Паола волкова биография личная жизнь
Биография
Паола Волкова – российский искусствовед и историк культуры. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации. Всероссийскую популярность Паола Волкова получила после выхода цикла «Мост над бездной» на телеканале “Культура”, где она читала лекции об искусстве общедоступным языком. За свою жизнь женщина написала немалое количество статей, сценариев, рецензий и книг.
Паола Волкова
Родилась Паола Дмитриевна Волкова в Москве 23 июля 1930 года.
Женщина так подробно рассказывала о жизни великих художников и деятелей культуры, но так ни разу и не посвятила зрителей в собственную жизнь. О ее детстве, родителях ничего не известно. Будто биография ее берет начало с поступления в Московский государственный университет. Паола окончила факультет по специальности «историк искусства» в 1953 году.
Паола Волкова в детстве
Читатели и зрители считали, что имя «Паола» женщина сама себе выдумала, но, как оказалось, получила она столь оригинальное имя при рождении. Журналистка Светлана Сорокина, которая дружила с Волковой, рассказала, что сама Паола объяснила это тем, что в роду ее семьи были итальянцы. По традиции из поколения в поколение мальчика называли Павлом, а девочку – Паолой. Правда, существует и иная версия, будто мама Паолы во время беременности читала книгу, в которой ей приглянулось имя Паола.
Искусство
С 1960 года Паола Волкова стала преподавать во ВГИКе, вела курсы всеобщей истории искусств и материальной культуры. Волкова была не намного старше своих студентов, но умела по-настоящему вовлечь в объясняемую ею тему. Паола покоряла всех веселой открытостью и невероятными знаниями. У женщины была феноменальная память, она с легкостью оперировала историческими фактами.
Паола Волкова в молодости
В 1979 году Паола Дмитриевна стала преподавать изобразительное решение фильма на курсах для режиссеров и сценаристов. Она работала с популярными кинорежиссерами и художниками-постановщиками: Александром Миттой, Вадимом Абдрашитовым, Павлом Каплевичем. В 1991 году Волкова была награждена орденом «Заслуженный деятель искусства РСФСР».
Паола Волкова была ученицей философов Мераба Мамардашвили и Льва Гумилева. Позже она вела переговоры со ВГИКом, чтобы организовать для студентов лекции Мамардашвили. Она не раз говорила, что Мераб был исключительным носителем целого мира культуры. Стоит отметить и дружбу Паолы с великим кинорежиссером и поэтом Тонино Гуэррой. Волкова была составителем изданных в России книг Гуэрры и автором вступительных статей к ним.
Тонино Гуэрра и Паола Волкова
Паола Волкова – крупнейший эксперт в области творчества Андрея Тарковского, она написала несколько книг и десятки публикаций, посвященных режиссеру. С 1989 года Паола Дмитриевна Волкова занимала пост директора Фонда Андрея Тарковского в Москве. Волкова вместе с Фондом организовала свыше 20 выставок и фестивалей в России и за границей.
На родине Тарковского по ее инициативе был создан дом-музей его имени. Также Фонд установил надгробную плиту на его могиле в Париже. Паолу Волкову постоянно приглашали для чтения лекций, посвященных жизни и творчеству режиссера. Сегодня Фонд не действует.
Паола Волкова в программе «Мост над бездной»
В 2011 году на канале «Культура» вышла передача Паолы Волковой «Мост над бездной». За 2 года было отснято 12 серий, женщина выступала и автором, и телеведущей программы. Она рассказывала об искусстве доступным языком, раскрывала тайные знаки и послания, скрытые в великих картинах. Цикл пользовался успехом у зрителей, а Паола Волкова получила всероссийскую популярность. Волкову смотрели, слушали, читали.
При жизни была издана лишь одна книга – первая книга из цикла «Мост через бездну». Она сразу же стала бестселлером. Паоле удавалось заинтересовать не только человека, интересующегося искусством, но и крайне далекого от него.
Паола Волкова на телевидении
Паола Волкова была исполнена планами и новыми начинаниями. В 2012 году она читала лекцию об искусстве эпохи возрождения в “Сколково”. Женщина много путешествовала и накануне смерти была в Риме. Она скончалась через 3 дня после возвращения. Телевизионный цикл «Мост над бездной» так и не был окончен.
Личная жизнь
Паола Дмитриевна Волкова была дважды замужем. О первом ее муже ничего не известно. Вторым ее супругом стал Вадим Владимирович Гогосов – советский и российский ученый, заслуженный деятель науки.
Паола Волкова и ее муж Вадим Гогосов
В книге «PAOLA. Алфавит Паолы Волковой» женщина писала, что знакомство с Вадимом произошло случайно, но по воле судьбе. Она пришла в библиотеку, но впервые поднялась по боковой лестнице. А мужчина по этой запасной лестнице в этот момент спускался. Так и столкнулись. Она считала, что случайностей не бывает.
У них родилось двое детей – дочь Маша и сын Владимир. Пережила Паола супруга на 11 лет.
Смерть
Скончалась Паола Дмитриевна в Москве 15 марта 2013 года. Похоронили ее на Донском кладбище. Но часть праха по просьбе самой Волковой была развеяна в ее любимом городе – Венеции. Она не раз говорила, что чувствует неразрывную связь с Венецией. О прощании рассказала жена кинорежиссера Тонино Гуэрра – Лора.
Паола Волкова в последние годы
В Венецию приехали дети Паолы и их семьи, ее друзья. В завещании она хотела, чтобы ее развеяли над морем, поэтому они плыли по каналам, а увидев остров Сант-Андреа в цветущих вишнях, решили, что здесь и найдет покой Паола Волкова.
Библиография
- 2002 – «Арсений и Андрей Тарковские»
- 2002 – «Арсений Тарковский. Жизнь семьи и история рода»
- 2009 – «Мост над бездной. Книга первая»
- 2012 – «Леонид Завальнюк. Другое измерение»
- 2013 – «Мост над бездной. Книга вторая»
- 2013 – «Мост над бездной. Книга третья»
- 2013 – «Цена Nostos– жизнь»
- 2014 – «Мост над бездной. Книга четвертая»
- 2014 – «Мост над бездной. Книга пятая»
- 2014 – «PAOLA. Алфавит Паолы Волковой. Портреты. Книга 1»
- 2015 – «PAOLA. Алфавит Паолы Волковой Портреты. Книга 2»
- 2015 – «PAOLA. Алфавит Паолы Волковой Портреты. Книга 3»
- 2015 – «Мост над бездной. Книга шестая. Часть 1»
- 2015 – «Мост над бездной. Книга шестая. Часть 2»
- 2015 – «Мост над бездной. В пространстве христианской культуры»
- 2015 – «Мост над бездной. Мистики и гуманисты»
- 2016 – «Мост над бездной. Великие мастера»
Источник
Паола Волкова, она же Ола Одесская, была необыкновенным созданием.
С этим согласны без исключения все, кто хотя бы раз встречался с ней.
Она сотворила из своей жизни миф,
унеся большинство тайн и секретов с собой, предоставив решать нам,
что происходило с ней в действительности,
а что было лишь плодом ее неуемной фантазии.
Портрет Паолы Волковой. Художник Владимир Вейсберг
Читаю “Дневник” Паолы Волковой.
Узнал прежде всего, что она была очень известным человеком, даже где-то в чем-то легендой.
А c появлением Паолы Дмитриевны на ТВ, она была ведущей цикла передач на канале “Культура”, её популярность в узких кругах сделалась широкой популярностью.
Т.е. я как бы стыжусь того, что не знал ничего о знаменитой Паоле Волковой Но вот теперь – знаю.
Впечатление неоднозначное. Ее дневник в литературном отношении – ноль. Т.е. писатель из неё – никакой.
Содержание его, тоже малоинтересно. Общие банальные слова по поводу известных событий. Постоянные жалобы на отсутствие денег и болезни.
Отсутствие денег, это понятно, денег мало кому хватает, но она постоянно ездила, Франция, Германия, Италия, Греция, Голландия. В Париже она была судя по дневнику, гораздо чаще, чем на какой-нибудь московской окраине, не говоря уже о воронежах и прочих рязанях. Правда, ее дочь Маша замужем за французом, поэтому Париж для нее был просто вторым домом, кроме Москвы.
Тем не менее, деньги на все эти поездки всегда находились. Перечисление десятков имен, почти все – известные. Но в основном, перечисление, никакой значимой информации об этих людях найти в ее дневнике невозможно.
Создается впечатление, что все они перечисляются, чтобы показать, какие у нее знаменитые друзья, не более.
Отдельная история с Тарковским. Волкова была главной по Тарковскому и возглавляла фонд его имени. Но при этом, вдова режиссера, Марина Тарковская, с ней судилась. И Паола Дмитриевна признается, что суд этот она проиграла, но в подробности не вдается.
Я не пытался выяснить, в чем там было дело, хоть в Сети конечно есть информация об этом конфликте.
Еще одна история с выставкой русского авангарда в Финляндии. Выставку готовила Паола Дмитриевна, но ее обвнили в том, что вместо подлинников на выставку привезли фальшивки.
Она оказалась выше этого и не оправдывалась. Может действительно фальшивки?
Даю выдержку из ВИКИ об этом эпизоде:
Репутация
Имя Паолы Волковой связано с несколькими историями, вызвавшими большой отклик у мировой культурной общественности. Так, в июне 2009 года в воскресном приложении финского делового издания Kauppalehti появилась статья художественного критика Отто Кантокорпи (англ. Otso Kantokorpi), в которой он подверг сомнению подлинность картин (Александра Родченко, Казимира Малевича, Владимира Татлина), представленных на выставке Русского авангардного искусства в городе Турку. Статья вышла под заголовком «Подозрение в мошенничестве на выставке русского авангарда. Таинственный коллекционер и неизвестный профессор вызывают вопросы в Турку» (англ. Suspicions of fraud at exhibition of Russian avant garde art. Secretive collector and unknown professor raise questions in Turku). Выставку пришлось немедленно закрыть[8].
Организаторы выставки адресовали свои претензии к Паоле Волковой, которая составляла экспозицию:
Паола Волкова и её российские коллеги несут ответственность за всё, что может быть сказано об этой выставке. Мы не может отвечать за подлинность тех или иных работ на выставке. Я настаиваю на том, что мы просто предоставили перечень работ русского авангарда из частных коллекций, в преддверии выставки эстонского художника Леонарда Лапина.
— Пайва Кииски (Päivä Kiiski)[9]
Министр культуры Турку
В заключительной части статьи критик ставит под сомнение компетенцию Паолы Волковой в качестве эксперта. В частности, он утверждает, что имени Волковой нет ни в едином источнике о русском авангарде. Более того, автор утверждает, что текст, написанный Паолой Дмитриевной для каталога, топорный и дилетантский[9]. Как утверждает корреспондентка эстонской газеты Estee Ekspress в своей статье «Лапин в центре скандала» (эве Lapin võltsingute skandaali keskel), представители известного финского музея современного искусства Wäinö Aaltose «утратили к Волковой всяческое уважение
Подробнее: https://cyclowiki.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BE%D0%BB%D0%B0_%D0%92%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0
Ну и завершающий ее жизненный успех, цикл передач на ТВ. Здесь тоже я нашел довольно жесткую критику этих лекций. Если свести к одной фразе претензии критика, ее лекции о искусстве, это: “Искусство для бедных”.
Но это ведь телевиденье, самое массовое на сегодняшний день СМИ. Они сознательно ориентируются на мало что знающую аудиторию.
Тем не менее, я нашел в Сети море восторженных отзывов о Паоле Волковой. Восторги ее учеников, в основном, мужчин, она преподавала во ВГИКе, восторги ее коллег, восторги ее слушателей и зрителей.
Я даже ненароком подумал, может она была красавицей-раскрасавицей и дело в этом? Нет, по фотографиям и видео этого не скажешь. Не уродлива, но не больше.
Здесь я сделаю небольшое отступление. Это общие рассуждения, к Волковой прямого отношения не имеющие. Вернее, они имеют к ней обратное отношение:
Мне кажется, что у каждого успешного человека есть непонятный талант, во всяком случае, непонятный мне, талант нравиться окружающим. Наверное Волкова обладала именно этим талантом, этим всё объясняется.
Для гуманитариев этот талант просто необходим. Вот великому математику Григорию Перельману он ни к чему. Есть его доказательство теоремы Пуанкаре, а нравится он, или не нравится, это не имеет значения.
Но Паола Волкова ни математиком ни инженером не была, она была искусствоведом. В этом случае, без таланта нравиться – не обойтись.
Я полжизни ездил в общественном транспорте. И вот что я заметил. Автобус, троллейбус или трамвай почти достаточно свободен и даже есть одно место. Но рядом со свободным местом сидит какой-то человек, неважно, мужчина или женщина, молодой или старый, уродливый, или с правильными чертами лица, хорошо или плохо одетый. Заходят на каждой новой остановке новые пассажиры, в первый момент видят свободное место и туда устремляются. Но дошли, посмотрели на этого человека и… пошли дальше. Место остается свободным рядом с ним. В чем дело? Понятия не имею. Он никому не нравится, не хотят рядом с ним сидеть.
Без разумных на то причин. Вы не сталкивались с таким явлением?
Скорее всего, Паола Волкова талантом нравится обладала в полной мере. Отсюда и восторги.
Дам цитату из “Дневника”. Остальной текст похож на этот кусок:
5 января 2003
Очень хорошо, вкусно и даже весело, только очень дорого встретила Новый год! Первого была у Вовочки, потом дома вечером приехал водитель Галушко, Виктор, и привез подарок – сумка и туфли Эскада и корзина сыров в вином.
2. I была у Наташи, потом мы были в ресторане «Перчик», там очень вкусно кормили, а вина такого не пила никогда. Наташа подарила мне кучу подарков. Кораллы, шарфы, большие красивые платья для лета, рубашку как я люблю. Мне ее очень, очень жалко. Она не справляется с жизнью. Ей надо было не втюхивать деньжищи в этот дом, а переехать в Москву с детьми. Дима хочет избавиться от парижских квартир. Он закрывает ей жизнь в Париж. Но пока что Наташа предложила мне поехать в Париж в конце января. Мне надо написать концепцию, чтобы передать ее Наташе и вообще думать, что делать дальше. Но я отлежалась, отоспалась и слишком много съела вредных продуктов.
Ставлю полностью одну из передач Волковой на канале “Культура”. Она длится 26 минут:
И последнее. В качестве приложения к этой записи, копирую текст критика Волковой, но в следующей записи.
Источник
Natali3333
Эксперт + домашний мастер + психолог + экономист
6745
44 подписчика
Спросить
19 декабря 2019
Российского искусствоведа и истока культуры Паолу Волкову узнаваемой сделала программа «Мост над бездной» на телеканале «Культура». Заслуженный деятель искусств Российской Федерации доступным языком читала лекции об искусстве. Она писала также сценарии, рецензии, статьи и книги.
Вся жизнь Паолы Дмитриевы Волковой посвящена искусству. Она с удовольствием занималась организацией встреч со знаменитыми людьми, интересными публике для общения, студентам ВГИКа читала лекции, преподавала на курсах сценаристов.
Биография будущей знаменитости началась в 1930 году. Появилась на свет девочка в Москве 23 июня. О детстве и родителях неизвестно ничего. Эту тему сама Волкова не считала интересной посторонним. Она рассказывала, что в числе ее предков были выходцы из Италии. Поэтому традиционно девочки получали имя Паола. Правда, существует и другая версия. По ней такой вариант просто понравился маме, привлек внимание во время чтения книги.
После школы выпускница образование продолжила в столичном государственном университете. Она окончила факультет истории искусства в 1953.
Начиная с 1960, Волкова занималась преподавательской деятельностью. Она вела во ВГИКе курсы всеобщей истории искусств и материальной культуры. Студентов она по возрасту превосходила ненамного, но сумела настолько увлечь их объяснением тем, что покорила и невероятной эрудицией, и веселой открытостью. Памятью новая учительница отличалась невероятной, легкостью запоминая и затем воспроизводя любые исторические даты. Впоследствии лекции Волковой были изданы отдельными книгами.
С 1979 специалиста пригласили на курсы сценаристов и режиссеров. Там Волковой поручили преподавание культурологии и изобразительного решения. Работать педагогу довелось и с популярными художниками-постановщиками, и с известными режиссерами кино. В числе ее учеников и Александр Митта, и Павел Каплевич, и Вадим Абдрашитов.
