Ольга остроумова очень личное
Источник фото: sobesednik.ru
ЭКСКЛЮЗИВНОЕ ИНТЕРВЬЮ ДЛЯ “ЛИЛИТ”
Сколько вы были одна после второго развода?
Не очень долго. Год. Но я совершенно не настраивалась, что я кого-то встречу. Мне было много лет. Лет 47, наверное. И меня пугало только то, что мне одной придется вырастить детей. Шел 1993 год. И я все время себя спрашивала, сумею ли я поднять их? Но я прекрасно понимала, что не оставлю их голодными, хотя в кино тогда никакого заработка не было. Но тут, слава богу, появился Гафт.
Встреча с таким человеком, как Гафт, — это подарок судьбы, как думаете?
Испытание. У меня вообще такое ощущение, что вся моя жизнь — испытание. «Неси свой крест и веруй…»
Подождите, какой крест?..
В спектакле «Не будите мадам» моей героине говорят: «Он — явление, твой муж». А я по роли отвечаю: «Жить с явлением невозможно». Вот вам ответ.
Как вы думаете, чем нужно обладать, чтобы это явление обратило на вас внимание?
Это у них надо спрашивать, как это происходит. Гафт однажды в порыве откровенности признался, как поразился одной моей фразе. По телевидению он случайно посмотрел документальный фильм о любви. И в нем я говорила, что буду ждать свою любовь несмотря ни на что. Даже если она придет с ликом смерти. Даже если это будет сама смерть. Но ей буду нужна только я. И никто другой. И Гафт, когда услышал мои слова, просто обалдел. Он сразу понял, что это не поза. И именно тогда у него впервые мелькнула мысль обо мне. Это было задолго до нашего знакомства. Когда же мы снимались в «Гараже», то даже внимания не обращали друг на друга. Я его ужасно боялась, я вообще боялась всех звезд тогдашних.
Когда через несколько лет мы встретились в кафе «Фиалка» и он пригласил в Сокольники, я за серьезное ухаживание его намерение не приняла. Думала, погуляем с детьми… Кто Гафт, а кто я? Я прекрасно понимала свое место. Что я ему, когда вокруг такие красотки? Тем более по кино я знала, какое впечатление он производит на женщин – просто идеал мужчины… У меня вообще по жизни есть немножко, как бы это сказать, не принижение себя, нет, а, скорее, возвышение других. У меня нет и никогда не было самомнения. Вот в «Вишневом саде» я Раневскую играла, и не смогла преодолеть пиетета перед Чеховым, а нужно было! Если перед драматургом ходишь на цыпочках, никогда не сыграешь хорошо. Критики отметили мою работу положительно. Но я-то знаю, что для меня лучше – свободней, чтоб передо мной не стояла личность автора. Так и люди, которых я встречаю, иногда кажутся мне больше меня. Но цену себе я все равно знаю…
Гафт поинтересовался: «В какой ресторан пойдем?» «Не знаю», — ответила я. Я не лукавлю, потому что в ресторанах я и вправду не бывала. Мне все время приходилось решать другие задачи. Как более выгодно потратить деньги: купить кусок колбасы или апельсины детям? Денег-то не было. Да, была кооперативная квартира, за которую я платила, получив гонорар за «Зори». Но через полгода деньги кончились… Не удивительно, мне казалось, что он живет в совершенно другом мире.
А оказалось?
Он и жил в другом мире. Я – человек абсолютно не тусовочный. Это сейчас он готов остаться дома. А тогда ему нравилось выходить в свет. Он страшно матерился, я же, как красна девица, заливалась краской, если при мне кто-нибудь невзначай ронял крепкое словцо. Об этом знали все мои друзья. И в 45 лет уши у меня, как говорится, от мата вяли. Может, потому, что я служу в «Моссовете», а он в «Современнике», а это совсем другой театр? Валентин, конечно, не нарочно матерился, ему просто было все равно. Он не видел, что мне это неприятно. Что я ему не отвечаю тем же. Вот сейчас он не ругается. Зато я могу высказаться. Видите, как все меняется.
А чем все-таки отличалась его жизнь?
Она была более элитарной, свободной. А я жила буквально не снимая калош: прибегала домой, варила кашу, а затем мчалась в театр, чтобы хоть немного отдохнуть от рутины. Честно говоря, я не могу про него рассказывать. Я-то надеялась, что с его приходом у меня наконец появилась защита. Стена. Оказалось, появился еще один ребенок, причем самый сложный из всех. Материально он плечо, конечно, подставил. Но работать меньше от этого я не стала. Снялась в «Бедной Насте». Роль очень интересная, но съемки были чистым рабством — в течение восьми месяцев я уходила из дома в семь утра, приходила в 12 ночи. И снова в семь на грим. Но зато я скопила денег и купила Мишке квартиру.
