Писатель юрий нагибин личная жизнь дети

Писатель юрий нагибин личная жизнь дети thumbnail

Биография

Личность Юрия Нагибина в некотором роде феноменальная в истории советской литературы. В течение полувека менялись правители, цензура то ослабевала, то снова перекрывала воздух прозаикам и поэтам. Нагибин никогда не писал в стол, умел подстраиваться под новые литературные веяния. При этом, как сказал Андрон Кончаловский, сочинял произведения, которые останутся в памяти читателей как образцы классической прозы.

Детство и юность

В биографии Нагибина немало удивительных фактов. Так, имя настоящего отца писатель узнал, будучи взрослым. Кирилла Нагибина расстреляли. Он так и не успел увидеть сына. Однако участник Антоновского мятежа, дворянин по происхождению, успел написать письмо другу Марку Левенталю с просьбой позаботиться о жене и ребенке, который скоро появится на свет.

Юрий НагибинЮрий Нагибин

Адвокат Левенталь сдержал обещание: дал мальчику свою фамилию. В Ксению Алексеевну, мать будущего писателя, он был давно влюблен. В 1927 году Левенталя отправили в ссылку. Мать вскоре вышла замуж в третий раз – за неизвестного сегодня прозаика Якова Рыкачева. Этот человек поощрял литературные начинания пасынка.

Но третьего мужа Ксении Алексеевны ожидала участь предшественников. Репрессии 1937 года не обошли стороной семью Рыкачева: писателя посадили за год до того, как Юрий получил аттестат зрелости и подал документы в медицинский институт.

Юрий Нагибин в молодостиЮрий Нагибин в молодости

Врачом Нагибин не стал. Однажды в числе прочих студентов побывал в морге. Картина, которую там увидел, отбила желание учиться в мединституте. Решил стать сценаристом. К тому времени молодой писатель уже опубликовал первый рассказ. Нагибин перевелся во ВГИК, но проучился недолго. Началась война.

На фронте Нагибин работал инструктором политотдела: выпускал пропагандистские листовки, разбирал вражеские документы. В 1942 году получил контузию. До конца войны проработал корреспондентом. Даже в те годы продолжал писать прозу. Первый сборник вышел за два года до Великой Победы.

Литература

Ни один успешный советский писатель не писал то, что думает. Нагибин – не исключение. В 60-е по Москве ходили слухи о несметных богатствах писателя. Книги Нагибина печатали, по его сценариям снимали фильмы. Но писательской удовлетворенности не было. Искренним и откровенным сочинением стал «Дневник», опубликованный после смерти автора.

Писатель Юрий НагибинПисатель Юрий Нагибин

В начале 50-х заработок составляли гонорары, получаемые за статьи. Нагибину приходилось сочинять невероятные истории, дабы выжить. Так, в сталинские времена появилась заметка о цыганах, прибывших на кибитках к избирательному участку, чтобы отдать голоса за «вождя». Нагибин получал за невероятные сюжеты неплохие гонорары и называл подобное творчество халтурой.

По словам Кончаловского, писатель дорого заплатил за место под солнцем. Да и сам Нагибин считал, что халтура разрушает душу художника. Причем стремительнее, чем алкоголь, к которому он, как и прочие мастера слова, был неравнодушен.

Книга Юрия НагибинаКнига Юрия Нагибина

Сейчас рассказы советского классика изучают школьники на уроках литературы. В «Зимнем дубе» рассказано о сложных взаимоотношениях молодой учительницы и Савушкина – ученика посредственного, но умеющего ценить красоту родного края. Взаимоотношению человека с природой посвящен рассказ «Эхо». В коротком произведении «Котят топят слепыми» рассказано о спившемся солдате, повидавшем на своем веку много горя, бывавшем на передовой, но неспособном лишить жизни животного.

В ранних произведениях Нагибин рассказывает о детстве, школьных друзьях. Немалое внимание писатель уделял и военной теме. В конце 60-х написал сценарий к киноленте «Бабье царство». Фильм посвящен сельским жительницам, оставшимся без мужской поддержки после войны.

