Осипов алексей ильич биография личная жизнь жена
Осипов Алексей Ильич – это известный православный апологет и катехизатор. Доктор богословия, профессор. Блестящий лектор и публицист. Человек скромной, подвижнической жизни. О нем мы сегодня и поговорим.
Биография Осипова Алексея Ильича. Личная жизнь, жена
Родился Алексей Ильич 31 марта 1938 года в древнем русском городке Белево, что располагается в Тульской области. Но детство и юность он провел в городе Козельске и поселке Оптино, рядом с известной Оптиной пустынью, православным монастырем, в то время недействующим.
Биографию Алексея Ильича Осипова и личную жизнь определило его знакомство с игуменом Никоном. Эта встреча произошла в раннем детстве и повлияла на всю дальнейшую жизнь и судьбу мальчика. Он возрастал в четком понимании своего пути и старался во всем походить на своего учителя и духовника отца Никона.
Благочестивая жизнь, аскеза и молитвенная практика явились наполнением жизни и биографии Алексея Ильича Осипова. Жена и семья в такой практически монашеской обстановке исключались. Алексей Ильич не женат, ведет скромную жизнь и трудится на благо церкви Христовой.
Наставник Алексея – игумен Никон
Игумен Никон (Николай Воробьев) – священник и духовный писатель. Известный в православных кругах подвижник, ведущий исключительно чистую, аскетическую жизнь, исполненную молитвой и любовью к окружающим людям. Будущий старец Никон прошел через горнило революции, гражданской междоусобицы и войны. Не миновал его и опыт потери веры, увлечение науками и философией.
Потратив годы, он разобрался, что науки не изучают душу человека, не занимаются вопросами смерти и греха, а напротив, имеют лишь поверхностное знание о главнейших, с его точки зрения, вопросах. Тогда он углубился в изучение православия и дошел до глубин понимания очевидности Богоявления и важности духовного пути. Этим путем веры он и следовал всю свою жизнь. В возрасте 36 лет Николай принял монашество. В те годы монастыри были закрыты, и поэтому ему пришлось вести трудную жизнь монаха в миру. Так он подвизался до самой своей смерти в 1963 году. В его жизни были и лагеря, и изгнания, и много других горестей и напастей, но он не озлобился, а остался светлым человеком, преданным Богу и Вере Христовой.
После себя игумен Никон оставил много статей религиозной и апологетической направленности, а также большое количество писем, в которых его оппонентами были обычные люди, искавшие у старца совета и молитв.
Возрастание в вере
Познакомившись в раннем детстве с игуменом Никоном, Алексей Ильич проникся духом православного благочестия, приучился к созерцательной жизни и возрастал под чутким руководством своего наставника. Старец сразу обратил внимание на любознательного и прилежного мальчика и многому его научил. Он давал читать Алеше русских классиков, греческих философов и, конечно, святых отцов православной церкви – Иоанна Лествичника и сборник «Добротолюбие».
Старец следил и за учебой мальчика, за его оценками и досугом. Научил его, например, игре в шахматы, но потом, когда Алексей Ильич уже вырос, играть в шахматы запретил, сказав, что это бессмысленная трата времени. На недоуменные вопросы юноши старец отвечал, что в переходный возраст шахматы являются меньшим злом по сравнению с другими глупостями, которые могут роиться в голове у подростка.
Образование
Занятия с отцом Никоном и его серьезные рекомендации помогли Алексею Ильичу поступить сразу на четвертый курс духовной семинарии, сдав экзамены за первые три. Старец опекал Алексея Ильича до самого конца своей жизни и был для него главной опорой в духовном взрослении. В последний год жизни отец Никон тяжело болел, но, сохраняя ясный ум и чистое сердце, не переставал быть ярким маяком в биографии Алексея Ильича Осипова.
Преподавательская работа
Окончив семинарию, Алексей Ильич поступил в Московскую духовную академию, которую в 1963 году блестяще окончил со степенью кандидата богословия. В следующем году Алексей Ильич поступил в аспирантуру и начал свою преподавательскую деятельность, которая продолжается и до сих пор. Кроме преподавания, профессор Осипов ведет обширную церковную деятельность.
В разные годы он был членом учебного комитета при Синоде и членом богословской комиссии, принимал участие в Поместных соборах Русской православной церкви и различных межцерковных диалогах. Но педагогическая работа, ведение семинаров и чтение лекций являются самым главным послушанием и выделяются в биографии Алексея Ильича Осипова. Личный вклад в дело катехизации и апологии православия у профессора огромен.
Лекционная деятельность
В своих лекциях Алексей Ильич рассказывает о православии, о духовной жизни, о наследии святых отцов. Эрудированность профессора не только в богословских вопросах, но и в вопросах философии, психологии и культуры привлекает внимание все новых и новых слушателей. Алексей Ильич всегда находит нужные слова, простым языком говорит о сложных вопросах Бытия, мотивирует на дальнейшее познание и возрастание в вере, большое значение уделяет воспитанию детей.
