Обвенчан с бывшей женой
В настоящее время в православии влюбленные люди иногда решают скрепить свой союз перед Богом и проводят обряд венчания. Но что делать, если семья распалась? Можно ли развенчаться?
Венчание – это церковный обряд бракосочетания. Провести его можно лишь в том случае, если брак зарегистрирован в ЗАГСе. А что делать, если семья распалась? Что такое церковный развод и существует ли он в принципе, отвечает Алексей Колыванов, священник, проректор по учебной работе Оренбургской Духовной Семинарии.
Возможен ли развод после венчания?
К сожалению, разводы случаются. Хотя создание семьи – это один раз и на всю жизнь. Господь Иисус Христос в Евангелие, в Священном писании не раз это подчеркивает: что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Однако сам Господь Иисус Христос в Евангелие указывает на единственную причину для развода – измена, прелюбодеяние. Сейчас список причин для церковного развода несколько расширился. В основах социальной концепции русской православной церкви – это официальный церковный документ — указано несколько причин для церковного расторжения брака. К ним относят: хронический алкоголизм, подтвержденный врачами; прямую угрозу жизни супруга, супруги или детей и так далее. Поэтому возможен повторный церковный брак в качестве некоторого исключения из правил.
Что такое развенчание?
Такого понятия, как «развенчание» или «развенчивание» в принципе нет. Есть благословение на повторный брак. Часто люди приходят в церковь именно с просьбой развенчать их. Священнослужители объясняют: если люди решили прекратить свою семейную жизнь их официальный развод, совершенный в ЗАГСе, можно сказать, автоматически является развенчанием. Если люди не живут вместе и это официально оформлено, значит, факт венчания на них дополнительных обязанностей не налагает. Они сами разрушили свой брак и больше не муж и жена ни перед людьми, ни перед Богом. При желании венчаться во второй раз, необходимо: зарегистрировать брак в ЗАГСе и прийти в тот храм, который обычно посещают, и обратиться к священнику. Если ситуация не является какой-то неоднозначной, то сам церковнослужитель может принять решение о возможности их венчания. Это бывает в случаях, если нет разногласий между супругами, если пришла невиновная сторона, если все вопросы и проблемы с предыдущим браком решены. Если же приходской священник не может решить этот вопрос, тогда его решают в Епархиальном управлении. В Оренбурге оно находится на Советской, 43. Там всегда есть дежурный священник. Ежедневно с 10.00 до 12.00 он занимается подобными вопросами. Нужно прийти вдвоем, взять с собой документы о расторжении прошлого брака и заключении нового. В ходе анализа этих документов и в ходе беседы выясняется возможность или невозможность заключения повторного церковного брака. Недавно был принят общецерковный документ о венчании, где указывается, что допускается максимум 3 церковных брака. При этом учитываются и те браки, которые не были освещены таинством венчания.
Алексей Колыванов
Сколько времени должно пройти с момента развода до повторного венчания?
Четкого ограничения нет. Но случаи бывают разные. Одна ситуация, если люди 10 лет прожили во втором браке и решили повенчаться. Другая – если прошло 2 недели после развода. Вторая ситуация вызывает сомнения. Обычно рекомендуют повременить.
Отличается ли второе венчание от первого?
Отличаются чины венчания. Есть первый и второй чины. Если над людьми уже ранее совершалось таинство венчания, то второй раз оно совершается по чину, который включает в себя покаянную молитву. Господь в Евангелие говорит, что всякий, кто женится на разведенном, тот прелюбодействует. Повторные браки совершаются, прежде всего, по немощи человеческой, а не по воле Божьей. Поэтому в молитвослов включается ряд покаянных молитв, чтобы люди понимали этот момент.
А если брак является повторным только для одного из супругов?
Как правило, в этом случае возможно снисхождение и таинство проводится по первому чину. Однако встречается мнение, что нужно поступать по строгости и если это второй брак хотя бы для одного, нужно употреблять второй чин венчания. По словам отца Алексея в практики ни так часто совершаются повторные церковные браки. Сейчас вообще венчаний ни так много, по сравнению с тем, что было 10-15 лет назад. В среднестатистическом храме нашего города совершается 3-5 венчаний в месяц. Это очень мало, по сравнению с количеством регистраций брака и количеством крещений.
