Олег стриженов биография личная жизнь дети

Олег стриженов биография личная жизнь дети thumbnail

Олег Стриженов – биография

Олегу Стриженову часто говорили, что он похож на французского актера Жерара Филипа, на что он только посмеивался. Он считал, что внешность еще ни о чем не говорит – можно быть похожим на кого угодно, но иметь русский менталитет и русский характер. Звезда актера ярко зажглась в 50-е годы прошлого века, и не померкла до настоящего времени. Сейчас Стриженов уже не выходит на съемочную площадку, но это не значит, что актера забыли. Фильмы с его участием до сих пор смотрят его поклонники, наслаждаясь игрой великого мастера.

Актер Олег Стриженов буквально ворвался в кинематограф, и стал популярным после первых же ролей в картинах «Овод» и «Сорок первый».

Детство и юность

Родился Олег Стриженов на Дальнем востоке в городе Благовещенск-на-Амуре 10 августа 1929 года. Отец Александр Николаевич был кадровым военным, принимавшим участие в Гражданской и Великой Отечественной войне, был награжден боевыми орденами и медалями. Маму звали Ксения Алексеевна, она в свое время училась в Мариинской придворной гимназии им. принцессы Евгении Ольденбургской и в Смольном институте, трудилась преподавателем в школах России и Финляндии. В семье уже подрастали два сына. Старшего звали Борис, он родился в 1919 в первом браке матери. Ушел на фронт, был летчиком-истребителем и геройски погиб в 1942-м под Сталинградом. В 1925-м родился средний сын Глеб, который тоже стал актером.

Фото: Олег Стриженов в молодости

В 1935 году семья Стриженовых поселилась в Москве. Когда началась война отец и Борис ушли воевать, Глеб не проходил по возрасту, но приписал себе несколько лет и тоже был призван в армию. Для него война закончилась очень быстро – парень получил тяжелое ранение в первом же бою, и после выписки из госпиталя был комиссован в тыл.

До войны Олег очень хорошо учился в школе, прилежно выполнял все задания. Учителя заметили, что мальчик очень одаренный и разноплановый. У него была отличная дикция, он декламировал стихи и читал прозу, красиво рисовал. Олег много времени уделяет живописи, стараясь вникнуть во все тонкости этого ремесла. В будущем мальчик видел себя художником.

Детские мечты перечеркнула война, и двенадцатилетнему мальчишке пришлось бросить все, что он любил, и устроиться на работу. Олега приняли в Научно-исследовательский кинофотоинститут на должность механика, в цех, где обрабатывали пленку.

После парень поступил в Театральное художественно-техническое училище, получил профессию кинотехника. После войны Олега Стриженова наградили медалью за доблестный труд.

Олег Стриженов несколько лет был непосредственно связан с искусством, поэтому начал задумываться о том, чтобы связать свою биографию с актерским ремеслом. Он выбрал театральное училище им.Щукина, успешно сдал экзамены и пополнил ряды студентов этого вуза.

В 1953-м Олег стал выпускником этого училища и получил распределение в Таллин. Но на сцене русского драматического театра он блистал на протяжении одного сезона, а потом уехал в Ленинград. В Северной столице молодой актер вошел в труппу театра им.Пушкина, в котором проработал два года. После этого Стриженов уехал в Москву, и с 1957 года начал работать в театре-студии киноактера. Во МХАТ актер перешел в 1963-м и проработал до 1976-го. Затем снова вернулся на сцену Театра-студии киноактера.

Фильмы

Выходя на сцену театра, Олег Стриженов чувствовал неудержимое влечение к кинематографу. Поэтому, когда его позвали сниматься, с радостью согласился. Дебютировал в картине «Спортивная честь», где ему дали совершенно незначительную роль болельщика в одном из эпизодов. А после этого карьера актера резко пошла вверх.

Фото: Олег Стриженов в фильме «Овод»

Сразу ему дали роли в картинах «Овод» и «Мексиканец», потом был фильм «Сорок первый» и буквально следом за этим работа в советско-индийском проекте «Хождение за три моря». После проката этих фильмов, актер стал невероятно популярным и востребованным. В глазах режиссеров и зрителей он стал настоящим романтическим героем.

