Нина дорда биография личная жизнь песни

Нина дорда биография личная жизнь песни thumbnail

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Дорда.

Ни́на Ильи́нична До́рда (27 августа 1924, Москва, СССР — 26 февраля 2016, Москва, Российская Федерация) — советская и российская эстрадная певица, сопрано. Заслуженная артистка России (1995)[1].

Биография[править | править код]

Нина Дорда родилась в 1924 году в Москве. Отец — агроном, мать работала лаборантом в Тимирязевской академии. По воспоминаниям Нины Ильиничны, семья жила в подвале и испытывала постоянный недостаток средств. С началом войны отец был призван в РККА и в октябре 1941 года пропал без вести под Ельней.

Будущая певица рано проявила свой интерес к вокалу. В 1937 году Нина поступила в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории. В 1945 году была принята в оркестр при Центральном Доме культуры железнодорожников под управлением Дмитрия Покрасса.

С 1946 года Дорда — солистка-вокалистка Всесоюзного Гастрольно-Концертного Объединения (ВГКО). Выступала также в оркестре ресторана гостиницы «Москва», где познакомилась с пианистом Михаилом Липским, за которого впоследствии вышла замуж[2]. М. Липский оказал немалое влияние на артистическую карьеру супруги, найдя для неё востребованный сценический образ.

В 1954 году Нина Дорда принимает предложение поступить в джаз-оркестр Эдди Рознера и, благодаря его обширной и яркой гастрольной программе, приобретает известность в стране.

По воспоминаниям певицы, она позволяла себе «экстремальные» по тем временам поступки. В частности, одной из первых москвичек села за руль собственной «Победы», чем потрясла воображение комсомольских и партийных активистов[3].

В 1960 году создаёт совместно с мужем новый оркестр и в течение двух десятилетий выступает в нём солисткой, продолжая много гастролировать по СССР. Одновременно является солисткой Московского мюзик-холла, с которым гастролирует в Северной и Латинской Америке, в Японии (1969—1970).

По оценке постсоветской критики, Нина Дорда проявила себя как «жанровая» певица. Выступая, она олицетворяла собой образ обаятельной современной девушки, её песни звучали искренне, задорно, лукаво, грустно, но, главное, они были о простом и близком, понятном каждому сидящему в зале, мелодии были доступны и быстро подхватывались публикой. Высокий голос приятного тембра, мягкая задушевная манера исполнения, искромётность и озорство позволили певице завоевать искреннюю любовь слушателей. Именно эти её качества вызывали нелицеприятные отзывы о певице в советской официальной прессе[4].

В 1980-х годах Нина Дорда прекратила выступления, однако её творчество по-прежнему пользуется популярностью, а ряд её песен обрели второе рождение в исполнении других вокалистов.

В 1993 году приняла участие в концерте памяти Эдди Рознера «В компании Эдди Рознера».

В 1995 году Нина Дорда выступила с группой «Мегаполис».

В знак уважения к творчеству и личности певицы в 1995 году её удостоили звания заслуженной артистки России.

Нина Дорда стала прототипом певицы Веры Горды, героини повести Василия Аксёнова «Московская сага», по которой в 2004 году был снят одноимённый телесериал, где роль Горды исполнила Кристина Орбакайте.

Проживала в Москве. Скоропостижно скончалась у себя дома 26 февраля 2016 года[5]. Похоронена на Долгопрудненском кладбище рядом с родителями.

Творчество[править | править код]

Дебют певицы — песня Дмитрия Покрасса «Три жениха». Наиболее же известные песни в репертуаре Нины Ильиничны — «Ландыши» (Оскар Фельцман на стихи О. Фадеевой) и «Мой Вася» (О. Фельцман — Г. Ходосов), «Может быть» и «Мерелю» Э. Рознера и Ю. Цейтлина, «В нашем городе дождь» и «Я люблю» Э. Колмановского и Е. Евтушенко, «Стиляга», «Серые глаза», «Геологи» А. Пахмутовой на стихи С. Гребенникова и Н. Добронравова, «Как провожают пароходы» А. Островского на стихи Ваншенкина и др. Одной из первых Дорда включила в свой репертуар танго О. Строка, пела фронтовую лирику.

