Портрет и а гончарова
Биография Ивана Гончарова. Годы жизни Ивана Гончарова. Произведения Ивана Гончарова. «Обломов» и другие работы Гончарова
Иван Александрович Гончаров – писатель, литературный критик, публицист. Автор произведений «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв», объединенных в трилогию.
Биография Гончарова
Иван Гончаров родился в городе Симбирск 15 сентября 1812 года. Его родители были купцами и проживали в каменном особняке с большим двором в самом центре города.
Отец – Александр Иванович – умер, когда мальчику было восемь лет. Заботу об образовании Вани взял на себя Николай Николаевич Трегубов, который был его крестным отцом. Он был моряком в отставке. Все бытовые проблемы решала Авдотья Матвеевна – мать Гончарова.
Образование и карьера
На начальном этапе образованием Ивана Гончарова занимался его крестный, а позже мальчика отдали в частный пансион. Когда Гончарову исполнилось десять лет, его отправили в Московское коммерческое училище, где он обучался в течение восьми лет.
В 1831 году будущий писатель становится студентом факультета словесности Московского университета. После завершения обучения в университете в 1834 году Иван Александрович уезжает в родной Симбирск и поступает на должность секретаря губернатора, но через год возвращается в Москву.
В Москве Гончаров поступает переводчиком на службу в Департамент внешней торговли Министерства финансов. В то же время он устраивается в дом художника Майкова, репетитором к Аполлону.
В 1852 году И. А. Гончаров вместе с адмиралом Е. В. Путятиным отправляется в путешествие на фрегате «Паллада» на 2,5 года. В этот период он пишет серию очерков, которые впоследствии поразили читателей.
Творчество Ивана Гончарова
Начало творчества Ивана Александровича приходится на 1840-е годы. В это время он знакомится с Белинским. В 1846 году свой первый роман «Обыкновенная история» Гончаров сначала прочел Белинскому, а в 1847 году произведение опубликовали в журнале «Современник».
Во время путешествия на фрегате «Паллада» писатель с первых дней начал вести подробные записи, которые потом легли в основу произведения «Фрегат “Паллада”», опубликованного в 1858 году. В литературных кругах книгу высоко оценили и посчитали ее беспрецедентной.
Следующее произведение вышло в 1859 году. Это был роман, ставший необычайно популярным, – «Обломов». Благодаря ему появилось новое определение – «обломовщина». Гончаров работал над романом в течение 12 лет с перерывом на путешествие. Это произведение принесло ему огромный успех.
После выхода в свет «Обломова» писатель возвращается к созданию произведения «Обрыв». На то, чтобы написать этот роман, у Гончарова ушло 20 лет, хотя идея книги родилась еще в 1849 году, когда он пребывал в Симбирске. Иван Александрович хотел передать атмосферу российской глубинки, где процветал еще не отживший свое патриархальный быт, но уже пустил побеги новый уклад жизни. Во время работы писатель часто впадал в уныние и несколько раз хотел оставить «Обрыв» недописанным, но все-таки закончил его. Это произведение завершило трилогию, отражающую определенный этап истории России.
Впервые роман напечатали в 1869 году в журнале «Вестник Европы». После публикации заключительной части трилогии Гончаров больше крупных произведений не писал. Он работал над созданием нескольких очерков – «По восточной Сибири», «Слуги старого века». Некоторые из этих произведений опубликовали уже после смерти автора.
Смерть Ивана Гончарова
Иван Александрович Гончаров умер от воспаления легких в ночь на 15 сентября 1891 года. Ему было 79 лет. Похоронили писателя на Новом Никольском кладбище. Позже, в 1956 году, провели перезахоронение на Литераторских мостках Волковского кладбища.
Источник
Жизненный и творческий путь Ивана Александровича Гончарова Портрет И. А. Гончарова кисти И. Н. Крамского 1812 – 1891 г. г.
