Николай дорохин биография личная жизнь
Софья Пилявская. Грустная жизнь
Софья Пилявская всю жизнь “прослужила” в МХАТе им. Чехова. Хотя сама никогда не разделяла театры на «ефремовский» и «доронинский». Наверное, потому, что для нее Художественный театр мог быть, да и был, только один. Тот, который создали ее великие учителя — Константин Сергеевич Станиславский и Владимир Иванович Немирович-Данченко.
Первая встреча с «Ка. Эс.»
ПЕРВАЯ встреча с Константином Сергеевичем состоялась, когда будущей актрисе было всего 9 лет. Пилявская вместе с матерью и старшим братом (отец, женившись на другой женщине, жил и работал в Кремле) делили квартиру с артистами Большого театра Александром Богдановичем и Марией Гуковой.
И вот однажды маленькую Соню удивило странное оживление, творившееся в их коммуналке. «Сегодня к нам придет очень важный дядя, — объяснила ей причину суматохи дочь Богдановича Таня. — Он самый главный в Художественном театре. Такой же, как Шаляпин в Большом».
На самом деле родители Тани переживали из-за того, что им нечем было угостить важного гостя. «И вот звонок, — много лет спустя напишет Софья Станиславовна в своих мемуарах. — Александр Владимирович (Богданович. — Ред.) открывает входную дверь, жена рядом, и из-за их спин возникает фигура гиганта в шубе, шапка в левой руке, и где-то очень высоко надо мной — серебряная голова и сияющее улыбкой прекрасное лицо. С гостя снимают шубу… и уводят в столовую. Мы выползаем из нашего укрытия (из большого шкафа, где Зося — так звали Пилявскую друзья — вместе с Таней любили прятаться от взрослых. — Ред.) и начинаем детально изучать шубу, шапку и огромные фетровые боты с отворотами. И тут я ставлю свою ногу в тряпочной самодельной туфле поперек этого бота… Так я впервые «соприкоснулась» с великим Станиславским».
Как оказалось, Константин Сергеевич приходил приглашать соседку Пилявских преподавать в своей оперной студии. Та согласилась, благодаря чему Зося вместе с подругой получила возможность бывать в знаменитом особняке Станиславского в Леонтьевском переулке, где Ка. Эс. — так между собой называли великого режиссера актеры и студенты — проводил репетиции.
Через несколько лет, в 1937 г., Станиславский сыграет решающую роль в судьбе молодой артистки Пилявской. Попросту говоря, он спасет ей жизнь. Но все это произойдет позже.
А пока…
…ЗОСЯ решает посвятить себя театру. По окончании школы (учеба в которой, надо заметить, далась ей с большим трудом) она отправляется на прослушивание к Зинаиде Сергеевне Соколовой, родной сестре К. С. И слышит от нее страшные слова: «Милая барышня. Должна вас огорчить. На русской сцене вам вряд ли удастся быть».
Виной всему был сильный польский акцент, с которым говорила Пилявская. Ее, кстати, и крестили в Польше, дав, как и положено в католических семьях, три имени — София Аделаида Антуанетта. По-русски девочка общалась только с друзьями, дома же — только по-польски. Ее мать до конца своих дней думала на этом языке и каждый раз, узнав о неприятностях дочери, восклицала: «Децко мое, Матка Боска!» Поэтому саму девушку акцент совершенно не смущал. Объявив сестре Станиславского, что читать будет басню Крылова «Ворона и Лисица», она вышла на середину комнаты и начала: «Ворроне где-то Бок посуау…»
«Приговор» актрисы, разумеется, расстроил Соню. Но надо было знать ее характер, чтобы предположить, что она откажется от мечты о сцене. Решимость и своеволие начали проявляться у нее с самого детства. В три года, когда мать, накрутив волосы дочери на папильотки, вышла из комнаты, Зося взяла со стола ножницы и срезала ненавистные бумажки вместе с волосами. А в тринадцать, узнав о решении матери перевести ее из обычной гимназии в польскую, девочка «впала в спячку» и разыгрывала летаргический сон, пока та не оставила свою идею…
Вволю наплакавшись после неудачного экзамена, Соня обратилась за помощью к князю Волконскому, известному логопеду. И уже через год, вновь представ перед Зинаидой Сергеевной, была зачислена в Студию Художественного театра. Театра, который…
…И стал ее судьбой
ЗДЕСЬ она познакомилась со своим будущим мужем, актером Николаем Дорохиным. Будучи только-только представленным Соне, Дорохин останавливал каждого, кто проходил мимо, и, указывая на нее, говорил: «Знакомься, моя жена».
