Николай крюков актер личная жизнь дети

Популярный советский актер 60-70 годов, получивший известность ролями решительных, но в основном молчаливых и мужественных людей, Николай Крюков сыграл во множестве фильмов, посвященных войне, позже стал играть в основном иностранцев. Судьба самого актера изощреннее любого приключенческого романа. В годы войны он играл на оккупированной немцами территории, потом во Франции, после чего ему удалось вернуться в Советский Союз.
Ранние годы
Родился Николай Крюков 8 июля 1915 года в небольшом селе Замытье Тверской губернии. После окончания средней школы некоторое время работал на ленинградском заводе “Севкабель”. В 30-е годы молодой рабочий серьезно увлекся театром и начал заниматься в заводской самодеятельной студии. Актера-любителя заметили, и он был принят на обучение в театральную студию Ленинградского Большого драматического театра, которую окончил в 1935 году.
Со следующего года начал служить в театре-студии, которой руководил режиссер и драматург С. Э. Радлов, бывший Молодой театр, а в настоящее время Театр имени Ленсовета. После первых ролей его признала ленинградская публика, вскоре он стал одним из ведущих актеров труппы. В 1938 году ему досталась небольшая роль в картине “Морской пост”. В 1940 году получил работу в фильме “Политрук Колыванов”, которая не была завершена, из-за того, что сценарий посчитало плохим Управление пропаганды и агитации. Однако актер Николай Крюков всегда упоминал эту работу в своей творческой биографии. И вскоре началась война.
В блокадном Ленинграде
Немцы подступали к городу, театр перешел на военное положение, труппу разделили на фронтовые бригады. Актеры выступали с патриотическими песнями и стихами на сборных пунктах, боевых кораблях и перед работниками тыла, на рытье противотанковых рвов. После выездных концертов все спешили вернуться в театр на репетиции спектакля “Эмилия Галотти”, премьера которого была запланирована на 17 октября 1941 года. А вначале октября актер Николай Крюков был занят в спектакле “Свадебное путешествие” драматурга Дыховичного. В нем он играл роль Кости.
На премьере драмы Лесинга, состоявшейся по плану, всем запомнилась игра Николая Крюкова в роли принца Гонзаго. Вместе со всеми переживая тяжелое время, актеры пытались развлечь своей игрой жителей, которые даже в это непростое военное время заполняли театральный зал.
В декабре 1941 года актер в последний раз вышел на сцену в блокадном городе. Жизнерадостного Костю играл, уже потеряв силы от голода, после этого его отправили в больницу. В январе спектакли прекратились, не было ни электричества, ни тепла, актеры были истощены. В феврале труппу театра эвакуировали, самого еле двигающегося Крюкова привезли на санках на Финляндский вокзал.
В эвакуации
В марте 1942 года театр приехал в Пятигорск, уже через два месяца состоялась первая премьера на новом месте. Всеобщие симпатии вызвала игра Николая, к этому времени он уже немного оправился и окреп. Летом режиссер возобновил пьесы “Идеальный муж” и “Гамлет”, собиравшие полные залы. Фронт быстро приближался, однако театр не эвакуировали, городские власти не хотели паники. Только 8 августа часть труппы отправили на попутных машинах в Нальчик.
На следующий день Николай Крюков вместе с коллегами ждал машины возле служебного входа в театр, когда в город ворвались немецкие части. Главный режиссер театра Сергей Радлов предложил всем вернуться в общежитие и постараться вести себя спокойно.
В оккупации
При учете населения, оккупационные немецкие власти обнаружили актеров двух театров – радловского и оперетты и приказали начать работать. Они тянули сколько могли, отговариваясь неполным составом труппы. Потом начали давать спектакли, ходили в основном местные жители, немцев спектакли на русском языке интересовали мало. Вскоре Николай Крюков играл привычные роли в “Бесприданнице” и “Идеальном муже”. Затем получил главную роль в Гамлете. Красная армия уже была очень близко и все надеялись на скорое освобождение.
