Паола биография личная жизнь

Паола биография личная жизнь thumbnail

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Волкова.

Паола Дми́триевна Во́лкова (23 июля 1930, Москва — 15 марта 2013, там же) — советский и российский искусствовед, историк культуры. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1991).

Биография

Окончила исторический факультет МГУ (1953) по специальности «историк искусства». Доктор искусствоведения (2000).

В 1960—1987 годах преподавала во ВГИКе всеобщую историю искусств и материальной культуры.

С 1979 года преподавала на Высших курсах сценаристов и режиссёров культурологию и дисциплину «Изобразительное решение фильма»[1]. В 1970—1980-х годах организовывала лекции Мераба Мамардашвили, Натана Эйдельмана, Георгия Гачева, Льва Гумилёва и других мыслителей.

Автор более 50 публикаций в журналах, книгах, периодической печати по вопросам современного искусства[2][3] и отдельным проблемам, связанным с творчеством Андрея Тарковского.

С 1989 года — директор Фонда Андрея Тарковского в Москве (ныне не существует). За время своей работы Фонд провёл больше двадцати фестивалей и выставок в России и за рубежом, был инициатором и одним из создателей Дома Андрея Тарковского на родине режиссёра в Юрьевце; установил надгробье на могиле Андрея на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа[4][5].

Паола Волкова считается[кем?] одним из основных мировых специалистов в области творчества Андрея Тарковского. Её неоднократно приглашали для чтения курса лекций, на церемонии открытия ретроспективных показов его фильмов, а также для интервью о его творчестве западной прессе[6].

Паола Волкова — автор и ведущая 18-серийного документального телесериала «Мост над бездной» (2011—2013) об истории мировой живописи для телеканала «Культура».

В Москве в Государственной Третьяковской Галерее находится портрет Паолы Волковой, написанный художником Владимиром Вейсбергом в 1959 году.

Похоронена Паола Волкова в Москве на Донском кладбище[7] (часть праха развеяна над Венецианской лагуной)[8][9].

Личная жизнь

Муж — профессор В. В. Гогосов.