Репертуар[править | править код]

  • А что солдату надо? (В. Соловьёв-Седой — С. Фогельсон)
  • Была весна (П. Креудер — Н. Коваль)
  • В звёздный вечер (И. Якушенко — Г. Регистан)
  • Весенняя песенка (А. Островский — О. Фадеева)
  • Весна в парке (О. Фельцман — И. Финк)
  • Где же тут любовь (А. Эшпай — Г. Регистан)
  • Для вас, влюблённых (К. Молчанов — Г. Регистан)
  • До свиданья, друзья (А. Островский — Л. Ошанин)
  • Доброй ночи, москвичи (В. Мещерин — Г. Фере)
  • Жду любви (Т. Хренников — Е. Шатуновский)
  • Здравствуй, город дорогой (М. Кажлаев — Н. Алиев])
  • Кто-то, где-то (?)
  • Ландыши (О. Фельцман — О. Фадеева)
  • Лунной тропой (А. Островский — Г. Регистан)
  • Майское утро (В. Людвиковский — В. Драгунский)
  • Мерелю (Э. Рознер — Ю. Цейтлин)
  • Мой Вася (О. Фельцман — Г. Ходосов)
  • Мой милый (А. Островский — Ю. Цейтлин)
  • Над Москвою рекой и над Вислой (А. Лепин — М. Матусовский)
  • Наша улица (А. Цфасман — В. Драгунский, Л. Давидович)
  • Не встретимся (А. Островский — И. Кашежева)
  • Непонятные слова (Б. Меррилл — М. Липский)
  • Ну, улыбнись (Д. Львов-Компанеец — В. Гурьянов
  • Ну что тебе сказать про Сахалин? (Я. Френкель — М. Танич)
  • Озорница (Доменико Модуньо)
  • Первый лёд (Плачет девочка в автомате) (О. Фельцман — А. Вознесенский)
  • Песня остаётся с человеком (А. Островский — С. Островой)
  • Поезда (О. Фельцман — М. Матусовский)
  • Последние кочевники (О. Фельцман — Н. Олев)
  • Продавщица игрушек (Е. Птичкин — О. Фадеева)
  • Прости (А. Бабаджанян — Г. Регистан)
  • Синие сумерки (Т. Бромберг — И. Алешковский)
  • Синий вечер подари (А. Зацепин — Л. Кривощёков)
  • Старый клён (А. Пахмутова — М. Матусовский)
  • Субботний вечерок (С. Туликов — В. Харитонов)
  • Ты скажи мне, расскажи, река (А. Зацепин — Л. Кривощёков)
  • Улетают лётчики (М. Федин — И. Шамов)
  • Ходит песенка по кругу (О. Фельцман — М. Танич, И. Шаферан)
  • Ягнёнок (С. Агабабов — М. Гаирбеков)
  • Ясная ночь (В. Мещерин — Г. Фере)

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Яунзем И. Исполнители и песня // Муз. жизнь. 1961. № 12. С. 40
  • Эпштейн Евг. Нина Дорда // Там же. 1993. № 2. С. 24;
  • Кондарицкая Е. А «Ландыши» всё поют… // Крестьянка. 1996. № 10. С. 90-92.

Ссылки[править | править код]

  • Нина Дорда: «Нас в одночасье смыло волной». «Российская газета», Неделя № 5004 (180), 24.09.2009
  • Нина Дорда: голос сквозь время
  • Н. Дорда — репертуар

Источник

Нина Дорда

Нина Дорда

Нина Ильинична Дорда (27 августа 1924, Москва — 26 февраля 2016, Москва). Советская эстрадная певица, сопрано. Заслуженная артистка России (1995).

