Петров водкин биография личная жизнь

Петров водкин биография личная жизнь thumbnail

Биография

Кузьму Петрова-Водкина, художника, творившего на стыке двух эпох, современники называли «древнерусским иконописцем, волею случая попавшим в будущее». Полотна живописца не только отражали настоящее, но и пророчили грядущее. А еще – вызывали яростные споры поклонников и критиков. Первые говорили о гениальности, самобытности и глубоком символизме, другие – что лучше бы Петрову-Водкину, как и намеревался, работать на железной дороге или продолжить семейное дело и стать сапожником.

Детство

Родился будущий живописец на севере Саратовской области, в городке Хвалынске, расположившемся на правом берегу Волги. Семья Петровых-Водкиных «прославилась» своим предком, любителем «беленькой» Петром. Дед Кузьмы во хмелю зарезал кроильным ножом супругу, а спустя несколько часов и сам скончался. С тех пор детей Петра называли то Петровыми, то Водкиными.

Автопортрет Кузьмы Петрова-ВодкинаАвтопортрет Кузьмы Петрова-Водкина

Художнику досталась в «наследство» двойная фамилия, не слишком почетная и напоминающая о семейной трагедии. Отец живописца, Сергей Петрович, получив «прививку» от пагубного пристрастия, был абсолютным трезвенником и лучшим в городе сапожником.

Творческое начало в Кузьме родные отметили в детстве. Мальчик так правдоподобно рассказывал небылицы, что слушатели поневоле верили. Тяга к рисованию тоже проявилась в ранние годы. Первой поклонницей творчества внука оказалась бабушка Арина. Пейзаж, нарисованный Кузьмой масляными красками на куске жести, женщина одобрила и украсила им могилу деда Федора.

Фото Кузьмы Петрова-ВодкинаФото Кузьмы Петрова-Водкина

Вторая «картина» Петрова-Водкина тоже украсила кладбищенское надгробие. В этот раз – в благодарность за спасенную жизнь. Кузьма купался в Волге, но заплыл слишком далеко и, выбившись из сил, начал тонуть. Спас мальчика перевозчик Илья Захаров, успевший подплыть на лодке.

Спустя неделю Захаров, спасая очередную жертву волн, утонул сам. Нарисованная на жестяной пластине Волга с маленькой лодкой перевозчика и головами тонущих, посвященная погибшему спасателю, – первое «тематическое» полотно живописца.

Портрет матери Кузьмы Петрова-ВодкинаПортрет матери Кузьмы Петрова-Водкина

Учился Кузьма Петров-Водкин в 4-классном училище. Там познакомился с иконописцами и попытался повторить увиденное. Первую работу не одобрил священник: уж очень приземленной оказалась Богородица, напоминавшая обуреваемую земными страстями деревенскую бабу.

В 1893 году, окончив училище, Петров-Водкин поехал в Самару, чтобы продолжить образование и получить специальность железнодорожника. Экзамены Кузьма провалил, но не растерялся и поступил в школу живописца Федора Бурова. Через 2 года Федор Емельянович умер, учеников распустили. 15-летний живописец вернулся домой.

Автопортрет Кузьмы Петрова-ВодкинаАвтопортрет Кузьмы Петрова-Водкина

Путь к художественному Олимпу сыну открыла мама, горничная в купеческом доме Казариных. Она показала работы Кузьмы прибывшему по приглашению хозяев архитектору Роберту-Фридриху Мельцеру. Пораженный талантом мальчика, архитектор повез юного живописца в Петербург и помог с поступлением в училище технического рисования Штиглица.

Меценатами и спонсорами одаренного земляка стали купцы Казарины. Они оплачивали квартиру и учебу Кузьмы.

Живопись

В Петербурге творческая биография живописца стремительно развивается. Полученный в Хвалынске опыт иконописи пригодился: Петров-Водкин создал эскиз Богородицы с младенцем для церковной апсиды Ортопедического института. Чтобы перевести эскиз иконы в керамику, художник отправился в Англию, на фабрику. Панно в майолике сохранилось до наших дней.

