Нина ольшанская биография личная жизнь муж дети фото
Нина Ольшевская
Нина Антоновна Ольшевская. Родилась 31 июля (13 августа) 1908 года во Владимире – умерла 25 марта 1991 года в Москве. Советская актриса театра и кино, театральный режиссер, педагог. Мать актеров Алексея Баталова и Бориса Ардова. Бабушка актрисы Анны Ардовой.
Имела польские корни.
Нина Ольшевская родилась 31 июля (13 августа по новому стилю) 1908 года во Владимире.
Отец – Антон Ольшевский, главный лесничий Владимирской губернии.
Мать – графиня Понятовская.
Восприемником Нины при крещении был Михаил Фрунзе – друг её матери, будущий революционер и военачальник.
У Нины Ольшевской довольно рано пробудился интерес к театральному искусству. Её приятель, Павел Геннадьевич Козлов, вспоминал, как совсем юная Нина Ольшевская занималась мелодекламацией, а он ей аккомпанировал на фортепиано.
В возрасте 17 лет она приехала в Москву и поступила в студию при Художественном театре. Педагогом, который стал руководить их курсом, был Константин Сергеевич Станиславский.
Нина Ольшевская в молодости
После окончания студии её приняли в труппу театра. Проработав в Художественном театре в 1928-1934 годах она ушла оттуда, поскольку там ролей ей не давали и задействовали её лишь в массовых сценах и, в исключительных случаях, крайне редко ей доставались эпизодические роли.
В начале 1930-х исполнила несколько ролей в кино. Снялась в картинах «Человек остался один» (Маруся Старостина), «Я вернусь» (Биби-гюль), «Бесприданница» (сестра).
Нина Ольшевская в фильме “Бесприданница”
В 1935 году она перешла в только что созданный Театр Красной Армии, но связь с МХАТом сохранила нa всю последующую жизнь.
В Театре Красной Армии играла различные роли, но в премьерши она так и не выбилась. В Театре Красной Армии играла в 1935-1941 годах.
Во время Великой Отечественной войны эвакуировалась вместе с детьми, работала в Бугульминском русском театре.
После войны вернулась в Театр Красной Армии (играла в 1945-1964 годах), но дела там у неё шли не особенно успешно, хотя она была довольно способным режиссёром и в особенности педагогом. Обладая даром декламации, она практически никогда публично не выступала, но зато она обучала этому искусству других.
В 1959 году в соавторстве с Леонидом Чертоком как режиссер поставила в Театре Красной Армии спектакль «Серёжка с Малой Бронной».
Нина Ольшевская умерла 25 марта 1991 года. Похоронена в Москве, на Преображенском кладбище.
Личная жизнь Нины Ольшевской:
Дважды была замужем.
Первый муж – Владимир Петрович Баталов (сценический псевдоним – Аталов; 1902-1964), советский актёр, театральный и кинорежиссёр. Познакомились в 1926 году.
У пары 20 ноября 1928 года родился сын Алексей Владимирович Баталов (умер 15 июня 2017), советский российский актёр театра и кино, кинорежиссёр, сценарист, педагог, Народный артист СССР.
Второй муж – Виктор Ефимович Ардов (настоящая фамилия – Зигберман; 1900-1976), русский советский писатель, сатирик, драматург, сценарист, публицист, карикатурист. Познакомились во время гастрольной поездки.
Первый сын Женя умер, прожив всего несколько недель.
Сын – Михаил Викторович Ардов (род. 21 октября 1937), советский и русский писатель, сценарист, публицист, мемуарист, клирик неканонической Российской православной автономной церкви, протоиерей, настоятель московского храма св. Царственных мучеников и Новомучеников и Исповедников Российских на Головинском кладбище, благочинный Московского благочиния РПАЦ.
Сын – Борис Викторович Ардов (1940-2004), советский и российский актер театра и кино, режиссер и художник-постановщик мультипликационных фильмов, педагог, кандидат искусствоведения.
Внучки – дизайнер Нина Ардова и актриса Анна Ардова.
Правнучка – актриса Софья Ардова.