Юрий Нагибин в кабинетеЮрий Нагибин в кабинете

Повести и рассказы Нагибина разные по содержанию. В 80-90-е советские писатели высказали все, о чем молчали десятилетиями. Не остался в стороне и Нагибин, опубликовав несколько неожиданных произведений. В литературном журнале появилась повесть «Терпение», вошедшая в трилогию, посвященную инвалидам, не пожелавшим возвращаться после войны домой. Герои Нагибина – люди, которые понимали, что в мире здоровых, физически полноценных людей они лишние, а потому поселились на острове Богояр.

Личная жизнь

Детей у Нагибина не было. Как утверждала вдова писателя, Юрий Маркович относился к продолжению рода очень серьезно. После событий в Чехословакии, произошедших в конце 60-х, сказал жене:

«В этой стране детей заводить нельзя».

Первой женой стала Мария Асмус, дочь преподавателя Литературного института. С ней он прожил два года. Затем женился на дочери Ивана Лихачева – политического деятеля, основателя отечественного автомобилестроения. Но и этот брак оказался недолгим – всего пять лет.

Юрий Нагибин и его первая жена Мария АсмусЮрий Нагибин и его первая жена Мария Асмус

Третья жена прозаика – Елена Черноусова, о которой ничего не известно. Четвертая – Ада Паратова. С популярной в те годы артисткой эстрады Нагибин сохранил теплые отношения и после развода. В пятый раз писатель женился на Белле Ахмадулиной. Эпизод из личной жизни Нагибина отразил в книге воспоминаний Василий Аксенов.

В некогда нашумевшей «Таинственной страсти» рассказано о некоем литераторе, который, внезапно вернувшись домой, находит жену в компании двух женщин. Обстановка в спальне говорила о том, что вечер дамы провели отнюдь не за милыми дружескими беседами. Имена автор изменил. Однако биографы писателя полагают, что Аксенов отразил в книге сцену из семейной жизни Нагибина.

Юрий Нагибин и его пятая жена Белла АхмадулинаЮрий Нагибин и его пятая жена Белла Ахмадулина

С Ахмадулиной прозаик прожил восемь лет. Давая интервью газете «Собеседник» в 2012 году, Алла Нагибина, шестая и последняя жена писателя, подтвердила слухи. Прототипы сцены, описанной Аксеновым, – ее покойный муж и знаменитая советская поэтесса. Согласно словам вдовы Нагибина, Ахмадулина не хотела расставаться с писателем, который в отличие от большинства коллег много зарабатывал, пользовался уважением чиновников. Но Юрий Маркович настоял на разводе: поэтесса чрезмерно любила застолья и нестандартные сексуальные эксперименты.

Повезло Нагибину только в последнем браке. С Аллой Григорьевной писатель прожил четверть века, хотя они имели мало общего. Алла родилась в Ленинграде в тот год, когда ее будущий муж оканчивал школу. Она не любила вспоминать детство. Он же отразил события ранних лет в трогательно-ностальгической манере в сборнике «Чистые пруды».

Юрий Нагибин и его шестая жена АллаЮрий Нагибин и его шестая жена Алла

С популярным писателем Алла познакомилась в 1966 году. Произведениями Нагибина тогда уже зачитывалась вся страна. Незадолго до первой встречи на экраны вышел фильм «Председатель», снятый по сценарию Нагибина. Сначала Нагибин ездил в Ленинград. Однако поездки из Москвы в Северную столицу быстро утомили. Писатель сделал Алле предложение, как только оформил развод с Ахмадулиной.

Знаменитый прозаик всегда выглядел элегантно. Нагибин покорял женщин аристократическими манерами, которые перенял от матери-дворянки. Виктория Токарева о нем сказала так:

«Он был красавцем и этим отличался от всего писательского поголовья».

Но Нагибин выгодно смотрелся на фоне коллег не только благодаря костюмам, которые приобретал во время заграничных поездок. Писатель прослыл рафинированным интеллектуалом: читал Гете в подлиннике и цитировал Пруста в оригинале.

