Николай черкасов биография личная жизнь
Биография
Николай Черкасов – символ государственного героя в советском кинематографе. Артист известен прежде всего ролями в эпохальных для своего времени фильмах «Александр Невский» и «Иван Грозный», которые стали пособиями для поколений актеров, режиссеров и критиков.
Детство и юность
Николай и младший брат Костя родились в семье дежурного по станции Балтийской железной дороги Константина Александровича и Анны Анриановны, присматривающей за большим домом. В семье любили искусство, домочадцы были творческими людьми, а одна из тетушек солировала в Мариинском театре. Мать обнаружила у сыновей музыкальный слух и стала с ними заниматься, а благодаря отцу дети регулярно посещали оперу.
Актер Николай Черкасов
Коля учился в Десятой правительственной гимназии и с начальных классов придумывал забавы, пародировал учителей. Представления получались настолько юморными, что педагоги прощали мальчику плохую успеваемость. Однако к концу учебного года Николай быстро наверстывал упущенное и успешно переходил в следующий класс.
Жизнь изменилась с революцией 1917 года. Черкасов по-прежнему ходил в школу, но куда больше паренька привлекала художественная жизнь Петрограда. Случайно Коля узнал, что Мариинка набирает статистов, и вскоре начал выходить на сцену в «Борисе Годунове» и «Интернационале».
Молодой Николай Черкасов в театре
Позднее юный актер окончил студию мимистов и попал в Большой драматический театр. Творческая биография начала пополняться первыми ролями – не по годам высокому и статному Николаю доверяли играть воинов в «Князе Игоре», «Хованщине», «Пиковой даме».
В 1923-м Черкасов подал документы одновременно в два института – экранного искусства и сценических искусств. Выбрал второй, по окончании которого принят в труппу Ленинградского театра юного зрителя. В 1933 году Николай перешел в Александринский, тогда еще Государственный академический театр драмы. В это время артисту поступили предложения сняться в кино.
Фильмы
У Николая Черкасова обширная фильмография, а узнаваемость принес Колька из комедии Александра Зархи и Иосифа Хейфица «Горячие денечки». Этот же режиссерский тандем пригласил молодого актера на роль 75-летнего профессора Полежаева в «Депутате Балтики». Фильм был удостоен Гран-при Международной выставки в Париже. В первой экранизации романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта» Николай Константинович сам исполнил «Песенку о капитане» Исаака Дунаевского.
Николай Черкасов в фильме «Петр Первый»
Снимаясь в «Петре Первом» в образе сына первого русского императора, Черкасов одновременно выходил на театральные подмостки в роли самого Петра. Готовясь к роли, перелопатил кучу литературы, показал противника преобразований Алексея активным, волевым человеком.
В декабре 1938-го на экраны вышла картина Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», вызвавшая бурю восторга. Когда в оборот вводилась государственная награда для командного состава Красной армии, на орден имени русского полководца поместили профиль Черкасова.
Николай Черкасов в фильме «Александр Невский»
Сотрудничество актера и режиссера продолжилось в биографическом фильме «Ленин в 1918 году», в котором Николаю удался реалистичный образ писателя Максима Горького.
В 1943 году в эвакуации в Алма-Ате Сергей Эйзенштейн начал съемки «Ивана Грозного». Первое, что поражает зрителя в этой картине – дьявольский взгляд царя. Ради такого яркого персонажа Николай отверг предложение Лукино Висконти сняться в «Леопарде».
Николай Черкасов в фильме «Иван Грозный»
В популярной музыкальной комедии «Весна» Григория Александрова Черкасов поначалу сниматься отказался. Никакие уговоры не действовали, пока к актеру не приехала исполнительница главной роли Любовь Орлова и не встала перед ним на колени. Звезде Николай отказать не смог.
После смерти главного в его творчестве режиссера в фильмографии Черкасова появились образы, которые критики считают проходными, несмотря на полученные за них Сталинские премии: изобретатель радио в «Александре Попове», Владимир Стасов в «Мусоргском» и «Римском-Корсакове». По словам сына Андрея, в кинематографической среде действовало негласное указание не давать любимцу Сталина характерных, глубоких ролей.