Однако немцы в октябре 1943 года вывезли театр в Берлин. В это время город бомбили союзники, труппа разделилась. Одни ушли на север Франции, другие – на юг (к ней примкнул и Крюков). Они добрались до небольшого городка Ла Фоссет. Выступали перед местными жителями и в лагерях советских военнопленных.
После освобождения союзниками Франции работали в Марселе, потом в Париже, откуда советское командование отправило остатки труппы в Москву. Режиссер Радлов с женой был осужден за сотрудничество с оккупантами.
Возвращение домой
Ему удалось избежать тюремного заключения, но более 10 лет его не пускали в столичные театры. Он успел поработать в театрах Твери, Тбилиси и Ростова-на-Дону. В эти годы скитаний личная жизнь у Николая Крюкова не складывалась. В 1956 году Радлов, которого освободили в 1953 году, пригласил его поработать в Риге. Его начали приглашать в кино, на небольшие роли: картины “Корабли штурмуют бастионы” (1953 год) и “Необыкновенное лето” (1957 год). За два года работы в латвийской столице стал востребованным и популярным актером.
В 1958 после смерти режиссера возвращается в родной город, где поступает на работу на “Ленфильм”. В 43 года ему фактически пришлось начать актерскую карьеру заново. Он сыграл более сотни разноплановых ролей, в основном эпизодических. Во многих фильмах Николай Крюков играл советских командиров, милиционеров и летчиков. Зрителям запомнились его герои-иностранцы: английский офицер Себастьян Моран («Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», 1980 год), шведский адмирал (“Россия молодая”, 1982 год), английский адмирал (“Левша”, 1986 год).
Последние годы
Возможно, работа в театре на оккупированной территории сказалась, потому что только в 1991 году популярному советскому актеру, сыгравшему множество запоминающихся ролей, было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.
О личной жизни актера Николая Крюкова известно немного. В 1960 году он второй раз женился на актрисе “Ленфильма” Гуровой Лилии Ивановне (урожденной Лии Ионовне Гуровой). Имя и отчество ей изменили во время немецкой оккупации, чтобы уберечь от расправы. Познакомились они на озвучивании фильма и прожили вместе 33 года, до самой смерти актера.
Умер Николай Николаевич Крюков 17 апреля 1993 года. Его похоронили на Серафимовском кладбище Петербурга, на скромном памятнике только одна надпись: “Истинно народный”.
Источник
Можно вспомнить множество актеров, которые были достойны играть главные роли, и не только из-за красивой внешности, а прежде всего из-за таланта. Об одном таком артисте сегодня и пойдет речь, это Николай Крюков. Часто его путают с Николаем Крючковым, фамилии благозвучные, да и в зрелом возрасте они были чем-то похожи внешне.
Николай Крюков
Расцвет карьеры Николая Крюкова пришелся на послесталинское время. Он много снимался в фильмах, были интересные роли, запоминающиеся, и среди них только несколько главных. Почему? Непонятно, вот честное слово – непонятно.
У актера были шикарные внешние данные, волевое, суховатое лицо, широкие скулы, пронзительный, спокойный взгляд. Он мог играть любой типаж – начиная от мужика и заканчивая истинным дворянином. Режиссеры постоянно приглашали на роли: белогвардейцев, адмиралов, шпионов, полковников и т.д.
Николай Крюков в спектакле “Гамлет”
Жизненный путь, который суждено было пройти Николаю Крюкову, наверное, затмит любой фильм, в котором когда-либо играл артист.
Перед войной, 25-ти летний Николай, служил в театре и уже имел успех. Снялся в двух картинах «Морской пост» и «Четвертый перископ». В театре прошла премьера «Идеального мужа», где Николай сыграл дворецкого. Планов у юноши было много, и все рухнуло в один миг – 22 июня 1941 года. Началась война…
Николай Николаевич остался в блокадном Ленинграде, в театре продолжали давать спектакли. Холод сковывал движения, артист сидел в гримерке, и думал о том, как ему играть веселого аспиранта Костю из комедии «Свадебное путешествие»? Голод превратил его в тень, кружилась голова, подняться не было сил. Но ведь его ждут зрители в зале! Коллеги, с обеих сторон подхватили артиста, и помогли добраться до сцены. Отыграв спектакль, Николай рухнул за кулисами на стол.