Картина Кузьмы Петрова-Водкина «Вакханка»Картина Кузьмы Петрова-Водкина «Вакханка»

В 1987-м Кузьма Петров-Водкин перебрался в Москву, где стал студентом училища живописи, ваяния и зодчества. Учился под началом Валентина Серова. В 1900 году трудился на заводе по изготовлению керамики в подмосковном селе Всехсвятском. Училище окончил в 1905-м.

С детства склонный к авантюрам и приключениям молодой человек мечтал побывать в Европе, но денег на путешествие не было. Помог случай. В столичной газете Кузьма Петров-Водкин увидел объявление о том, что рискнувшему преодолеть путь от Москвы до Парижа на велосипеде спонсор оплатит дальнейшее путешествие по городам Европы.

Картина Кузьмы Петрова-Водкина «Девушки на Волге»Картина Кузьмы Петрова-Водкина «Девушки на Волге»

Молодой художник уговорил приятеля составить компанию и отправился в путь. Дотянули до Германии, на дальнейшую дорогу сил не хватило. В Мюнхене русскому живописцу повезло: друзья собрали деньги для оплаты двухмесячной учебы в школе Антона Ашбе, где в свое время совершенствовали мастерство Иван Билибин, Игорь Грабарь и Василий Кандинский.

Мечта побродить по парижским улицам осуществилась в 1905-м. Три года Петров-Водкин брал уроки в частных художественных академиях. В эти годы побывал в Италии и Северной Африке, вдохновившей на полотна «Семья кочевников», «Африканский мальчик», «Кафе». Через год после возвращения в Россию, в 1909-м, состоялась первая персональная выставка живописца.

Картина Кузьмы Петрова-Водкина «Сон»Картина Кузьмы Петрова-Водкина «Сон»

В 1910 году Петров-Водкин подарил миру картину «Сон», вызвавшую бурную дискуссию и скандал в обществе. На полотне изображены обнаженные женщины, разглядывавшие спящего голого мужчину. Илья Репин откликнулся на работу разгромной рецензией в газете, зато Александр Бенуа назвал «Сон» шедевром. Эротизм присутствует во многих картинах художника.

В 1912 году символист представил работу «Купание красного коня», изменив мнение Репина: мэтр откликнулся восхищенным: «Талантище!».

Картина Кузьмы Петрова-Водкина «Купание красного коня»Картина Кузьмы Петрова-Водкина «Купание красного коня»

Картину называют главным произведением Кузьмы Сергеевича, самым таинственным и «многослойным». О символах и сокрытых в ней значениях и сегодня спорят. Говорят, полотно навеяно новгородскими иконами, написанными древнерусскими мастерами. Были и те, кто увидел в картине образ грядущей революции. Шедевр хранится в Третьяковской галерее.

Спустя 3 года Кузьма Петров-Водкин порадовал любителей головоломок и поклонников символизма новой загадкой – полотном «Жаждущий воин». Ценители искусства рассматривают фигуры картины как восточные иероглифы: у каждой свое значение, а все вместе «читается» как некая «фраза».

Картина Кузьмы Петрова-Водкина «Жаждущий воин»Картина Кузьмы Петрова-Водкина «Жаждущий воин»

Написан шедевр в разгар Первой мировой войны, трагичное для русского воинства время. Приверженцы символизма разглядели в изображенном воине всадника апокалипсиса и провели параллели к Откровениям Иоанна Богослова. По их мнению, посредством зловещей символики на картине отображена происходящая катастрофа, предсказанная в Евангелии.

Поклонники творчества Петрова-Водкина верили в его дар предсказания. В 1918-м он представил натюрморт под названием «Селедка». Поднявшим его на смех за тривиальность сюжета художник хмуро ответил, что изображенное на полотне – паек блокадного времени. До страшных событий в Ленинграде оставалось 23 года.

Картина Кузьмы Петрова-Водкина «Смерть комиссара»Картина Кузьмы Петрова-Водкина «Смерть комиссара»

Юбилею Красной армии художник посвятил картину «Смерть комиссара», исполненную трагизма. Цветовое решение и воплощение мастером идей «сферической перспективы» оценили искусствоведы и коллеги Петрова-Водкина.