Николай Черкасов в фильме «Дон Кихот»
Намного сложнее стало, когда вождь народов умер и началось хрущевское клеймение культа личности. К этому добавился кризис в театре, которым руководил человек старой, казенной формации, не желавший рисковать. А в Театре комедии в это время работал Николай Акимов, в БДТ – Георгий Товстоногов.
Знаменитый рыцарь печального образа в «Дон Кихоте», снятом Григорием Козинцевым, стал практически последней знаковой ролью Черкасова.
Николай Черкасов в фильме «Все остается людям»
По мнению актрисы Галины Карелиной, Николай Константинович своей игрой вытянул, в общем-то, никудышный литературный материал, который лег в основу сценария фильма «Все остается людям». Даже Ленинская премия, по словам народной артистки России, не смогла сгладить тот факт, что талантливого Черкасова списали со счетов.
Личная жизнь
С женой Ниной Николаевной Вейтбрехт артист познакомился в институте, девушка училась на отделении истории искусств, а Николай – на драматическом. Нина тесно дружила с Норой Довлатовой, матерью будущего писателя Сергея Довлатова. В дом были вхожи Аркадий Райкин, Борис Ливанов и Евгений Шварц, Орлова с Александровым.
В 1931 году в семье родилась дочь, в 1939 – вторая, а перед самой войной – сын Андрей. Он остался в итоге единственным ребенком Черкасова: старшая дочь Виктория погибла в блокаду вместе с отцом Нины, а младшая умерла младенцем.
Николай Черкасов с женой Ниной и сыном Андреем
Андрей не пошел по творческому пути, стал доктором физико-математических наук, сотрудником НИИ особо чистых препаратов. В 2006 году Андрей Черкасов передал архив личных вещей отца в дар Государственному музею политической истории.
Николай Константинович верил в Сталина, в идеологию советской власти, но никогда не афишировал, что помогал людям, попавшим под каток репрессий. По меткому выражению Товстоногова, если бы собрать всех, кого спас Черкасов, пришлось бы арендовать стадион. Будучи народным депутатом, актер официально принимал тысячи человек, однако к знаменитости могли запросто подойти на улице со своими просьбами.
Смерть
Причиной смерти народного артиста Советского Союза в сентябре 1966-го стало сочетание нескольких факторов. Во время Великой Отечественной войны Черкасова начала мучить астма, которая обострилась со временем. Появились проблемы с сердцем.
Памятник на могиле Николая Черкасова
Окончательно добило Николая Константиновича несправедливое увольнение, когда актер попросту вступился за жену, попавшую под сокращение штатов в театре. Артист несколько раз лежал в больнице и однажды оттуда не вышел. Николай Черкасов похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге.
Фильмография
- 1935 – «Горячие денечки»
- 1936 – «Депутат Балтики»
- 1937 – «Остров сокровищ»
- 1938 – «Петр Первый»
- 1939 – «Ленин в 1918 году»
- 1945 – «Иван Грозный»
- 1949 – «Александр Попов»
- 1950 – «Мусоргский»
- 1957 – «Дон Кихот»
- 1963 – «Все остается людям»
Источник
Николай Черкасов
Николай Константинович Черкасов (1903—1966). Советский актёр театра и кино. Народный артист СССР (1947). Лауреат Ленинской премии (1964). Пятикратный лауреат Сталинской премии (1941, 1946, 1950, 1951 — дважды).
Николай Черкасов родился 14 (27) июля 1903 года в Санкт-Петербурге в семье железнодорожного служащего.
Отец – Константин Александрович Черкасов.
Мать — Анна Андриановна. В 1912 году мальчик пошёл учиться в гимназию № 10.
Первый спектакль, который Николай увидел в своей жизни, был “Руслан и Людмила” в Мариинском театре. Тогда он ещё учился в начальных классах гимназии. По словам самого Черкасова, впечатление у него осталось волшебное.
Летом 1917 года его внезапно захватила музыка. Интерес к ней у мальчика был настолько силён, что он в одиночку посещал концерты графа Шереметева, ходил на утренники в филармонию и даже ездил в Павловск, где обычно выступали известные музыканты. Его кумиром стал Фёдор Иванович Шаляпин.
В 1919 году закончил Петроградскую трудовую школу и подал заявление в Военно-медицинскую академию. Но в душе он сомневался в своём выборе. И Черкасов поступает в студию мимистов, руководимую А. Кларком. Проучившись там всего лишь несколько недель, 16-летний Черкасов был зачислен мимистом в Петроградский (Мариинский) академический театр оперы и балета.
С 1920 года начал танцевать в спектаклях Студии молодого балета.
Осенью 1923 года подал заявление в Институт сценических искусств и одновременно с этим в Институт экранного искусства. Талантливого юношу приняли сразу в оба заведения.
Окончил Институт сценических искусств (1926).
В 1925 году, случайно посмотрев в кинотеатре фильм о приключениях комиков Пата и Паташона, Черкасов и его однокурсник Г. Гуревич решили воссоздать этот номер собственными силами. И вскоре этот номер способствовал зачислению Черкасова в Ленинградский театр юных зрителей.
В 1926—1929 годах Черкасов выступал на сцене Свободного театра совместно с Петром Берёзовым и Борисом Чирковым в популярном эстрадном номере «Пат, Паташон и Чарли Чаплин», который был использован в фильме «Мой сын» (1928), а потом повторён в «Концерте на экране» (1940).
В 1927 году снялся в своём первом фильме. Это была немая картина «Поэт и царь».
В марте 1929 года актёру предложили перейти из ТЮЗа в театр «Мюзик-холл».
Летом 1929 года он познакомился с юной актрисой Ниной Николаевной Вейтбрехт, которая вскоре стала его женой. В октябре 1930 года умер отец Черкасова. В те дни актёр был в Москве (он уже работал в Московском мюзик-холле), но на похороны отца сумел приехать. Мать с женой просили его не уезжать, но он был связан работой и бросать её не собирался. Однако весной 1931 года у него родилась дочка, Черкасов вернулся в Ленинград окончательно и поступил на работу в только что созданный театр “Комедия”.
С 1933 года – актер Ленинградского академического театра драмы им. А. С. Пушкина.
Кроме работы в театре, Черкасов довольно активно снимался и в кино. И настоящая слава пришла к актёру благодаря кино.
Летом 1939 года в семье Черкасовых умерла новорождённая дочь. В начале 1941 года на свет появился мальчик, которого назвали Андреем. А затем началась война, которая отняла у них старшую дочь: в 1942 году она погибла в ленинградской блокаде вместе с дедушкой — тестем Черкасова.
Член ВКП(б) с 1940 года.
В первые месяцы войны Черкасов попал в числе других эвакуированных жителей Ленинграда в Новосибирск. Там он создал концертную бригаду артистов Театра имени А.С. Пушкина и отправился с гастролями на корабли Балтийского флота. В апреле 1943 года актёра вызвали в Алма-Ату для съёмок к фильме “Иван Грозный”.
26 февраля 1947 года за исполнение главной роли в фильме Черкасову было присвоено звание Народного артиста СССР.
Весной 1946 года состоялась первая заграничная поездка Черкасова — в составе делегации деятелей советской кинематографии он вылетел в Чехословакию на фестиваль советских фильмов. Через несколько месяцев после этого судьба вновь забросила его в эту страну на съёмки в фильме “Весна” Григория Александрова.
На рубеже 1940-1950-х годов (когда на 16 советских киностудиях снималось всего 10-15 картин в год) Черкасов без дела не сидел. Правда и фильмы, в которых он снимался, были в основном историко-биографические.
В 1950 году за роль Левашова в картине “Счастливого плавания” Черкасову была присуждена пятая по счёту (последняя в его карьере) Сталинская премия.
Загруженность Черкасова в кино в те годы была достаточно высокой. А ещё актёр занимался и общественной деятельностью как член Советского комитета защиты мира. В этом качестве он тогда объездил чуть ли не полмира.
В 1952 году увидела свет книга Черкасова “Записки советского актёра”, которая имела большой успех у читателей. Получив гонорар за неё, актёр наконец сумел купить себе сборный щитовой дом и построил дачу на Карельском перешейке в посёлке Комарово.
В марте 1956 года Черкасов снимается в главной роли фильма Григория Козинцева “Дон Кихот”. Эта роль многое значила для него, так как он уже пять лет нигде не снимался. За исполнение роли Черкасову была присуждена премия “Лучшему актёру”.
