Певец лемешев биография личная жизнь
Сергей Лемешев — выходец из бедной крестьянской семьи — уже к 30 годам стал известен всей стране. Долгие годы он выступал на сцене Большого театра со своей любимой ролью — партией Ленского из «Евгения Онегина». Тенор исполнил ее более 500 раз.
40 верст пешком, чтобы исполнить арию Ленского
Сергей Лемешев родился в селе Старое Князево Тверской губернии в бедной крестьянской семье. У обоих его родителей — Якова Лемешева и Акулины Шкаликовой — были красивые, звучные голоса. Мать Лемешева пела в церковном хоре и считалась лучшей певицей в деревне.
Сергей рано остался без отца: ему еще не было и 10 лет, когда глава семьи скончался от чахотки. В 1914 году Лемешев окончил 4-й класс церковно-приходской школы и вместе с дядей отправился в Санкт-Петербург — обучаться сапожному делу. Но после начала Октябрьской революции вернулся в родную деревню и поступил вместе с братом Алексеем в местную художественно-ремесленную школу. Однажды ее директор Николай Квашнин услышал, как Сергей Лемешев пел. Он пригласил мальчика в гости и познакомил со своей женой, Евгенией Квашиной. У той было консерваторское образование, и она предложила учить Лемешева певческому мастерству и нотной грамоте. Именно в ремесленной школе Квашнина юный певец выучил арию Ленского из оперы Чайковского «Евгений Онегин», которая спустя годы стала его визитной карточкой.
Зимой 1919 года Лемешев пешком отправился в Тверь — за 40 верст. Он хотел выступать в центральном городском клубе самодеятельности. Руководитель клуба Николай Сидельников прослушал весь репертуар молодого певца: русские песни, арии Ленского, Надира и Левко. Сергей Лемешев выступил в клубе в первый же свой вечер в Твери. Его концерт так понравился публике, что молодого певца долго не отпускали со сцены. Однако на работу Лемешева не взяли, и ему пришлось отправиться домой.
Через полгода он вернулся в Тверь, но уже для того, чтобы поступить в кавалерийское училище. Параллельно Сергей Лемешев полтора года учился в музыкальной школе у Сидельникова — за это время они стали близкими друзьями. Частные уроки у Николая Сидельникова певец брал еще долго, даже когда стал знаменит.
Студент Московской консерватории и ученик Станиславского
Сергей Лемешев. Фотография: chtoby-pomnili.com
Сергей Лемешев. Фотография: chtoby-pomnili.com
Сергей Лемешев. Фотография: chtoby-pomnili.com
Через полтора года, в 1921 году, Лемешев поехал поступать в Московскую консерваторию. Молодому певцу удалось стать студентом, хотя конкурс был огромный — на 25 мест подали более 500 заявок. В консерватории Лемешев попал в класс Назария Райского, известного вокального педагога.
«Я считал, что учиться пению просто и приятно, а это оказалось столь мудрено, что и осилить-то почти невозможно. Я никак не мог понять, как надо петь правильно! То упускал дыхание и напрягал мышцы горла, то мне начинал мешать язык. И все же я был влюблен в свою будущую профессию певца, которая казалась мне лучшей на свете».
Сергей Лемешев не только занимался в классе Райского, который развивал его технику, но брал уроки у других педагогов — супругов Соколовых, Надежды Кардян, Людмилы Звягиной. Своим вторым университетом певец считал Большой театр. Там он услышал выступление Федора Шаляпина и Леонида Собинова, которого особенно любил: «У Леонида Витальевича Собинова была своеобразная, одному ему присущая манера образования звука. И это придавало особое очарование его пению».
Первый сольный концерт Сергея Лемешева прошел в 1924 году на сцене Российского института театрального искусства. За него певец получил внушительный по тому времени гонорар — 175 рублей, на который он построил для матери и брата новую избу.
В этом же году Лемешева приняли в оперную студию Константина Станиславского.
«Под непосредственным руководством великого мастера русской сцены я приступил к изучению своей первой роли — Ленского.
Конечно, всю пушкинскую характеристику Ленского, как, впрочем, и весь роман, я знал наизусть и, мысленно твердя его, непрестанно вызывал в своем представлении, в своих чувствах ощущение образа юного поэта».
