Онегин гаджикасимов личная жизнь его дети

Оглавление
- Дети Онегина Гаджикасимова
- Краткая биография семьи Гаджикасимовых
Биография и личная жизнь самого Онегина (в семье его предпочитали звать Геной) были яркими и насыщенными. Женат знаменитый поэт был 4 раза. Первая жена Онегина Гаджикасимова — Валерия Бегутова вступила с ним в брак вскоре после того, как он вернулся к гражданской жизни, отслужив перед этим 4 года во флоте. За время службы Онегин успел отправить будущей жене около 800 писем.
Онегин Гаджикасимов
Второй брак Онегина был недолгим. В воспоминаниях племянницы упоминалось лишь то, что вторая жена являлась дочерью какого-то генерала, другие подробности неизвестны. Третья жена Онегина Гаджикасимова известна как дочь дирижёра Карамышева (очевидно речь идет о Карамышеве Борисе Павловиче, который был одним из соавторов Онегина).
Онегин Гаджикасимов и Татьяна Гаджикасимова
О последнем браке знаменитого поэта и его личной жизни в этот период известно чуть больше, но ненамного. Татьяна Гаджикасимова — последняя жена Онегина. Их брак продлился 14 лет, после чего поэт внезапно порвал все семейные связи, принял крещение, и ушел из мирской жизни в мужской монастырь. Онегина крестили именем Олег, он старался скрывать от всех свою прежнюю известность.
Иеросхимонах Симон (Гаджикасимов)
Дети Онегина Гаджикасимова
Родных детей у поэта было двое. Один родился в первом браке, второй в третьем. Обоих назвали в честь деда — Юсиф. В семье, однако, первого звали Михаилом, второй после разрыва третьего брака известен как Андрей Миронов (мать сменила фамилию). С Михаилом Онегин поддерживал постоянные отношения, по поводу Андрея информации нет.
Вообще о личной жизни Онегина Гаджикасимова известно на удивление мало. Считается, что в конце своей карьеры автора он попал в опалу, и информацию о нем старательно затирали, начиная с субтитров и заканчивая пленками и платежными ведомостями.
Краткая биография семьи Гаджикасимовых
Онегин Юсуф (Юсиф) Гаджикасимов (Гаджи-Касимов) родился в городе Баку, в 1937 году, четверного июня. Семья Онегина Гаджикасимова принадлежала потомственному аристократическому роду.
Отец семейства Юсиф-бей родился в 1892 году. Он закончил Московский юридический университет (возможно имеется в виду факультет Московского университета). Позже работал в НКВД в отделе материально-технического снабжения, борясь с экономическими преступлениями. Мать Махтабан-ханум родилась в 1905-м году. Ей удалось стать первой в истории Азербайджана женщиной, которая защитила кандидатскую по детской психологии. Она вела преподавательскую деятельность в Азербайджанском педагогическом университете.
На фото: Онегин Гаджикасимов с братом и с друзьями
Квартира, в которой проживала семья Гаджикасимовых находилась в бывшем купеческом доме, он был экспроприирован в годы революции. Позже, в 1978 году, дом снесли, после там возвели горком партии, затем его переделали в президентский дворец.
Онегин Гаджикасимов на службе во флоте
В семье Онегина было четверо детей. Два старших брата от первого брака по материнской линии и два младших от второго. Онегин был первым ребенком от второго брака. Есть некоторые упоминания, что детей от первого брака было трое, но один из них умер в раннем возрасте.
Онегин Гаджикасимов с братом Низами
Интересно отметить, что все братья нашли себя в творческих профессиях (кроме младшего). Один из старших братьев поступил на режиссерский факультет в Москве, второй стал оперным певцом и снимался в фильмах. Онегин стал знаменитым поэтом-песенником. Младший стремился стать актером и хотел поступать в соответствующий институт, но в силу семейных обстоятельств был вынужден отказаться от поступления и пошел работать по линии райкома.
Онегин Гаджикасимов стал весьма популярным поэтом-песенником в СССР. Произведения, созданные талантливыми композиторами, использовавшими его стихи, исполняли известные певцы. Кроме того, поэт перевел много зарубежных песен на русский язык.
Источник
Если спросить обывателя, что он знает о Онегине Юсиф оглы Гаджикасимове, то он воспримет это как шутку (проверено неоднократно).
