Ольга пыжова актриса личная жизнь

Ольга Ивановна Пыжова
Ольга Ивановна Пыжова. Родилась 18 (30) ноября 1894 года в Москве – умерла 7 ноября 1972 года в Москве. Советская актриса театра и кино, педагог, режиссер. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1947). Заслуженный деятель искусств Таджикской ССР (1949). Лауреат Сталинской премии третьей степени (1950).
Ольга Пыжова родилась 18 (30) ноября 1894 года в Москве.
Ольга обучалась в Институте благородых девиц. Окончила бухгалтерские курсы.
После смети отца семья переехала в Петербург, где проживали сестры ее матери, в т.ч. писательница Е. Султанова.
С 17 лет начала работать – служила в семенной конторе, затем была чтицей в богатой семье. Работала в банке и архивном отделе Сената.
Впервые на сцену вышла благодаря своей тете Е. Султановой, которая устроила так, чтобы Ольга участвовала наряду с профессиональными артистами в благотворительном спектакле «Белая лилия» Вл. Соловьева (постановка Н.В. Петрова, известен под псевдонимом Коля Петерс). Актерство увлекло Пыжову.
В апреле 1914 года во время петербургских гастролей МХТ она добилась встречи с Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко. Просмотрев Ольгу, Немирович-Данченко пригласил ее на экзамены в Москву. И спустя полтора месяца, обойдя двухсот претендентов, Пыжова была принята в Первую студию МХТ.
В Первой студии МХТ играла в спектаклях: «Потоп» Ю. Бергера – Лицци; «Двенадцатая ночь» – Виола и Себастьян; «Балладина» Ю. Словацкого – Гоплана (пост. Р. Болеславского); «Архангел Михаил» Н. Бромлей – Люсиль; «Вишнёвый сад» – Варя; «Хозяйка гостиницы» Гольдони – Мирандолина (спектакль прошел с успехом во Франции и Америке, но в Москве не был сыгран); «Синяя птица» – Фея Бирюлина; «Где тонко, там и рвется» И. Тургенева – гувернантка Бьенэмэ.
Ольга Пыжова в юности
Во время учебы в 1916-1917 годах сыграла свои первые роли в кино – «Среди дельцов» (Лика), «Слепые и ослеплённые» (Ольга Морская), «Победители и побеждённые» (Балли).
По окончании студии МХТ стала актрисой этого театра (с 1924 года – МХАТ 2-й), среди ее работ на сцене того театра: «История лейтенанта Ергунова» И. Тургенева (пост. Е. Краснопольской) – Колибри; «Диалоги» А. Шницлера; «В 1825 году» Н. Векстерн – Варенька; «Король Квадратной республики» Н. Бромлей – Катарина Хель; «Евграф – искатель приключений» А. Файко – Краевич.
В 1928 году из-за конфликта с М. Чеховым вместе с некоторыми актерами (так называемой “группой Дикого”) перешла в Театр Революции, где проработала до 1934 года, среди ее работ: «Человек с портфелем» А. Файко – Ксения Треверн; «Инга» А. Глебова – Вероника; «Личная жизнь» В. Соловьева – парторг Лена; «Ромео и Джульетта» В. Шекспира – Кормилица.
В 1928-1938 годах играла в Театре им. Вл. Маяковского.
В конце 1930-х сотрудничала с Московским государственным театром для детей (Третий детский театр): «Сказка» М. Светлова (пост. О. Пыжовой, Б. Бибикова); «Двадцать лет спустя» М. Светлова (пост. О. Пыжовой, Б. Бибикова).
Играла на сцене Театра Моссовета: «Нашествие» Леонова – Таланова, мать Федора (пост. О. Пыжовой, Б. Бибикова).
Ольга Пыжова в молодости
В 1948-1950 годах – художественный руководитель Московского Центрального детского театра. На сцене Центрального детского театра в 1948-1949 годах совместно с Борисом Бибиковым поставила спектакли «Снежная королева», «Её друзья», «Я хочу домой!».