Не забывал Черкасов и про театр.
Николай Черкасов в фильме “Все останется людям”
К тому времени здоровье актёра заметно ухудшилось. У него обострилась хроническая эмфизема лёгких, которая преследовала его с 1945 года. Пошаливало сердце. С 1964 года актёр ежегодно вынужден был ложиться в больницу. Этим не преминули воспользоваться недоброжелатели.
В июне 1964 года (после того как Черкасову присудили Ленинскую премию за последний фильм) его внезапно уволили из театра. В театр пришло распоряжение сократить актёрские кадры. И тогда директор театра решил “сократить” в первую очередь жен актёров, и Нина Черкасова была в их числе. Черкасов сказал, чтобы сократили его, написал заявление, и его уволили. Для артиста это было сильным ударом. Он вновь слёг.
Несмотря на удары судьбы и ухудшающееся здоровье, актёр не сдавался.
В 1965 году он съездил в свою последнюю загранкомандировку — в Лондон. В мае 1966 года нашёл в себе силы провести отчётно-выборную конференцию Ленинградского отделения ВТО. Однако здоровье катастрофически ухудшалось. В августе 1966 года его вновь положили в больницу, из которой он уже не вышел.
14 сентября Николай Константинович скончался на 64-м году жизни.
Когда ушёл из жизни великий актёр, один из его учеников сказал, что он умер не от сердечной недостаточности, а от недостаточной сердечности.
Похоронен актёр в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской Лавры в Ленинграде.
27 июля 1970 года имя Н.К. Черкасова было присвоено одной из улиц в Ленинграде.
Николай Черкасов — единственный актёр, чьё лицо запечатлено на ордене. Сталин лично выбрал и утвердил портрет Черкасова для одной из высших государственных наград — советского ордена Александра Невского.
Николай Черкасов и Нина Вейтбрехт. Больше, чем любовь
Рост Николая Черкасова: 198 сантиметров.
Личная жизнь Николая Черкасова:
Жена — Черкасова-Вейтбрехт Нина Николаевна (1907—1980), актриса.
Сын — Андрей (1941 г.р.)
Фильмография Николая Черкасова:
1927 – Его превосходительство длинный – клоун в цирке
1927 – Поэт и царь (Царь и поэт) – Шарль, парикмахер
1928 – Родной брат
1928 – Луна слева – Калугин
1928 – Мой сын – Пат
1930 – По ту сторону
1930 – Всадники ветра – комсомолец
1932 – Счастье (Арестант № 1105, Ветер с Востока) – агент полиции
1932 – Встречный – постовой милиционер
1934 – Первая любовь – депутат сейма
1934 – Кто твой друг – милиционер
1934 – Люблю ли тебя? – студент
1934 – Наследный принц Республики – официант
1935 – Горячие денёчки – Колька Лошак
1935 – Граница – Гайдуль
1935 – Женитьба Яна Кнукке – Ганс Пфааль (сумасшедший офицер, капитан)
1935 – Подруги – белый офицер Сергей Тимофеевич
1936 – Депутат Балтики – профессор Дмитрий Илларионович Полежаев
1936 – Дети капитана Гранта – Жак Паганель
1937 – Остров сокровищ – Билли Бонс
1937 – За Советскую Родину – Командующий фронтом
1937—1938 – Пётр Первый – царевич Алексей
1938 – Александр Невский – Князь Александр Невский
1938 – Друзья – Осетин Бета
1938 – Человек с ружьём – белый генерал
1939 – Ленин в 1918 году – Горький
1939 – Минин и Пожарский – Эпизод (по другим данным, в списке получивших Сталинскую премию I степени за этот фильм Н. П. Черкасов (Сергеев))