Вскоре они действительно поженились. Какое-то время о браке знала лишь мать Зоси. От отца замужество дочери скрывали.
Он так и не успел познакомиться с зятем. Узнав о том, что Соня вышла замуж, Станислав Станиславович в один из выходных с женой и дочерью пришел в гости в новую отдельную квартиру, которую молодожены только-только получили. К сожалению, Дорохин в ту субботу находился на съемках, и знакомство перенесли на понедельник.
Однако в понедельник отец не позвонил. Приехав на следующий день в его квартиру — после Кремля Станислав Станиславович с новой семьей жил в четырехкомнатной квартире в Доме на набережной, — Пилявская увидела лишь опечатанную дверь кабинета. «Десять лет без права переписки» — таков был официальный ответ властей, истинный смысл которого стал понятен лишь в наши дни.
О судьбе отца Софья Станиславовна узнала только полвека спустя: несколько дней его с другими арестантами в закрытом товарном вагоне возили вокруг Москвы, создавая видимость отправки на Север. А потом, доставив на Лубянку и не добившись нужных показаний, расстреляли.
Дочь врага народа
В театре Пилявской приказали написать заявление об уходе по собственному желанию. «Это все, что мы можем для вас сделать», — сказал ей директор. Однако Станиславский отказался завизировать заявление актрисы, тем самым оградив ее от неизбежных репрессий. В честь очередного юбилея МХАТа она даже получила звание заслуженной артистки, что было почти невозможным для «дочери врага народа».
«И это после того, как я фактически предала Станиславского, — рассказывала в конце жизни Пилявская корреспонденту «Театральной жизни». — Это, поверьте, печальная история. Больного Константина Сергеевича фактически изолировали его приближенные. К нему не допускали даже «стариков». А он, феноменальный выдумщик, убедил себя, что его покинули лучшие друзья и ученики. «Меня предали, — говорил он мне. — Но вы? Почему вы не используете мой опыт? Я же могу помочь вам. Почему вы не приходите ко мне учиться? Дайте мне слово, что вы придете ко мне». Я дала слово и, конечно, не сдержала обещания».
Пилявская до конца дней переживала из-за своего, как ей казалось, предательства. Вообще жизнь Софьи Станиславовны, несмотря на видимость благополучия — высокие награды, звания, роли, счастливой никак не назовешь. Потеряв мужа (он умер, едва переступив порог квартиры Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой, за несколько минут до наступления 1954 г., ему было 48 лет), а через несколько лет и мать, она жила лишь театром и Школой-студией, в которой начала преподавать сразу после смерти мужа.
Друзей с каждым годом оставалось все меньше и меньше. Ушли Иван Москвин, Василий Качалов, Ольга Леонардовна, дружбой с которой актриса очень гордилась (вдова Чехова незадолго до смерти именно ей поручила постирать смертную рубаху Антона Павловича).
В конце жизни Пилявская осталась совсем одна. Наверное, только тогда ей стала понятна излюбленная фраза Книппер-Чеховой, часто повторяемая ею в последние годы: «Мне стыдно жить. Все ушли, одна я для чего-то живу…»
Источник
Дорохин Николай Иванович
Народный артист РСФСР (1948)
Лауреат Сталинских премий (II степени, 1941 – за роль Петра Захаркина в фильме «Последняя ночь»; I степени, 1947 – за роль шофёра Минутки в спектакле «Победители» МХАТа им. М. Горького).
Родился 5 (18) мая 1905 года.
Умер 31 декабря 1953 года.
Николай Дорохин родился в Луганске в семье Ивана Кирилловича Дорохина (1880–?) и Прасковьи Артемьевны Дорохиной (в девичестве – Ачкасовой; 1882–?), был вторым ребёнком из четырёх их детей. В мае 1920 года, желая быть полезным молодой стране советов, поступил добровольцем в Красную армию, но поскольку ещё не достиг совершеннолетнего возраста, был определён в переписчики 3-го стрелкового батальона. Уйдя из армии в августе 1921-го, учился в школе II ступени и одновременно работал счетоводом Елецкого коммунального отдела, в качестве статиста принимал участие в постановках Елецкого городского театра. В 1924 году, окончив школу, уехал в Москву учиться на артиста. Вот как, несколько иначе, вспоминала об этом моменте вдова Николая Дорохина Софья Станиславовна Пилявская: «Из родительского дома в Ельце он почти убежал в Москву – “в артисты”. Было это осенью 1923 года. Подал заявление и документы одновременно на медицинский факультет и в театральное училище, которое впоследствии преобразовалось в Государственный институт театрального искусства имени Луначарского. На медицинский факультет был принят в силу крестьянского происхождения, а учиться пошёл в театральное».