Татьяна Гайдук
https://orenweek.ru/41205/
Источник
Брак, семья, венчание – это вопросы, которые
сегодня активно рассматриваются с различных точек зрения
не только в церковных СМИ. Остроту этим дискуссиям придает
и ставшая уже для многих привычной практика частой смены
так называемых «партнеров», без скрепления
отношений рамками семьи и каких-то обязательств друг перед
другом. Конечно, это касается в первую очередь людей,
далеких от Церкви, но что греха таить, ведь и церковные
браки не всегда выдерживают испытание временем и
обстоятельствами. Вот почему, вероятно, одной из главных
тем, вокруг которой сосредоточилось обсуждение проекта
документа «Об упорядочении практики совершения
браков, в частности повторных», стал повторный
брак. А насколько возможно вступление во второй и третий
брак по благословению Церкви, то есть в брак, освященный
церковным Таинством? Об этом мы беседуем с известным
духовником протоиереем
Валерианом Кречетовым, настоятелем храма Покрова
Пресвятой Богородицы в Акулово.
Протоиерей Валериан Кречетов
– Отец Валериан, а разве возможно в принципе
совершение второго венчания при живом супруге?
– При живом супруге, согласно Святому Евангелию,
только при одном условии: если прежний брак распался из-за
прелюбодеяния. При живом супруге во второй раз венчалась,
например, Маргарита
Тучкова (по благословению митрополита Филарета).
Конечно, это был исключительный случай, но бывает всякое.
Церковь ведь идет по пути милосердия, по пути любви.
В Церкви существуют три положения: «нельзя»,
«не положено» и «не принято».
«Нельзя» – значит, нельзя. «Не
положено» – например, не положены поклоны по
уставу, бывают еще какие-то обстоятельства, когда что-то
не полагается. А есть некоторые вещи, которые совершать
принято определенным образом – или же не принято.
Существует всего два чина совершения таинства брака.
Причем второй чин – для вступающих во второй брак
(если один из супругов овдовел). А при живом супруге
– особый случай. Если вторая половина уходит из
семьи и не желает жить с бывшим супругом, то – как
сказал Господь: «даст книгу
распустную…» Но, добавляет Он, –
«за жестокосердие ваше». А вообще-то, кроме
как из-за прелюбодеяния, не должен супруг отпускать свою
вторую половину. Но бывает, что по-человечески один из
супругов не выдерживает, например, пьянство другого или
что-то еще.
А сейчас большим бедствием стало то, что теперь всё
переводят на деньги. Часто слышатся упреки супругов:
«Ты не зарабатываешь!» или «Ты мало
зарабатываешь!» Да мало ли кто сколько зарабатывает!
Но сегодня миром правит капитал, деньги, они в современном
мире находятся «во главе угла».
Разумеется, третьего венчания не существует. Но сегодня у
нас всё настолько перепутано, что трудно понять: они
венчались? А как считать, в который раз: в третий, в
четвертый или в пятый? Они повенчались, брак
считается… А теперь еще появился так называемый
«гражданский брак» (ГБ). «Гражданский
блуд» в сокращении, он же – «гражданский
брак». Это, конечно, беда нашего времени…
В этих случаях один только выход: молиться и просить
вразумления от Бога. Разобраться, кто прав, кто виноват,
сложно: в любой истории есть вина каждого человека.
Конечно, больше виноват тот, кто умнее. А как Господь
судит – это уже Его святая воля.
– Когда рукополагается священник, он снимает
свое венчальное кольцо, кладет его на престол,
символизируя тем самым, что он обручается с
Богом…
– Это его особое служение. Венчаться священник может
только один раз.
– Однако проект нового документа выносит на
обсуждение вопрос о возможности второго венчания и для
священника в том числе. Всем нам известны ситуации, когда
молодой батюшка после внезапной или трагической кончины
своей супруги остается в одиночестве с многочисленной
семьей на руках. Помимо своего церковного служения, он
оказывается связан и бытовыми обязанностями, а часто эти
батюшки вообще еле сводят концы с концами – у нас
множество и бедных приходов.