«Читать Гончарова – истинное наслаждение, он современен в самом высоком смысле этого слова. И тем, кто сейчас впервые читает книги Гончарова, и в первую очередь его «Обломова» , можно только позавидовать – их ожидает открытие неведомого, чудом сохранившегося и вечно нового старого мира» . Игорь Кузнецов
Иван Александрович Гончаров родился 6 июля 1812 г. в Симбирске в полудворянской – полукупеческой семье. Отец, Александр Иванович, состоятельный купец. Он вёл хлебную торговлю, несколько раз выбирался городским головой. Воспитанием занималась мать будущего писателя. Авдотья Матвеевна Гончарова, мать писателя
Первоначальное образование получил дома под руководством отчима, помещика Н. Трегубова, человека просвещённого. Мальчик воспитывался в частном дворянском пансионе. Здесь он изучал иностранные языки, литературу. Уже в детстве мальчик прочитал произведения М. Ломоносова, Д. Фонвизина, В. Жуковского, сочинения французских просветителей. Однако больше всего мальчик любил читать книги о путешествиях и приключениях Дом, где жил И. А. Гончаров
В 1822 году И. Гончаров поступил в Московское коммерческое училище. Тягостные воспоминания о бездарных учителях, о рутинном преподавании остались у будущего писателя. Восемь «горьких лет» провёл он здесь, но учёбу не бросил. В 1831 году он уже становится студентом философского факультета Московского университета. И. Гончаров учится на словесном отделении. Его не интересовала общественнополитическая жизнь, он мало занимался философскими вопросами, зато очень много знал по истории и теории литературы, преклонялся перед гением А. Пушкина, увлекался архитектурой, изобразительным искусством. Студент Гончаров был самым заядлым любителем театра.
Закончив университет в 1834 году, юноша уехал в родной Симбирск и работал чиновником особых поручений при губернаторе. Но уже через несколько месяцев он переехал в Петербург и стал переводчиком в министерстве финансов. Первые десять лет жизни в столице принесли ему большую пользу как писателю, много взявшему из своих наблюдений над бюрократическим и коммерческим миром Петербурга. Но о своей службе в министерстве И. А. Гончаров всегда вспоминал с отвращением, может, потому он все свободное время посвящал литературе. В эти годы И. Гончаров часто бывал в салоне художника Н. Майкова. Дружба с этим семейством сыграла большую роль в его жизни. Он учил детей Майкова (Апполона) литературе и латинскому языку.
Первой публикацией И. А. Гончарова стала повесть «Счастливая ошибка» . И хотя она вышла только в рукописном журнале, всем стало ясно: родился талантливый писатель. Только в 1844 г. был начат роман «Обыкновенная история» . Через три года он появился в свет в журнале «Современник» . В 1846 г. И. Гончаров встретился с В. г Белинским, который оказал влияние на его духовное развитие. Н. Майков Портрет Гончарова Романтик и мечтатель по натуре, он приезжает из провинции в Петербург, полный радужных надежд. Александр надеется найти любовь, надежд заслужить уважение, славу и почёт. В столице его берет под опёку дядя Петр Адуев, человек умный и практичный. Он высмеивает племянника за его стремление к возвышенному и советует заняться делом.
Жизнь ставит Александра в такие ситуации, что его мечтательность, наивность, стремление к идеалу уступают место полному разочарованию. В конце концов Александр меняет романтичность на мечты о браке по расчёту и о карьере. К. Горбунов Портрет И. Гончарова, 1840 -е годы. Гончаров читает Белинскому «Обыкновенную историю»
В 1849 году И. Гончаров создаёт первые главы романа «Обломов» Только неожиданные события в судьбе заставляют писателя отложить работу над романом.