Широкую известность получила после роли Хариты Игнатьевны Огудаловой в фильме 1936 года «Бесприданница» режиссера Якова Протазанова по знаменитой пьесе А.Н. Островского.
Ольга Пыжова в фильме “Бесприданница”
Позже изредка появлялась на экране, играя небольшие роли. Ольгу Пыжову можно видеть в фильмах «Белеет парус одинокий» (мадам Стороженко), «Алёша Птицын вырабатывает характер» (Ольга Александровна Птицына), «Она Вас любит» (провожающая, которая говорит герою Георгия Вицина “Молодой человек, она Вас любит! Любит!”).
Ольга Пыжова в фильме “Белеет парус одинокий”
Ольга Пыжова в фильме “Алёша Птицын вырабатывает характер”
Ольга Пыжова в фильме “Она Вас любит”
Поэт-имажинист, теоретик искусства, прозаик и драматург Анатолий Мариенгоф говорил о Пыжовой: “Ольгу Ивановну Пыжову я бы тоже отнёс к ряду некрасивых красавиц. Разноцветные глаза этой актрисы Художественного театра воспел в своём рассказе один из «Серапионовых братьев». Язычок у Пыжовой был тонкий и острый, как лезвие бритвы, которая почему-то называется безопасной. А о пыжовском нраве следовало бы сказать приблизительно те же слова, что сказал Пушкин о комедии Бомарше: Откупори шампанского бутылку / Иль перечти «Женитьбу Фигаро»”.
В годы войны работала в театре имени Моссовета в Алма-Ате, ставила спектакли в Казахском театре драмы имени М. Ауэзова.
В 1950 году ей была присуждена Сталинская премия третьей степени за постановку спектакля «Я хочу домой» С.В. Михалкова в ЦДТ (совместно с Б.В. Бибиковым).
В 1945 году оставила окончательно сцену, так и не сыграв свою последнюю роль – Аркадиной в «Чайке» на сцене Театра им. Моссовета. Причина – тяжелая болезнь, из-за которой актрисе грозила слепота.
Основным призванием Ольги Пыжовой стала педагогика. Она преподавала актёрское мастерство в студии Евг. Вахтангова, театре-студии имени Ермоловой, с 1924 года сосредоточилась на ГИТИСе.
В 1939 году Ольга Пыжова первой из советских актрис получила звание профессора по кафедре актёрского мастерства.
С 1942 года преподавала во ВГИКе.
В 1949 году вместе с мужем Борисом Бибиковым возглавила актёрскую мастерскую.
Ольга Пыжова внесла огромный вклад в воспитание нескольких поколений кинематографистов. Среди её учеников: Нонна Мордюкова, Майя Булгакова, Вячеслав Тихонов, Надежда Румянцева, Светлана Дружинина, Леонид Куравлёв, Софико Чиаурели, Тамара Носова, Любовь Соколова, Тамара Сёмина, Руфина Нифонтова.
Многие годы руководила национальными студиями при ГИТИСе (Каракалпакской, Узбекской, Татарской, Таджикской, Лезгинской, Туркменской, Молдавской). Её ученики составили ядро трупп многих республиканских театров.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1947), Татарской АССР (1949) и Таджикской ССР (1964).
Ольга Ивановна Пыжова умерла 7 ноября 1972 года. Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 1).
Могила Ольги Пыжовой
Личная жизнь Ольги Пыжовой:
Муж – Борис Владимирович Бибиков (1900-1986), советский актёр театра и кино, театральный режиссёр, театральный педагог, лауреат Сталинской премии третьей степени.
Дочь – Ольга Васильевна Пыжова, писательница и драматург. По слухам, родила дочь от Василия Качалова, с которым Ольга Пыжова состояла в отношениях до Бориса Бибикова. При участии дочери Ольгой Ивановной написана книга «Призвание», которая была издана в 1974 году.
