Нина ольхина биография личная жизнь
Кадр из телеспектакля «Разлом», 1952 г.
Устоять перед соблазном съемочной площадки дано не каждой актрисе, которая обладает не только талантом, но и безупречной внешностью.
Нина Ольхина была одной из немногих, кто отказался от карьеры в кино ради театра. Она выходила на сцену даже тогда, когда здоровье этого не позволяло. И была уверена, что своей игрой делает этот мир чуточку лучше.
Путь на сцену
Родилась Нина Ольхина 10 октября 1925 года в Ленинграде. Девочка мечтала о том, что станет врачом, однако однажды вместе с подругой оказалась в театре имени Горького, который набирал учеников в студию.
Будущие актеры получали дополнительные продовольственные карточки, и это стало решающим моментом для 17-летней Нины, которая к тому времени потеряла всех близких.
Но девушку ждало еще одно удивительное открытие: оказалось, что она обладает не только привлекательной внешностью, но и актерскими способностями.
Шефство над юной актрисой, которую приняли во вспомогательный состав театра, взяли старейшие мастера сцены. Они, по воспоминаниям самой Ольхиной, не только обучали ее азам профессии, но и втайне подкармливали.
Одна их старших коллег в 1944 году, когда актриса дебютировала в «Бесприданнице», принесла в гримерку Ольхиной бутерброд с яйцом, что по тем временам было непозволительной роскошью.
Образ Ларисы в «Бесприданнице» фактически определил амплуа начинающей актрисы, которой с тех пор стали давать драматические роли. Однако девушка мечтала о легких и светлых образах, ее пугала та глубина, которой обладали персонажи.
Тем не менее, она пыталась постигать их внутренний мир и настолько в этом преуспела, что с приходом в театр режиссера Товстоногова смогла легко совмещать в своих героинях кокетливость и остроту ума.
У Ольхиной не было той творческой ломки, которую пережили ее коллеги, пытаясь подстроиться под манеру работы нового режиссера. Нина, как утверждал сам Товстоногов, оказалась удивительно пластичной.
Она создала настолько яркий образ Настасьи Филипповны в «Идиоте», что спектакль стал настоящее сенсацией и держался в репертуаре несколько десятилетий.
Примечательно, что в новой редакции постановки Ольхина играла генеральшу, однако делала это настолько вдохновенно, что ее героиня из второстепенного персонажа превратилась в один из главных.
Кадр из фильма «Искатели», 1956 г.
«Бедная Лиза», «Эзоп», «Горе от ума», «Обрыв», «Три сестры», «Дачники», «Волки и овцы» – Нина Ольхина сыграла на сцене Большого драматического театра более сотни ролей.
А вот с кинематографом ее отношения складывались непросто. Обладая привлекательной внешностью, Ольхина была настоящей мечтой многих режиссеров, которые хотели заполучить ее на съемочную площадку.
Однако опыт работы над фильмами принес актрисе разочарование. Она снялась в десятке картин, среди которых – «Враги», «Его время придет», «Врача вызывали?», «Кража», однако морального удовлетворения от работы не получила.
Гораздо охотнее она принимала предложения о съемках в телеспектаклях, где могла раскрыть свой яркий талант драматической актрисы.
Личная жизнь и последние годы
За Ольхиной, которая в 60-х годах была настоящей примой БДТ, ухаживали различные мужчины. Среди поклонников были не только деятели искусства и военные, но и высокопоставленные чиновники.
Однако актриса игнорировала их интерес, демонстрируя обручальное кольцо на пальце. Поначалу она носила его просто так, чтобы отбиваться от навязчивых ухажеров.
Но вскоре действительно вышла замуж за Виктора Фейгельса. Супруг не имел никакого отношения к театру, он занимался наукой в одном из ленинградских НИИ.
Однако пара более 20 лет прожила в счастливом браке, хотя детей у супругов не было.