1940 – Шестьдесят дней (Командиры запаса) – Евгений Петрович Антонов (профессор)
1940 – «Концерт на экране» 1) Конферанс. 2) Варлаам в номере «Борис Годунов». 3) Пат в номере «Чарли Чаплин, Пат и Паташон»
1942 – Его зовут Сухэ-Батор – Барон фон Унгерн-Штернберг
1942 – Оборона Царицына – Крестьянин-ходок
1944—1945 – Иван Грозный – Царь Иван Грозный
1946 – Во имя жизни – Сторож Лукич
1947 – Весна – Режиссёр Аркадий Громов
1947 – Новый дом – Костоусов
1947 – Пирогов – Откупщик Лядов
1949 – Академик Иван Павлов – Максим Горький
1949 – Александр Попов – Александр Степанович Попов (изобретатель радио)
1949 – Сталинградская битва – Президент Франклин Рузвельт
1949 – Счастливого плавания! – капитан Левашёв
1950 – Мусоргский – Стасов, критик
1952 – Римский-Корсаков – Стасов, критик
1957 – Дон Кихот – Дон Кихот
1963 – Всё остаётся людям – академик Фёдор Алексеевич Дронов
1965 – Третья молодость (СССР/Франция) – Гедеонов
Телефильмы Николая Черкасова:
1955 – Они знали Маяковского Владимир Маяковский
1962 – Шумят пороги Уэйкенго капитан Стенсон
1966 – Маленькие трагедии (телеспектакль)
Документальные кинофильмы Николая Черкасова:
1948 – Памяти С. Эйзенштейна
1957 – Отблески Канн (фр. «Reflets de Cannes»). Эпизод, датированный 6 мая 1957 (телевизионный)
1959 – Актёр Николай Черкасов (телевизионный, сборная программа)
1965 – Страницы большой дружбы Текст за кадром
Библиография Николая Черкасова:
«В Индии» (1952)
«Записки советского актёра» (1953)
«Четвёртый Дон Кихот» (1958)
«В театре и в кино» (1961)
Театральные работы Николая Черкасова:
Петроградская студия молодого балета:
«Лебединое озеро» Балет Петра Ильича Чайковского Злой гений;
«Тщетная предосторожность» отец Колэн;
«Баядерка» Балет Людвига Минкуса брамин;
«Тайна клада» Отто, богатый жених;
Дон Кихот Балет композитора Л. Ф. Минкуса Дон Кихот;
«Фея кукол» Негритянская пляска;
«Неудачные похождения мистера Хьюза» Агитбалет Джек («красный дьявол»)
Институт сценических искусств:
«Наследники Рабурдэна» Комедия Э. Золя. Мастерская С. Э. Радлова. Режиссёры С. Радлов и Б. Петровых Рабурдэн;
1925 «Двенадцатая ночь» Пьеса У. Шекспира. Мастерская С. Э. Радлова Сэр Эндрю;
1925 «Копилка» Пьеса Э. М. Лабиша и Марк-Мишеля. Мастерская С. Э. Радлова. Полицейский;
1925 «Соломенная шляпка» Водевиль Э. М. Лабиша. Мастерская С. Э. Радлова;
1926 «На бойком месте» Пьеса А. Н. Островского. Мастерская В. Максимова. Дипломный спектакль. Миловидов;
1926 «Как важно быть серьёзным» Пьеса О. Уайлда. Дипломный спектакль. Алджернон;
«Чан-Хайтан» («Меловой круг»)
Свободный театр:
1926—1929 «Пат, Паташон и Чарли Чаплин»
Передвижной Театр новой оперетты (бывший «Комсоглаз»):
1927- «В трех соснах» Пьеса Л. С. Любашевского. Композитор Ю. А. Зандер. Режиссёр Е. Г. Гаккель. композитор Звонарев
Ленинградский ТЮЗ:
1926 «Похождения Тома Сойера» (инсценировка по роману Марка Твена «Приключения Тома Сойера») – Шериф;
1926 «Дон Кихот» (пьеса А. Я. Бруштейн и Б. В. Зона по роману Сервантеса, постановка Б. В. Зона) – Дон Кихот;
1927 «Разбойники» Ф. Шиллера. Режиссёр Е. Г. Гаккель – Старик Моор;
1927 «Хижина дяди Тома» (инсценировка по роману Г. Бичер-Стоу. Режиссёр Б. В. Зон) – Судья;