Но если озвучить названия хитов, или имена звезд, к триумфу которых был причастен Гаджикасимов, то не найдется ни одного человека, который бы их не знал. При этом многие из мэтров эстрады, именно на стихах “азербайджанского Онегина” стали известны всему Союзу.
Кто же это такой, чьи песни пели Магомаев, Ободзинский, Бейбутов, Кобзон, Антонов, Пугачева, Сенчина, Мартынов и другие звезды времен СССР?
“Алешкина любовь” стала визитной карточкой ВИА “Веселые ребята”. Была главным хитом первой выпущенной, в 1970 году, пластинки. По сути, открыв им дорогу к сердцам зрителей. (Пластинка побила все мыслимые рекорды Советского Союза. За пару суток, с полок магазинов было сметено более 15 млн. экземпляров!)
Что же касается “Алешкиной любви”, то она после “Веселых ребят” много раз перепевалась (от Маркина до Иванушек), и жива до их пор.
(Кстати, музыку к 6 песням “Веселых ребят” написал другой незаслуженно забытый бакинец — Рудольф Кимович Мануков. Писавший для Зыкиной, Кобзона, Пугачевой, Магомаева и других.)
Онегин Гаджикасимов
Прежде всего о имени.
Онегин родился в 1937 году, в год столетия со дня смерти Пушкина, поэтому был назван в честь одного из самых известных его героев. (К слову, младший брат Низами, был назван в честь 800-летия Низами Гянджеви. Ему повезло родится в 1942-ом.)
Родители
Как вы наверное уже поняли, родители Онегина были не совсем обычными людьми.
С родителями и младшим братом
Отец — потомственный дворянин, юрист по образованию, Юсиф-бей Гаджикасимов, рано увлекся идеями социал-демократии, потратив почти все свое наследство на помощь неимущим. Поэтому с радостью воспринял революцию. Пошел работать в НКВД, в отдел, занимающийся экономическими преступлениями.
После войны, на фоне отношения к фронтовикам, разочаровался в Советской власти, уволился из органов, и стал преподавателем латинского языка в Азербайджанском Государственном Университете.
Мать — Махтабан-ханум Гаджикасимова, также из дворян. С юных лет увлеклась русской поэзией, став одной из лучших специалистов по русской литературе XIX века. Преподавала в Азербайджанском Педагогическом Институте.
Была первой женщиной-азербайджанкой, защитившей кандидатскую диссертацию по детской психологии.
Именно она настояла на том, чтобы старшему сыну дали имя Онегин.
Детство и юность
Детство Онегина пришлось на тяжелые военные годы, поэтому о них мало что известно, но уже начиная со школы о нем много воспоминаний одноклассников.
Учился Гаджикасимов в школе №6, был яркой личностью, любимцем девочек. Писал, как романтические стихи, так и пародии на учителей, которые зачитывал перед всем классом.
Дома и в школе его звали Геной.
В 8 и 18 лет (на обоих фото крайний слева)
Одного из учителей он называл “Шнобель”, неоднократно упоминая эту “фамилию” и дома. Однажды отца Онегина вызвали в школу, всё к тому же преподавателю, и почтенный родитель простодушно его спросил: “Это Вы – господин Шнобель?”
“Господин Шнобель” улыбнулся ехидно и ответил вопросом на вопрос: “А Вы – отец Онегина?” Они друг друга поняли … (с) Из воспоминаний одноклассников
Связь с одноклассниками он поддерживал и после школы. Приезжал в Баку на встречи, был душой компании, никогда не хвалился своими связями с кумирами эстрады тех лет.
На встрече с одноклассниками в 1979 году ( третий слева в нижнем ряду)
Молодость
После школы Онегин начинает встречаться со своей первой женой Валерией (всего их было четыре), но его призывают в армию — в морфлот на четыре года. За это время он пишет более 800 писем своей любимой.
1957 год
По приходу из армии, женится и поступает в Литературный институт имени Горького (Москва), который оканчивает в 1964 году.
Начало славного пути
Онегин Гаджикасимов еще студентом начинает переводить тексты зарубежных песен, да так удачно, что к нему выстраивается очередь из молодых полулегальных коллективов.
Тогда же он знакомится с “Веселыми ребятами” и совсем молодым Валерием Ободзинским. Онегину 23, а Ободзинскому 18.