Каждый из них оказался человеком настолько увлеченным и влюбленным в свою профессию, что, как шутили друзья семьи, Нине и Виктору просто некогда было выяснять отношения. Однако их дом всегда был открыт для гостей и отличался хлебосольством.
Нина Алексеевна прожила долгую жизнь, талантливой актрисы не стало 20 августа 2013 года.
© Biografia.Ru, 2018 г.
Источник
Ольхина Нина Алексеевна родилась 10 октября 1925 в Ленинграде. Пережила блокаду города от первого до с последнего дня. В 1943 году Ольхина поступила в студию Большого Драматического театра, им.
Горького, только что вернувшегося в город из эвакуации, где актерское мастерство преподавала О. Г. Казико. В 1947 году по окончании студии, Нина Алексеевна была приняла в труппу БДТ и прослужила
в театре ровно 60 лет. За эти годы Ольхина сыграла целый ряд выдающихся ролей.
За роль Ларисы в «Бесприданиице» А.Н.Островского , премьера которой состоялась в 1948 году, Ольхина была удостоена Сталинской премии.
Публика очень полюбила ее Донью Марию в «Девушке с кувшином»
Лопе де Вега; Клею из легендарной постановки «Лисы и винограда», Настасью Филипповну в первой редакции «Идиота», Мауа в «Трех сестрах», Агнию Шабину из спектакля «Традиционный сбор».
На протяжении своей долгой творческой жизни актриса создала целую плеяду глубоких незабываемых образов.
Нина Алексеевна отличалась исключительными человеческими качествами, была истинной петербурженкой и служила образцом для своих коллег и поклонников.
Нины Алексеевны Ольхиной не стало 20 августа 2013 года.
Похоронена на Богословском кладбище.
Роли Н.А. Ольхиной:
«Под каштанами Праги» (1946, К. Симонов, постановка Л.С. Рудника) – Божена;
«Великая любовь» (1947, Г. Березко, постановка Р.Р. Сусловича) – Маша Рыжова;
«Бесприданница» (1948, А. Островский, постановка И.Ю. Шлепянова) – Лариса Дмитриевна Огудалова;
«Враги» (1948, М. Горький, постановка Н.С. Рашевской) – Надя;
«Успех» (1949, Е. Мин, А. Минчковский, постановка М.М. Королева) – Людмила;
«Чужая тень» (1949, К. Симонов, постановка З.М. Аграненко) – Елена Сергеевна Трубникова;
«Девушка с кувшином» (1949, Лопе де Вега, постановка А.В. Соколова) – Донья Мария;
«Разлом» (1950, Б. Лавренев, постановка А.В. Соколова и И.С. Зонне) – Ксения;
«Яблоневая ветка» (1952, В. Добровольский, Я. Смоляк, постановка А.В. Соколова и Е.З. Копеляна) – Нина Воронцова;
«Рюи Блаз» (1952, В. Гюго, постановка И.С. Ефремова) – Донья Мария Нейбургская;
«Большие хлопоты» (1953, Л. Ленч, постановка А.В. Соколова и Е.З. Копеляна) – Вера Бокова;
«Гости» (1954, Л. Зорин, постановка В.В. Меркурьева и И.В. Мейерхольд) – Варвара Алексеевна;
«Домик на окраине» (1954, А. Арбузов, постановка И.О. Горбачева и О.М. Бойцовой) – Надежда Петровна Иванова;
«Половчанские сады» (1954, Л. Леонов, постановка К.П. Хохлова) – Маша;
«Перед заходом солнца» (1955, Г. Гауптман, постановка К.П. Хохлова) – Инкен Петерс;
«Ученик дьявола» (1956, Б. Шоу, постановка М.В. Сулимова) – Джюдит; «Обрыв» (1956, И Гончаров, постановка Н.С. Рашевской) – Вера;
«Безымянная звезда» (1956, М. Себастьян, постановка Г.А. Товстоногова) – Неизвестная;
«Лиса и виноград» (1957, Г. Фигейредо, постановка Г.А. Товстоногова) – Клея;