Библиография

На презентации книги «Мост через бездну», 2012

  • Андрей Тарковский. Архивы, документы, воспоминания / сост. П. Д. Волкова. — М.: Подкова, Эксмо-Пресс, 2002. — 464 с. — 7100 экз. — ISBN 5-04-010282-8.
  • Волкова П. Д. Арсений Тарковский. Жизнь семьи и история рода. — М.: Подкова, Эксмо-Пресс, 2002. — 224 с. — 5100 экз. — ISBN 5-04-010283-6.
  • Волкова П. Д. Арсений и Андрей Тарковские. — М.: Зебра Е, 2004. — 384 с. — 5000 экз. — ISBN 5-94663-117-9.
  • Волкова П. Д. Цена Nostos — жизнь. — М.: Зебра Е, 2013. — 568 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-905629-48-8.
  • Волкова П. Д., Герасимов А. Н., Суменова В. И. Профессия — кинематографист. — Екатеринбург: У-Фактория, 2004. — 808 с. — 5000 экз. — ISBN 5-94799-432-1.
  • Волкова П., Гуэрра Л., Гуэрра Т. Тонино. — М.: Зебра Е, 2005. — 463 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-94663-252-3.
  • Волкова П. Д. Андрей Тарковский. Ностальгия. — М.: Зебра Е, 2008. — 528 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-17-051170-9.
  • Волкова П. Д. Мост через Бездну. — М.: Зебра Е, 2009. — 368 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-94663-967-5.
  • Волкова П. Д. Николай Акимов. Театр — искусство непрочное. — М.: Зебра Е, 2010. — 493 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-94663-732-9.
  • Гуэрра Т. Парадиз / сост. П. Д. Волкова. — М.: Амаркорд, 2010. — 192 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-4287-0001-5.
  • Волкова П. Д. Тонино Гуэрра. Гражданин Мира. — М.: Зебра Е, 2010. — (Весь XX век). — 3000 экз. — ISBN 978-5-905629-83-9.
  • Леонид Завальнюк. Другое измерение / сост. П. Д. Волкова. — М.: Зебра Е, 2012. — 532 с. — ISBN 978-5-905629-84-6.
  • Волкова П. Д. Мост через бездну. Книга вторая. — М.: Зебра Е, 2013. — 223 с. — 15 000 экз. — ISBN 978-5-906339-34-8.
  • Волкова П. Д. Мост через бездну. Книга третья. — М.: Зебра Е, 2014. — 240 с. — 20 000 экз. — ISBN 978-5-906339-66-9.
  • Волкова П. Д. Мост через бездну. Книга четвертая. — М.: Зебра Е, 2014. — 250 с. — 20 000 экз. — ISBN 978-5-90633-987-4.
  • Волкова П. Д. Портреты. Часть Первая. — М.: Зебра Е, 2014. — 272 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-90633-993-5.
  • Волкова П. Д. Портреты. Часть Вторая. — М.: Зебра Е, 2015. — 271 с. — 10 000 экз. — ISBN 978-5-906339-83-6.
  • Волкова П. Д. Мост через бездну. Книга 1. Комментарий к античности. — М.: АСТ, 2015. — 340 с. — ISBN 978-5-17-091285-8.
  • Волкова П. Д. Мост через бездну. Книга 2. В пространстве христианской культуры. — М.: АСТ, 2015. — 330 с. — ISBN 978-5-17-093205-4.
  • Волкова П. Д. Мост через бездну. Книга 3. Мистики и гуманисты. — М.: АСТ, 2016. — 350 с. — ISBN 978-5-17-093542-0.
  • Волкова П. Д. Мост через бездну. Книга 4. Великие мастера. — М.: АСТ, 2016. — 280 с. — ISBN 978-5-17-095239-7.
  • Волкова П. Д. Мост через бездну. Книга 5. Импрессионисты и XX век. — М.: АСТ, 2016. — 230 с. — ISBN 978-5-17-098227-1.
  • Волкова П. Д. От Древнего Мира до Возрождения. — М.: АСТ, 2016. — 720 с. — ISBN 978-5-17-096280-8.
  • Волкова П. Д. Дневник. — М.: АСТ, 2016. — 260 с. — ISBN 978-5-17-094008-0.
  • Волкова П. Д. Художники. Искусство детям. — М.: АСТ, 2016. — 256 с. — ISBN 978-5-17-092215-4.
  • Волкова П. Д. Античность. Искусство детям. — М.: АСТ, 2017. — 260 с. — ISBN 978-5-17-100097-4.
  • Волкова П. Д. Арсений и Андрей Тарковские. Родословная как миф. — М.: АСТ, 2017. — ISBN ISBN 978-5-17-102460-4.

Книги о Паоле Волковой

  • Paola. Алфавит Паолы Волковой. — М.: Слово, 2015. — 216 с. — ISBN 978-5-387-00990-7.

Фильмы о Паоле Волковой

  • 2015 год — «Мост над бездной — Итоговая программа». — документальный фильм Андрея Зайцева, ГТРК Культура.

Сайт о Паоле Волковой

  • Мемориальный сайт

Примечания

Ссылки

  • Мемориальный сайт
  • Паола Волкова на сайте Высших курсов сценаристов и режиссёров
  • Аннушкин А. Паола Волкова: Тарковский — это не Пугачёва // «Учительская газета». — 2002. — № 37.
  • Скончалась искусствовед Паола Волкова
  • Фрумкина Р. М. Памяти Паолы Волковой // «Троицкий вариант — Наука». — 28 января 2014. — № 146.