О том, как Онегин помог “ребятам” стать известными, я писал выше, но и Ободзинский — звезда эстрады 70-х, обязан ему своей славой.
“Восточная песня” Ободзинского
К концу 60-х годов Гаджикасимов, хотя молодой, но очень популярный в эстрадной среде поэт-песенник. К нему обращаются молодые исполнители и композиторы, и он никому не отказывает.
Вот как о создании “Восточной песни” рассказывает Давид Тухманов, написавший музыку:
У меня появилась мелодия. Мелодия, которая мне нравилась. И вот на эту мелодию, собственно говоря, и нужно было написать стихи. Я попросил Онегина это сделать. Надо сказать, что он в ту пору, как и мы все, молодые авторы, был одержим идеей создания шлягера.
Нужно было эту песню записать с кем-то из певцов. Возникла фигура Ободзинского — певца начинающего. Нам он всем очень нравился, у него был очень красивый голос, как бы нестандартный.
Надо сказать, что Ободзинский не хотел петь песню. Считал, что он для нее еще слишком молод, а это песня повидавшего жизнь мужчины. Но Онегин настоял, что нужен именно “не целованный мальчик”, под такой типаж она писалась.
«Восточная песня» внезапно сделала меня просто популярным певцом. Вот утром я спел эту песню, в передаче «С добрым утром», а вечером я, сам того не ведая и не чувствуя, не знал, что будет бешеный ажиотаж на моих концертах. То есть страшное что творилось. (С) Из воспоминаний Валерия Ободзинского.
Позже песню много раз перепевали.
А это ее поют звезды: Игорь Николаев, Лайма Вайкуле, Леонид Агутин, Валерия, Валерий Меладзе.
Слава
На протяжении следующих 20 лет, вплоть до 80-х, Онегин Гаджикасимов — популярнейший в СССР поэт-песенник.
С ним работают все популярные композиторы и исполнители, а он сам становится членом сразу двух творческих “союзов”: “Союза писателей” и “Союза композиторов”. Вступает в партию.
Зарабатывает бешеные по тем временам деньги. Вот что о этом периоде вспоминает журналист Михаил Бузукашвили:
В то время песни Онегина пела вся страна. По тем временам, кстати, он был несусветно богатым человеком. Во всех ресторанах от Москвы и до самых окраин исполняли его песни, за каждое исполнение отчислялись копейки, которые потом вливались в бурный денежный поток. И в эфире его песни звучали часто, благо Онегин заведовал отделом концертов по заявкам Всесоюзного радио. Он писал сценарии, по которым ставились телесериалы, он везде успевал. Такого жизнелюба, любителя поесть и выпить, я не встречал больше никогда. Он обожал женщин, устоять перед ним было невозможно. Он был огромным, добрым, очень обаятельным, невероятно эрудированным и мягким в обращении. Щедрость его была неописуемой, словом, настоящий кавказский мужчина, сохранивший в Москве замечательные традиции, свойственные выходцам из прекрасного уголка на земле. Уходя от очередной жены, он оставлял ей квартиру и дачу, а сам жил у знакомых и никогда не терял при этом оптимизма, ни для кого не был в тягость, все его любили. Для меня он был добрым и надежным Портосом, который никогда не подведет, поделится последним.
С братом Низами, в Баку
А потом все внезапно изменилось. Он перестает писать, кутить, выходит из союзов и партии, и ударяется в религию.
Иеросхимонах Симон
Племянница позже вспоминала последний приезд дяди в Баку.
Он приехал с одной Библией в руках. Совсем не был похож на себя прежнего. Его родной брат Низами, был в шоке. Онегин для него всегда был кумиром и примером для подражания.
Низами, чуть ли не плакал от отчаяния, думал что брат попал в какую-то секту. Умолял его опомниться. Но тот был спокоен и доброжелателен.
В конце концов родственники смирились.
Когда Онегин уезжал, младший брат ему на прощанье сказал: “Мне очень жаль”. На что тот ответил: “Это мне жаль, что вы так ничего и не поняли.”
Гаджикасимов
Причины
Называют несколько причин такого резкого ухода из мирской жизни. Все они базируются на одном — Онегин Гаджикасимов был патологически порядочен. Как и отец, если ошибался, то только свято веря в свою правоту.
Версия №1
Он был четырежды женат:
О первой жене написано выше. Вторая, была генеральской дочкой, их брак продлился совсем недолго. Третья, Татьяна, дочь дирижера ансамбля радио “Маяк”, Бориса Карамышева.