Нина Ольшевская входила в ближайшее окружение Анны Ахматовой. В квартире Ардовых на Большой Ордынке Ахматова жила во время приездов в Москву и считала её своим «московским домом». Анна Андреевна надписала Ольшевской свой сборник «Бег времени»: «Моей Нине, которая всё обо мне знает, с любовью Ахматова. 1 марта 1966 г. Москва».
Фильмография Нины Ольшевской:
1930 – Человек остался один – Маруся Старостина
1935 – Я вернусь – Биби-гюль
1936 – Бесприданница – сестра Ларисы (нет в титрах)
Источник
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Ольшевская.
Ни́на Анто́новна Ольше́вская (31 июля (13 августа) 1908, Владимир — 25 марта 1991, Москва) — советская театральная актриса, мать актёров Алексея Баталова и Бориса Ардова и писателя Михаила Ардова.
Биография[править | править код]
Отец — ветеринар Антон Александрович Ольшевский, мать — зубной врач Нина Васильевна, в девичестве — Нарбекова. Родители отца — выходцы из Польши, сбежавшие в Россию, чтобы обвенчаться: девушка была урожденной графиней Понятовской, её родители были против брака с юношей, из хотя и дворянской, но небогатой семьи. В России молодые люди поселились в городе Владимире. Здесь у них рождается сын Антон, а 31 июля (13 августа) 1908 года — Нина.
Родители Нины, поженившись, никогда не закрывали дверь своего дома, стоявшего в центре Владимира, чтобы в любое время к ним могли обратиться за врачебной помощью (отец, несмотря на диплом ветеринара, занимался и врачеванием людей — начинал учиться именно на врача). Восприемником при крещении Нины стал Михаил Фрунзе[1], друг её матери, известный в будущем революционер, общественный деятель и военачальник.
У Нины Ольшевской довольно рано пробудился интерес к театральному искусству. Её приятель, Павел Геннадьевич Козлов, вспоминал, как совсем юная Нина Ольшевская занималась мелодекламацией, а он ей аккомпанировал на фортепиано.
В возрасте 17 лет она приехала в Москву и поступила в студию при Художественном театре. А педагогом, который стал руководить их курсом, был сам Станиславский.
Примерно через год после появления в Москве Нина Ольшевская вышла замуж за актёра Художественного театра Владимира Петровича Баталова. В 1928 году у неё родился первенец — Алексей.
После окончания студии её приняли в труппу, что, безусловно, могло считаться огромной удачей. Проработав в Художественном театре несколько лет, ушла оттуда, поскольку там ролей ей не давали и задействовали её лишь в массовых сценах и, в исключительных случаях, крайне редко ей доставались эпизодические роли. Она участвовала в гастрольной поездке вместе с другими молодыми артистами и там познакомилась со своим вторым мужем Виктором Ардовым.
Через несколько лет ей надоело «прозябание» в труппе Художественного, и она перешла в только что созданный Театр Красной Армии, но связь с МХАТом сохранила нa всю последующую жизнь.
В Театре Красной Армии «дела её пошли несколько лучше, какие-то роли ей давали, но в премьерши она так и не выбилась».
Во время Великой Отечественной войны эвакуировалась вместе с детьми, работала в Бугульминском русском театре.
Большим горем для актрисы стала смерть её маленького сына Жени, прожившего на свете всего несколько недель.
После войны вернулась в Театр Красной Армии, но дела там у неё шли не особенно успешно, хотя она была довольно способным режиссёром и в особенности педагогом. Обладая несомненным, как отмечает Михаил Ардов, даром декламации, она практически никогда публично не выступала, но зато она обучала этому искусству других.
Нина Ольшевская входила в ближайшее окружение А. А. Ахматовой. В квартире Ардовых на Большой Ордынке Ахматова жила во время приездов в Москву и считала её своим «московским домом». Анна Андреевна надписала Ольшевской свой сборник «Бег времени»:
Нина Ольшевская скончалась на 83-м году жизни 25 марта 1991 года, похоронена в Москве, на Преображенском кладбище.