Ольга Пыжова и Борис Бибиков
Фильмография Ольги Пыжовой:
1916 – Среди дельцов – Лика
1916 – Слепые и ослеплённые – Ольга Морская
1917 – Победители и побеждённые – Балли
1936 – Бесприданница – Харита Игнатьевна Огудалова
1937 – Белеет парус одинокий – мадам Стороженко
1953 – Алёша Птицын вырабатывает характер – Ольга Александровна Птицына, бабушка Алёши
1956 – Она Вас любит – провожающая на станции (нет в титрах)
Источник
Она была настоящей иконой советского кинематографа и блистательной звездой театральной сцены. Кроме этих качеств, великая актриса Ольга Пыжова была еще и прекрасным педагогом, выпустила целую плеяду талантливых лицедеев и режиссеров. Помимо этого, зритель ценил ее за умение ставить спектакли и пьесы. Ольга Пыжова, как никто другой, была востребована в профессии, но, к сожалению, вынуждена была заблаговременно покинуть театральную сцену. Каким же был ее творческий путь? Рассмотрим этот вопрос подробнее.
Годы детства и юности
Ольга Пыжова, биография, личная жизнь которой будут интересны в первую очередь почитателям ее таланта, родилась 29 октября 1894 года в Москве. Училась в Институте благородных девиц.
Спустя некоторое время будущая актриса окончила бухгалтерские курсы, поэтому поступила на работу в семенную контору. Довелось ей быть и чтицей в богатой семье. После смерти отца она вместе с матерью переезжает в город на Неве, поближе к родственникам. Молодая Ольга Пыжова в Северной столице устраивается работать сначала в банковское учреждение, а затем ее принимают в качестве сотрудницы в архив Сената. В юные годы у нее проснулся интерес к великому искусству. Однажды она даже по протекции родной тети Е. Султановой приняла участие в благотворительном спектакле «Белая лилия» (реж. Н. В. Петров). Вскоре в город на Неве приехал с гастролями МХТ, представления которого произвели на девушку неизгладимое впечатление: она была покорена театром раз и навсегда. Ольга действовала решительно: она хотела поговорить с самим Немировичем-Данченко, и ей это удалось. Маэстро понравилась юная наивность девушки, и он пригласил ее на сдачу экзамена. На подготовку Пыжовой отводилось всего полтора месяца.
Учеба в МХТ
Примечателен тот факт, что из двухсот претендентов на актерство экзамен провалили практически все, за исключением двух абитуриентов.
Одним из них оказалась Ольга Пыжова. Ее приняли в первую студию МХТ. Девушка была прилежной студенткой, поэтому по окончании курса была зачислена в труппу местного театра.
Начало карьеры в МХТ
Грани своего таланта начинающая актриса Ольга Пыжова стала демонстрировать незамедлительно. Режиссеры с удовольствием пробовали ее на роли, но их почему-то не было много. Так, молодая лицедейка предстала перед зрителями в образах барышни на балу у Фамусова («Горе от ума»), гувернантки в спектакле «Где тонко, там и рвется», Феи в постановке «Синяя птица». Впоследствии Ольга Пыжова умело комбинировала работу в разных студиях МХТ. В первой она запомнилась по ролям Виолы в «Двенадцатой ночи», куртизанки Лицци в «Потопе». Успешной работой оказался водевиль «Спичка», где актриса лицедействовала на одной сцене с именитыми Михаилом Чеховым и Софьей Гиацинтовой. Во второй студии Пыжова филигранно перевоплощалась в образ Колибри (спектакль «История лейтенанта Ергунова). Даже сам Константин Станиславский, пораженный удивительным талантом и необычностью художественной натуры актрисы, не раздумывая, утвердил ее на роль Мирандолины («Хозяйка гостиницы»). Именно этот спектакль фигурировал в репертуаре зарубежных гастролей.
В Америке актриса Ольга Пыжова, биография которой содержит немало примечательных и интересных фактов, мастерски перевоплотилась в Варвару («Вишневый сад»).
МХАТ-2
После заграничных туров Пыжова решает постоянно работать в первой студии МХТ, который спустя некоторое время переименовали в МХАТ-2. Ольга сразу же запомнилась зрителю по роли красавицы Дины Краевич в «Евграфе – искателе приключений» (1926). Однако через некоторое время в храме Мельпомены вспыхнул творческий конфликт, и Пыжова вместе с частью актерской труппы была вынуждена покинуть театр.
