Остроумова дата рождения
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 декабря 2020; проверки требуют 34 правки.
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Остроумова.
О́льга Миха́йловна Остроу́мова (род. 21 сентября 1947, Бугуруслан, (Оренбургская область), РСФСР, СССР) — советская и российская актриса; народная артистка РФ (1993), лауреат Государственной премии СССР (1979).
Биография[править | править код]
Ольга Михайловна Остроумова родилась 21 сентября 1947 года в Бугуруслане (ныне Оренбургская область).
Детство Ольги прошло в Бугуруслане, в маленьком домике, недалеко от церкви, священником которой был её дед. Отец Ольги был школьным учителем физики, мать —домохозяйкой, хранителем семейных традиций, среди которых важное место занимали любовь и бережное отношение друг к другу. У Ольги две сестры, Раиса и Людмила, и брат Георгий: Раиса, работавшая инженером водного транспорта, в настоящее время пенсионерка; Людмила — предприниматель, ныне живёт в Самаре; и Георгий, работавший на Байконуре, сейчас трудится в фирме по строительству подвесных мостов.
Когда Ольга решила стать актрисой, в семье к этому отнеслись просто и отговаривать никто не стал. Ей купили билет, напекли пирожков на дорогу и отправили в Москву, где она никого не знала. В 1966 году она стала студенткой ГИТИСа имени Луначарского. Студенческие годы Остроумова жила в общежитии ГИТИСа на Трифоновке.
Окончив институт (мастерская В. А. Вронской) в 1970 году, Остроумова была принята в Московский театр юного зрителя, где начала работу у режиссёра П. О. Хомского, который ранее был её педагогом в ГИТИСе. Там же ей довелось работать с режиссёром М. З. Левитиным, который стал её вторым мужем в 1973 году (в 1993-м году Левитин и Остроумова разошлись)[4].
В 1973—1983 годах актриса работала в Драматическом театре на Малой Бронной. С 1983 года Остроумова — актриса театра имени Моссовета[5].
Ольга Остроумова и Валентин Гафт познакомились на вечере, в котором оба участвовали. Они расписались в 1996 году в больнице, хотя прославленный автор эпиграмм обратил внимание на будущую супругу ещё во время работы над фильмом «Гараж». Позже Гафт рассказывал, что нашел в Ольге дружеское участие и искренность, которой ему не хватало в людях: «Я был поражен и восхищен тем, что известная на всю страну артистка оказалась Божьим человеком, ничем не испорченным, естественным, без всяких штампов. Все было просто и прямо. Наблюдая за этим, постепенно и я стал становиться лучше. Мне не приходилось напрягаться, что-то из себя изображать, фальшивить, а надо было просто оставаться самим собой. И я ощутил счастье».
Роль школьницы в фильме С. И. Ростоцкого «Доживём до понедельника» в одночасье сделала её любимицей миллионов зрителей. Она сыграла роль Жени Комельковой в фильме «А зори здесь тихие», который стал культовым в Советском Союзе, Китае, ряде других стран. Самой большой своей творческой удачей в кино актриса считает роль Василисы в фильме «Василий и Василиса». По её признанию, если бы не было этой роли, то не появилась бы театральная роль Анфисы из спектакля «Вдовий пароход», поставленного Г. Н. Яновской на сцене Театр имени Моссовета, которая согласилась дать Остроумовой эту роль только после того, как посмотрела «Василия и Василису».
Член СКР и СТДР. Актёрским идеалом для Ольги Михайловны являются Эдит Пиаф и Лидия Русланова. Особенно высоко чтит режиссуру Федерико Феллини и игру Чарли Чаплина. Она любит природу, увлекается мемуарной литературой, классической музыкой.
Живёт и работает в Москве.