Что, без помощи Гафта? А это, случаем, не показная независимость?
Как вам сказать, у меня просто были стыд и совесть. Почему он должен работать на моих детей? Но теперь-то я думаю, что поступала неправильно. Потому что этими действиями я отдаляла детей от него. А это нехорошо. Надо было наоборот. Его — к ним привлекать. Понятно же, чем человек больше вкладывает, тем ближе ему становишься. Вот в чем штука. Но я женщина не умная. Не хитрая. Хотя детей он любит — и внуков тоже.
То есть вы хотите сказать, не нужно стесняться у мужчин брать деньги, если они предлагают?
И даже если не предлагают. Надо просто сказать: дай, пожалуйста, у меня затруднения. Хотя я не смогла. А надо воспитывать себя в этом направлении. Я шутя это говорю. Конечно, через себя не переступишь. После развода с Левитиным я сказала: хорошо живут стервы — за них все делают. А у меня все наоборот: кто, если не я? «Ой, я не умею лампочку вкрутить», — говорит Валя. Я лезу, вкручиваю. Это неправильно. Мне подруги говорят, что я сама балую своих мужей. Ты так себя ведешь, сетуют, что они расслабляются. На что я спрашиваю: почему же меня никто не избаловал? Может, потому, что я сама не позволяла? Но это не значит, что я не хочу, чтобы мне помогли, взяли на себя часть моей ноши. Я очень хочу. И если ее возьмут, я потом отблагодарю в сто крат… Но пока что-то не получается.
Вот был у меня замечательный друг. Был, потому что умер в 66 лет. Он был дедом моим детям, поддержкой — мне, и прекрасным мужем своей жене Фане, той самой подруге, которой 90 лет и которая живет в Америке. Однажды я потеряла ключи от «копейки», машины, что у нас была. И буквально впала в оцепенение, потому что, во-первых, я — человек, который ничего не теряет, у меня все под контролем, но это оттого, что мне не на кого надеяться. А во-вторых, я просто не знала, что делать, у кого просить помощи, когда ее просить не у кого. И какое счастье, что был жив Шурик. Он сказал: «Успокойтесь. Сейчас я приеду, и мы все уладим». Такие друзья дорогого стоят…
Разговор состоялся в 2010 году
Понравилось? Подпишись на наш канал! Ещё одна беседа с Ольгой Остроумовой ЗДЕСЬ
Вера Илюхина, Москва, специально для «Лилит» (с)
Источник
Продолжаю рассказ о знаменитых актрисах – признанных красавицах советского кино. Сегодня – о той, которой ничего не нужно доказывать. Ее работы – те самые крупицы, из которых и состоит Золотой фонд нашего кино. Она по сей день востребована в профессии.
Ольга Остроумова
Ольга Остроумова. Коллаж (кадры для иллюстрации, источник: kinopoisk.ru)
Год рождения – 1947
Место рождения – Бугуруслан
Родители – отец работал учителем, мать – домохозяйка
Замужем (третий брак), супруг – актер Валентин Гафт (первый брак – сокурсник Борис Аннабердыев , второй– режисер Михаил Левитин)
Дети от второго брака – дочь Ольга Левитина (актриса) и сын Михаил Левитин (режиссер, продюсер).
Ольга Остроумова признается, что не очень верит, когда ее называют красавицей. Не думаю, что это кокетство. Воспитание в семье, где дед был священником, папа учителем, а мама справлялась не только с хозяйством, но и с четырьмя детьми, наверняка способствовало формированию личной скромности.
О том, что в семье детей уважали, говорит тот факт, что решение Ольги стать актрисой приняли без возражений. В 1966 году она приехала в Москву и поступила в ГИТИС.
Успех в кино пришел к Остроумовой с первой же роли.Конечно, ведь картина “Доживем до понедельника” (1968) Станислава Ростоцкого и сегодня интересна. А тогда это было просто новое слово в понимании того, каким должно быть воспитание в школе, да и не только. Роль Риты Черкасовой – первой красавицы класса, принесла Остроумовой известность не только среди зрителей, но и режиссеров.
Ольга Остроумова в фильме “Доживем до понедельника”. Скриншот кадра для иллюстрации
Особо значимой ролью, в которой красота и талант актрисы соединились в какую-то невероятную силу, стала Женя Комелькова в картине “…А зори здесь тихие” (1972). Эту роль Остроумовой снова доверил Станислав Ростоцкий, по сути ее “крестный отец” в кинематографе (смотрите фото в карусельке).