– Вообще-то такие примеры история Церкви знает, но
ни о каком «втором венчании» речи никогда не
шло. Например, отец Алексий
Мечёв овдовел и остался с семей на руках. Все мы знаем
его жизненный путь…
Дело в том, что здесь важно усматривать пути Промысла
Божия – невозможно говорить отвлеченно. Значит,
такова воля Божия.
Видите, в чем дело: если мы идем на какие-то поступки,
выбираем себе какие-то обходные пути, значит, мы не честны
перед Богом и самими собой. Пример военных: если ты выбрал
военную карьеру, ты знаешь: или ты останешься калекой
после войны, или вообще погибнешь! Но ты выбрал этот путь
и готов к нему. Или ты выбрал себе карьеру моряка: они по
полгода часто вообще не видят свою семью – и должен
принимать такое положение вещей. Это уже выбор каждого
отдельного человека! Другое дело, что не все серьезно
осознают это.
Когда-то я сказал своему отцу о желании уйти в дальнее
плавание, а он ответил: «Пока ты молодой, тебя тянет
в путешествия. А когда у тебя будет семья и ты будешь
где-то болтаться вдалеке от нее, так белугой
завоешь!» Это он просто так образно сказал, но была
в его словах и подсказка: кто может выдержать? И врачами
не все могут быть, и в морге не у всех получится работать.
Это – особенности каждого служения.
– Часто у многих вызывает вопросы связь
Церкви и современного государства. Ведь сегодня Церковь
считает брак действительным и совершает венчание лишь в
том случае, если существует гражданское оформление брака.
Да, нам известны слова апостола Павла: «Нет власти
не от Бога» И всё же… Как может Церковь
признавать брак, лишь документально зафиксированный, и
только на основании этого документа совершать Таинство
венчания? Разве недостаточно одного церковного венчания,
именно Таинства, ведь «браки совершаются на
Небесах» (если опустить, конечно, формальную сторону
этого вопроса)?
– Мы не больше апостола Петра, который сказал:
«Если и все отрекутся, я не отрекусь!» –
а потом трижды отрекся, да еще с клятвою. Поэтому
предусмотреть, как себя поведут люди, вступающие в брак,
очень трудно. Часто про себя не знаешь, что сказать, а уж
тем более о чужих планах. Нам, конечно, нередко приходится
с этим сталкиваться и разбираться. Вот, например, люди
разошлись. Кому принадлежит дом? А он ни на кого не
оформлен – получается: никому не принадлежит…
И так далее. Конечно, это не самое главное в духовном
смысле, но если формальная сторона так уж не важна –
почему ее не выполнить? Почему и не расписаться, если
никакой разницы нет? Для Таинства это никакого отношения
не имеет, почему не сделать? Если нет никакой разницы:
распишись, венчайся, живи…
Это как в случае с соблюдением поста. Говорят: «Не
всё ли равно, что нам есть?» Да, всё равно: так и
ешь постное! Или еще: «Да какая разница, с маслом мы
едим или без масла (растительного)?» Ну, если нет
никакой разницы, так и ешь без масла!
– Важно послушание Церкви?
– Да, послушание Церкви. Ведь не сложно это, в самом
деле: ну почему не расписаться? Дело в том, что Церковь
все-таки признает брак, с уважением относится к браку.
Надо понимать, что вообще брак – это не церковное,
это гражданское установление. Брак
существовал еще до христианства, это древнее установление
у многих народов. Но если у человека был второй брак,
конечно, он не может быть священником (пусть даже это был
и невенчанный брак). Всё равно это был брак! По уставу
– так.
Конечно, бывают тут и исключения, бывает власть
архиерейская, но вообще-то – это так!
– Некоторые священники поступают в каких-то
случаях «по
икономии», хотя часто подобная
«икономия» не встречает отклика в сердцах
верующих. А бывают редкие случаи, когда человек из
монастыря приходит в мир и венчается…
– По Уставу, такой не имеет права венчаться!
Гражданский брак в таких случаях возможен, но не
церковный!
– Хотелось бы попросить вас, дорогой отец
Валериан, обратиться к нашим читателям с пастырским
словом. Сегодня такое лукавое время, когда многие из нас
вроде бы живут в ограде Церкви, но подчиняются своим
законам и установлениям, выработанным лично для себя,
которые кажутся более приемлемыми. Часто каждый строит
какую-то частную церковную жизнь для себя, не имея
возможности жить жизнью прихода.
