Петр любимов биография личная жизнь
Каталин Любимова, жена Юрия Петровича Любимова, как-то призналась, что для неё роль любящей и понимающей жены была не менее значима, чем роль матери. Она говорит, что никогда не была матерью-наседкой, которая заботится только о детях. На протяжении долгих тридцати шести лет Каталин была верной помощницей во всех творческих начинаниях Любимова.
Идеальная жена
Юрий Петрович до конца своих дней не переставал заниматься делом всей своей жизни – театром. Хотя он и говорил, что устал от творчества в условиях окружающей нестабильности, но тут же признавался, что намерен работать над постановкой спектаклей до последнего дня своей жизни, как человек, которому дорога его профессия.
Жена Юрия Любимова Каталин работала в Театре на Таганке до момента его ухода оттуда. Никакой официальной должности она не занимала, но помогала в руководстве хозяйственными делами в качестве волонтёра. Рабочий день обоих супругов продолжался по десять-двенадцать часов.
Готовила для мужа Каталин Любимова тоже сама. Ещё до начала рабочего дня она успевала сходить в магазин, чтобы купить для дорогого мужа овощей, из которых главным образом состоял рацион питания всей их семьи – Каталин считала, что жареные и копчёные продукты питания могут неблагоприятно отразиться на здоровье Юрия Петровича.
Секреты счастья
Ещё в семье существовало правило, которое установила Каталин: когда Любимов отдыхал, то тревожить его по любым вопросам запрещалось. Она запрещала сыну шуметь и играть в такие игры, которые могли бы нарушить покой отца.
Больше всего Юрий Любимов ценил в семейной жизни именно покой и уют. Сам он никогда не отвечал на вопросы журналистов о личной жизни, следуя правилу «мой дом – моя крепость».
На вопросы о ревности Каталин отвечает, что всегда была очень ревнивой, но старалась не давать воли своим эмоциям, и никогда не ревновала мужа без повода. Она признаётся, что всегда следила за тем, чтобы и другие люди не нарушали прав её мужа и его спокойствия.
Курить – здоровью вредить
Единственное условие, которое поставила Каталин Кунц Любимову, когда выходила за него замуж – он непременно должен был бросить курить. В то время Юрий Петрович выкуривал до трёх пачек в день, что, конечно же, неблагоприятно сказывалось на его здоровье. Каталин поставила вопрос ребром: если хотите быть со мной – о пагубной привычке нужно забыть.
Юрий исполнил это пожелание и больше никогда не притрагивался к сигаретам.
Неукротимая Катерина
Возможно, что именно тогда и появилось прозвище «Неукротимая Катерина», которым Любимов наделил свою супругу. Сама же она говорит, что согласна с этим прозвищем, поскольку действительно отличается невероятно сильным характером, благодаря которому смогла пережить и годы странствий по миру, и непростые времена в нашей стране. Но она с достоинством прошла через все испытания, помогая и мужу в осуществлении его творческих замыслов, и сыну Петру, заботясь о том, чтобы тот получил достойное образование. Переезжая из города в город и из страны в страну, Каталин Любимова старалась создать хотя бы видимую стабильность для своей семьи. Она всякий раз перевозила с собой на новое место жительства какие-нибудь предметы мебели и домашнего обихода. А если этого сделать не получалось, то она долго бегала по магазинам в поисках похожих вещей. Это помогало создать ощущение того, что никакого переезда не было.
Тяжёлое время
Одним из самых сложных периодов жизни режиссёра и его жены были несколько дней после смерти Владимира Высоцкого. В Москве проходила Олимпиада и правительство дало указание похоронить артиста как можно незаметнее, чтобы не создавать волнений среди народных масс. Но Юрий Петрович не мог допустить, чтобы всенародно любимого артиста похоронили без должных почестей, не дав многочисленным почитателям его творчества возможности попрощаться с ним. Пришлось обегать множество кабинетов высокопоставленных лиц. Во время таких визитов, Каталин ждала своего мужа в машине. По её настоянию, в автомобиле всегда находился также врач, ведь Любимов часто выходил из таких кабинетов в предынфарктном состоянии.
Сын Юрия и Каталин Любимовых. Биография Петра Юрьевича
Говоря о детях, Каталин Любимова признаётся, что по её мнению, самое главное для ребёнка – это тёплый, доброжелательный климат внутри семьи. При поддержке понимающих родителей, единственный сын супружеской четы не только успешно получил школьный аттестат, но и впоследствие не потерял интерес к образованию и окончил университет в Кембридже. А ведь школьные годы мальчика проходили не в самых лёгких условиях: за десять лет учёбы он сменил более двадцати пяти школ в Америке и в Европе.
Бывало, что за один учебный год ему приходилось учиться в пяти учебных заведениях. Нелёгкие условия только укрепили его любовь к родителям. И когда после окончания университета перед молодым специалистом открылись большие перспективы в строительном бизнесе на западе, он счёл нужным отложить на некоторое время собственную карьеру и переехать в Москву, чтобы помогать отцу и матери в работе в театре.
Любовь и свобода
Каталин Любимова никогда не препятствовала мужу в его творческой деятельности. Она всегда была с ним, где бы ему ни приходилось работать: он ставил спектакли в театрах США, Англии, Италии и многих других стран. Она признаётся, что когда Юрия Петровича попросили вернуться в Советский Союз, то он спрашивал у неё совета как поступить. Поскольку она понимала, как много значит для её супруга Театр на Таганке, то сказала, что ему нужно поехать на родину. Вместе с этим, Каталин никогда не вмешивалась в творческие дела театра и в дела, касающиеся его руководства. Когда в начале 2010-х годов в театре начались бесконечные пересуды и выступления против режиссёра, которые привели к его увольнению по собственному желанию, она говорила, что не хочет влезать в дела, которые её не касаются, предоставив мужу самому распоряжаться своей судьбой.
Она говорит, что её долг состоял в том, чтобы заботиться о создании домашнего уюта и заботе о благоустройстве помещения театра. Часто ей приходилось ложиться спать только в три часа ночи. На вопрос: «Как вы выдерживали такой бешеный ритм жизни?», она отвечает просто: «Я любила своего мужа. В этом весь секрет».
Встреча, изменившая всю жизнь
Познакомились они в середине семидесятых годов. Тогда Театр на Таганке был на гастролях в Венгрии. Ещё до знакомства молодая венгерская сотрудница отдела советско-венгерских отношений успела посмотреть два спектакля из репертуара театра. На неё, как и на многих других венгерских театралов, эти спектакли произвели огромное впечатление. Все представления проходили при полном аншлаге. Иногда было просто невозможно достать билет. Люди были готовы прибегать к различным ухищрениям, вплоть до висения на люстрах, чтобы посмотреть спектакль знаменитой труппы. Каталин ужасно обрадовалась, когда её направили работать переводчиком режиссёра этого театра – Юрия Петровича Любимова. В список её обязанностей входило, в том числе и смягчение острых, неполиткорректных, с точки зрения венгерского правительства, высказываний Любимова. Каталин на тот момент была замужем. Её муж, крупный учёный, некоторое время жил вместе с Каталин в Москве. Во время этого визита в Советский Союз она и выучила русский язык. А любовь к русской литературе привил ей отец, который настоятельно порекомендовал ей прочитать русских классиков: Пушкина, Достоевского, Гоголя и многих других.
Юрий Петрович тоже на момент знакомства состоял в браке. Его женой была актриса театра и кино Людмила Целиковская.
Когда Театр на Таганке вернулся в Москву из венгерских гастролей, Любимов поставил спектакль «Мастер и Маргарита», который посвятил Каталин.
Свадьба и рождение сына
Судьба распорядилась так, что через два года Юрий Петрович и Каталин поженились. Регистрировать брак пришлось в Венгрии, поскольку в Советском Союзе для этого было множество препятствий. По протекции высокопоставленных лиц Венгрии, которым очень нравилось творчество Любимова, его новая жена была направлена в Москву в качестве корреспондента журнала, посвящённого театру и кино. Венгерской журналистке и театральному режиссёру приходилось ютиться в маленькой однокомнатной квартире.
Через год у них родился сын, которого назвали Петром в честь отца Юрия Петровича. Рожать Каталин решила в Венгрии. Любимову с большим трудом удалось получить разрешения на выезд в Венгрию. Ему хотели отказать, объясняя отказ тем, что он недавно уже был в Венгрии на гастролях. Но благодаря помощи венгерского посла, Юрия Петровича всё-таки выпустили. Через некоторое время семья в составе теперь уже трёх человек вернулась в Москву.
Моменты счастья
Эти короткие три года до отъезда за границу Каталин вспоминает как удивительное и очень счастливое время. Тогда ей довелось познакомиться с интереснейшими людьми своего времени, которые входили в число близких друзей Юрия Петровича: Альфредом Шнитке, Сергеем Капицей и его семьёй, Андреем Вознесенским и многими другими. Но это счастливое время, к сожалению, длилось недолго. Уже через три года семья Любимовых вынуждена была покинуть Россию на долгие восемь лет. Юрия Петровича пригласили поставить в Лондоне спектакль «Преступление и наказание». Из Советского Союза режиссёра выпустили, но вернуться обратно не позволили, лишив его гражданства. Власти ему припомнили и инцидент с похоронами Высоцкого, и прочие неприятные поступки своенравного режиссёра.
Странствия
С этих пор и начались долгие странствия семьи по разным странам. Каталин вспоминает это время как ужасно тяжёлое, но вместе с тем и очень плодотворное. Для Юрия Петровича открылась возможность самому выбирать, какие спектакли ставить, а какие нет, с какими театрами заключать контракт, а с какими нет. Творческой свободы было гораздо больше, чем в Советском Союзе. Сразу два государства дали ему гражданство: Венгрия, с которой его связывала давняя творческая дружба и Израиль, куда Любимов был приглашён в качестве режиссёра одного из драматических театров. Каталин говорит, что была счастлива некоторое время пожить в Иерусалиме, в окружении людей своей национальности. Каталин Любимова, как уже было сказано, не возражала и когда мужу предложили вернуться на родину.
Где сейчас Каталин Любимова и чем она занимается?
В последние несколько месяцев она принимает активное участие в организации мероприятий, посвященных столетию со дня рождения Любимова.
Планируется провести целый ряд разнообразных мероприятий, которые будут интересны как профессионалам в области театрального искусства (среди них лекции о специфике режиссуры мастера), так и многочисленным поклонникам творчества выдающегося режиссера и актёра. Одним из главных событий юбилейной программы было очередное вручение премии Юрия Любимова. Эта премия учреждена еще при жизни артиста. Ей награждаются не только театральные режиссеры и актёры, и не только деятели искусства вообще, а люди, которые достигли высокого профессионализма в любой отрасли человеческой деятельности. Мысль о создании такого рода премии показалась знаменитому режиссеру интересной. Премия актуальна в настоящее время по той причине, что примеров подобных премий, которыми могут быть награждены люди, чья деятельность не связана с искусством, крайне мало по сравнению с огромным количеством театральных, музыкальных и кинематографических наград.
Любимов и время
С августа 2017 года в Москве проходит экспозиция под названием “Любимов и время”. Непосредственное участие в организации выставки принимала Каталин Любимова. Она так объясняет название выставки: творчество Юрия Петровича Любимова можно рассматривать только в контексте времени, в которое ему довелось жить. Он был свидетелем или непосредственным участником почти всех значимых событий из истории России двадцатого века: был ровесником Октябрьской Революции, участвовал в Великой Отечественной Войне, был выслан из страны, во время Перестройки его гражданство было восстановлено и так далее, и так далее. Также выставка построена на проведении параллелей между историческими событиями и фактами из биографии Любимова. А биография Каталин Любимовой навсегда связана с биографией её мужа. Она и сегодня доказывает свою любовь к нему, участвуя в мероприятиях, проводящихся в его память. Она и сейчас служит делу своей жизни – способствовать творчеству Юрия Любимова. И это прибавляет ей бодрости и жизненной силы, несмотря на солидный возраст (Каталин Любимова его не скрывает, в прошлом году она отметила семидесятилетие).
Источник
На минувшей неделе вдову знаменитого театрального режиссера Юрия Любимова венгерку Каталин Любимову (Кунц), которая сейчас возглавляет фонд его памяти, сбила «Шкода» в центре Москвы. 22-летнего виновника ДТП, скрывшегося с места происшествия, вскоре задержали. А пострадавшую с вывихом колена и переломом руки госпитализировали. Незадолго до происшествия 73-летняя Каталин дала большое интервью «Экспресс газете».
С венгерской журналисткой и переводчицей Каталин Кунц, ставшей его последней женой, Любимов познакомился в 1976-м, когда Театр на Таганке приехал в Венгрию на гастроли. Потом Каталин прилетела в Москву как корреспондент журнала «Фильм, театр и музыка», и в 1978 году режиссер (ему тогда было 61) и 32-летняя Каталин поженились. Через год у них родился сын Петр.
38 лет, вплоть до смерти мастера в 2014 году, она была рядом, разделяя и изгнание из СССР, и триумфальное возвращение, и гнев чиновников, и успех спектаклей.
— Мне не нужны ни слава, ни деньги. Но когда просят рассказать о Любимове, отказать невозможно, — начала Каталин. — Увидев впервые, Любимов сразу стал называть меня «неукротимой Катей». Возможно, потому, что я всегда говорю то, что думаю. Безумная страсть между нами возникла не сразу. Но проникновенные взгляды говорили за себя. Хотя я была замужем, но такому обаятельному мужчине невозможно было не покориться. Позже я узнала, что у него за плечами четыре брака. И вокруг всегда находились прелестные женщины. Сама не раз становилась свидетельницей, как некоторые экзальтированные особы без стеснения вешались мужу на шею.
— До вас доходили разговоры, что у Любимова в театре есть любовницы?
— Еще как! И по ночам звонили с оскорблениями и угрозами, и письма странные подбрасывали. «Венгерская гадина!» — не самое жесткое в них оскорбление. Однажды, наблюдая мою растерянность, Юрий Петрович признался, что всегда жил по принципу: любовниц в театре не заводить. Потому что себе дороже.
— А ваш муж как отреагировал на увлечение Любимовым?
— Он все сразу понял по моим светящимся глазам. Но нашим отношениям не препятствовал. Трагедии не случилось: детей у нас не было.
— Позже за глаза вас называли чуть ли ни разрушительницей Таганки…
— Кто называл? Некоторые недобросовестные актеры или журналисты? У них есть неопровержимые доказательства? Зависть к чужим успехам никогда не была двигателем прогресса. А неумение хорошо работать не может быть оправданием личных неудач. Театральные актеры в большинстве своем избалованные. Но из-за нарушений трудовой дисциплины рушатся театры.
Что это за жена, если не защищает мужа? А кто еще будет помогать близкому человеку в преклонном возрасте? Да, я все время была рядом с ним, оберегала от посторонней агрессии, которой, поверьте, хватало. Но в дела Любимова никогда не лезла, никаких бумаг не подписывала.
Юрий Петрович до конца дней каждое божье утро начинал с зарядки. Очень большое влияние на него оказывали поэзия и музыка. Большинство спектаклей как раз на этих компонентах и строились. Все это я рассказываю для того, чтобы был понятен уровень требований мастера к себе и коллегам.