Нина Дорда родилась в 1924 году в Москве. Отец — агроном, мать работала лаборантом в Тимирязевской академии.

По воспоминаниям Нины Ильиничны, семья жила в подвале и испытывала постоянный недостаток средств. С началом войны отец был призван в РККА и в октябре 1941 года пропал без вести под Ельней.

Будущая певица рано проявила свой интерес к вокалу. В 1937 году Нина поступила в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории.

Она с мамой и сестрой долгое время жили в эвакуации в Саратове. В 1945 году семья Дорды переехала в Москву.

В 1945 году была принята в оркестр при Центральном Доме культуры железнодорожников под управлением Дмитрия Покрасса.

Дебют певицы — песня Дмитрия Покрасса «Три жениха».

С 1946 года Дорда — солистка-вокалистка Всесоюзного Гастрольно-Концертного Объединения (ВГКО). Выступала также в оркестре ресторана гостиницы «Москва», где познакомилась с пианистом Михаилом Липским, за которого впоследствии вышла замуж. М. Липский оказал немалое влияние на артистическую карьеру супруги, найдя для неё востребованный сценический образ.

В 1954 году Нина Дорда принимает предложение поступить в джаз-оркестр Эдди Рознера и, благодаря его обширной и яркой гастрольной программе, приобретает известность в стране.

По воспоминаниям певицы, она позволяла себе «экстремальные» по тем временам поступки. В частности, одной из первых москвичек села за руль собственной «Победы», чем потрясла воображение комсомольских и партийных активистов.

В 1960 году создаёт совместно с мужем новый оркестр и в течение двух десятилетий выступает в нём солисткой, продолжая много гастролировать по СССР. Одновременно является солисткой Московского мюзик-холла, с которым гастролирует в Северной и Латинской Америке, в Японии (1969—1970).

Нина Дорда 2

По оценке постсоветской критики, Нина Дорда проявила себя как «жанровая» певица. Выступая, она олицетворяла собой образ обаятельной современной девушки, её песни звучали искренне, задорно, лукаво, грустно, но, главное, они были о простом и близком, понятном каждому сидящему в зале, мелодии были доступны и быстро подхватывались публикой. Высокий голос приятного тембра, мягкая задушевная манера исполнения, искромётность и озорство позволили певице завоевать искреннюю любовь слушателей. Именно эти её качества вызывали нелицеприятные отзывы о певице в советской официальной прессе.

Наиболее известные песни в репертуаре Нины Дорды — «Ландыши» (Оскар Фельцман на стихи О. Фадеевой) и «Мой Вася» (О. Фельцман — Г. Ходосов), «Может быть» и «Мерелю» Э. Рознера и Ю. Цейтлина, «В нашем городе дождь» и «Я люблю» Э. Колмановского и Е. Евтушенко, «Стиляга», «Серые глаза», «Геологи» А. Пахмутовой на стихи С. Гребенникова и Н. Добронравова, «Как провожают пароходы» А. Островского на стихи И. Шаферана и др. Одной из первых Дорда включила в свой репертуар танго О. Строка, пела фронтовую лирику.

Именно она раньше пела популярную до сих пор, но уже в исполнении Евгения Осина, композицию Ады Якушевой «Плачет девочка в автомате».

Она выступала на самых престижных концертных площадках мира. Ее гастрольный тур по городам СССР был расписан на месяцы вперед, но не только советские граждане любили ее песни. Дорда была в числе немногих певиц того времени, которым было позволено выезжать за границу. Артистка выступала в Японии, Румынии, Польше, Германии.

В 1980-х годах Нина Дорда прекратила выступления, однако её творчество по-прежнему пользуется популярностью, а ряд её песен обрели второе рождение в исполнении других вокалистов.

“42 года была в штате «Москонцерта», пока не пришло новое руководство и не попросило написать заявление по собственному. Как они мне объяснили, хотят дать дорогу молодым исполнителям. Ушла из «Москонцерта» и все равно продолжала выступать, но уже на частных концертах”, – рассказывала артистка.