Когда мы говорим о приходской
жизни, которая была до революции и существует сегодня
в некоторых Поместных Церквах (например в Сербии), нам
трудно представить себе, что это такое в действительности.
Там на приходе часто собираются после Литургии, обсуждают
какие-то животрепещущие вопросы, да просто говорят о
прочитанном Евангелии… Как вы думаете, что сегодня
является важным для прихода?
Протоиерей Валериан Кречетов
–
Тут нужно помнить одну важную вещь: давайте сравним
Сербию и Россию по размерам: малым коллективом всегда
легче управлять!
Когда-то, в свое время, мне был задан вопрос по поводу
глобализации. А до этого я как-то прочитал одну статью
(независимо от этого) о том, что если человек создаст
аналог человеческого мозга (начиненный всякими
микрочипами), а одна десятитысячная этих элементов его не
сработает – значит, и вся эта система работать уже
не будет, безнадежно! Потом уже отец Иоанн Вавилов сказал
мне: вроде бы пришли к выводу, что чем человек сложнее,
тем надежнее. А оказалось наоборот: чем сложнее –
тем безнадежнее. Еще один западный вольнодумец сказал:
«Для больших государств необходима диктатура».
Такое вот общественное управление возможно только для
небольших обществ, потому что там еще как-то можно
удержаться.
Больше того, келейник владыки Нестора, ныне покойный,
рассказал мне интересную историю. Когда спросили его, как
он относится к построению коммунизма, он ответил:
«Бесполезное занятие!» Его спросили: «Вы
что, против?» – «Нет, не против, но
занятие бесполезное!» – «А
почему?» – «Да потому что у первых
христиан уже было всё общее, но долго они не
продержались!» А дальше уже больше не
экспериментировали, потому что дальше уже невозможно.
Так вот, сравнение это с Сербией, например, можно как-то
понять из этого примера: если организация небольшая, там
легче всё это устроить.
У нас ведь тоже есть отдельные приходы, где идет настоящая
приходская жизнь. Но территориально в больших городах они
рассредоточены, поэтому тут и сложнее всё! Это что
касается приходской жизни.
А если говорить о самочинии, то об этом сказал еще
святитель Феофан Затворник. Он писал, что дух самости, дух
разделения привел к тому, что Западная Церковь отделилась
от Восточной. А потом этот дух самости стал делить и
Западную Церковь (и Восточную, кстати) на всякие
национальные и еще какие-то ветви. Пытается он разделить
Церковь. Сначала была одна Церковь, потом – две,
потом возникли различные государства. Теперь что ни город
– своя Церковь. А под конец, как говорят, будет так:
«что ни голова – своя вера». Об этом
писал святитель Феофан. Так что это всё предсказано. Нам
нужно вернуться к истокам, к тому, что было до нас.
Например, была Оптина, были отец Иоанн
Кронштадтский, отец Георгий Коссов… Были
отдельные светильники со своими приходами – мы и
должны к этим образцам возвращаться. А там – как уж
получится. Так и получится!
– На днях в свет выходит ваша новая книга
«Как нам обустроить себя?». Расскажите,
пожалуйста, немного о ней.
– В эту книгу собрали слова, сказанные перед
исповедью. Ведь когда блудный сын «ушел на страну
далече», по возвращении к отцу он (как сказано в
Евангелии) «пришел в себя». «Пришел в
себя» – то есть он оценил свою жизнь, сравнил
ее с прежней, и с этого началось у него движение к
покаянию, движение к возвращению в родной дом.
Вот это как раз и есть: «обрести себя». Об
этом отец Сергий Мечёв говорил: «Нужно в себе самом
найти образ Божий». И в каждом человеке видеть образ
Божий. Потому что именно об этом сказано в Евангелии:
«Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят».
И не только Бога они узрят – они в каждом человеке
увидят образ Божий! Поэтому для чистого всё чисто, а для
нечистого – всё нечисто. И признак чистоты –
не видеть грехи других людей. А признак нечистоты –
это именно когда мы видим только грехи другого человека.
Этот образ Божий – его в себе именно нужно, прежде
всего, обрести и восстановить. Собственно, что такое
образование? Образование – это воссоздание в
человеке образа Божия. Это – первое. Второе –
умение мыслить. И только на третьем месте стоят знания. Но
первое – это восстановить в себе образ Божий,
образоваться! То есть быть совершенным, «как Отец
ваш Небесный совершен есть»!
Источник
Анонимный вопрос
22 мая 2018 · 51,6 K
Религиовед, эколог, биолог
Венчание это не просто обряд, это – Таинство. Таинства происходят в вечность. Нельзя же, например, распричаститься или раскреститься! Брак расторгается “автоматически” только в одном случае: при измене одного из супругов. Вот что говорит Господь в Евангелии: “А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует”. Можно получить благословение на повторный брак от правящего архиерея. Если супруги просто “не сошлись характерами”, то они и после своего юридичского развода остаются в браке.
Слава Богу. Что хоть церковь проявляет заботу о сохранении наших браков и нашей нравственной чистоте.
Вообще то брак- это не в магазин сходить! Сознательно все нужно делать, а уж тем более вступать в брак!
Для некоторых свадьба или венчание-просто мероприятие!
Так что развенчиваться – не советую! Советую не венчаться, если мероприятие ради галочки!
Бога не обманешь!
Жена просто сказала мне, давай разводиться. Причина? А никогда тебя и не любила. А как же венчание? Мой духовник со мной разговаривал, и дал мне одобрение на развод. Со мной не разговаривал. ???? вот и все дела. Через пять лет бывшая снова вышла замуж и вернулась. А от её духовника жена от самого ушла, с четырьмя детьми. К другому. Духовник этот… Читать далее
Я знаю что для развенчания надо идти к священнику и беседовать с ним .Это как исповедание.Сейчас многие пары стараются повенчаться , что якобы брак будет крепче.Он действительно будет крепче.Но идут многие не имея твёрдой веры.Потом всякое может произойти…семейная жизнь – это крест.И несут его оба..муж и жена.. Бывает… не сошлись характерами.Чтож… Читать далее
Мама двоих детей. Работаю экономистом. Везде люблю совать свой нос – поэтому…
Светлана, как жаль, что мы зачастую не придаем значения смыслу слов,которые произносим или пишем. Нет выдачи… Читать дальше
Зачем венчаться, если человек против?
Венчание не имеет смысла, если хотя бы один супруг против этого. Потому что венчание – это приглашение Иисуса в свой брак. А если супруг против, то Бог не будет против его воли вторгаться в брак. Поэтому и венчание не сработает.
Мне кажется, чтобы брак был угоден Господу, нужно любить супруга и всю жизнь быть ему верным даже в мыслях.
По современным церковным правилам обязательной является только гражданская регистрация брака.
Хотя если люди верующие, но не венчаются, то мне это кажется странным…
Прочитать ещё 3 ответа
Изменяют ли священники или священнослужители своим жёнам?
Жерар, сын Сварога, повелитель муромских лесов, из рода Серых Псов
Почему такие вопросы вообще возникают у людей, кто-то наивно полагает, что все священники являют собой образец морали и нравственности? По сути это такая же профессия, которой учат в институтах, как врач или учитель, те же грехи и так далее, какой-то процент учеников семинарий, не могу сказать точно какой, идет в священники как раз потому, что это довольно прибыльно, если попал в нужный приход. По собственному опыту могу сказать, что те священники, которые служат в небольших деревенских приходах раз в неделю и то за доброе слово, скорее всего действительно грешить и изменять женам не будут, ибо искренне верят во всю эту систему наказаний и моральные постулаты в виде заповедей, встречал таких людей, чаще вызывали симпатию, а вот практически все высокие шишки и настоятели хлебных приходов весьма вероятно грешат так же, как и все мы, если не больше, примеров приводить не буду, сами все знаете
Прочитать ещё 7 ответов
Каковы основные различия между православной, католической и протестантской церковью?
Музыкант, веб-разрабочик. Для вопросов “напишите код за меня” существует StackOv…
Вопрос опасный. Как минимум потому, что слишком много людей находятся в каждой из трех конфессий, и неизбежно начнется срач… Но все же… У меня целых 105 очков, могу себе позволить и в минус уйти. Без философских рассуждений, чисто по факту, по списку, так сказать:
АХТУНГ! Абсолютно непредвзятое отношение!
Православие:
- Есть триединый Бог, Богоматерь, бесчисленные святые и мученники. Основной упор идет, как ни странно, на святых – к ним обращаются в большинстве случаев. На разные случаи разные святые, но в целом, к кому-нибудь из Святой Троицы обращаются реже. Еще ангелам молятся.
- Иконы, мощи
- Канонические молитвы и песнопения
- Длинная иерархическая цепочка (не знаю, как еще это назвать. Я стараюсь передать суть, а не быть “политкорректным”)
- Нет мирового главы. В смысле, Патриарх Кирилл – глава православной церкви в России (комментарий 2: и Беларуси, но не Болгарии)
- Общие, так сказать, календарные причастия, и их, насколько я помню, не так уж много. Но можно причащаться и каждый день.
- Четко регламентированные богослужения (за пунктом “А” всегда идет пункт “Б”, и он всегда одинаковый). Естественно, есть несколько “регламентов” для различных обстоятельств.
- Язык – старославянский или древнерусский… Вечно путаюсь… В какой-то степени даже близкий к древнеболгарскому.
- Вот сейчас не надо на меня орать и кидаться тапками, потому что это правда, и все это знают: 80% (не поворачивается язык так сказать, но просто как по-другому – я не знаю) “оказываемых церковью услуг” – платные. Бесплатно только зайти помолиться (без свечки), присутствовать на богослужении. Водички попить…
- В песнопениях используется ТОЛЬКО ХОР, “музыка” – древняя (вы не поверите, но ее корни уходят в григорианские хоралы XI века! Люблю иногда зайти послушать… Кое-где в глубинках (но таких мест – по пальцам пересчитать) до сих пор поют по невменной записи. Естественно, мелодия еще ближе к XI веку)
- У священников это – единственная “работа”. В смысле, они больше нигде не работают. Они могут делать что-то еще и брать за это какую-никакую плату (например, писать иконы и продавать их), но, к примеру, быть директорами шоколадных фабрик они не могут).
Католицизм:
* Есть триединый Бог и Богоматерь и святые. Основной упор идет на Христа и Богоматерь. На последнюю в первую очередь.
* Иконы есть, хотя более похожи на картины и не так распространены.
* Канонические молитвы и песнопения
* Длинная иерархическая цепочка
* Есть мировой глава (Папа Римский)
* Причастие каждое богослужение, но принимать его могут только те, кто, так сказать, прошел подготовительный курс. У католиков первое причастие (первая коммуния, если не ошибаюсь) – это знаменательный день, который отмечают как праздник, дарят подарки.
* Четко регламентированные богослужения. Регламентированна даже каждая реплика ксёнза (священника), которую он говорит (если только это не проповедь) (то есть все, кроме проповеди – по регламенту). Естественно, на разные обстоятельства – разные регламенты.
* Язык – не могу точно сказать. Раньше везде была латынь. Теперь, в Беларуси, – белорусский, но ближе к Польше – польский. В Польше – родной для Польши польский язык.
* Почти все услуги бесплатны
* В песнопениях, помимо хора, используются инструменты. Это может быть только орган (в основном так и есть), а могут быть и другие инструменты (в дополнение к органу). (иногда захожу послушать орган)
* У священников это – единственная “работа”, у служащих пониже в звании – не обязательно.
* В отличие от других здесь названных конфессий, католические священники дают обет безбрачия.
Протестантизм:
* Есть триединый Бог (Богоматерь и святые тоже есть, но только в плане “существуют” – им не молятся) – первая заповедь: “Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.” (Исход 20:2-3). Иными словами, протестанты руководствуются принципом “Молись Творцу, а не творению”.
* Икон и мощей нет – вторая заповедь: “Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.” (Исход 20:4-6). В Библии вообще ооочень много мест, где так или иначе говорится “Я – твой Бог, молись и поклоняйся только мне, или пожалеешь ты и твое потомство”. Разными словами, но суть такая.
* Молитвы и песнопения не канонические. Молитвы каждый раз разные, и они, по сути, являются живым сиюминутным разговором, а не заученным стихотворением. Песнопения везде разные. Есть те, которые довольно распространены, есть и малоизвестные. Одно точно: все песнопения написаны теми или иными “группами прославления”, или просто прихожанами.
* Очень простая иерархия: есть пастырь, иногда есть его помощник (дьякон), и есть паства. Примечание: у протестантов есть разделение на, так сказать, степени консервативности – баптисты, пятидесятники и еще несколько. И вот над каждым таким “течением” есть епископ.
* Нет мирового главы. Фактически, пастор какой-либо церкви – это высший “чин”. Епископы нужны только для того, чтобы следить за неизменностью каких-то основных принципов течения, и чтобы пастора не несли отсебятину.
* Причастие каждое первое воскресение месяца и пасху. Бывают исключения, но это зависит уже от церкви. Кто может принимать причастие – тоже зависит от церкви. В основном это либо “все”, либо “крещенные”
* Богослужения не регламентированы. Безусловно, какой-то порядок есть, но он не общеконфессиональный и нигде не прописан. У каждой церкви может быть свой.
* Язык – родной.
* Все бесплатно.
* Для всех служащих служение – это как хобби, даже, скорее, послушание. То, что они делают по собственному желанию и из любви. Им за это никто не платит. Да, у них есть другая работа.
* В песнопениях используются разные инструменты, в том числе и современные. Многие не протестаны, мягко говоря, критикуют последних за то, что это громко, вульгарно и не достойно Бога. Просто прочтите 150 псалом, и вы все поймете:
Хвалите Бога во святыне Его, хвалите Его на тверди силы Его.
Хвалите Его по могуществу Его, хвалите Его по множеству величия Его.
Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях.
Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе.
Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных.
Все дышащее да хвалит Господа! Аллилуия.
_____
Ну а теперь чисто мое личное мнение, уже немного субъективное, хотя по большей части – эмпирическая оценка и выводы:
Из этих трех конфессий протестанты ближе других к писанию, и они не превратили служение богу в ритуал и обязаловку. У них это больше похоже не приступ щенячей радости и необъятной любви. Также стоит отметить, что православие дальше всех зашло в “бизнесе” – делай то, делай так, плати. Еще неприятно, что, в отличие от протестантов и нынешних католиков, у многих православных такая позиция: если ты не православный – ты веришь неправильно, и вообще ты еретик. Это, знаете ли, обидно.
Еще одна особенность протестантов: их церкви довольно маленькие, и они собираются в определенные дни в определенное время, проводят богослужение и расходятся. Но при том внутри церкви (если они маленькие, а не полторы тысячи человек) все друг друга знают, и отношения как в семье. Такого нет у католиков и православных В БОЛЬШИХ ГОРОДАХ – там двери всегда открыты. Приходи, делай что хочешь, таких как ты – тысячи, всех не запомнишь. Безусловно, в меньших общинах наблюдается то же, что и у протестантов.
И еще: у протестантов не крестят младенцев, потому что крещение – это завет человека с Богом о том, что первый обязуется не грешить и следовать Слову Божию, а это нужно делать осознанно. Протестанты к этому готовятся.
____
P.S.: Пожалуйста, не минусуйте, если наши мнения не сошлись. Я старался, писал это 2 часа, полностью подавил свое личное мнение и перечислял исключительно факты. Пожалуйста, если вы в чем-то не согласны – напишите свой ответ. Гарантирую, что чем больше будет ответов – тем интереснее будет, и, вероятнее всего, обозначатся неопровержимые различия и, может, найдутся “так себе” различия. Спасибо!
Прочитать ещё 4 ответа
Как правильно исповедоваться в церкви в первый раз?
Имею естественно научное образование, в юношестве прикипел к литературе, сейчас…
Священнослужители рекомендуют заранее договориться с батюшкой о первой исповеди, обычно этот процесс затягивается. Так же в ночь перед исповедью рекомендуют прочитать молитву
«Господи, отверзи мне ум и духовные очи, дабы увидеть все мои согрешения, соделанные мной во все дни жизни моея»
И записать на бумажку все, в чем бы вы хотели исповедоваться, не стоит оправдываться, главное говорить с чистыми сердцей и душой.
Прочитать ещё 2 ответа
Источник