«Артист, озаряющий счастьем»
Сергей Лемешев. Фотография: bolshoi.ru
Сергей Лемешев. Фотография: bolshoi.ru
Сергей Лемешев. Фотография: bolshoi.ru
В 1925 году Лемешев окончил консерваторию. На выпускном экзамене он пел две партии — Водемона из оперы Петра Чайковского «Иоланта» и Ленского. Вскоре певца пригласили в Свердловский оперный театр имени Анатолия Луначарского (сегодня — Екатеринбургский театр оперы и балета). Директор обещал молодому исполнителю главные роли, и Сергей Лемешев согласился. В Свердловске он проработал около года, затем два сезона солировал в Русской опере в Харбине, а в 1929–1931 годах пел в Тифлисском театре оперы и балета. Здесь его услышал оперный певец Александр Пирогов, он посоветовал молодому певцу попробовать свои силы в Большом театре.
В 1931 году Лемешев дебютировал на сцене Большого в роли Царя Берендея в опере «Снегурочка». После этого выступления его зачислили в труппу.
«Есть только один [артист], которого я особенно люблю — и не только как товарища по искусству, но прежде всего как артиста, озаряющего счастьем! Это — Сергей Яковлевич Лемешев. Его глубокое искусство, драгоценный сплав голоса и высокого мастерства, результат большой и упорной работы, — все это несет печать мудрой простоты и непосредственности, проникая вам в сердце, задевая сокровеннейшие струны».
Долгие годы певец был одним из ведущих теноров Большого театра. За это время Лемешев исполнил множество партий: герцога в «Риголетто», Ромео в «Ромео и Джульетте», Фауста, Левко в «Майской ночи». Но коронной ролью певца оставалась партия Ленского в «Евгении Онегине» — за свою жизнь он исполнил ее 501 раз.
В 1939 году певец первый и последний раз снялся в кино. Он сыграл шофера Петю Говоркова в фильме «Музыкальная история». Несмотря на успех фильма, Сергей Лемешев на экране больше не появлялся. О съемках в кино он говорил: «На экране — не в театре, здесь ничего не исправишь».
Концерты с одним легким
С началом Великой Отечественной войны основной состав Большого театра эвакуировали в Куйбышев, однако Лемешев, Сергей Обухов, Елена Катульская и Елена Степанова остались в Москве. Театр работал даже во время войны. Пока на сцене Ленский стрелялся с Онегиным, в небе разворачивалась своя дуэль — между советскими летчиками и немецкими бомбардировщиками. Генерал Иван Журавлев говорил Лемешеву: «Как это хорошо, что вы остались! Сейчас так важно, чтобы Большой театр работал. Ведь это символ нашего города. Символ непобедимости».
В октябре 1941 года Сергей Лемешев сильно простудился, у него началось воспаление легких. Болезнь прогрессировала, поэтому врачам пришлось «отключить» правое легкое. Лемешеву больше нельзя было петь, однако он упорно разрабатывал голос, и со временем врачи разрешили выходить на сцену.
«Поначалу я не мог петь, задыхался — ведь работало одно легкое. Врачи разрешили одно-два выступления в месяц, однако я приспособился и пел три-четыре спектакля в месяц до 1948 года».
К 1957 году Лемешев перестал гастролировать, но периодически возвращался на сцену Большого театра — вплоть до 1965 года. Он посвятил себя режиссуре и педагогике: руководил кафедрой оперной подготовки и кафедрой сольного пения в Московской консерватории, а также вел передачи на Всесоюзном радио и был руководителем его вокальной группы.
В 1972 году певец дал юбилейный концерт. Несмотря на жару, больные легкие и недавний инфаркт, Лемешев в последний, 501-й раз исполнил свою любимую роль — партию Ленского. Зал аплодировал ему стоя.
Сергей Лемешев умер 26 июня 1977 года. Похоронили оперного певца на Новодевичьем кладбище.
Источник
Биография
Лемешев Сергей Яковлевич – выдающийся советский оперный певец, лирический тенор, лауреат правительственных наград и званий.