«Идиот» (1957, Ф. Достоевский, постановка Г.А. Товстоногова) – Настасья Филипповна;
«Дали неоглядные» (1958, Н. Вирта, постановка И.П. Владимирова и Р.А. Сироты) – Анна Павловна Ракитина;
«Трасса» (1959, И. Дворецкий, постановка Г.А. Товстоногова) – Лена Абросимова;
«Варвары» (1959, М. Горький, постановка Г.А. Товстоногова) – Лидия Павловна;
«Машенька» (1959, А. Афиногенов, постановка И.П. Владимирова) – Нина Александровна;
«Океан» (1961, А. Штейн, постановка Г.А. Товстоногова) – Маша;
«Четвертый» (1961, К. Симонов, постановка Р.С. Агамирзяна) – Женщина, на которой он женился;
«Горе от ума» (1962, А. Грибоедов, постановка Г.А. Товстоногова) – Наталья Дмитриевна;
«Перед ужином» (1963, В. Розов, дипломная работа В.С. Голикова) – Анна Ивановна;
«Карьера Артуро Уи» (1963, Б. Брехт, постановка Э. Аксера) – Бетти Дольфит;
«Три сестры» (1965, А. Чехов, постановка Г.А. Товстоногова) – Маша;
«Традиционный сбор» (1967, В. Розов, постановка Г.А. Товстоногова) – Агния Шабина;
«… Правду! Ничего, кроме правды!!!» (1967, В. Розов, постановка Г.А. Товстоногова) – Бэсси Битти;
«Счастливые дни несчастливого человека» (1968, А. Арбузов, постановка Ю.Е. Аксенова) – Елена Сергеевна;
«С вечера до полудня» (1969, В. Розов, постановка А.Г. Товстоногова) – Алла Васильевна;
«Два театра» (1969, Е. Шанявский, постановка Э. Аксера) – Дама;
«Третья стража» (1970, Г. Капралов, С. Туманов, постановка Г.А. Товстоногова) – Зинаида Григорьевна;
«Мольер» (1973, М. Булгаков, постановка С.Ю. Юрского) – Мадлена Бежар;
«Бедная Лиза» (1973, Н. Карамзин, постановка М.Г. Розовского) – Мать Лизы;
«Кошки-мышки» (1974, И. Эркень, постановка Ю.Е. Аксенова) – Паула;
«Дачники» (1976, М. Горький, постановка Г.А. Товстоногова) – Марья Львовна;
«Фантазии Фарятьева» (1976, А. Соколова, постановка С.Ю. Юрского) – Мать Александры и Любы;
«Волки и овцы» (1980, А. Островский, постановка Г.А. Товстоногова) – Меропия Давыдовна Мурзавецкая;
«Кафедра» (1983, В. Врублевская, постановка М.Ю. Резниковича) – Заначалова;
«Киноповесть с одним антрактом» (1984, А. Володин, постановка Г.А. Товстоногова) – Мать Ирины;
«Жанна» (1987, А Галин, постановка Г.С. Мая) – Жанна Владимировна Кораблева;
«Визит старой дамы» (1989, Ф. Дюрренматт, постановка В.Е. Воробьева) – Жена Илла;
«Дворянское гнездо» (1992, И. Тургенев, постановка М.Ю. Резниковича) – Мария Дмитриевна.
Источник
«СТУЧИТЕ ГРОМЧЕ»
…Она была красавица, Нина Алексеевна Ольхина…
Она грациозно поворачивала лицо к собеседнику, сначала чуть-чуть опустив, а затем приподняв голову, и волшебные, немного растянутые звуки ее неповторимого тембра голоса обволакивали собеседника.
Я встретился с ней, когда она уже уходила из театра, уходила насовсем, уходила, чтобы остаться в нем навсегда. Время неумолимо бежало дальше. Она посещала театр в дни премьер, приходила на праздники, бывала за кулисами. Мне всегда нравилось наблюдать за ней, любоваться и восхищаться этой «уходящей натурой»… Конечно, я не мог и представить себе, что могу заинтересовать ее, да не то чтобы заинтересовать, а просто удостоиться ее взгляда, ее улыбки, просто кивка головы. Она была для меня «далеким Станиславским» и «близким Товстоноговым», чем-то, с чем я уже никогда не встречусь.