Фильмография[править | править код]
- 1930 — Человек остался один — Маруся Старостина
- 1935 — Я вернусь — Биби-гюль
- 1936 — Бесприданница — сестра Ларисы (нет в титрах)
Режиссёрские работы[править | править код]
- 1959 — Серёжка с Малой Бронной (в соавторстве, соавтором выступил Леонид Черток); Театр Красной Армии
Источники[править | править код]
- Ольшевская, Нина Антоновна на «Родоводе». Дерево предков и потомков
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Михаил Ардов Вокруг Ордынки ч.1ч.2ч.3
- Михаил Ардов. Вокруг Ордынки. Портреты
Источник
Два года назад, 15 июня 2017 года, не стало Алексея Баталова. Бесстрашный канатоходец Тибул в «Трех толстяках» полюбился миллионам детишек. Князь Трубецкой в «Звезде пленительного счастья» стал олицетворением чести и достоинства. Георгий Иванович из фильма «Москва слезам не верит» показал пример настоящего мужчины. Таким и был в жизни Алексей Владимирович. Как никто другой он умел сплачивать свою большую дружную семью. Все его родственники и сегодня собираются вместе, и разговоры всё о нем.
«Лёша отодвинул меня от Гитаны»
Мира Валерьяновна, первым мужем которой был Борис Ардов,
младший брат Алексея Баталова, а вторым – Игорь Старыгин
– Лёша Баталов – мой любимый деверь, – рассказывает актриса Мира Ардова, – старший брат моего первого мужа Бориса Ардова. С Лёшиной дочкой Машенькой я нянчилась, когда она была совсем маленькой. Лёша уехал на съемки сказки «Три толстяка», Гитана-младшая отправилась с ним, а ее мама, Гитана-старшая, осталась с внучкой. Мы нянчились с этой девочкой все вместе. Красивая такая она, c огромными ресницами. Старшую дочь Алексея, Надю, я тоже помню малышкой, мы дружили с ее мамой Ирой Ротовой, первой женой Лёши. Жёны всех братьев общались между собой, нас сплачивала Нина Ольшевская, мама Лёши, моя любимая свекровь, в честь которой я назвала свою старшую дочь Нину. У Нины Антоновны не было бывших невесток, она нас принимала со всеми новыми мужьями и с детьми от этих мужей: мои девочки Аня и Нина – от Бори Ардова, Настя – дочка Игоря Старыгина. Мне кажется, что моя Аня, которая стала актрисой, была ближе всех к Лёше, он для нее любимый дядя. Но… когда не стало Нины Антоновны, Лёша нас отодвинул от Гитаны, а я хотела с ней общаться. Причин отстранения не знаю. Так что не видела я Лёшку лет двадцать до его смерти. Тут еще дело не только в нем, но и в том, что у меня были другие браки, другие родственники, три дочери. Дел хватало.
Мать Алексея Баталова Нина Ольшевская
и отчим Виктор Ардов с внучками Аней и Ниной
Конфликт из-за Арамиса
– Из ардовского дома уйти было невозможно! С последней женой моего мужа Бори Ардова, Людой Дмитриевой, которая служит в театре Калягина, мы жили в одном дворе. Свою дочь Настю – от моего второго мужа Игоря Старыгина – я родила в день рождения Люды Дмитриевой, последней жены моего первого мужа. Она меня отвозила в роддом. Так что в этой семье такие пересечения судеб, что и сценаристам не додуматься до подобных хитросплетений. Кстати, Лёша меня ругал, когда я разводилась со Старыгиным, всеми любимым Арамисом. Да, да, Игорек – настоящий Арамис, это его роль на 100 процентов. Мой внук весь в него – педант. Лёша так не реагировал, даже когда я разводилась с его братом Борей. Удивительная история! Лёша знал, что все мои мужья много гуляли и много пили, в отличие от него. Он был мастеровым парнем, чем и похож на своего героя из фильма «Москва слезам не верит». Он обожал машины. Первый автомобиль ему подарила Анна Андреевна Ахматова. В остальном Лёша не похож на своего героя из картины «Москва слезам не верит». Я изумлена была, увидев его в таком виде. Роль замечательная, но он все же Трубецкой, а не «он же Гоша, он же Юра, он же Жора».