Источник

Биография

Паола Волкова – российский искусствовед и историк культуры. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации. Всероссийскую популярность Паола Волкова получила после выхода цикла «Мост над бездной» на телеканале “Культура”, где она читала лекции об искусстве общедоступным языком. За свою жизнь женщина написала немалое количество статей, сценариев, рецензий и книг.

Читайте также:  Алина кабаева биография личная жизнь дети фото

Паола ВолковаПаола Волкова

Родилась Паола Дмитриевна Волкова в Москве 23 июля 1930 года.

Женщина так подробно рассказывала о жизни великих художников и деятелей культуры, но так ни разу и не посвятила зрителей в собственную жизнь. О ее детстве, родителях ничего не известно. Будто биография ее берет начало с поступления в Московский государственный университет. Паола окончила факультет по специальности «историк искусства» в 1953 году.

Паола Волкова в детствеПаола Волкова в детстве

Читатели и зрители считали, что имя «Паола» женщина сама себе выдумала, но, как оказалось, получила она столь оригинальное имя при рождении. Журналистка Светлана Сорокина, которая дружила с Волковой, рассказала, что сама Паола объяснила это тем, что в роду ее семьи были итальянцы. По традиции из поколения в поколение мальчика называли Павлом, а девочку – Паолой. Правда, существует и иная версия, будто мама Паолы во время беременности читала книгу, в которой ей приглянулось имя Паола.

Искусство

С 1960 года Паола Волкова стала преподавать во ВГИКе, вела курсы всеобщей истории искусств и материальной культуры. Волкова была не намного старше своих студентов, но умела по-настоящему вовлечь в объясняемую ею тему. Паола покоряла всех веселой открытостью и невероятными знаниями. У женщины была феноменальная память, она с легкостью оперировала историческими фактами.

Паола Волкова в молодостиПаола Волкова в молодости

В 1979 году Паола Дмитриевна стала преподавать изобразительное решение фильма на курсах для режиссеров и сценаристов. Она работала с популярными кинорежиссерами и художниками-постановщиками: Александром Миттой, Вадимом Абдрашитовым, Павлом Каплевичем. В 1991 году Волкова была награждена орденом «Заслуженный деятель искусства РСФСР».

Паола Волкова была ученицей философов Мераба Мамардашвили и Льва Гумилева. Позже она вела переговоры со ВГИКом, чтобы организовать для студентов лекции Мамардашвили. Она не раз говорила, что Мераб был исключительным носителем целого мира культуры. Стоит отметить и дружбу Паолы с великим кинорежиссером и поэтом Тонино Гуэррой. Волкова была составителем изданных в России книг Гуэрры и автором вступительных статей к ним.

Тонино Гуэрра и Паола ВолковаТонино Гуэрра и Паола Волкова

Паола Волкова – крупнейший эксперт в области творчества Андрея Тарковского, она написала несколько книг и десятки публикаций, посвященных режиссеру. С 1989 года Паола Дмитриевна Волкова занимала пост директора Фонда Андрея Тарковского в Москве. Волкова вместе с Фондом организовала свыше 20 выставок и фестивалей в России и за границей.

На родине Тарковского по ее инициативе был создан дом-музей его имени. Также Фонд установил надгробную плиту на его могиле в Париже. Паолу Волкову постоянно приглашали для чтения лекций, посвященных жизни и творчеству режиссера. Сегодня Фонд не действует.

Паола Волкова в программе «Мост над бездной»Паола Волкова в программе «Мост над бездной»

В 2011 году на канале «Культура» вышла передача Паолы Волковой «Мост над бездной». За 2 года было отснято 12 серий, женщина выступала и автором, и телеведущей программы. Она рассказывала об искусстве доступным языком, раскрывала тайные знаки и послания, скрытые в великих картинах. Цикл пользовался успехом у зрителей, а Паола Волкова получила всероссийскую популярность. Волкову смотрели, слушали, читали.