И вдруг однажды поздно вечером раздался телефонный звонок, и неповторимый, низкий, завораживающий голос с независимой, непринужденной и в то же время властной интонацией произнес: «Добрый вечер». Не узнать этот голос было невозможно. Нина Алексеевна попросила меня прийти к ней домой, чтобы взять пьесу, прочитать, обсудить и в дальнейшем начать репетировать и… играть… мне — с ней… с ума сойти!
Н. Ольхина (Мона). «Безымянная звезда». 1956 г.
Фото из архива БДТ им. Г. А. Товстоногова
Н. Ольхина (Донья Мария), В. Стржельчик (Дон Хуан).
«Девушка с кувшином». 1949 г.
Фото из архива БДТ им. Г. А. Товстоногова
Н. Ольхина (Лариса Огудалова). «Бесприданница». 1948 г.
Фото из архива БДТ им. Г. А. Товстоногова
На следующий день, вечером я помчался к ней, взбежал на какой-то там этаж, подошел к двери и увидел на ней небольшую прикрепленную записку «Стучите громче, звонок не работает». Я постучал. Она открыла. Мы прошли с ней в комнату, я получил пьесу, обещал быстро прочитать, а потом… потом мы сидели на кухне, пили чай, она рассказывала мне всевозможные были и небылицы. Я пытался соответствовать. Мы шутили, смеялись, грустили… Было уже поздно, надо было уходить, хотя очень не хотелось… Прощаясь, я спросил: «Нина Алексеевна, может быть, Вам починить звонок?» Она пожала плечами. «Как давно он не работает?» Она еще раз пожала плечами, и обволакивающий голос глухим эхом отозвался в парадной: «Да, наверное, лет девятнадцать…».
Конечно, мы ничего не репетировали, ничего вместе не сыграли… иногда «звонились», болтали о ерунде…
И сегодня, когда поздно вечером телевизор просмотрен, книга прочитана, свет выключен и надо спать, кто-то настойчиво шепчет мне: «Стучите громче, звонок не работает», а я понимаю, что стучать бесполезно — звонок действительно уже не работает…
Меня спасает моя память. Она погружает меня в ленинградские холодные лужи и в теплые мамины руки, и я засыпаю.
Я еще все помню… Значит, все еще живы…
СКАЗОЧНО ХОРОША…
Мы за границей. Играем «Поднятую целину». Нагульнов — Пашка Луспекаев.
Отыграли сцену собрания, и Паша тихо запел: «Это есть наш последний!..». Через несколько мгновений вдруг зазвучала виолончель Нины Ольхиной: «С интернационалом…». Пашка встрепенулся, обернулся и завопил: «Старуха, а ты не пой!» Он был поражен этой «виолончелью». Нина любила и несла свой виолончельный голос! Любовалась им, играла им. Иногда ей это вредило.
С Ниной Ольхиной я прожила жизнь, шестьдесят лет, с первой ее минуты в театре. Я смотрела ее первый спектакль в студии. Помню, как ее перевели в актрисы театра. Она сразу сыграла Ларису в «Бесприданнице». Потом пошли роль за ролью. Режиссер Наталья Рашевская обожала Нину-актрису и много ее занимала. Потом пришли другие режиссеры, и Нина сидела без ролей. Так бывает с нашим братом.
Но Нина и у Георгия Александровича поиграла хорошие роли. Я помню и очень люблю ее Настасью Филипповну в первой редакции «Идиота». Она была сказочно хороша! Посадка головы, покатые плечи. Я запомнила каждый шаг, каждый жест. Как вошла! Как разговаривала! Несла себя.