В 1995 году Нина Дорда выступила с группой «Мегаполис».

В знак уважения к творчеству и личности певицы в 1995 году её удостоили звания Заслуженной артистки России.

Нина Дорда стала прототипом певицы Веры Горды, героини повести Василия Аксёнова «Московская сага», по которой в 2004 году был снят одноимённый телесериал, где роль Горды исполнила Кристина Орбакайте. Самой Нине Дорде этот эпизод не понравился: “Сериал видела не полностью, но те сцены, которые попались на глаза, поразили. Вот, к примеру, Орбакайте поет, а потом спускается к зрителям. Да где такое видано, чтобы артистка эстрадного оркестра моталась среди посетителей ресторана и столиков. Нам запрещено было спускаться к зрителям! Все было намного строже, чем это показали в «Московской саге». Жаль, что не смогли передать дух нашей молодости”, – говорила она.

Проживала в Москве.

Скоропостижно скончалась 26 февраля 2016 года. Похоронена на Долгопрудненском кладбище рядом с родителями.

Нина Дорда – Ходит песенка по кругу

Нина Дорда – Плачет девочка в автомате

Нина Дорда – Старый клен

Нина Дорда – Песня остаётся с человеком

Нина Дорда – Ландыши

Рост Нины Дорды: 167 сантиметров.

Личная жизнь Нины Дорды:

Первый раз вышла замуж за человека, который был намного старше ее: “Влюбилась я в одного пианиста, он как раз только с фронта вернулся. Ему было за 40, а мне только 20. Ну в общем по глупости поженились, но вместе не жили. Спустя год развелись”, – рассказывала певица.

Вторым мужем стал пианист Михаил Липский, с которым познакомилась, когда пела в оркестре ресторана гостиницы «Москва».

“В 1948 году пришел к нам в оркестр новый дирижер и пианист Михаил Липский. Вначале хотел от меня избавиться, он не такую молодую артистку видел в своем коллективе. Но мы вскоре подружились. У нас не было феерических взлетов чувств, все шло ровно и мирно. До замужества 5 лет встречались, не расписывались потому, что негде было жить. Позже я купила двухкомнатную квартиру в центре Москвы. Когда появилось жилье, решили узаконить наши отношения. Свадьбы конечно же не было, тогда такое было не принято. Со временем в «Москонцерте» мне дали собственный оркестр, с которым я ездила на гастроли. Взяла Мишу туда пианистом, и мы стали колесить по стране”, – вспоминала Дорда.

Через 10 лет брака у мужа Нины Дорды обнаружили неизлечимый недуг – болезнь Паркинсона.

Нина Дорда и Михаил Липский прожили вместе 30 лет. Детей не было.

Песни Нины Дорды:

Была весна (П. Креудер — Н. Коваль)
В звёздный вечер (И. Якушенко — Г. Регистан)
Весенняя песенка (А. Островский — О. Фадеева)
Весна в парке (О. Фельцман — И. Финк)
Где же тут любовь (А. Эшпай — Г. Регистан)
Для вас, влюблённых (К. Молчанов — Г. Регистан)
До свиданья, друзья (А. Островский — Л. Ошанин)
Доброй ночи, москвичи (В. Мещерин — Г. Фере)
Жду любви (Т. Хренников — Е. Шатуновский)
Здравствуй, город дорогой (М. Кажлаев — Н. Алиев)
Ландыши (О. Фельцман — О. Фадеева)
Лунной тропой (А. Островский — Г. Регистан)
Майское утро (В. Людвиковский — В. Драгунский)
Мой Вася (О. Фельцман — Г. Ходосов)
Мой милый (А. Островский — Ю. Цейтлин)
Над Москвою рекой и над Вислой (А. Лепин — М. Матусовский)
Наша улица (А. Цфасман — В. Драгунский, Л. Давидович)
Не встретимся (А. Островский — И. Кашежева)
Непонятные слова (Б. Меррилл — М. Липский)
Ну, улыбнись (Д. Львов-Компанеец — В. Гурьянов
Ну, что тебе сказать про Сахалин (Я. Френкель — М. Танич)
Озорница (Доменико Модуньо)
Первый лёд (Плачет девочка в автомате) (О. Фельцман — А. Вознесенский)
Песня остаётся с человеком (А. Островский — С. Островой)
Поезда (О. Фельцман — М. Матусовский)
Последние кочевники (О. Фельцман — Н. Олев)
Продавщица игрушек (Е. Птичкин — О. Фадеева)
Прости (А. Бабаджанян — Г. Регистан)
Синие сумерки (Т. Бромберг — И. Алешковский)
Старый клён (А. Пахмутова — М. Матусовский)
Субботний вечерок (С. Туликов — В. Харитонов)
Ты скажи мне, расскажи, река (А. Зацепин — Л. Кривощёков)
Улетают лётчики (М. Федин — И. Шамов)
Ходит песенка по кругу (О. Фельцман — М. Танич, И. Шаферан)
Ягнёнок (С. Агабабов — М. Гаирбеков)
Ясная ночь (В. Мещерин — Г. Фере)

Источник

В конце жизни, признаваясь в изменах мужу, популярная в прошлом певица сказала: «Я всем довольна и прожить жизнь заново, «на бис» не хочу». Невольно думается: как ей это удалось, ведь все жалеют о чем-то несбывшемся? Как же прожить отведенные годы, чтоб потом не жалеть? И каким секретом долголетия поделилась наша героиня?

Нина Дорда

Детские годы будущей звезды не назовешь «счастливым детством». В них было все: жизнь в подвале, постоянное чувство голода, нехватка денег. Да и родилась артистка не в лучшие годы – 27 августа 1924 года, когда страна только строила планы, как начать возрождение.

Отец Нины, агроном, был призван в ряды Красной Армии в самом начале войны. Письма с фронта перестали приходить в октябре 1941, когда он воевал под Ельней. Нина осталась с сестрой и мамой, работавшей ранее лаборантом в академии Тимирязева.

Еще до войны будущая звезда страстно хотела петь. В 13 лет Нина уже училась в Центральной музыкальной школе при московской консерватории. По окончании войны семья Дорда вернулась из Саратова, где все трое жили во время войны. Нина в том же году начала петь в оркестре при ДК железнодорожников, которым руководил Дмитрий Покрасс, написавший знаменитый «Марш Буденного».

Нина Дорда

Приподнятое всеобщее настроение народа по случаю Победы, передавалось и молодой певице. Чувство полета должно было найти выход и нашло. Нина влюбилась.

Ее избранником был пианист, только что вернувшийся с фронта. Несмотря на разницу в 20 лет (ему – 40, ей было на то время 20), они поженились. Совместной жизни не было – жили раздельно. Прожив так год, они поняли, что любовь была только в их мечтах, а не между ними. Последовал развод. Позже Нина, улыбаясь, говорила: ошибки бывают у всех.

Поскольку повсюду царила разруха и нужно было поднимать страну в первую очередь экономически, эстраде не придавали особого значения. И артисты выступали там, где их могли принять: в ресторанах. Нина пела в ресторане «Москва».

В то время Василий Аксенов, захаживающий в ресторан, написал «Московскую сагу», по мотивам которой сняли телесериал. Прототипом певицы из саги стала Нина. Когда спросили мнение артистки о главной героине, исполненной К. Орбакайте, Нина Ильинична ответила, что в фильме не передан дух ее времени. Ведь тогда певицы вели себя значительно строже и не бегали между столиками в зале ресторана.

Нина Дорда

В этом же ресторане артистка встретилась со своим будущим супругом. Бурного романа, по словам Дорды, не было. Все происходило тихо и спокойно. Встречи продолжались на протяжение 5 лет. Не было жилья и роспись откладывалась. И только когда представилась возможность купить жилплощадь в центре города, они оформили свои отношения. Свадьбу не делали. В то время это было традицией. Роспись отметили вдвоем.