Все трое получили все нажитое совместно имущество и сбережения.
От первого и третьего брака у Онегина были сыновья, которых он поддерживал до своего ухода.
Четвертая жена, Татьяна, детей поэту не рожала, но их брак был самым долгим — 14 лет.
Онегин и Татьяна
По свидетельству очевидцев, Онегин был безумно влюблен в Татьяну (прямо по Пушкину). Даже через 10 лет после брака, души в ней не чаял. Но в то же время понимал, что она с ним во многом из-за материальных благ.
Уже отойдя от мирской жизни, кому-то из послушников, Гаджикасимов рассказал свой сон-байку. Будто приснилось, что плывет он по реке в лодке, а рядом тонет жена. Он пытается ей помочь всеми силами, но та тяжелую шубу даже сбросить не хочет. Выбившись из сил, понимая, что помочь ей не может. Онегин отвернулся и поплыл дальше.
Так же произошло и в реальной жизни. В один из дней он просто не вернулся домой.
Версия №2
По второй версии, Онегин разочаровался в партии и советском образе жизни. А после этого, уже не мог существовать в условиях прежней жизни. Он даже пытался эмигрировать, но забрал документы, т.к. не представлял существования вне русскоязычной среды.
Собственно проблемы с Советской Властью у Онегина были всегда. Несмотря на то, что он не писал текстов на политические темы, а может именно из-за этого, его тексты вызывали критику у партийных изданий.
Один из его первых хитов, “Восточную песню” (о ней писалось выше), вообще запретили проигрывать по ТВ и радио, т.к. в ней содержалась строка:
В каждой строчке только точки после буквы «Эл»
Кто-то наверху усмотрел в ней намек на имя Брежнева “Леонид”.
Но Онегин продолжал верить в Партию и Правительство до последнего. Только в начале 80-х, когда окончательно стало ясно, что Власть далека от коммунистических идеалов народности, он выходит из рядов КПСС. Но последней каплей стал Горбачев, с его речами о застое.
В том же, 1985 году, Онегин принимает крещение и становится Олегом.
Обеты
Гаджикасимов не просто пришел к Вере. Он выбрал путь аскетизма, полного отречения от всех мирских благ — путь который пройти до конца решаются очень не многие.
В 1989 году, уже Олег, пришел паломником в монастырь Введенская Оптина пустынь, недалеко от Козельска (Калуга). Записался изменив фамилию, чтобы никто его не узнал.
Начал с послушания привратника.
Послушник — лицо, готовящееся к принятию монашества. Послушники ещё не дают монашеских обетов, но принадлежат к монашескому братству, не носят монашеской одежды — рясы, послушникам разрешается носить подрясник.
Послушники исполняют разные послушания при монастыре, привыкают к монастырской жизни, распорядку дня и правилам.
В том же,1989 году, становится комендантом монастыря и стрижется в рясофор с именем Афанасий.
В мужских монастырях рясофорных монахов часто называют иноками, а постриг в рясофор — иноческим постригом. Таким образом, общее для обозначения всех монахов русское слово инок стало обозначать лишь лиц, принадлежащих к первой степени монашества.
Рясофорный монах отличается от рясофорного послушника тем, что ему дается новое имя.
В 1991 году стрижется в монашество получая имя Силуан.
Малую схиму ещё называют мантийным монашеством — принимая постриг и обеты малой схимы, человек полностью отрекается от мирской жизни и становится монахом.
Он получает новое имя (как бы рождаясь заново) и даёт три монашеских (аскетических) обета:
— Послушания (отказ от своей личной воли и послушание духовнику);
— Безбрачия (или целомудрия);
— Нестяжания (нищета, или отказ от владения личной собственностью).
В 1995 году стрижется в Великую схиму с именем Симон.
Великая схима — это совершеннейшее отчуждение от мира для соединения со Христом. Монах, принявший великую схиму, иначе — великий ангельский образ, называется схимонахом, или в просторечии схимником
В специальном одеянии схимонаха и повседневной рясе
Интересно, что даже в такой среде Гаджикасимов выделялся своими качествами. К нему тянулись люди, о нем рассказывали разные удивительные истории, при этом никто, даже в самом монастыре, не знает кем он был в мирской жизни.