Исполнилось шестьдесят лет жизни в театре, и она подала заявление об уходе. Ей Кирилл Лавров сказал: «Нина, подождите, не бросайтесь заявлением!» Нет! Ушла! Не хотела просто зарплату получать. Нина была очень гордой — в отца-поляка. Я очень переживала, что она ушла, ругала ее. Она потом пожалела… Заболела…. об этом даже говорить не хочу.
Ко мне всю жизнь была очень добра! Когда стали вдовами: у нее умер Витюня, а я потеряла Фимочку, — Нина взялась за меня, организовывала разные поездки и тащила меня, например, в Болгарию! Она обожала курорты.
Напряжение между нами было другого рода: Нину очень интересовал мой Фимочка! Она дружила с Мариенгофом и Никритиной и попросила Мариенгофа написать пьесу, чтобы играть с Фимой. Собирались, обсуждали, килограммами поглощая квашеную капусту. Но Фима ничего не замечал…
В «Девушке с кувшином» я играла служанку, Нина, естественно, мою госпожу. Фимочка был моим мужем, Стриж играл ее поклонника. «Простая девушка с кувшином», могла ли я соперничать с ней? Нет, конечно!
Честно прожили все шестьдесят лет вместе. Нина — подруга. И еще одно важное качество в ней — категорически не хотела стареть!!! Никогда. Отказывалась из-за этого от ролей. Отказывалась во второй редакции «Идиота» играть генеральшу Епанчину. А в «Пиквикском клубе» после смерти Вали Ковель отказалась играть роль миссис Бардль. Смешная!
Жаль! Скольких я уже пережила. И как мало нас, товстоноговцев, осталось!
«БЕССМЕРТЕН ПЕТЕРБУРГ ПРЕКРАСНЫХ ДАМ!..»
Н. Ольхина (Дама). «Два театра». 1969 г.
Фото из архива БДТ им. Г. А. Товстоногова
…Этим летом, перед поездкой в отпуск к дочери и внукам в Данию, я встретилась с Ниной Алексеевной. Конечно, я знала, что после инсульта она лишилась речи… Словом, я страшно волновалась, идя на это свидание. Купила дивные розы и необыкновенные пирожные, поднялась в ее квартиру… и сразу все страхи и волнения пропали: передо мной стояла Ниночка Алексеевна в домашней пижамке — такая милая, обаятельная, чудная! Она смеялась и радовалась, как девочка. И мне, и розам, и пирожным! И жестом показывала, что говорить не может, но это ничего. Взяла меня за руку и повела в комнату, где в книжном шкафу под стеклом стояла фотография участниц нашего спектакля «О вы, которые любили…»: Зинаида Шарко, Ольга Антонова, Кира Петрова, Нина Ольхина и я. Да, много славы мы с этим спектаклем Геннадия Тростянецкого тогда получили, много с ним гастролировали. Всегда нас сопровождали восторги, аплодисменты.
Потом мы пили с Ниной Алексеевной чай с пирожными, и солнце улыбалось нам в окно. И договорились о новой встрече…
Прошло совсем немного времени, и вдруг мне в Данию звонит Юля Исаева, работавшая много лет гримером нашего театра и до последних дней причесывавшая Ниночку Алексеевну, и говорит, что ее не стало. А было лето, все в отпуске! Театр закрыт!
Но на сороковой день, уже в Петербурге, когда мы после Богословского кладбища собрались в ее квартире, мы слушали запись юбилея Нины Алексеевны прежних лет, слушали ее неповторимый волшебный голос…
Юрий Стоянов пел ей свои куплеты к юбилею, слышали ее смех и голоса наших замечательных артистов, товстоноговцев, таких веселых, озорных. Мне даже показалось, что вот сейчас сидим мы здесь все вместе и не на поминках, а просто в гостях у Нины Алексеевны: и Кирилл Лавров, и Владик Стржельчик, и Женя Лебедев, и Изя Заблудовский, и Фима Копелян, и Андрюша Толубеев, и еще много наших бэдэтэвцев, которых мы безвозвратно потеряли. Было в этом что-то мистическое. Потом пришел наш новый худрук Андрей Могучий, ездивший с нами на кладбище. В этом было что-то знаковое. Мы вместе отдавали дань памяти замечательной, неповторимой актрисе легендарного товстоноговского театра.