Читайте также:  Светлана аллилуева ее дети личная жизнь

Юрий Нагибин в последние годыЮрий Нагибин в последние годы

Слава к Нагибину как к сценаристу пришла в середине 60-х. На экраны вышла кинолента, которая на сегодняшних зрителей не производит впечатление, «Председатель». Однако для тех времен фильм о колхозном быте оказался чересчур смелым. Киноленту долго не пропускали, из-за чего у автора сценария случился инфаркт. Но все же премьера состоялась. Афиши с фото Михаила Ульянова были повсюду. Актер получил известность благодаря Нагибину, который выбрал его на главную роль.

Смерть

Спустя 17 лет после выхода «Председателя» писатель снова перенес инфаркт. Тогда он предсказывал причину смерти, которая настигнет его в 1994 году. Говорил, что однажды сердце его разорвется и случится это во сне. Так и произошло.

Могила Юрия НагибинаМогила Юрия Нагибина

Последние годы Нагибин провел за границей, но умер в родном городе. Вычитал рукопись «Дневника», заснул и больше не проснулся.

Библиография

  • 1943 – «Человек с фронта»
  • 1945 – «Рассказы о войне»
  • 1955 – «Зимний дуб»
  • 1959 – «Последний штурм»
  • 1962 – «Чистые пруды»
  • 1965 – «Трудный путь»
  • 1975 – «Эхо»
  • 1977 – «Остров любви»
  • 1986 – «Лунный свет»
  • 1994 – «Бунташный остров»
  • 1995 – «Дневник»

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 11 августа 2020; проверки требует 1 правка.

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Нагибин.

Юрий Маркович Нагибин
Дата рождения 3 апреля 1920[1][2][3][…]
Место рождения
  • Москва, РСФСР[1]
Дата смерти 17 июня 1994[2][4][5][…](74 года)
Место смерти
  • Москва, Россия[3]
Гражданство (подданство)
  •  СССР
  •  Россия
Род деятельности писатель, сценарист, журналист, детский писатель, мемуарист, писатель-фантаст, специальный корреспондент
Жанр проза, рассказ, повесть
Язык произведений русский
Дебют «Двойная ошибка»
Награды
Произведения в Викитеке
Цитаты в Викицитатнике

Ю́рий Ма́ркович Наги́бин (3 апреля 1920, Москва — 17 июня 1994, Москва) — русский писатель, журналист и прозаик, сценарист, автор мемуаров.

Биография[править | править код]

Настоящий отец будущего прозаика Кирилл Александрович Нагибин погиб в 1920 году. Он был дворянином, и его расстреляли как участника белогвардейского восстания в Курской губернии (по словам самого писателя, был расстрелян на реке Красивая Меча в 1920 году «за сочувствие мужикам»[6]). Родившегося в Москве 3 апреля 1920 года сына, мать Ксения Алексеевна воспитывала вместе с Марком Яковлевичем Левенталем, которому, как писал Юрий Нагибин, «я обязан намного больше, чем случайно зачавшему меня „другу русских мужиков“»[7]. Будущий писатель получил отчество Маркович и никто не узнал о его дворянском происхождении. Это позволило ему с отличием окончить школу и беспрепятственно поступить на сценарный факультет ВГИКа. Марка Левенталя в 1937 году сослали в Кохму Ивановской области, где он и умер в 1952 году.

О Ксении Алексеевне, матери Нагибина рассказывает в своих воспоминаниях «Четыре друга на фоне столетия», записанных писателем и журналистом Игорем Оболенским, близкий друг Юрия Марковича — Вера Прохорова:

Я хорошо знала его мать. Ксения Алексеевна красавица была невероятная — тонкие черты лица, золотые волосы. Она была жёстким человеком, довольно острым на язык. Юрку обожала. Хотя когда я спросила её, хотела ли она ребенка, Ксения Алексеевна ответила: «Вы с ума сошли, Вера, я со всех шкафов прыгала, чтобы случился выкидыш. Но сын всё равно родился. Лишь когда мне его принесли покормить, я почувствовала к нему нежность».

В 1928 году мать Нагибина вышла замуж за писателя Якова Рыкачёва[8], который поощрял первые литературные опыты Юрия.