А впереди их ждали гастроли с оркестром. Нине дали его спустя какое-то время. Михаил Липский работал в нем пианистом. Теперь им не нужно было разлучаться. И на гастроли, и дома – вдвоем. Иногда у Нины Ильиничны спрашивали: не надоело ли все время видеть мужа, и днем, и ночью. На такие вопросы она отвечала, что любовь побуждает к такому общению. Если у двоих общие интересы и есть сильные чувства, то они нуждаются друг в друге и как супруги, и как коллеги.

Свою жизнь в то время Нина называет достойной. Ей платили за номер в концерте 10 рублей, потом увеличили до 13. В месяц выходило 500, у мужа – 300. На то время это были огромные деньги! У супругов было все для счастья: своя квартира, хороший доход, любимая профессия и любовь. Только детей вот не было. Все казалось – успеется. Позже артистка жалела об этом, но находились всегда оправдания: воспитывать ребенка было некому. А у них – постоянные гастроли.

Нина Дорда

Певица была неимоверно популярной. Песни в ее исполнении знают и сейчас. Это «Ландыши», «Мой Вася», «Ходит песенка по кругу», «Песня остается с человеком», «Мерзнет девушка в автомате». Нина отдавала всю себя, свою душу исполнению песен. Они были легкими и запоминающимися. И напевались повсюду. Даже жесткий министр культуры, «советская Железная леди» Фурцева плакала, слушая пение Нины.

Дорда была востребована не только в Советском Союзе. Она одна из немногих певиц, которые могли гастролировать за рубежом. Популярность и любовь зрителей позволяла творить что-то экстремальное с точки зрения руководителей партийных и комсомольских ячеек. Один из таких «невероятных» поступков – сесть самой за руль собственного автомобиля «Победа».

Артистическая деятельность Нины не заканчивалась гастролями с оркестром. В 1960 году она становится солисткой в Московском мюзикл-холле. Ездит в его составе по странам Южной и Северной Америки, В Японию. Создав совместно с Михаилом свой оркестр, Нина выступает вместе с ним в течение 20 лет.

Судьба нанесла тяжелый удар по семье артистов: у мужа обнаружилась болезнь Паркинсона. Терял здоровье Михаил стремительно. Пришлось заменить его в оркестре молодым пианистом Евгением Семеновым. Наняв мужу сиделку, Нина продолжала работать.

Нина Дорда

В конце жизни Нина призналась, что у нее были романы на стороне. Один из них – с югославским коммунистом, зашедшим в ресторан, где пела Нина. Она влюбилась с первого взгляда. Посетитель – само мужское совершенство. Но это увлечение – не самый яркий роман. Были и другие. Особенный он тем, что общаться с иностранцами советским гражданам, а уж тем более начинать отношения, было запрещено.

С Липским Нина прожила 30 лет, до его смерти. Пела на эстраде 42 года. Когда попросили дать дорогу молодым и уйти из «Москонцерта», написала заявление по собственному желанию. Но, выступать не бросила. Приглашали в частные концерты.

Певица до самой смерти (26 февраля 2016 г.) не жаловалась на жизнь. Ее все устраивало, только здоровье, к сожалению, ухудшалось.

Секрет ее долголетия прост: не курить, не пить и не завидовать никому. Нужно открыть сердце для добрых дел, помогать людям, быть искренним. Тогда и беды нипочем.

Нина Дорда так и жила. Такой, искренней и открытой ее запомнили зрители. Легкой, как ее песни.

Понравилась статья? Поддержи автора, нажми палец вверх и, что бы не пропустить следующую, подпишись на канал или на страницу в своей социальной сети: Facebook, Вконтакте, Twitter, Одноклассники. Мы будем встречаться чаще 🙂

Источник