Октябрь 2013 г.
Источник
banshur69: Незаметная утрата
На 88-м году жизни скончалась актриса Большого драматического театра Нина Алексеевна Ольхина. Все любители театра понесли очень тяжелую утрату. Завтра похороны. Но, кроме дежурных фраз и перечисления ролей, никто ничего по сути не сказал.
Ольхина была очень большой актрисой. Но она почти не снималась, почти не гастролировала и не давала интервью. Драма Ольхиной заключалась в том, что по самому своему складу она принадлежала тому старому русскому театру, который умер после Великой Отечественной войны. Можно сказать, что муза Ольхиной была старше (если вообще не древнее) музы Товстоногова. Она была создана для греческих трагедий и романтических пьес. Ей нужно было играть в паре с Остужевым в Малом театре. Поэтому так хороша она была в роли Клеи в пьесе “Лиса и виноград” (1957, есть запись) или в роли Ларисы в “Бесприданнице”. Виолончельный голос, выразительные жесты, настрой не на разыгрывание характера в пьесе, а на музыкальную партию спектакля. Она пела, а не говорила, помавала руками, а не размахивала, танцевала, а не ходила по сцене. Товстоногов изводился, не зная, что ей поручить: она играла мимо реализма, психологизма, интеллектуализма и всякого другого -изма. Моя знакомая, актриса БДТ Елизавета Петровна Сердечкина, одно время игравшая Мелиту в “Лисе и винограде” и много раз смотревшая “Идиота”, вспоминала, что Ольхина делала Настасью Филипповну натурой скорее одержимой, чем просто страстной: в ней было чувство судьбы, и она бесстрашно шла навстречу своей гибели, как греческая героиня. Мы можем видеть в телезаписи фрагмент спектакля “Горе от ума”, где Ольхина играет жену Горича. Там вообще все чудесно расползаются по своим актерским манерам: Юрский играет фарс, Копелян реалистичен, а Ольхина неожиданно певуча и антична. Точно то же происходит и с Аркадиной в телеспектакле “Чайка”. Она страдает и плачет, рвется из себя и совершенно не по-чеховски ведет свою партию в хоре театральных звезд, нацеленных на реализм. Мне довелось видеть ее в роли Мурзавецкой в спектакле “Волки и овцы” в 1983 году. Вместо стервы и интриганки у Нины Алексеевны откуда ни возьмись появлялась затравленная жизнью несчастная женщина, которая пела Лыняеву свою историю. Как ни печально, она, наделенная гениальными способностями трагической актрисы прошлого, не смогла найти своего места в новой театральной эстетике. Однако это не делает ее свершения меньше. Скорее, на мой вкус, указывает на недостаток культуры у ее партнеров, слишком угождавших современным требованиям. Впрочем, это современничанье и сделало их популярными, а Ольхину увело в тень. Но достижение актера остается достижением даже в том случае, если оно не было должным образом воспринято основной частью публики. Творец старается не только для людей…
Ольхину можно поставить в один ряд с Алисой Коонен и с поздней Аллой Демидовой. Три гречанки, вынужденные жить в эпоху соцреализма.
Думаю, что будущее, услышав Ольхину в записи и увидев немногочисленные сохранившиеся спектакли, сполна оценит ее гармонический талант и несуетное устремление к совершенству. Она была прекрасна.
______________________________
Аркадина – Нина Ольхина
Треплев – Игорь Озеров
Сорин – Юрий Толубеев
Нина Заречная – Ия Саввина
Шамраев – Владимир Усков
Полина Андреевна – Людмила Шеленцова
Маша – Нина Ургант
Тригорин – Вадим Медведев
Дорн – Владимир Честноков
Медведенко – Борис Самошин
Режиссёр – Александр Аркадьевич Белинский
Ленинградское телевидение, 1964 год
Источник