В 1938 году Юрий Нагибин окончил школу с отличием и поступил в Первый московский медицинский институт, но вскоре перевёлся на сценарный факультет ВГИКа, который не окончил из-за войны.

В 1940 году опубликовал первый рассказ. Его дебют поддержали Юрий Олеша и Валентин Катаев. В 1940 году[источник не указан 1051 день] был принят в Союз писателей.

В начале войны институт эвакуировали в Алма-Ату, а Нагибин был призван в армию и осенью 1941 года отправлен на Волховский фронт в отдел политуправления. С января 1942 года — инструктор 7-го отдела Политуправления Волховского фронта, с июля 1942 года — старший инструктор 7-го отделения политотдела 60-й армии Воронежского фронта. В его фронтовые обязанности входили разбор вражеских документов, выпуск пропагандистских листовок, ведение радиопередач. После тяжёлой контузии в бою работал до конца войны специальным корреспондентом газеты «Труд». В 1943 году вышел первый сборник рассказов.

Работал в малой форме (рассказы, изредка повести), писал киносценарии, по которым снято более 40 фильмов.

В 1960-х годах читал лекции слушателям Высших сценарных курсов [9], входил в состав Художественного совета ВКСР [10].

В начале 1963 года перенёс первый инфаркт после проблем со сценарием фильма «Председатель»[11].

Член редколлегии журналов «Знамя» (1955—1965), «Наш современник» (1966—1981). Член правления СП РСФСР с 1975 года, правления СП СССР с 1981 года. Заслуженный работник культуры ПНР.

В 1966 году поставил свою подпись под письмом в защиту А. Синявского и Ю. Даниэля.

В 1993 году подписал «Письмо сорока двух».

В 1981 году перенёс второй инфаркт[11].

В США читал лекции в 25 университетах. Последние годы Нагибин с женой жили в Италии[11].

Личная жизнь[править | править код]

Юрий Нагибин официально был женат пять раз[12].

  • Первой его женой была Мария Асмус (с 1940 по 1942 год).
  • Второй брак — с Валентиной, дочерью И. А. Лихачёва, директора автозавода им. Сталина. Этот брак продолжался с 1943 по 1948.
  • Третьей женой была Елена К. Черноусова, племянница П. И. Старковского[13]. В это время в жизни Нагибина появилась артистка эстрады Ада В. Паратова, которую он называл своей женой.
  • В четвёртый раз женился на Белле Ахмадулиной, с которой, по свидетельствам самого писателя в его опубликованном «Дневнике» и мемуарах Василия Аксёнова «Таинственная страсть», Нагибин расстался из-за смелых сексуальных экспериментов поэтессы[14][15][16].
  • Последней женой писателя была ленинградская переводчица Алла Григорьевна, с которой он жил с 1968 года до конца своей жизни.

У Нагибина не было детей. Его жена Алла заявила в интервью: «Во всяком случае, я могла иметь от него детей. Но это случилось после вторжения советских войск в Чехословакию. И он мне сказал: „В этой стране я не хочу иметь детей“. Он очень серьёзно относился к продолжению рода. В этой стране он не видел будущего для детей»[11].

Творчество[править | править код]

Нагибин переживал о том, что ему приходится писать не то, что он думает на самом деле. Он оправдывался: «я мог зарабатывать только пером. И на мне было ещё три человека. Берут — хорошо, дают деньги. Я приезжаю домой — там радовались».

Читайте также:  Маргарита пушкина личная жизнь дети

Нагибин выдумывал статьи и выдавал их за реальную жизнь: «один раз продержался на том, что писал месяц для газеты о Сталинском избирательном округе. (Это было в 1950 году). А там у меня какие-то цыгане табором приходят голосовать за Сталина с песнями-плясками, а их не пускают. Они кричат, что хотят отдать свои голоса за любимого вождя… Грузинский лётчик-инвалид, сбитый в бою, приползает на обрубках… Редактор спрашивает: „Скажите, что-нибудь из этого всё-таки было?“. Я говорю: „Как вы считаете, могло быть?“. Он: „Но мы же могли сесть!“. Но не только не сели, а ещё и премиальные получили!»

