Ольга остроумова 2017
Автор:
22 сентября 2017 10:42
В честь юбилея народной артистки вспоминаем ее самые яркие появления на экране и рассказываем о творческих планах актрисы
Ольга Остроумова — не просто актриса и даже не просто жена Валентина Гафта. Мы помним ее как золотоволосую красавицу Женьку Комелькову из культового фильма Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие». В день юбилея многие СМИ наверняка назовут ее секс-символом. Но это определение ей, конечно, совершенно не подходит. Как справедливо заметил критик Валентин Курбатов, «она принадлежит поколению с прививкой благородства, носителям настоящего русского характера. Таким актрисам надо кланяться в ноги и благодарить за то, что они сохранили в себе ту настоящую русскость, утрачиваемую нами сегодня».
Строгая, но внимательная в беседе, мудрая, не злословящая относительно «террариума единомышленников» (как называют знающие люди театральный коллектив). Спрашиваешь, как будете отмечать юбилей, — огорчается.
Ну почему сегодня всех интересует, как ты живешь, какая у тебя квартира, что ты ешь, как ты ешь? В Театре Моссовета я в день рождения играю «Римскую комедию». Потом будут у меня и стол, и гости… Но не это важно. Правда, не это.
На вопрос: «А что тогда?» — отвечает:
— Я поняла, как важно уметь радоваться маленьким вещам. Не ждать чего-то сверхъестественного, а любить то, что есть. Солнце взошло — это уже чудо. Живы любимые — это чудо. Если уметь радоваться, тогда от беды и от случайности, несчастья не упадешь. Выстоишь.
И вдруг, услышав вопрос о природе знаменитого остроумовского оптимизма, о котором знают все, кто хотя бы чуть-чуть знаком с ней, — снова грустнеет: «Оптимизм мой, мусечка, на исходе. Совсем мало его осталось. Почему? Время такое. Какое? Идиотское».
Странно слышать. Очевидно, есть тому причины. И уход любимого режиссера Павла Хомского. И неопределенность в Театре Моссовета, где долгое время служит актриса. И страх за судьбу русского психологического театра. Не раз (правда, не называя фамилий) она говорила, как не любит режиссерские выкрутасы, когда режиссер выпячивает себя ради эпатажа, а не ради идеи.
Сейчас актриса находится в Благовещенске, где проходит фестиваль кино и театра «Амурская осень». При полном аншлаге актриса провела творческий вечер. И даже пела любимую «Летят утки»: «Как-то с возрастом становишься ближе к людям, к народной песне».
Она и сама такая: настоящая, народная. Не стесняется признаться:
Ужасно боюсь этих всяких вечеров. Легче спектакль сыграть. Я там защищена режиссером, актером, костюмом… А здесь — как голая…
Ей чужда публичность, повышенное внимание. Она часто говорит: «По мне — лучше бы меня просто не замечали» — и приводит в пример Вертинского, мазавшего лицо белилами и добившегося полной неузнаваемости вне сцены. Потому, наверное, лучшей работой считает не Женьку в «Зорях…», а, например, рвущую душу Анфису из спектакля «Вдовий пароход» или Василису из «Василия и Василисы» по рассказу Валентина Распутина.
Сцену, в которой Василиса, ловко орудуя ухватом, обезвреживает пьяницу-мужа, пригвоздив его к полу, крутят на экранах ТВ часто. А вот сам фильм — жемчужина нашего кинематографа — прошел в 80-е тихо и незаметно. Лента поднимает популярную нынче проблему домашнего насилия, но дает немодный сегодня ответ. Правозащитники бы взвыли.
Источник:
Кто видел — понимает: Остроумова совершила подвиг. Совсем молодая — едва за 30 — сыграла всю жизнь русской женщины от 17 до 70 лет. И не просто сыграла, потому что игры в фильме и не было, а раскрыла невероятной силы русский характер: сложный, непонятный, настоящий, да еще воплощенный Распутиным. Чтобы понять русскую женщину, японская переводчица Распутина приняла христианство… Стоит ли сомневаться — роль удалась Остроумовой по праву происхождения и той самой прививки, о которой говорил Курбатов.