Николай Крюков в фильме «Необыкновенное лето» (1956)
В марте 42-го театр начали эвакуировать, Николая привезли из больницы на вокзал. Через месяц артист ощутил, как силы к нему возвращаются, он смог самостоятельно опять ходить. То, что он не умер от голода, было настоящим чудом. В Пятигорске театр возобновил работу, боялись только одного – фашисты все ближе подступали к городу. Местные власти не спешили эвакуировать население, боялись паники.
В августе артистов пообещали увести в Нальчик. Все сидели на ступеньках театра и ждали грузовик. Из-за поворота показались мотоциклисты. Немцы… Первым взял себя в руки режиссер Сергей Радлов. Попросил артистов вернуться в общежитие и сохранять спокойствие. Театр жил своей жизнью до января месяца, а потом немцы решили поделить труппу, и отправить их к раненным гитлеровцам, перед которыми нужно было петь и плясать. Режиссер не мог этого допустить, пошел с оккупантами договариваться.
Николай Крюков, главная роль в фильме Дочь Стратиона” (1964)
В феврале немцы начали отступать, всех артистов загнали в вагон и отправили в Радлов, а через полгода увезли в Берлин. В Германии было не до сцены, постоянные бомбежки, пожары, раненные, голод, страх… Крюкову удалось добраться до Франции вместе с режиссером и его женой. Некоторое время играли в местном театре, а после освобождения Парижа, вернулись на родину. Вместо радости, был приговор – 10 лет каторжных работ. Обвинили в сотрудничестве с врагами. Дело пересмотрели и приговор отменили, но артист не мог работать в крупных городах. Скитания продолжались десять лет и только в 57 году он вернулся в Ленинград.
Начинать карьеру в сорок три года было очень нелегко. Первый раз после войны Николай снялся в картине «Необыкновенное лето». А через год в «Последнем дюйме» сыграл летчика. В течении пятидесяти лет актером было сыграно около 100 ролей, самыми популярными были: коммунист в «Бронзовой птице», морской офицер «Земля Санникова», Иен Кейпл «Смерть под парусами», лесник «В зоне особого внимания», Прохорович «Петровка, 38», Ефимов «Долгая дорога в дюнах», полковник Моран «Приключение Шерлока Холмса и доктора Ватсона», шведский адмирал Ярл Юленшерна «Россия молодая» и др.
Николай Крюков в фильме «Земля Санникова» (1973)
Почти все роли второго плана, но артист смог показать свое мастерство, запомнился зрителям даже в небольших эпизодах. И, всё-таки, немецкий плен оставил темное пятно в биографии Николая Крюкова. Заслуженного артиста РСФСР он получил только в 1991 году.
О личной жизни артиста известно не много. Дважды был женат, вторая жена Лилия Гурова. Они поженились в 1960 году и прожили, как говорили в русских сказках – 33 года. Последнее время Николай Николаевич был очень востребован. За три года до смерти сыграл в десяти картинах.
Николай Крюков в фильме «Долгая дорога в дюнах» (1980)
Умер Николай Крюков на 78-м году жизни – 17 апреля 1993 года. На постаменте артиста выбита короткая, но очень правильная надпись: «Истинно народный!»
Понравилась статья? Поддержи автора, нажми палец вверх и, что бы не пропустить следующую, подпишись на канал или на страницу в своей социальной сети: Facebook, Вконтакте, Twitter, Одноклассники. Мы будем встречаться чаще 🙂
Источник
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 августа 2019; проверки требуют 8 правок.