Нагибин делил литературу на халтуру и искусство. Халтуру в своём «Дневнике» сравнивал с водкой[12]: «Халтура заменила для меня водку. Она почти столь же успешно хотя и с большим вредом позволяет отделаться от себя. Если бы родные это поняли, они должны были бы повести такую же самоотверженную борьбу с моим пребыванием за письменным столом, как прежде с моим пребыванием за бутылкой. Ведь и то, и другое — разрушение личности. Только халтура — более убийственное»[17].

Могила Нагибина на Новодевичьем кладбище Москвы.

Халтурой Нагибин называл литературную подёнщину советских писателей, сочинение газетных статей, — сначала посвящённых вождю, а позже восхваляющих социалистический строй, — и сценариев к советским кинофильмам. В то же время он осознавал другую сторону своей деятельности: «стоит подумать, что бездарно, холодно, дрянно исписанные листки могут превратиться в чудесный кусок кожи на каучуке, так красиво облегающий ногу, или в кусок отличнейшей шерсти, в котором невольно начинаешь себя уважать, или в какую-нибудь другую вещь из мягкой, теплой, матовой, блестящей, хрусткой, нежной или грубой материи, тогда перестают быть противными измаранные чернилами листки, хочется марать много, много».

Нагибин, по оценке Андрона Кончаловского, был талантливейшим писателем, журналистом и сценаристом[18], но ему дорого пришлось заплатить за тёплое место под солнцем в советской системе. Единственной отдушиной для Нагибина стал его «Дневник», который впоследствии оказался самым лучшим и самым откровенным произведением писателя[19].

Нагибин очень ответственно относился к писательскому творчеству, он до конца продумывал свои рассказы и фиксировал их в планах, прежде чем написать. Затем они претерпевали лишь стилистическую правку. Он пишет эпизоды, не судьбы, выявляя существенное в незначительном и повседневном. Благодаря этому, а также любви писателя к среднерусским лесам и болотам Мещерского края его проза обнаруживает родство с прозой К. Паустовского. Но тот воспринимал природу как любитель пеших прогулок, а Нагибин — как охотник (напр., «Когда утки в поре», 1963). По содержанию рассказы Нагибина очень разнообразны, хотя преобладают у него темы войны, природы, любви; он показывал людей всех слоёв общества, занятий и возрастных групп, часто и детей. Объединяет все его произведения то, что центральное место в них занимают человеческие отношения, вера в доброе в человеке, удачные психологические мотивировки и безупречность писателя в вопросах совести, чести, долга. Основной темой своего творчества Нагибин назвал однажды «пробуждение человека», а значит, узнавание заново своего окружения, более осознанное, положительное отношение к другому, а через это — к самому себе.

— Вольфганг Казак[20]

Библиография[править | править код]

  • Избранные произведения в 2-х томах. — М.: Художественная литература, 1973
  • Собрание сочинений в 4-х томах. — М.: Художественная литература, 1980—1981
  • Сочинения. В 11-ти т. — М.: Мосгорпечать, 1989—1993
  • Избранное. — М.: Терра, 1994
  • Юрий Нагибин, Сергей Рыков. Юрий Нагибин: «Счастье в любимой женщине…» : интервью // Избранное : электр. изд.. — 2019. — 28 ноября.

Произведения[править | править код]

