была отмечена целым рядом высоких наград: Государственная премия СССР (1972), Ленинская премия (1982), Герой Социалистического Труда (1983).
Наталия Сац ушла из жизни 18 декабря 1993 года. Похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.
Сац была замужем трижды. Ее спутниками жизни были педагог, писатель и режиссер Сергей Розанов (1894‑1957), торгпред СССР в Польше Николай Попов (1892‑1977), народный комиссар внутренней торговли СССР Израиль Вейцер (1889‑1938).
У Наталии Сац было трое детей. Старший сын ‑ Адриан Розанов избрал карьеру журналиста, после реабилитации матери остался в Казахстане, жил в городе Усть‑Каменогорск.
Дочь ‑ Роксана Сац ‑ заведующая литературной частью Московского музыкального театра имени Н. Сац, член художественной коллегии театра, вице‑президент Фонда имени Наталии Сац. Младший сын — Илья Сац.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Источник