Когда-то, как вспоминает Остроумова, история Василисы не давала покоя.
Я ложилась спать, и мне снились сны про Василису. Я готовила еду и думала о Василисе. И в итоге поняла. Простить даже самый чудовищный проступок — всегда выше, чем не простить.
Критик Лев Аннинский сказал: «У нашего поколения “спасенышей”, детей, родившихся в войну и послевоенные годы, — особое ощущение судьбы. Ты не понимаешь умом, но чувствуешь ее руку, чувствуешь, что так надо».
Можно себе представить, как она ошарашила родителей, когда из Куйбышева (куда переехала семья), без связей, знакомств и перспектив отправилась поступать в ГИТИС. Долгое время она и сама не понимала до конца смысл поступка. Сомнений прибавляло и то, что голос не соответствует внешности (слишком высокий, и, чтобы исправить несоответствие, актриса даже начала курить). Но даже после успеха в «Доживем до понедельника» и «А зори здесь тихие» продолжала сомневаться. Всякий раз вздрагивала и удивлялась, когда ее, уже сыгравшую в знаменитых лентах, узнавали на улицах: «Неужели меня знают?»
В одном из интервью Остроумова как-то заметила:
Источник:
Ссылки по теме:
Понравился пост? Поддержи Фишки, нажми:
Источник
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 декабря 2020; проверки требуют 34 правки.
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Остроумова.
О́льга Миха́йловна Остроу́мова (род. 21 сентября 1947, Бугуруслан, (Оренбургская область), РСФСР, СССР) — советская и российская актриса; народная артистка РФ (1993), лауреат Государственной премии СССР (1979).
Биография[править | править код]
Ольга Михайловна Остроумова родилась 21 сентября 1947 года в Бугуруслане (ныне Оренбургская область).
Детство Ольги прошло в Бугуруслане, в маленьком домике, недалеко от церкви, священником которой был её дед. Отец Ольги был школьным учителем физики, мать —домохозяйкой, хранителем семейных традиций, среди которых важное место занимали любовь и бережное отношение друг к другу. У Ольги две сестры, Раиса и Людмила, и брат Георгий: Раиса, работавшая инженером водного транспорта, в настоящее время пенсионерка; Людмила — предприниматель, ныне живёт в Самаре; и Георгий, работавший на Байконуре, сейчас трудится в фирме по строительству подвесных мостов.
Когда Ольга решила стать актрисой, в семье к этому отнеслись просто и отговаривать никто не стал. Ей купили билет, напекли пирожков на дорогу и отправили в Москву, где она никого не знала. В 1966 году она стала студенткой ГИТИСа имени Луначарского. Студенческие годы Остроумова жила в общежитии ГИТИСа на Трифоновке.
Окончив институт (мастерская В. А. Вронской) в 1970 году, Остроумова была принята в Московский театр юного зрителя, где начала работу у режиссёра П. О. Хомского, который ранее был её педагогом в ГИТИСе. Там же ей довелось работать с режиссёром М. З. Левитиным, который стал её вторым мужем в 1973 году (в 1993-м году Левитин и Остроумова разошлись)[4].
В 1973—1983 годах актриса работала в Драматическом театре на Малой Бронной. С 1983 года Остроумова — актриса театра имени Моссовета[5].
Ольга Остроумова и Валентин Гафт познакомились на вечере, в котором оба участвовали. Они расписались в 1996 году в больнице, хотя прославленный автор эпиграмм обратил внимание на будущую супругу ещё во время работы над фильмом «Гараж». Позже Гафт рассказывал, что нашел в Ольге дружеское участие и искренность, которой ему не хватало в людях: «Я был поражен и восхищен тем, что известная на всю страну артистка оказалась Божьим человеком, ничем не испорченным, естественным, без всяких штампов. Все было просто и прямо. Наблюдая за этим, постепенно и я стал становиться лучше. Мне не приходилось напрягаться, что-то из себя изображать, фальшивить, а надо было просто оставаться самим собой. И я ощутил счастье».