Театр революции
Именно сюда пришла работать после МХАТ-2 Ольга. На сцене Театра революции лицедейка сыграет целый ряд блистательных ролей, к числу которых относятся: Лена в «Личной жизни», Глафира в «Голгофе», Ксения в «Человеке с портфелем», Кикси в «Улице радости». К сожалению, вскоре ей пришлось покинуть большую сцену, поскольку у актрисы резко ухудшилось зрение, и слепота начала прогрессировать.
Возможно, поэтому она не раскрыла в полной мере свой актерский потенциал на съемочной площадке. Тем не менее ей все-таки удалось сыграть несколько заметных ролей в кино: Огудалову («Бесприданница», 1937), бабушку Олю («Алеша Птицын вырабатывает характер», 1953).
Режиссерские работы
Однако, несмотря ни на какие тяготы и невзгоды, Пыжова Ольга (актриса) не собиралась оставаться вне творческой профессии. В 20-е годы она приступила к режиссерской деятельности. А пик ее карьеры в этом качестве пришелся уже на 30-е. Вместе с мужем она ставила спектакли в 3-м Московском театре для детей. Зрители просто обожали ее работы: «Проделки Скапена» Мольера (1937), «Сказка» (1939), «Двадцать лет спустя» (1940).
В годы Отечественной войны Пыжова продолжала оттачивать режиссерское мастерство даже в эвакуации. В Казахстане она поставила великолепный спектакль «Укрощение строптивой» (1943). В соавторстве с Б. Бибиковым и Ю. Завадским режиссировала постановку «Нашествие» (1943).
После войны она продолжает работу в выбранном направлении и вместе с супругом в 1949 году ставит спектакль «Я хочу домой!» Михалкова, который удостаивается престижной награды – Государственной премии СССР.
Преподавательская работа
Ольга Пыжова прославилась еще и как талантливый наставник. Еще в 1939 году ей присвоили почетное звание профессора.
Актриса учила начинающих лицедеев в ГИТИСе, студии Вахтангова, Театре-студии им. М. Н. Ермоловой, ВГИКе.
Личная жизнь
Актриса была замужем за великим Борисом Бибиковым. Они были счастливейшей парой. Вместе смогли поставить целый ряд интереснейших и занимательных спектаклей. Ольга Пыжова и Борис Бибиков воспитали целое поколение талантливых лицедеев, среди которых Леонид Куравлев, Светлана Дружинина, Любовь Соколова, Тамара Семина, Нонна Мордюкова и многие другие.
Умерла Ольга Пыжова 8 ноября 1972 года. Похоронена на Новодевичьем кладбище столицы.
Источник
18 [30] ноября 1894, Москва — 7 ноября 1972, Москва.
Училась в Институте благородых девиц.
Когда умер отец семья перехала в Петербург, поближе к сестрам матери. К тому времени Ольга закончила курсы бухгалтерии.
Уже в 17 лет пошла работать сначала в семенную контору, чтицей в богатую семью.
В Петербурге сразу же начала работать в отделении банка, потом – в архивном отделе Сената.
По рекомендации своей тети, писательницы Е. Султановой, впервые участвовала наряду с профессиональными артистами в благотворительном спектакле “Белая лилия” (Вл. Соловьева, пост. Н. В. Петрова, тогда Коли Петерса).
Во время петербургских гастролей МХТ в апреле 1914 прорвалась к Немировичу-Данченко, который пригласил на экзамен в Москву. Через полтора месяца, обойдя двухсот претендентов, была принята в Первую студию МХТ.
По окончании студии МХТ и стала актрисой этого театра (с 1924 – МХАТ 2-й).
Из-за конфликта с М. Чеховым вместе с некоторыми актерами, так называемой “группой Дикого”, в 1928 году перешла в Театр Революции, где проработала до 1934 года.