Биография Алексея Ильича Осипова сама по себе является примером правильной церковной жизни, примером благочестия и смирения. Сквозь жизнь этого удивительного и скромного человека, православие предстает перед нами во всем своем историческом значении, в своем духовном величии, в своей красоте и великолепии. Истинность православия, как рассказывает в своих лекциях профессор Осипов, легко доказывается, надо лишь не предвзято и с открытым сердцем подходить к этому вопросу.
Не скрывает Алексей Ильич и важные вопросы негативного свойства – проблемы церкви, свои собственные ошибки, некрасивые поступки священнослужителей и церковного клира. Обо всем этом он рассказывает слушателям и откровенно делится своими размышлениями о церковной жизни.
Духовная жизнь
Духовная жизнь в биографии Алексея Ильича Осипова является фундаментальным понятием. Она, как учили святые отцы Церкви, единственно правильная жизнь. Единственно верный и самый трудный путь. Еще юному Алексею Ильичу отец Никон говорил, что духовная жизнь – это величайшая редкость среди людей в наше время. Люди привыкли путать высоконравственную жизнь и духовную. Очень многие в этом обманываются и идут ложным путем. Духовная жизнь, или путь подвижника – это постоянное памятование смерти, ясная осознанность, чистота ежесекундного нравственного выбора и величественное спокойствие.
Современные люди погружены в антидуховную атмосферу суеты. Суета захватывает все свободное время таких людей и не дает им ни малейшего шанса на остановку и осмысление происходящего с ними. Прежде всего, на осмысление самих себя, своих жизней и смысла этих жизней. А если человек не задумывается о смысле жизни, отдает его на откуп суете, то его существование становится бессмысленным, – говорит Осипов Алексей Ильич. В биографиях многих подвижников церкви это неоднократно подтверждается. Каким бы человек ни был в жизни, если у него есть потребность в осмыслении своего бытия, то его жизнь постепенно преображается, структурируется, и он постепенно начинает двигаться по религиозному пути.
Много Алексей Ильич рассказывает о святоотеческом наследии, об апостольском служении и святых мучениках двадцатого века. Его взвешенная позиция, глубокая вера и блестящее остроумие создают атмосферу интеллектуальности и доверия во время лекций. Но не только святым отцам уделяет внимание профессор, много примеров благочестия он приводит из жизни обычных людей, простых мужей и жен. В биографии Алексея Ильича Осипова тоже встречаются такие люди – чистые, великодушные христиане, знакомство с которыми преображает и украшает мир.
Еще одна беда современности, по словам Алексея Ильича – это развлечения. Бесконечные соблазны и удовольствия, подобно суете, отвлекают людей от главных вопросов существования. Все это атрибуты полностью антихристианского мира, в котором нет места покаянию и молитве. Человеку некогда остановиться, задуматься, поднять голову и всмотреться в небо. Осмыслить Вечность.
Юбилей
В 2018 году Алексей Ильич отметил свое восьмидесятилетие и, несмотря на столь почтенный возраст, он все так же мудр, остроумен и великодушен.
Всю свою долгую биографию Алексей Ильич Осипов учит благочестию, трудится на благо церкви и ведет невидимую брань.
Источник
Биография
Биография уроженца Тульской области Алексея Ильича Осипова была посвящена изучению основ христианской религии, и благодаря этому он проявил себя как выдающийся педагог, публицист и богослов. Написав книги «Как жить сегодня?» и «Путь разума в поисках истины», заслуженный профессор духовной академии стал участником ряда интернациональных церковных конференций и известной фигурой в России и за рубежом.
Детство и юность
Алексей Ильич Осипов родился в конце марта 1938 года в Белёве, и его детство прошло в семье рядовых служащих, вместе с сыном переехавших в город Козельск. Мальчик учился в средней школе поселка Оптино Калужской области, а в старших классах посещал учебное заведение Гжатска, который в 1968 году в честь первого космонавта был переименован в Гагарин.
Алексей Осипов в молодости / Официальный сайт
Получив диплом, дававший право поступать в советские вузы, юноша отказался от получения классического образования и в течение 3 лет изучал богословие под присмотром православного священнослужителя Никона, в 1956 году получившего игуменский сан. Потом, получив авторитетную рекомендацию, он поступил в выпускной класс столичной духовной семинарии, по окончании которой стал слушателем богословского отделения МДА.
Читайте также8 глубоко верующих российских знаменитостей
В 1963 году Алексей стал автором работы на тему сравнения русских и греческих систем вероисповедания и получил ученую степень, признанную в структурах РПЦ. Это дало возможность поступить в аспирантуру и стать преподавателем идеологии единства, названной специальным термином экуменизм.