Никола́й Никола́евич Крю́ков (25 июня [8 июля] 1915, Замытье, Тверская губерния — 17 апреля 1993, Санкт-Петербург) — русский советский актёр театра и кино, Заслуженный артист РСФСР (1991)[1].
Биография[править | править код]
Николай Николаевич Крюков родился 25 июня (8 июля) 1915 года в селе Замытье Тверской губернии. После окончания средней школы устроился рабочим на ленинградский завод «Севкабель». Всерьёз увлёкся театром, занимался в самодеятельной студии при заводе, а затем был принят в театральную студию Ленинградского Большого драматического театра (БДТ).
Студию БДТ окончил в 1935 году. Профессиональную актерскую деятельность начал в 1936 году, поступив в театр-студию под руководством режиссёра и драматурга С. Э. Радлова (бывший Молодой театр, с 3 мая 1939 года — Театр имени Ленинградского Совета).
Исполнил заглавную роль в пьесе А. Морова «Карьера Дызмы» по роману Тадеуша Доленги-Мостовича «Карьера Никодима Дызмы» (реж. В. Иогельсен). Критик отмечал: «Роль современного Растиньяка, сильной личности и карьериста Никодима Дызмы играл Николай Крюков и обнаружил интересные данные героя-любовника с отрицательной окраской»[2]. Следующая заметная роль Н. Крюкова — Лаэрт в «Гамлете» (1938)[3]. В том же году впервые сыграл и в кино — небольшую роль в фильме Владимира Гончукова «Морской пост». Ленинградская критика благосклонно приняла молодого актёра. В статье «Режиссёр об учениках»[4] Сергей Радлов связывал свои надежды и с представителями «младшего поколения театра» Н. Крюковым и другими молодыми актёрами.
Н. Крюков в роли Лаэрта («Гамлет», 1938)
В ноябре 1940 состоялась премьера «Идеального мужа» Оскара Уайльда с Н. Крюковым в роли дворецкого Фиппса[5].
Блокадный театр[править | править код]
В 1940 году Н. Крюков начал сниматься в фильме «Политрук Колыванов» режиссера Арманда, но эта картина не была завершена, так как сценарий был признан некачественным Управлением пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) [6]. Началась война. Он вспоминал: «Нас разбили на фронтовые бригады. Театр перешёл на военизированное положение. Мы оставались в театре всё время … Бригады выезжали на фронт, на корабли, на сборные пункты и на рытьё противотанковых рвов». (Крюков Н. Рукопись. Цит. по[7], с. 230). 12 октября 1941 года театр показал комедию «Свадебное путешествие» В.А. Дыховичного, в роли Кости — Н. Крюков. Через неделю, 17 октября, состоялась премьера драмы Лессинга «Эмилия Галотти», в которой Крюков играл роль принца Гектора Гонзаго. Переживая все тяготы блокады, актёры как могли выполняли свой профессиональный долг перед жителями города, даже в это тяжёлое время заполнявшими зал.
Последний раз Крюков вышел на сцену в блокадном Ленинграде 21 декабря 1941 года — роль жизнерадостного Кости он играл потерявшим силы от дистрофии. Актёра пришлось отправить в лечебный стационар.
В конце января продолжать работу стало невозможно. Не было электричества, актёры уже не могли работать от голода и холода. В феврале было принято решение об эвакуации театра. «Меня привезли на Финляндский вокзал на финских санях, я еле двигался» — рассказывал в своих записках Крюков (Крюков Н. Рукопись. Цит. по[7], с. 238).
В начале марта театр эвакуировали в Пятигорск. Первый спектакль состоялся 30 апреля 1942 года — показали «Свадебное путешествие». «Искренние симпатии вызывает мягкий, застенчивый Костя в исполнении артиста Крюкова»[8]. В июне Радлов возобновил «Идеального мужа»[9], 6 августа состоялась премьера «Гамлета».