Олега все чаще приглашают участвовать в экранизации классических произведений. Он снялся в «Белых ночах» по Достоевскому, «Капитанской дочке» и «Пиковой даме», «Северной повести» по Паустовскому и многих других. Стриженову предложили также работу в биографических проектах, причем он играл главные роли. Его героем стал композитор Чайковский, пилот Уточкин и Герой Советского Союза Л.Маневич.

В фильмографии актера Стриженова много места занимают фильмы о войне, которая не обошла стороной его семью. Олег актер разноплановый, потому параллельно с фильмами на военную тематику снимается в исторических картинах и даже фантастике.

Карьера Олега Стриженова в кинематографе приостановилась еще до начала 90-х. Последней работой того периода стала картина «Оглашению не подлежит», где его герой князь Ухтомский. По сюжету фильма действие происходит в 1921-м.

Возвращение в кинематограф состоялось только в новом веке, но было не таким триумфальным, как хотелось бы. В это время Стриженов снялся только в двух новых фильмах – «Вместо меня», где его партнером стал актер Сергей Безруков, и «Пять звезд», в тандеме с Ольгой Погодиной. Вторая картина вышла только через 5 лет после первой. В обеих проектах актеру достались главные роли, это уже стало его принципом – или играть ключевого персонажа, или не играть вообще.

В 2009 году Олега Стриженова наградили «Золотым орлом», тем самым признав его заслуги в развитии отечественного кинематографа.

Личная жизнь

В личной жизни актера было три официальных брака. Первой женой актера стала Марианна, партнерша по фильму «Овод», в котором сыграла одну из главных ролей. Они прожили в браке двенадцать лет, стали родителями дочери Натальи, которая продолжила славную семейную династию актеров. Наталья ушла из жизни очень молодой, ей было всего 45. Это случилось в 2003 году. Практически следом за ней ушла из жизни и Марианна. У Натальи осталась дочь по имени Александра, которая стала средней внучкой актера Стриженова.

Олег Стриженов с женой

Второй раз Олег Стриженов женился на Любови Лифенцовой-Земляникиной. Их знакомство состоялось во МХАТе. В этом браке родился сын Александр, который стал актером и телеведущим. Семья просуществовала всего 6 лет, а потом начались взаимные претензии и обиды, которые и стали причиной развода. Любовь Стриженова ушла в монастырь в 2008-м, и приняла постриг, отрекшись от всего земного.

Сын Стриженова Александр тоже стал актером. Он учился во МХАТе, работает в в театре им.Чехова и снимается в кино. Ведет телевизионные программы «Доброе утро» и «Добрый день».

Александр женился на актрисе Екатерине Токмань, которая больше известна, как Стриженова. В 1988-м у них родилась дочка Анастасия, в 2000-м еще одна дочка Александра. Олег Стриженов уже прадедушка, в 2018-м у Анастасии родился сын Петр.

Третьей супругой Олега Стриженова стала Лионелла Пырьева (Скирда), вдова Ивана Пырьева. Их знакомство состоялось в далекие 70-е. Отношения начались только через много лет, а официальными супругами стали в 1976-м. Они прожили в браке более сорока лет, но сумели сохранить любовь и нежные чувства друг к другу. Детей у Стриженова в этом браке нет, но супругам не приходится скучать – они связаны тесными узами с сыном Александром и его семьей, часто встречаются, проводят вместе много времени, помогают с детьми.

Стриженов сегодня

Имя Олега Стриженова упоминается в последнее время в связи с его внучкой от первого брака – Александрой Холошиной. Она стала участницей шоу «Говорим и показываем», в котором рассказала о своем суррогатном материнстве. Зрители узнали, что Александра решилась на это, подписала договор, но заказчики отказались от детей после их рождения. Холошина не захотела оставлять двойню себе и написала отказ от них. Детей почти сразу забрали в приемную семью, а Александра сказала журналистам, что никогда не чувствовала их родными, потому что собиралась рожать на заказ.

Фото: Олег Стриженов в наши дни

В 2017-м в прессе снова упоминалось имя Олега Стриженова, и опять с подачи его внучки Александры Холошиной. Женщина пожаловалась на родственников – деда, дядю с семьей, обвинив их в том, что они не желают с ней общаться, из-за ее непопулярности и не публичности.

Александра рассказала, что потеряла ребенка из-за стресса, вызванного таким отношением родственников, хотя собиралась его родить любимому человеку. Холошина пожаловалась, что ни дедушка, ни дядя ее не поддерживают. Первым нарушил молчание Александр Стриженов, который рассказал о причине такого поведения семьи по отношению к Александре. Дело в том, что много лет назад девушка сама рассорилась с собственным дедом, публично оскорбила его и сказала, что больше не желает знать ни его, ни других родственников.