Ольга Остроумова в фильме “…А зори здесь тихие”. Скриншот кадра для иллюстрации
Ольга Остроумова в фильме “…А зори здесь тихие”. Скриншот кадра для иллюстрации
Ольга Остроумова в фильме “…А зори здесь тихие”. Скриншот кадра для иллюстрации
После этой картины девочки-актрисы стали настоящими звездами советского кино. Ольга Остроумова с юмором относится к этому статусу. И действительно, атрибутов “звездной” жизни у многих популярных красавиц в то время не было. Разве что сама популярность. В передаче “Кумиры” (2005) с Остроумовой рассказывается, что проблемой было даже найти соответствующий наряд, когда нужно было ехать с картиной “…А зори здесь тихие” на Венецианский кинофестиваль.
Женя Комелькова – одна из самых ярких ролей Остроумовой. Но есть и другие интересные, неожиданные, разные образы, которые она создала. На хороших режиссеров и фильмы ей везло. Вернее, режиссеры ценили потенциал актрисы и доверяли ей замечательные, сложные роли (смотрите фото в карусельке).
Ольга Остроумова в фильме “Любовь земная”. Скриншот кадра для иллюстрации
Ольга Остроумова в фильме “Любовь земная”. Скриншот кадра для иллюстрации
Ольга Остроумова в фильме “Любовь земная”. Скриншот кадра для иллюстрации
Ольга Остроумова в фильме “Любовь земная”. Скриншот кадра для иллюстрации
Драматическая роль Мани Поливановой, собирающей “горькую ягоду” своей любви, в эпопее “Любовь Земная” (1975) и “Судьба” (1977). Ироничная профессорская дочка в рязановском “Гараже” (1979). Красавица Женя, скрывающая за бравадой мечту о женском счастье в фильме “Не было печали” (1983).
У Остроумовой много ролей, где ее красота вообще не определяет образ. Она, например снялась в одном из первых российских триллеров (и нужно отметить, не уступающим по сюжету и актерскому составу современным). В “Змеином источнике” (1997) ее героиня – властная, жесткая и похотливая директриса провинциальной школы. Актрисе удается почти весь фильм удерживать на себе внимание как на потенциальном маньяке.
Ольга Остроумова в фильме “Василий и Василиса”. Коллаж (скриншот кадров для иллюстрации)
В фильме “Василий и Василиса” (1981) Остроумова потрясающе сыграла вроде бы рядовую жизненную историю супружеских отношений “от любви до ненависти”. У актрисы получился глубокий, неоднозначный образ Василисы. За время картины жалеешь, восхищаешься Василисой, удивляешься, а иногда и сердишься на героиню.
Отдельно хочется сказать о “сериальной истории” Остроумовой. И здесь интересные роли в достойных, а порой этапных для российского кино, телесериалах: “Женщины, которым повезло” (1989), “По ту сторону волков” (2002), “Бедная Настя” (2003-2004), “Не родись красивой” (2005-2006).
Ольга Остроумова в фильме “Ван Гоги” (2018). Кадр для иллюстрации, источник: kinopoisk.ru
По сей день актриса активно работает, снимаясь в фильмах и сериалах, выступая на сцене театра Моссовета. Один из спектаклей текущего репертуара Остроумовой – “Путешествие с тетушкой”. Режиссер – Михаил Левитин младший, сын актрисы.
Ольга Остроумова и Михаил Левитин младший в декорациях спектакля “Путешествие с тетушкой”. Коллаж (скриншоты кадров для иллюстрации)
Дочь – Ольга Левитина, актриса Московского Театра «Эрмитаж», иногда снимается в кино и сериалах.
Ольга Остроумова и Ольга Левитина. Фото для иллюстрации, источник: infodays.ru
Ольга Остроумова признается, что очень любит внуков, даже когда от них устает. Как говорит актриса: “Они мне очень нравятся, поэтому я их люблю”.
Актриса счастлива в третьем браке. Нынешний супруг, Валентин Гафт говорит, что с Ольгой, которую он называет “божьим человеком”, сам за прожитые годы стал лучше.
Ольга Остроумова и Валентин Гафт. Фото для иллюстрации, источник: kino-teatr.ru
Бывший супруг Ольги Остроумовой – Михаил Левитин, тоже отзывается о бывшей жене как хорошем и настоящем человеке. В программе Татьяны Устиновой “Мой герой”(2019) Остроумова поделилась своими мыслями о том, как важно, чтобы в человека были вложены духовные принципы. Она призналась, что ее воспитывают героини, которых она играет. И так было всегда.