Кругосветное путешествие Осенью 1852 года вице-адмирал Путятин организует на фрегате «Паллада» кругосветное путешествие к берегам Японии и Америки. В составе экспедиции секретарь начальника Иван Александрович Гончаров. Его задача- описать всё путешествие. 1847 год В течение двух с половиной лет он посещает Англию, Южную Африку, Китай, Японию. В феврале 1855 года он возвращается в столицу через Сибирь и Заволжье. Фрегат «Паллада» рис. И. Гончарова
Новая служебная деятельность Вернувшись в 1855 году в Петербург, И. А. Гончаров получает должность цензора. Эта работа вынуждала автора прочитывать буквально десятки тысяч страниц в год, что серьёзно пошатнуло здоровье писателя. Уйдя в отставку, он едет за границу, затем в родной Симбирск, что даёт ему силы для создания новых произведений. Только через два года Гончаров возвращается к работе и вскоре становится редактором газеты. Фотография И. Гончарова 1850 -х годов
С 1862 года И. А. Гончаров снова редактор, член Совета управления по делам печати. Только окончательно уйдя в отставку, он спокойно работает над романом «Обрыв» . В 1869 году роман выходит в свет. Этот роман была моя жизнь: я вложил в него часть самого себя, близких мне, родину, Волгу, родные места, всю родную мне жизнь. И. Гончаров 1861 год
В 1870 -80 годы И. А. Гончаров выступил как талантливый критик. В критических статьях «Мильон терзаний» , «Лучше поздно, чем никогда» , «Заметки о личности Белинского» нашли отражение его размышления о взаимоотношениях автора и публики, читательском восприятии книг. П. Ф. Борель И. Гончаров в своём рабочем кабинете.
И. А. Гончаров всегда писал медленно, натужно. Не раз он жаловался, что не может быстро откликаться на события современной жизни: они должны основательно отстояться во времени и в его сознании. Все три романа И. Гончарова были посвящены изображению дореформенной России, которую он хорошо знал и понимал. Те процессы, которые происходили в последующие годы, по собственным признаниям писателя, он понимал хуже, и не хватало у него ни физических, ни нравственных сил погрузиться в их изучение. Но Гончаров продолжал жить в атмосфере литературных интересов, он вёл обширную переписку с друзьями- писателями, лично общаясь с другими, не оставляя и творческой деятельности.
Последние годы больной писатель жил замкнуто, одиноко. Он часто поддавался душевной депрессии, стал подозрителен к людям. Своё состояние он завещал семье своего старого слуги. Так и остался в памяти читателей Иван Гончаров как автор трёх романов с буквы О: «Обыкновенная история» , «Обломов» , «Обрыв» . 12 сентября 1891 года он простудился. Болезнь развивалась стремительно.
В ночь на 15 сентября 1891 года, будучи уже дряхлым стариком, И. А. Гончаров умер от воспаления лёгких. Перед смертью писатель сжёг всё написанное в последние годы. Писатель на смертном одре, фото 1891 г.
Памятник писателю в Рыбинске Памятник на могиле в Петербурге.