  • Человек с фронта. — М.: Советский писатель, 1943
  • Большое сердце. — М.: Советский писатель, 1944
  • Гвардейцы на Днепре. — М.: Молодая гвардия, 1944
  • Две силы. — М.: Молодая гвардия, 1944
  • Ценою жизни. — М., 1944
  • Дважды рождённый. — М., 1945
  • Слава Николая Чистова. — М., 1945
  • Зерно жизни. Сб. рассказов. — М.: Московский рабочий, 1948
  • Государственное дело. — М., 1950
  • Господствующая высота. — М.: Советский писатель, 1951
  • Партийное поручение. — М.: Воениздат, 1951
  • Всегда в строю. — М.: Воениздат, 1953
  • Рассказы. — М.: Молодая гвардия, 1953
  • Трубка. — М.: Правда, 1953
  • Рассказы о войне. — М.: Воениздат, 1954
  • Зимний дуб. Рассказы. — М.: Молодая гвардия, 1955
  • Рассказы. — М.: Советский писатель, 1955
  • Ночной гость. (1955) Рассказ. Снят одноимённый кинофильм (1958)
  • Скалистый порог. — М.: Правда, 1955; М.: Молодая гвардия, 1958
  • Мальчики. — М.: Детгиз, 1955, 1956
  • На озёрах. — М.: Правда, 1957
  • Рассказы. — М.: Гослитиздат, 1957
  • На озере Великом. — М.: Детгиз, 1958
  • Бой за высоту. — М.: Советская Россия, 1958, 1959
  • Человек и дорога. — М.: Советский писатель, 1958
  • Трудное счастье. — М.: Детгиз, 1956, 1958
  • Великое посольство. — М.: Детгиз, 1959. (в соавторстве с Я. Рыкачёвым)
  • Последний штурм. — М.: Воениздат, 1959
  • Павлик. — М.: Воениздат, 1960
  • Перед праздником. — М.: Молодая гвардия, 1960
  • Друзья мои, люди. — М.: Советская Россия, 1961
  • Ранней весной. — М.: Гослитиздат, 1961
  • Чистые пруды. — М.: Московский рабочий, 1962 По мотивам рассказа снят фильм «Чистые пруды» (1965)
  • Погоня. Мещерские были. — М., 1963
  • На тихом озере. — М.: ИХЛ, 1963; М.: Советская Россия, 1966
  • Страницы жизни Трубникова. — М.: Советская Россия, 1963. Экранизация — «Председатель».
  • Далеко от войны. — М.: Советская Россия, 1964 Повесть (по мотивам повести снят фильм «Жди меня, Анна»)
  • Размышления о рассказе. — М.: Советская Россия, 1964
  • Эхо. — М.: Правда, 1964. По мотивам рассказа снят фильм.
  • Далёкое и близкое. — М.: Советский писатель, 1965
  • Трудный путь (Председатель). — М.: Искусство, 1965
  • Зелёная птица с красной головой. — М.: Московский рабочий, 1966
  • Ночной гость. — М.: Физкультура и спорт, 1966. По мотивам рассказа снят одноимённый фильм.
  • Срочно требуются седые человеческие волосы. (1968). По мотивам рассказа снят фильм «Поздняя встреча» (1979)
  • Не дай ему погибнуть. — М.: Молодая гвардия, 1968
  • Чужое сердце. — М.: Молодая гвардия, 1969
  • Заброшенная дорога. — М.: Правда, 1970
  • Перекур. — М.: Советская Россия, 1970
  • Директор. Киносценарий фильма. — М.: Искусство, 1970
  • Переулки моего детства. Сборник рассказов. — М.: Современник,1971
  • Непобедимый Арсенов. — М.: Физкультура и спорт, 1972
  • Моя Африка. — М.: Наука, 1973
  • Ты будешь жить. — М.: Современник, 1974
  • Берендеев лес. — М.: Советский писатель, 1978. По мотивам рассказа снят фильм «Портрет жены художника» (1981)
  • В апрельском лесу. — М.: Воениздат, 1974
  • Эхо. — М.: Детская литература, 1975
  • Где-то возле консерватории. — М.: Правда, 1975
  • Пик удачи. Повесть. — М.: Советская Россия,1975.
  • Маленькие рассказы о большой судьбе. — М.: Советская Россия, 1976
  • Комаров. — М., 1977
  • Литературные раздумья. — М., 1977
  • Остров любви. — М.: Молодая гвардия, 1977
  • Ливень. — Кишинев, 1979
  • Замолчавшая весна. — М.: Правда, 1979
  • Заброшенная дорога. — М.: Современник,1979
  • Царскосельское утро. — М.: Известия, 1979; М.: Советский писатель, 1983
  • Один на один. — М., 1980 (Роман-газета).
  • Киносценарии. — М.: Искусство, 1980
  • Мягкая посадка. Повесть. (1980)
  • Наука дальних странствий. — М.: Молодая гвардия, 1982
  • Дорожное происшествие. — М., 1983 (Роман-газета).
  • Не чужое ремесло. — М.: Современник, 1983
  • Дворы, переулки и весь мир. — М.: Детская литература, 1984
  • Перекур. — М.: Современник, 1984
  • Река Гераклита. — М.: Современник, 1984
  • Московская книга. — М.: Московский рабочий, 1985.
  • Посланец таинственной страны. — М.: Правда, 1985
  • Остров любви. — Кишинев, 1985
  • Зимний дуб. — Иркутск,1986
  • Лунный свет. — Минск, 1986
  • Музыканты. — М.: Современник,1986
  • Москва… Как много в этом звуке. — М.: Советская Россия, 1987
  • Время жить. — М.: Современник, 1987
  • Поездка на острова. — М.: Молодая гвардия, 1987
  • Терпение. — М.: Известия, 1987 (публикация). По мотивам рассказа снят фильм «Время отдыха с субботы до понедельника» (1984)
  • В дождь. — М.: Правда, 1988
  • Испытание. — М.: Физкультура и спорт, 1988
  • Сильнее всех иных велений. — М., 1988 (Роман-газета).
  • Человек с фронта. — М.: ДОСААФ, 1988
  • Рассказы о Гагарине. — М.: Детская литература, 1978, 1979, 1988
  • Вдали музыка и огни. — М.: Современник, 1989
  • Встань и иди. Сборник. рассказов. — М.: Художественная литература, 1989
  • Срочная командировка, или Дорогая Маргарет Тэтчер… Повесть. — М.: Киноцентр, 1989; М.: ,1991
  • Ильин день. — М.: Современник, 1990
  • Пророк будет сожжён. — М.: Книга, 1990
  • Недоделанный. Рассказ. Первая публикация // Журнал «Андрей». — 1991
  • Любовь вождей. Сборник рассказов. — М.: ПИК, 1991
  • Гардемарины, вперёд! — М., 1992; Тверь, 1992. Сценарий в соавторстве с Н. Соротокиной и С. Дружининой.
  • Старая черепаха. — М.: Малыш, 1992
  • Комаров. — М.: Киноцентр, 1993
  • Перевертень. Рассказ. Уникальная авторская редакция и предисловие. Написан по заказу редактора эксклюзивно для Журнала «Андрей», 1994
  • Тьма в конце тоннеля. — М.: ПИК, 1994
  • Моя золотая тёща. Автобиографическая повесть. — М.: ПИК, 1994
  • Бунташный остров. Повесть. — М.: Московский рабочий, 1994.
  • Дафнис и Хлоя эпохи культа личности, волюнтаризма и застоя. Роман. — М.: ПИК, 1995
  • Дневник. Книга. Первое издание Юрия Кувалдина. 1995
Читайте также:  Иван пырьев личная жизнь дети