Актриса сменила много театров, но главным её увлечением стала работа с молодым поколением: преподавала актёрское мастерство в студии Евг. Вахтангова, театре-студии имени Ермоловой, а с 1924 года сосредоточилась на ГИТИСе.
В годы войны работала в театре имени Моссовета в Алма-Ате, ставила спектакли в Казахском театре драмы имени М. Ауэзова.
С 1942 года преподавала во ВГИКе, а после войны, в 1949 году, вместе с Борисом Бибиковым возглавила актёрскую мастерскую.
В 1945 году оставила окончательно сцену, так и не сыграв свою последнюю роль – Аркадиной в “Чайке” на сцене Театра им. Моссовета. Причина – из-за тяжелой болезни актрисе грозила слепота.
Внесла неоценимый вклад в воспитание нескольких поколений кинематографистов. Среди её учеников: Нонна Мордюкова, Руфина Нифонтова, Майя Булгакова, Вячеслав Тихонов, Надежда Румянцева, Светлана Дружинина, Леонид Куравлёв, Софико Чиаурели, Тамара Носова, Любовь Соколова, Майя Виноградова, Тамара Сёмина.
В 1948-1950 годах – художественный руководитель Московского Центрального детского театра.
В 1939 году Ольга Пыжова первой из советских актрис получила звание профессора по кафедре актёрского мастерства.
Многие годы руководила национальными студиями при ГИТИСе (Каракалпакской, Узбекской, Татарской, Таджикской, Лезгинской, Туркменской, Молдавской). Её ученики составили ядро трупп многих республиканских театров.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1947), Татарской АССР (1949) и Таджикской ССР (1964).
Муж – актер,режиссер и педагог Борис Бибиков.
Дочь – писательница и драматург Ольга Пыжова. При участии дочери Ольгой Ивановной написана книга “Призвание” (Москва “Искусство”, 1974).
Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище (1 участок).
Первая студия МХТ:
1915 – “Потоп” Ю. Бергера – Лицци;
1917 – “Двенадцатая ночь” – (Виола и Себастьян),
1919 – “Балладина” Ю. Словацкого (пост. Р. Болеславского) – Гоплана;
1922 – “Архангел Михаил” Н. Бромлей – Люсиль (три раза был показан и снят с репертуара как неудачный)
1924 – “Вишнёвый сад” – Варя;
1924 – “Хозяйка гостиницы” Гольдони – Мирандолина (спектакль прошел с успехом во Франции и Америке, но в Москве не был сыгран)
“Синяя птица” – Фея Бирюлина;
“Где тонко, там и рвется” И. Тургенева – гувернантка Бьенэмэ
Вторая студия МХТ:
1916 – “История лейтенанта Ергунова” И. Тургенева (пост. Е. Краснопольской) – Колибри
МХАТ 2-й
1925 – “Диалоги” А. Шницлера
“В 1825 году” Н. Векстерн – Варенька;
“Король Квадратной республики” Н. Бромлей – Катарина Хель;
“Евграф – искатель приключений” А. Файко – Краевич
Театр Революции
1928 – “Человек с портфелем” А. Файко – Ксения Треверн;
1929 – “Инга” А. Глебова – Вероника;
1934 – “Личная жизнь” В. Соловьева – парторг Лена;
1935 – “Ромео и Джульетта” В. Шекспира – Кормилица
Московский государственный театр для детей (Третий детский театр)
1937 – “Сказка” М. Светлова (пост. О. Пыжовой, Б. Бибикова)
1940 – “Двадцать лет спустя” М.Светлова (пост. О. Пыжовой, Б. Бибикова)
Театр Моссовета
“Нашествие” Леонова (пост. О. Пыжовой, Б. Бибикова) – Таланова, мать Федора;
Центральный детский театр
1950 – “Двадцать лет спустя” М. Светлова (пост. О. Пыжовой, Б. Бибикова)
Сталинская премия третьей степени (1950); за постановку спектакля «Я хочу домой» С. В. Михалкова в ЦДТ (с Б. В. Бибиковым).