Предотвратил беду
– Однажды мы с Ниной Ольшевской и Лёшей поехали к Анне Ахматовой в Ленинград. Перед отъездом Лёшка начал с машиной возиться. Мы с Ниной Антоновной извелись, торопили Лёшу. Он был сдержан, никогда не поддавался на женские истерики. И тут случилось непредвиденное. Аккурат перед машиной дорогу перебегала девочка. Она чудом успела перебежать. «Вы поняли, что могло бы случиться, если бы я приехал на минуту раньше, – сказал нам Лёша, – поэтому торопиться и суетиться никогда нельзя». В этом был весь Баталов – степенный, думающий, неторопливый, но везде успевающий.
Лёша одно время был председателем Союза кинематографистов, мог доставать продукты. В 90-е годы это была большая подмога. Он нес в семью и помогал всем родственникам. Думаю, Надю тоже не оставлял. Мы рады с ней общаться. Пусть звонит моим девочкам. Аня моя сейчас уехала на отдых, недельку выбрала.
С Баталовым не общались много лет
Нина Ардова
– Гитана моя крестная, – делится воспоминаниями Нина Ардова, племянница Баталова, дочь Миры Валерьяновны, – но мы не общаемся много лет. Понимаю Гитану, претензий нет. Больной ребенок – это большое испытание. Причем она знает, что травма Маши – это результат ее профессии, она была наездницей. Врачи понадеялись на спортивную закалку роженицы, не стали делать кесарево сечение, а в результате пришлось тащить ребенка, нарушив тем самым двигательные функции. Мозг не задет, она умный человек, ВГИК окончила. С дядей Лёшей мы не общались много лет. Аню совсем отодвинули от общения c ним, так как Анька как раз ровесница Маши. Другое дело – моя бабушка Нина Ольшевская, мама дяди Лёши, она принимала всех, даже мою маму, ее бывшую сноху, с ее новым мужем Игорем Старыгиным.
Игорь Старыгин со второй женой Мирой Ардовой и ее дочерью Анной
Дядя был учителем по своей сути. Например, когда он приглашал дворников, чтобы те прибрались, то сначала показывал им, как это делается. Помню, был как-то дядя Лёша у нас в гостях и обнаружил, что я в свои пять лет не могу пользоваться правильно вилкой с ножом. Алексей Владимирович уже было оделся, с порога возвращается, раздевается и начинает мне показывать, как пользоваться приборами. Дядька съел палку колбасы, но я на всю жизнь запомнила, что вилку держат в левой, а нож в правой руке. Дядя и папа вместе преподавали во ВГИКе, вели совместно курс. Папа хорошо преподавал, но все равно оттачивал все Алексей Баталов. Дядька не похож на своего героя Георгия Ивановича из фильма «Москва слезам не верит». Он похож на себя в картине «Звезда пленительного счастья». Вот там истинный Баталов, каким был в жизни.
Замкнулся в себе
– С дядей Лёшей мы виделись задолго до его смерти. Он ушел от внешнего мира, перестал общаться с родственниками. Он был весь в себе. Не оправдались надежды, не удалось вылечить Марию, которую куда они только не возили, чего только не предпринимали. Мы с Надей не друзья и не враги. Не общаемся. Нет времени. Представьте, у Бориса Ардова нас семеро, так вот мы встречаемся все вместе, только когда приезжает сестра Оля из Америки. Да мы и с Анькой, моей родной сестрой, видимся редко, поскольку обе заняты, а я ее очень люблю.
Источник
Часто пишут, что он коренной москвич, но родной город суперзвезды «золотого века» советского кино – Владимир.
Выросший в столичном доме отчима, сценариста фильма «Светлый путь», он говорил: «Я – москвич, но родили меня во Владимире». И добавлял при этом: «Фамилия наша, Баталовы, – крестьянская. Она происходит от слова «ботало» – это колокольчик, который вешали на шею коровам». Он соединил в себе крестьянскую близость к простым людям, гордую осанку предков-шляхтичей, талант родителей-актеров и гены владимирской бабушки, годы отсидевшей в сталинских лагерях.
Крестьянско- дворянский артист
Мать Алексея Баталова, Нина Ольшевская, родилась во Владимире в 1908 году в семье сына главного лесничего Владимирской губернии, женатого на польской аристократке, графине Понятовской.