По окончании театрального техникума, 31 августа 1927 года Николай Дорохин прошёл большой конкурс и был принят в труппу МХАТа. Оставался там до конца жизни, сформировавшись в интересного разнопланового артиста. Играл, как правило, людей из народа, социальных героев, характерно-комедийные роли. Обладал немного простоватой внешностью, но благодаря обаянию, открытости, оригинальному юмору, музыкальности создавал яркие живые образы. «Дорохин был очень музыкален, играл по слуху на рояле, гитаре, даже на скрипке, и особенно хорошо на “ливенке”», — вспоминала С.С. Пилявская.
В театре Николай Дорохин играл много и плодотворно как в советских пьесах, так и в постановках классических произведений. Среди его сценических образов: Андронов («Блокада» Вс.В. Иванова), Безайс («Наша молодость» С.М. Карташова), Вася («Таланты и поклонники» А.Н. Островского), Стёпа и Бублик («Платон Кречет» А.Е. Корнейчука), Греков («Враги» М. Горького), Рябинин («Достигаев и другие» М. Горького), Федотик («Три сестры» А.П. Чехова), Веретенников («Офицер флота» А.А. Крона), шофёр Минутка («Победители» Б.Ф. Чирскова), Ванин («Дни и ночи» К.М. Симонова) и другие. В кино Дорохин ярко о себе заявил в фильме Юлия Райзмана «Последняя ночь» в роли Петра Захаркина, одного из лидеров рабочего восстания в Москве. Эта работа принесла актёру широкую известность и Сталинскую премию II степени. За ней последовал ряд интересных образов людей из народа и военных, воплощённых Дорохиным с большой искренностью и теплотой. Среди них: партизан Андрей («Волочаевские дни», режиссёры Братья Васильевы), пекарь Осип Шатунов («Мои университеты», режиссёр Марк Донской), авиаконструктор Кочин («Ошибка инженера Кочина», режиссёр Александр Мачерет), первопечатник Иван Фёдоров в одноимённом фильме Григория Левкоева, рядовой Сизов («Малахов курган», режиссёры Иосиф Хейфиц и Александр Зархи) и другие.
Николай Дорохин и Софья Пилявская поженились в 1933 году, прожили вместе двадцать лет, до момента кончины актёра. Семейная жизнь этой четы была непростой, проходила в дни тяжёлых политических событий в стране. Когда в 1937 году был арестован отец Софьи Станиславовны, Николай Иванович заработал свой первый инфаркт. Тогда он оправился, но сердце актёра с тех пор постоянно давало сбой. В начале 1950-х, чтобы не подвергать его нагрузкам, врачи запретили Николаю Ивановичу сниматься и пытались оградить от активной работы в театре. Но Дорохин не мог ограничиться созерцанием творческого процесса со стороны. В начале сезона 1953/1954 годов он принял на себя обязанности заведующего труппой и начал репетировать роль солдата в «Залпе “Авроры”» М.В. Большинцова и М.Э. Чиаурели в постановке Михаила Кедрова, однако успел выйти на сцену в этом образе всего один раз – 30 декабря 1953 года. По традиции, на следующий день, около двенадцати часов вечера вместе с женой Софьей Пилявской он отправился для встречи нового года к Ольге Леонардовне Книппер-Чеховой. Едва переступив порог её квартиры, Николай Иванович почувствовал себя плохо, упал и вскоре умер. 4 января 1954 года его похоронили на Новодевичьем кладбище. Софья Пилявская больше никогда не выходила замуж, свято хранила память о муже.