последнее обновление информации: 09.12.19
Анатолий Мариенгоф
Ольгу Ивановну Пыжову я бы тоже отнёс к ряду некрасивых красавиц. Разноцветные глаза этой актрисы Художественного театра воспел в своём рассказе один из «Серапионовых братьев». Язычок у Пыжовой был тонкий и острый, как лезвие бритвы, которая почему-то называется безопасной. А о пыжовском нраве следовало бы сказать приблизительно те же слова, что сказал Пушкин о комедии Бомарше:
Откупори шампанского бутылку
Иль перечти «Женитьбу Фигаро».
Справедливость этого пока ещё может кое-кто засвидетельствовать. Через год, другой, третий — ещё меньше. Не за горами тот день, когда их не сыщешь и днём с огнем. А жаль! Хорошие свидетели. Они умели и настоящими стихами побаловать человека, и на сцене играли неплохо, и недурно ставили пьесы, и могли до вторых петухов с толком и жаром поговорить об искусстве.
…Так вот: эти немногие свидетели могут подтвердить, что когда Ольга Ивановна была в настроенье, — а в те времена это не являлось редкостью, — она с лихвой заменяла для нашей небольшой компании бутылку шампанского, на которую не всякий день мы могли раскошелиться.
[…]
Не знаю, как другие, а в особенности литературные критики, но лично я верю в любовь с первого взгляда. Верю хотя бы потому, что сам так влюбился. Кроме того, и отец английской драматической литературы сказал: «Тот, кто любил, всегда любит с первого взгляда». В той же степени, если даже не больше (и тут некоторый опыт у меня имеется), верю и я в дружбу с первого взгляда. Именно так — с первого взгляда подружился я с Сергеем Есениным, с Сергеем Образцовым, с Ольгой Пыжовой. Вероятно, подобное случается только в молодости, когда трезвый ум, к счастью, не слишком вмешивается в наши чувства.
В конце первого вечера приятного знакомства на капустнике Камерного театра Ольга Пыжова уже с нежностью говорила и мне, и Никритиной, и Сарре Лебедевой:
— Ну, гады…
Нет, никогда не понять и старым и новым «этим Коганам» тёплого пыжовского слова!
Через два дня, сверкая своими разноцветными глазами, она объявила Качаловым, с которыми была в самых тесных отношениях:
— Сегодня после спектакля я приведу к вам трёх гадов: Мариенгофа, Никритину и Лебедеву.
Для Василия Ивановича и Нины Николаевны слово «гад» было рекомендацией более чем достаточной.
Едва мы сняли шубы и переступили порог, Качалов сказал:
— Что ж, сядем за стол.
— А я уже сижу! — крикнула из столовой Пыжова, нацеливаясь вилкой в «розовую рыбку», как она называла лососину.
Кто не знает, что в гостях самые нудные, самые тягучие те полчаса, что выпадают на вашу долю от появления в доме до «прошу за стол, друзья мои!».
У наших радушных хозяев (вот хитрецы!) этих тягучих тридцати минут не оказалось — увильнули от них.
— Что ты скажешь, Вася, о моих гадах? — спросила Пыжова, жуя «розовую рыбку».
Но Василий Иванович вместо того, чтобы ответить на её лобовой вопрос, как теперь говорится, уже наполнил большие рюмки ледяной водкой, настоянной, как полагается, на лимонных корочках.
Наполнил и улыбнулся своей качаловской улыбкой. Мне приходится употребить этот эпитет «качаловской», «качаловская» потому, что все другие, слишком общие, могут относиться и к одному человеку, и к другому, и к третьему, а качаловская улыбка или качаловский голос — единственны.
Мы чокнулись…
дополнительная информация >>
Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.
Ольга Пыжова: новости >>
15 марта 2009
В небольшом зале тесно от множества желающих присутствовать на спектакле. Здесь защищают роли в дипломных спектаклях и кинофильмах выпускники мастерской профессоров О. Пыжовой и Б. Бибикова.
11 июня 2006
В годы художественного руководства театром М.Чехова, в коллективе возникла оппозиционная группа из восьми человек, среди которых были: А.Дикий, О.Пыжова, Л.Волков.
Источник