Роль школьницы в фильме С. И. Ростоцкого «Доживём до понедельника» в одночасье сделала её любимицей миллионов зрителей. Она сыграла роль Жени Комельковой в фильме «А зори здесь тихие», который стал культовым в Советском Союзе, Китае, ряде других стран. Самой большой своей творческой удачей в кино актриса считает роль Василисы в фильме «Василий и Василиса». По её признанию, если бы не было этой роли, то не появилась бы театральная роль Анфисы из спектакля «Вдовий пароход», поставленного Г. Н. Яновской на сцене Театр имени Моссовета, которая согласилась дать Остроумовой эту роль только после того, как посмотрела «Василия и Василису».
Член СКР и СТДР. Актёрским идеалом для Ольги Михайловны являются Эдит Пиаф и Лидия Русланова. Особенно высоко чтит режиссуру Федерико Феллини и игру Чарли Чаплина. Она любит природу, увлекается мемуарной литературой, классической музыкой.
Живёт и работает в Москве.
Семья[править | править код]
- отец — Михаил Алексеевич Остроумов (1917—2000), учитель физики в школе (сын священника);
- мать — Наталия Ивановна Кудашёва (1928—2010), домохозяйка;
- сёстры — Раиса и Людмила;
- брат — Георгий;
- первый муж (с 1969) — сокурсник по ГИТИСу Борис Аннабердыев, ставший впоследствии режиссёром-кинодокументалистом «Туркменфильма»;
- второй муж (с 1973) — Михаил Левитин, театральный режиссёр и писатель;
- дети: Ольга (р. 1975), Михаил (р. 1983);
- внуки: Полина, Захар, Фаина (р. 2012);
- третий муж (с 1996) — Валентин Гафт[6] (1935—2020), актёр, народный артист РСФСР (1984).
Награды и премии[править | править код]
- Заслуженная артистка РСФСР (1982)
- Народная артистка Российской Федерации (16 декабря 1993 года) — за большие заслуги в области театрального искусства[7]
- Государственная премия СССР (1979) — за исполнение роли Мани Поливановой
- Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (12 июня 2008 года) — за большой вклад в развитие отечественного театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность[8]
- Орден Почёта (15 августа 1998 года) — за многолетнюю плодотворную деятельность в области театрального искусства[9]
- Орден Дружбы (28 марта 2019 года) — за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, средств массовой информации, многолетнюю творческую деятельность[10]
- премия имени А. Довженко.
- «Серебряная нимфа» (Италия) — за фильм «А зори здесь тихие…»
- Золотая медаль имени А. П. Довженко (1978)
- Царскосельская художественная премия (2007).
- Звезда Театрала (2015)
- Фигаро (2017)
Театральные работы[править | править код]
- «Синяя Роза» (по пьесе Теннесси Уильямса «Стеклянный зверинец»). Режиссёр: Александр Марин — Аманда Вингфилд
Московский ТЮЗ[править | править код]
- «Мещане» М. Горького — Елена
- «Тень» Е. Л. Шварца — Юлия Джули
- «Поздняя любовь» А. Н. Островского — Лебёдкина
Театр на Малой Бронной[править | править код]
Дебют в спектакле по пьесе Рустама Ибрагимбекова «Своей дорогой».