Семья[править | править код]
- отец — Михаил Алексеевич Остроумов (1917—2000), учитель физики в школе (сын священника);
- мать — Наталия Ивановна Кудашёва (1928—2010), домохозяйка;
- сёстры — Раиса и Людмила;
- брат — Георгий;
- первый муж (с 1969) — сокурсник по ГИТИСу Борис Аннабердыев, ставший впоследствии режиссёром-кинодокументалистом «Туркменфильма»;
- второй муж (с 1973) — Михаил Левитин, театральный режиссёр и писатель;
- дети: Ольга (р. 1975), Михаил (р. 1983);
- внуки: Полина, Захар, Фаина (р. 2012);
- третий муж (с 1996) — Валентин Гафт[6] (1935—2020), актёр, народный артист РСФСР (1984).
Награды и премии[править | править код]
- Заслуженная артистка РСФСР (1982)
- Народная артистка Российской Федерации (16 декабря 1993 года) — за большие заслуги в области театрального искусства[7]
- Государственная премия СССР (1979) — за исполнение роли Мани Поливановой
- Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (12 июня 2008 года) — за большой вклад в развитие отечественного театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность[8]
- Орден Почёта (15 августа 1998 года) — за многолетнюю плодотворную деятельность в области театрального искусства[9]
- Орден Дружбы (28 марта 2019 года) — за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, средств массовой информации, многолетнюю творческую деятельность[10]
- премия имени А. Довженко.
- «Серебряная нимфа» (Италия) — за фильм «А зори здесь тихие…»
- Золотая медаль имени А. П. Довженко (1978)
- Царскосельская художественная премия (2007).
- Звезда Театрала (2015)
- Фигаро (2017)
Театральные работы[править | править код]
- «Синяя Роза» (по пьесе Теннесси Уильямса «Стеклянный зверинец»). Режиссёр: Александр Марин — Аманда Вингфилд
Московский ТЮЗ[править | править код]
- «Мещане» М. Горького — Елена
- «Тень» Е. Л. Шварца — Юлия Джули
- «Поздняя любовь» А. Н. Островского — Лебёдкина
Театр на Малой Бронной[править | править код]
Дебют в спектакле по пьесе Рустама Ибрагимбекова «Своей дорогой».
- «Варвары» М. Горького — Лидия
- «Враги» М. Горького — Татьяна
- «Веранда в лесу» — Лида
- «Волки и овцы» А. Н. Островского — Глафира
- «Лето и дым» — Роза
- «Лунин, или смерть Жака» — Она
Театр «Эрмитаж»[править | править код]
- «Здравствуйте, господин де Мопассан»
Театр им. Моссовета[править | править код]
- «Вдовий пароход» — Анфиса
- «Живой труп» Л. Н. Толстого — Елизавета Андреевна Протасова
- «Орнифль, или Сквозной ветерок» — Ариана
- «Завтрак с неизвестными» — Маша
- «Печальный детектив» — Тетя Граня Мезенцева
- «У врат царства» — Элина Карено
- «Мадам Бовари» Г. Флобера — Эмма Бовари
- «Вишнёвый сад» А. П. Чехова — Раневская
- «Муж, жена и любовник» — Дарья Ивановна
- «Учитель танцев» Лопе де Вега — Фелисьяна
- «Белая гвардия» М. А. Булгакова — Елена Васильевна Тальберг
- «Не будите мадам» — Роза
- «Серебряный век» — Клавдия Тарасовна
- «Я, бабушка, Илико и Илларион» Н. В. Думбадзе — Бабушка
- «Римская комедия (Дион)» Л.Зорин — Мессалина
Продюсерский центр Империал[править | править код]
- «Мадам, мы едем в Акапулько» (автор — Ив Жамиак, реж. Ольга Шведова)[11] — Нат
Арт-Партнёр XXI[править | править код]
- «Семейный ужин в половине второго» (реж. Михаил Цитриняк)
Фильмография[править | править код]
Год | Название | Роль | |
---|---|---|---|
1968 | ф | Доживём до понедельника | Рита Черкасова |
1970 | ф | Город первой любви | Нюра |
1971 | ф | Море в огне | Юля Приходько |
1972 | ф | А зори здесь тихие… | Женя Комелькова |
1974 | ф | Любовь земная | Маня Поливанова |
1975 | тф | Персональное дело | Зина |
1976 | тф | Когда-то в Калифорнии | миссис Бэтси Беккер |
1976 | тф | Мартин Иден | Лиза Конноли |
1977 | тф | Лунев сегодня и завтра | Саша |
1977 | ф | Судьба | Маня Поливанова |
1977 | ф | Хомут для Маркиза | Анна Ивановна, мать Родиона |
1979 | тф | Варвары | Лидия Павловна, племянница Богаевской |
1979 | ф | Похищение «Савойи» | Валентина Соколова |
1979 | ф | Гараж | Марина, дочь профессора Смирновского |
1980 | ф | Тихие троечники | Рая |
1980 | тф | Мелочи жизни[uk] | Наташа Бунина |
1981 | ф | Василий и Василиса | Василиса |
1982 | ф | Безумный день инженера Баркасова | Софочка |
1982 | ф | Не было печали | Евгения, бывшая однокурсница Потапова |
1984 | ф | Столкновение | Рута |
1985 | ф | Сестра моя, Люся | Клава |
1986 | ф | Время сыновей | Людмила Кордина |
1986 | ф | Я сделал всё, что мог | Анна Жилина |
1987 | ф | Башня | Кара Семёновна |
1987 | с | Дни и годы Николая Батыгина | Васена |
1987 | тф | Живой труп | Елизавета Андреевна Протасова |
1987 | ф | Филёр | Нина |
1988 | тф | Зимняя сказка | Гермиона |
1989 | тф | Вдовий пароход | Анфиса Максимовна Громова |
1989 | с | Женщины, которым повезло | Наталья |
1989 | ф | Чаша терпения | Елизавета Андреевна |
1990 | ф | Очарованный странник | Евгения Семёновна |
1992 | ф | Очень верная жена | Полина Иванова |
1992 | тф | Прощальные гастроли | Евгения Ростиславовна Чепалина |
1993 | тф | Орнифль, или Сквозной ветерок | Графиня |
1994 | ф | Уснувший пассажир | Галина Георгиевна |
1997 | ф | Змеиный источник | Тамара Георгиевна, директор школы |
1997 | ф | Не валяй дурака… | Полина |
1999 | тф | У врат царства | Элина Карено |
2002 | тф | Новогодние приключения | Тамара Ивановна |
2002 | док | Чтобы помнили: Алла Балтер | Имя персонажа не указано |
2002 | с | По ту сторону волков | медсестра Маша |
2003 | ф | Джокеръ | Атуева |
2003 | с | Зачем тебе алиби? | Ада Дмитриевна |
2003 | с | Бедная Настя | Мария Алексеевна Долгорукая |
2003 | ф | Дни ангела | Лиля |
2003 | ф | Фото | Имя персонажа не указано |
2003 | с | Желанная | Мария Григорьевна |
2003 | тф | Не будите мадам | Роза |
2004 | с | Женщины в игре без правил | Мария Петровна Громова |
2004 | кор | Сын | снималась |
2004 | с | Я тебя люблю | Светлана Георгиевна |
2004 | док | Борис Васильев. Чрезвычайный человек | Имя персонажа не указано |
2005 | с | Карусель | Екатерина Людвиговна |
2005 | с | Не родись красивой | Маргарита Жданова |
2006 | док | Андрей Ростоцкий: последний романтик | Имя персонажа не указано |
2006 | док | Эммануил Виторган и Алла Балтер. По обе стороны жизни | Имя персонажа не указано |
2006 | с | Большие девочки | Надежда Николаевна Федорчук |
2007 | тф | Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя | Элла, телережиссёр |
2007 | док | Жизнь без вранья. Евгений Матвеев | Имя персонажа не указано |
2007 | док | Ольга Остроумова. Очень личное | Имя персонажа не указано |
2007 | док | Острова: Евгений Матвеев | Имя персонажа не указано |
2007 | док | Острова: Станислав Ростоцкий | Имя персонажа не указано |
2007 | с | Капитанские дети | Надя Гринёва |
2007 | тф | Муж, жена и любовник | Дарья Ивановна |
2008 | док | Память о счастье (Семья Ростоцких) | Имя персонажа не указано |
2008 | с | Одна ночь любви | Дарья Матвеевна Урусова |
2008 | тф | Адмиралъ | мать Софьи Колчак |
2008 | тф | Серебряный век | Клавдия Тарасовна |
2009 | док | Зинаида Кириенко. Роковая красавица | Имя персонажа не указано |
2010 | док | Гафт, который гуляет сам по себе | Имя персонажа не указано |
2011 | с | Морпехи | Екатерина Кузьминична Морозова |
2012 | док | Евгений Матвеев. Всем сердцем — раз и навсегда | Имя персонажа не указано |
2012 | док | Ольга Остроумова. Любовь земная | Имя персонажа не указано |
2012 | с | Ефросинья | Олимпиада Фёдоровна Журавская |
2013 | с | Бульварное Кольцо | Алла Эдуардовна |
2013 | док | Зинаида Кириенко. Зла не помню, обид не держу | Имя персонажа не указано |
2014 | ф | Папа для Софии | Марина Александровна |
2015 | ф | Подлец | Вера Филимоновна |
2018 | с | Глаза в глаза | снималась |
2019 | ф | Ван Гоги | Людмила Васильевна |
Озвучивание[править | править код]
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Интервью Ольги Остроумовой киножурналу Наш Фильм
- Ольга Остроумова на сайте rusactors.ru
Источник
Биография Ольги Осторумовой
Ольга Остроумова – яркая, узнаваемая, талантливая, поистине народная артистка России, актриса театра Моссовета. Ее фильмография насчитывает более шестидесяти фильмов, в которых Остроумова сыграла разных по значимости, но всегда запоминающихся характерных персонажей. Дебютная кинороль (Рита Черкасова) в культовой картине Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника» прославила тогдашнюю студентку ГИТИСа на весь Советский Союз. За роль Мани Поливановой в картинах Евгения Матвеева «Любовь земная» и «Судьба» удостоена Государственной премии СССР.
Детство: Бугуруслан-Алексеевка
Родившуюся в послевоенном 1947 году, в большой и любящей семье Михаила Остроумова и Наталии Кудашевой девочку окрестили Ольгой. Отец, учитель физики в школе районного центра Бугуруслан, был единственным кормильцем в семье, мать, у которой было 4 класса образования, занималась детьми, создавала в доме удивительную атмосферу внимания, доброты, тепла. Дети – Раечка, Людочка, Егорка и Оленька –всегда были обласканы, исподволь приучены родителями к тому, что семья – самое ценное в жизни каждого человека.
Способствовали пониманию этого и традиционные вечерние чаепития у дедушки-священника, неспешные разговоры старших с младшими, глубокие и мудрые рассказы патриарха семьи. Рядом с церковью в деревне Алексеевка, где он служил, ребятишки облюбовали себе место для игр и самостоятельно учились читать… по буквам на надгробиях кладбища. Маленькой Оле очень нравилось осваивать грамоту по таинственным надписям. Не испытывая никакого страха перед погостом, девочка восхищалась буйством сирени и запахом лопухов, сырой земли.
Когда пришла пора идти в школу, Оля уже умела читать и писать. К тому времени семья перебралась в Куйбышев – только там отец, сын священника, смог найти работу в школе рабочей молодежи. Жили в двухэтажном деревянном бараке.
Волевой характер девочки позволил ей с легкостью учиться, но в отличие от своей киногероини Риты («Доживем до понедельника»), первой красавицей класса она не считалась.
Доучившись до десятого, Остроумова стала посещать народный театр, действовавший при клубе железнодорожников. О своем увлечении она почти никому не рассказывала, но когда объявила в семейном кругу, что хочет стать артисткой, родители отпустили дочку в Москву с легким сердцем, с полной уверенностью в том, что в столице ее никто не обидит.
Юность: Москва – ГИТИС
Предварительный тур для девушки стал первым горьким разочарованием – она срезалась. Забившись где-то под лестницу, Остроумова разрыдалась так отчаянно, что какой-то парнишка решил ее утешить. И нашел гениальный выход на тот момент, посоветовав идти на первый тур, мол, кто там тебя запомнил на предварительном просмотре. Ольга послушалась, собралась с духом и…поступила!
Уже позже она узнала, почему ее не сразу зачислили на первый курс ГИТИСа. Высокий голос! И тут же, со свойственной девушке решимостью, она снова прислушалась к чьему-то совету: «А ты начни курить – голос сам ниже станет». Несмотря на волевой характер, студентка-первокурсница страшно робела перед «авторитетными мнениями» одногруппников. Даже когда в двадцать лет Остроумова сыграла первую роль в кино, робость никуда не делась, желание спрятаться за чьи-то спины от судьбоносного лидерства присутствует в ней, по словам актрисы, и сегодня.
Карьера: студенчество-кино-театр
Семидесятые годы. Проснувшись на утро после выхода картины «Доживем до понедельника», студентка Остроумова как всегда села в троллейбус и поехала на занятия. Никакой славы или признаков знаменитости она не ощущала. Зато талантливую игру девушки заметили не только зрители, но и режиссеры. Последующее после фильма десятилетие Ольга Остроумова – самая востребованная актриса в кино. Роли, которые она с кажущейся легкостью получала, потрясают своей жизненностью, искренностью, глубиной.
Нюра из новеллы «Сталинград – 1929 год», вошедшей в мелодраму Бориса Яшина «Город первой любви» – ее вторая роль. Дебютировали в фильме вместе с «опытной» Остроумовой Леонид Филатов и Наталья Егорова. Затем была картина «Город в огне» об осаде Севастополя фашистами и снова – Станислав Ростоцкий, решивший снимать одноименный фильм по повести Бориса Васильева «…А зори здесь тихие».
Ольга Остроумова в фильме «А зори здесь тихие»
Пронзительная красавица Женька Комелькова, которую играет Ольга, стала словно родной многим людям, прошедшим войну. Остроумова вместе с партнерами по съемкам Андреем Мартынюком (старшина Васков), Еленой Драпеко (Лиза Бричкина), Ириной Шевчук (Рита Осянина) и остальным творческим коллективом создали на экране поистине потрясающую картину, которую даже номинировали на «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке и удостоили Государственной премии.
Образ Мани Поливановой, созданный Остроумовой на экране, еще одна глубокая и жизненная роль актрисы. Любовь к женатому мужчине, пронесенная сквозь годы, пережившая войну и потери, тема, которую в Советском Союзе не приветствовали, но фильмы «Любовь земная» и «Судьба» были сняты таким мастером и с таким актерским составом, что партийным чиновникам оставалось лишь признать, что секс в СССР есть, даже при строительстве социализма-коммунизма. Съемки в дилогии принесли Остроумовой неоценимый опыт работы с такими актерами как Евгений Матвеев, Валерия Заклунная, Юрий Яковлев, Вадим Спиридонов, Зинаида Кириенко, а также заслуженную Государственную премию.
Восьмидесятые годы. После бешеного успеха в карьере актрисы наступило некоторое затишье – вплоть до фильма «Василий и Василиса», который сама Остроумова считает своей большой удачей. Именно эта картина помогла ей получить роль Анфисы в спектакле Моссовета «Вдовий пароход». Режиссер Генриетта Яновская, посмотрев фильм, решила задействовать Ольгу в постановке спектакля, хотя на эту роль претендовали и более зрелые актрисы.
В восьмидесятых Остроумова также снималась, хоть и в менее популярных, но интересных картинах: «Сестра моя Люся», «Не было печали», «Отпуск по ранению», «Мелочи жизни». В 1989 году Евгений Матвеев снял криминальную драму «Чаша терпения» с Остроумовой в главной роли, но картина не произвела на зрителей того сильного впечатления, которое осталось после «Любви земной» и «Судьбы».
Ольга Остроумова в фильме «Чаша терпения»
Девяностые годы. Совсем мало достойных таланта Остроумовой ролей стало в лихие девяностые. К счастью, актриса была задействована в лучших спектаклях театра им. Моссовета, играла Фаину Раневскую, Елизавету Протасову, Эмму Бовари. Из фильмов этого периода можно отметить экранизацию одноименной повести Николая Лескова «Очарованный странник», где актриса играет Екатерину Семеновну. Съемки приносили ей удовольствие от общения с такими замечательными актерами как Александр Михайлов, Ирина Скобцева, Андрей Ростоцкий, Майя Булгакова, Леонид Кулагин.
Двухтысячные. Все чаще Ольга Остроумова снималась в документальном кино, посвященном ушедшим актерам. Из художественных картин можно отметить сериал «Не родись красивой», где она сыграла маму беспутного Андрея Жданова (Григорий Антипенко), монументальное полотно «Адмирал» (роль матери Софьи Колчак Дарьи Омировой/Каменской), сериал «Папа для Софии» (Марина Александровна).
Отметив семидесятилетний юбилей в 2017 году, актриса все так же служит в театре, но главной своей миссией считает семью. Что касается съемок в кино, актриса призналась в одном из интервью, что терзается мыслями о том, что исчерпала свой талант, отпущенный Богом. Но, как и в юности, сомнения эти развеяло мнение более старшей, 88-летней подруги: «Оля, если бы тебе сейчас хорошего режиссера и хорошую роль, куда бы делись все твои терзания!»
Интервью Ольги Остроумовой
В 2018 Ольга Остроумова вместе с Алексеем Серебряковым, Даниэлем Ольбрыхским, Натальей Негодой снималась в драме режиссера Сергея Ливнева «Ван Гоги» о вечном противостоянии отцов и детей. Премьерный показ картины ожидается в марте 2019 года.
Личная жизнь Ольги Остроумовой
В личных отношениях Ольга оправдывает породу тех женщин, которые терпят-терпят, а потом – вулкан! Впервые Остроумова вышла замуж в конце шестидесятых за однокурсника Бориса Аннабердыева. Брак был коротким. Затем – распределение после института, ее знакомство и любовь с Михаилом Левитиным, о чем она тут же поставила в известность мужа и подала на развод. Борис не сопротивлялся, в его жизни вдали от жены также произошли перемены.
Жизнь с Левитиным, театральным режиссером и писателем, оказалась насыщенной и яркой. Родились дети, которых родители назвали своими именами: девочку – Ольгой, мальчика – Михаилом. Но семья, так много значившая для Остроумовой, не имела столь важного значения для Левитина. На протяжении двадцати лет актриса училась закрывать глаза на интрижки супруга, даже если ей в открытую заявляли права на него. Но все-таки подала на развод. Наиболее сильно он повлиял на маленького Мишу, даже изъявившего желание жить с папой.
Со временем повзрослевшие дети стали ревновать Остроумову к ее новому избраннику – Валентину Гафту. Их шапочное знакомство на площадке «Гаража» Эльдара Рязанова в какой-то момент переросло в серьезные чувства. Расписались актеры прямо в больнице, где лежал Гафт после операции.
Обаяние и такт Валентина вскоре возымели свое действие, и Миша с Олей наконец одобрили любимого мужчину мамы. Их собственные дети, Фаина, Полина и Захар обожали гостевать у бабушки, которая всеми силами старалась беречь так трудно выстраданную любимую семью.
Ольга Остроумова сейчас
В декабре 2020 года не стало Валентина Гафта – годом ранее актер перенес инсульт, и восстановиться полностью так и не сумел. Все это время Ольга не отходила от постели мужа, была с ним и в момент смерти.
На прощании с супругом Остроумова не сдержала слез, но нашла силы, чтобы выступить с речью:
Мне выпало счастье прожить с этим человеком. Я постаралась стать ему опорой.
Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Источник