С 1965 года Осипов стал читать лекции по другим востребованным курсам и предметам, в числе которых были духовные основы русской философии, классическое богословие и зарубежный протестантизм.
Религия
В середине 1960-х годов деятельность Алексея Ильича вышла за рамки преподавания, и он принял участие в создании альманаха «Богословские труды». Спустя десятилетие ученый стал полноправным членом собрания по проблемам христианского единства при органе РПЦ — Священном синоде и присутствовал на Поместном соборе, состоявшемся в 1988 году.
Алексей Осипов и Папа Римский / Официальный сайт
В этот период Осипов озадачился вопросом: в одного ли вездесущего Бога верят представители разных мировых религий. И пришел к ответу, что образ Отца, созданный в обособленном духовном сообществе, является личным и расходится с понятием единый Бог.
А рассуждая о пророчествах и наставничестве, Алексей Ильич рекомендует с осторожностью подходить к проблеме «младостарчества» и для начала рассмотреть, испытать и искусить. Ни в коем случае не настаивая на собственных воззрениях, богослов негативно отнесся к предложению убрать из школьной программы произведения Ф. М. Достоевского.
Читайте также7 звезд, соблюдающих Великий пост
Став членом президиума совещательного органа Московского патриархата, написал учебное пособие, напечатанное издательством Сретенского монастыря. И на страницах, озаглавленных «Путь разума в поисках истины», он представил взгляд православного на события повседневной человеческой жизни и разделы об апологетике, религии и связи бога и бытия.
В 2010-х годах, будучи участником ассамблей крупнейших международных экуменических организаций, Осипов опубликовал еще ряд церковно-философских произведений под названием «Носители духа», «Как жить сегодня?», «Бог» и «Зачем человек живет?», где пристальное внимание уделялось необходимости просвещения и проповедей, которые на базе религии непременно дадут полезный плод.
Личная жизнь
О личной жизни профессора Алексея Осипова ничего не известно, журналисты и ведущие в интервью обходят этот момент. А в фотогалерее, представленной на официальном сайте ученого, присутствует ряд материалов из индивидуального архива, но снимков родителей, детей или супруги на групповых кадрах нет.
Алексей Осипов сейчас
Сейчас деятельность богослова охватывает все области жизни человечества и включает произведения на темы таинства крещения, начала существования, бессмертной души, любви, семьи и брака.
Алексей Осипов в 2019 году
А в 2019 году написанное превратилось в аудио- и видеолекции, библиография пополнилась публицистической работой «Жизнь с Евангелием. Комментарии к Евангелию от Матфея» и книгой-нравоучением «О чём говорил Иисус?».
Библиография
- 2001 – «Православное понимание смысла жизни»
- 2008 – «Как же можно беспрестанно молиться…»
- 2010 – «Путь разума в поисках истины»
- 2011 – «Носители духа»
- 2014 – «Зачем человек живет?»
- 2015 – «Почему исчезли старцы? Как не ошибиться в духовном наставнике»
- 2017 – «Из времени в вечность: посмертная жизнь души»
- 2017 – «Любовь, брак и семья»
- 2018 – «Жизнь духовная»
- 2019 – «Таинство крещения»
- 2019 – «Жизнь с Евангелием. Комментарии к Евангелию от Матфея»
- 2019 – «О чем говорил Иисус?»
Источник
Осипов Алексей Ильич родился 31.03.1938 года в г. Беляев, Тульская область, в семье простых служащих. Детство провел в родном городе, позднее с родителями переезжал жить сначала в Козельск, а потом – в поселок Оптино (Козельский район). В г. Гжатск переехал в 1952 году. В биографии Алексея Ильича Осипова есть информация о его молодости, карьере, но нет ничего о личной жизни, жене, детях и даже семейных фото.
[youtube]https://youtu.be/Rr6dSXIbR8k[/youtube]
Молодость и учеба
В школьные годы ему, как и всем ученикам предлагали вступить в комсомол. Но Алексей был из немногих, кто наотрез отказался от предложения. О причинах такого решения он не рассказывал, но, возможно, это связано с верой.
Через 3 года, а именно в 1955, Осипов окончил среднюю школу, но поступать в ВУЗ, несмотря на уговоры родителей, отказался. Причиной отказа опять же была вера. Вместо высшего образования, он на несколько лет углубился богословие под руководством священнослужителя игумена Никона. В 1958 году получил от наставника рекомендательное письмо, благодаря которому ему удалось с первого раза поступить в четвертый класс Московской духовной семинарии.