— У Любимова очень сложная судьба. В 1984 году он лишился советского гражданства, а к концу жизни потерял свой театр. Битый-перебитый, как говорится…
— Работы по миру у него хватало. Но все полученные за границей деньги, как было положено по закону, он сдавал Советскому государству. Выезды из СССР давались с большим трудом. Когда в 1979 году в Будапеште родился наш сын Петр, Юрия Петровича еле выпустили в Венгрию.
В 1984 году Любимова пригласили в Лондон ставить «Преступление и наказание». Ну, дал интервью газете «Таймс». Хотя ничего предосудительного там не было. Просто власти наконец-то нашли повод избавиться от неугодного человека. Что тут началось! Въезд в Советский Союз запретили. Лишили всего. Даже квартиру отняли. Где жить, во что одеваться?
Мы боялись, что выкрадут сына. Единственная привилегия — много работы. И это, конечно, спасало. Мужу на тот момент было 65. Нашему Петру — три годика. Ребенку было сложновато без постоянного дома, и друзья менялись слишком часто. Мальчику пришлось пройти десятки школ. Зато Петя выучил пять языков. При переездах из одной страны в другую мне приходилось постоянно налаживать быт.
— Как находили работу?
— Она сама нас находила. После изгнания мужа приглашали ставить спектакли в лучших театрах мира. Гражданство вернули только через пять лет. Юрий приехал на Родину в 1988 -м. Я возвратилась через несколько лет. Потому что на руках был еще маленький ребенок. Но вернулись мы уже на пустое место. Ни жилья, ни имущества. Все бесследно пропало. И такая неустроенность длилась довольно долго. Думаете, кто-то за это ответил?
— Какие претензии предъявлялись Любимову со стороны властей?
— Решение о лишении гражданства принимали конкретные люди, которых при нашем возвращении уже не было в живых. Но Любимов никогда с Советской властью не воевал, в политических дрязгах не участвовал. И спектакли против режима не ставил. Очень гневался, когда его театр называли политическим. Чиновники-управленцы придирались по мелочам. Нетрадиционное, мол, искусство! Но спектакли все равно выходили и пользовались бешеным успехом.
Вот смотрите, кто был в худсовете Театра на Таганке: лауреат Нобелевской премии Петр Капица, Александр Твардовский, Дмитрий Шостакович, Альфред Шнитке, Андрей Вознесенский, Юрий Карякин. Эти прогрессивные люди не только давали направление развития театра, но и трезво, критично оценивали это движение.
Посмотрите на стены кабинета главного режиссера. Он, кстати, до сих пор стоит нетронутым в его родном театре. Там побывали многие интересные люди со всего мира. Свободного места на стенах нет, все в автографах. Даже роспись Путина стоит.
«Не знал, что Володя колется»
— На ваших глазах проходило общение Любимова с Высоцким. Что запомнилось?
— Мало кто знает, но и Володя помогал Любимову: доставал редкие лекарства, например. Так сложилось, что наша вынужденная эмиграция началась фактически с похорон Высоцкого. Любимов не мог позволить чиновникам от культуры похоронить его, извините, как собаку, где-то на окраине. Любимов тогда обратился к Андропову с одной лишь просьбой, чтоб обеспечили похороны надлежащей охраной. Ответ был странный: «Вы преувеличиваете!» Власти не понимали масштаб личности Высоцкого.
Володю пришла проводить вся Москва. Этого Юрию Петровичу простить не могли. Открытым текстом, естественно, никто не угрожал. Но поводы для дискредитации искали. Мы это хорошо почувствовали.
Юрий Петрович любил Высоцкого, как собственного сына. Пытался лечить от алкоголизма. Приходилось это делать насильно, договариваться за его спиной с врачами. Но до последних дней перед Володиной смертью Любимов не знал, что тот колется.
— А вы как познакомились с Высоцким?
— Летом 1974 года Володя приезжал в Венгрию на съемки фильма «Бегство мистера Мак-Кинли». И тогда венгерское телевидение организовало съемки документального фильма «Поэт с Таганки». Меня попросили помочь. Возила Высоцкого по городу, показывала красивые места в Будапеште, вместе выбирали подарки для Марины Влади. Я даже кое-что примеряла. Помню, как Володя смеялся, глядя, как я напяливаю на себя какой-то цветастый блузон. И, хитро показывая на свою грудь, балагурил: «А вот тут у Марины больше!» Но точного размер он не знал. Определял по взгляду. Так незаметно набрался целый чемодан. Причем это был мой чемодан. Отговорила Володю в целях экономии его покупать. Приехав в Москву, зашла к его маме в Черемушки за этим чемоданом. Она встретила меня с очень грозным видом. Дескать, чужачка какая-то появилась.
Интересно, когда Любимов стал нас с Володей «знакомить», мы, к его удивлению, как старые добрые знакомые, лишь весело подмигнули друг другу.
— С Мариной Влади встречались?
— И не раз. Очень красивая женщина с завораживающей улыбкой. Но вот книгу ее «Владимир, или Прерванный полет» мы с Юрием Петровичем не приняли. Слишком уж вольная трактовка отношений между близкими людьми Высоцкого. Тональность отталкивает. Понятно, что это все было сделано для успешных продаж. Но нас это шокировало.
Вспоминаю, как на гастролях во Франции в конце 1977 года, а это был Марсель, накануне спектакля «Гамлет» Высоцкий вдруг пропал. Запил. Юрий Петрович поднял всех на ноги. Искали целую ночь. Объездили все кабаки. Наконец нашли. Володя был в ужасающем состоянии. Отвезли в гостиницу. Вызвали врачей. И те поставили под сомнение, что он может выдержать спектакль. Любимов тут же стал звонить Марине в Париж с просьбой приехать. Та отнекивалась, ссылаясь на занятость. «Мадам, вы должны понять, что ваш муж находится в очень плохом состоянии!» — жестко заявил Юрий Петрович. Марина приехала. Но встреча между супругами была весьма не радостная. Их отношения уже были крайне натянутыми.
«Предательства простить не мог»
— Как повлиял конфликт с труппой в 2011 году на жизнь вашего мужа?
— Любимов очень переживал, что не смог найти контакта с труппой. Юрий Петрович был очень добрым человеком, а предательства простить не мог. Но когда в 2011 году он решил покинуть Таганку, работать в Москве продолжил. В Театре им. Вахтангова поставил «Бесов» по Достоевскому. Он ведь сам выходец из вахтанговской школы. Его и провожали в последний путь на сцене этого театра.
— А что перед этим произошло на гастролях в Праге? Актерам действительно не вовремя выплатили деньги?
— Все актеры деньги получили. Но им нужно было публично обозначить вопрос так, чтобы казалось, будто задержка произошла исключительно по вине руководства. В числе «виновников» звучала и моя фамилия. Я ведь 12 лет работала в Театре на Таганке волонтером. Но в последнее время не могла этого делать. Потому что в России вышел закон, по которому неработающая иностранка не могла пребывать в стране больше трех месяцев. И меня официально оформили в театре помощником Любимова, чтобы я получила рабочую визу. Российского гражданства у меня нет и сейчас. Я гражданка Венгрии.
— Вам что-нибудь известно о сыне Любимова от первого брака — Никите?
— Никита Юрьевич живет какой-то своей жизнью. Верующий человек, со странностями. Ему больше семидесяти. Никакого влияния на отношения между отцом и сыном я никогда не оказывала. Ведь Любимов своего сына не воспитывал. Тот вырос в другой семье. И не припомню, чтобы к Юрию Петровичу он когда-нибудь обращался с просьбами. Да и муж никогда не проявлял к нему особого интереса. Знаю, что у Никиты большая семья, дом в деревне. Слышала, что он был на похоронах Любимова. Но к нам не подходил. Есть такое выражение: «На детях гениев природа отдыхает…»
Источник