За 5 лет до смерти Кузьма Петров-Водкин закончил картину «1919 год. Тревога». На ней изображено жилище рабочего в городе, захваченном белогвардейцами. Герой сюжета тревожно всматривается в синие сумерки за окном, за его спиной притихшая семья. Трагизм усиливается изображением спящего младенца.

Картина Кузьмы Петрова-Водкина «1919 год. Тревога»Картина Кузьмы Петрова-Водкина «1919 год. Тревога»

Полотно нарисовано в 1934-м и, как считают поклонники художника, лишь формально названо «1919 год». Гениальный провидец почувствовал раскручивающийся маховик сталинских репрессий и нарастающую тревогу в обществе.

Революцию Кузьма Петров-Водкин принял, диссидентом не был и, как всем казалось, благожелательно встретил изменения в стране Советов. Но когда художника не стало, к его наследию охладели: власть вдруг заподозрила, что истоки творчества живописца таятся в иконописи, а за символизмом Кузьма Сергеевич спрятал иные смыслы, не столь приятные для советской власти.

Личная жизнь

В Париже 27-летний Петров-Водкин встретил женщину, с которой прожил до конца дней. Мара – дочь владельца парижского пансиона – стала верной супругой Марией Федоровной. В мэрии французской столицы молодоженов расписали, а спустя 2 года, в 1908-м, они уехали в Россию.

Кузьма Петров-Водкин и Мария Жозефина ЙовановичКузьма Петров-Водкин и его жена Мария Жозефина Йованович (в России – Мария Федоровна)

Дочь Елену жена родила Кузьме Ивановичу в 37 лет. На событие художник отозвался восторженно:

«Я был наполовину человек, не испытав этого! Теперь мне есть для чего жить!».

Смерть

В 1928-м медики запретили Петрову-Водкину работать с красками: испарения вредили пораженным туберкулезом легким.

Кузьма Иванович перебрался из северной столицы в Детское Село, где его окружили знаменитые литераторы Алексей Толстой, Константин Федин и Вячеслав Шишков.

Могила Кузьмы Петрова-ВодкинаМогила Кузьмы Петрова-Водкина

Художник тоже взялся за перо и написал 20 рассказов, 12 пьес и 3 романа. Два романа Петров-Водкин отнес в издательство, но начинание «зарубил» Максим Горький. После критики сочинений издательства закрыли двери перед Кузьмой Ивановичем.

Не стало яркого представителя символизма и постимпрессионизма в середине февраля 1939 года. Судьба отмерила ему 60 лет, а причиной смерти стал туберкулез.

Картины

  • 1907 – «Африканский мальчик»
  • 1910 – «Сон»
  • 1912 – «Купание красного коня»
  • 1915 – «Жаждущий воин»
  • 1915 – «Девушки на Волге»
  • 1916 – «На линии огня»
  • 1917 – «Утро. Купальщицы»
  • 1918 – «Селедка»
  • 1918 – «Автопортрет»
  • 1918 – «Утренний натюрморт»
  • 1920 – «1918 год в Петрограде»
  • 1922 – «Портрет А. А. Ахматовой»
  • 1928 – «Смерть комиссара»
  • 1934 – «1919 год. Тревога»
  • 1934 – «Портрет В. И. Ленина»

Источник

Кузьма Петров-Водкин — биография

Кузьма Петров-Водкин – художник, график, писатель, педагог. В 1930 году удостоен звания Заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Он должен был стать продолжателем семейного дела – стать сапожником, или работником железной дороги, как мечтал с детства. Но у судьбы на него были совершенно другие планы, природа наградила Кузьму Петрова-Водкина талантом художника, который и прославил его на весь мир. Причем, не просто художником, а разносторонней творческой личностью. Его интересовала живопись и графика, монументальное и театрально-декорационное искусство. Когда доктора запретили ему работать с красками, он взялся за перо и создал несколько автобиографических повестей.

Детство

Родился будущий знаменитый художник 5 ноября 1878 года в небольшом городке Хвалынск под Саратовом. Его отец работал сапожником, мама горничной, поэтому будущее мальчика было предрешено. Он мог стать разве что продолжателем отцовского дела, если бы с детства не научился восторгаться красотой родного края – зелеными садами, лесистыми холмами, берегами Волги. Мальчик рос в гармонии с природой, его любили и опекали бабушки и родители.