Критика[править | править код]

  • Штут С. Рассказ в строю. (1952)
  • Тарасенков А. Мнимые конфликты и правда жизни. (1953)
  • Атаров Н. Человек из глубины пейзажа. (1972)
  • Фоменко Л. Побеждает художник. (1973)
  • Герасимова Л. Сегодняшнее и вечное. (1978)
  • Богатко И. А. Ю. Нагибин: Литературный портрет. (1980)
  • Сахаров В. Мелодия прозы. (1980)
  • Кардин В. «По существу ли эти споры?» (1983)
  • Золотусский И. Возвышающее слово. (1988)
  • Иванова Т. Практик литературы. (1988)
  • Холопова В. Ф. Парадокс Любви: Новелистика Ю. Нагибина. (1990)
  • Лавров В. «С отвращением читая жизнь мою…» (1995)
  • Солженицын А. И. Двоенье Юрия Нагибина. (2003)[21]

Киносценарии[править | править код]

Документалистика[править | править код]

  • Юрий Нагибин. Берег трамвая. Документальный фильм. Автор: Владимир Мелетин. ООО «Арт-Нуво студия» по заказу ВГТРК. 2010 г. Россия-Культура. 04.04.2020. 39 минут.

Образ в искусстве[править | править код]

Юрий Нагибин выведен в телесериале «Таинственная страсть» (2016) под именем Марка Аврелова.

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 Нагибин Юрий Маркович // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохорова — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
  2. 1 2 Bibliothèque nationale de France идентификатор BNF (фр.): платформа открытых данных — 2011.
  3. 1 2 Печко Л. П. Нагибин // Краткая литературная энциклопедия — М.: Советская энциклопедия, 1968. — Т. 5.
  4. ↑ filmportal.de — 2005.
  5. ↑ Энциклопедия Брокгауз (нем.)
  6. ↑ Нагибин, 1996, с. 45.
  7. ↑ Нагибин, 1996, с. 56.
  8. ↑ Яков Семёнович Рыкачёв (Шихман) (1893—1976) — прозаик, критик, активный член РАППа. В 1937 году был арестован. До 1940 года боролся с развитием приключенческой и научно-фантастической тематики в советской прозе («Наши Майн Риды и Жюль Верны» (Молодая гвардия , 1929, №5., с.87-91), после войны изменил свои взгляды и сам стал автором нескольких подобных произведений («Коллекция геолога Картье» (1963), «Дело Гельмута Шрамма» (1966), «Возвышение и падение Андрея Полозова» и др.) (https://www.el-history.ru/node/1421)
  9. ↑ Сценарное отделение// Высшие курсы сценаристов и режиссёров
  10. ↑ Сценарное отделение// Высшие курсы сценаристов и режиссёров
  11. 1 2 3 4 Дардыкина, Наталья. Плейбой нашего времени. «Московский комсомолец» № 1133 (7 апреля 2001). Дата обращения: 15 августа 2018.
  12. 1 2 Нагибин, 1996.
  13. ↑ Нагибин, 1996, с. 49.
  14. ↑ Нагибин, 1996, с. 138—141.
  15. Пахомова, Анжелика. Беллу Ахмадулину Юрий Нагибин выгнал из дома за лесбийский секс. Собеседник.ру (14 июня 2012). Дата обращения: 14 февраля 2013. Архивировано 15 февраля 2013 года.
  16. Огрызко, В. Тайна утраты личности. «Литературная Россия» № 23 (2006). Дата обращения: 17 февраля 2019.
  17. ↑ Юрий Нагибин. Сборник прозы «Время жить». Дата обращения: 23 февраля 2013.
  18. ↑ Нагибин Юрий (недоступная ссылка). Дата обращения: 23 февраля 2013. Архивировано 15 июля 2012 года.
  19. ↑ Олег Павлов – Юрий Нагибин. «Дневник». Дата обращения: 23 февраля 2013.
  20. Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [пер. с нем.]. — М. : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491, [1] с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8.. — С. 271.
  21. А. Солженицын. Двоенье Юрия Нагибина. Журнальный зал. Опубликовано в журнале: «Новый Мир» №4, 2003.

Литература[править | править код]

  • Прохорова, Вера. Четыре друга на фоне столетия: Рихтер, Пастернак, Булгаков, Нагибин и их жены : мемуары в письмах и воспоминаниях / Вера Прохорова. Литературная запись и оригинальный текст Игоря Оболенского. — М.: Астрель, 2012. — 316 с. — ISBN 978-5-271-40033-9.
  • Нагибин, Юрий. Дневник / Общ. ред. Ю. Кувалдина. — 2-е изд., доп. и сверен. — М.: Книжный сад, 1996. — 698 с. — ISBN 5-85676-043-3.

Ссылки[править | править код]

  • Могила Ю. Нагибина
  • О Хлебникове
  • Л. Кафанова. А цель всё та же… // Советская Культура. — 1970. — 6 июня. — С. 4.
  • Кувалдин Ю. Заблудившийся писатель. Независимая газета (17 июня 2004). Дата обращения: 17 февраля 2019.
  • Алексей Вейцлер. Статья о Ю. М. Нагибине и интервью с писателем в рубрике Авторы журнал «Андрей»

Источник