Николай баталов биография личная жизнь дети
Биография
Николай Петрович Баталов – советский актер театра и кино, снявшийся в главной роли в первом звуковом советском кинофильме «Путёвка в жизнь». Артист приходится братом театральному актеру Владимиру Баталову и дядей Алексею Баталову, исполнителю роли Гоши в двухсерийной мелодраме «Москва слезам не верит».
Николай Баталов появился на свет в дореволюционной Москве. День его рождения пришелся по старому стилю на 24 ноября 1899 года. По новому стилю актер родился 6 декабря. У Николая был младший брат Владимир, который появился на свет в 1902 году.
Николай Баталов
Творческий путь Баталова начался, когда в возрасте 17 лет он попал в Московский Художественный театр к Константину Сергеевичу Станиславскому. В 1919 году он привел туда и своего брата Владимира. Первую роль в театре Николай исполнил в постановке «Зеленое кольцо» в 1916 году. В это же время он появился в тургеневском «Нахлебнике» и в драме Горького «На дне». С 1914 по 1923 годы Николай Баталов был задействован в пятнадцати спектаклях.
Николай Баталов | Театр
Он играл в постановках по мотивам произведений Достоевского, Горького, Чехова, Тургенева и других русских классиков. О работе Баталова на сцене в тот период положительно отзывался Анатолий Васильевич Луначарский. Перерыв в театральной карьере актеру пришлось сделать из-за болезни. Николай полгода залечивал туберкулез и успел сняться в кино, а потом снова вернулся на театральные подмостки.
Николай Баталов
Наиболее яркой работой за всю карьеру Баталова в театре принято считать роль Фигаро в комедии Бомарше «Безумный день». Впервые в этом образе Николай появился в 1927 году. Критики с восторгом отнеслись к работе 27-летнего артиста в этой постановке. Через 10 лет неунывающий Фигаро стал последним персонажем, которого представлял Баталов на сцене. Он завершил свою театральную карьеру спектаклем «Безумный день» 18 февраля 1935 года.
Фильмы
Дебют Николая Баталова в кино состоялся в 1918 году. У него была эпизодическая роль в черно-белой ленте «Девьи горы», которая также известна под названием «Легенда об антихристе». Фильм демонстрировался только один раз в 1921 году в Санкт-Петербурге.
Николай Баталов в фильме “Аэлита” | Кино-Театр
Первой заметной работой Николая Баталова в кино стала роль красноармейца Гусева в ленте «Аэлита», вышедшей в 1924 году. В то время актер уже был болен туберкулезом и около 6 месяцев не играл в театре. Синематограф стал для него возможностью вернуться к любимой профессии, несмотря на состояние здоровья. Картина «Аэлита» была снята по мотивам одноименного романа Алексея Толстого. По сюжету герой Баталова отправляется на Марс, где помогает инопланетному пролетариату в борьбе с узурпаторами.
Фильм имел недолгий успех в столице, его даже вывезли за границу, но иностранцы советскую ленту проигнорировали. Стоит отметить, что в картине превосходной игрой отличился также Игорь Ильинский, известный российскому зрителю по роли директора Дома культуры Серафима Огурцова в новогодней комедии «Карнавальная ночь».
Николай Баталов в фильме “Мать” | Кино-Театр
В 1926 году на экраны вышла картина «Мать», в которой Баталов играл сына главной героини Павла Власова. Сюжет фильма выстроен вокруг семейной драмы в условиях предреволюционной лихорадки в России. Лента в 1958 году была признана шестой в списке лучших картин всех времен и народов, по итогам открытого голосования съезда молодых режиссеров в Брюсселе. Данная лента стала первой из революционной трилогии режиссера Всеволода Пудовкина. В конце фильма герой Баталова погибает. Успех фильма превзошел ожидания сценаристов, и они жалели, что не сохранили образ Павла Власова и не провели его через все три фильма к победе Революции.
Николай Баталов в фильме “Путёвка в жизнь” | Кино-Театр
После успеха фильма «Мать» Николай Степанович снимался много. В 1927 году с его участием вышло сразу три картины. Баталов появился в роли товарища Антона в социальной драме «Жена», в качества земляка Марии в ленте «Земля в плену», в образе Коли в фильме «Третья Мещанская».
В 1931 году вышла самая известная картина в фильмографии Николая Баталова. «Путевка в жизнь» – первый звуковой советский фильм. Баталов исполнил в нем главную роль. Актер сыграл Николая Ивановича Сергеева, организовавшего коммуну в которой трудились беспризорные дети. Картина рассказывает о первых годах советской власти и имеет заметный агитационный флёр.
Николай Баталов в фильме “Третья Мещанская” | Кино-Театр
Через год после показа первого звукового фильма с Николаем Баталовым вышла лента «Горизонт», в которой актер снова предстал в качестве главного героя. Сюжет данной картины был выстроен вокруг судьбы еврейского эмигранта, вернувшегося в советскую Россию из Америки. Роль еврея Лёвы Горизонта раскрыла в Баталове способность не только к внешним, но и к внутренним перевоплощениям.
В 1934 году появилась короткометражка «Пастух и царь», рассказывающая о биографии простого пастуха, ставшего красным командиром. И снова главная роль досталась Николаю.
Николай Баталов в фильме “Три товарища” | Кино-Театр
Последние работы Баталова в кино датируются 1935 годом. В ленте «Сокровища погибшего корабля» Николай сыграл водолаза Алексея Панова. Герой Баталова оказался перед искушением, но справился с ним. Подводные кадры в этом фильмы были сняты на дне Черного моря в Крыму. К съемкам под водой были привлечены специалисты Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН). Также в 1935 году вышел фильм «Три товарища», ставший последним в фильмографии актера.
Личная жизнь
Личная жизнь Баталова похожа на личную жизнь многих его современников. Актер всю жизнь прожил с одной женщиной. Николай Баталов женился в 1921 году в возрасте 22 лет на актрисе МХТ Ольге Шульц (Андровской). Жена родила Баталову дочь в 1923 году, девочку назвали Светланой, она была единственным ребенком в семье.
Николай Баталов с семьей | Энциклопедия театра
У Николая Петровича был брат Владимир, который тоже стал известным театральным актером. Вместе они работали в Московском Художественном театре. Сын Владимира Баталова стал известным артистом. Зрители помнят его по ролям в картинах «Дело Румянцева», «Дорогой мой человек», «Москва слезам не верит».
Алексей Баталов – племянник Николая Петровича | Кино-Театр
Алексей Баталов, племянник Николая Петровича, в интервью поделился воспоминаниями о том, какую роль дядя сыграл в его судьбе. В 1916 году Константин Сергеевич Станиславский пригласил Николая Баталова в Московский Художественный театр. Именно благодаря обаянию артиста в театр со временем попал и его младший брат Владимир. Родители Алексея Баталова познакомились в театре, и хотя семья распалась очень быстро, в ней успел появиться ребенок. Не без протекции дяди юный Алексей попал в кино, а позднее – в театр.
Причина смерти
В 1923 году, еще до съемок в своем первом фильме, Баталов заболел туберкулезом. Эта болезнь мучила актера всю жизнь. Его театральная карьера могла быть более длительной, если бы не плачевное состояние здоровье. Баталов лечил легкие в Польше, в Италии, на Северном Кавказе. Он проводил время в санаториях, пил воду из целебных источников. В 1935 году Николай Петрович предпринял последнюю попытку лечения своей застарелой болезни в польском санатории, но положительного результата это не принесло. Немного не дожив до своего тридцать восьмого дня рождения, актер умер.
Николай Баталов
Это случилось в ноябре 1937 года. Причина смерти – туберкулез. Похоронили Николая Петровича Баталова в Москве на Новодевичьем кладбище. В 1975 году рядом с актером была похоронена его жена Ольга Шульц (Андровская). Весной 2011 года рядом с родителями упокоилась и Светлана Баталова.
Фильмография:
- 1924 — Аэлита
- 1926 — Мать
- 1927 — Жена
- 1927 — Земля в плену
- 1927 — Третья Мещанская
- 1931 — Путёвка в жизнь
- 1932 — Горизонт
- 1934 — Пастух и царь
- 1935 — Сокровище погибшего корабля
- 1935 — Три товарища
Источник
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 7 июля 2019; проверки требуют 6 правок.