Однажды он плавал в Волге, но не рассчитал свои силы и начал тонуть. И только благодаря соседу Илье Захарову остался в живых, тот спас его, как и многих других смельчаков, которых чуть не унесла река. Илья спас многих, но сам утонул, и это печальное событие Кузьма сумел передать в картине «Погибший за других». Это было первое произведение будущего известного художника. На листе железа была нарисована лодка, качающаяся на волнах, тонущие люди и их спаситель Захаров. Тайком от всех Кузьма укрепил эту картину на могильном кресте Ильи, которого похоронили на кладбище староверов.

Первое образование Кузьма получил в четырехклассном городском училище. После его окончания он уехал в Самару, чтобы попытать свои силы в железнодорожном техникуме. У него даже не возникало мысли заниматься живописью. Только после того, как он провалил экзамены, нашел работу вывесочника. Так началась его трудовая биография. Параллельно с этим парень занимался рисованием у художника Федора Бурова. Спустя время Кузьма скажет, что это обучение не приносило никакой пользы для творчества, потому что они ни разу даже не попытались подойти к натуре.

Начало карьеры

Серьезные перемены в жизни юноши начались после того, как в его родном городе побывал архитектор из Петербурга Роберт Фридрих Мельцер. Он познакомился с работами талантливого художника, и дал обещание, что поможет ему поступить на учебу. В 1895-м Петров-Водкин достойно сдал экзамен и стал студентом Центрального училища технического рисования в Петербурге, которое принадлежало барону Штиглицу. Оплачивали обучение Кузьмы богатые хвалынские купцы. Первой работой начинающего художника стал образ Богоматери и ребенка, украсивший церковную аспиду в петербургском Александровском парке.

Через два года Петров-Водкин продолжил обучение в Московском училище живописи, зодчества и ваяния под началом Валентина Серова. Тогда было модно совершенствовать полученные знания за границей, поэтому Кузьма вскоре отправился в Грецию, Италию, Францию. Посетил он и Северную Африку, побывал около жерла вулкана Везувий, в пустыне Сахара подвергся преследованию бедуинов. Постепенно накапливаются впечатления, и совершенствуется техника рисунка. Именно в те годы он создал свои картины «Африканский мальчик», «Семья кочевников», «Кафе».

Кузьма Петров-Водкин с семьей

В те же годы Кузьма устроил и свою личную жизнь. Именно за границей в 1906 году он познакомился с Марией Иованович. В то время он жил в пригороде Парижа, в пансионе Фонтенэ-о-Роз, и страстно влюбился в дочь хозяйки – Мари. Влюбленные поженились и отправились в Россию. С тех пор они больше не расставались. Мария была очень предана супругу, они поселились в Петербурге, где и прошла вся оставшаяся жизнь художника. После его смерти именно Мария сумела сберечь все его творческое наследие и передать его в музеи.

Мир искусства

В 1909-м году Петров-Водкин организовал свою первую персональную выставку. В 1911 году его приняли в состав творческого объединения под названием «Мир искусства». В это время художник создает полотно «Сон», которое прославило его, но зато стало предметом скандала и жарких споров. Илья Репин написал разгромную рецензию на эту картину. Александр Бенуа, напротив, начал ее защищать и назвал настоящим шедевром.

Купание красного коня

Самой значимой работой художника в те годы стала картина «Купание красного коня», особенно ее второй вариант. Первый набросок дошел до нашего времени, его сохранила черно-белая фотография. А во время работы над вторым вариантом, Кузьма увлекся новгородскими иконами, поэтому изобразил коня в красном цвете, точно в таком же виде, как под Георгием Победоносцем на полотнах мастеров Древней Руси.

Первый раз эту картину выставили в 1912-м, когда проходила экспозиция «Мира искусства». Художник Илья Репин после знакомства с ней изменил свое мнение о Петрове-Водкине, и признал, что тот обладает несомненным талантом. В 1914 году полотно представили на «Балтийской выставке» в Швеции. Кузьму наградили медалью и грамотой. Начавшаяся война помешала художнику забрать картину на родину, она находилась в Швеции до 1950-го.