- «Варвары» М. Горького — Лидия
- «Враги» М. Горького — Татьяна
- «Веранда в лесу» — Лида
- «Волки и овцы» А. Н. Островского — Глафира
- «Лето и дым» — Роза
- «Лунин, или смерть Жака» — Она
Театр «Эрмитаж»[править | править код]
- «Здравствуйте, господин де Мопассан»
Театр им. Моссовета[править | править код]
- «Вдовий пароход» — Анфиса
- «Живой труп» Л. Н. Толстого — Елизавета Андреевна Протасова
- «Орнифль, или Сквозной ветерок» — Ариана
- «Завтрак с неизвестными» — Маша
- «Печальный детектив» — Тетя Граня Мезенцева
- «У врат царства» — Элина Карено
- «Мадам Бовари» Г. Флобера — Эмма Бовари
- «Вишнёвый сад» А. П. Чехова — Раневская
- «Муж, жена и любовник» — Дарья Ивановна
- «Учитель танцев» Лопе де Вега — Фелисьяна
- «Белая гвардия» М. А. Булгакова — Елена Васильевна Тальберг
- «Не будите мадам» — Роза
- «Серебряный век» — Клавдия Тарасовна
- «Я, бабушка, Илико и Илларион» Н. В. Думбадзе — Бабушка
- «Римская комедия (Дион)» Л.Зорин — Мессалина
Продюсерский центр Империал[править | править код]
- «Мадам, мы едем в Акапулько» (автор — Ив Жамиак, реж. Ольга Шведова)[11] — Нат
Арт-Партнёр XXI[править | править код]
- «Семейный ужин в половине второго» (реж. Михаил Цитриняк)
Фильмография[править | править код]
Год | Название | Роль | |
---|---|---|---|
1968 | ф | Доживём до понедельника | Рита Черкасова |
1970 | ф | Город первой любви | Нюра |
1971 | ф | Море в огне | Юля Приходько |
1972 | ф | А зори здесь тихие… | Женя Комелькова |
1974 | ф | Любовь земная | Маня Поливанова |
1975 | тф | Персональное дело | Зина |
1976 | тф | Когда-то в Калифорнии | миссис Бэтси Беккер |
1976 | тф | Мартин Иден | Лиза Конноли |
1977 | тф | Лунев сегодня и завтра | Саша |
1977 | ф | Судьба | Маня Поливанова |
1977 | ф | Хомут для Маркиза | Анна Ивановна, мать Родиона |
1979 | тф | Варвары | Лидия Павловна, племянница Богаевской |
1979 | ф | Похищение «Савойи» | Валентина Соколова |
1979 | ф | Гараж | Марина, дочь профессора Смирновского |
1980 | ф | Тихие троечники | Рая |
1980 | тф | Мелочи жизни[uk] | Наташа Бунина |
1981 | ф | Василий и Василиса | Василиса |
1982 | ф | Безумный день инженера Баркасова | Софочка |
1982 | ф | Не было печали | Евгения, бывшая однокурсница Потапова |
1984 | ф | Столкновение | Рута |
1985 | ф | Сестра моя, Люся | Клава |
1986 | ф | Время сыновей | Людмила Кордина |
1986 | ф | Я сделал всё, что мог | Анна Жилина |
1987 | ф | Башня | Кара Семёновна |
1987 | с | Дни и годы Николая Батыгина | Васена |
1987 | тф | Живой труп | Елизавета Андреевна Протасова |
1987 | ф | Филёр | Нина |
1988 | тф | Зимняя сказка | Гермиона |
1989 | тф | Вдовий пароход | Анфиса Максимовна Громова |
1989 | с | Женщины, которым повезло | Наталья |
1989 | ф | Чаша терпения | Елизавета Андреевна |
1990 | ф | Очарованный странник | Евгения Семёновна |
1992 | ф | Очень верная жена | Полина Иванова |
1992 | тф | Прощальные гастроли | Евгения Ростиславовна Чепалина |
1993 | тф | Орнифль, или Сквозной ветерок | Графиня |
1994 | ф | Уснувший пассажир | Галина Георгиевна |
1997 | ф | Змеиный источник | Тамара Георгиевна, директор школы |
1997 | ф | Не валяй дурака… | Полина |
1999 | тф | У врат царства | Элина Карено |
2002 | тф | Новогодние приключения | Тамара Ивановна |
2002 | док | Чтобы помнили: Алла Балтер | Имя персонажа не указано |
2002 | с | По ту сторону волков | медсестра Маша |
2003 | ф | Джокеръ | Атуева |
2003 | с | Зачем тебе алиби? | Ада Дмитриевна |
2003 | с | Бедная Настя | Мария Алексеевна Долгорукая |
2003 | ф | Дни ангела | Лиля |
2003 | ф | Фото | Имя персонажа не указано |
2003 | с | Желанная | Мария Григорьевна |
2003 | тф | Не будите мадам | Роза |
2004 | с | Женщины в игре без правил | Мария Петровна Громова |
2004 | кор | Сын | снималась |
2004 | с | Я тебя люблю | Светлана Георгиевна |
2004 | док | Борис Васильев. Чрезвычайный человек | Имя персонажа не указано |
2005 | с | Карусель | Екатерина Людвиговна |
2005 | с | Не родись красивой | Маргарита Жданова |
2006 | док | Андрей Ростоцкий: последний романтик | Имя персонажа не указано |
2006 | док | Эммануил Виторган и Алла Балтер. По обе стороны жизни | Имя персонажа не указано |
2006 | с | Большие девочки | Надежда Николаевна Федорчук |
2007 | тф | Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя | Элла, телережиссёр |
2007 | док | Жизнь без вранья. Евгений Матвеев | Имя персонажа не указано |
2007 | док | Ольга Остроумова. Очень личное | Имя персонажа не указано |
2007 | док | Острова: Евгений Матвеев | Имя персонажа не указано |
2007 | док | Острова: Станислав Ростоцкий | Имя персонажа не указано |
2007 | с | Капитанские дети | Надя Гринёва |
2007 | тф | Муж, жена и любовник | Дарья Ивановна |
2008 | док | Память о счастье (Семья Ростоцких) | Имя персонажа не указано |
2008 | с | Одна ночь любви | Дарья Матвеевна Урусова |
2008 | тф | Адмиралъ | мать Софьи Колчак |
2008 | тф | Серебряный век | Клавдия Тарасовна |
2009 | док | Зинаида Кириенко. Роковая красавица | Имя персонажа не указано |
2010 | док | Гафт, который гуляет сам по себе | Имя персонажа не указано |
2011 | с | Морпехи | Екатерина Кузьминична Морозова |
2012 | док | Евгений Матвеев. Всем сердцем — раз и навсегда | Имя персонажа не указано |
2012 | док | Ольга Остроумова. Любовь земная | Имя персонажа не указано |
2012 | с | Ефросинья | Олимпиада Фёдоровна Журавская |
2013 | с | Бульварное Кольцо | Алла Эдуардовна |
2013 | док | Зинаида Кириенко. Зла не помню, обид не держу | Имя персонажа не указано |
2014 | ф | Папа для Софии | Марина Александровна |
2015 | ф | Подлец | Вера Филимоновна |
2018 | с | Глаза в глаза | снималась |
2019 | ф | Ван Гоги | Людмила Васильевна |
Озвучивание[править | править код]
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Интервью Ольги Остроумовой киножурналу Наш Фильм
- Ольга Остроумова на сайте rusactors.ru
Источник
21 сентября юбилей отметила народная артистка России Ольга Остроумова. В интервью «ВМ» актриса вспомнила, как начинала работу на сцене, рассказала, какое место в ее жизни занимает семья.
Ольга Остроумова призналась, что ей совершенно неинтересно играть тупых и недалеких, а вот сложных, коварных и даже злодеев — безумно интересно
В кинорепертуаре Остроумовой — семь десятков ролей, в том числе в таких культовых советских фильмах, как «Доживем до понедельника», «А зори здесь тихие…», «Гараж», «Василий и Василиса». Театралы же знают ее по блистательным работам в спектаклях «Варвары», «Враги», «Волки и овцы», «Вдовий пароход», «Мадам Бовари», «Учитель танцев», «Белая гвардия» и многих других. А разговор с актрисой начался с вопроса о ее отношении к личному юбилею. По словам Ольги Михайловны, «юбилеи хороши для театров».
— Говорю так не потому, что мне исполняется 70 лет, я свой возраст не скрываю, но сам факт юбилея меня напрягает. А вот для театра 95 лет — это возраст. Считается, что продолжительность активной жизни театра составляет 10–12 лет, потом надо что-то кардинально менять. У нас в Театре имени Моссовета столько раз все менялось — и режиссеры, и поколения артистов, благодаря чему он продолжает жить до сегодняшнего дня.