Олег Стриженов не общается с журналистами. Предпочитает проводить время со своей семьей и у мольберта, потому что как и раньше увлекается живописью.

Избранная фильмография

  • 1951 Спортивная честь
  • 1955 Овод
  • 1956 Сорок первый
  • 1958 Хождение за три моря
  • 1959 Белые ночи
  • 1962 В мёртвой петле
  • 1966 Перекличка
  • 1969 Неподсуден
  • 1970 Миссия в Кабуле
  • 1975 Последняя жертва
  • 1980 Юность Петра
  • 1986 Мой любимый клоун
  • 2000 Вместо меня

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 марта 2021; проверки требует 1 правка.

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Стриженов.

Оле́г Алекса́ндрович Стриже́нов (род. 10 августа 1929, Благовещенск, Дальневосточный край, СССР) – советский и российский актёр, народный артист СССР (1988)[1].

В творчестве артиста более трёх десятков киноролей. К числу его лучших ролей относятся роли в таких кинофильмах как «Овод» (1955), «Сорок первый» (1956), который был удостоен специальной награды X Каннского кинофестиваля (1957), «Белые ночи» (1959), признанного одним из лучших фильмом 1960 года по решению Британского киноинститута, «Звезда пленительного счастья» (1975) и «Приступить к ликвидации» (1983)[2].

Биография[править | править код]

Олег Стриженов родился 10 августа 1929 года в Благовещенске (ныне в Амурской области) в семье военного. Его отец, выпускник Петербургской Николаевской кавалерийской школы, стал красным командиром и к 35 годам был уже комбригом[3]. Кроме Олега, в семье было ещё два мальчика.

В 1935 году Стриженовы приехали в Москву[3]. По воспоминаниям Олега Стриженова они жили хорошо, пока не началась война:

Окончив в 1944 году 7-й класс, Олег устроился помощником механика в Научно-исследовательский кинофотоинститут (НИКФИ), а в возрасте 16 лет его «отправили на трудовой фронт – строить Павелецкий вокзал и прокладывать железную дорогу для электричек…»[3].

Учился в Театральном художественно-техническом училище (ТХТУ) на бутафорском отделении.

В 1953 году окончил Театральное училище имени Б. В. Щукина и стал актёром Государственного русского драматического театра Эстонской ССР в Таллине (ныне Русский театр Эстонии).

Проработав один сезон в Таллине, переехал сначала в Ленинград, где служил сезон 1954-1955 года в Театре драмы им. А. С. Пушкина, а затем и в Москву.

С 1957 по 1966 годы состоял в труппе Театра-студии киноактёра.

С 1966 по 1976 годы состоял в труппе МХАТа, хотя на этой сцене начал играть ещё с сезона 1963/1964 годов.

В 1977 году вернулся и продолжает состоять по настоящее время в труппе Театра-студии киноактёра.

Академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России[4].

Творческая карьера[править | править код]

«Овод»[править | править код]

Киноплакат к фильму «Овод». Худ. С. И. Дацкевич.

Дебютом Стриженова в кино стала роль Артура в драме «Овод» (1955)[5], снятом кинорежиссёром А. М. Файнциммером по мотивам одноимённого романа английской писательницы Этель Лилиан Войнич. Данный кинофильм рассказывает о подпольной борьбе итальянских патриотов против австрийских оккупантов за независимость своей родины.

Участники киногруппы картины «Овод» увидели артиста на одном из спектаклей пьесы «Без вины виноватые» в Русском драматической театре города Таллина[6]. Кинорежиссёр А. М. Файнциммер перепробовал множество актёров – кроме Стриженова, отвергнутого им сразу, после первого же взгляда на фотографию. Однако ни один из прошедших кинопробы актёров режиссёра не устраивал. Тогда уже просто от отчаяния и нехватки времени Стриженова вызвали из Таллина[7].

Стриженов создал романтический образ юноши, а затем мужественного борца-гарибальдийца[5]. Автор колонки «Молодая Италия. Фильм о героях “Овода”», опубликованной в одном из апрельских номеров газеты «Вечерняя Москва» за 1955 год, писал:

В журнале «Советский экран» за 1957 год читаем: «Стриженову удалось не только внешне воспроизвести облик Артура-Овода, но и, что самое важное, зажить мыслями и чувствами своего героя, усвоить его манеру думать, чувствовать, действовать»[6].

«Мексиканец»[править | править код]

Сразу же после «Овода»[6] Стриженов сыграл две роли в героико-приключенческом фильме «Мексиканец» кинорежиссёра В. П. Каплуновского, снятом по мотивам одноимённого рассказа американского писателя Джека Лондона. Актёр снялся в центральной роли[6] Фелипе Ривера (он же Хосе Фернандес) и в небольшой роли его отца Хоакина Фернандеса.

По сюжету мексиканские патриоты-революционеры готовят восстание, но им необходимы деньги для приобретения винтовок. И Ривера зарабатывает деньги для помощи им, выступая на ринге. В роли его главного противника, сильнейшего боксёра Америки Дэнни Уорда, снялся чемпион СССР в полутяжёлом весе Г. Степанов[6][9]. Актёру необходимо было научиться боксировать. Согласно «Советскому экрану» от 1957 года: «Не раз на тренировках Олег летел на пол от удара партнёра, но зато впоследствии, после выхода на экран фильма, знатоки утверждали, что они увидели настоящий бокс»[6]. По словам кинорежиссёра и сценариста, Народного артиста РСФСР В. И. Ускова, сказанным им в 2014 году, «в “Мексиканце” он великолепно дрался»[10].

«Сорок первый»[править | править код]

В 1956 году кинорежиссёр Г. Н. Чухрай поставил на киностудии Мосфильм героико-революционную драму «Сорок первый»[11], что стало второй экранизацией одноимённой повести Б. А. Лавренёва. В данной кинокартине О. А. Стриженов сыграл роль белогвардейца Говорухи-Отрока, а его партнёршей по роли красноармейки Марютки стала И. В. Извицкая[12].

На фильм пробовались парами: Извицкая со Стриженовым и Ю. В. Яковлев с С. Н. Харитоновой[13]. Последние не прошли пробы. Киновед и кинокритик А. Н. Медведев писал: «Не знаю, может быть, это уже воздействие фильма, но мне и в пробах больше понравились Стриженов и Извицкая. Говорили, И. А. Пырьев очень настаивал на том, чтобы снимался дуэт Яковлев – Харитонова»[13].

Театровед и киновед И. И. Шнейдерман писал:

Анализируя игру актёров, кинокритик и киновед, доктор искусствоведения Р. Н. Юренев со своей стороны писал следующее:

Каждая новая роль Олега Стриженова всё больше раскрывает дарование молодого актёра. Сложная и горькая жизнь лепила характер поручика Говорухи-Отрока. Презрение к опасности и к людям, душевная теплота, пробивающаяся сквозь цинизм и озлобленность, барская изнеженность и солдатская закалённость – все эти противоречивые качества Стриженов играет отчётливо и тонко… Извицкая и Стриженов прекрасно играют напряжённый дуэт, в котором растущая любовь не сближает, а отталкивает двух молодых людей, столь непоправимо разных по мироощущению, языку, убеждениям и стремлениям. Влюблённость, сближение, счастье, откровенность, ссора, примирение и трагический финал – все перипетии обычной и необычной, счастливой и несчастной любви Марютки к своему непримиримому врагу – сыграны молодыми актёрами с настоящим чувством и хорошим мастерством[15].

На X Международном Каннском кинофестивале, состоявшемся в 1957 году, кинофильму «Сорок первый» была присуждена специальная премия «За оригинальный сценарий, гуманизм и высокую поэтичность»[11]. Экспансивные французы назвали Стриженова «советским Жераром Филипом»[6].

Последующие работы[править | править код]

Следующей удачной ролью актёра стал Афанасий Никитин в совместном советско-индийском фильме «Хождение за три моря» (1958). Затем последовали запоминающиеся работы в фильмах «Капитанская дочка», «Белые ночи», «Оптимистическая трагедия», «Третья молодость», «Неподсуден».

За актёром прочно закрепилось звание одного из самых романтических героев советского кинематографа. Кинокритик Вита Рамм указывала, что «блондина Олега Стриженова и брюнета Василия Ланового записали в романтики, воплощение советской чувственности и мужественности»[16]. На задней обложке 18-й номера журнала «Советский экран» за 1988 год, где были были размещены фото Аллы Ларионовой, Олега Стриженова и Владимира Дружникова, под фото Стриженова читаем: «С Олегом Стриженовым ворвалась на экран романтическая стихия: “Овод”, “Мексиканец”, “Сорок первый”»[17].