Певец революции

После 1917 года Петров-Водкин занимался преподавательской деятельностью. Он учил талантливую молодежь азам собственной живописной системы. Помимо этого писал портреты и натюрморты, которые называл не иначе, как скрипичными этюдами в преддверии концерта. Характерна его работа под названием «Селедка», на которой изображена рыба в сочетании с куском черного хлеба и парой картофелин. Продукты самые обычные, но для голодающего города немыслимая роскошь.

«1918 год в Петрограде»

Свою следующую картину художник назвал «1918 год в Петрограде», но она прославилась под другим названием – «Петроградская Мадонна» и стала самой трогательной в творчестве Петрова-Водкина. На ней молодая женщина-труженица с ребенком на руках. Она как будто поднялась над суетящейся толпой, ее взгляд наполнен спокойствием и сосредоточенностью, как в лике Богоматери, сошедшей со старой иконы. Она символизирует материнство и надежду на лучшие времена, несмотря на окружающие ее волнения и тревоги.

Спустя десять лет, когда близился юбилей организации Красной Армии, художник создал полотно под названием «Смерть комиссара». На фоне сурового пейзажа и беспорядочного движения солдат изображено бледное лицо комиссара. Его взгляд смотрит вдаль, как будто приказывает солдатам готовиться к бою. Образ комиссара художник писал с поэта Сергея Спасского, полотно получилось сдержанным, и одновременно трагичным.

Картина Петрова-Водкина «Смерть комиссара»

В 1928 году у Петрова-Водкина начались проблемы со здоровьем. Доктора диагностировали у него прогрессирующий туберкулез и категорически запретили работать маслом. Легкие просто не выдерживали такого испытания. Он был вынужден переехать из Ленинграда и поселиться в Детском Селе, где на тот момент проживала творческая элита. Его соседями стали Алексей Толстой, Константин Федин, Вячеслав Шишков. Художник был полон творческих планов, но из-за запрета докторов был вынужден отказаться от работы над картинами. Тогда он пробует свои силы в литературном творчестве. За несколько лет он стал автором двенадцати пьес, двадцати рассказов и трех автобиографических повестей. В одной из них, под названием «Хлыновск», звучит ностальгия по детству и юности, желание вернуться туда, куда дороги нет.

В 1928 году Петрова-Водкина пригласили на Международную выставку искусств в Венеции. В 1936-1937-м годах прошли персональные выставки художника в Москве и Ленинграде.

Памятник Кузьме Петрову-Водкину

У него еще было много творческих задумок, но силы его таяли в борьбе с серьезным недугом. Кузьма Петров-Водкин умер 15 февраля 1939 года. Местом его упокоения стало Волково кладбище Ленинграда.

Картины

Ссылки

  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Источник

Петров водкин биография личная жизнь

Кузьма Петров-Водкин – художник удивительной судьбы, преисполненной невероятными поворотами и зигзагами, считается самой культовой фигурой в истории российской живописи начала прошлого века. И кто бы мог подумать, что рожденный в бедной семье сапожника провинциального городка своим незаурядным талантом и неуемным трудолюбием достигнет таких высот, о которых другим и не мечталось. Да и к тому же испытает невероятную любовь к француженке, ставшей для него путеводной звездой и камертоном, к которому он внимательно прислушивался всю свою жизнь.

Глубже узнавая биографические сведения о жизни этого талантливого художника, все больше и больше проникаешься к нему симпатией. Художник был довольно интересной и многогранной личностью, а его пресловутый авантюризм, решимость и дар пророчества еще при жизни стали легендарными.

Автопортрет. Кузьма Петров-Водкин

Автопортрет. Кузьма Петров-Водкин

Так уж сложилось, что к 27 годам ранимый и романтичный Кузьма, страстно жаждущий любви, был совершенно одиноким. Он сам объяснял это странностями своего характера: очень быстро и сильно привязываться к людям, но так же неожиданно и скоро уходить от них.