По семейному преданию, был Антон Ольшевский незнатным дворянином, и тайно обвенчавшиеся влюбленные бежали из Польши во Владимир от гнева высокородной родни. Нина Ольшевская потом вспоминала, как в детстве ее и младшего брата Анатолия на «католическое Рождество» водили поздравлять деда и его графиню. Но причина переселения баталовских предков в Россию могла быть и другой. Сто лет рвались поляки из состава Российской империи, и особо активные оказывались во владимирской тюрьме. А другие – как польские солдаты, для которых во Владимире даже выстроили костел, – попадали к нам в положении наполовину пленных.
Родной отец Баталова играл простаков и снял фильм «Бабы».
Владимирский дед Баталова точно был непокорным шляхтичем, он собирался стать врачом, но с медицинского факультета вылетел за то, что во время пения «Боже, Царя храни» не встал по стойке смирно. И поневоле сделался ветеринаром. Невероятно вспыльчивый Антон Ольшевский смело отправлял недругов «ко псам!», не разбирая чинов. Так и умер под кулаками большевистских следователей: посылая к собачьим чертям красных комиссаров.
Бриллиантовый дым
Бабушка Баталова, Антонина Ольшевская, была известным во Владимире зубным врачом, а родилась она в дворянской семье Нарбековых, имевшей татарские корни. Прямо из их дома (в нем и родился Алексей Баталов) детей пешком водили на службу в Успенский собор. Еще лет 10 назад он стоял на Большой Московской улице близ Вокзального спуска, сейчас там новодел «в лужковском стиле». Более богатый дом ее предков на подъеме Студеной горы еще 10 лет назад занимал туберкулезный диспансер, от которого остался только зараженный пустырь за высоким забором.- Эти баре закопали от народа свои бриллианты, – судачили владимирцы, забыв, что в семье арестованных в 1937-м дантиста и ветеринара Ольшевских золото водилось разве что для зубных коронок.
– Я и без объяснений знал, что моя бабушка-врач никогда не была врагом народа, – вспоминает Алексей Баталов. – И дедушка, и оба дяди не были. Все они были осуждены по 58-й статье, но что бы мне ни вдалбливали в школе пионерские и комсомольские начальники, я никого из родни не предал. Один мой родич лежит в общей могиле во Владимире, второй – остался на лесоповале где-то под Кандалакшей. Бабушка умерла, отсидев бог знает сколько лет за то, что была дворянкой, еще кем-то, кем быть возбранялось…
А ведь все Нарбековы-Ольшевские как раз выступали против царской власти, состояли в партии социалистов-революционеров – эсэров, причем бабушка Антонина была местным вожаком. Годами терроризировавший Иваново-Вознесенский уезд Владимирской губернии Михаил Фрунзе тоже сперва примкнул к эсерам, был ее близким другом, и даже стал крестным отцом дочери, той Нины, которая станет матерью Народного артиста СССР. Саму Антонину от ГУЛАГа кумовство с Фрунзе не спасло – из лагерей ее выпустили уже погибающей от рака…
Открытки с начинающим актером сразу издавали сотнями тыяч.
Баталов от Баталини?
И все же, несмотря на пролетарскую революцию, мать Баталова воспитывали в лучших дворянских традициях. Владимирский житель Павел Козлов вспоминал, как совсем юная Нина Ольшевская занималась мелодекламацией, а он ей аккомпанировал на фортепиано. В 17 лет она приехала в Москву и поступила в студию при Художественном театре, где училась у самого Станиславского. Вскоре вышла за актера Владимира Баталова, игравшего под псевдонимом «Аталов», ведь во МХАТе его родственников работало восемь человек, а брат его, Николай Баталов, сыграл начальника трудовой колонии в знаменитом до сих пор фильме «Путевка в жизнь». «Дядя Коля Баталов уверял, что пошел наш род от Баталини – был такой цирюльник при дворе Екатерины II. Но во МХАТе и не такое придумывали!» – шутит сам Алексей Баталов. Все они были крестьянской породы, единственный поставленный Баталовым-отцом фильм запросто назывался «Бабы».
«Кушать подано!»
Рожать Алексея Нина Баталова-Ольшевская поехала во Владимир, поближе к маме, знакомой со всеми городскими докторами. А вскоре ее актерский брак распался. Новый муж – писатель Виктор Ардов – несколько лет вместе с молодой женой и приемным сыном Алексеем Баталовым делил свою квартиру с бывшей супругой, а потом и вовсе попал в немилость. Так что деньги на кооператив в престижном доме Нина сама… выиграла в карты у гостившего у поэтаАсеева богатого иностранца.
Став актером, Баталов въехал в родной двор на личной «Волге».
Собственная актерская карьера была принесена в жертву семье, пополнившейся сыном от Ардова Михаилом (он, кстати, ныне московский священник Автономной церкви, основанной в Суздале монахом-раскольником Валентином Русанцовым). Пока муж был на войне, Нина с сыновьями прожила два года в эвакуации в Бугульме, держалась молодцом, хотя по своему воспитанию была белоручкой. Сыновья вспоминают до сих пор пироги с картошкой, которые она пекла, это казалось неземным лакомством. Там она создала театр, где впервые сыграл 14-летний Алексей Баталов.
– Вышел на сцену официантом с подносиком, не обольщался ни судьбой актерской, ни аплодисментами, – вспоминал он. – Что я буду в театре – не сомневался никогда. Но я понимал: или ты актер, или… И потом мне всегда помогал пример бескомпромиссных людей, живших рядом. Все они были бедны материально, но компенсировали это духовным богатством. Ахматова, Зощенко, Пастернак – я знал этих людей, видел их жизнь…
«Москвич» от Ахматовой
Да, после войны у Ардовых, прямо в шестиметровой комнате Алексея Баталова подолгу жила Анна Ахматова, которую он считал «приемной бабушкой». Когда, отслужив в армии (в театре им. Советской Армии), Баталов демобилизовался, Ахматова дала ему деньги на покупку хорошего костюма и обуви. Но он, как балованный внук, купил на эти деньги подержанный «Москвич». В той же квартире вернувшаяся из Владимирского централа певица Лидия Русланова вспоминала, как сидела в камере с тихой старушкой-монахиней. Она сослепу сунула в печку оставшуюся от немцев противотанковую гранату и после взрыва была осуждена за теракт…
Ахматова, маленький Алексей Баталов и его мама – Нина Ольшевская.
Не видеть Владимир!
Судьбы освобожденных лагерников только углубляли раны в сердце матери Баталова, она больше никогда не хотела видеть родной Владимир, где хлебнула столько горя…Как-то лет 40 назад в сельцо Акиншино во Владимирской области мать Баталова с младшим сыном Михаилом ездила отдыхать. Рядом поселок Мстера, где Нина, когда выходила замуж за Владимира Баталова, заказывала у вышивальщиц подвенечное платье. По дороге она ни в какую не хотела сойти с поезда во Владимире, но пришлось все же остановиться. В ожидании транспорта зашли в ресторан при вокзале… До революции дед Баталова, шляхтич Антон, всякий день посещал это заведение – он в свое время крепко выпивал. Она сказала, что даже картины в ресторанном зале (это здание давно снесли) висели все те же и на тех же самых местах…Но так и не повидали они старый дом на Большой Московской, где дожила свой век престарелая родственница Баталовых и Ольшевских. Соседи запросто звали старушку «баба Соня», хоть и ухаживала за ней, как за хозяйкой, верная бывшая домработница Анюта. Зато как были потрясены жители, когда однажды «сын Ольшевской» приехал к ним за рулем шикарной белой «Волги»… Это ставший звездой Алексей Баталов однажды вдруг появился в родном владимирском дворике.
ДОСЬЕ
БАТАЛОВ Алексей Владимирович, актер, режиссер, сценарист. Окончил Школу-студию МХАТ (1950). В 1953-1956 играл на сцене МХАТ им. М. Горького, в 1957-1975 – актер и режиссер к/ст «Ленфильм». В кино снимался с 1944 по 1997 годы, сыграл более 35 ролей. С 1975 – педагог ВГИКа, профессор. Народный артист СССР (1976), Лауреат Гос. премии СССР (1981 – за участие в фильме «Москва слезам не верит»), Лауреат Гос. премии РСФСР (1968 – за участие в фильме «Девять дней одного года») и премии Ленинского комсомола (1967). Премия «Кинотавр» в номинации «Премии за творческую карьеру» за 1997 год.
Источник