Фильмы и роли:
1925: «Сигнал» (эп.); 1936: «Последняя ночь» (Петр Захаркин); 1937: «Волочаевские дни» (Андрей), «На Дальнем Востоке» (Лубенцов); 1939: «Комендант птичьего острова» (командир катера «Смелый»), «Мои университеты» (Осип Шатунов), «Ошибка инженера Кочина» (Кочин); 1941: «Первопечатник Иван Федоров», к/м (Иван Федоров); 1944: «Малахов курган» (Сизов), «Морской батальон» (Курский); 1947: «Сельская учительница» (Стрекопытов); 1948: «Драгоценные зерна» (Бережной); 1949: «Сталинградская битва» (Н.С. Хрущёв).
Источник
Она оставалась красивой до глубокой старости. Утонченность, интеллигентность, аристократизм и какая-то кажущаяся несовременность стали визитной карточкой Софьи Пилявской и одновременно её наказанием. Как жаль, что на сцене она не смогла сыграть все, на что был способен её талант, а наше кино потеряло и того больше — Пилявскую снимали непростительно мало.
Софью сложно было представить в востребованных в её молодости ролях передовиц производства, крестьянок или бесстрашных комсомолок на фронте. Её красота была вне времени, а сердце навсегда осталось в том МХАТе, где она начинала, и так и не смогла привыкнуть к новой реальности.
Пилявская застала всех корифеев в здравии и на сцене: Константина Станиславского, Ивана Москвина, Василия Качалова, Ольгу Книппер-Чехову, с которой близко дружила и на пороге дома которой в новогоднюю ночь 1954 года произошло событие, навсегда разделившее жизнь Софьи на до и после…
Софья Пилявская в фильме «Покровские ворота» (1982) и в молодости
Детство Софьи Пилявской и первая встреча со Станиславским
У Пилявской польские корни со стороны обоих родителей. Она была крещена в католической церкви и носила по традиции тройное имя — Софья Аделаида Антуанетта. В доме говорили только на родном языке, иногда на французском, а вот на русский переходили только за его пределами. Из-за этого у юной Зоси (так Софью называли в семье) был сильный акцент, который в будущем не позволил ей с первого раза стать студенткой театрального.
Отец Станислав Пилявский был дворянином, однако в начале 20 века впечатлился идеями большевизма, за что был отправлен в ссылку в Красноярск, где и родилась Софья. Позже её родители разошлись, и в 1917 году Станислав отбыл в Петроград уже с другой женщиной. Он сыграл одну из ключевых ролей в революции и вплоть до 1937 года занимал в правительстве высокий чин.
Софья Пилявская в детстве и юности
После революции вся семья уже жила в Москве. Софья с матерью и братом — в коммуналке, которую они делили с актерами МХАТа, а отец с новой семьей — в положенной ему по статусу четырехкомнатной квартире с видом на Кремль. Пилявская всю жизнь была благодарна за то, что родители оградили их от семейных драм и с уважением относились друг к другу даже после развода.
Однажды в их коммуналку заглянул сам Константин Станиславский — пришел к соседям в гости. Так состоялось первое знакомство 9-летней Зоси и её будущего учителя. Через пару лет она была уже полностью во власти МХАТ, где пересмотрела все спектакли, часто в ущерб учебе.
Впервые Пилявская вышла на сцену еще в школе, а к её окончанию уже понимала, что в её жизни будет только МХАТ и ничего больше. Тем не менее, Пилявская чуть не распрощалась с мечтой, когда пыталась попасть в класс к Зинаиде Сергеевне Соколовой, родной сестре Станиславского, услышав от нее свой приговор:
Милая барышня… Должна вас огорчить. Сильный польский акцент почти не исправим, и на русской сцене вам вряд ли удастся быть.
Молодые актеры МХАТ Борис Ливанов и Софья Пилявская
Зося тогда категорически запретила своим домашним говорить в её присутствии на польском. Особенно сложно это давалось её матери, которая и думала-то на родном языке и только потом переводила на русский. Пилявская занималась часами, днями, месяцами… и поборола свой акцент! Соколова была удивлена и, посовещавшись со Станиславским, сделала её своей студенткой.
Отцу Софья об этом рассказала только после первого занятия. К сожалению, недолго ему оставалось радоваться успехам дочери.
Софья Пилявская и Николай Дорохин
Наверное, Пилявская смогла бы сделать счастливым любого мужчину одним лишь своим нахождением рядом с ним. Однако она хранила верность только двум — собственному мужу актеру Николаю Дорохину и… театру.