Действительно, Ольга Остроумова – не только красивая и талантливая актриса, но духовно богатая личность. Ей есть чем делиться со зрителем. И в этом, мне кажется, секрет ее профессионального мастерства и человеческого обаяния.
Спасибо за внимание, друзья! За лайки отдельное спасибо!
Читайте на канале другие обзоры и рассказы о замечательных актерах по ссылкам:
Обожаемые красавицы советского кино. Что есть красота?
Облачный атлас. “И каждый проступок, как и каждое доброе дело, рождают новое будущее”
Подписывайтесь на канал, будем обмениваться впечатлениями. Мне интересно ваше мнение!
#кино #советские актрисы #советское кино #российское кино #обзоры фильмов
Источник
Ольга Остроумова – одна из самых талантливых российских актрис. Ее жизнь была очень бурной и личное счастье удалось найти только с третьего раза. Третий супруг Остроумовой – известный актер Валентин Гафт.
Ольга Остроумова и ее первая любовь
Ольга Остроумова – актриса с твердой волей и нелегкой судьбой. Она родилась в 1947 году в Бургуслане. Семья Ольги была очень дружной. У ее родителей было трое детей. Остроумова пронесла через всю жизнь воспоминания из детства и они помогали ей в трудные минуты, когда терялась вера в добро. Она всегда с особенной теплотой отзывается о своих близких. Отец Ольги был священником и возражал против ее поступления в театральный институт. Но девушка проявила настойчивость и родителям пришлось ее благословить.
Ольга поступила в ГИТИС и в студенческие времена впервые серьезно влюбилась. Ее избранником стал сокурсник Борис Аннабердыев. Молодой человек был ее полной противоположностью. Борис обладал веселым, задиристым нравом и часто подшучивал над своей возлюбленной. Он считал ее недостаточно легкомысленной для актрисы. Отношения Ольги и Бориса развивались стремительно и уже через несколько месяцев после знакомства они поженились. Брак просуществовал всего несколько лет. После окончания учебы Борис по распределению уехал в Ашхабад, а Ольга осталась в Москве. Их любовь не выдержала испытания разлукой.
Брак с Михаилом Левитиным
После окончания театрального института Ольгу пригласили работать в ТЮЗ. Там она познакомилась с режиссером Михаилом Левитиным. Он начал проявлять настойчивые знаки внимания, хотя на тот момент был женат. Для молодой актрисы отношения с женатым режиссером сначала казались непозволительными, но чувства оказались сильнее. Ольга сразу рассказала мужу о новой любви и подала на развод. Михаил обещал развестись, но сделал это не сразу. Они поженились в 1973 году. Через год актриса родила дочь Ольгу, а потом и сына Михаила.
Рождение детей не спасло брак от проблем. Ольгу предупреждали о легкомысленном характере ее возлюбленного. Она надеялась его изменить, но Михаил время от времени не упускал возможности завести роман на стороне. За годы совместной жизни Остроумова пережила многое и в 1993 году подала на развод. Дети были категорически против расставания родителей и это стало причиной ухудшения их отношений с матерью.
Брак с Валентином Гафтом
Со своим третьим мужем Валентином Гафтом Остроумова познакомилась еще на съемках фильма “Гараж”. Тогда они оба были не свободны. Валентин Иосифович признался, что Ольга ему сильно понравилась, но он не мог позволить себе начать ухаживать за замужней женщиной. В 1996 году они снова встретились на одном мероприятии, оказавшись там случайно. На тот момент Гафт был свободен, а Ольга переживала тяжелый развод. Новые отношения помогли ей справиться с депрессией.
Валентин Гафт родился в 1935 году в Москве. Его мама была большой поклонницей театра и привила сыну любовь к этому виду искусства. Валентин окончил школу-студию МХАТ и пробовал свои силы в нескольких столичных театрах. Но настоящий успех и признание пришли к нему, когда он начал выходить на сцену Ленкома. В кино Валентин Иосифович начал сниматься уже в зрелом возрасте. Сначала ему предлагали эпизодические роли. Сотрудничество с режиссером Эльдаром Рязановым сделало Гафта знаменитым. Он снялся в таких картинах, как “Гараж”, “О бедном гусаре замолвите слово”, “Забытая мелодия для флейты”. Гафт обладает не только актерским талантом, но и отлично владеет эпистолярным жанром. Он стал автором острых сатирических произведений, посвященных коллегам-артистам.
Валентин Иосифович до знакомства с Ольгой был женат дважды. Его первой женой стала актриса Алена Изогрина. Им было сложно ужиться вместе и в итоге Алена ушла к другому мужчине. Второй женой актера стала балерина Инна Елисеева. У нее был очень богатый и влиятельный отец, который выступал против этого брака. Даже рождение дочки в семье не смогло растопить сердце сурового тестя и Валентин подал на развод.
Поженились Ольга и Валентин Иосифович в 1996 году. Они расписались в больнице. Гафту для получения льготного жилья срочно понадобился штамп в паспорте. Остроумова согласилась стать его женой и этот брак оказался для нее самым счастливым. Супруги относятся друг к другу с уважением и пониманием.
В 2018 году появились слухи о разводе Остроумовой и Гафта. Ольгу даже обвинили в избиении супруга, но эта информация не подтвердилась. Супруги до сих вместе, хотя люди из их окружения утверждают, что отношения знаменитостей переживают кризис.
Источник
Внучка священника-сидельца, дочь «неблагонадежных» родителей… Такая биография в советские годы не сулила ничего доброго. Но Ольга Остроумова вспоминает о своем детстве как о радостном и светлом времени. Несмотря на горести и заботы, в их доме всегда жила любовь. А взаимоотношения в семье стали для Ольги Михайловны примером на всю жизнь…Ольга Михайловна Остроумова родилась в городе Бугуруслан Оренбургской области. В 1966 г. поступила в ГИТИС. Сниматься в кино начала еще будучи студенткой. Дебютная роль — десятиклассница Рита в картине Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника». Была актрисой МТЮЗа, Театра на Малой Бронной. В настоящее время служит в Театре им. Моссовета. За роли в кино удостоена Золотой медали имени А.П.Довженко (1978), Государственной премии СССР (1979). За театральные работы — Международной премии Станиславского (Эмма в спектакле «Мадам Бовари»), премии газеты «Московский комсомолец» (Клавдия в спектакле «Серебряный век»). Кавалер ордена «За заслуги перед отечеством» IV степени, ордена «За честь и доблесть», ордена «Знак Почета», общественных орденов. Воспитала дочь и сына, бабушка внука Захара и внучки Полины. Замужем за артистом Валентином Гафтом. Народная артистка РСФСР (1993).
Дедушка: священник в третьем поколении
…Бабушка будила нас в шесть утра и давала парное молоко. Я очень его не любила, но приходилось пить. Бабушка была строгая, а вот дедушка — мягкий. Он был священником в третьем поколении. Но, несмотря на его мягкость, при нем мы всегда вели себя тихо, не позволяли себе панибратства. У дедушки были длинные волосы, и помню, как однажды он дал мне расчесать их и заплести косичку. Я восприняла это как великую честь. Никто из нас, внуков, не дерзал этого делать. Дедушка был очень уважаем и в семье, и среди прихожан, и в городе. Помню, как мы гуляли по нашему Бугуруслану, по Нагорной улице, где жили бабушка с дедушкой, и на нас, маленьких, как мне казалось, смотрели с почтением — мы внуки отца Алексея. Сейчас я понимаю, конечно, что это уважение было к дедушке, а не к нам.
Оля, младшая из четверых детей в семье. Фото из личного архива Ольги Остроумовой
…Раньше я думала, что все священники — как мой дедушка, добрые, исключительно мудрые, бессеребреники. Потом открыла для себя: они, как и все люди, очень разные, и священник — это не значит «святой». Но тогда такой мысли не возникало. Спустя много лет я вспомнила (а до тех пор этот момент как будто стерся из памяти), что по той же улице Нагорной в Бугуруслане был еще один дом, за огромным забором, на котором висела табличка «Злая собака во дворе». И в этом доме тоже жил священник. Однако таких, как мой дедушка, все же очень много.
Дедушка, протоиерей Алексей Остроумов. Фото из личного архива Ольги Остроумовой
Это удивительно, наверное, но нас, детей, никто никогда к вере не принуждал. Нам не запрещали быть пионерами и комсомольцами. Дедушка очень спокойно к этому относился. В вере мы… просто жили. Мы дышали этим воздухом. Это было так естественно. Однажды мы, пионеры юные, прибежали к дедушке с «каверзным» вопросом для «темных»: «Дедушка, а что, гром — это Илья-пророк на колеснице, да?». В ответ он рассказал нам о библейском пророке Илии, о его чудесном вознесении на небо, потом объяснил, что такое гром с точки зрения законов физики. Он был очень образованным человеком, как многие священники тех лет, и умел просто объяснять. Никакого противоречия между двумя «версиями» мы не нашли.
Дедушка прошел лагеря. Я не застала этого периода — его освободили еще до моего рождения, даже разрешили снова служить. Отец потом узнал, что в лагере дедушка пользовался большим уважением. Он был слаб здоровьем, и его солагерники, чтобы оградить его от расправы, даже выполняли за него норму на лесоповале.
Папа и мама: пасынки века
Из-за того, что дедушка был священником, родителям пришлось нелегко. Маму с папой считали неблагонадежными. Их отовсюду могли выслать. И высылали. Например, они приезжают в Магнитогорск, устраиваются на работу. Спустя какое-то время приходят сотрудники органов и говорят, чтобы они уезжали, на сборы дают сутки. Но… Мама с папой были такие удивительные люди! Вот что папа записал об этом в книге, которую оставил нам, своим детям: «НКВД-шник был человек хороший, он дал нам на сборы не двадцать четыре часа, а сорок восемь». Папа пишет об этом без иронии. Для него этот поступок действительно очень хороший! Родители жили в какой-то иной системе измерения…
Семья Остроумовых (слева направо): мама, папа, старшая дочь Раиса, младшая Оля (с ромашками), Гера и Люда. Фото из личного архива Ольги Остроумовой
В конце жизни папа написал книгу, сам переплел ее в четырех экземплярах, для каждого из своих детей — «Исповедь пасынка века». Это книга о его жизни — начиная с того момента, как он себя помнит. Как они жили в селе Алексеевка, недалеко от Бугуруслана, как дедушка там служил, как папа был регентом хора, а мама пела. Там они и познакомились. Еще пишет, что у дедушки в доме была прекрасная библиотека. Даже выписывали приложения к журналу «Нива». Приложениями были собрания сочинений, самые разные. Еще он оставил нам фотографии: вот вся семья вместе, вот папа со скрипкой. Он серьезно занимался музыкой, хотя и жил в обычной деревне. Мы теперь по-другому представляем себе деревенскую жизнь в 25-30-х годах, перед войной. А она была богатой — не деньгами, конечно.
Михаил Алексеевич с дочерьми Ольгой и Людмилой. Фото из личного архива Ольги Остроумовой
Целая глава этой книги посвящена тому, как папа и его брат выживали, когда дедушку посадили.
В армию их не взяли, и они работали в трудармии на Урале, грузили лес на станции.
Нас было четверо у родителей, и нам, детям, казалось, что живем мы очень хорошо! Хотя в действительности жили мы бедно… Папа работал и заочно учился в педагогическом институте. Он был мастером на все руки, не боялся никакой работы. Строгал, чинил, чертил… Никто и никогда в семье не считал, что дети в тягость. Помните, в фильме «Доживем до понедельника» одна девочка написала сочинение, что хочет иметь четверых детей, и ее стали стыдить за это. А по-моему, работа по дому — это такая же работа, как все остальные, только еще более ответственная.
Мама много занималась нами, но при этом всегда еще где-то работала. Во время войны она фотографировала, папа ее научил. После, когда мы жили в Куйбышеве, она работала в киоске «Союзпечать» на вокзале, потом гардеробщицей. У нее не было образования, но она сама научилась читать — и много читала. Она научила меня чтению по-церковнославянски, но, к сожалению, сейчас уже многое забылось…
Я думаю, очень важно то, что закладывается в нас в детстве, и своим родителям я очень благодарна. Они научили терпимости — в отношениях с ближними, в вере. Благодаря им я спокойно отношусь к людям, которые еще чего-то не познали. Ведь каждый человек должен сам прийти к важным жизненным выводам, сам прийти к Богу. Взять его за руку и привести — можно, но это ничего не даст. Нужно самому постигнуть, пережить, додумать… — только это ценно. И это случается в разном возрасте, у многих — перед смертным одром.
С супругом, артистом Валентином Гафтом. Фото Виктора Горячева
Ольга Михайловна с детьми, Михаилом и Ольгой. Фото Ирины Калединой
Верой оправдаемся
Вера очень держит меня. Бывают минуты, когда только она и держит. Трудно объяснить, что это такое, логика здесь бесполезна. Вера — это не знание. И не дар от рождения — к ней ведь можно прийти. Но, мне кажется, даже у тех, кто считает себя неверующими, в какие-то моменты жизни все равно появляется надежда на чудо. Вот это и есть вера. С возрастом она умножается в тебе. Потому что начинаешь думать о том, куда уйдешь после смерти.
Много раз мне приходилось слышать: «Ой, не говорите о смерти! Не надо о грустном!». А мне кажется, что это прекрасный, замечательный разговор. Мы привыкли к мысли, что смерть — это страшно. Кому-то просто не хочется уходить из этой жизни. Другие боятся неизвестности. А я воспринимаю смерть нормально: вот есть молодость, есть зрелость, есть вторая половина жизни… Этого не изменишь, и значит, сходить с ума не нужно. Придет момент, когда я умру. Я спокойно с этим живу. Только думаю о том, чтобы умереть достойно. Потому что… столько нагрешила в жизни, что и говорить-то ничего там не надо будет, все и так видно.
Раньше о смерти не так боялись говорить и думать — просто о ней всегда помнили, понимали: согрешишь — потом предстанешь на Суде, и как за все отвечать? Ведь есть еще такое наше человеческое заблуждение — что добрыми делами мы сможем загладить нашу вину. Но ведь мы не добрыми делами оправдаемся, а только верой. Добрые дела, конечно, тоже нужны. Только не надо их афишировать.
Монахи: удивительные люди
Я не из тех, кто считает, что раньше все было лучше, а теперь иные времена. Хотя, наверное, в то время люди в большинстве своем были все-таки наивнее и чище. Помню, в Куйбышеве мы жили в доме около вокзала, и у нас часто кто-то оставался ночевать. Люди ждали поезда, им некуда было деться, и мама приглашала в дом. И это не за плату! Дом был очень маленьким, гостям стелили на полу, но это никого не смущало. Потом, с очередным поездом, мы вдруг получали, например, огромную дыню в благодарность. Почти всегда в нашем доме двери держали открытыми. Летом — особенно, настежь. Никто не боялся. И никто не считал, что, приютив человека, «совершает хороший поступок». Просто иначе жить не умели.
Но и в наши дни столько удивительных людей! Особенно в монастырях. Например, мы ездим в Николо-Берлюковскую пустынь (Ногинский район Подмосковья). Там всего человек пять монахов живет. Замечательный настоятель, игумен Евмений. Он умеет говорить с людьми, никого не поучая. Я очень это ценю. Мне нравится — и это опять же дедушкой задано, — когда священник не ругает тебя за что-то, но находит другие, более действенные слова. Ругать вообще никого не надо, так мне кажется. От этого у человека сразу заслонка в душе.
А отец Евмений может говорить так, как будто ты с ним на равных. Нелегко ему приходится, конечно. Половина монастырской территории занята психиатрической больницей, и вот он пытается как-то решить этот вопрос — стучится во все двери, ходит по разным кабинетам, карту с собой приносит, рассказывает, объясняет. Я ходила с ним однажды в Моссовет, в Облсовет. Трудное это дело…
Еще мы хорошо знакомы с наместником Раифского монастыря, под Казанью. Отец Всеволод — такой бойкий, смешливый. Как легко говорить со священником, когда он не ставит себя на ступень выше! Тогда его слова воспринимаются лучше. Отец Всеволод именно такой. Он тоже очень деятельный человек. Я видела, что удалось сделать в монастыре за несколько лет. (Раньше там была колония для несовершеннолетних.) Это удивительно! Мне показывали в главном храме деревянный иконостас, который вырезал восемнадцатилетний юноша, — очень красиво получилось. В монастыре, кстати, теперь приют для детей устроили, и все это трудами монахов. В такие места попадаешь — и ты как будто под куполом, в ином, лучшем мире.
А отец Марк из того же Раифского монастыря!.. Какие дискуссии были у него с моими детьми, когда он изредка оставался переночевать у нас в Москве, и какой сильный отклик, я думаю, эти разговоры еще дадут им в будущем!
Мне бы не хотелось кого-то идеализировать. Все мы люди, мы несовершенны, и священники тоже несовершенны. Но… Мне кажется, важен путь, по которому в этой жизни идешь, и понимание, куда он ведет. Если стремишься к Богу — то идешь, оступаешься, падаешь, встаешь, снова падаешь, но идешь. Стараешься изменить себя. Вспоминаю, как однажды я пришла на исповедь и говорю: «Батюшка, а мне каяться не в чем». А он отвечает: «Вот это и есть самый большой грех. Как это — не в чем? Раздражалась?» — «Да». — «Злилась? Осуждала?» — «Да…» — «А ты говоришь — не в чем»…
Рита, «Доживем до понедельника». Фото из архива ИТАР-ТАСС
Женя Комелькова, «А зори здесь тихие…» Фото из архива ИТАР-ТАСС
Василиса, «Василий и Василиса». Фото «Мосфильм-инфо»
«Василий и Василиса»: почти по Библии
В людях я очень ценю умение прощать, хотя самой это дается с большим трудом. Мне кажется, это чрезвычайно важно в отношениях между нами, для отношений внутри семьи. Люблю картину Ирины Поплавской «Василий и Василиса», снятую по Валентину Распутину, в которой мне посчастливилось сыграть заглавную женскую роль. Это фильм с библейским сюжетом, о прощении и непрощении. История двух счастливых людей: поженились по любви, жили вместе, рождались дети. А потом, как у Распутина написано, Василий задурил, то есть запил. Однажды в подпитии он замахнулся на Василису, беременную, топором — и она потеряла ребенка. И не смогла простить этого своему мужу.