«Тиль Уленшпигель» (инсценировка Е. Г. Гаккеля по роману Ш. де Костера) – Инквизитор;
«Проделки Скапена» Мольера – Сильвестр;
1928 «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого – Звездинцев;
1929 «Ундервуд» – Е. Л. Шварца. Режиссёры А. А. Брянцев и Б. В. Зон – Крошкин
Ленинградский мюзик-холл и Московский мюзик-холл:
1929 «Одиссея» Обозрение Гомера в обработке Николая Эрдмана и Владимира Масса. Музыка И. О. Дунаевского. Одиссей;
1929—1930 «Аттракционы в действии» Обозрение Пат (номер «Пат, Паташон и Чарли Чаплин»);
«С неба свалились» Обозрение. Режиссёры А. Феон и К. Голейзовский;
«Шестая мира» Обозрение. Автор А. Равич, режиссёры — Н. Горчаков и М. Яншин Сыщик
Ленинградский передвижной театр «Комедия»:
«Женитьба Труадека» Ж. Ромена – Мируэт;
«Люди и свиньи» А. Б. Мариенгофа – комсомолец Кудряшов;
«Миллион Антониев» В. Градова, В. Орлова. Режиссёр Б. М. Дмоховский – Байуотерс, авантюрист;
«Театр Клары Газуль» П. Мериме: 1) Монах-инквизитор Антонио — «Женщина-дьявол»; 2) Перуанский вице-король — «Карета святых даров»; 3) дон Пабло — «Рай и ад»
Ленинградский академический театр драмы им. А. С. Пушкина:
1933 «Дон Кихот» по роману Сервантеса – Дон Кихот;
1934 «Чужой ребенок» В. В. Шкваркина – Сенечка Перчаткин;
1934 «Вершины счастья» Дж. Р. Дос Пассоса. Режиссёр В. П. Кожич – Айк Ауэрбах;
1934 «Борис Годунов» А. С. Пушкина. Режиссёр Б. М. Сушкевич – Варлаам;
1935 «Мольба о жизни» Ж. Деваля. Режиссёр В. П. Кожич – Морис Массруб;
1935—1936 «Нора» Г. Ибсена «Кукольный дом» Режиссёр Б. А. Бабочкин – Крогстад;
1935—1936 «Ревизор» Н. В. Гоголя. Режиссёр Б. М. Сушкевич – Осип;
1935—1936 «Лес» А. Н. Островского. Режиссёр В. П. Кожич – Буланов;
1937 «Банкир» А. Е. Корнейчука – Бесштанько (председатель колхоза);
1937 «На берегу Невы» К. А. Тренёва – Буранов;
1938 «Петр I» А. Н. Толстого (третья редакция). Режиссёр Б. М. Сушкевич – Петр I;
1939 «Ленин» А. Я. Каплера и Т. С. Златогоровой, другое название — «Грозовой год». Режиссёры Л. С. Вивьен и А. Н. Даусон – Горький;
1940 «Лгун» К. Гольдони. Режиссёр В. В. Люце – Лелио;
1941 «Дон Кихот» М. А. Булгакова. Режиссёры А. Н. Даусон и В. П. Кожич – Дон Кихот;
1942 «Накануне» А. Н. Афиногенова – Андрей Завьялов, ученый-агроном;
1942 «Фронт» А. Е. Корнейчука – Остапенко (гвардии сержант);
1945 «Великий государь» В. А. Соловьёва. Режиссёр Л. С. Вивьен – Иван Грозный;
1946 «Жизнь в цвету» А. П. Довженко. Режиссёр Л. С. Вивьен – Мичурин;
1948—1949 «Борис Годунов» А. С. Пушкина. Режиссёр Л. С. Вивьен – Варлаам;
1952—1953 «Ревизор» Н. В. Гоголя. Режиссёр Л. С. Вивьен – Осип;
1952—1953 «Гражданин Франции» Д. Я. Храбровицкого – Тери;
1954 «Они знали Маяковского» В. А. Катаняна. Режиссёр Б. М. Дмоховский – Маяковский;
1957 «Грозовой год» А. Я. Каплера и Т. С. Златогоровой – Максим Горький;
1958 «Бег» М. А. Булгакова – Хлудов;
1959 «Все остается людям» С. И. Алешина. Режиссёры Л. С. Вивьен и А. Н. Даусон, художник А. Ф. Босулаев – академик Дронов;
1962 «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина (поставлен без «Пира во время чумы»). Режиссёр Л. С. Вивьен, художник А. Ф. Босулаев – Барон (Филипп) — трагедия «Скупой рыцарь»
Источник