Фронт был уже совсем близко, но театр оставался в городе — местные власти опасались паники, если театр эвакуируют. Только в ночь на 8-е августа часть актёров, в основном семейных, отправили в Нальчик на попутных военных машинах, а уже 9-го утром в город вошли немцы. Не успевшие эвакуироваться актёры вместе со своим режиссёром С. Э. Радловым и его женой, заведующей литературной частью театра и переводчицей А. Д. Радловой, оказались в оккупации.
В оккупации[править | править код]
Вскоре при регистрации населения немецкие власти обнаружили оставшихся актёров радловского театра и работавшего в городе одновременно с ним театра оперетты. Крюков вспоминал: «Был приказ о работе. Мы, сколько могли, тянули: отговаривались тем, что состав труппы неполный — нужно время для восстановления спектаклей, многих исполнителей не хватало и т. п. Но и это не могло продолжаться вечно. Были приняты кое-кто из случайно оставшихся актёров, кое-кто пришёл к нам из состава оперетты. И начали работать…».(Крюков Н. Рукопись. Цит. по[7], с. 246).
Первым открылся театр оперетты под руководством 75-летнего актёра и режиссёра Ф. И. Кремлёвского (фон Эльтермана). Театр Радлова немцы посещали редко — русская драма, да ещё на русском языке их интересовала мало. Зрителями, по большей части, было местное население, так тепло ещё совсем недавно принявшее ленинградцев. Н. Крюков играл прежние роли в восстановленных спектаклях — «Бесприданнице», «Идеальном муже». В конце 1942 года Радлов восстановил «Гамлета» с Крюковым в заглавной роли вместо успевшего эвакуироваться Б. Смирнова.
В своих воспоминаниях Н. Крюков писал: «Население ходило к нам в театр, и спектакли — мы это видели — много значили и для зрителей, и для нас. В атмосфере спектакля мы сильнее ощущали временность оккупации, не теряли веры в нашу победу» (Крюков Н. Рукопись. Цит. по[7], с. 251). Красная Армия вела бои не так далеко и все надеялись на скорейшее освобождение. В январе 1943 года район КавМинВод был освобождён, но перед своим отходом из Пятигорска немцы под конвоем отправили актёров в Запорожье. Здесь «Петроградский театр под руководством Радлова» — так теперь назывался коллектив — работал до октября. Фронт приближался. Покидая Запорожье, немцы вывезли актёров в Берлин. Здесь было уже не до работы: бомбёжки союзников, город горел. Труппа распалась. Одни решили уходить на север Франции, другие — Радловы Сергей и Анна, Н. Крюков, Т. Якобсон, Н. Трофимов и др. — добрались до городка Ла Фоссет на юге. Чтобы как-то прожить, выступали перед жителями и в лагерях для русских военнопленных. После освобождения Франции союзниками работали в Марселе, где встретились с представителями советского командования. В январе 1945 перебрались в Париж, откуда вскоре Радловых, а затем и оставшихся актёров отправили в Москву, где они были осуждены «за измену родине и сотрудничество с оккупантами». Анна Радлова скончалась в заключении в 1949, Сергей Радлов вышел на свободу в 1953 и был реабилитирован в 1957 году.
Послевоенные годы[править | править код]
Николай Крюков избежал серьёзных репрессий, но, как и других актёров радловского театра, его не брали ни в один московский или ленинградский театр. Работал в провинциальных театрах — в Тбилиси, Твери, Ростове-на-Дону, пока, наконец, не был принят в ленинградский театр, размещавшийся в здании «Пассажа» (том самом, где с 1936 по 1942 год работал радловский театр) и позже названный именем В. Ф. Комиссаржевской. В эти же годы сыграл эпизодические роли в фильмах «Корабли штурмуют бастионы» (1953) и «Необыкновенное лето» (1957).
В 1956 году Н. Крюков принял приглашение Радлова и приехал в Ригу. В рижском театре был введён на роль Кента в «Короле Лире», играл Гамлета и Лаэрта в «Гамлете», Тибальда в «Ромео и Джульете», Макдуфа в «Макбете», Власа в «Дачниках» и Скроботова во «Врагах» Горького, Передышкина в комедии В. Катаева «Это было в Конске», Мотылькова в «Славе» Гусева и др.