Впрочем, в монастыре Оптина пустынь, он не задержался. Когда старый настоятель был рукоположен до епископа, в 1990 году пришел новый архимандрит. С новыми порядками и новым коммерческим отношением к монастырскому бытию. Он пытался привлечь Гаджикасимова на свою сторону, но что тому мирские блага?
Вот что об этом пишут свидетели того его периода жизни:
Но последний был слишком яркой личностью, одним из символов “старой Оптиной” – и, естественно, не “вписывался” в новый порядок. Ко всему прочему, он руководил отделом снабжения монастыря и, наблюдая проделки Венедиктова окружения, об этом отнюдь не молчал. В итоге осенью 1992 года (с датой, впрочем, боюсь ошибиться) монах Силуан был отчислен из братии обители с мерзостной формулировкой, которая пусть останется на совести о. Венедикта. Лишь после этого, поселившись в Подмосковье, он стал иеромонахом и принял Великую схиму.
Иеромонаха Симона любили и уважали в Подмосковье. В Сети достаточно фото и видеоматериалов, где видно с каким пиететом к нему относились, как простые люди, так и служители божьи.
Иеромонах Симон
Отец Симон, в миру Онегин Гаджикасимов, скончался 30 июня 2002 года. Подавляющее число людей знавших его, только после смерти узнали, кем он был раньше.
Похоронен на сельском кладбище в Подмосковье.
Могила отца Симона
О нем не забыли и после смерти. Его могила всегда ухожена, здесь часто можно встретить людей знавших отца Симона. На канале Россия был снят фильм “Храм для Онегина. После славы.” Проводятся вечера его памяти.
Недавно вышла книга “Песня перешедшая в молитву”. Вот только на Родине Онегина Гаджикасимова похоже забыли.
Печально.
Фрагмент фильма:
Источник
Его имя сегодня надёжно забыто аудиторией. Но, когда-то, в начале 70-х годов ушедшего столетия, люди часами стояли в музыкальных магазинах, одержимые одной единственной целью — купить пластинку, на которой были записаны песни Онегина Гаджикасимова.
Тираж его проданных пластинок ещё в те годы установил так никем никогда не побитый на территории советского и, тем более, постсоветского пространства рекорд — 15 млн 795 тысяч экземпляров.
По имени Онегин
Своим, как минимум, оригинальным именем феноменальный поэт-песенник обязан своей матери. Предки Гаджикасимова были великие азербайджанские врачи, учёные, артисты и дипломаты. Семья, в которой он рос, была большой и дружной. Четверо детей. Отец Онегина получил образование юриста и даже некоторое время работал снабженцем в НКВД. Мать — Махтабан-ханум Гаджикасимова была первой в истории Азербайджана женщиной, защитившей диссертацию по детской психологии. Помимо этого она была вдохновенным ценителем литературы, в частности, творчества Александра Сергеевича Пушкина.
Назвать сына, родившегося в 1937-м, в год столетия со дня гибели поэта на дуэли, она решила в честь главного Пушкинского героя. И никак не Евгением. А непременно Онегиным. Младший брат, родившийся в год 800-летия классика персидской поэзии Низами Гянджеви, получил имя Низами.
Детство Онегина прошло в старом купеческом доме, экспроприированном ещё в годы революции.
По окончании школы юноша поступил в Литературный институт, познакомившись со своей первой женой Валерией Бегутовой, но и с учёбой, и с возлюбленной пришлось расстаться на долгих три года. Онегина призовут в морскую авиацию. Находясь в армии, он будет очень страдать без Леры и напишет ей 800 полных признаний в любви писем.
Она будет ждать его. И этим ожиданием будут проникнута песня Онегина, которую исполнит Полад Бюль-Бюдь Оглы.
Будет осень желтая и разлука снежная Но меня дождешься ты, добрая и нежная…
Когда Онегин вернётся, они поженятся, и через год у них родится сын, названный в честь деда Гаджикасимова — Юсифом.
В 1960 году Онегин Гаджикасимов трудоустроится в музыкальную редакцию Всесоюзного радио, где ему доверят готовить передачи об отечественной и зарубежной эстраде. Та одержимость, с которой он примется за дело, чтобы обеспечить жену и ребёнка, удивит видавших виды руководителей Онегина.