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Баталов.
Никола́й Петро́вич Бата́лов (24 ноября (6 декабря) 1899, Москва — 10 ноября 1937, там же[1]) — русский и советский актёр театра и кино, заслуженный артист РСФСР (1933)[2][3]. Муж Ольги Николаевны Андровской и дядя Алексея Баталова.
Биография[править | править код]
Николай Баталов родился в Москве в семье Петра Владимировича и Александры Ивановны Баталовых[4]. Его родители были крестьянами Ярославской губернии, перебравшимися в столицу[5]. Через три года родился его младший брат Владимир. Мать была домохозяйкой, отец в 1910-м году стал совладельцем ресторана, после революции работал директором столовой. Николай с детства готовился стать священником, мало общался со сверстниками и прислуживал в церкви. Вместе с братом разыгрывал маленькие спектакли[4].
В 1910—1915 годах учился в Торговой школе имени Александра III, участвовал в школьных концертах. В 1915 году его отдали в Школу драматического искусства, в 1916 году — во Вторую студию МХТ, где он выступал до 1924 года. Первой ролью стал Петя-переплётчик в спектакле «Зелёное кольцо» по пьесе Зинаиды Гиппиус. В 1919—1923 годах во время гастрольных поездок и выездных спектаклей играл роли Гиггиса и Стрэттона в «Потопе» по пьесе Хеннинга Бергера и Гильома в «Адвокате Патлене».
В ноябре 1921 года женился на коллеге, актрисе Второй студии МХТ Ольге Андровской, которую заметил ещё в 1919 в Театре Корша и пригласил в труппу своего театра[5]. В 1923 году заболел туберкулёзом, ставшим для Баталова роковым. Из-за болезни он в течение полугода не выступал на сцене.
Зато уже в 1924 году он снялся в своём дебютном кинофильме «Аэлита» режиссёра Якова Протазанова, сыграв красноармейца Гусева. Его роль выделяли и киноработники, и критики того времени:
Картину спасает красноармеец Гусев в отличном исполнении Баталова[6].
Баталов и Орлова дают единственные в ленте сочные русские типы[7].
Ролью же, принёсшей Баталову мировую известность, стал Павел Власов в фильме Всеволода Пудовкина «Мать» (1926) по мотивам романа Максима Горького. Сам Пудовкин так отзывался об актёре:
Работа Н. П. Баталова была для меня грандиозным подарком. Кинематограф тогда был немым. Слово для нас было оружием недоступным. Всё дело было только во внешней жизни лица, глаз, жеста. И я должен сказать, что Николай Петрович на моих глазах создавал поразительные вещи. Он далеко перешагнул самые смелые мои мечтания. Я ещё тогда не мог сильной рукой формировать то, что я хотел. Но для Баталова достаточно было только творческого общения. Если я был искренним, если он видел, что я хотел, он вспыхивал, как искра, и сразу через него виден был чудесный свет, который покорял меня, а затем и зрителей, которые его очень любили[8].
Баталов активно участвовал в жизни театра. С 1925 года он входил в органы внутреннего управления и практически заведовал труппой. Вдохновлённый лозунгами РАПП, он стремился перестроить театр в новом, «идеологически правильном» ключе, настаивал на расширении круга авторов-партийцев, что позже воплотил вместе с Ильёй Судаковым в московском театре рабочей молодёжи (ТРАМ)[9].
В апреле 1927 года впервые вышел на сцену в одном из своих самых ярких образов: Фигаро в пьесе Бомарше «Безумный день, или женитьба Фигаро» в постановке Константина Станиславского, Елизаветы Телешевой и Бориса Вершилова.
В 1931 году снялся в первом советском звуковом фильме «Путёвка в жизнь», где сыграл свою знаменитую роль — начальника коммуны Николая Ивановича Сергеева. Картина с успехом прошла по советским и мировым экранам, завоевав приз за лучшую режиссуру на 1-м Венецианском кинофестивале.
С 1933 года Баталов преподавал актёрское мастерство в ГИКе и ЦЕТЕТИСе, однако болезнь давала о себе знать.
18 февраля 1935 года состоялось последнее выступление актёра на сцене в образе никогда не унывающего Фигаро. После этого он уже не мог выйти из дома. Когда Иосиф Сталин посетил МХАТ и поинтересовался, почему не играет Баталов, ему ответили, что актёр болен. «Надо лечить», — сказал Сталин, и осенью актёра отправили на курорт Закопане в Польше[4]. Было дано распоряжение, чтобы его мог навестить любой, кто пожелает, и к нему выехала жена.
Позднее лечился в санаториях на Северном Кавказе и в Италии, но лучше ему не становилось. Он вернулся домой и уехал на дачу, где много работал над сценарием фильма о Пушкине, которого очень мечтал сыграть[4]. 3 мая 1937 года был награждён орденом Трудового Красного Знамени.
Николай Баталов скончался на 38-м году жизни 10 ноября 1937 года в Москве от туберкулёза. Похоронен на Новодевичьем кладбище[10].
Семья[править | править код]
- Жена — Ольга Николаевна Андровская (1898—1975), актриса, народная артистка СССР (1948).
- Дочь — Светлана Николаевна Баталова (1923—2011), актриса театра.
- Брат — Владимир Петрович Баталов, (1902—1964), актёр.
- Племянник — Алексей Владимирович Баталов (1928—2017), актёр, кинорежиссёр, народный артист СССР (1976).
Роли в театре[править | править код]
- З. Гиппиус «Зелёное кольцо» (1916) — Петя-переплётчик
- И. С. Тургенев «Нахлебник» (1916) — Васька-казачок
- М. Горький «На дне» (1916) — Алёшка
- А. С. Пушкин «Пир во время чумы» (1917) — Пирующий
- И. С. Тургенев «История лейтенанта Ергунова» (1918) — Доктор
- И. Д. Сургучёв «Осенние скрипки» (1918)
- А. П. Чехов «Иванов» (1918)
- Ф. М. Достоевский «Село Степанчиково» (1918) — Мужик
- Л. Андреев «Младость» (1918—1919) — Пётр, дворник
- Л. Андреев «Младость» (1919) — Нечаев
- И. С. Тургенев «История лейтенанта Ергунова» (1919) — Ергунов
- А. Франс «Комедия о человеке, который женился на немой женщине» (1919—1920) — Мэтр Симон Коллик
- Ф. К. Сологуб «Узор из роз» (1920)
- Н. В. Гоголь «Ревизор» (1921) — Коробкин
- М. Метерлинк «Синяя птица» (1921) — Хлеб
- Л. Н. Толстой «Сказка об Иване-дураке и его братьях» (1922) — Тарас-брюхан
- М. Метерлинк «Синяя птица» (1921) — Пёс
- Ф. Шиллер «Разбойники» (1923) — Франц
- А. К. Толстой «Царь Фёдор Иоаннович» (1924) — Луп-Клешнин
- К. Тренев «Пугачёвщина» (1925) — Онуфрий
- К. Тренев «Пугачёвщина» (1926) — Чика Зарубин
- А. Р. Кугель «Николай I и декабристы» (1926) — Каховский
- П. Бомарше «Женитьба Фигаро» (1927) — Фигаро
- М. Горький «На дне» (1927) — Медведев
- 1927 — «Бронепоезд 14-69» Всеволода Иванова. Художественный руководитель постановки К. С. Станиславский, режиссёры Илья Судаков и Нина Литовцева — Васька Окорок[11]
- В. Катаев «Растратчики» (1928) — Никита
- Вс. Иванов «Блокада» (1929) — Рубцов
- А. П. Чехов «Вишнёвый сад» (1930) — Лопахин
- Н. В. Гоголь «Мёртвые души» (1933) — Собакевич
Фильмография[править | править код]
- 1924 — Аэлита — Гусев
- 1926 — Мать — Павел Власов
- 1927 — Жена — товарищ Антон[12]
- 1927 — Земля в плену — земляк Марии
- 1927 — Третья Мещанская — Николай
- 1931 — Путёвка в жизнь — Сергеев
- 1932 — Горизонт — Лёва Горизонт
- 1934 — Пастух и царь
- 1935 — Сокровище погибшего корабля — Алексей Панов
- 1935 — Три товарища — Лацис
Признание и награды[править | править код]
- Заслуженный артист РСФСР (1933)
- Орден Трудового Красного Знамени (03.05.1937)
Примечания[править | править код]
- ↑ Баталов, Николай Петрович (англ.) на сайте Internet Movie Database
- ↑ Русский драматический театр: Энциклопедия / Под общ. ред. М. И. Андреева, Н. Э. Звенигородской, А. В. Мартыновой и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. — 568 с.: ил. ISBN 5-85270-167-X
- ↑ Халиф, В. А. Николай Петрович Баталов. Статьи, воспоминания, письма. — М.: Искусство, 1971. — 208 с.