Актриса рассказала, что не скрывает свой возраст
Фото: Александр Алпаткин/РИА Новости
— Когда вы приходите в театр в качестве зрителя, вы наблюдаете за происходящим на сцене профессиональным взглядом или как обычный зритель?
— Я абсолютно не слежу за спектаклем с позиции актрисы. Такое случается редко, лишь в том случае, если спектакль меня не захватывает. Тогда невольно начинаешь видеть, что красиво, что нет, как это технически сделано и как можно было бы сделать по-другому.
— Были ли в вашей жизни театральные потрясения?
— Дважды в жизни я рыдала в театре. Навзрыд. Один раз — на спектакле Юрия Еремина «Счастье мое», где очень сильно сопереживала героям. Правда, я в тот момент была беременна, возможно, сказалось мое состояние. А второй раз это случилось в БДТ. Работая еще в московском ТЮЗе, я оказалась на гастролях в Питере и в свой выходной пошла в Театр Товстоногова.
Надо сказать, в спектакле, который в тот день шел на его сцене, никакого сантимента не было. По сюжету пьесы на день рождения к герою не приходит ни один из его учеников. И вот двое персонажей — в исполнении Сергея Юрского и Эммы Поповой — садились за рояль, который на глазах зрителей поднимался из оркестровой ямы, и начинали играть в четыре руки. Они играли так, что мне их было неимоверно жалко, их так хотелось защитить, что… я разрыдалась. Вот такое сильное возникло сопереживание.
— Не зря, видимо, про хороших актеров говорят, что они «люди без кожи»… Интересно, а другие зрители реагировали так же эмоционально?
— В зале стояла такая тишина, что муха не пролетит! Зрители сидели не шелохнувшись, вжавшись в кресла. Потому что в такие моменты невероятная энергия хлещет со сцены, а по залу разлита такая душевность, что не передать словами.
Ольга Остроумова в фильме “А зори здесь тихие…”
— А как в театре относились к тому, что вы часто покидали сцену ради съемочной площадки? У вас же по нескольку фильмов выходило за год…
— Первый раз меня отпустили еще из театрального училища к Станиславу Ростоцкому на съемки «Доживем до понедельника» (фильм 1969 года. — «ВМ»). Я училась на курсе Павла Осиповича Хомского. Это было для всех странно, но я ничего не пропустила и сдала все экзамены. И потом Павел Осипович частенько ставил меня в пример новым студентам: «Вот почему Остроумова тогда умудрилась ничего не пропустить и все сдать?!»
— Действительно, почему?
— Возможно, потому что для меня театр всегда был на первом месте.
— Вы несколько раз меняли театры. Переходы происходили болезненно?
— Нет. Павел Осипович взял нас, пять выпускников своей гитисовской мастерской, в ТЮЗ, который тогда возглавлял. А потом, когда Хомский ушел в Театр Моссовета, я в какой-то момент почувствовала, что мне в ТЮЗе делать нечего. Андрей Мартынов, с которым мы снимались в фильме «А зори здесь тихие», работал тогда на Малой Бронной и, встретив меня, предложил: «Переходи к нам». Я перешла. Вероятно, если бы к тому времени я не снялась в «Зорях…», то пришлось бы проходить кастинг. А так меня просто взяли, чему я очень рада. Десять лет я проработала на Малой Бронной, играла в спектаклях Анатолия Эфроса и Александра Дунаева. Много играла. Эти два режиссера — Дунаев и Эфрос — кроме профессиональных открытий подарили мне и открытия чисто человеческие. Александр Леонидович Дунаев прекрасно понимал, что дарование Эфроса, может быть, больше, чем его собственное. Но как он при этом его защищал, как достойно себя вел, когда был главным режиссером театра! Понимаете? Подобное человеческое товарищество очень влияет на становление молодых людей и на людей вообще, где бы ты его ни встречал — в театре, в кино, в жизни.
Актриса Ольга Остроумова в фильме “Доживем до понедельника” (режиссер Станислав Ростоцкий)
Фото: РИА Новости
— «Новый режиссер» — что это для вас означает?