При жизни была издана лишь одна книга – первая книга из цикла «Мост через бездну». Она сразу же стала бестселлером. Паоле удавалось заинтересовать не только человека, интересующегося искусством, но и крайне далекого от него.

Паола Волкова на телевиденииПаола Волкова на телевидении

Паола Волкова была исполнена планами и новыми начинаниями. В 2012 году она читала лекцию об искусстве эпохи возрождения в “Сколково”. Женщина много путешествовала и накануне смерти была в Риме. Она скончалась через 3 дня после возвращения. Телевизионный цикл «Мост над бездной» так и не был окончен.

Личная жизнь

Паола Дмитриевна Волкова была дважды замужем. О первом ее муже ничего не известно. Вторым ее супругом стал Вадим Владимирович Гогосов – советский и российский ученый, заслуженный деятель науки.

Паола Волкова и ее муж Вадим ГогосовПаола Волкова и ее муж Вадим Гогосов

В книге «PAOLA. Алфавит Паолы Волковой» женщина писала, что знакомство с Вадимом произошло случайно, но по воле судьбе. Она пришла в библиотеку, но впервые поднялась по боковой лестнице. А мужчина по этой запасной лестнице в этот момент спускался. Так и столкнулись. Она считала, что случайностей не бывает.

У них родилось двое детей – дочь Маша и сын Владимир. Пережила Паола супруга на 11 лет.

Смерть

Скончалась Паола Дмитриевна в Москве 15 марта 2013 года. Похоронили ее на Донском кладбище. Но часть праха по просьбе самой Волковой была развеяна в ее любимом городе – Венеции. Она не раз говорила, что чувствует неразрывную связь с Венецией. О прощании рассказала жена кинорежиссера Тонино Гуэрра – Лора.

Паола Волкова в последние годыПаола Волкова в последние годы

В Венецию приехали дети Паолы и их семьи, ее друзья. В завещании она хотела, чтобы ее развеяли над морем, поэтому они плыли по каналам, а увидев остров Сант-Андреа в цветущих вишнях, решили, что здесь и найдет покой Паола Волкова.

Библиография

  • 2002 – «Арсений и Андрей Тарковские»
  • 2002 – «Арсений Тарковский. Жизнь семьи и история рода»
  • 2009 – «Мост над бездной. Книга первая»
  • 2012 – «Леонид Завальнюк. Другое измерение»
  • 2013 – «Мост над бездной. Книга вторая»
  • 2013 – «Мост над бездной. Книга третья»
  • 2013 – «Цена Nostos– жизнь»
  • 2014 – «Мост над бездной. Книга четвертая»
  • 2014 – «Мост над бездной. Книга пятая»
  • 2014 – «PAOLA. Алфавит Паолы Волковой. Портреты. Книга 1»
  • 2015 – «PAOLA. Алфавит Паолы Волковой Портреты. Книга 2»
  • 2015 – «PAOLA. Алфавит Паолы Волковой Портреты. Книга 3»
  • 2015 – «Мост над бездной. Книга шестая. Часть 1»
  • 2015 – «Мост над бездной. Книга шестая. Часть 2»
  • 2015 – «Мост над бездной. В пространстве христианской культуры»
  • 2015 – «Мост над бездной. Мистики и гуманисты»
  • 2016 – «Мост над бездной. Великие мастера»
Читайте также:  Мария вэй биография и личная жизнь

Источник

Биография

Мексиканская актриса Данна Паола была неизвестна международному зрителю до премьеры драматико-криминального сериала от Netflix «Элита». А в Латинской Америке она была звездой с раннего детства, причем не только в киносфере, но еще и как певица. На счету Данны Паолы несколько студийных альбомов на испанском языке.

Детство и юность

Данна Паола Ривера Мунгиа родилась 23 июня 1995 года в Мехико, «сердце» Мексики. Она — младшая дочь Патрисии Мунгиа и Хуана Хосе Ривера Арельяно, исполнителя, который прежде выступал в группах Grupo Ciclón и Los Caminantes.

Когда актриса была еще маленькой, ее родители развелись. Как это обычно случается, дети — сама Данна Паоло и ее старшая сестра Вания — остались на попечении мамы. Женщина была безработной, но талантливые дочери оказались в состоянии самостоятельно зарабатывать на жизнь. Несмотря на юный возраст, в 1999 году они успешно прошли кастинг в Plaza Sésamo (1999), мексиканскую версию детской программы «Улица Сезам», и появились в нескольких эпизодах.

Данна Паола в детстве с бабушкой

Данна Паола оказалась более одаренным ребенком, либо ее пристальнее рассматривали режиссеры. Уже в 5 лет она появилась в теленовелле Rayito de Luz (2000), а еще через год получила первую главную роль в María Belén (2001), сериале для детей. За умелое исполнение актриса удостоилась награды Bravo Awards, но главным приобретением стала международная известность. В Бразилии даже продавалась кукла с ее изображением.

Тогда же Данна Паола реализовалась как певица, выпустив дебютный студийный альбом Mi Globo Azul (2001) с подачи Universal Music. После релиза на Бродвее ее стали называть не иначе как «Диковинкой Латинской Америки». А все потому, что Данна Паола еще в детстве обладала невероятно широким диапазоном и вокальными данными, которые поражали жителей США и Латинской Америки.

На волне популярности на Данну Паолу со всех сторон сыпались предложения. Она сыграла главную женскую роль в сериале Pablo y Andrea (2005) — национальной адаптации романа Марка Твена «Приключения Тома Сойера» (1876). Затем актриса появилась в мексиканском ремейке Atrévete a Soñar (2009) популярной аргентинской теленовеллы Patito Feo.

Atrévete a Soñar ознаменовал переход Данны Паолы от детских сериалов к подростковым. Повзрослела и ее музыка. Если раньше дискографию составляли саундтреки к теленовеллам, то теперь это были самостоятельные лирические песни о любви и семье.

Личная жизнь

Личная жизнь Данны Паолы стала достоянием общественности только после ее участия в драматико-криминальном сериале «Элита». С 2018 года актрисе приписывали роман с музыкантом Себастьяном Ятра. В «Инстаграме» мелькали их совместные фотографии, таблоиды пестрели интимными подробностями их «романа».

Ситуация стала совсем уж «очевидной», когда в 2020 году Себастьян Ятра расстался со своей девушкой — Мартиной Стоессель, певицей из Аргентины, которая известна под псевдонимом TINI. И тут же выпустил песню No Bailes Sola с Данной Паолой.

Данна Паола в купальнике

Не в силах больше молчать, актриса рассказала в интервью радио Мексики Grupo Formula, что ее сердце действительно занято, но не Себастьяном Ятрой, а другим молодым человеком. Его личность Данна Паола раскрывать отказалась.

Рост актрисы — 160 см, а вес — 51 кг. Из-за этих пропорций многие считают ее фигуру модельной. А другие при этом подозревают, что когда-то Данна Паола прибегала к помощи пластики. Но сама актриса уверяет, что в ней — все натуральное.

Музыка и фильмы

«Взрослая» биография Данны Паолы началась в мае 2013 года, с прослушивания в мюзикл Стивена Шварца «Злая». Актриса претендовала на роли Глинды — Доброй Ведьмы Севера, и Эльфабы — Злой Ведьмы Запада. В итоге амплуа злодейки оказалось ей больше по душе.

Премьера «Злой» состоялась в октябре 2013 года в Teatro Telcel — на главной театральной площадке Мехико. Появление Данны Паолы было отлично встречено критиками, да и сама постановка имела коммерческий успех: за первые 10 недель зрители купили более 100 тыс. билетов. В итоге «Злая» стала одним из самых успешных спектаклей в истории Мексики.

Побила рекорд и сама Данна Паола. На момент премьеры ей было всего 18 лет, и она стала самой молодой девушкой, когда-либо игравшей Эльфабу на профессиональной сцене. В итоге актриса появилась в более чем 300 спектаклей.

Данна Паола и Мигель Бернардо

Самым громким и пока самым известным за пределами Латинской Америки проектом с участием Данны Паолы является сериал «Элита» производства Netflix. Он совмещает в себе элементы драмы, криминала и хоррора. В центре сюжета — подростки, которых переводят в престижную школу для «золотой молодежи». Ребята сразу становятся предметом для насмешек.

Действия сериала «Элита» происходят в Испании, поэтому кастинг проводился в странах Латинской Америке. В итоге партнерами Данны Паолы по съемочной площадке стали Хорхе Лопес, Эстер Экспозито, Альваро Рико, Мигель Бернардо, Арон Пипер и другие.

Сериал «Элита» полюбился зрителям. По заверениям Netflix, пилотный сезон оценило более 20 млн зрителей по всему миру, в том числе в России и странах СНГ. Поэтому продолжение проекта стало только вопросом времени. Премьера 3-го, и пока самого свежего, сезона состоялась в марте 2020 года.

Данна Паола сейчас

Несмотря на пройденный путь, в биографии Данны Паолы все впереди. Ее участие в сериале «Элита» подошло к концу: в июле 2020 года Netflix заявил о старте съемок 4-го сезона, но актриса оказалась в числе тех, кого не учли в сценарии. Но и без этого фильмографии ее есть чем пополниться: телевизионными передачами и даже полнометражными фильмами.

Читайте также:  Дети шукшина биография личная жизнь

Данна Паола в сериале «Элита»Данна Паола в сериале «Элита»

А может, Данна Паола полностью уйдет в музыкальную сферу. В феврале 2020 года состоялся релиз ее альбома SIE7E + (2020), и сингл Mala Fama гремел долго. Поэтому сейчас никто не знает, какой путь изберет звезда Латинской Америки. Вдруг после нескольких клипов и десятков концертов на международной сцене она захочет стать латиноамериканским аналогом Мадонны и посостязаться в популярности с Шакирой?

Фильмография

  • 2001 — «Мария Белен»
  • 2005 — «Наперекор судьбе»
  • 2005 — «Пабло и Андреа»
  • 2007 — «Такие девушки как ты»
  • 2008 — «Дорогой враг»
  • 2009-2010 — «Не бойся мечтать»
  • 2008 — «Возроди во мне жизнь»
  • 2018-2020 — «Элита»

Источник

Я хочу рассказать вам о гениальной женщине, преподававшей во ВГИКе, работавшей и дружившей с итальянским писателем, поэтом и сценаристом Тонино Гуэрра (“Брак по-итальянски” Витторио де Сика, “Фотоувеличение” Антониони, “Амаркорд” Феллини, “Ностальгия” Тарковский и др.), Львом Гумилевым, Мерабом Мамардашвили.
Десятая муза Паола Волкова
В. Г. Вейсберг. Портрет Паолы Волковой. 1959 (Новая Третьяковка)

Паола Дмитриевна Волкова много лет преподавала на Высших курсах сценаристов и режиссеров. И мне посчастливилось быть ее ученицей. Вряд ли я смогу передать словами те чувства, которые испытывала на ее лекциях. Это похоже на стремительно расширяющиеся горизонты в голове. Это ни в коем разе не академическое прочтение, за что, как я слышала, некоторые искусствоведы не очень принимали ее точку зрения.