В художественном фильме «Северная повесть» (реж. Е. Н. Андриканис), снятом в 1960 году по одноименной повести К. Г. Паустовского, Стриженов сыграл роль Павла Бестужева. Автор Ю. Ханютин считает, что роль декабриста Бестужева в исполнении О. Стриженова сыграна им, по мнению автора, удивительно слабо. Автор также пишет «”Холод в сердце”, который у Бестужева был предвестником скорых и безрассудных решений, в этой роли Стриженова становится постоянным качеством актёрской игры»[18].

«Приступить к ликвидации»[править | править код]

По роману советского и российского писателя Э. А. Хруцкого «Четвёртый эшелон» режиссёром Б. А. Григорьевым в 1983 году был снят двухсерийных детективный фильм «Приступить к ликвидации». Автором сценария был сам писатель. В этой кинокартине Стриженов сыграл полковника милиции Данилова[19], прототипом которого был полковник И. Д. Скорин. Кинорежиссёр стремился подобрать на роль Данилова актёра, похожего на Скорина, что ему вполне удалось – по словам самого Хруцкого, «главного героя блистательно сыграл Олег Стриженов»[20]. По рассказу Лионеллы Стриженовой:

Семья[править | править код]

  • Отец – Александр Николаевич Стриженов (1899-1978), полковник, участник Гражданской и Великой Отечественной войн.
  • Мать – Ксения Алексеевна Стриженова (1899-1971), окончила Санкт-Петербургскую Мариинскую женскую гимназию и Смольный институт, работала учительницей в России и в Финляндии.
  • Брат (от первого брака матери) – Борис Александрович Стриженов (1919-1942), лейтенант Красной Армии, лётчик-истребитель, погиб под Сталинградом.
  • Брат – Глеб Александрович Стриженов (1925-1985), актёр, заслуженный артист РСФСР (1974).
  • Первая жена – Марианна Александровна Стриженова (1924-2004), актриса, заслуженная артистка РСФСР (1969). Познакомились в 1954 году во время съёмок фильма «Овод». Брак распался в 1968 году.
    • Дочь – Наталья Стриженова (1957-2003), актриса[22]. Муж – Николай Михайлович Холошин (род. 1959), актер ЦДТ и Театра сатиры.
      • Внучка – Александра Николаевна Стриженова (Холошина) (род. 1987), четыре правнука.
  • Вторая жена – Любовь Васильевна Стриженова (в девичестве – Лифенцова, по первому мужу – Земляникина, род. 1940), актриса МХТ, народная артистка РФ (1997). Вместе прожили шесть лет. Из-за взаимных претензий и обид развелись. Ушла в монастырь в 2008 году.
    • Сын – Александр Стриженов (род. 1969), актёр, режиссёр, сценарист. Женат на актрисе, телеведущей Екатерине Стриженовой (в девичестве Токмань) (род. 1968).
      • Внучки – Анастасия (род. 1988) и Александра (род. 2000). У Анастасии родился сын Пётр (03.04.2018) – правнук Олега Стриженова.
  • Третья жена (с 1976) – Лионелла Ивановна Стриженова (урождённая Скирда, род. 1938), актриса, заслуженная артистка РСФСР (1991). Ранее была супругой кинорежиссёра, сценариста, народного артиста СССР Ивана Пырьева (1901-1968). Общих детей нет.

Награды и звания[править | править код]

Почётные звания:

  • Заслуженный артист РСФСР (1964)
  • Народный артист РСФСР (1969)
  • Народный артист СССР (1988)

Ордена и медали:

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (19 октября 2004 года) – за выдающиеся заслуги в области киноискусства и многолетнюю творческую деятельность[23]
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (30 июля 1999 года) – за выдающийся вклад в развитие отечественного киноискусства[24]
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945)
  • Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
  • Медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • Медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • Медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • Медаль «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • Медаль «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • Медаль «70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • Медаль «Ветеран труда»
  • Медаль «В память 800-летия Москвы»
  • Медаль «В память 850-летия Москвы»

Другие награды и общественное признание:

  • Почётная грамота Правительства Российской Федерации (4 декабря 1999 года) – за выдающийся вклад в развитие отечественного киноискусства, многолетний плодотворный труд и в связи с 70-летием со дня рождения[25].
  • Расширенной конференцией Союза кинематографистов СССР на «Мосфильме» был признан лучшим актёром года за роль Поручика в фильме «Сорок первый» (1956).
  • Кинофестиваль молодых кинематографистов киностудии «Мосфильм» (1956, Премия за лучшую мужскую роль, фильм «Сорок первый»).
  • VI Международный кинофестиваль в Триесте (Италия) (1968, Приз «Серебряный астероид» за лучшее исполнение главной мужской роли, фильм «Его звали Роберт»)
  • VIII открытый фестиваль кино стран СНГ и Балтии «Киношок» в Анапе (1999, Почётный приз «Госпожа удача» имени П. Луспекаева «За мужество и выдающиеся заслуги в творчестве»)
  • Международный фестиваль актёров кино «Созвездие» (1999, Приз Гильдии актёров кино России «за выдающийся вклад в профессию»)
  • Кинофестиваль «Золотой Пегас-2000» (Приз «Золотой Пегас» за лучшее исполнение мужской роли, фильм «Вместо меня»)
  • Приз Всероссийского Шукшинского кинофестиваля на Алтае
  • Приз на кинофестивале в Гатчине
  • Приз на кинофестивале во Владикавказе
  • Лучший актёр 1970 года (за роль лётчика Егорова в фильме «Неподсуден») по опросу журнала «Советский экран»
  • Большая золотая медаль А. С. Пушкина
  • Золотая медаль и премия Музыкального фонда России имени Ирины Архиповой за гениальное воплощение образа Германна в фильме «Пиковая дама» (1960, «Ленфильм»)
  • Премия МВД СССР (1984, за роль полковника Данилова в фильме «Приступить к ликвидации»)[26].
  • Премия «Золотой орёл» (Почётный приз «За вклад в отечественный кинематограф», 2009).

Творчество[править | править код]

Роли в театре[править | править код]

Государственный русский театр драмы (Таллин, Эстонская ССР)[править | править код]

  • «Беспокойный характер» Л. Н. Рахманова – очеркист Груздь
  • «Над Днепром» А. Е. Корнейчука – Нетудыхата
  • «Без вины виноватые» А. Н. Островского – Незнамов

МХАТ СССР имени М. Горького[править | править код]

  • 1964 – «Егор Булычов и другие» М. Горького – Степан Тятин
  • 1964 – «Мария Стюарт» Ф. Шиллера – Мортимер
  • 1967 – «Без вины виноватые» А. Н. Островского – Незнамов
  • 1968 – «Три сестры» А. П. Чехова – барон Тузенбах
  • 1968 – «Чайка» А. П. Чехова – Треплёв
  • 1973 – «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского – Глумов
  • 1974 – «Медная бабушка» Л. Г. Зорина – император Николай I

Государственный театр киноактёра[править | править код]

  • «Сергей Есенин» – чтецкая программа
  • «Анна Снегина», сценическая композиция – Сергей Есенин
  • «Маскарад», сценическая композиция – Арбенин
  • «Широкая масленица», инсценировка – Егор Иваныч

Телеспектакли[править | править код]

  • 1963 – «Рассказ о первой любви» – Капитан
  • 1971 – «Двадцать лет спустя» – Атос
  • 1974 – «Чайка» – Треплёв

Дом звукозаписи – Государственное радио (Золотой фонд)[править | править код]

  • «Три мушкетёра», инсценировка – д’Артаньян
  • «Дон Карлос», радиоспектакль – Дон Карлос
  • «Тропою грома», радиоспектакль – Том
  • «Спартак», радиокомпозиция – Спартак
  • «Третье купе», радиоспектакль – Сергей Есенин
  • «Анна Снегина», радиокомпозиция – Сергей Есенин
  • «Жорж Санд», радиоспектакль – Шопен
  • «Ференц Лист», радиоспектакль – Лист
  • «Маскарад», радиоспектакль – Арбенин
  • «Егор Булычов и другие», спектакль МХАТ – Тятин
  • «Без вины виноватые», спектакль МХАТ – Незнамов
  • «Чайка», спектакль МХАТ – Треплёв
  • «Письмо матери», «Ответ», «Чёрный человек» – Сергей Есенин
  • 1968 – «Айвенго», радиоспектакль – Айвенго

Роли в кино[править | править код]

Озвучивание[править | править код]

  • 1959 – Эхо – Янис (роль В. Я. Зандбергса)
  • 1980 – Через тернии к звёздам – Глан (роль Г. А. Стриженова) (озвучание новой версии))
  • 1994 – Легенда горы Тбау

Участие в фильмах[править | править код]

  • 1959 – Звёзды встречаются в Москве (документальный)
  • 1974 – Мир Николая Симонова (документальный)

Примечания[править | править код]

  1. ↑ СТРИЖЕНОВЫ / А. В. Шпагин // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. – 2004.
  2. ↑ Балуева, Анна. Лионелла Стриженова: А просто Олег – настоящий!, Комсомольская правда. – С. 26 (11.08.2014).
  3. ↑ 1 2 3 4 Татьяна Зайцева. Олег Стриженов: «Мы были приговорены друг к другу», 7days.ru (30 Мая 2012).
  4. ↑ Cписок членов Национальной Академии кинематографических искусств и наук России
  5. ↑ 1 2 Кино: Энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1987. – С. 410.
  6. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Четыре роли Олега Стриженова // Советский экран. – 1957. – № 16.
  7. ↑ Сорок первому – семьдесят. Газета “Коммерсантъ” №142 от 11.08.1999.
  8. ↑ Петровский А. Молодая Италия. Фильм о героях «Овода» // Вечерняя Москва. – 15 апреля 1955 г.. – № 89 (9529). – С. 3.
  9. ↑ Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог. Т. 2. Звуковые фильмы (1930-1957 гг.). – М.: Государственное издательство «Искусство», 1961. – С. 582-583.
  10. ↑ Главный Советский аристократ, Московский комсомолец. № 171 (26.594) – С. 4 (9 августа 2014).
  11. ↑ 1 2 Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог. Т. 2. Звуковые фильмы (1930-1957 гг.). – М.: Государственное издательство «Искусство», 1961. – С. 667.
  12. ↑ Энциклопедия кино (2010). Стриженов Олег Александрович // Наука. Искусство. Величие.
  13. ↑ 1 2 Медведев А. Н. Только о кино // Искусство кино. – 1999. – № 4. – С. 145.
  14. ↑ Шнейдерман И. Григорий Чухрай. – Л.-М.: «Искусство», 1965. – С. 65.
  15. ↑ Юренев Р. Книга фильмов. Статьи и рецензии разных лет. – М.: Искусство, 1981. – С. 183.
  16. ↑ Умер актер Василий Лановой – романтический герой советского кино, Русская служба Би-би-си (28 января 2021).
  17. ↑ Советский экран. – 1988. – № 18.
  18. ↑ Ханютин Ю. Почтительная непочтительность // Искусство кино. – 1961. – № 4. – С. 76.
  19. ↑ Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог (1982-1983). – М.: «Современные тетради», 1999. – С. 283-284.
  20. ↑ Эдуард Хруцкий. «И повязал меня зловредный опер…». MK.ru. Московский комсомолец (24 сентября 2000). Дата обращения: 25 мая 2017.
  21. ↑ Стриженов. Из актёров – в художники.10 августа знаменитому Оводу – 80 лет, spb.aif.ru (05.08.2009).
  22. ↑ Олег Стриженов. Ностальгия по советскому
  23. ↑ Указ Президента РФ от 19 октября 2004 г. № 1335
  24. ↑ Указ Президента РФ от 30 июля 1999 г. № 935
  25. ↑ Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 декабря 1999 года № 2044-р «О награждении Почётной грамотой Правительства Российской Федерации Стриженова О.А.»
  26. ↑ Биография Олега Александровича Стриженова. Дата обращения: 13 января 2013.

Ссылки[править | править код]

  • Олег Стриженов на сайте Центра театра и кино под руководством Никиты Михалкова
  • Олег Стриженов на сайте «Международный объединённый биографический центр»

Литература[править | править код]

  • Данилова Л. С., Чирва Ю. Н. Олег Стриженов. – Л.: Искусство, Ленингр. отд-ние, [1970]. – 152, [40] с. – (Мастера советского кино).
  • Габрилович Е. Профессионализм [: Олег Стриженов ] // Мой любимый актёр: Писатели, режиссёры, публицисты об актёрах кино [: сб.] / Сост. Л. И. Касьянова. М.: Искусство, 1988. С.7-22.

Источник