Вожделенный Париж и разочарование

Всю жизнь художника в корне изменила поездка во Францию, куда он прибыл весной 1906 года после окончания художественного училища. Наконец-то сбылась заветная мечта начинающего живописца. Он всей душой стремился к истокам, дабы постичь многовековой опыт западной живописи и найти свой собственный стиль. Однако жизнь во французской столице скоро наскучила неуемному Кузьме-Сергеевичу: «Неизвестно почему — настроение в большинстве случаев неважное. Париж совершенно не забавляет — ни своей огромностью, ни движением». Такой душевный настрой стал наталкивать художника на мысль, досрочно вернуться на родину. Так оно может быть и произошло бы если бы не одно «но”.

Счастливая перемена в жизни

Летом, того же года живописец решил съехать из шумной столицы и поселился в недорогом пансионе под Парижем. Местность была изумительной, а сам дом был увит цветущими розовыми кустами, которые росли повсюду. Хозяйка пансиона Жозефина Йованович поселила молодого человека из России в уютной светлой комнате с окнами на чудесный сад. И тот буквально оттаял и душой, и сердцем, получая необыкновенное удовольствие от теплой домашней обстановки, доброжелательного отношения хозяев и обитателей пансиона. Но особо грело душу художника знакомство с одной из дочерей хозяйки — Марой. Именно эта девушка, мечтающая стать профессиональной певицей, в корне изменила дальнейшую жизнь русского художника.

Портрет жены художника. (1906 год).

Портрет жены художника. (1906 год).

Кузьма не на шутку увлекся ею, и однажды, со свойственным ему даром пророка заявил: «Мне видится, вы станете моей женой». Огорошенной таким заявлением, француженке оставалось лишь поинтересоваться, хорошо ли месье подумал? Оказалось, что месье и вовсе не думал… На него просто снизошло озарение. Кузьма тут же уговорил ее позировать для портрета, а во время одного из сеансов сделал девушке предложение стать его женой. И уже в конце осени 1906 года молодые люди, расписавшись в местной мэрии, отпраздновали в узком кругу близких и друзей гражданскую свадьбу и переехали жить в Париж.

«Я нашел на Земле женщину…»

Чета Петровых-Водкиных.

Чета Петровых-Водкиных.

«Ты первая заполнила одиночество моей жизни… Я был для других как пророк, всегда сильный и радостный, для которого не существовало страдания, но сам я замерзал… Я нашел на Земле женщину… На нашем небосклоне взошло солнце, мы заключены один в другом. Наши сердца открыты друг для друга. Теперь мы перенесем все, что пошлет нам жизнь, так как нас двое и нам нечего страшиться на Земле ни за себя, ни за нашу любовь», — так писал Кузьма Сергеевич Маре из Северной Африки, куда через год после свадьбы отправился в путешествие. Да уж, что и говорить, мог Кузьма не только мастерски орудовать кистью и красками, но и очень красноречиво выражаться пером.

Венчание в России

Кузьма Петров-Водкин с женой Марией Федоровной.

Кузьма Петров-Водкин с женой Марией Федоровной.

В 1910 году чета Петровых-Водкиных переехала на родину художника, в Хвалынск, где, согласно православным законам хотела обвенчаться. Но, так как Мара была католичкой, а Кузьма – православным, священник отказал молодым в совершении венчального обряда. Но Кузьму Сергеевича отказ священника не остановил, он все же уговорил батюшку обвенчать его с любимой женщиной, пообещав создать большую роспись в церкви. В итоге обряд венчания был совершен в Крестовоздвиженской церкви 28 августа. Обещанную роспись — «Распятие Христово» Кузьма Сергеевич, конечно же, выполнил. И с тех пор число “28” художник стал считать своим счастливым числом.

Портрет жены художника.

Портрет жены художника.

Маре, которую в России нарекли Марией Федоровной, досталась непростая, но счастливая доля — быть любимой женщиной художника, Музой, моделью, верной женой. Для этого ей пришлось пожертвовать родиной, карьерой певицы, привычным образом жизни и наряду с этим навсегда подчинить свою жизнь служению таланту своего супруга. Однако женщина была безмерно счастлива своей роли жены, так как была нежно любима и сама любила. К тому же, невзирая на огромную разницу в ментальном воспитании, она всегда очень тонко чувствовала и живопись своего мужа, и его проблемы. Она часто была своеобразным камертоном, к которому Кузьма Сергеевич очень внимательно и доверительно прислушивался.