Будущий певец родился 10 июля 1902 года в деревне Старое Князево под Тверью. И у отца мальчика, Якова Степановича, и у его матери был отличный слух и прекрасные вокальные данные. Акулина Сергеевна пела в церковном хоре и считалась лучшей певицей в деревне.
Отец Сергея подался в Тверь на заработки, и его маме приходилось нянчиться одной с тремя малыми ребятишками, да еще и хозяйство вести. Вскоре детей осталось двое; Сергей и Алексей, братья-погодки, были очень дружны и старались помогать матери.
Сергей Лемешев в детстве
Сережа с детства любил петь, преимущественно народные, лиричные песни. Стесняясь своего увлечения, мальчик давал себе волю лишь в лесу, отправляясь по грибы или ягоды в одиночку.
Когда пареньку исполнилось четырнадцать лет, отцовский брат отвез его в Санкт-Петербург учиться сапожному мастерству. Ремесло приносило совсем скромный доход, зато юный Лемешев впервые увидел огни большого города, узнал, что такое кинематограф, театр, опера. Изумлению юноши не было предела, когда он понял, что пение может быть не только развлечением, но и профессией, приносящей немалые деньги.
Кто знает, куда бы завели Сергея его фантазии и размышления, но тут грянула Октябрьская революция, и дядя с племянником решили вернуться в родную деревню от греха подальше.
Сергей Лемешев в молодости
Отец Сергея Лемешева умер, когда его сыновья еще не достигли совершеннолетия, и Акулина Сергеевна осталась совсем без средств к существованию. Она устроилась на работу в школу-мастерскую, открывшуюся в бывшей дворянской усадьбе.
Самое удивительное, что бывшие владельцы усадьбы, Квашнины, не только не подверглись гонениям со стороны новой власти, напротив, Николаю Александровичу Квашнину, заслуженному архитектору, эти самые власти поручили организовать школу для способных крестьянских ребятишек в его бывшем имении.
Сергей Лемешев в молодости
В школу Квашнина Сергей и Алексей Лемешевы попали благодаря собственным талантам. Братья брались за любую работу, молотили хлеб, ходили в ночное. Именно за этим занятием, когда пареньки дружно распевали народные песни, сторожа лошадей, и застал их Николай Квашнин.
Моментально распознав талантливых самородков, он пригласил ребят в свою школу обучаться пению. Алексей лишь посмеялся над этим предложением, считая профессию певца несерьезной, а Сергей целиком отдался занятиям.
Сергей Лемешев в молодости
С юным дарованием занималась супруга Квашнина, Елена Николаевна, в свое время окончившая Саратовскую консерваторию. Она считала, что у Алексея голос был и сильнее, и богаче, а у Сергея – лиричнее, глубже и проникновеннее.
Занятия велись не только по вокалу и нотной грамоте, Лемешев восполнял пробелы в образовании в области грамоты, литературы, истории, изучал французский и итальянский языки. Именно здесь Сергей выучил арию Ленского, ставшую главной в его певческой биографии.
Образование
Зимой 1919 года Сергей Лемешев в валенках и ватнике по морозу пешком прошагал сорок верст до Твери, решив кардинально изменить свою судьбу, пробившись в мир большой музыки. Переночевав у знакомых, утром парнишка явился в центральный городской клуб самодеятельности, руководителем которого был Николай Михайлович Сидельников. Сидельников прослушал весь репертуар молодого певца и разрешил ему выступить на вечернем концерте в клубе.
Успех Лемешева у тверской публики был оглушительным. Все ему советовали продолжать певческую карьеру, однако делом помочь никто не смог, и Сергей отправился домой тем же путем, каким и пришел в Тверь. Через полгода юноша вновь вернулся в город, поступил в кавалерийское училище, где получил жилье, форму, пропитание и небольшое денежное пособие. Это дало ему возможность посещать местные театры и концерты, услышать Собинова, Нежданову, а заодно полтора года отучиться в музыкальной школе под руководством все того же Сидельникова.
Сергей Лемешев на сцене
В 1921 году состоялось событие, о котором Лемешев давно мечтал. Его приняли в Московскую консерваторию. Направление на учебу было подписано Военкомом Тверских курсов по рекомендации местного отдела искусств. Но самое удивительное состояло в том, что Сергей прошел приемную комиссию при жесточайших условиях отбора. На имевшихся двадцать пять мест было подано более пятисот заявок.