Осипов Алексей Ильич
[stextbox id=»warning»]Всего через 1 год он уже учился в Московской духовной академии. Защитил диссертацию по кафедре древнегреческого языка. Окончил учебное заведение, получив степень кандидата богословия. При выпуске ему оформили справку, направляющую на работу в Смоленскую епархию.[/stextbox]
Карьера
Несмотря на возможности, принял приглашение в аспирантуру при Московской духовной академии. Окончив, ее остался там преподавать по новой для того времени дисциплине «Экуменизм». Через два года ему предложили вести занятия по Основному богословию, а потом этот же предмет в семинарии.
Экуменизм (вселенная, обитаемый мир) — это идеология всехристианской сплоченности, стремление единству религиозных общин во всей Вселенной.
Будучи аспирантом, Алексей Ильич проводил лекционные занятия по Современным богословским проблемам, Истории русской религиозно-философской мысли, Протестантизму. В академии, кроме своего основного предмета, еще преподавал Западные исповедания.
Будучи аспирантом, Алексей Ильич читал лекции по Современным богословским проблемам
[stextbox id=»info»]По карьерной лестнице поднимался медленно, но уверенно. В 1969 году он стал доцентом той же академии, через 6 лет – профессором, а через 9 – доктором богословия.[/stextbox]
Многие люди интересуются, почему Алексей Иванович, пройдя довольно длинный путь обучения, в итоге при выпуске получив степень кандидата богословия, не стал священником, ведь по идее все шло именно к этому. На самом деле, он просто в какой-то момент понял, что его истинное направление — это не священнослужение, а педагогика.
По его мнению, принять сан в академии, это очень странный поступок. У священника должна быть паства. В академии ее главой является ректор, а дело священника лишь служить. Они могут вести преподавательскую деятельность, но только в сане.
Жизнь вне академии
За пределами академической жизни Алексей Осипов также много достиг. К примеру, в 1964 был назначен секретарём комиссии Русской православной церкви по подготовке материалов в религиозно-этническую энциклопедию Афин. С 1967 по 1987, а позднее и 1995-2005 гг. — в составе коллегии альманаха «Богославские труды». Примерно в этот же период (1973-1986) был членом учебного комитета при Священном синоде. Также в продолжительное время (1976-2004) состоял в комиссии Священного синода.
Около 22 лет Осипов работал заведующим филиалом аспирантуры Московской духовной академии при отделе внешних церковных связей. Был главным редактором журнала «Богословский вестник» и сопредседателем ежегодной международной конференции «Наука. Философия. Религия».
С 2009 года является членом президиума Межсоборного присутствия и его церковной комиссии
Год работал одновременно в издательском совете Московской патриархии, совместном координационном комитете по взаимодействию между Русской православной церковью и Вооруженными силами РФ. Позднее состоял в постоянном Президиуме I-IV Всемирных русских соборов.
С 2009 года является членом президиума Межсоборного присутствия и его церковной комиссии.
Участвовал в двусторонних диалогах, которые проводились Русской православной церковью с Ватиканом, Дохалкидонскими церквями, лютеранскими церквями ГДР, Национальным советом церквей США и т. д.
Участвовал в различных ассамблеях, например, во Всемирном совете церквей, Христианской мирной конференции, многих международных, региональных и других мероприятиях как на родине, так и заграницей.
Выступал на радиоэфирах, телевизионных передачах, в средних школах, институтах, университетах, домах культуры, приходских храмах и конференциях (Россия, Украина, Белоруссия, Турция, Польша, Индия и т. д.).
Отрывки из его книг публиковались в «Богословских трудах», «Журнале Московской патриархии», газетах, а также заграницей.
В 2014 г. во многих газетных изданиях, журналах, в Интернете появилась информация о том, что Алексей Ильич Осипов ушел из Московской духовной академии в связи с достижением 75-го возраста. Но на официальном сайте академии он все еще числится как работник.
Алексей Ильич Осипов получил много наград
За активную деятельность Осипова удостоили множеством наград, к примеру: Орден святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси III степени, Орден святого благоверного равноапостольного князя Владимира III степени и т. д.
[stextbox id=»info»]Алексей Ильич уверен, что среди людей, которые считают себя православными, распространено безразличие к «нравственному и догматическому учению». Считает, что сейчас Церкви объединяют совершенно равнодушных к вере и истине Христовой. По его мнению, это связано с тем, что православный народ очень плохо знает свою веру и с легкостью подвергается суевериям.
[/stextbox]
Осипов, несмотря на свою известность даже за пределами России, является очень закрытым человеком. Настолько, что, наверное, даже все те, кто с ним долгие годы общаются, почти ничего о нем не знают. На официальном сайте Осипова Алексея Ильича есть много фото с коллегами из академии и не только, но нигде нет семейных снимков с женой и детьми. В биографии ничего не говорится о его личной жизни.
[youtube]https://youtu.be/GTEJ1TSe9hw[/youtube]
Источник