Поэт апухтин биография личная жизнь

Поэт апухтин биография личная жизнь thumbnail

Алексей АпухтинАлексей Николаевич Апухтин – поэт-лирик, эпигон «светского» стиля, один из поздних представителей дворянства в русской литературе. Прославился стихами о любви, многие из которых положены на музыку.

Детство и отрочество

Алексей Николаевич родился 15 (27 по н. с.) ноября 1840 (по другим данным 1841) года в небогатой дворянской семье. Место рождения – г. Болхов Орловской губернии. Отец будущего поэта, Николай Фёдорович, был отставным майором, мать, Мария Андреевна, в девичестве Желябужская – домохозяйкой. Детские годы мальчик провёл в отцовском родовом имении – деревне Павлодар, где получил превосходное домашнее образование. Первой учительницей юного Алексея стала мать, которая привила ему любовь к поэзии. Хотя в семье было ещё трое сыновей, Мария Андреевна питала к своему первенцу особую нежность, всячески баловала его и ни в чем не отказывала.

Несмотря на скромное материальное положение Апухтины изыскали возможность определить старшего сына в одно из лучших учебных заведений страны – в Петербургское училище правоведения. На новое место юноша прибыл в 1852 году. Надежды родителей оправдались: Алексей зарекомендовал себя как способный ученик (лучший в классе), имел отличные оценки по всем дисциплинам, был одним из редакторов журнала «Училищный вестник». Учителя не скупились на похвалы для талантливого подопечного. Покровитель заведения, герцог Ольденбургский, нещадно коверкая фамилию воспитанника заявлял: «Если в лицее был Пушкин, то у нас есть Апущин».

В училище Апухтин подружился с П. И. Чайковским. Друзья сидели за одной партой, подолгу разговаривали обо всем на свете, делились планами на будущее и вместе бегали курить. Леля (юношеское прозвище поэта), будучи ближайшим другом, заметно повлиял на литературные вкусы и убеждения будущего композитора. Помимо задушевных бесед и пагубного пристрастия к табаку приятелей связывала тайна интимного характера (имеются в виду гомосекуальные наклонности), о которой некоторые биографы прошлого века старались не упоминать.

Ночи бессонные…

Литературный дебют А. Н. Апухтина состоялся в 1854 году: по ходатайству тогдашнего директора училища Языкова журнал «Русский инвалид» разместил стихотворение 14-летнего поэта «Эпаминонд», посвященное памяти героя Севастополя адмирала В. А. Корнилова. Спустя год на страницах того же издания публикуется новое стихотворение А. Н. Апухтина – «Подражание Арабскому».

В 1859 году, блестяще окончив Императорское училище правоведения с золотой медалью, Алексей Николаевич устраивается в министерство юстиции, в один департамент с П. И. Чайковским. В том же году, омраченным для него кончиной матери, Апухтин становится полноправным членом литературного сообщества, разместив в «Современнике» под заголовком «Деревенские очерки» ряд стихотворений, о которых весьма лестно отзывались И. С. Тургенев, А. А. Фет и Н. А. Некрасов.

Службой в министерстве поэт почти не интересуется. Сутками напролет он прожигает жизнь в компании Чайковского, его сёстры Александры и других представителей «золотой молодёжи». К своему творчеству Апухтин относится легко и непринужденно, стихи рождаются у него сами собой. В 1860 году поэт под псевдонимом Сысой Сысоев выступает в журналах демократического толка с едкими эпиграммами и пародиями.
Вскоре в литературной деятельности Алексея Николаевича наступает кризис. В 1862 году он оставляет службу и отправляется в орловскую деревню для службы чиновником особых поручений при местном генерал-губернаторе.

Возвращение в Петербург

В 1864 году Апухтин возвращается в Петербург, но с выходом на литературную «…арену, загроможденную подлостями, доносами и …семинаристами…» не торопится. Номинально причисленный к министерству внутренних дел поэт вновь предается радостям светской жизни, тщательно оберегая себя от всяческого рода потрясений. Его, великолепного чтеца и декламатора, остряка и весельчака охотно принимают в лучших домах столицы. Вечера Апухтин проводит за карточной игрой в английском клубе, иногда выезжает по делам службы заграницу.

После семилетнего перерыва, в 1868 году, в рукописных экземплярах появляется ряд стихотворных произведений Алексея Николаевича («Ниобея», «Реквием», «Год в монастыре», «Старая любовь», «Моление о чаше», «Ночи безумные»). В 1872 году на страницах «Гражданина» без подписи печатается апухтинское стихотворение «Недостроенный памятник». С 1884 года поэт размещает свои произведения в «Русской мысли», «Вестнике Европы», «Северном вестнике».

В 1886 году выходит долгожданный сборник сочинений А. Н. Апухтина «Стихотворения», имевший большой успех у широкой читательской публики. Поэзии Алексея Николаевича не свойственны политическая окраска и злободневность, будто поэта не интересует то, что выходит за его личные рамки. Стихи Апухтина пронизаны тихим томлением, тоской о разбитой любви, меланхолическими настроениями стареющего скептика. Иногда поэт обращается к историческим и патриотическим темам, но лирика его особенно сильна.

Личная жизнь

В браке Апухтин никогда не состоял и детей не имел. Остроумный импровизатор и шутник, женоподобный завсегдатай светских салонов, он вел сибаритский образ жизни убеждённого холостяка. С женщинами был обходителен и любезен, но не более того. За внешним лоском скрывается совсем другая, потаенная жизнь Алексея Николаевича: он является ярко выраженным гомосексуалом. Во время обучения в Императорском училище правоведения начинающий поэт уже состоял в любовной связи со своим классным наставником Шильдер-Шульднером). Здесь же завязались и его отношения с П. И. Чайковским. О наклонностях выпускников престижного образовательного заведения было хорошо известно в обществе. Уже после окончания училища поэт и композитор, а также несколько их друзей-правоведов оказались вовлечены в громкий гомосексуальный скандал и были ославлены «буграми» (гомосексуалистами) на весь Петербург.

Тёплые чувства к композитору Апухтин хранил всю жизнь. В 1864 году Чайковский гостил в павлодарском имении поэта, в 1865 году жил на петербургской квартире Алексея Николаевича. В 1866 году друзья совершили совместное путешествие в Валаам. Бывая в Москве, поэт неизменно останавливался у Чайковского. Петру Ильичу посвящены стихотворения «К отъезду музыканта-друга», «Дорогой», «Послание», «П. И. Чайковскому». Чайковский в свою очередь написал 6 романсов на стихи Апухтина: «Кто идёт» (утрачен), «Забыть так скоро», «Он так меня любил», «Ни отзыва, ни слова, ни привела», «День ли царит», «Ночи безумные». Некоторые произведения поэта положены на музыку другими композиторами.

Последние годы жизни

К концу жизни Апухтин становится затворником. Болезни совсем одолели его. Начавшееся ещё в 70–х годах болезненные ожирение за 10 лет успело достичь колоссальных размеров и по словам поэта довело его «до настоящего убожества». При людях Алексей Николаевич не стесняется иронизировать над своей тучной фигурой, но наедине с самим собой тяжело страдает по поводу несовершенства собственной внешности.

Читайте также:  Георгий герасимов биография личная жизнь

За 2 года до смерти Апухтин заболел водянкой и вовсе перестал выходить на улицу, предпочитая проводить большую часть времени лёжа на диване. Даже по дому он теперь передвигается с великим трудом. Все чаще поэта терзают неудовлетворенность и осознание приближающейся смерти. Материальные затруднения только усугубляют неважное самочувствие Алексея Николаевича. Чтобы хоть как-то свести концы с концами, Апухтин занимается переводами, иногда прибегает к займам. Уже на исходе жизни поэт неожиданно для всех решает попробовать себя в прозе. Произведения «Дневник Павлика Дольского», «Архив графини Д.», «Между жизнью и смертью» «Князь Таврический», высоко оцененные современниками, были опубликованы уже после смерти автора.

17 августа (29 по н. с.), в возрасте 53 лет, Алексей Апухтин скончался. Его похоронили в Санкт-Петербурге, на Никольском кладбище. П. И. Чайковский на церемонии прощания не присутствовал, хотя тяжело воспринял известие о кончине друга юности. В письме к своему племяннику Л. В. Давыдову композитор делился своими переживаниями: «В ту минуту, как я пишу это, Лелю Апухтина отпевают!!! Хоть и не неожиданна его смерть, а все жутко и больно. Когда-то это был мой ближайший приятель…».

В 1956 году останки поэта были перезахоронены на Литераторских мостках Волховского кладбища.

Источник

Роль и место в литературе

Для массового читателя имя Алексея Апухтина ассоциируется, прежде всего, с известными романсами. Тема абсолютной любви в его стихах, обрамленных прекрасной музыкой, явилась той ширмой, за которой прячется все остальное, что было создано им.

Между тем, его литературное наследие не ограничивается романсами. Оно не очень велико, но достаточно разнообразно. Все лучшее, чего достигла русская проза к концу 19 века, использовалось в лирике Апухтина. Он был мастером в описании сложной и многогранной человеческой психики.

Отсутствие вульгаризмов, дурного тона, слащавости в его сочинениях еще больше подчеркивает чувство ритма и рифмы, идеальную отточенность формы. Природное дарование и высокая человеческая и творческая культура обеспечили поэту успех, и послужили залогом долгожительства его произведений.

Происхождение и ранние годы

Городок Болхов Орловской губернии

Будущий литератор появился на свет 15 ноября 1840 года в городе Болхов Орловской губернии. Детство поэт провел в имении своего отца, деревне Павлодар Калужской губернии.

Семья не была богатой, хотя и принадлежала к среднему сословию дворянства. У Алексея было трое братьев – Николай, Афиноген и Владимир. Глава семейства, Николай Фёдорович, был майором в отставке. Мать, Мария Андреевна (в девичестве носила фамилию Желябужская), была высокообразованной женщиной. Она и стала первой учительницей своего старшего сына, в котором не чаяла души, и привила ему любовь к поэзии.

Образование

Алексей Апухтин

Невысокий достаток семьи не стал препятствием к тому, чтобы дать Алексею приличное образование. В 1852 году родители определили его в Петербургское училище правоведения, которое считалось одним из лучших в стране. Алексей оправдал их надежды, и стал лучшим учеником класса. По всем предметам у него были только высшие оценки. Кроме того, он состоял в редакции «Училищного вестника».

В 1859 году юноша окончил училище, и приступил к службе в министерстве юстиции. В этом же году он пережил личное потрясение – потерю любимой матери. В память о ней были написаны стихотворения «Какое горе ждёт меня?», «Еще свежа твоя могила», «Когда был я ребенком, родная моя…».

Творчество

Апухтин и Чайковский

Служба не увлекала молодого человека. Вместе с другом П.И. Чайковским они вели праздный образ жизни «золотой молодежи». Вскоре жизнь свела Апухтина с Л. Толстым и И. Тургеневым. Появляются лирические стихи, посвященные Петербургу, все чаще звучат нотки о социальном неравенстве. В это же время выходит цикл его стихов «Деревенские очерки». Опубликовал их самый популярный в то время журнал «Современник».

Несмотря на то, что некоторые стихи были жестко искромсаны цензурой, они все же понравились читателю. Руководители журнала Н. Некрасов и И. Панаев предрекают начинающему поэту будущую литературную славу. Но судьба внесла свои коррективы.

В начале шестидесятых годов Апухтин вдруг осознает, что его поэзия слишком интимна, и не отвечает запросам общественности. Пока он еще сотрудничает с некоторыми журналами, которые публикуют его стихи.

В 1862 году вышло в свет его стихотворение «Современным витиям». В нем он выражает свою позицию «посреди гнетущих и послушных». Апухтин предпочел отмежеваться от любых общественных партий и литературных направлений, и стал называть себя «дилетантом» в литературе. Несмотря на такие заявления, у Апухтина имелись четкие литературные принципы, позиции и авторитеты – Лев Толстой и Александр Пушкин.

Мемориальная доска в Болхове

В 1862 году он едет в родовое имение, и на 20 лет прекращает творческую деятельность. С 1863 по 1865 гг. он служит при губернаторе в чине старшего чиновника по особым поручениям. Переехав в Петербург, устраивается на службу чиновником в министерство внутренних дел. Несколько раз выезжает за границу по служебным делам.

В 70-е годы Апухтин почти не издается, пишет только для ближайшего окружения. Но, даже эти его немногочисленные стихи расходятся рукописными тиражами. Их декламируют в салонах и с эстрады, на них накладывают музыку и создают романсы. На этом основании можно сделать вывод, что поэт в те годы уже стал знаменитостью.

В начале 80-х годов произошел поворот в общественном сознании, и к Апухтину возвращается жажда творчества. В 1885 году он пишет поэму «Год в монастыре». После этого успеха поэт принимается за сочинительство, и через год издает сборник стихотворений. Вышедший в 1886 году, он разлетелся тиражом в 3000 экземпляров, и пережил 3 прижизненных и 7 посмертных изданий. С этого времени Апухтин начинает регулярно печататься в различных изданиях.

Но, даже на пике популярности Алексей Николаевич держится особняком от литературной жизни. Лишь иногда он участвует в сборниках, которые издаются в благотворительных целях.

Фрагмент стихотворения

Ночи безумные, ночи бессонные… А. Апухтин

Ночи безумные, ночи бессонные,

Речи несвязные, взоры усталые…

Ночи, последним огнем озаренные,

Осени мертвой цветы запоздалые!

Пусть даже время рукой беспощадною

Мне указало, что было в вас ложного,

Все же лечу я к вам памятью жадною,

В прошлом ответа ищу невозможного…

Главные произведения

Не случайно литературная слава пришла к Апухтину в 80-е годы. Во-первых, его талант к этому времени уже был отшлифован, во-вторых, сами настроения читающей публики изменились, и стихи поэта, написанные в ранние годы, воспринимались как современные.

Стихотворение «В полдень» Апухтин написал в 1859 году. Оно пронизано «онегинской» тоской. Причиной, скорее всего, послужил уход матери, и осознание ошибочности выбранной профессии. Выражение «пустые поля» говорит об одиночестве героя, сентиментального, легкоранимого молодого человека, которым, по сути, поэт и оставался до конца жизни.

В стихотворении «День ли царит…» хорошо чувствуется сложившийся характер зрелого автора. Написано оно было в 1880 году, посвящается близкому человеку, и служит прекрасным образцом любовной лирики.

Памятник на могиле Апухтина. Волковское кладбище

Изысканным слогом воспевает поэт силу чувства, единственного, ради чего стоит жить. В конце звучит клятва верности неизлечимо больного человека, что придает стихотворению трогательный оттенок.

В 1869 году была написана «Солдатская песня о Севастополе», посвященная Крымской войне 1853-56 гг. В отличие от любовной лирики, она выражает настроения поэта-патриота, который не мог оставаться равнодушным к огромным человеческим потерям и людской скорби. Стихотворение было положено на музыку великим П.И. Чайковским, ближайшим другом Апухтина.

За два года до смерти было написано стихотворение «Сумасшедший», подводившее итог всей творческой жизни автора. Ошеломляющий эффект производит это сочинение, ставшее визитной карточкой поэта. Написано оно в виде трагического монолога, который произносит человек, почти лишенный рассудка. В нем содержится попытка уловить тончайшую грань между безумием и нормой.

Последние годы

В последние годы А.Н. Апухтин очень плодотворно работал. Доказательством тому – поэма «Год в монастыре», множество рассказов в стихах, этюдов и романсов. Также остались дневники тех лет «Неоконченная повесть», «Дневник Павлика Дольского» личного характера.

Еще в 70-е годы поэт начал сильно прибавлять в весе. В итоге у него развилось ожирение, которое прогрессировало на протяжении 10 лет. К этому добавилась водянка, развившаяся за 2 года до смерти. В последнее время Апухтин практически постоянно находился в кресле, в полулежачем состоянии. В моменты бодрствования он неизменно декламировал своего любимого Пушкина.

Скончался поэт 17 августа 1893 года в Санкт-Петербурге. Погребение состоялось на Никольском кладбище. Уже позднее, в 1956 году, прах был перевезен на Волковское кладбище, и повторно захоронен на Литературных мостках.

Хронологическая таблица (по датам)

Год (годы)Событие
1840Год рождения Алексея Апухтина
1852Поступление в училище правоведения
1854Первые стихи напечатаны в «Русском инвалиде»
1858-1861«Современник» издает «Деревенские очерки»
1859Окончание училища, смерть матери
1862Стихотворение «Современным витиям», отъезд в имение
1863-1865Служба при губернаторе
1864Переезжает в Петербург
1865Читает лекции в Орле о творчестве А.С. Пушкина
1866Совершает путешествие на Валаам с П.И. Чайковским
1869Написана «Солдатская песня о Севастополе»
1872Публикация «Недостроенного памятника» без подписи
1884Печатается в «Вестнике Европы» и «Русской мысли»
1886Выход первого сборника стихотворений
1893Не стало А.Н. Апухтина

Интересные факты

  • часто писал эпиграммы и пародии под псевдонимом Сысой Сысоев;
  • был любителем праздной, светской жизни;
  • обладал отличным чувством юмора;
  • читал стихи самому императору Александру III;
  • Апухтин, шутя над своей внешностью, рассказывал следующую историю – маленькая девочка, войдя в комнату, спросила, увидев Апухтина: «Мама, это человек или нарочно?»;
  • поэт никогда не был женат и не имел детей.

Память о поэте

В центре города Болхов, Орловской области установлен памятник А.Н. Апухтину.

В городах Орел и Болхов есть улицы им. Апухтина.

Одна из школ Болхова носит имя А.Н. Апухтина.

Источник

Ушедший 2020 год был знаменателен многими событиями и юбилеями. Но совсем незамеченной прошла дата, весьма значимая для русской литературы, – 180 лет со дня рождения поэта Алексея Апухтина. Попробуем устранить пробел, допущенный ответственными за литературу чиновниками.

Детские годы чудесные

Старинные дворянские роды Апухтиных и Желябужских, представителями которых были родители мальчика Алеши, появившегося на свет в 1840 году, уже всей своей историей обозначили вектор, по которому должно было пойти развитие отрока. Это военная или чиновничья служба на благо Государства Российского.

Но, «в начале было Слово»… Первые уроки уважения и любви к родному языку дала Алексею мать — Мария Андреевна Желябужская, ставшая его первой учительницей. Дальше науки Алексею Николаевичу преподавали только мужчины, поскольку в 1852 году он поступает в элитное учебное заведение — Петербургское училище правоведения, где готовили судейских чиновников и персонал для министерства юстиции.

Императорское Училище Правоведения – альма-матер для Алексея Апухтина

Дисциплина в училище была почти военная. Тем не менее, шаловливые голубые мотивы «бескорыстной мужской дружбы-любви» накатывали весьма уверенной волной, накрывая некоторых из учеников с головой.

Алеша и Петя – дружба на всю жизнь

Женственный и мягкий по натуре, Алеша не избежал этого поветрия, став любовником классного руководителя. Впоследствии полученные опыты дружбы-любви Алексей перенесет на Петю Чайковского, тоже постигающего науки в этом учебном заведении.

Забегая вперед, скажу, что по окончании училища они и по жизни пойдут рядом, одной дорогой, получив назначение в один Департамент юстиции. Но, чиновничья служба не приносила удовлетворения обоим, поэтому Петр Ильич активно переключился на любимую музыку, а Алексей Николаевич пописывал в охотку стихи, относясь к чиновничьей службе как к малоприятной, но необходимой для жизнеобеспечения повинности.

Петр Чайковский и Алексей Апухтин – друзья по жизни.

Возвращаясь к годам ученичества заметим, что заложенная с малых лет любовь к поэзии, проявилась у Алексея Апухтина еще в тинэйджерском возрасте. Мало того, что он был лучшим учеником в классе, имел только отличные оценки по всем предметам, но он также был одним из редакторов журнала «Училищный вестник».

Тургенев и Некрасов были едины в высокой оценке таланта Алексея Апухтина

Стихи, написанные в училище, были высоко оценены преподавателями и товарищами по учебе. Апухтина друзья называли не иначе, как «наш Пушкин». Они же настояли, чтобы на выпускном курсе Алексей отнес подборку своих стихотворений в журнал «Современник», где был весьма радушно встречен маститыми Тургеневым и Некрасовым.

Неплохо малец пишет! Публикуй его, Николай Саныч, в ближайшем номере!

Шел 1859 год, ставший весьма значимым и насыщенным событиями для поэта-правоведа. Первая публикация, окончание училища, потеря любимой маменьки.

Читайте также:  Алексей глызин биография личная жизнь сегодня

«Мы остаемся детьми, пока живы наши мамы». Эта истина открылась Алексею во всей своей глубине, когда ему еще не было двадцати. Надо было взрослеть, мужать, а он, страшно переживая смерть матери, все равно хотел еще «пошуметь» с друзьями, посочинять юморески и «датские» стихи к праздникам и к именинам товарищей, когда шумная компания внимала легко и непринужденно написанным строкам, а потом звучали аплодисменты, смех, тосты…

Вот, пара строф из апухтинской юморески «Первое апреля»:

Сегодня мне скажите вы,

Что не берут в России взяток,

Что город есть скверней Москвы,

Что в “Пчелке” мало опечаток,

Что в свете мало дураков…

Вполне достигнете вы цели,

Всему поверить я готов:

Сегодня первое апреля.

Замечательно, не правда ли? Вот еще одно, “молодежно-приапическое” произведение девятнадцатилетнего Алексея Апухтина.

РУССКОЙ ГЕТЕРЕ

В изящной Греции гетеры молодые

С толпою мудрецов сидели до зари,

Гипотезы судили мировые

И розами венчали алтари…

Тот век давно прошел… К богам исчезла вера,

Чудесный мир забыт… И ты, моя гетера,

Твой нрав веселый не таков:

К лицу тебе твоя пастушеская шляпа,

И изо всех языческих богов

Ты любишь – одного Приапа.

Не отрицание, а вера и любовь!

Он так бы и хотел жить дальше – в пирушках, веселых компаниях, экспромтах и юморесках. А от него ждали высокой поэзии, и особенно, гражданской лирики. Ведь на дворе были неспокойные и тревожные 60-е годы. Но Алексей Николаевич предпочел лучше “зачехлить” перо, чем идти вместе с «левыми» разрушать государственные устои старой доброй Российской империи.

Нестерпимо — отрицаньем жить…
Я хочу во что-нибудь да верить.
Что-нибудь всем сердцем полюбить!

Апухтин не хотел и не стал участвовать в общественной и литературной борьбе, оставшись вне литературных партий , течений и направлений.

«… Никакие силы не заставят меня выйти на арену, загроможденную подлостями, доносами и… семинаристами!» — писал он в письме к другу Петру Чайковскому в середине шестидесятых.

“Неизвестный дилетант”, стихи которого расходились в списках

Писатели-партийцы во все времена не любили белых ворон. Вместе с редакторами тихо-незаметно они оставили Апухтина вне литературы. А он особо и не переживал. Наоборот, даже подтрунивал над собой, называя себя «дилетантом» в литературе:

Что мне до русского Парнаса?
Я — неизвестный дилетант!