— Я всегда с интересом отношусь к новым режиссерам. Особенно к молодым. Потому что они часто предлагают то, чего я не знаю, не умею, или то, что мне непривычно. Но я сознательно стремлюсь к соприкосновению с этим новым.
— У вашего супруга Валентина Гафта в стихотворении «Театр» есть строки: «Кому-то говорим — удача, кому-то говорим — провал». Как вы относитесь к провалам? Были ли они у вас?
— А как же?! У меня был пример не очень удачного спектакля. Уже на стадии репетиции мне стало понятно, что это будет провал. Один молодой актер, который тоже работал в нем, все время нашептывал: «Надо валить ».
А я ему отвечала: «Да погоди ты! Ну интересно же репетировать». Ну и пусть будет провал, ничего страшного.
Помните пастернаковское «но пораженья от победы ты сам не должен отличать» ? Это хороший принцип. Хотя когда потом Валентин Гафт посмотрел этот спектакль, то задумчиво произнес: «Это что-то из жизни колобков ».
Нет, это не было бездарно, но было сделано с немыслимым перехлестом. И провал был сильнейший…
— Вы всегда играете роли, которые вам нравятся?
— В молодости актерам приходится, и мне тоже, играть то, что не нравится. Потому что твое мнение никого не интересует. Сегодня, конечно, уже спрашивают. К счастью, я даже в советском репертуаре соцреализма практически не играла персонажи, которые мне совсем уж претили. То, во что не верю, играть не пришлось.
Ольга Остроумова в роли Бабушки и Александр Бобровский в роли Иллариона в сцене из спектакля “Я, бабушка, Илико и Илларион” в театре имени Моссовета
Фото: Григорий Сысоев/РИА Новости
— Если сравнивать современную театральную молодежь с актерами вашего поколения в годы молодости — сильно заметна разница?
— Если я начну говорить, молодежь поменялась, вот мы в наше время были совсем другими, это будет выглядеть как старческое брюзжание. Догадываюсь, что и мы, наверное, у своих стариков тоже вызывали недоумение и недовольство.
Приходит новое поколение, и оно привносит в театральный процесс что-то свое. Я могу этого не понимать, не принимать, хотя…
У нас в театре очень много молодых ребят, с которыми мы говорим на одном языке, с которыми у меня одинаковое восприятие окружающего мира.
— Как вы отдыхаете? Хочется ли вам после отпуска возвращаться в театр?
— Я отдыхала три недели на море с внуком. А потом были бытовые хлопоты. Например, надо было на даче котел поменять. Никогда у меня не было переживаний вроде: вот, надо плестись на работу, а так не хочется! Наоборот, всегда хотелось, чтобы в театре скорее наступил новый сезон. Хотя с годами пришло осознание, что это «скорее бы» нас часто обкрадывает, ворует личное время, которое можно провести с семьей. Не надо спешить: вот есть свободное время и стоит посвятить его семье, хлопотам и заботам.
Потому что никто, кроме меня, этого не сделает, хотя, конечно, мне помогают все.
Так что я сейчас очень много времени провожу с внуками, с детьми. Я живу семьей.
— Это как-то сказывается на творчестве?
— А у актера все идет в работу, все на творчестве сказывается. Мы же играем людей, а не роботов. Хотя есть люди, которых играть не хочется. Вчера смотрела какую-то передачу по телевизору и ужаснулась. Там все время не людей, а каких-то питекантропов показывают. Раньше было стыдно выносить сор из избы, а сейчас на экран тащат все.
— Вам таких людей играть неинтересно?
— Мне совершенно неинтересно играть тупых и недалеких. Сложных, коварных, даже злодеев — безумно интересно! А если герой положителен на протяжении всей пьесы, если он хороший и прямолинейный — ну что с таким персонажем делать артисту? Значит, надо искать, где он плохой. Если персонаж отрицательный, ищи в нем хоть какие-то положительные качества. Это заповедь Станиславского.
— Ваш сын Михаил Левитин младший собирается ставить на сцене Театра имени Моссовета спектакль «Путешествие с тетушкой» Грэма Грина. Что у вас там за роль?
— Роль авантюристки. Неплохо для моих лет, не правда ли?
Источник