В 1958 году после смерти С. Радлова Н. Крюков вернулся в Ленинград и был принят актёром на киностудию «Ленфильм». Здесь, в 43 года, началась вторая половина его творческой жизни — в кинематографе, гораздо более известная, чем первая. Началась более чем успешно — с роли лётчика Бена Энсли в фильме «Последний дюйм» по одноименному рассказу Джеймса Олдриджа. Фильм принёс ему широкую известность и премию Всесоюзного кинофестиваля за лучшую мужскую роль года. В 60-х годах Н. Крюков сыграл в 30 фильмах, среди которых «Им было девятнадцать» (1960), «Дочь Стратиона» (1964), «Акваланги на дне» (1965), «По тонкому льду» (1966), «Туманность Андромеды» (1967), «Ошибка Оноре де Бальзака» (1968). В 70-х в его творческом активе также около 30 ролей, из которых особенно запомнились «Бронзовая птица» (1974), «Смерть под парусом» (1976), «В зоне особого внимания» (1977). В 1980-е годы с его участием вышли фильмы «Петровка, 38» (1980), «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (2 серии, 1980), «Россия молодая» и «Остров сокровищ» (оба в 1982), «Хлеб — имя существительное» (1988). С 1990 по 1992 гг., когда ему было уже за 75, Н. Крюков снялся 10 фильмах: «Палач» (1990), «Белые одежды» (1992), «22 июня, ровно в 4 часа» (1992) и др. У него было не много главных ролей, но благодаря характерной внешности, мастерству перевоплощения и убедительности создаваемые им образы легко и надолго запоминались даже в небольших эпизодах. И, тем не менее, «тёмное пятно» в биографии, связанное с работой в немецком плену, видимо, сказалось в том, что лишь в 1991 году известный советский актёр, сыгравший около ста ролей в театре и кино, получил звание заслуженного артиста РСФСР.
В 1960 году Н. Крюков женился (второй брак) на Гуровой Лилии Ивановне (Лии Ионовне Гуровой), актрисе «Ленфильма», с которой прожил 33 года, вплоть до конца своей жизни.
Николай Николаевич Крюков скончался 17 апреля 1993 года. Похоронен на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге. На скромном постаменте выбита надпись «Истинно народный».
Фильмография[править | править код]
- 1938 — Морской пост
- 1939 — Четвёртый перископ — матрос, (нет в титрах)
- 1953 — Корабли штурмуют бастионы — эпизод, (нет в титрах)
- 1957 — Необыкновенное лето — председатель «революционной военной тройки», (нет в титрах)
- 1958 — Последний дюйм — лётчик Бен Эсли, (озвучил Юрий Толубеев)
- 1960 — Им было девятнадцать — подполковник-замполит Семён Трофимович Лепко
- 1960 — Крепость на колёсах — Вальтер фон Лютвиц
- 1960 — Обыкновенная история — Гаргантон
- 1960 — Сильнее урагана — капитан Белоус
- 1960 — Кроткая — полковник
- 1961 — Поднятая целина — Тит Бородин
- 1962 — Закон Антарктиды — барон де Жеверен
- 1962 — Порожний рейс — лётчик Волков, (нет в титрах)
- 1963 — Мандат — атаман банды, батька Хмель
- 1963 — Трое суток после бессмертия — Захар Петрович Прохоров
- 1963 — Улица Ньютона, дом 1 — Растегаев, председатель рыболовецкого колхоза
- 1964 — Дочь Стратиона — Иван Тимофеевич Стратион, командир партизанского отряда
- 1964 — Космический сплав — Григорий Петрович