Во время съемок многие женщины в деревне — а мы снимали под Дубной, на Волге, — не понимали: «Ну что уж она не простила!.. Да он же выпил!» — как будто это было оправданием… То есть ситуация воспринималась ими просто как бытовая драма. А Василиса восприняла это как убийство, убийство человека человеком. И всю жизнь не могла простить. Боролась, умом понимала, что не права, но сердцем простить не могла. И только в конце жизни пришла к мужу и сама попросила у него прощения — за то, что не могла его простить. Именно за то, что не могла простить…
Я много размышляла об этом и поняла для себя самой — не умом, а, как говорят, «пупом», тем, что связывает тебя с мамой, бабушкой, родом, землей, — что прощение всегда дороже и выше любого, даже самого праведного непрощения. Непрощение разрушает и того, кого не простили, и того, кто не простил. Какая великая мудрость: «Прости!» Только ведь это очень трудно. Трудно перебороть в себе обиду, гнев… Даже на словах не всегда понятно, как это: ударят по одной щеке — подставь другую. Это надо прожить, пережить. Я поняла на примере собственной жизни, что нельзя отвечать злом на зло. Тогда твой обидчик — во всеоружии. А если ты прощаешь, отвечаешь добром, — зло скукоживается. Вот и вся мудрость…
Работа в этой картине многое мне дала. Нечасто такое бывает — чтобы роль могла чему-то научить… Но не менее важно и то, чему учишься в своей собственной жизни, на своих ошибках. Например, с годами, создав свою семью, я поняла, как важно и как непросто учиться умалению себя, покорению своего характера. Это — выстраданный опыт, в этом — моя память о дедушке, об отце, которые умели прощать. И за этот опыт тоже надо быть благодарной…
ИЗБРАННАЯ ФИЛЬМОГРАФИЯ
Доживем до понедельника (1968), Город первой любви (1970), Море в огне (1971), А зори здесь тихие… (1972), Любовь земная (1974), Мартин Иден (1976), Судьба (1977), Гараж (1979), Похищение «Савойи» (1979), Василий и Василиса (1981), Не было печали (1982), Безумный день инженера Баркасова (1983), Сестра моя Люся (1985), Время сыновей (1986), Я сделал все, что мог (1986), Дни и годы Николая Батыгина (1987), Женщины, которым повезло (1989), Чаша терпения (1989), Очарованный странник (1990), Прощальные гастроли (1992), Уснувший пассажир (1994), Змеиный источник (1997), Новогодние приключения (2001), По ту сторону волков (2002), Дни ангела (2003), Бедная Настя (2003-2004), Я тебя люблю (2004), Не родись красивой (2005), Капитанские дети (2006), Адмирал Колчак (2007).
Берлюки — одно из любимых мест Ольги Остроумовой
Николо-Берлюковская пустынь — мужской монастырь в Ногинском районе Московской области. Основан приблизительно в конце XII — начале XIII века. В конце XVIII — XIX веках в монастыре шло бурное строительство. 24 мая 1829 года в пустыни было обретение чудотворной иконы «Лобзание Иисуса Христа Иудою», от которой сразу произошло исцеление слепой женщины. В 1835 году начинается строительство соборного храма во имя Христа Спасителя, лобзаемого Иудою, затем — колокольни для большого колокола весом в 1005 пудов. В то время в монастыре жил замечательный подвижник, схимонах Макарий, который в мирской жизни был крепостным и получил вольную за благочестивую жизнь. Он был уважаем в купеческих кругах, сумел привлечь щедрых жертвователей для строительства собора. Другим великим подвижником того времени стал ученик Макария, иеромонах Феодорит. Последние шесть лет жизни он провел в тяжелой болезни, неподвижно лежа на спине, непрестанно молясь, окормляя братию и приходивших к нему мирян. В конце XIX века в обители был выстроен Троицкий собор, и при нем — 104-метровая колокольня, по сей день одна из самых высоких в России.
Во время Первой мировой войны монастырь оказывал помощь фронту продуктами, особенно молок