Но они и знать-то не будут, что главный «производственный процесс» пойдёт ночью, когда Гаджикасимов, сопоставив мировые и отечественные, как сказали бы сегодня, «музыкальные тренды», начнёт писать стихи.
На Западе заслушивались «битлами», которые покорили аудиторию всех стран и континентов, спев миру эти простейшие или даже простецкие истории парней и девчат, дожидающихся звонка у телефона, грустящих об упущенном вчерашнем дне и переживающих всю палитру эмоций первой и чистой любви. Онегин Гаджикасимов, имевший доступ к записям западной эстрады, будет, по сути, писать о том же самом.
Песни Онегина Гаджикасимова, без преувеличения, подарили всем нам другую страну. Они пришли на смену патриотическим советским трафаретам в стиле «Юность, над тобою знамёна!» и рассказывали о простых девчонках и парнях-шестидесятниках — родителях нынешних сорокалетних.
«Говорят, что некрасиво, некрасиво, некрасиво
Отбивать девчонок у друзей своих»
«Ты мне вчера сказала, что позвонишь сегодня,
И вот, с утра волнуясь, я жду у телефона».
«Почтовый ящик открываю я с волненьем.
А вдруг он снова, как и всю неделю пуст?
Ты мне не пишешь, начиная с воскресенья.
Молчишь, обидевшись на что-то, ну и пусть!»
По смыслу и так называемой «эмоциональной симптоматике» — ни дать, ни взять тексты битловских «No Reply», «Help» или «Yesterday», написанных понятным всем и божественным языком любви.
Вся страна, сотканная из русских и белорусов, украинцев, грузинов, армян, молдаван, распевала
Желтый дождь стучит по крышам,
По асфальту и по листьям,
Я стою в плаще и мокну зря.
Пропадают два билета,
Впрочем, что там два билета,
Пропадаю в этот вечер я…
«Не грусти, пожалуйста, лучше мне пожалуйся,
В эти дни красивые были мы счастливые!»
Позже Гаджикасимов не только писал своих тексты, но и переводил тех же битлов («Girl», «Drive My Car»), Джо Дассена (Lete indien).
Где же ты? И где искать твои следы?
Как тебя зовут никто не может мне подсказать.
Лишь во сне порой приходишь ты ко мне
Чтоб уйти под утро опять…
Эти строки на русском звучат не менее чарующе, чем на французском. И в этом бесспорная заслуга Гаджикасимова.
Для его текстов писали мелодии лучшие композиторы советской эпохи, среди которых был легендарный Давид Тухманов. Изобретённые зонги стали музыкальным фоном целого поколения — глотком живительной свободы, откровением и даже мостом между двумя мирами — нашим и западным. Чудо! Оказалось, любят, грустят, переживают разлуку и у них, и у нас совершенно идентично.
«Монументальная патриотическая лирика», под которую не могла лихо, на западный манер, отплясывать молодёжь, была разбавлена этими «гаджикасимовскими шлягерами»
И власть испугалась! — «Несоветская музыкальная риторика»
Испуг многократно усилился, когда на уже написанную мелодию Давида Тухманова Онегин написал легендарную «Восточную песню». Её исполнил Валерий Ободзинский, в одночасье, после исполнения этого бесподобного шлягера проснувшийся знаменитым.
Впрочем, бюрократы советской эпохи усмотрели в подчёркнуто простеньком тексте песни крамолу. Помните? «В каждой строчке только точки после буквы „л“…». Казалось бы? Что тут такого?! Молодой человек стесняется открыть своё чувство девушке, сокращая до одной буквы слово «любовь».
И поначалу текст «Восточной песни» был даже одобрен цензорами советской фирмы «Мелодия». Но затем возник вопрос.
А что там? Что, в действительности, после буквы «Л»? Что стоит за этим многоточием в тот момент, когда страна готовится отметить столетний юбилей Ильича, и когда страной управляет «второй Ильич» — Брежнев, чьё имя, на секундочку, тоже начинается на букву «Л» — Леонид?!
Сегодня это кажется откровенным бредом, но тогда абсурдного подозрения хватило для того, чтобы песню запретили записывать на пластинку и вырезали из выпуска телевизионного «Огонька», запретив трансляции и по радио.
Началась опала Гаджикасимова. Размагничивались плёнки с его песнями, как поэта-песенника его перестали объявлять в ходе концертов, трансляция его шлягеров блокируется в телерадиоэфире.