- 1965 — Акваланги на дне — полковник погранвойск
- 1965 — Двадцать шесть бакинских комиссаров — английский консул
- 1965 — Над нами Южный Крест — Николай Петрович, директор судоремонтного завода
- 1965 — Чистые пруды — майор Лев Матвеевич Ржанов, начальник военной типографии
- 1965 — Хочу верить — Семчук Семён Григорьевич, бывший подпольщик
- 1965 — Проверено — мин нет
- 1966 — Два года над пропастью — Симонов, Дмитрий Иванович Соболев
- 1966 — На диком бреге — Иннокентий Седых
- 1966 — По тонкому льду — немецкий шпион полковник Дункель, он же господин Фидлер, он же диверсант Угрюмый
- 1967 — Туманность Андромеды (часть 1 «Пленники железной звезды») — Эрг Ноор
- 1967 — Полуденный паром — Алёшин, капитан ВВС
- 1967 — Сильные духом — генерал разведцентра
- 1967 — Запомним этот день — офицер
- 1968 — Ошибка Оноре де Бальзака — Виктор Гюго
- 1968 — Один шанс из тысячи — Двигубский
- 1968 — Испытание (короткометражный) — шеф
- 1969 — Её имя — Весна — главврач, майор
- 1969 — Король гор и другие — Иван
- 1969 — Та самая ночь — Стожар
- 1969 — Ночь перед рассветом — полковник
- 1970 — Баллада о Беринге и его друзьях — Фёдор Матвеевич Апраксин
- 1970 — И был вечер, и было утро… — офицер
- 1970 — Крушение империи — генерал Хабалов
- 1970 — Три года — Григорий Николаевич Панауров, муж Нины
- 1970 — Посланники вечности — Николай Ильич Подвойский
- 1971 — Город под липами — комиссар Мешков
- 1971 — Разрешите взлет! — пассажир самолёта, (нет в титрах)
- 1971 — Пропажа свидетеля — следователь Юрий Степанович
- 1971 — Красный дипломат. Страницы жизни Леонида Красина — англичанин
- 1972 — Длинная дорога в короткий день — новосибирский ученый
- 1972 — Идущие за горизонт — тренер, Иван Никодимыч Шульманов
- 1973 — Земля Санникова — морской офицер
- 1973 — Облака — лётчик, (в титрах – И.Крюков)
- 1973 — Умные вещи — хозяин «умных вещей»
- 1973 — А вы любили когда-нибудь? — дедушка, Герой Советского Союза, “Полтора Ивана” с двумя внуками
- 1974 — Бронзовая птица — кубинский коммунист
- 1973 — Парашюты на деревьях — Август Шиллят, лесничий
- 1973 — Старые стены — отдыхающий, съёмки групповой фотографии, (нет в титрах)
- 1974 — В то далёкое лето… — Рудольф
- 1974 — Если хочешь быть счастливым — член советской делегации на испытаниях вертолёта
- 1975 — Это было в Межгорье — Синявин
- 1975 — Одиннадцать надежд — Константин Лапшин, тренер «Ракеты»
- 1976 — Смерть под парусом — Иен Кейпл, (озвучил – Виктор Рождественский)
- 1977 — Нос — чиновник
- 1977 — Ждите меня, острова! — эпизод
- 1978 — В зоне особого внимания — старый лесник
- 1978 — Мятежный «Орионъ» — лорд Эльфтон, английский адмирал
- 1978 — Шествие золотых зверей — Степан Митрофанович Проворов, директор музея
- 1979 — Акванавты — Командор
- 1979 — Незнакомка — Старик / дядя Нины, посетитель трактира
- 1980 — Петровка, 38 — Аверьян Прохорович («Прохор»)
- 1980 — Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона — полковник Себастьян Моран
- 1981 — Девушка и Гранд — Иван Никонович, директор ипподрома
- 1981 — Сказку эту поведаю теперь я свету… — Финн