С 1921 по 1925 годы Лемешев обучался в консерватории на курсе Райского. Этот замечательный педагог, в прошлом оперный и камерный певец, был известен своей любовью к не заезженному репертуару и великолепным знанием вокальной литературы. В консерватории Сергей внезапно открыл, что до сих пор неправильно использовал свой голос и прочие данные, и ему пришлось заново учиться правильно дышать во время пения.
Сергей Лемешев на сцене
Во время учебы студентам приходилось сидеть на скудном пайке, поскольку время было военное, тяжелое. Однако все невзгоды Лемешев переносил стоически, будучи окрылен музыкой и сбывающейся мечтой о профессии певца. Вторым, неформальным местом учебы для молодого человека стали залы консерватории и сцена Большого театра, где в те времена выступали непревзойденные оперные кумиры: Собинов и Шаляпин.
Поступив в консерваторию, Сергей Лемешев не ограничился одним лишь курсом Райского, который развил его технические данные, но не уделял достаточно внимания вокалу певца, считая его слабым. Студент предпринял несколько попыток развить свое мастерство, сделав его разноплановым.
В этом юному таланту помогали такие опытные педагоги, как Надежда Григорьевна Кардян, Людмила Юрьевна Звягина и супруги Соколовы, Анна Петровна и Иван Николаевич. Они направили Лемешева по верному пути, и, благодаря упорным занятиям, Сергей сумел развить свой голос до глубокого и сильного лирического тенора, способного на самые сложные первые партии.
Сергей Лемешев
Успех окрылил молодого певца, и он решил заявить о себе широкой публике, дав сольный концерт. Всеобщими усилиями концерт состоялся на сцене ГИТИСа и Лемешев имел оглушительный успех. Весь свой гонорар от первого выступления он истратил, купив матери новый дом.
В 1924 году Сергей Лемешев поступил в студию Станиславского, где больше года проходил обучение сценическому мастерству и технике параллельно учебе в консерватории. По окончании консерватории певец записался на прослушивание в Большой театр. Тогда же ему поступило заманчивое предложение от директора Свердловского театра оперы Арканова.
Арканов, присутствовавший на прослушивании, уговорил Сергея заключить годовой контракт. Главным аргументом при этом выступал тот факт, что в Большом театре Лемешеву достанутся лишь вторые партии, Арканов же сулил первые роли. Так оно и вышло.
Карьера
С 1926 по 1931 годы Сергей Лемешев пел на сцене Свердловского театра оперы, затем, вместе со специально созданной труппой провел два сезона в Харбине. Завершились «гастроли» уже ставшего для многих кумиром оперного певца двумя сезонами в Тифлисе (нынешний Тбилиси).
В 1931 году, будучи опытным певцом, Сергей Лемешев вновь решил попытать счастья в Большом театре. На этот раз его не только приняли, но и сразу поставили на ведущий репертуар. Вместе с ближайшим соратником по сцене Иваном Козловским Лемешев был ведущим тенором Большого театра вплоть до 1957 года.
Сергей Лемешев и Иван Козловский
За это время он исполнил заглавные партии в следующих операх:
- «Лакме»;
- «Снегурочка»;
- «Севильский цирюльник»;
- «Садко»;
- «Золотой петушок»;
- «Руслан и Людмила» и в десятках других постановок.
Однако любимой ролью и своего рода визитной карточкой певца на всю жизнь осталась партия Ленского из «Евгения Онегина». В общей сложности Лемешев исполнил эту партию пятьсот раз, и в пятьсот первый – в честь своего юбилея в июне 1972 года.
После 1957 года Сергей Яковлевич периодически возвращался на сцену Большого театра вплоть до 1965 года, все свободное время отдавая режиссуре и педагогике.
Сергей Лемешев за фортепиано
Сергей Лемешев – человек в своем роде уникальный. Пение и вокальное мастерство составляли большую часть его жизни, он умел вложить в своих сценических героев столько чувства и характера, что зрителя не покидало ощущение истинности того, что происходит на сцене. Лемешев, обладая красивым тембром и голосом от природы, сумел развить свой талант до максимальной степени, его голос обрел мощность и глубину, покоряя сердца и вызывая искренние слезы на глазах слушателей.