В Ульяновске именем И. А. Гончарова названа центральная улица города, существует музей писателя, памятник, мемориальная беседка. Памятник писателю в Ульяновске Мемориальная беседка
Источник
Эпоха, сменившая проникнутые пафосом отрицания шестидесятые, ознаменовалась поисками положительного идеала. Такие идеалы были найдены в среде русской интеллигенции. В это время П. М. Третьяков начинает заказывать Ивану Николаевичу Крамскому портреты лидеров русской культуры. Портретная галерея увлекала Крамского. Портреты Крамского – это целая галерея ярких образов его современников: ученых, писателей, художников, композиторов. 26 сентября 1869 года Крамской отправляет Третьякову письмо: “Поручение Ваше написать портрет Ивана Александровича Гончарова, к моему крайнему сожалению, не может быть исполнено скоро, так как я уезжаю в первых числах октября за границу на два месяца. Однако же имея в своем распоряжении целую неделю, а может быть и десять дней, я сегодня же был у Гончарова, полагал начать портрет немедленно, но Иван Александрович предпочел отложить до моего возвращения, потому, как он сказал, что надеется к тому времени сделаться еще лучше. Во всяком случае, портрет ближе января быть у Вас не может”. Третьяков очень торопил с портретом Ивана Александровича Гончарова, а тот все не соглашался позировать. Писателю уже было под шестьдесят, он дописывал свой большой роман “Обрыв”, чувствовал себя нездоровым и находил разные предлоги, чтобы оттянуть позирование для портрета, вернее, совсем отказаться, и только настойчивость и упрямая воля Крамского заставили его согласиться. Крамской был доволен работой. Темой бесед писателя и художника во время сеансов явилась картина Крамского “Христос в пустыне” (1872), поразившая автора “Обломова” своей философской глубиной. “Они вели беседы о живописи, о картине “Христос в пустыне”, которая вызывала глубокие мысли у писателя.”* 6 марта 1874 года И.Н.Крамской сообщает П.М.Третьякову о том, что портрет Гончарова уже начат и что он работает над ним каждый день. “Сидит он [Гончаров] хорошо и совсем стал ручным”. (Переписка И.Н.Крамского, т. I. “Искусство”, М., 1953, стр. 81). Писатель и критик П.А.Плетнев пишет в своих воспоминаниях о Гончарове: “Мне было лет тринадцать, но я живо заинтересовался личностью писателя, о котором уже много слышал. Сильно запечатлелась в моем уме его наружность, его внешний облик, так что я только таким могу себе его представить до сих пор. В портретах Гончарова, наиболее распространенных, он представлен обрюзглым, вялым, лысым стариком, ничуть не дающим о нем верного понятия. В пору своего расцвета Гончаров был полный, круглолицый, с коротко остриженными русыми баками на щеках, изящно одетый мужчина, живого характера, с добрыми, ласковыми светло-голубыми глазами. Это был тип наших старых бар, горячо любивших Россию и весь ее патриархальный уклад, но при этом признававших западную культуру и ее “святые чудеса”, как говорил Герцен. Гончаров же по внешности, по манерам носил отпечаток тех русских свойств, которые так ярко выступили в его произведениях. Тут смешались и доброта и упрямство, скромность и вместе с тем гордость и некоторое славянское эпикурейство”. * Лощиц Ю.М. Гончаров. ЖЗЛ. (Из главы “Портрет”). – М., 1986. Ресурсы интернета: И. А. Гончаров в воспоминаниях современников на feb-web.ru ФЭБ: Бибиков. И.А.Гончаров ФЭБ: Дановский. Постижение художественного мира И.А.Гончарова в средней школе | Гончаров И.А. Жизнь и творчество Гончаров И.А. Основные даты жизни и творчества Гончаров И.А. Обломов Вайль П. Обломов и “другие”. Гончаров Иллюстрации к роману “Обломов” (Эпизод “Приезд Штольца к Обломову”) Гончаров И.А. Библиографический указатель (по журналу “Литература в школе”) |
Источник
По нынешним меркам Наталья Пушкина стала вдовой в очень юном возрасте – в 24 года. В наследство от брака с поэтом ей досталась лишь дурная слава да четверо погодков – два мальчика и две девочки. Старшей дочери на тот момент было неполных пять лет, младшей – восемь месяцев.
По наказу мужа она с сестрой Александрой уезжает в деревню на два года
С сестрой Екатериной, ставшей женой Дантеса, они навеки прощаются. Сёстры плачут, понимая, что их пути расходятся навсегда.
Два года Наталья Николаевна проводит траур у матери в калужском имении Полотняный завод. За это время она лишь раз выбирается в Михайловское, чтобы поставить памятник на могиле мужа.
Спустя обещанное время Наталья Николаевна возвращается в Петербург, но не спешит появляться в свете
Покупка шляпок и шитьё модных туалетов отходит в прошлое. Опекунский совет вручает жене поэта 50 тысяч рублей за посмертное издание произведений Пушкина, и она не берёт оттуда ни копейки, желая дать на эти деньги образование детям.
Лишь спустя ещё четыре года Наталья Пушкина начнёт появляться на балу. Но теперь цели вдовы поэта не будут иметь ничего общего с прежними развлечениями. Понимая, что её усилий недостаточно, она хочет напомнить о себе и заручиться покровительством сильных мира сего.
Почти все портреты Натальи Николаевны этого времени созданы по инициативе П. А. Вяземского, в то время сильно увлечённого вдовой Пушкина. На этих акварелях, датированных 1841-1849 годами, Наталья Николаевна разная, и хоть она по-прежнему прекрасна, однако строга и холодна.
Владимир Гау, портрет Натальи Николаевны Пушкиной, бумага, акварель, 1842
Когда вдовству Натальи Николаевны исполнилось пять лет (момент запечатлён на портретах выше и ниже этого отрывка текста), ей пристально заинтересовался князь Голицын. Через доверенное лицо он предложил ей руку и сердце на одном лишь условии: её дети должны были расти на отдалении от их супружеского гнезда. Материальные издержки не проблема, но наследники поэта должны были переехать в закрытый пансион.
Владимир Гау, портрет Натальи Николаевны Пушкиной, бумага, акварель, 1842-1843
Наталья Николаевна раздосадована и отвечает, что кому её дети в тягость, тот ей не муж! Тут становится понятно, что жена Пушкина вовсе не холодная пустышка, которую интересуют лишь наряды и балы.
Среди поклонников вдовы был и Николай Аркадьевич Столыпин, и упомянутый выше женатый Пётр Андреевич Вяземский, и неаполитанский дипломат граф Грифео… Но выходит она за небогатого генерала Петра Петровича Ланского, сослуживца своего брата Ивана. Грязные слухи не заставляют себя ожидать. В свете говорят, что этот брак – лишь прикрытие романа вдовы с императором, а для ни разу не женатого генерала – средство продвижения по карьерной лестнице.
Владимир Гау, портрет Натальи Николаевны Пушкиной, бумага, акварель, 1844 г. В. Гау. Портрет П. П. Ланского. 1847 г. (?) Райт Томас, Пушкина Наталья Николаевна (Гончарова, Ланская), бумага, акварель, 1844 г. Примерно такой видит Наталью Николаевну убеждённый холостяк Пётр Петрович Ланской
Время расставляет всё по своим местам. Пётр Ланской оказался добр не только к жене, но и официально взял опекунство над её старшими детьми. У Натальи Николаевны и Петра Петровича одна за другой рождаются три дочери. Кроме своих семерых детей Ланские удочеряют Софью, дочь умершего родственника Ланского.
Владимир Гау, портрет Натальи Николаевны Пушкиной, бумага, акварель,
1849г. Владимир Гау, портрет Натальи Николаевны Пушкиной, картон, акварель, белила,
1849 г.
Под влиянием жены в 1847 году генерал-майор Ланской учреждает в своем полку детский приют для солдатских сирот. Другим детям из бедных семей приют помогает материально.
Дети от двух браков Натальи Николаевны дружны, а в конце 40-х годов дом Ланских часто навещают дети друзей. Наталья Николаевна дорожит семейным счастьем и не даёт ни единого повода для сплетен.
В последние годы жизни Наталью Николаевну Ланскую мучили приступы кашля. Осенью 1863 года, возвращаясь с крестин внука, Наталья Николаевна подхватила очередную простуду, которая быстро переросла в воспаление легких. Измотанная постоянными болезнями, женщина не смогла оправиться и вскоре умерла. Ей был 51 год.
Берегите близких!
Ваша К. С.
Ставьте лайк, чтобы видеть больше таких публикаций! Подписывайтесь на мой канал!
Жизнь Натальи Гончаровой и Александра Сергеевича Пушкина в пяти графических портретах
Источник