Зарабатывать деньги литературным трудом казалось ему делом оскорбительным (!). Кто-то из великих князей однажды спросил Апухтина, почему он не издает своих произведений? В ответ прозвучало:

„Это было бы все равно, ваше высочество, что определить своих дочерей в театр-буфф“».

Кто еще из больших поэтов мог сказать такое?! Даже не сказать, а просто сделать, писать для себя и для друзей, не проталкивать свои стихи в журналы, не пытаться издать сборники произведений?!

Но то, что Апухтин был именно большим поэтом, помогло свершиться чуду. Его стихи сами находят себе дорогу, они получают все большее и большее распространение: их переписывают, композиторы сочиняют романсы на слова Апухтина, его произведения регулярно включаются в сборники «Чтец-декламатор», их читают с эстрады.

Домосед и театрал

А сам автор все также сидит на диване, укутавшись в безразмерный халат, пьет винцо и, возможно, грустит о том, что не получается поехать в путешествие, которые он по-молодости так любил. Разве забыть их поездку с Петей Чайковским на Валаам? Или зарубежные выезды, где они славно попили и почудили.

Домосед и театрал

Но сейчас он домосед. Болезненное ожирение, перед которым врачи оказались бессильны, ограничило его мобильность. Ну и ладно. До театра-то худо-бедно извозчик довезет. А театр Алексей Николаевич очень любил, и людей театра – артистов, режиссеров. Те отвечали ему взаимностью.

Не случайно выдающиеся романсы Апухтина «Пара гнедых», «Ночи безумные», «Ни отзыва, ни слова, ни привета» – это маленькие театральные постановки, словно написанные для исполнения их со сцены.

В таком ключе прошли и шестидесятые, и семидесятые. Но в начале восьмидесятых Апухтин возвращается к массовому читателю. То ли к сорокалетию настало озарение, то ли уже критическая масса написанных стихов просто забурлила и хлынула через край. Сборник стихотворений Апухтина, изданный трехтысячным тиражом разошелся на «ура», а потом выдерживал еще три прижизненных и семь посмертных изданий.

Будда русской литературы

И опять радость, и печаль идут рядом с поэтом. Безмерно любимому им Пушкину, которого он с детских лет знал наизусть, собираются ставить памятник. Апухтин принимает активнейшее участие в этом проекте, живет днем открытия памятника. Каково же было разочарование Алексея Николаевича, когда его не пригласили на этот праздник памяти Поэта

Впрочем, большие люди легче справляются с неприятностями, говорят, что жировая прослойка служит отличным бронежилетом от напастей внешних. А вот от внутренних не спасает. За два года до своего ухода, Апухтин заболел еще и водянкой, что сделало его окончательным домоседом.

Известный юрист Кони, навестивший поэта, вспоминал:

«Он сидел с поджатыми под себя ногами, на обширной тахте, в легком шелковом китайском халате, широко вырезанном вокруг пухлой шеи, — сидел, напоминая собой традиционную фигуру Будды… От всей обстановки веяло холодом одиночества, и, казалось, что смерть уже тронула концом крыла душу вдумчивого поэта».

Тем не менее, литератор даже накануне своей смерти остается литератором. Апухтин перешел на прозу, написав несколько повестей, среди которых выделяются “Архив графини Д.”, “Дневник Павлика Дольского” и фантастическая повесть “Между смертью и жизнью”. Все они, написаны за год-два до смерти писателя.

Повествование в повести “Между смертью и жизнью” ведется от лица умершего, который наблюдает реакцию на его смерть среди родных, знакомых, слуг, слышит не вполне искренние соболезнования, и возрождается в виде новорожденного младенца.

Буддийские мотивы очевидно слышны в творчестве А.Апухтина

Буддийские мотивы с идеей о переселении души и предчувствие собственной кончины переплетаются в тексте повести, после написания которой, в скором времени Апухтина не стало. Стоял август 1893 года. Так ушел Будда русской литературы, оставив нам, пусть небольшое, но очень яркое литературное наследие. Будет время, почитайте Апухтина. На душе станет легко и спокойно.

.

Источник