Он никогда не прекращал заниматься самообразованием и самосовершенствованием, исполняя эстрадные песни, камерные партии и романсы наряду с оперной партитурой. Лемешев с гордостью говорил, что в его репертуаре есть все сто романсов Чайковского, и они во многом помогли ему в работе над оперными ролями.
Наряду с романсами Лемешев любил народные песни, как русские, так и зарубежные. Особой популярностью пользовалась неаполитанская песня «Скажите, девушки, подружке вашей…» в его исполнении. Ее, как и некоторые другие произведения из репертуара Сергея Лемешева, впоследствии очень тонко и проникновенно пела Анна Герман.
Фильмы и режиссура
Во время войны Сергей Лемешев, как и многие артисты, не отсиживался в тылу, а выступал с фронтовыми бригадами, поддерживая моральный дух бойцов. Именно тогда артист сильно заболел, и обычная простуда обернулась воспалением легких, а затем и туберкулезом.
После страшного диагноза врачам пришлось «отключить» певцу одно легкое. Ему категорически запретили выступать, но Лемешев не собирался сдаваться. Он тренировался, постепенно разрабатывая оставшееся легкое, и вскоре вновь вышел на сцену.
Сергей Лемешев и Зоя Федорова в фильме “Музыкальная история”
В 1939 году артист единственный раз снялся в кино – в картине «Музыкальная история». Партнершей Лемешева по фильму стала актриса Зоя Федорова. После выхода картины Лемешева стали буквально преследовать поклонницы. Они встречали его на выходе из театра, дежурили возле дома.
Девушки и женщины влюблялись в певца без оглядки, бросали семьи и следовали за своим кумиром повсеместно. Сергей Яковлевич и впрямь был хорош собой, о чем свидетельствуют многочисленные фото и кинокадры, – высокий, стройный, светлоглазый. Однако секрет его обаяния крылся не во внешности, а в чарующем голосе.
Сергей Лемешев в последние годы
Будучи в преклонных годах, Лемешев посвящал много времени обучению студентов. В 1951-1961 и с 1969 по 1971 годы он преподавал в Московской консерватории.
Сергей Лемешев поставил две оперы. Первой была «Травиата», а в 1957 году Лемешев поставил «Вертера» на сцене Большого театра, где и исполнил заглавную партию.
Личная жизнь
Личная жизнь певца была наполнена любовью. Мало того, что ни одна красавица не могла устоять перед его обаянием и чарующим голосом, так и сам Сергей Яковлевич был удивительно влюбчив. Влюблялся он быстро и страстно, с легкостью переходя от предыдущей пассии к новому идеалу красоты.
Его партнерши и жены (а женат был Сергей Лемешев целых пять раз) мирились с причудами супруга. Все женщины певца, как одна, были умницами, красавицами, потомственными интеллигентками и даже умудрялись дружить с его поклонницами.
Сергей Лемешев с женой Ириной Масленниковой
В юности Сергей влюблялся неоднократно и два раза даже собирался жениться: на односельчанке Грушеньке и на Галине Квашниной. Замужества не состоялись, но обе женщины до самой смерти любили Сергея.
Первой женой артиста стала Наталья Соколова, дочь его преподавателя. Вторая супруга Алиса Корнева-Багрин-Каменская ушла от него, не вынеся измен, как и третья спутница Лемешева, актриса Любовь Вазер.
Сергей Лемешев с женой Верой Кудрявцевой
В четвертом браке с Ириной Масленниковой у Сергея Яковлевича родилась единственная дочь Мария, впоследствии тоже ставшая певицей. Последний, пятый союз певца с оперной дивой Верой Кудрявцевой оказался самым счастливым и продлился 25 лет.
Смерть
Сергей Лемешев скончался 26 июня 1977 года. Творчеству великого певца посвящен документальный фильм «Эхо великих голосов», повествующий о двух главных тенорах Большого театра – Сергее Лемешеве и Иване Козловском, а также немало книг и биографических исследований.
Источник