Паола Волкова не говорила о канонах живописи, но вела мысль за пределы картинной рамы. Она давала свою интерпретацию произведениям. «Стоунхендж как театр»:

«В 1996 году во время пребывания в Англии я посетила одновременно Стоунхендж и театр «Глобус», который уже отстроился и давал пьесы Шекспира. Если бы между обоими посещениями был бо?льший промежуток времени, экстравагантная мысль о возможной связи между ними в голову бы не пришла.
Но Стоунхендж стал настоящим потрясением. Останки мегалитического святилища производят действие (не впечатление — действие) монументальной силы, энергетической встряски. И сразу, разумеется, рождаются вопросы, на которые нет ответа. ?…? Здесь было место Вселенской мистерии, преобразующего магического действа, соединяющего ритуал с театром.
Театр «Глобус» тоже интригующее место. В нем все было интересно, но особенно — музей театра, который неожиданно навел на мысль о «связях отдаленных» двух сакральных ансамблей, между которыми, возможно, три с половиной тысячи лет, а то и больше. Но это время не разрыва, а непрерывности культурных традиций…» (Мост через бездну. Книга 1)

«безводное пространство на картинах Леонардо», «Малевич вывел искусство в трансцендентный ноль». Она сталкивала «Тайную вечерю» да Винчи и Дали:

«Фома на картине Леонардо спрашивает: “Один предаст тебя, Господи?”.

Паола биография личная жизнь

Сальвадор Дали на своем полотне отвечает: “Все”».

Паола биография личная жизнь

К сожалению, в основном ее знают в кругах искусствоведов, киношников и аудитории канала «Культура», поэтому мне бы очень хотелось познакомить вас с ней. При жизни она издала только одну книгу об истории искусства из задуманной серии, но позже ее друзья и коллеги осуществили ее планы и выпустили шесть книг под названием «Мост через бездну». Так же, как ее передача на канале «Культура», видео которой я обязательно прикреплю к этой статье.

Здесь я снова обращусь к слову «поэзия», потому что язык, которым Паола Дмитриевна говорит о живописи, литературе — поэзия. Она муза, потому что вдохновляет, потому что привлекает новые мысли. Потому что все прежнее видение любого полотна становится шире. И кажется, что раньше обзор был прорезью в танке. А теперь ты снаружи.

«Особенно это относится к античной Греции. Она всюду: вне и внутри нас. Мы — её производное через алфавит, искусство, философию, театр. А вместе с тем — где она? Руины, фрагменты текстов, обрывки сведений. От поэта Архилоха VI века до н. э. осталось лишь несколько строк. Античность, которая “наше всё”, в то же самое время — “улыбка чеширского кота”. Улыбка есть, а кота нет». (Мост через бездну. Книга 1)

Свобода интерпретаций, взглядов, суждений — ключ к творческому полету на спине Пегаса.
Если говорить о личных переживаниях, то с ее уходом мир осиротел. Я неизменно скучаю по ней и неизменно горюю, взяв в руки книгу или включив лекцию, потому что Паола Дмитриевна была музой для всех и для каждого лично, кто захотел включиться в пространство, создаваемое ею.

 Паола Волкова. Лекция на ВКСР

Можно назвать это эгоцентризмом или применить другие психологические термины, но порою есть вещи, ярлык с которых отклеивается.

Паола могла не знать имен всех студентов, смотревших на нее, нас было тридцать, пятьдесят, сто, с распахнутыми глазами слушавших ее, но мне кажется, каждый из нас, кто схватился за протянутую ею руку, ощущал, будто рассказывает она лично ему, наполняя какой-то внутренний сосуд медом своей поэзии.

Горько терять учителей, которые были как Вергилий для Данте. Мы оказались последними ее учениками, подхваченными над бездной и переведенными ею по мосту.

Паола Дмитриевна рассказывала, что в Италии есть дом, в котором она жила в прошлой жизни. Я не верю в прошлые жизни и реинкарнацию, но в то, что таковая была у Паолы Дмитриевны — да. Я верю, что сейчас она может быть в раю, в другой жизни или музой бродить меж нами.

А нам остался мост, перекинутый через бездну. И это, по-моему, счастье, что мы можем по нему пройти.
Спасибо, Паола…

Источник