- 1981 — Две строчки мелким шрифтом — товарищ Кирилл, социалист в летнем кафе в Германии
- 1981 — Долгая дорога в дюнах — Пётр Никодимыч Ефимов
- 1981 — 20 декабря — генерал Каледин
- 1981 — Остров сокровищ — пират Том Морган
- 1982 — Формула памяти — старик пришедший отдать в НИИ свою память
- 1982 — Пространство для маневра — член комиссии на защите диссертации
- 1982 — Россия молодая — шведский адмирал Ярл Юленшерна
- 1983 — Волчья яма — Николай Афанасьевич Тимофеев, генерал милиции
- 1983 — Семь часов до гибели — врач
- 1983 — Жизнь Берлиоза — король Ганновера
- 1983 — Анна Павлова — эпизод, (нет в титрах)
- 1984 — Деревья на асфальте — Никита Семёнович Горецкий, вдовец, во время войны был партизаном, живет в пансионате для ветеранов войны
- 1985 — Поклонись до земли — ветеран
- 1985 — Гум-Гам — академик
- 1985 — Софья Ковалевская — генерал Корвин-Круковский, отец Софьи, (в тирах 1-й серии – И.Крюков)
- 1986 — Левша — одноглазый аглицкий адмирал
- 1987 — Серебряные струны — камергер двора Его Величества, Филиппов
- 1987 — Сабля без ножен — Степан Иванович Чалый, генерал армии
- 1987 — На исходе ночи — пассажир немецкого судна
- 1988 — Хлеб — имя существительное — отец Ивана Полетаева
- 1989 — Этюды о Врубеле — отец Михаила Врубеля
- 1989 — Несрочная весна — Лукьян Степаныч
- 1989 — Процесс — эпизод
- 1990 — Адвокат (Убийство на Монастырских прудах) — эпизод
- 1990 — Палач — дедушка Ольги
- 1991 — Циники — продавец книжного магазина
- 1991 — Прости нас, мачеха Россия — Иван Иванович Рожнов, старый большевик
- 1991 — Год хорошего ребёнка — шеф Интерпола
- 1992 — Белые одежды — Стефан Игнатьевич Вонлярлярский, цитолог
- 1992 — Он своё получит — мистер Форрест
- 1992 — Тайна — адвокат Флеминг
- 1992 — Освящение храма (Триптих)
- 1992 — 22 июня, ровно в 4 часа… — отец Брагина, Фёдор
- 2000 — Воспоминания о Шерлоке Холмсе — полковник Моран
Примечания[править | править код]
- ↑ Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 13 мая 1991 г. «О присвоении почётного звания „Заслуженный артист РСФСР“ артистам кино»
- ↑ Авлов Г. «Бесприданница» в Театре им. Ленсовета // Искусство и жизнь. — Л., 1940. — № 3. — С. 22-23.
- ↑ Бродянский Б. «В жестоком мире…». «Гамлет» в театре п/р С. Э. Радлова // Искусство и жизнь. — Л., 1938. — № 6. — С. 34-36.
- ↑ Радлов С. Э. Режиссёр об учениках // Искусство и жизнь. — Л., 1940. — № 1. — С. 20-22.
- ↑ Немеровская О. «Идеальный муж» в Театре имени Ленинградского Совета // Искусство и жизнь. — 1940. — № 12. — С. 19—21.
- ↑ Дмитрий Ермолаев, «Мурманское кино», 21.08.2010 «Мурманский вестник»
- ↑ 1 2 3 4 Золотницкий Д. И. Сергей Радлов. Режиссура судьбы. — СПб.: Росс. ин-т истории искусств, 1999. — 347 с.
- ↑ Осовцов С. «Свадебное путешествие» в Театре имени Ленсовета // Пятигорская правда. — 1942. — № 109, 10 мая. — С. 2.
- ↑ Антонова Н. «Идеальный муж» // Пятигорская правда. — 1942. — № 141, 17 июня. — С. 2.
Ссылки[править | править код]
- Спокойно, Дункель: судьба актёра Николая Крюкова
- КРЮКОВ Николай Николаевич (1915—1993)
- Могилы знаменитостей. Николай Николаевич Крюков
Источник