- ↑ 1 2 3 4 Глеб Скороходов. В поисках устраченного. ОРТ (2000)
- ↑ 1 2 Андровская О. Н. Исповедь актрисы : дневники, письма, воспоминания / ред. и авт. коммент. В. А. Халиф. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2006. — С. 19. — 395 с. — ISBN 5-462-00490-7.
- ↑ Садко, «Анта… одЭЛИ… уТа». — «Новый зритель», 1924, № 39
- ↑ Херсонский, Х. «Аэлита». — «Известия, 1924, 2 октября»
- ↑ Пудовкин, Вс. Стенограмма выступления на вечере памяти Н. П. Баталова в ВТО, январь 1948 г. — Цит. по статье: Н. Громов, Баталовы. — «Театральная жизнь», 1959, № 20
- ↑ Николай Петрович Баталов. Московский Художественный театр.
- ↑ Баталов Николай Петрович. Новодевичье кладбище.
- ↑ Театральная энциклопедия. Гл. ред. С. С. Мокульский. Т. 1 — М.: Советская энциклопедия, А — «Глобус», 1961, 1214 стб. с илл., 12 л. илл. (стб. 707)
- ↑ КиноПоиск. Николай Баталов
Литература[править | править код]
- Некрасов В. М. «Безумный день, или женитьба Фигаро» на сцене МХАТ. — М: ВТО, 1984. — 392 с.
- Галанин А. «Балашиха: История, факты, комментарии». Балашиха: Издательство «Дельта», 2004.
Ссылки[править | править код]
- Николай Баталов на сайте Энциклопедия отечественного кино
Источник
Николай Баталов – известный советский и российский актер. Обладатель звания заслуженного артиста РСФСР. Сыграл десятки ролей в театре и в кино. При этом больше всего известен не собственными работами, а родственными связями. Он является дядей другого известного актера – Алексея Баталова, знаменитого по фильмам “Летят журавли”, “Москва слезам не верит”.
Биография актера: детство и юность
Николай Баталов родился в Москве в 1899 году, 24 ноября. В 11-летнем возрасте поступил в торговую школу имени императора Александра III.
В 16 лет выпустился и решил посвятить свою жизнь искусству. В 1915 году юный Николай поступает в школу драматического искусства при Московском художественном театре. При этом активно проводит свободное время – играет в футбол, даже выступает за команду поселка Никольское, в котором проводит время летом на даче (сегодня это город Балашиха). Спортивная компания в Никольском, кстати, подобралась знатная. Одним из партнером Баталова был Петр Исаков, выступавший впоследствии за команду “Красная Пресня” и “Дукат”, сыгравший два матча за национальную сборную СССР.
Дебют на сцене
В 17-летнем возрасте Николай Баталов впервые появляется на сцене второй студии Московского художественного театра. Он играет молодых людей – Петю-переплетчика в пьесе Зинаиды Гиппиус “Зеленое кольцо”, Ваську-казачка в спектакле по произведению Ивана Тургенева “Нахлебник”, Алешку в знаменитом спектакле Максима Горького “На дне”.
В 1921 году происходит важное событие в его личной жизни – Баталов женится на своей коллеге, актрисе МХТ Ольге Андровской. Ей на тот момент 23 года. Любители кино могут ее вспомнить по роли Елены Ивановны Поповой в короткометражном фильме по рассказу Антона Чехова “Медведь”.