Когда же супругам приходилось ненадолго разлучаться, художник очень сильно тосковал и часто писал домой письма, полные нежности и любви: «Думаю о тебе и о своей работе — это все, что у меня есть. Хочу передать тебе немного моей веселости, а когда я печален, мне хочется быть подле тебя, подле твоего сердца и сидеть там тихо-тихо, чтобы забыть все мои печальные думы… Я рад, что у меня есть моя Мара, мой маленький товарищ, моя гордая и честная жена, которая с полной доверчивостью входит в мою необычную и тяжелую жизнь. Знай, что ты занимаешь первое место в моих мыслях и желаниях… Я нашел свою Эвридику!»

В ожидании чуда

 Мать с младенцем.

Мать с младенцем.

Единственное, что омрачало их счастье, так это то, что за шестнадцать лет их супружеской жизни Мария Федоровна не могла родить ребенка, о котором очень мечтал художник. Он, словно заклиная судьбу и вымаливая у небес наследника, неустанно рисовал мадонн с младенцами на руках.

Портреты дочери Елены.

Портреты дочери Елены.

И, как говорится в таких случаях, Бог услышал его молитвы. Омрачало лишь одно – долгожданная беременность 37-летней супруги проходила под большим риском и для ее здоровья, и для жизни еще не рожденного малыша. Но к счастью, все обошлось, и Мария Федоровна родила Петрову-Водкину прекрасную дочь Елену.

Дочь художника.

Дочь художника.

Портрет дочери художника. (1935 год).

Портрет дочери художника. (1935 год).

Прощенная измена

Семья художника. Эскиз.

Семья художника. Эскиз.

Но, как оказалось, не все было так безоблачно в счастливом семействе. В то время, когда Мария Федоровна была на сносях, в их доме поселилась ее близкая подруга Натюня – пианистка Наталья Кальвайц, которая внесла в жизнь Петровых-Водкиных «веселую, полную романтизма, ребячески беззаботную… атмосферу».

Семья Петровых-Водкиных.

Семья Петровых-Водкиных.

И все было бы ничего, если бы через пять месяцев после появления на свет маленькой Лены, Натюня также не родила художнику дочку – Марию. Такой неожиданный поворот событий очень потряс и без того изможденную беременностью и родами супругу художника, Марию Федоровну, которая очень переживала по этому поводу. К счастью, вскоре Наталья Кальвайц с ребенком уехала к родителям в Польшу, и их следы затерялись.

Жена художника.

Жена художника.

Петровы-Водкины, несмотря на перенесенные житейские тяготы и измену, сумели сохранить свои теплые чувства друг к другу и прожили вместе 32 года. Последние десять лет супружеской жизни были сложными для семьи, так как в 1928-м у Петрова-Водкина открылся туберкулез. Врачи строго-настрого запретили художнику писать маслом. И даже после такого приговора, невзирая на тяжелую болезнь, Петров-Водкин постоянно строил далеко идущие планы, многим из которых так и не суждено было сбыться. Скончался живописец в 1939 году и похоронен на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге.

Истинная любовь – бессмертна

А спустя годы после смерти художника, Мария Федоровна передала в дар его родному городу Хвалынску фотоархив, письма, документы, личные вещи, графические и живописные работы (всего около 90 экспонатов). И на склоне своих лет женщина написала мемуары «Мой великий русский муж», в которых тепло и душевно рассказала о совместной жизни с гениальным художником.

Мария Федоровна.

Мария Федоровна.

И размышляя о брачном союзе Кузьмы Сергеевича и Марии Федоровны, основой которого были истинная любовь, преданность и родство душ, невольно хочется сказать, какое счастье, что у гениального художника была такая чуткая, восприимчивая и всепонимающая жена.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Выдумщик, авантюрист, пророк и «талантище» Кузьма Петров-Водкин : 10 интереснейших фактов из жизни художника.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник