Павла вульф биография личная жизнь
Биография
Гениальная актриса Павла Вульф играла на сценах провинциальных театров, изредка заглядывая в столицу России. Женщина примеряла роли в постановках всемирно известных пьес и водила знакомства со знаменитыми режиссерами и актерами. Она стала первым театральным педагогом и близкой подругой Фаины Раневской.
Детство и юность
Павла Леонтьевна родилась в городе Порхове (Псковская губерния) в семье потомственных дворян. Часть источников утверждает, что родители – обрусевшие немцы, однако есть версии, что у них французские или еврейские корни.
Зажиточная семья имела возможность привлекать к образованию детей преподавателей Московского университета. Программу средней школы Павла освоила дома, а после стала студенткой петербургского института благородных девиц.
Павла Вульф в молодости
Девочка мечтала стать актрисой с детства, с удовольствием примеряла разномастные роли в домашних спектаклях. Однажды так очаровалась игрой Веры Комиссаржевской, знаменитой российской актрисы, основательницы собственного театра, что решила во что бы то ни стало тоже посвятит жизнь лицедейству.
Павла написала Вере Федоровне письмо, которое, на удивление, не осталось без ответа. Артистка рекомендовала девушке поступить в драматическую школу Поллак. После Вульф приняло в свои ряды императорское балетное училище, открытое при Александринском театре. Выпускница желала попасть в столичный Художественный театр, но получила отказ. Павле Леонтьевне суждено было сделать блестящую карьеру провинциальной актрисы в амплуа лирической героини.
Театр
Выход на большую сцену Павлы Вульф случился еще в студенческие годы – сыграла Лауру в пьесе «Бой бабочек», написанную немецким драматургом Германом Зудерманом. Дипломированная актриса сначала отправилась на гастроли по Украине вместе со своим кумиром Комиссаржевской. На сценах Николаева, Харькова и Одессы доставались роли в россыпи постановок – играла Лизу в «Волшебной сказке», Поликсену в спектакле «Правда хорошо, а счастье лучше», Настю в «Борцах». Молоденькая актриса в поведении и внешнем виде пыталась копировать свою наставницу.
Павла Вульф в театре
В 1901 году Вульф попала в Нижний Новгород, где год отдала антрепризе Константина Незлобина. Здесь творческая биография озарилась ролью Эдвиг из драмы Генрика Ибсена «Дикая утка». Затем служила в Рижском городском театре, где женщине тоже отводили яркие образы – она представала Снегурочкой из знаменитой пьесы Александра Островского, Джульеттой из трагедии Уильяма Шекспира.
Павле Леонтьевне пришлось покочевать по просторам России и Украины. Актрису принимали театры Харькова, Киева, Иркутска, Москвы. А после революции женщина обосновалась в Ростове-на-Дону. Впрочем, ненадолго. Спустя три года игрой Вульф наслаждались жители Симферополя. Копилка работ пополнилась ролями Лизы из «Дворянского гнезда», Нины из «Чайки» и Насти из пьесы Максима Горького «На дне».
В Симферополе открылись дополнительные возможности для развития карьеры. Павлу Вульф пригласили преподавать в театральной школе. Позже, в начале 30-х годов, актриса и уже режиссер театральных постановок руководила классом движения и ставила сценическую речь членам секции Бакинского театра рабочей молодежи.
Алексей Щеглов, Фаина Раневская и Павла Вульф
В 1931 году Вульф вновь оказалась в Москве. Работала не покладая рук, успевала совмещать сцену с преподаванием в школе Камерного театра, потом актерским премудростям учила молодежь в драматической школе, открытой на базе Театра Красной Армии.
Одной из последних работ женщины стала роль Аграфены в пьесе «Волк», созданной Леонидом Леоновым. Однако в 1938 году Павлу Вульф подкосила тяжелая болезнь, из-за которой пришлось проститься со сценой.
Павла Вульф и Фаина Раневская
О знакомстве и дружбе Павлы Леонтьевны с Фаиной Раневской красноречиво написал в воспоминаниях внук Вульф – Алексей Щеглов. Фаина Фельдман осталась под таким сильным впечатлением от игры актрисы Ростовского театра в постановке «Вишневый сад», что на следующий же день явилась к ней домой.
Павла Вульф и молодая Фаина Раневская
Вульф, страдающая в это утро мигренью, сначала не желала принимать гостью, но та оказалась слишком настойчивой. Фаина Георгиевна умоляла взять ее в труппу. Чтобы отвязаться от девушки, Павла Леонтьевна вручила непонравившуюся по сюжету пьесу и велела прийти через неделю с любой выученной ролью.
Когда будущая Раневская предстала в образе итальянской актрисы, Вульф пришла в восторг и поняла, что перед ней настоящий алмаз. Тем более Фаина подготовилась очень основательно – не поленилась найти в городе итальянца, у которого переняла мимику и жесты. С тех пор Раневская поселилась в доме Павлы Леонтьевны, ставшей для молодого дарования наставником и близкой подругой.
Личная жизнь
С первым мужем Сергеем Анисимовым Павла Вульф прожила недолго. Затем женщина сошлась с барином татарских кровей, сыном военного Константином Каратеевым, который рано ушел из жизни. Актриса не успела развестись с первым супругом и обвенчаться со вторым. Поэтому дочь Ирина, родившаяся в 1906 году, получила фамилию и отчество первого супруга.
Павле Леонтьевне досталась тяжелая жизнь, наполненная разъездами, частой сменой места жительства. Говорят, актриса называла скитания «провинциальной каторгой». Это отразилось на здоровье дочери – Ира сильно заболела.
Ирина Анисимова-Вульф, дочь Павлы Вульф
Выхаживала ребенка костюмерша Наталья Иванова, которую в доме Вульфов называли просто Татой. Девушка взяла на себя все заботы об Ирине, став ей второй мамой. Павла Леонтьевна была безмерно благодарна помощнице за то, что она дает возможность посвящать себя актерскому ремеслу.
В будущем Ирина Сергеевна Вульф стала театральной актрисой и режиссером, играла в спектаклях Константина Станиславского и Юрия Завадского. Женщина подарила Павле Леонтьевне внука Алексея.
Смерть
Последние 20 с лишним лет Павла Вульф тяжело болела. Скончалась великая театральная актриса в начале июня 1961 года. Раневская отмечала, что подруга умирала в страшных муках. До конца своих дней Фаина Георгиевна так и не смирилась с утратой. Павла Леонтьевна покоится на Донском кладбище.
Могила Павлы Вульф
В биографическом сериале «Фаина», который выходит на «Первом канале», Павлу Вульф играет Мария Порошина.
Спектакли
- «Снегурочка», Александр Островский – роль Снегурочки
- «Ромео и Джульетта», Уильям Шекспир – роль Джульетты
- «Дворянское гнездо», Иван Тургенев — роль Лизы
- «Чайка», Антон Чехов — роль Нины Заречной
- «Вишневый сад», Антон Чехов — роль Ани
- «Иванов», Антон Чехова — роль Саши
- «Горе от ума», Александр Грибоедов — роль Софьи
- «Дикая утка», Генрик Ибсен – роль Эдвиг
Источник
Павла Леонтьевна Вульф (1878—1961) — русская актриса, заслуженная артистка Республики (1927).
Биография
Из дворянской семьи.
Актрисой решила стать после того, как увидела на сцене В. Ф. Комиссаржевскую. По совету Комиссаржевской, к которой обратилась с письмом, поступила в драматическую школу Поллак, через год перешла на драматические курсы в императорском балетном училище при Александринском театре.
Дебютировала на сцене студенткой в роли Лауры в пьесе Г. Зудермана «Бой бабочек».
По завершении учёбы по совету своего педагога В. Данилина пыталась поступить в Московский Художественный театр, но не была принята. С 1901 года работала в Нижегородском театре в антрепризе Незлобина.
В 1902—1904 актриса Рижского городского театра.
После революции жила в Ростове-на-Дону. Там познакомилась с Фаиной Раневской. Стала её другом и учителем.
Оставила мемуары.
Признание и награды
- «Заслуженная артистка Республики» (1927)
Роли П. Л. Вульф
- «Дворянское гнездо» И. Тургенева — Лиза
- «Чайка» А. П. Чехова — Нина Заречная
- «Вишнёвый сад» А. П. Чехова — Аня
- «Иванов» А. П. Чехова — Саша
- «Царь Феодор Иоаннович» — Ирина
- «Горе от ума» А. С. Грибоедова — Софья
***********************
Поэтесса София Парнок (1885 – 1933) была самой откровенной лесбийской фигурой русской литературы “серебряного века”. Как лесбиянка Парнок жила в полную силу, и ее долгие романы с женщинами, очень разными – по возрасту, профессии и характеру, вошли в творчество поэтессы, она заговорила на языке поэзии от лица своих многих молчаливых сестер.
Первые стихи написаны Софией Парнок в шестилетнем возрасте. Позже, учась в Мариинской гимназии Таганрога, она заведет свои первые стихотворные тетради. Надо сказать, что в учении София была очень способна и в 1904 году завершила гимназическое образование с золотой медалью.
С Таганрогом семнадцатилетняя Парнок, не задумываясь, рассталась и “бежала” вслед за какой-то понравившейся ей актрисой в свое первое из трех европейское путешествие. Она предпринимает попытку поступить в Женевскую консерваторию, но бросает музыку и возвращается в Петербург, где идет на юридические курсы, которые, впрочем, тоже не оканчивает.
Надежда Полякова
Двадцатилетняя Парнок переживает роман с Надеждой Павловной Поляковой. Их связь длилась более пяти лет. Н.П.П. стала основным адресатом стихотворений еще в ученических тетрадках Парнок.
Марина Цветаева
В 1914 году Софья Парнок встречает Марину Цветаеву…
Софии Парнок было 29, она была на 7 лет старше Марины Цветаевой, которая стремительно увлеклась уверенной и внешне несколько агрессивной женщиной. Отношения их складывались на грани дозволенного: Марина полностью подчинилась своей Сонечке, а она “отталкивала, заставляла умолять, попирала ногами…”, но – и Марина до конца дней верила в это – “любила…”
Парнок для Цветаевой – ее “роковая женщина”. Рок войдет и в поэтику текстов Цветаевой, адресованных Парнок. В них главным станет мотив смеренной покорности и поклонения перед возлюбленной, от которой не ждешь взаимности, но которую боготворишь. В значительной степени этот роман, подчеркнутая холодность к “сероглазой подруге”, ощущение власти над покорной девчонкой, бросившей ради Сонечки мужа и семью, преобразили внутренние ощущения самой Парнок. Она впервые принимала любовь, позволяла любить себя и, как это часто бывает, словно мстила за то, что когда-то в юности сама стала жертвой такой слепой любви к разочаровавшей ее Поляковой (“…и это то, на что я пять лет жизни отдала”).
После Цветаевой в жизни Софии было много женщин.
Людмила Эрарская
Заметный след оставила новая любовь – актриса театра Незлобина Людмила Владимировна Эрарская. Их привязанность друг к другу приходится на черные революционные годы. Летом 1917-го, когда настроение у всех было “убийственным”, а жить стало “почти невозможно”, вдвоем они отправятся в Крым, где жили вместе.
Ольга Цубербиллер
В начале 1920-х София Парнок познакомилась с профессором математики Ольгой Николаевной Цубербиллер, ставшей главной опорой Парнок “в самые страшные” годы. “Бесценный” и “благословенный” друг Ольга взяла Софию, как та выразилась в одном из писем, “на иждивение”. Парнок наконец обосновалась в одной из московских коммуналок. Находясь под своеобразным бытовым покровительством подруги, она не оставляет попыток наладить свою литературную жизнь.
В личной жизни Парнок в конце 1929 года неожиданно блеснет короткое увлечение певицей Марией Максаковой, но та, впрочем, не поймет “странных” желаний стареющей поэтессы.
Отвергнутая и непонятая Максаковой, Парнок, которая в литературе могла надеяться только на труд чернорабочего-переводчика, приближается к закату своей жизни.
Нина Веденеева
Половину предпоследнего года жизни София Парнок провела в городе Кашине со своей случайной подругой физиком Ниной Евгеньевной Веденеевой. Обеим было под 50…
Веденеева стала последней любовью Парнок – София перед смертью словно получила награду от Бога… Кстати, рожденная в семье, исповедовавшей иудаизм, София сознательно крестилась, приняла православие и христианскую культуру. На пороге смерти Парнок в полную меру ощутила силу любви и вновь обрела творческую свободу, которую вдохнули в нее чувства к “седой Музе” – Веденеевой.
О, в эту ночь, последнюю на земле,
Покуда жар еще не остыл в золе,
Запекшимся ртом, всей жаждой к тебе припасть,
Моя седая, моя роковая страсть!
После пребывание в Кашине остался цикл стихов – последних у поэтессы. Кашинский цикл – по общему мнению, высшее достижение лирики Парнок.
Следующим летом в разгаре своего необычного позднего романа и яркого творческого взлета “оведенеенная” чувствами Парнок умерла в маленьком русском селе недалеко от Москвы.
Фаина Раневская
Есть фото в обнимку две землячки, две таганроженки, Софья Парнок и Фаина Раневская. В отличии от своей старшей подруги, Фаина была однолюбом. Через всю её жизнь прошла красной, или скорее розовой нитью, любовь к актрисе Павле Вульф.
Детство Фаины прошло в большом двухэтажном семейном доме в центре Таганрога. С самого малого возраста она почувствовала страсть к игре. Весной 1911 года на сцене Таганрогского театра Фаина впервые увидит Павлу Леонтьевну Вульф… Но пройдет еще четыре года, прежде чем, окончив гимназию, Фаина все бросит и, вопреки желанию родителей, уедет в Москву, мечтая стать актрисой.
Потратив свои сбережения, потеряв деньги, присланные отцом, отчаявшимся направить дочь на истинный путь, продрогшая от мороза, Фаина будет беспомощно стоять в колоннаде Большого театра. Жалкий вид ее привлечет внимание знаменитой балерины Екатерины Васильевны Гельцер. Она приведет продрогшую девочку к себе в дом, потом – во МХАТ; будет брать на актерские встречи, в салоны. Там Фаина познакомится с Мариной Цветаевой , чуть позже, вероятно, с Софией Парнок . Марина звала ее своим парикмахером: Фаина подстригала ей челку…
Весной 1917 года Раневская узнала, что ее семья бежала в Турцию на собственном пароходе “Святой Николай”. Она осталась в стране одна – до середины 1960-х годов, когда вернет из эмиграции сестру Бэлу.
От кровного семейного одиночества избавила Фаину Раневскую Павла Леонтьевна Вульф. Новая встреча с ней произошла в Ростове-на-Дону как раз в те дни, когда “Святой Николай” пристал к турецкому берегу. Началась почти сорокалетняя жизнь Фаины Раневской рядом, вместе с Павлой Вульф.
Надо сказать, что прямых указаний на лесбийский характер отношений между Фаиной и Павлой нет, есть лишь косвенные. Да, они были близки как бывают близки лучшие подруги. Да, артистическая тусовка не может вспомнить ни одного романа Раневской с мужчинами, ну разве что вспомнить могут ее непонятную короткую дружбу с Толбухиным, которая оборвалась со смертью маршала в 1949 году.
Прибавьте сюда искромётный юмор Фаины Георгиевны, которая любила пошутить на тему своей лесбийности. Она часто рассказывала историю, как когда то в молодости пережила страшную обиду, нанесённую ей мужчиной:
“Однажды молодой человек пришел ко мне, – я тщательно готовилась к его визиту: убрала квартиру, из скудных средств устроила стол, – и сказал: “Я хочу вас попросить, пожалуйста, уступите мне на сегодня вашу комнату, мне негде встретиться с девушкой“. Этот рассказ, пишет в книге “Русские амазонки…” искусствовед Ольга Жук, Раневская обыкновенно завершала словами “с тех пор я стала лесбиянкой…”
https://skif-tag.livejournal.com/
Источник
Годы жизни
Категории
Театральный деятель, Актриса
Театры
Фотоальбом
Обсуждение
19 июля 1878, Порхов, Псковская губерния — 8 июня 1961, Москва
Заслуженная артистка Республики (1927).
Окончила драматическую школу Поллак в Петербурге (руководитель Ю. Э. Озаровский) и Императорское училище при Александринском театре.
По окончании учёбы вместе с Комиссаржевской, с которой была близко знакома, совершила гастрольную поездку по провинции — Харьков, Одесса, Николаев. Во время гастролей исполняла роли Лизы (“Волшебная сказка”), Насти (“Борцы”), Лауры (“Бой бабочек”), Поликсены (“Правда хорошо, а счастье лучше”). В начале творческого пути во всем старалась походить на Комиссаржевскую.
С 1901 года работала актрисой в Нижегородском театре в антрепризе К. Н. Незлобина.
В 1902–1904 годах играла в Рижском городском театре.
На гастролях в Одессе играла вместе с М. Г. Савиной.
В сезоне 1905/1906 года работала в Театре Корша, играла с В. И. Качаловым.
В последующие годы выступала на провинциальной сцене.
В 1909-1911 гг. играла в Москве в «Новом театре» К.Н. Незлобина.
В 1911 году опять вернулась на провинциальную сцену. До 1917 года играла в театрах Ростова-на-Дону, Киева, в Харькове у Н. Н. Синельникова.
После революции 1917 года вступила в товарищество, организованное В. А. Ермоловым-Бороздиным. Сначала товарищество работало в Евпатории. В составе труппы были: И. Ф. Скуратов, С. И. Днепров, Р. А. Карелина-Раич, Н. И. Кварталова. Среди начинающих артистов в труппе работали Д.Н.Журавлёв, Е.И.Страдомская, Ф.Г.Раневская (впоследствии Вульф стала близкой подругой Раневской).
В 1918-1923 годах была ведущей актрисой Симферопольского театра. Начала преподавать в театральной школе, организованной при симферопольском драмтеатре.
В 1923-1929 годах работала в Смоленске, Ростове, Казани, Святогорске, Баку, Днепропетровске.
В сезоне 1929/1930 годов была приглашена в Махачкалу в Дагестанский государственный академический театр как актриса и очередной режиссер. Поставила спектакль “Заговор чувств” Ю.Олеши, который получил одобрительные отклики критики и зрителей.
В 1930–1931 годах была педагогом класса движения в азербайджанской секции Бакинского театра рабочей молодёжи, в русской секции — сценической речи.
С 1931 года работала в Москве, сначала как педагог в школе Камерного театра, в агитколлективе машиностроителей и драматической школе при Театре Красной Армии.
В 1935 году вернулась на сцену — в Театр Красной Армии, где сыграла генеральшу Нюрину (“Я вас люблю” Иосифа Прута в постановке Ю. А. Завадского).
Вместе с Завадским перешла работать (1936–1938) в Ростовский театр имени Горького.
Вернувшись в Москву, в Театр им. Ленсовета, репетировала роль Аграфены в пьесе Леонида Леонова “Волк”.
Вследствие тяжёлой болезни была вынуждена в 1938 году оставить сцену.
Написала мемуары.
Лиза – «Дворянское гнездо» по И. Тургеневу
Нина Заречная – «Чайка» А. Чехова
Аня – «Вишневый сад» А. Чехова
Саша – «Иванов» А. Чехова
Ирина – «Царь Федор Иоаннович» А. Толстого
Софья – «Горе от ума» А. Грибоедова
Раневская – «Вишневый сад» А. Чехова
Катерина – «Гроза» А. Островского
Нора – «Кукольный дом» Г. Ибсена
Нижегородский театр
1902 — “Дикая утка” Г. Ибсена — Эдвиг
Рижский городской театр
“Снегурочка” А. Н. Островского — Снегурочка
“Ромео и Джульетта” Шекспира — Джульетта
“Снег” Пшибышевского, постановка Г. В. Главацкого — Бронка
1907 — “Жуазель” М. Метерлинка — Жуазель
1908 — “Женитьба Белугина” — Елена
1909 — “Дворянское гнездо” И. Тургенева — Лиза Калитина
“Новый театр” К. Н. Незлобина (1909-1911)
“Колдунья” Е. Чирикова
“Ню” О. Дымова
“Эрос и Психея” Г. Жулавского
1916 — “На дне” М. Горького
Симферопольский театр
“Любовь Яровая” К. Тренева — Любовь Яровая
1923-1929
“Мандат” Н. Эрдмана
“Шторм” В. Билль-Белоцерковского
“Кража и Волчьи души” Д. Лондона
Ростовский театр имени Горького
“Слава” В. Гусева — Мотылькова
“Горе от ума” А. Грибоедова — Хлестова
“Враги” М. Горького — Полина Бардина
“Беспокойная старость” Л. Рахманова — Полежаева
“Дни нашей жизни” Л. Андреева — Евдокия Антоновна
последнее обновление информации: 25.03.19
дополнительная информация >>
Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.
Павла Вульф: новости >>
27 августа 2016
Главная роль в театре жизни. К 120-летию актрисы
Источник