За свою карьеру Николай Баталов сыграл множество ярких ролей – Собакевича в “Мертвых душах”, Каховского в пьесе “Николай I и декабристы”, Коробкина в “Ревизоре”, мэтра Симона Коллика в спектакле Анатоля Франса “Комедия о человеке, который женился на немой женщине”.
Работа в кино
В 1923-м актер серьезно заболевает туберкулезом. Практически полгода не встает с постели. Зато после выздоровления получает первую роль в кино. У Якова Протазанова в фильме “Аэлита” снялся Николай Баталов. Актер исполнил роль красноармейца Гусева.
После этого его стали регулярно приглашать играть на большом экране. В 1926 году он сыграл главную роль Павла Власова в драме Всеволода Пудовкина по одноименному произведению Максима Горького “Мать”. Фильм получил международное признание. В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе он попал в шестерку лучших картин всех времен и народов.
Это был немой фильм, принесший артисту всесоюзную популярность. При этом кинокритики отмечали, что Николай Баталов делал поразительные вещи. Он сумел творчески общаться со зрителем через экран даже без слов, используя только эмоции и жесты. Он вспыхивал, как искра, вспоминали первые зрители картины. Аудиторию покорила его игра, на несколько ближайших лет он стал одним из самых узнаваемых и любимых артистов.
После этого последовали еще несколько не таких громких работ – картина “Жена” 1927 года, драма Федора Оцела “Земля в плену”, где он исполнил роль земляка Марии, и мелодрама Абрама Роома “Третья Мещанская”, где Баталов сыграл главную роль – Николая, фронтовика, жена которого влюбляется в его друга, приехавшего издалека погостить.
Первый звуковой фильм
В 1931 снимается в первом звуковом советском фильме Николай Баталов. Актер играет Николая Ивановича Сергеева в драме Николая Экка “Путевка в жизнь”.
Его персонаж – организатор трудовой коммуны ОГПУ для беспризорников, самый запоминающийся образ картины. Он списан с реального человека, известного педагога Макаренко, слава о котором в те времена гремела на весь Союз.
В фильме столичных беспризорников, которые собираются в шайки, банды, решают вместо исправительной колонии отправить в трудовую коммуну. Там из них делают сапожников, плотников, столяров, помогают получить нужные рабочие профессии. Это меняет судьбу каждого. Картина получила международное признание – завоевала награду на Венецианском кинофестивале.
Любимец миллионов
Отныне во всех фильмах Николай Баталов, биография которого тесно связана с историей советского кинематографа, играл только главные роли.
В 1932-м – Леву Горизонта в драме Льва Кулешова “Горизонт” про еврейского юношу, который решил эмигрировать в Америку. Алексей Панова в художественном фильме Владимира Брауна и Исаака Менакера “Сокровище погибшего корабля” про клад из золотых монет, найденный героями на борту затонувшего английского корабля.
Его последней ролью в кино стал начальник лесосплава Лацис в комедии Семена Тимошенко “Три товарища”. Больше на экране не появлялся Николай Баталов. Фильмы, в которых он сыграл, навсегда вошли в золотой фонд советского кино.
Болезнь
Туберкулез, который актер перенес в молодости, окончательно вылечить не удалось. Со временем он стал напоминать о себе все чаще и чаще. Сначала пришлось оставить роли в кино, а вскоре и в театре.
Последнюю роль в МХТ Баталов Николай Петрович исполнил в феврале 1935 года. Он сыграл Фигаро в комедии Бомарше “Женитьба Фигаро”.
После этого большая часть его жизни была посвящена лечению, посещению больниц, санаториев и здравниц. Баталов пытается поправить здоровье на польском курорте Закопане, лечится в Италии и на Северном Кавказе, но все тщетно. Болезнь продолжает его одолевать.
В мае 1937 года уже тяжело больной Баталов получает почетную награду – орден Трудового Красного Знамени. Но даже яркие положительные эмоции не могут ничего исправить. В ноябре того же года артист умирает от рецидива туберкулеза. Его хоронят в столице, на Новодевичьем кладбище.
Источник