Более того, в газете «Советская культура» автор песни «Пусть всегда будет солнце» поэт-песенник Лев Ошанин, откровенно завидовавший бешеной популярности и гонорарам Онегина Гаджикасимова, назвал песни «духовно не обогащающими однодневками».
Эти презрительно названные «однодневками» песни исполняли не только Валерий Ободзинский, Алла Пугачёва, ВИА «Музыка», «Весёлые ребята», Юрий Антонов, «Синяя птица», Муслим Маговаев, Полад Бюль-Бюль Оглы, «Голубые гитары». Их пела и поёт вся страна. А новые поколения исполнителей подхватывают старые хиты сегодня и перепевают их на новый лад, понимая, что ничего лучше пока что ещё не написано.
Причина зависти чиновничества и коллег-авторов, упрекавших в «несоветскости» и «ничтожности» песен была очевидна. Многомиллионные тиражи пластинок, на которых были записаны песни Гаджикасимова, приносили ему не только славу и популярность, но и деньги.
Гонорары Онегина достигали сумасшедших по тем временам 8-10 тысяч рублей. Его пытаются загнать в стандартные рамки. Но где вы видели бакинца, которого можно в них загнать привычными для всех нас методами?
Мастерски организованная травля длилась годами. Она изнуряла и навевала мысли о том, как преходяща земная слава.
На пике успеха Гаджикасимов, который в своей первой жизни был настоящим эпикурейцем, мог прийти в магазин в здании гостиницы «Москва», где его знали и привечали, бросив на прилавок россыпь денег, которые были рассованы у него, словно конфетные обертки у ребёнка, по карманам, а затем закатить грандиозную пирушку, прихватив лучшее вино, лучшее мясо.
Всё лучшее, что всегда было в избытке для его друзей. Онегин любил готовить у гостей на глазах, словно Булгаковский профессор Преображенский, рассказывая о том, чем лучше закусывать горячительные напитки. Где бы Онегин не оказывался, с чисто кавказской щедростью, он пресекал любые попытки оплатить счёт. Всегда и везде платил только он.
В 1985 году в его руки попадает Библия — книга, которую далеко не каждый из живущих на земле прочтёт за целую жизнь. Но Онегин буквально проглатывает Библию за несколько дней и… теряет зрение, говоря родным и знакомым странные слова о том, что у него пропало «внешнее зрение», но появилось «внутреннее видение».
Осенью 1985 года Онегин Гаджикасимов расстаётся с третьей женой Татьяной Гаджикасимовой, с которой он прожил 14 лет.
Он садится в поезд и едет куда глаза глядят не в переносном, а в прямом смысле слова. Прочь! Прочь из Москвы. Онегин выходит где-то на белорусской станции. И направляется в православную церковь. Там он принимает крещение. Вскоре после этого Гаджикасимов уничтожает все свои записи, избавляясь от ценных вещей, оставляет свою квартиру (по одной из версий) незнакомым людям, поселяясь на заброшенной даче.
Привычная для Гаджикасимова жизнь оказывается прервана. Нет больше талантливого поэта, нет хлебосольного хозяина, знающего толк в хорошем вине и с удовольствием готовившего для своих друзей национальные азербайджанские блюда.
В декабре 1988 года Онегин отправляется в одну из главных православных святынь — Оптину пустынь, где расположен мужской монастырь. И жертвует все свои сбережения, заявляя о намерении принять монашеский постриг.
Ему всего 51 год. И до распада советской системы, затравившей талантливого поэта-песенника, остаётся считанных три года. Но Гаджикасимов словно предчувствовал, что подкравшееся время не примет его с распростёртыми объятиями. Онегин писал хорошие песни, а наступало время самодеятельности и непрофессионализма. Качество музыки и текста больше не играло никакой роли. На место советской системе координат приходила «новороссийская», в которой вопиющая пошлость безнадёжной в условиях тотальной свободы эстрады приведёт к культурному апокалипсису.
Его прежние друзья, в том числе азербайджанский певец Полад Бюль-Бюль Оглы, блистательно исполнивший лучшие песни Онегина, ищут его, но для всех он пропадает бесследно.
«Ушёл в религию!»
Эту фразу говорят о нём знакомые, не желающие понять, что Гаджикасимов, всю жизнь мятежно искавший гармонии в мире, в итоге пришёл к пониманию, что душевного покоя не удастся найти в суете сует. Что ж. Он, этот заветный покой, есть в избытке в тихой монашеской обители.