В семидесятых и восьмидесятых годах Паола Дмитриевна занималась организацией лекций Натана Эйдельмана, Мераба Мамардашвили, Льва Гумилева и Георгия Гачева. Ученицей философов Гумилева и Мамардашвили являлась и сама Волкова. Она прекрасно осознавала и неоднократно говорила, что ее учителя представляли исключительную ценность для всего мира культуры.
В дружеских отношениях состояла деятель со знаменитым режиссером и поэтом Тонино Гуэррой. Она выступала как составитель е6го книг, изданных в России. Также Волковой написаны к ним вступительные статьи.
По инициативе искусствоведа основан Фонд Андрея Тарковского. Заслуга Волковой в демонстрации всему миру всего масштаба творчества талантливой личности. В 1989 Паола Дмитриевна возглавила организацию. Она провела более 20 фестивалей и выставок за границей и в России. В творчестве великого режиссера директор его фонда была крупнейшим экспертом. Ею написаны десятки статей и несколько книг о мастере.
С подачи энергичной женщины на родине Тарковского создан дом-музей его имени. На месте последнего прибежища деятеля в Париже Фондом установлена надгробная плита. Паола Дмитриевна никогда не отказывалась от чтения лекций о творчестве и жизни режиссера.
В 1991 за свою деятельность Волкова награждена званием Заслуженного деятеля искусства РСФСР.
В 2011 ею предложен цикл передач «Мост над бездной». Сама Волкова признавалась, что сама идея пришла к ней неожиданно во время подготовки научной работы по истории искусства Европы. Книга называлась так же, как и впоследствии передача. Основу ее составили лекции для студентов Высших курсов сценаристов.
Мысль о трансформации материала в телепередачу подал один из студентов. Он предложил выпускать беседы в эфир. Неслучайно наименованием цикла стало то же, что получила и книга. Образ моста представлял мировую культуру, без которой цивилизация не была бы возможной.
Первая программа вышла в 2011 на телеканале «Культура». 12 серий были отсняты в течение 2 лет. В каждой создательница выступила и в роли автора, и в амплуа ведущей. Об искусстве она повествовала понятным всем доступным языком. Она раскрывала загадки посланий и скрытые в великих картинах тайные знаки. Цикл пользовался у зрителей неизменным успехом. После первого же выпуска Паола Дмитриевна стала знаменитой. Ее и слушали, и смотрели, и читали.
Единственная книга цикла, вышедшая при жизни ее автора, стала бестселлером мгновенно. Она открывается не понятиями античности, а рассказом о театре «Глобус» и Стоунхендже. Читатели сразу понимают, что английские достопримечательности неразрывно связаны с другими культурными эпохами. Культурных явлений, отдельно от создаваемых до либо после них, не существует.
Даже в повествованиях об умерших цивилизациях автор находит слова для описания их очарования и возможностей интерпретации. Ярким примером становится трансформация культа быка от древнего Вавилона до современной Испании. Множественные ассоциации создают объемные картины, сводя сложные математические выражения к понятным равенствам.
Большая часть «мостов» расходится от античности. Да и название труда является цитатой, подтверждающей это. Даже малознакомые с историей искусства читатели с удовольствием ознакомятся с книгой.
Заинтересовать человека писательница и ведущая могла сразу. При этом ее поклонником становился не просто увлеченный темой искусства эксперт, но и крайне далекие от творчества люди.
Волкова в первую очередь не писатель, а лектор. И потому ей удается постоянно удерживать внимание к повествованию.
В начале двухтысячных Паола Дмитриевна стала доктором искусствоведения. У Волковой постоянно рождались новые идеи. В 2012 ею прочитаны лекции в «Сколково» по искусству Эпохи Возрождения.
Личную жизнь Волкова обустроила не сразу. Ничего не известно про ее первого супруга. Ученый-механик, профессор Вадим Владимирович Гогосов, был ее вторым мужем. Знакомство с избранником описано в книге «PAOLA. Алфавит Паолы Волковой». В браке родилось два ребенка, дочь Мария и сын Владимир.
Искусствовед, телеведущая и писательница ушла из жизни в 2013, 15 марта.
Источники:
- Паола Волкова
- Паола Волкова
- Паола Волкова
Источник