Гастроли МХАТ, 30-е годы. Софья Пилявская и Николай Дорохин сидят по центру фото
Познакомились они с Дорохиным во МХАТе, поженились, через какое-то время получили отдельную квартиру, в которую пришел знакомиться с зятем отец Софьи. Однако Николай был на съемках и так сложилось, что больше они с ним так и не свиделись.
Когда через несколько дней молодые супруги сами пришли к отцу, квартира была опечатана, а его самого забрали на Лубянку. «Десять лет без права переписки» — так звучал приговор, лишь спустя много лет Пилявская узнала, что отца давно нет в живых.
Софья стала «дочерью врага народа», а Дорохин — его зятем. Их затаскали по кабинетам и тогда у 33-летнего мужчины случился первый инфаркт. Пилявская сама была на волоске от гибели, в театре её заставили написать заявление «по собственному желанию», однако Станиславский отказался его подписывать. Он спас тогда свою ученицу.
Однако сама она жила с чувством, что предала его. Через какое-то время Станиславский сильно заболел и ждал молодых актеров дома — хотел быть по-прежнему в работе, передавать опыт. На последней встрече взял с Софьи обещание, что она придет снова. И она не пришла… К нему тогда уже практически никого не пускали.
Софья Пилявская и Николай Дорохин
Овдовела Софья очень рано — в свои 42. Случилось это в новогоднюю ночь на пороге квартиры Ольги Книппер-Чеховой, куда они с мужем были приглашены встречать праздник. У Дорохина, как известно, было слабое сердце. На входе он неудачно поскользнулся и ударился головой, через несколько часов его не стало.
На 46 лет пережила Пилявская своего мужа. Каждый следующий Новый год она ставила елочку и встречала его в полном одиночестве. Замуж она больше не вышла, хотя еще долго привлекала внимание мужчин. Софья посвятила себя полностью театру, хотя пережила в нем разные времена и отсутствие ролей — тоже.
Она бы могла обратиться за помощью к своей старшей подруге Ольге Книппер-Чеховой, но они были, как ни странно, слишком близки, чтобы та замолвила за нее словечко. В старом МХАТе для уважающих себя актеров такие протекции были просто немыслимы. А через несколько лет не стало и Чеховой… Она прожила очень долгую жизнь, в самом конце говорила фразу, истинный смысл которой Софья поняла только, когда сама была в её возрасте:
Мне стыдно жить. Все ушли, одна я для чего-то живу…
Последние годы жизни Софьи Пилявской
МХАТ остался единственной любовью Софьи. Она появилась в нем тогда, когда вокруг были просто гении. Они стали уходить один за другим, а каждое новое поколение Пилявская уже понимала и принимала все сложнее. Как и «старики» она по-прежнему приходила за два часа до спектакля, чтобы подготовиться и пропитаться атмосферой театра. Молодежь же ей казалось, что делает все небрежно, на бегу…
Когда МХАТ разделился на два театра, Пилявская словно не замечала этого. Он так и остался для нее един. Она работала с Ефремовым (и позже перешла под его руководство в МХТ имени Чехова). Поначалу режиссер не знал, что с ней делать, но потом у них сложился прекрасный тандем и у Софьи наконец-то снова появились интересные роли.
В возрасте 70 лет она сыграла тетю Костика в фильме «Покровские ворота» и это, пожалуй, самая известная её роль в кино. Молодое поколение тогда открыло для себя актрису Пилявскую и потянулось в театр.
Софья Пилявская и ее «Грустная книга»
И все же к молодежи Софья была добра и воспитала огромное количество учеников, которые впоследствии сами стали звездами советской сцены и кино — Вячеслав Невинный, Альберт Филозов, Анатолий Ромашин, Алла Покровская… Уже под их руководством выросла целая плеяда современных актеров.
Кстати, многие студенты называли Пилявскую просто Зосей. Она была очень душевным человеком, часто приглашала их к себе в гости. В квартире на стене висел большой портрет её мужа Николая Дорохина, о нем она говорила всегда много и с удовольствием.
В конце жизни Софья издала мемуары, которые называются просто «Грустная книга». Она жила со своей домработницей, которую считала членом семьи. Пилявская оставила завещание, где не забыла никого и каждый, кто был рядом, получил от нее что-то на память.
Не стало великой актрисы в январе 2000 года. Тогда она и воссоединилась с теми, кого ей так не хватало на этом свете.
Читайте также:
Блестящие театральные актрисы, которых непростительно мало снимали в кино
Источник