В Оптиной пустыни его ждали традиционные испытания — месяц стояния суточного на воротах, месяц отдохновения, месяц послушаний… Он вынесет всё, так как во время затворничества, основательно подготовит себя к монашеской жизни, не только перечитав всю доступную на тот момент православную литературу, но и постясь, оставаясь сутки на пролёт без сна — всё пригодится, когда начнутся эти «испытания веры».
Потянутся длительные монастырские службы. Его поселят в двухместной монашеской келье, откуда он будет слать редкие письма знакомым и родным.
«Я только-только сейчас начинаю что-то понимать в жизни. Что-то нащупывать».
Случилось так, что Онегин пришёл в Оптину пустынь в момент её «перестроечного» возрождения. Монастырь лишь в 1987 году будет возвращён в лоно православной церкви. То было время, когда по всей стране, не только в Оптиной пустыни, начнётся восстановление методично разрушавшихся в 20-30-е годы храмов.
Онегин будет носить кирпичи, рыть землю, усердствовать на кухне. Вот только теперь он будет готовить совсем не те блюда, которые когда-то готовил для своих именитых друзей.
Он пройдёт испытательный срок и будет пострижен в иночество, а позже примет монашеский постриг, приняв новое имя Силуан.
«Новая жизнь»
Вскоре Силуан становится одним из самых известных проповедников. И у вчерашнего эстрадного поэта, за пластинками которого выстраивались сотни тысяч людей по всей стране, возникает новая аудитория — те, кто ищет Божьего слова, утешения, пытается залечить раны, нанесённые безжалостным миром.
Люди, искавшие встречи с проповедником и монахом Силуаном, в большинстве своём даже не подозревали, что перед ними автор «Алёшкиной любви» и «Точек после буквы „Л“. И скажи им кто-нибудь об этом, всё равно бы никто в это не поверил.
Некоторое время ему приходилось снимать квартиру в непосредственной близи от монастыря. Стены в обычной пятиэтажке прекрасно проводили звук. Пытаясь уснуть, Силуан услышал знакомый мотив за стеной. По телевизору в соседней квартире показывали „Старые песни о главном“. Группа „Иванушки International“ пела на новый лад „Алёшкину любовь“.
— Что с тобой, отче? — спросила его на следующий день монахиня Пиама. И он рассказал ей про „Алёшкину любовь“, задумчиво глянул монахине в глаза и вдруг произнёс:
— Я так жалею, что её написал.
Аудитория проповедника Силуана, который никогда не был настоятелем собственного прихода или, тем более, монастыря, росла в геометрической прогрессии. Он открыл в себе новый талант — доводить до каждого сердца Слово Божье так, что многие „заглянувшие“ в церковь, оставались в ней навсегда.
— Никогда и никого не учите, — говорил он людям. — Кто-то обидит вас очень сильно. Вы чувствуете, что этот человек готов ударить вас или оплевать? Становитесь перед ним на колени. Обнимите. И скажите: „Ты меня прости“. И враг отлетает. Если он видит, что есть любовь, для него нет ничего хуже.
У тех, кто хотел отблагодарить его за дарившие прозрение откровения и молитвы, он — человек, когда-то охочий до гонораров и разгульной жизни! — не брал ни гроша. Ни жилья, ни даже кровати у монаха Силуана не было. Он укладывался на полу, хотя годы брали своё, и здоровье стало сдавать.
Видя его состояние, одна из монахинь рискнула предложить ему поношенное пальто недавно ушедшего из жизни отца, которое Силуан принял со слезами на глазах и благодарностью. Новая жизнь изменит его настолько, что родной брат в метро пройдёт мимо, не узнав в нём вчерашнего Онегина. Сам он лишь замедлит шаг, но не окликнет его.
Ходить в последние годы жизни ему было тяжело. Ноги кровоточили в тяжёлых сапогах. Но к докторам Онегин никогда не обращался. Как никогда не обращался за помощью к тем, кто остался там, в прошлой жизни, слушать его великие песни, написанные, как оказалось, на века.
Им оставалось только верить, что Онегин нашёл то, что так долго искал. Гармонию небесную, совсем иную, нежели та, что слышится нам в его популярных земных сочинениях.
О прогрессирующе